Черное море маршрут. Он что, с Урала? Что брать с собой в путешествие на море

Обновлено: 28.02.2019

Олег Лажечников

54

Заново открыл для себя автопутешествия, прям охота замутить долгий трип по Европе, большой круг такой на месяц. Но это как-нибудь потом, а пока буду выбираться в короткие трипы, пусть и хотелось бы подольше находиться на одном месте, пожить в новом городе/стране, но лучше так, чем вообще никак, тем более и за короткое время можно материала насобирать.

А вообще очень легко одному путешествовать, никаких забот, предоставлен сам себе, только дорога и работа. Вернулся же и голова сразу кругом. Надо редактировать видео и продолжать искать фишку, я же месяц решил снимать, даже если не выкладываю ничего, надо писать путеводитель про Красную Поляну и посты про те достопримечательности, где я был, подтягивать хвосты (посты, которые никак руки не доходят написать). И при этом мы еще сейчас поедем в Сочи, потом в Москву, откуда я повезу Егора на реабилитацию и по возвращению с нее хотел бы укатить в Сербию, к которой надо готовиться. Плюс надо решать кучу сопутствующих вопросов. Как это все совместить и успеть, не представляю, не знаешь, за что хвататься. Всегда поражался тем людям, которые одновременно ведут несколько совершенно разных направлений.

Мой завтрак в Кринице — никаких забот

Пока был один и катался на машине, моя продуктивность была довольно высокая, сколько всего успел, прям крылья вырастали от успеваемости. А приехал к семейству и все, как в нерабочее болото попал, морально тяжело работать, либо я с Егором и в теме особых детей, либо я таки путешественник-блогер. В очередной раз понял, что мне нужна своя комната или вообще офис, чтобы не вовклекаться в процесс. А то глупо получается, я сижу в квартире и вроде как не с Егором (он просто рядом), но ощущение, что полностью вовлечен в процесс. Не удивительно, что я потом не могу часто заменять Дарью, потому уже «устал» от Егора. Срочно надо отделять рабочее место от места проживания (да-да, давно об этом речь идет, сейчас вот только определимся, где будем жить), и тогда получится меняться ролями, типа я 3 дня работаю, потом 3 дня с Егором, а в это время Дарья свои дела полноценно делает и точно также не дома.

Выводы про Сочи

Пока я находился в районе Сочи, впору было влюбиться в него. По ходу это самое лучшее место у нас в стране. Да, я не был тут еще в разгар зимы, но по рассказам разных людей, мне тут понравилось бы в целом в плане климата, лучше просто некуда. Ну, если ограничиваться Россией. А количество активностей какое, а? Хочешь на лыжи в Красную Поляну зимой, хочешь трекинг в горы круглый год, да и море под боком, можно серфом заниматься или просто купаться. Больше всего, конечно, понравилась возможность прогулок по лесу и горам, или велопокатушек, это вам не в Бутовском парке гулять или просто по спальному району среди многоэтажек. Причем, весь этот регион довольно симпатичный визуально, Красная Поляна (а точнее Эстосадок и Роза Хутор) вообще, как Европа выглядит, приятно глазу. И Адлер преобразился сильно, тоже «европейский». Разруха есть, куда же без нее, но если сравнивать с каким-нибудь Саратовом, то земля и небо просто.

Да, и фрукты тут проще найти нормальные. Инжир с дерева, хурма, орехи, виноград местный, не проблема. Ассортимент в Магнитах не очень, но есть рынки.

Фото из поездки

Напоминаю, что основное место, куда я сейчас выкладываю фотографии по ходу путешествия и жизни, это , удобно смотреть на смартфоне, если подписаться. А вот мой канал на Youtube .

Так как не все следят за мной в соц сетях, то вот с десяток фотографий из поездки, но не тех, что уже выкладывал, а сделанных на нормальный фотоаппарат. Побывал я в Красной Поляне, в Эстосадке и Роза Хутор, поднялся на Роза Пик и полазил в веревочном парке, посетил и парк в Адлере, гору Ахун и статую Прометея около Сочи, погулял по , посмотрел и около Лазаревского, около Геленджика, и в Кабардинке, в Новороссийске. 4 ночи провел в квартире на Красной Поляне, ночь у друзей под Кудепстой, 2 ночи у друзей в Сочи и 4 ночи в машине, где придется. Еду ел в основном просто из магазина и немного готовил на горелке. Вот и весь трип:) Как туда добирался уже и отдельно у меня еще пост есть про со всеми нюансами.

Роза Хутор с высоты — выглядит, как Европа

Иллюстрация на тему — в таком месте я хотел бы жить

Комплекс «Моя Россия»

Лето 2013 года в Европейской части России выдалось откровенно паршивое. Может, кому-то и повезло, а мы заметили только холод и дожди. Может, конечно, по контрасту с Египтом, а может это была самая что ни на есть «объективная реальность, данная нам в ощущениях».

В общем, мерзнуть в палатке уже не хотелось совсем. Осенью предстоял очередной переезд в Азию, а тепла хотелось уже летом в России. Вспомнив, как в июне мы чуть не дали дуба на Сперанского , мы решили смотаться на Черное и Азовское моря своим традиционным летним способом – автомобильно.

Тем более, у нас на северах лето уже клонилось к закату, и надежды на просветление не было – середина августа. А вот там, на югах, все еще было в самом разгаре, да еще и фрукты поперли.

2600 км в одну сторону впечатляло. Но, в конце концов, по Карелии за каждый сезон мы наматывали не менее 4000 в общей сложности, поэтому лишние полторы-две тысячи километров, собственно, бешеной собаке были уже не крюк

Проверили машину, проложили маршрут. Планировалось так: СПб-Москва-Волгоград (были попутные дела под Волгоградом)-Ростов-Краснодар-Темрюк-Тамань, далее по побережью Черного моря через Анапу-Новороссийск-Геленджик, а дальше как пойдет.

Обратно планировали вернуться через Краснодар, но подъезжать к нему по горной дороге через Джубгу и Горячий ключ. Забронировали отель по ходу маршрута только в Волгограде, не были уверены, что дальше будет складываться все так, как хотелось, да и время в дороге не всегда предсказуемо из-за пробок, особенно на участке «СПб-Мск» .

Но до Волгограда уложились по графику. Расстояние от Москвы до Волгограда (около 800 км) проехали за один день, как и планировали. Про дорожные подробности – отдельная история, так что особенности этого плана я сейчас опущу.

Первые впечатления – Волгоградская и Ростовская области

Самый жуткий климат, как выяснилось, не за полярным кругом А в степи. Растений нет, точнее они есть, но быстро все высыхают, и их так критически мало, что никакого поглощения углекислоты с последующим выделением кислорода не происходит. В результате дышать нечем.

Странно, но в пустыне воздуха куда больше. Море? Но и внутри пустыни не было так сурово. Влажность в пустыне – от 10 до 60% (последнее случается редко, чаще – от 20 до 40) . А тут, как ни крути, от 40 до 80%, и в тот светлый момент явно было больше 60%… К тому же, в пустыне по ночам холодно, приток свежего воздуха обязательно случается, какая бы ни была жара днем. В этом мы убедились во время своих неоднократных уже позже.

В общем, если по-простому – дышать в степи летом просто нечем. Ближе к берегу моря, конечно, сильно легче. Но все равно жестко, как оказалось.

День, проведенный на Дону, привел к тому, что мы оба просто засыпали, а надо было ехать дальше. Организм, успев сначала привыкнуть к сухой жаре, потом с трудом, но перестроившийся на холод и большую влажность, получил удар по голове солнцем, а влажность при этом осталась не сильно меньше…. И офигел

День, проведенный на Азовском море, был уже получше, но все равно тяжеловато. Остановиться на Азовском море на ночь можно здесь: http://www.kuchuguri24.ru/nomera/lyuksy-s-vidom-na-more/nomer-tridtsatyy-lyuks/ Когда мы подъехали к Геленджику, солнце жарило так, что я такого даже в Египте не помню, чтобы кожу вот буквально жгло….

Тамань

Тамань – тихий городишко, но общая атмосфера отдает тоскливой задумчивостью. Кругом моря – плоские поля, виноградники или просто степи, местами – еще какие-то посадки. Но все в основном с редкими деревцами, выжженные солнцем пустоты.

Само море – жемчужно-серое, небо – практически белесое… Вспоминаешь поневоле ту самую депрессивную лирику Лермонтова. И, в общем, соглашаешься – что там еще можно было написать?

На косе Тузла (напротив Керчи) – отличный песчаный пляж , мелкое море, но реально нет вокруг ничего, глазу не за что зацепиться. Чтобы устроить там пикник (например), нужно везти с собой тент. Были у нас шальные мысли переночевать прямо на косе, благо как раз тент, палатка и прочее у нас было с собой, но народу все-таки многовато для лагеря.

Никто не даст гарантии, что ночью кому-то спьяну не придет в голову устроить дебош под громкую музыку. Решили все-таки сильно не тормозить на косе.

Вообще, до побережья ночевали в отелях, бронируя их по дороге. Нашли какой-то дом отдыха под Темрюком (станица Голубицкая), ехали долго по ночной степи с редкими деревьями вдоль дороги , кругом – тишина и полный мрак. А приехали – стоит дом отдыха посреди полей, практически, и жесткого кустарника, но там есть жизнь, вода, отдыхающие и даже сервис

Вот как раз после этого дома отдыха, переночевав, позавтракав, мы и оказались на косе.

Черноморское побережье

Поехали дальше, в сторону Анапы. Пошли холмы, поросшие лесом из можжевельника и прочих южных растений, глазу стало поприятнее, пейзажи открывались красивые.

Я, кстати, постоянно останавливался в разных точках, где открывались какие-то интересные виды, дорога от самой Анапы идет вдоль Черного моря и местами – через горы…. Временами приходилось снимать из окна машины, поменявшись с женой – когда вела она, и если запрещено было останавливаться – уж лучше так, чем никак.

Видимость в море просто ужасает. Да, я в курсе, что Красное – одно из самых прозрачных. Но, блин, как же тяжело смириться с тем, что все дно Черного моря покрыто серыми и бурыми водорослями, а рыбки в нем все как одна – того же бурого цвета, за редким исключением, но таких цветов, как в Красном, конечно же, нет близко.

А главное – грязное оно, как ни крути. Мутное. 5-6 метров – максимум видимости. И тут где-то есть дайвинг …. Блин, на ЧТО они тут смотрят? Или чисто из-за азотки ныряют, «шоб торкнуло»?

Но если сильно не придираться к «внутренностям» моря, есть в нем, с другой стороны, что-то притягательное. Не столько в самом море, сколько в природе вокруг. Вот эти поросшие зеленью холмы, специфический запах деревьев (особенно можжевельника), сады-виноградники, бахча и изрезанное обрывами, перевитое серпантинами побережье – есть в этом что-то притягательное.

Мы все в каком-то смысле родом из детства, а наши детские впечатления порой родом из Черного моря . Потому что для всех советский детей именно оно было символом настоящего отдыха, чего-то необычного, особенного, какой-то возможной в том времени, в той стране и том поколении сказки.

Сказки у нас теперь другие. А вот что-то светлое все равно осталось к нему. Несмотря на бурые водоросли, плохую видимость и очевидную грязь.

Курортные городишки

В курортных городках отдыхающих просто прорва. Я все думаю – это все невыездные? Патриоты? Ну реально ведь не дешевле, чем ехать в Турцию или Марокко, а в Египет было вообще совсем дешево, пока лавочку временно не прикрыли…

Посудите сами – средний номер в отеле или на базу отдыха – около 2000 в сутки. В частном секторе — 1500. Ну может, оптом дешевле еще. Но все равно на 2 недели выйдет 20-ка по-любому. Плюс дорога. Дешевле она будет только если ехать в плацкарте. А билеты на самолет стоят сюда дороже, чем в Турцию и в прочие аналогичные. Плюс еда. Ну никак не будет дешевле полтинника на двоих.

Тур в дабл в Турцию или Марокко на все включено стоит столько же. Да и Грецию можно найти тоже не сильно дороже, Черногорию…. Вот в дикости тут интересно шариться, а в этих переполненных городках?

До моря многие ходят по километру. Кто-то ездит на маршрутке. «До моря – 200 метров» — это просто шик. А в той же Турции от отеля до пляжа метров 50, причем не по пыльной улице с автомобилями, а по ухоженной территории отеля.

Что же это, интересно? Патриотизм такой странный? Или ужас перед заграницей? Причем реально ведь местами грязно (на пляжах и в самом море), и на улицах, хоть и убирают, однако совковый менталитет и культуру никто не отменял. Грязно в населенных местах, откровенно грязно…..

Хотя удивление вызвало, как активно стал развиваться частный сектор в плане жилья. Теперь комнаты не сдают, как в старые добрые времена (а мы такое еще застали студентами, жили в комнатах, удобства на улице, душ – один на всех, деревянная кабинка с канистрой наверху и примитивной лейкой, вода естественно холодная, если только от солнца достаточно нагреется….)

Теперь эти частные дома успешных арендодателей стали разрастаться. Кто-то достроил крыло, кто-то – этаж, кто-то сломал старый дом и построил новый по типу мини-отеля. Но суть теперь другая.

Сдают комнаты типа гостиничных номеров. Комнатка как комнатка, но в ней свой душ-туалет. Душ, конечно, «в пол», без ванны, но прогресс! Именно так мы заночевали в Кабардинке. Выехав с утра дальше, как раз удивились количеству отдыхающих на улицах (на пляж не заходили, испугались)

И окончательно поняли, что достаточно наелись дорожной пыли насмотрелись дорожных красот, и пора уже в дикость, как можно дальше от всей этой «цивилизованности».

Строительство моста в Крым идет полным ходом, однако в этом туристическом сезоне все еще придется обходиться паромами. Загрузка паромов в разгар сезона прогнозируется весьма приличная. Посему визит на полуостров отложим до лучших времен и рассмотрим более простые и быстрые маршруты недельных путешествий на машине к синему Черному морю.

Для европейской части России главной артерией, связующей страну с черноморскими курортами, является трасса М4 «Дон», несмотря на достаточно длинный участок ремонтов и ростовские пробки. Платная трасса с ограничениями на некоторых сегментах аж до 130 км/ч позволяет добраться от столицы до черноморской развилки трассы М4 всего за один световой день. Для этого, правда, придется выехать из Москвы в районе 5 утра, но зато, даже с учетом пары остановок на обед и дозаправку, уже в сумерках вы будете в районе Джубги, оставив за спиной без малого полторы тысячи километров дорог и 840 р. за право проезда по ним.

У Джубги, где, упираясь в Черное море, трасса М4 расходится в две стороны, предстоит сделать выбор: налево свернешь, в Туапсе и Сочи попадешь, направо повернешь - в Геленджик, Новороссийск и Анапу приедешь. Тем, кто не любит сидеть на одном месте и стремится на юг не только для того, чтобы пролежать весь отпуск на пляже, советуем не зацикливаться на одном курорте, а неспешно прокатиться вдоль всего побережья, останавливаясь на пару дней в разных городах: так и впечатлений наберется побольше, да и пляжи отыщете получше. Сегодня рассмотрим «восточное крыло» побережья - от Джубги до Анапы или наоборот. Выбирая этот маршрут для путешествия на машине, лучше всего, не спускаясь к джубгской развилке, уже за Краснодаром сразу свернуть на трассу А146, сократив таким образом путь через печально знаменитый Крымск.

В последние годы в Анапе выросло огромное количество частных мини-отелей самого разного уровня. Конкуренция высока, и за счет этого цены, даже в сезон, вполне приемлемые. Это притягивает в Анапу огромное количество бюджетных туристов, и пляжи в сезон забиты почти как в курортных кинофильмах советских времен - ступить некуда. Качество отдыха при этом оставляет желать лучшего: вода на мелководье и в лиманах местами зацветает и весьма насыщена бактериями. Обязательно стоит съездить полюбоваться дюнами Витязевского лимана (в сезон въезд на прибрежную косу платный - 200 р.), но надолго задерживаться здесь не стоит: на побережье есть и более интересные и не столь перенаселенные безлошадными туристами места.

Выехав из Анапы по побережью на восток в сторону Новороссийска, уже через полчаса вы окажетесь в районе заповедного озера Сукко с его болотными кипарисами и знаменитого мыса Утриш. Здесь можно посетить дельфинарий (впрочем, их еще много попадется на нашем пути вдоль моря), искупаться и перекусить. Ресторанов и закусочных множество. Самое дорогое и пафосное заведение «Форт Утриш»: с замечательным видом и очень небюджетными блюдами.

Следующей остановкой нашего черноморского маршрута по логике должна стать «русская Шампань» - знаменитый винодельческий регион АбрауДюрсо. Если вы путешествуете на легковом автомобиле, добраться туда можно только одним путем - вернувшись на трассу, а затем вновь свернув на юг перед Новороссийском. Для тех же, в чьем распоряжении имеется внедорожник или кроссовер, есть альтернативный красивейший маршрут через Утришский заповедник. Дорога весьма скверная, зато проходит через реликтовые леса, ущелья и пустынные пляжи с достаточно чистым морем. Нужно быть лишь готовым к тому, что 40 км пути до Абрау растянутся для вас без малого на три с половиной часа и станут не самым легким испытанием для подвески любого внедорожника.

Но вот среди зелени проступает синяя гладь озера Абрау. За несколько последих лет в окрестностях озера также отстроилось множество частных, в основном бюджетных отелей: по большей части - в поселках при выезде из АбрауДюрсо в сторону Новороссийска. Но если вы хотите отдохнуть с комфортом, попивая элитные сорта местных игристых вин у бассейна с видом на озеро, лучше забронировать номер в отеле «Империал Hotel & Champagne Spa», расположением и уровнем сервиса вполне оправдывающем каждое слово своего длинного имени. Вообще, в Абрау вполне логично будет задержаться на пару дней: попить игристых и тихих вин, покататься по виноградникам, съездить на озеро лотосов... А затем - отправиться дальше на восток через Новороссийск в сторону Геленджика.

В самом Новороссийске обязательно стоит заехать к морвокзалу, где можно побывать на уже 15 лет стоящем тут на приколе крейсере «Михаил Кутузов». С парковками в районе набережной, правда, беда: придется намотать несколько кругов, чтобы найти место, где приткнуть машину.

Экскурсия по заводу и историческому комплексу Абрау-Дюрсо как правило завершается дегустацией элитных сортов игристых вин, поэтому лучше ехать в Абрау с ночевкой

Зато большая часть остальных памятников и достопримечательностей города (в основном связанных с его героическим прошлым) располагается прямо вдоль дороги, ведущей в Геленджик. На Новороссийском серпантине при выезде из города есть две смотровые площадки с замечательными видами на Цемесскую бухту. Особенно примечательна вторая, с грандиозным гранитным мемориалом «Морякам революции», в июне 1918-го затопившим в Цемесской бухте 16 кораблей Черноморского флота, чтобы не передавать их Германии согласно Брестскому договору. Наряду с Цусимой этот эпизод стал одной из самых черных страниц в истории отечественного флота в XX веке.

Стрелки с профилями судов указывают направления и расстояния до тех мест Цемесской бухты...

Где летом 1918-го были затоплены корабли Черноморского флота

На парапете смотровой площадки установлены бронзовые стрелки-указатели, указывающие направление и расстояние до каждого затопленного корабля.

За мемориалом Новороссийский серпантин переходит в более или менее прямой участок трассы «Дон», и уже через 15–20 минут вас приветствуют надпись «Город-курорт Геленджик» и довольно строгий пост ДПС: на всякий случай будьте готовы «дыхнуть в трубочку».

Геленджик в последние годы активно застраивается современными зданиями и понемногу расцветает. Однако приезжать сюда приятно вне сезона, в апреле-мае. В сезон же кишащий людьми и гудящий, словно улей, Геленджик, прямо скажем, далеко не Рио-де-Жанейро. С голубой мечтой Великого комбинатора его роднит разве что грязное море в бухте. Местные в портовом заливе никогда не купаются, предпочитая принимать морские ванны за городом, на более чистых пляжах. Но безлошадных туристов в заливе пруд пруди: грязь и инфекции в сезон мало кого смущают.

Лучший отель города - Kempinski Grand Hotel может похвастать огромной ухоженной территорией, хорошим спа-центром и собственным пляжем, море на котором, правда, столь же «чистое», как и во всей бухте. Есть гостиницы попроще и подешевле, причем среди них можно найти весьма европейские и качественные. Один из эталонов в среднем ценовом сегменте - новый современный отель «Море», открытый лишь прошлой осенью. На набережной довольно много ресторанов практически на любой кошелек, имеется огромный парк развлечений, контактный зоопарк... но из-за грязного моря в заливе надолго задерживаться в городе все-таки не рекомендуем. Оставьте его на разграбление безлошадным туристам и отправляйтесь дальше на восток по извилистому, но красивому участку трассы «Дон» в сторону Джубги.

В последние годы этот участок дороги постепенно обрастает вполне приличной инфраструктурой. По обочинам появляются хорошие кафе и шашлычные, где можно недорого и вкусно перекусить. За несколько километров до Пшада с правой стороны расположился комплекс Геленджикских дольменов. Вообще дольменов в этом районе превеликое множество, есть даже специальные «дольменные туры». Но большинство из них располагаются в горах, иногда на приличном удалении от дороги. Эти же стоят у самой трассы: просто грех проехать мимо. Затем можно свернуть в Архипо-Осиповку: еще раз искупаться, посетить крокодиловую ферму и очередной дельфинарий, если к тому моменту вы от них окончательно не устанете.

Но вот уже и Джубга, а с ней и уже известное нам распутье трассы М4 «Дон». Направо пойдешь - в Туапсе, Сочи и Абхазию попадешь. Если есть еще одна свободная неделя, почему бы и не прокатиться до Олимпийской столицы, а то и до Сухума. Налево свернешь - в Москву попадешь: один световой день пути, и вы снова окажетесь в Белокаменной...

Геленджик с каждым годом расцветает все больше: строятся отели, расширяется инфраструктура, однако море в бухте по-прежему грязное, местные тут не купаются...

Калькулятор путешествия на машине на Черное море

Транспорт и проживание
Стоимость отеля/отеля (2 меcтный номер), р. от 2000
Средний счет в ресторане, р. 1000
Дорога (автомобиль Skoda Superb)
Общее время в пути, ч 48:28
Протяженность маршрута, км 3250
Средний расход топлива, л/100 км 10,2
Cтоимость топлива, р./л 40
Макс. разрешенная скорость, км/ч 130
Макс. допустимый уровень алкоголя, промилле до 0,3

Рассказ о поездке на машине из Москвы в Сочи (Адлер). Отзыв о дороге, достопримечательности Сочи и фотографии.

Всем привет! Сегодня я расскажу вам о своем отдыхе на территории Краснодарского края. А если быть более точнее, о поездке на машине в Адлер — населенный пункт, который является пригородом Сочи. Отдыхать на море я езжу очень редко, поэтому перед отправлением на курорт были построены грандиозные планы, которые осуществились.

В Сочи я поехал на своем собственном автомобиле, стартовал из Москвы. Дорога конечно, выдалась нелегкой, особенно трудно было ехать по серпантину, который требует к себе особого внимания. Так или иначе, конечный результат стоил этих усилий.

Чарующее Черное море

Москва - Черное море

Как я уже сказал, выезд состоялся из Москвы. Путь из столицы в Сочи пролегает через Тульскую, Воронежскую и Ростовскую область. Грубо говоря, это трасса федерального значения , которая пользуется большой популярностью у автолюбителей (особенно в летний период), когда люди начинают выдвигаться к Черному морю.

Во время поездки (на дворе был июль 2017) я никаких неудобств не испытывал. Даже наоборот, было весьма комфортно по ней передвигаться, ведь совсем недавно на многих участках были проведены дорожно-строительные работы.

Двигаться по серпантину нужно крайне аккуратно и расчетливо. Сами понимаете, когда по обеим сторонам от дороги находятся резкие обрывы, пользоваться педалью газа нужно предельно осторожно. Как только я преодолел горную местность и выехал на финишную прямую, выдохнул с облегчением. До Адлера оставалось не больше 2-3 часов езды.

Серпантин в районе Сочи

Продолжительность всего составляет чуть больше 1600 километров. Это приблизительно, 20 часов езды.

Сочинские горы

В общем, поездка получилась весьма неплохая. Как только я добрался до забронированного отеля (его я еще в Москве забронировал на Booking), сразу лег спать и проспал около пяти часов. Организм требовал отдыха, после которого можно было двигаться куда-то дальше.

Хоть дорога на автомобиле переносится весьма тяжело, но по времени получается значительно быстрее, чем на том же поезде (на нем ехать около 30 часов). Да, самолет точно быстрее, но путешествие на автомобиле предпочтительнее уже из-за финансовых интересов.

Расходы на топливо и "лайфхак"

На бензин я потратил около 6000 рублей в одну сторону. Ехал на автомобиле "Форд Фокус" второго поколения, на котором расход на 100 километров составлял примерно 10 литров. Заправлялся в основном на АЗС "Газпром" и "Лукойл".

Насчет проживания в дороге идей не было. За время движения я один раз поспал в машине. Было это в Воронежской области, уже неподалеку от подъезда к области Ростовской. Останавливаться отдыхать я, если честно, не планировал, просто в один из моментов стал понимать, что глаза начинают слипаться, а тело расслабляется. Это верный признак того, что н ужно отдохнуть.

Доехав до ближайшего поста ГИБДД, я припарковался на стоянке и лег спать. Кстати, это один из "лайфхаков": если вы очень сильно устали и хотите спать, то можно просто-напросто встать на парковку стационарного поста ДПС. Это совершенно бесплатно, на ней вы можете провести сколько угодно времени, да и от недоброжелателей будете защищены.

Достопримечательности Сочи и Адлера

Я посетил немало интересных мест. В Сочи после Олимпийских игр я был впервые, до этого посещал этот город в 2007 году. За это время, разумеется, многое поменялось, если не вообще все. Олимпийский парк и Роза Хутор были двумя главными пунктами в моем списке достопримечательностей, которые планировалось посетить.

Олимпийский парк

Сначала я поехал в Олимпийский парк, который находится на территории Имеретинской низменности. Номер, который я снял, как раз располагался недалеко от этого парка.

Приятно удивлять Сочи начал еще по дороге в парк. Ну совершенно все по-другому. Футуристические дома, интересные здания и хорошо построенные дороги — это все то, что я заметил уже в первые часы своего прибывания в Адлере. Больше всего мне понравилось, что на улицах есть много навигационных надписей и табличек. Чем ближе подъезжаешь к Олимпийскому парку, тем больше начинаешь ощущать тот самый футуризм, о котором я упомянул выше.

Добравшись до парка, я припарковал машину у входа и двинулся внутрь. До чего же огромные эти Олимпийские объекты, обойти их пешком можно только за день, так что если вы хотите насладиться достопримечательностями, а не устать спустя тридцать минут скитаний по территории, то лучше заказывайте экскурсию на электромобилях. Оформить ее можно сразу же у входа в парк, там же расположены пункты проката различных средств передвижения и различные лавочки и ларьки с сувенирами.

Я заказал экскурсию за 750 рублей (полный комплект), а потом еще и взял в прокат велосипед. Продолжительность трехчасового катания обошлась мне в 1200 рублей — удовольствие не из дешевых. По поводу "лайфхаков": берите велосипеды рядом с выходом, потому что чем ближе к центру находятся пункты проката, тем выше там цены.

В Олимпийском парке я провел больше четырех часов. Если вы находитесь в Адлере впервые, обязательно посетите это место. Рекомендую заказать экскурсию, потому что бездумно бродить по территории, не зная истории создания располагающихся вокруг сооружений, не так интересно. Экскурсоводы рассказывают не только сухие факты, но и различные интересные моменты.

Ежедневно в вечернее время (которое может изменяться в зависимости от месяца года) в парке начинают работать поющие фонтаны, система которых встроена в легендарный факел. Струи бьют вверх на высоту до 75 метров, заставляя всех окружающих восторженно смотреть за происходящим. Много в жизни своей я видел поющих фонтанов, но этот самый красивый и органичный. Благодаря мягкому сочинскому климату фонтан работает круглый год без перерывов и выходных, так что приехать и насладиться этим произведением искусства можно даже зимой, было бы желание.

На следующий день после Олимпийских объектов я отправился на Розу Хутор — самый известный горнолыжный курорт Краснодарского края. Поехал я туда на своем автомобиле. От Адлера до Красной Поляны (населенный пункт, на территории которого и располагается этот курорт) ведет . Ехать вы будете недолго, крутых и извилистых участков дороги практически нет.

Красивые вида на Розе Хутор

Лично я ехал на Розу Хутор, чтобы прокатиться на легендарной канатной дороге, фуникулеры которой поднимают людей на высоту до 2340 метров. Впечатлений было куча, поскольку до этого на канатных дорогах я не катался ни разу, а тут первый раз, и сразу на самую высокую точку "Роза Пик".

Виды с канатной дороги

Путь, по которому я передвигался (самый стандартный), состоит из трех подъемных линий, соответственно, трех платформ-стоянок, на которые можно выйти и погулять. Сначала в фуникулере ехать было немного не по себе. Первое время я старался не смотреть вниз.

Особенно остро ощущается ситуация, когда канатная дорога приостанавливается. Такое бывает, когда на чек-поинтах садятся инвалиды или пожилые люди. Секунды остановки над запомнятся надолго.

Уже после первых пятнадцати минут времяпровождения на этом "развлечении" невольно перестаешь испытывать чувство страха. При подъеме на самую высокую точку "Роза Пик" мне снова начало становиться не по себе. Дело в том, что крайний пункт канатной дороги находится в облаках, поэтому когда поднимаешься вверх, создается впечатление, будто фуникулер движется в неизвестность.

В общем, на канатной дороге я провел около трех часов.

Продолжительность отдыха

В Сочи я пробыл неделю. Олимпийский парк и Роза Хутор — самые интересные, на мой взгляд, места. Когда я вдоволь накупался и отдохнул, поехал обратно домой по тому же маршруту.

Дали мне в этом году путевку на наше Черное море, что поспособствовало нашему решению совершить очередное автопутешествие. Собственно автопутешествие банальное, наверное все увлекающиеся его уже совершали.

Поэтому только вкратце:

0. Маршрут: Екатеринбург - Черное море - Красная поляна - Сухум и обратно с заездом в Архипо-Осиповку.


1. Пришло осознание, что нет смысла в первый же день упираться и проезжать максимально возможную дистанцию. Потому что начало движения на следующий день также сдвигается. Поэтому просто поделил дистанцию на 3 части и заранее (еще в мае) на букинге заказал гостиницы по трассе.

Первую гостиницу заказал в какой-то деревне недалеко от трассы, звоню днем, что вечером приеду, мне в ответ - "Афигеть, Вы первые, кто с букинга ко мне едет за два года, думал что это какая-то ошибка и не принимал всерьез". Посмеялись в общем.

2. Летнее время. Раньше было удобнее, на час позже рассветало и темнело. Сейчас же рассветает часа в 4 утра, а просыпаешься и начинаешь движение часов в 7, когда уже солнце высоко. Теряется лишний дневной час. Не сдвигать же режим сна на час ради поездки.

3. Видно, что дороги потихоньку приводят в порядок, уже меньше ремонтов дорог, меньше участков, требующих ремонта, гроза М5 - перевал Сим проходится на ура. Дорога от Саратова до Волгограда, на которой два года назад мы потеряли большую половину дня, проехав всего 300 км, в полном порядке и проходится уже быстро.

4. Повесили кучу знаков типа "не сорить", "дорожники благодарят за чистые обочины" и т. п.

И да, на дорогах чисто и видно, что прибирают. Но стоит отъехать на 5 метров от дороги на привал в поле - вокруг лютый срач. Я не представляю, что движет этими людьми, которые после стоянки не могут свой же мусор собрать в пакет и довезти до ближайшей помойки.

5. Пробки. Рождаются и рассасываются на пустом месте. Например, стоит на обочине разбитая машина, каждый притормаживает, чтобы посмотреть в деталях, что там и как, все это приводит к тому, что за ним притормаживают еще больше и так до полной остановки потока и хвоста на несколько километров.

Тут опять же надо менять менталитет водителей. Типа если ты едешь в стабильном потоке машин, то если начнешь этот поток останавливать, то за тобой все встанет. А если перед тобой все тормозят, то не допускай остановки, медленно, но подкатывайся, потом меньше времени потратишь на старт. Думай не только о себе в общем.

6. Обочечники. Поражают не они, а водители, которые пускают их обратно в ряд. Неужели самим не обидно простоять в пробке кучу времени, а потом пустить ушлого перед собой?

Более того, решил в одном месте перегородить обочину, так получил ругань от следующей машины за собой, которая также стоит в пробке - типа чего это я мешаю нормальным людям проехать, видишь они спешат.

7. Джубга. Дети, смотрите внимательно, через 10 минут мы увидим море, осталось 5 километров. По факту - потенциально бы увидели, но не через 10 минут, а через 5 часов, если бы не стемнело к тому моменту. Это настолько узкое горлышко как на въезд к черноморскому побережью, так и на выезд, что оно перекрывает любое желание ехать на машине к морю. И так там почти каждый день, как я понимаю.

8. Наконец-то реализовал свою давнишнюю мечту - проехать по всему побережью, от Джубги до Сочи. И повезло, что это случилось ночью, на это ушло всего 3 часа (до Лоо).

К слову сказать обратно днем дорога от Сухума до Архипо-Осиповки заняла весь день с перерывом в 4 часа на аквапарк и обед в том же Лоо.

В общем, мечта реализована, галочка поставлена.

9. Отстроили дорожную инфраструктуру Сочи к Олимпиаде конечно классно. Одни туннели в обход Сочи и на Красную поляну чего стоят. В общем, ездить одно удовольствие. Соблюдая скоростной режим конечно же, ибо камерами увешано все. Пару раз все равно превышал скорость, писем счастья не приходило.

Интересно, на чей бюджет упало содержание этой инфраструктуры. Как обычно бывает - денег вложили, мероприятие провели, а потом местная власть загибается на ее содержании. Надеюсь в данном случае это не так.

Впечатления от Абхазии требуют отдельного описания:

1. Государственные регистрационные знаки. Такое впечатление, что сначала навыдавали все красивые комбинации, потом уже - что осталось.

Ну реально - каждая вторая машина имеет или все три одинаковые буквы или цифры или еще какую запоминающуюся комбинацию.

2. Эти же самые половина машин не могут проехать мимо ихней ДПС, чтобы не поприветствовать сигналом или вообще остановиться, перекинуться парой слов с ними. Все живут в одном колхозе, знают друг друга и выставляют это знание напоказ.

3. Полное пренебрежение другими участниками движения - пешеходами. На переходах никто никого не пропускает, на тротуарах паркуются так, что не оставляют прохода вообще.

Особенно поразил один водитель/продавец арбузов - перегородил своей машиной и арбузами абсолютно весь тротуар и половину дороги, так что не только пешеходам, но и машинам надо объезжать по второму ряду. Сколько мы там были - он там стоял. И это дорога на море была, т. е. основной поток людей там ходил.

Недалеко пару раз стояла их ДПС, которая видимо это тоже считало нормальным (видимо были заняты на каждую вторую машину, которая им подавала приветственный сигнал).

У страны, которая 70% доходов имеет от курортного бизнеса, полностью отсутствует понимание, что они должны обеспечивать комфорт отдыхающих. Почему-то в той же Болгарии это понимание есть, там никто так машину не бросит в месте прохода людей к морю и все всех пропускают.

И это не только в части транспортной инфраструктуры. За 6 дней я только в одном месте увидел улыбку у продавца и слова "спасибо/пожалуйста".

Как раз вчера посмотрел репортаж про Абхазию, где у них Министр туризма рассказывал, как у них хорошо, какие у них проблемы и как они их решают, прям хотелось написать ему, что реши вопрос с менталитетом людей, придумайте национальную идею, что все для людей и отдыхающие к вам начнут ездить.

(К слову, такая же проблема и на русском черноморском побережье, но там причины другие.)

4. Полное отсуствие фур. Это радует.

5. Хорошие дороги. Возможно следствие отсуствия фур. А горные дороги должны быть по умолчанию хорошие.

6. Все машины чистые. Вот как раз это у них в крови заложено - машина должна быть чистой.

7. Ну и обычный менталитет южных мужчин-самцов - машина, это не средство передвижения, а продолжение его мужского начала и чем больше он его будет выставлять напоказ (чем сильнее затонированы стекла, ненужных украшений, опять же номера, чем громче говномузыка из говноакустики), тем больше у него будет самок, как он считает. Был там в Сухумском обезьянем питомнике - поведение самцов один в один.

В целом, автопутешествия по европейской части России перестали приносить удовольствия, потому что трассы загружены фурами и уже не получаешь того удовольствия от езды, а только напряги из-за необходимости обгонять эти фуры и стоять в пробках.

Так что следующее путешествие запланировано совсем в другое направление. Если вдруг реализуется, будет о чем написать.

PS. Так как современные информационные технологии в лице интернета дошли до неравнодушных к внучкам бабушек и дедушек, то был заведен инстаграм, куда оперативно сливались все фотки с путешествия, для их своевременного успокоения, что у нас все хорошо. Найдете вот тут: http://www.instagram.com/userovitnik/ , листайте в самое начало.

Спасибо за внимание!