Нормандия и Бретань - самостоятельное путешествие. Полезные советы

Бретань, Нормандия.
День четырнадцатый. 2 октября. К сожалению я забронировал в “Отеле де Роше” только одну ночь. Эх, остаться бы здесь хотя бы денька на 3. Никуда не торопясь погулять по берегу моря, сплавать на прогулочном кораблике на “Семь островов”, но увы…

Прогулочные катера, отправляющиеся на “Семь островов”.

Нас ждёт “Тропа таможенников”. Я долго изучал план Перро-Гирека, и, наконец, решил, что нам надо подъехать на стоянку в середине тропы.

“Тропа таможенников” на плане Перро-Гирека.

Однако балалайка заупрямилась и отказалась распознавать нужную улицу. Пришлось дать ей адрес дальнего конца тропы. В результате она привела нас в самую престижную часть Перро-Гирека к пляжу Трестрау (Trestraou), где находятся Гранд-Отель, Казино и прочие прелести курортной жизни.

Мы оставили машину на большой и абсолютно пустой парковке, обсаженной пальмами, и вышли на променад.

Судя по карте “Тропа таможенников” начиналась на западном берегу бухты. Мы довольно бодро миновали пляж, прошли мимо частных владений и действительно вышли на тропу.

Она петляла по краю обрыва, красивых скал не наблюдалось и лишь вдалеке был заметен каменистый мыс. Когда я прикинул, что до него нам идти не меньше часа, да потом столько же возвращаться обратно, то решил не тратить драгоценное время, а вернуться в Плумана’к и выйти на тропу с другой стороны.

Это повлекло за собой явное недовольство супруги. Перед поездкой она никогда не читает путеводители и отчёты, оставляя всё на меня, поэтому зачастую просто не знает, что мы увидим. Я то знал, что хочу посмотреть и показать жене, ей же было просто приятно гулять по берегу моря. До развода дело, к счастью, не дошло. Примирила нас… часовня розового гранита во имя Нотр-Дам де ля Кларте. Этот храм, не столь роскошный, как церкви приходских участков, оказался очень достойным.

Мы благополучно вернулись в Плумана’к, припарковались на площади и вышли на тот самый пляж, который видели накануне вечером. Вот только пляжа как такового уже не было. Вода поднялась почти вровень с гранитной стенкой.

Часовня, стоящая на пляже, превратилась в островок.

Тропа вновь свернула в сосновый лес и вскоре мы оказались на Берегу Розового Гранита. Пытаться описать это словами невозможно. Это просто надо видеть!

Огромные гранитные глыбы, иногда застывшие в весьма неустойчивом положении, прибрежные скалы о которые разбивался прибой, яркое солнце и сильный ветер – вот наши впечатления от Берега Розового Гранита.

Из того же материала построены маяк, часовня, чьи то частные владения и центр туристической информации (был закрыт).

Время, необходимое природе для разложения мусора. Очень наглядно.

Вдали в море были видны “семь островов”.

Спустились к базе спасателей, там настоящие спасатели наряжали в комбинезон какого-то месье, а его друзья фотографировали.

От ангара, где стоит катер спасателей, в море ведут рельсы. Я так понял, что это слип, чтобы быстро спускать катер на воду, а затем вытаскивать его на берег лебёдкой.

Дошли до скал, называемых “замком дьявола”.Отсюда была хорошо видна дальняя часть тропы, где мы были утром.
Вернулись к машине через город, дошли буквально за 15 минут. Если бы возвращались по берегу, то зависли бы ещё минимум на час. Тане очень хочется остаться здесь вернуться сюда… когда-нибудь.Мы отправляемся дальше на восток в Сен-Мало, но по пути решаем заехать на мыс Фреель (Cap Frehel). Это, пожалуй, единственная достопамятность, которую мы можем сегодня себе позволить. На остальное просто не хватит времени. Дорога на мыс Фреель очень живописна, идёт по берегу моря. В посёлке Плёэрель-Пляж (Pleherel-Plage) останавливаемся на смотровой площадке.

Плёэрель-Пляж. Вдали справа – мыс Фреель.

Дорога идёт высоко над берегом моря, слева по ходу открываются замечательные панорамы.Кое-где народ накатал неофициальные парковки – пятачки вдоль дороги на несколько машин. Въезд на Кап Фреель платный – 2 евро. Платим, проезжаем ещё метров 800 и останавливаемся на парковке. Здесь стоят машины с номерами почти всех стран Европы. Много английских машин – им сюда совсем близко. Попалась даже Шкода из Чехии, но у нас номера – самые экзотические 🙂 На мысе Фреель стоит маяк (принадлежит ВМС).

Отходим от обрыва подальше и идём к башенке, стоящей на оконечности мыса. Когда-то здесь явно были постройки, может быть казармы или артиллерийские батареи. Сейчас всё открыто и доступно. Под ногами – такие же плиты розового гранита, как и сотней километров западнее.

На обратном пути съезжаю вниз к пляжу, Таня идёт к морю, а я просто стою и смотрю на воду.

Просто пляж в Плёэрель-Пляж. Вид на мыс Фреель с пляжа.

По дороге в Сен-Мало заехали в сельпо буланжри-патиссри в деревне Фреель. В наличии свежий хлеб, кое-какие продукты и целый стеллаж вина 🙂 .

Едем в Сен-Мало через Динар.

Недолго стоим в пробке у плотины приливной электростанции. Дорога сужена, идёт ремонт.

Навстречу – вялотекущий хвост из машин, люди едут с работы домой. С плотины электростанции открывается замечательный вид на Сен-Мало.

Снимок кривой, сделан на ходу из машины. Но лучше такой, чем вообще никакого.

В городе у нас забронирован Ибис-Бюджет Центр. На самом деле до центра оказалось неблизко. Машину я почему-то решил поставить в платный гараж – 8 евро за ночь, хотя у отеля была своя (битком забитая маленькая) стоянка.

Поехали в центр, покрутились вдоль парковок под стенами города и, наконец, встали довольно близко от главных ворот.

Все парковки вокруг “Интра мурос”(Intra Muros) – города внутри крепостных стен – платные с негуманным тарифом 20 сантимов за 15 минут. Хорошо ещё, что после 19.00 бесплатно. Настояли на 1 евро 20 сантимов.

Парковки у стен Сен Мало. Фото сделано на следующее утро.

Поначалу Сен-Мало разочаровал. Я читал о том, что город был серьёзно разрушен в 1944 году и восстановлен по старым чертежам и рисункам. Похоже, что восстановление велось также, как и у нас. На узких средневековых улицах стоят огромные шестиэтажные дома из серого гранита.

Кое-где действительно попадаются старые постройки,

Парочка действительно старинных домов у главных ворот.

но в целом город производит впечатление ансамбля сталинской архитектуры с поправкой на местные обычаи и стройматериалы.

Дома довольно однотипные, иногда встречается этакая “пролетарская классика”. Даже собор не производит особого впечатления.

Одинокая часовенка начала XVII века. В Боне или Ванне я бы и внимания на неё не обратил. Улочка в Intra Muros.

На центральных улицах множество бутиков, ресторанчиков с дарами моря (цены куда гуманнее, чем в Плумана’к), блинных.

Кондитерская лавочка.

Довольно быстро прошли город из конца в конец и упёрлись в стены. В Сен-Мало надо гулять именно по стенам.

На них установлены памятники флотоводцам и мореплавателям,

В том числе Жаку Картье открывшему Канаду и основавшему Квебек.

Есть в городе и памятник местному уроженцу поэту Рене де Шатобриану.

Со стен открываются замечательные виды на бухту,

Форт Насьональ, куда летом в отлив можно сходить на экскурсию

И морской порт.

Был отлив и на пляже кто-то своими следами изобразил огромное дерево и подписал натоптал внизу: “Посади дерево – спаси планету!”

Прогулка по стенам примирила меня с этим городом. Напоследок мы спустились на пляж неподалёку от Больших ворот и посмотрели на совершенно фантастический закат.

День пятнадцатый. 3 октября. Наутро мы вновь отправились в Intra Muros. Нашли бесплатную парковку чуть подальше от городских ворот.

Рядом у набережной пришвартовались старинные парусники, может они были и не старинные, а стилизованные, но выглядели здорово!

Подождали, пока откроется турбюро, чтобы взять план города и посмотреть литературу. План в Сен-Мало платный! Всего 20 сантимов, но всё равно неприятно. Везде план города давали просто так. Ещё раз прошлись по городу. Кое-где в домах устроены сквозные проходы под арками. Улицы очень узкие и анфилады арок напоминают питерские “дворы-колодцы”.

Неожиданно вышли к старинному 3-хэтажному дому. В нём находится отель “Les chiens du guet”, буквально “Ночные сторожевые псы”. Когда я готовил поездку, то видел этот отель в букинг.ком.

Герб Сен-Мало со сторожевыми псами по бокам

Со сторожевыми псами связана любопытная история. В старину их выпускали на ночь на песчаные пляжи вокруг Сен-Мало, чтобы они охраняли город и корабли в порту от чужаков – иноземных воинов, пиратов и корсаров. Враги в любую минуту могли напасть на город или разграбить портовые склады и корабли с дорогими грузами. Guet по старо-французски означает “ночная стража”. Собак выпускали после сигнала к тушению огней. Они не могли нанести вреда жителям, потому что на ночь городские ворота запирались. Жители знали, что после удара соборного колокола они обязаны вернуться домой. Утром разрешалось выходить из дому только после звука трубы. Отель расположен на одноимённой площади, названной в честь свирепых псов. Площадь в свою очередь находится неподалёку от Голландского бастиона, где в старину держали этих собак.

С набережной видны два маленьких островка: Гран Бе и Пти Бе. Во время отлива к ним можно пройти, но надо быть осторожным.

Мы покидаем Сен-Мало, но разводной мост у бассейна Вобана оказывается перекрыт. Стоять и ждать перед шлагбаумом запрещено и нам приходится возвращаться и искать другой мост. Он тоже разведён, но здесь хоть стоять можно.

Кружным путём мимо причалов и пакгаузов выезжаем к знакомому “Ибису”.
Перед отъездом из Сен-Мало заезжаем в Карефур, чтобы купить домой оливковое масло, сыр, виноградный сок. К нашему ужасу это оказывается гипермаркет. Стиснув зубы ищем нужные нам продукты, долго ждём, пока молодая семья перед нами расплатится за битком-набитую телегу, да ещё и получит какие-то бонусы. Нам бонусов не дали 🙂 , хотя набрали мы там больше, чем на 100 евро. Изначально мы хотели заехать в Ливаро, но потеряли слишком много времени в гипере. Пришлось переставить балалайку на Онфлёр, тем более, что сыр Ливаро мы уже купили. Балалайка опять выводит не туда – она не знает, что дорога через плотину приливной электростанции ремонтируется. Покрутившись по тихим окраинным улочкам Сен-Мало, выезжаем на 176-ю дорогу в сторону Кана.

С дороги замечаем в дымке силуэт Мон Сен-Мишель, где мы были 2 года назад. Ехать нам довольно далеко, поэтому на полпути заезжаем размяться на площадку отдыха. Похоже, это та самая площадка, на которую 7 лет назад заезжал Сергей Тихомиров . По крайней мере я нашёл зрительную трубу, направленную на секвойю. Похоже, она там и вправду растёт, но мне не хватило оптики, чтобы сделать приличный снимок.

Загадочная картинка:”Где секвойя?”

В этот день впервые с Бургундии было пасмурно, но, когда мы добрались до Онфлёра (Honfleur), выглянуло солнце. Мы уже были в Онфлёре 2 года назад, но в тот раз шёл противный осенний дождь. Поэтому я решил ещё раз попытать счастья в устье Сены.

Попытка удалась – в городе стояла удивительная солнечная погода, несмотря на то, что сувенирные лавки предлагали футболки, салфетки и магниты, на которых в Нормандии вечно идёт дождь:).
В Онфлёре я нашёл недорогую гостиницу на окраине.

Цена от 65 евро за ночь, нам гостиница обошлась в 49 евро.

Портье долго смотрел на распечатку брони, перебирал свои записи, лазил в компьютер. Похоже, что нашу бронь они по хер теряли. В итоге нам достался номер в мансарде с непонятными железками на полу, оказавшимися пожарной лестницей 🙂

Несмотря на 4-й этаж и скошенную крышу, там были 2 удобные кровати, ванна и столик с двумя стульями. Местечко оказалось прикольным.

Мы поехали в центр города на машине, с трудом нашли место и оплатили пару часов в паркомате. Как оказалось, в этот вечер можно было не заморачиваться оплатой парковки. В городе проходил 21-й Праздник Креветки и полиция смотрела на нарушителей сквозь пальцы. Во всяком случае в соседних машинах не было и намёка на парковочные билеты. Мы с удовольствием потолкались в толпе, посмотрели на сырные и колбасные прилавки, обошли Vieux Bassin (Старый Бассейн) – самое знаменитое место города. Зашли в Соляные чердаки, где была выставка моделей кораблей,

Статуя… креветки в Соляных чердаках.

выпили кира и пива в кафе на набережной,

Прошлись по знакомым улицам мимо церкви Святой Екатерины, художественных галерей, памятника сборщицам устриц

И, наконец, чудом нашли местечко в ресторанчике: все столики кроме одного оказались зарезервированы. Таня взяла тарелку “даров моря” с устрицами №3, лангустом, креветками и ракушками,

Я попросил мясо, на десерт мы взяли сырную тарелку.

В качестве напитков выбрали кир и большой бокал Leffe, а то вино мне уже поднадоело. Дамы за соседним столиком, также пившие пиво, одобрительно посмотрели на мой поллитровый бокал.

Счет оказался вполне вменяемым – чуть больше 50 евро.
Вернувшись к нашему “Оберж де ла Клер”(Auberge de la Claire), мы обнаружили, что все места на парковке заняты. Пришлось приткнуться к витрине ресторана на первом этаже.

Авторский тур

Нормандия и Бретань - самые северо-западные французские провинции​, причем одни из самых привлекательных в стране в туристическом плане. С севере они омываются водами Ла-Манша, а с Запада о берега Бретани плещутся волны Атлантического океана. Побережья Нормандии и Бретани - это могучие разноцветные скалы причудливых форм и чистейшие белые пляжи, а многочисленные старинные городки этих провинций дарят нам истинные чудеса готики и фахверка. Достопримечательностям этих областей и будет посвящен наш тур во Францию.

Нормандия - это чистейшие песчаные пляжи побережья Ла-Манша и живописные холмы, покрытые сочными лугами и многочисленными яблоневыми садами, Нормандия -это фахверковый Руан и как будто игрушечный старинный Онфлёр, Нормандия - это вкуснейший натуральный яблочный сидр, своеобразное яблочное вино "Поммо" и уникальная яблочная водка "Кальвадос", Нормандия - это родина знаменитейшего французского сыра "Камамбер".

Не забудем и о гастрономических особенностях регионов: вкуснейший как нормандский, так и бретонский яблочный сидр, знаменитый нормандский "белый" сыр камамбер, своеобразные бретонские гречишные блины с различными начинками, и многое другое, что обязательно хочется попробовать!

Программа тура:

Отправление из С-Петербурга

  • 21.09.2019 - рекомендованный рейс Air France AF1665 с отправлением из СПб в 06:00 и прибытием в Шарль-де Голль (Париж) в 08:35 (трансфер после прибытия московского рейса)
  • 27.09.2019- рекомендованный рейс Air France AF1464 с отправлением из Шарль-де-Голль в 09:30 и прибытием в СПб в 13:50

Отправление из Москвы

  • 21.09.2019 - рекомендованный рейс Air France AF1845 с отправлением из Москвы в 06:10 и прибытием в Шарль-де Голль (Париж) в 09:10
  • 27.09.2019 - рекомендованный рейс Air France AF1744 с отправлением из Шарль-де-Голль в 12:55 и прибытием в Москву в 17:40 (трансфер к утреннему рейсу в СПб)
  • Рейсы на июнь 2020 будут указаны позже
  • ВНИМАНИЕ!!! Просим приобретать авиа билеты только после того, как тур будет объявлен ГАРАНТИРОВАННЫМ! Мы не несем ответственности за приобретение невозвратных авиа билетов до момента гарантированного набора группы!
  • 1 день, 21.09 / 07.06
  • Перелёт в Париж, в аэропорт Руасси Шарль-де-Голль.
  • Сбор группы и встреча с гидом в зале прилёта после получения багажа и таможенного контроля.
  • Небольшой переезд в провинцию Нормандия.
    Нормандия - это чистейшие песчаные пляжи побережья Ла-Манша и живописные холмы, покрытые сочными лугами и многочисленными яблоневыми садами, Нормандия -это фахверковый Руан и как будто игрушечный старинный Онфлёр, Нормандия - это вкуснейший натуральный яблочный сидр, своеобразное яблочное вино "Поммо" и уникальная яблочная водка "Кальвадос", Нормандия - это родина знаменитейшего французского сыра "Камамбер".
  • Прибытие в небольшую деревушку Живерни
    - поистине райское место, где на протяжение многих лет жил в своей усадьбе и создавал свои бессмертные полотна великий Клод Моне.
    Увлекшись садоводством, художник подошел к созданию сада рядом со своим домом так, как он подходил к написанию полотен: сажая цветы, он словно накладывал на холст краски широкими мазками - поэтому сад по праву считается одним из его произведений.
    Позднее Моне купил участок болотистой земли рядом со своим домом, где протекал небольшой ручей. Здесь художник создал пруд: в водоеме были высажены нимфеи разных сортов, по берегам – плакучие ивы, бамбук, ирисы, рододендроны и розы. Навещавшие Моне друзья-импрессионисты – Матисс, Сезанн, Ренуар, Писсарро – знали о его увлечении садом и часто привозили ему редкие растения.
    Клод Моне постоянно черпал вдохновение в своем саду. Моне сначала создавал картины в натуре, а после переносил их на свои полотна. Так рождались его шедевры в стиле импрессионизма. Здесь живописцем было создано более сотни полотен
  • Прогулка по деревне до старинной церкви, рядом с которой похоронен Моне.
  • Посещение дома – музея и сада (вход за дополнительную плату ок. 11 евро).
  • Переезд в историческую столицу Нормандии – город Руан

    Ночь в отеле в районе Руана.

  • 2 день,22.09 / 08.06
  • Завтрак в отеле.
  • Пешеходная экскурсия по историческому центру Руана.
    Старинный город-порт на реке Сена, Руан, гордится в первую очередь своим знаменитым Кафедральным собором, многочисленной фахверковой архитектурой и своей богатой средневековой историей. Готический Кафедральный собор Нотр-Дам де Руан был многократно воспет в картинах великим художником Клодом Моне и далеко не только им. В крипте собора захоронены останки многих известных в истории людей, в том числе и знаменитого Ричарда Львиное Сердце.
    Великая французская героиня Жанна д"Арк увековечила имя Руана в истории тем, что провела здесь последние дни своей земной жизни: её держали здесь в тюрьме, судили и, в конце концов, сожгли на Рыночной площади города, где можно видеть сейчас весьма выразительный посвящённый ей мемориальный комплекс
  • Немного свободного времени.
  • Переезд около 90 км в небольшой городок Этрета, расположенный на побережье Ла-Манша,
    на так называемом Известняковом берегу, и широко известный благодаря находящимся рядом живописным прибрежным белым скалам причудливой конфигурации, образующим местами природные арки.
    Прогулка по этому замечательному месту.
  • Переезд примерно 45 км в небольшой старинный портовый город Онфлёр.
    По пути нам предстоит проехать по впечатляющему вантовому мосту "Нормандия" , перекинутому через широкий эстуарий реки Сена перед самым её впадением в пролив.
    Очутившись в обожаемом художниками и изображенном на многих картинах разных мастеров живописи Онфлере, мы оказываемся реально погружёнными в атмосферу нетронутой временем нормандской старины, тех времён, когда Онфлёр являлся одним из крупнейших портов на Ла-Манше!..
  • Затем примерно 30-40-минутный переезд в морской курортный центр Довиль-Трувиль,
    являющийся любимым местом летнего отдыха большого количества французов... Совершив там небольшую остановку прямо на берегу моря, мы увидим, где и как любят проводить свои отпуска и выходные те люди, которые предпочитают жгучей жаре Юга ласковое солнышко Нормандии.
  • Переезд в отель. Ночь в отеле в районе города Трувиль.
  • 3 день, 23.09 / 09.06
  • Завтрак в отеле.
  • Переезд около 180 километров к готическому Аббатству Сен-Мишель,
    возвышающемуся на скалистой горе над водами Ла-Манша, называемому многими настоящим Чудом Света и находящемуся на самом западе провинции Нормандия.
    Аббатство венчает вершину небольшого скалистого островка. Всё остальное пространство острова занимает деревушка Мон Сен-Мишель (Холм Святого Михаила) - весьма экзотический населённый пункт, в котором практически нет ни одной ровной, горизонтальной улицы и где можно перемещаться только вверх и вниз, обходя островок по подобию спирали. Особенно впечатляет Мон Сен-Мишель издали, когда к нему подъезжаешь со стороны суши или подходишь с моря. Кажется, будто это какой-то сказочный, волшебный замок, только что вынырнувший из холодных вод Ла-Манша и готовый туда вновь в любой момент погрузиться. Осмотр достопримечательности и свободное время, для того чтобы погулять самостоятельно и/или отведать блюд местной кухни. (Вход во внутренние помещения Аббатства за доп. плату ок. 12 евро).
  • Переезд в провинцию Бретань.
    Бретань расположена на северо-западе страны, на одноимённом полуострове, омываемом с севера Ла-Маншем, а с юга Бискайским заливом. Административный центр региона - город Ренн. С 440 по 600 годы следуют несколько волн переселений бриттов с Британских островов. В ходе войн с франками бретонцы отстаивают свою независимость, и в следующее тысячелетие Бретань входит независимым герцогством. На протяжении Средних веков Бретань лавировала между Францией и Англией. В 1532 году она входит в состав Франции. К гастрономическим особенностям Бретани обязательно стоит отнести прекрасный бретонский яблочный сидр, солёные гречишные блины «галет» с различными начинками и, конечно же, многочисленные морепродукты… Бретонцы бережно сохраняют свой довольно сильно отличающийся от классического французского языка диалект и очень любят вывешивать повсюду, где только можно, свои Бретонские флаги…
  • Примерно через 40 км от Мон Сен-Мишель мы останавливаемся небольшом старинном бретонском городке Фужер.
  • Фужер - старинный город-крепость в Бретани.
    В Средние века за обладание этим ключевым пунктом на франко-бретонской границе шла постоянная борьба между французскими и английскими феодалами. В 19 веке этот живописный городок посещали многие знаменитые писатели, включая Флобера, Бальзака и Гюго.
    Замок Фужер весьма оригинально расположен в низине, в окружении болот и целой системы запруд и каналов. Это один из самых больших сохранившихся средневековых замков Франции.
    Представляют также интерес довольно многочисленные старинные улочки и домишки Старого центра.
    Экскурсия по городу.
    Переезд около 40 км к отелю.
  • Ночь в отеле в районе города Ренн.
  • 4 день, 24.09 / 10.06
  • Завтрак в отеле.
  • Переезд примерно 55 км в прекрасно сохранившийся в веках небольшой городок Динан, известный с 11 века.
    В 1283 герцог Жан Первый Бретонский воздвиг городские валы и башни Динана. Город был предметом упорной борьбы во время войны за бретонское наследство. Многие считают Динан самым прекрасным городом Бретани, ибо он обладает целым комплексом прекрасно сохранившегося средневекового города: 3 километра крепостной стены, замок, пара готических соборов, старый порт, и, конечно же, улицы со старинными, в том числе фахверковыми, домами...
    Экскурсионная прогулка по Динану.
  • Небольшое свободное время.
  • Небольшой переезд около 40 км к одной из самых знаменитых природных достопримечательностей Бретани – побережью Ла-Манша Кот-д’Армор.

    Посещение окрестностей мыса Фреэль.
    Это поистине впечатляющее место: обрывистые скалы причудливых очертаний, многочисленные птичьи утёсы, а также ряд органично сливающихся с этой суровой природой творений рук человеческих…

  • Осмотр старинного форта Ля-Латт.
    Он находится на скале, круто обрывающейся в море с трех сторон. Это образец чрезвычайно эффективного защитного сооружения эпохи Средневековья. (Входные билеты около 7 евро).
  • Прогулка по мысу Фреэль.
    Скалистый берег мыса Фреэль считается одним из самых прекрасных в Бретани. Узкая тропинка, петляя, выходит к морю, из которого на высоту около 70 метров поднимаются отвесные скалы. В западной части мыса отдельно стоят два камня, которые облюбованы птицами. На мысе есть два маяка. Старый маяк, или башня Вобана, из гранита построен при Людовике XIV в 1701 году. Более современный и высокий маяк возвели в 1847 году. Вдоль берега тянется так называемая «тропа таможенников», вокруг цветут желтый утесник и сиренево-лиловый вереск.
  • Короткий переезд порядка 50 км к старинному городу-крепости Сен-Мало
    на живописном берегу пролива Ла-Манш, бывшему в старые времена столицей бретонских пиратов.
    Сен-Мало расположен на острове, окружён старинными крепостными стенами и сохранил, несмотря на военные разрушения, немалую часть своей исторической застройки. Прогулка по городу и свободное время.
  • Возвращение в отель.
  • 5 день, 25.09 / 11.06
  • Завтрак в отеле.
  • Знакомство в городом Ренн.
    Ренн - административный центр региона Бретань. Город расположен на слиянии рек Илль и Вилен. Название городу дало кельтское племя редонов, обитавшее здесь в древности. В Средние века графы Ренна оспаривали у графов Нанта главенство в Бретани. Соперничество между Нантом и Реном продолжалось и после присоединения Бретани к Франции. Средневековый Ренн был, в основном, уничтожен великим пожаром 1720 года. Центр города, заново выстроенный в 18 веке, может служить примером градостроительной политики классицизма с широкими улицами, расположенными перпендикулярно друг к другу.
    Экскурсия по городу , в ходе которой Вы увидите как Новый Ренн, так и всё, что осталось от Ренна Средневекового – в частности, городские ворота и некоторое количество старинных улочек с прекрасными фахверковыми домами…
  • Свободное время.
  • Для желающих, дополнительная поездка в историческую область Трегор, знаменитую в природном плане прежде всего уникальным Берегом Розового Гранита, а также несколькими живописными пляжами.
    Берег Розового Гранита – это удивительной красоты гранитные валуны и скалы, простирающиеся примерно на 10 км вдоль побережья Ла-Манша. Название этого места связано с розовато-коричневым оттенком гранита, вышедшим на поверхность земли в результате серии природных явлений. Характерный цвет горной породе придает уникальное сочетание трех различных минералов: слюды, полевого шпата и кварца.
    В ходе прогулки по живописной «тропе таможенников», тянущейся от маяка Плуманак до поселка Перрос-Гирек с каждым новым поворотом тропы взору открываются гигантские каменные глыбы причудливой формы и невероятно теплого, розово-оранжевого цвета. Некоторые нагромождений камней явно напоминают различные скульптурные изображения, созданные самой природой. Вдоль дорожки растут лаванда и вереск, чьи ароматы удивительно сочетаются со свежим морским воздухом.
    (дополнительно оплачивается 50 евро при группе от 20 чел.).
  • Возвращение в отель.
  • 6 день, 26.09 / 12.06
  • Завтрак в отеле.
  • Переезд примерно 110 км к старинному бретонскому городку Ванн.
    Ванн - центр департамента Морбиан в западной Бретани. Город находится в пяти километрах к северу от Морбианской бухты, с которой он соединён каналом. Здесь можно увидеть много фахверковых домов, мощные крепостные укрепления и готический Кафедральный собор.
  • Экскурсия по городу.
  • Переезд до Парижа (порядка 460 км) с экскурсионной остановкой живописном старинном городке в Витре.
    Витре - крошечный городок на границе Бретани и Нормандии, обладающий полным набором интересных для любителей старины вещей. Здесь находится сказочно красивый замок, город занимает третье место в Бретани по количеству фахверка, и, конечно же, также имеется готический собор. Витре хорошо сохранился со времен Средневековья, в частности, он не пострадал во время войны, и теперь на его улочках легко можно перенестись лет на пятьсот назад…
  • Позднее прибытие в отель. Ночь в отеле в районе Парижа.
  • 7 день, 27.09 / 13.06
  • Завтрак в отеле.
    Переезд в аэропорт Руасси Шарль де Голль. Отправление в Россию.

Внимание:

  • Для участия в данном туре необходимо наличие действующей визы и медицинской страховки.
  • Для участия в турах в Республику Беларусь, Армению, Грузию, Узбекистан, Турцию, Молдавию и Монголию наличие визы не требуется.
  • В программу тура не входит посещение аквапарков, торговых комплексов и рыбных магазинов.
  • Поздней осенью, зимой, ранней весной, из-за короткого светового дня, посещение некоторых заявленных в программе обьектов может происходить в тёмное время суток.
  • Организатор не несет ответственности за очереди на пограничных пунктах, задержки в пути, связанные с таможенными, пограничными и иными официальными формальностями, погодными условиями, а также с пробками на дорогах.
  • В случае, если погодные условия на маршруте могут угрожать безопасности туристов (сильные снегопады, низкие/высокие температуры воздуха, сели, ливни, наводнения, лесные пожары, смог и пр.), организатор оставляет за собой право в одностороннем порядке изменять программу тура: заменять одни объекты на другие, а при невозможности замены - исключать обьекты из программы.
  • Места в автобусе распределяются организатором по мере набора группы.

Особенности данного тура:

  • ВНИМАНИЕ!!! Ограничение по размерам и весу багажа: просьба иметь при себе багаж весом не более 20 кг и размерами не превышающими 55 см × 40 см × 20 см. Багажник микроавтобуса ограничен в размерах! Если размеры или вес багажа будут превышать указанные выше, фирма оставляет за собой право не взять его.
  • Необходимо иметь с собой мелкие НАЛИЧНЫЕ деньги (евро), так как оплату по банковским картам принимают не везде.
  • Обращаем ваше внимание, что в европейских странах НЕ ПРИНИМАЮТ к оплате купюры в 500 и 200 евро.

Стоимость тура с гостиницей на 1 человека:

67564 руб. / 920 евро 2-местный

81518 руб. / 1110 евро 1-местный

Дополнительные услуги для 1 человека*:

735 руб. / 10 евро Радиооборудование

* По желанию, дополнительно оплачивается в офисе.


Этот тур мы можем организовать специально для вас, с учетом ваших пожеланий по программе, времени и месту отправления!

Тур в расписании: 05.09.2020
Тур в расписании: 04.09.2020
Тур в расписании: 20.10.2019
Тур в расписании: 28.12.2019
Тур в расписании: 21.12.2019, 29.12.2019
Тур в расписании: 04.07.2020
Тур в расписании: 02.05.2020
Тур в расписании: 13.10.2019, 20.10.2019, 27.10.2019, 03.11.2019, 10.11.2019, 17.11.2019, 24.11.2019
Тур в расписании: 29.11.2019
Тур в расписании: 04.03.2020
Тур в расписании: 06.06.2020
Тур в расписании: 02.11.2019
Тур в расписании: 03.01.2020, 06.01.2020, 21.02.2020, 06.03.2020
Тур в расписании: 24.04.2020
Тур в расписании: 02.11.2019
Тур в расписании: 15.04.2020
Тур в расписании: 26.10.2019
Тур в расписании: 12.10.2019
Тур в расписании: 30.04.2020
Тур в расписании: 03.01.2020
Тур в расписании: 27.03.2020

Подготовка:
В июле 2009 года я отправилась в отпуск в Париж со своими друзьями Катей, Колей и Димой.
Решение о том, что мы будем брать машину, чтобы съездить в Нормандию, было принято нами за неделю до самой поездки. Так уж вышло. Только за 7 дней до отпуска выяснилось, что у всех есть желание добраться до Мон-Сан-Мишеля, а путь автобусами-поездами туда будет весьма геморройным и влетит в копеечку.

Вариант с арендой машины выглядел вполне привлекательно. Одно маленькое «но» нас тормозило. Из всей компании права были лишь у меня, а мой реальный стаж вождения составлял всего 2 месяца:(Кроме того, водить я умела только машину с автоматом.

Когда я стала рыть Интернет в поисках подходящего авто для аренды, выяснилось, что машин НЕТ. Автомат во Франции редок, да и опять же - сезон:(. Ну, то есть были, например, Мерседесы C-класса по каким-то заоблачным ценам, а ничего «среднего» не наблюдалось. Каким-то чудом я набрела на сайт одного автоброкера, который и обеспечил нам C3 c автоматом в прокатной конторе ALAMO за 210 евро за 2 дня.

1ый день: Париж - Лез Андели-Этрета-Гавр-Ароманш

Первые проблемы "чайников"
Красный С3 ждал нас на парковке Лионского вокзала. Дима, который взял на себя функцию штурмана, почему-то был уверен, что в прокатной конторе ему дадут в аренду и навигатор. Какая наивность! Если вдруг кто-то думает так же, спешу вас разочаровать - навигатор «дают в аренду» только в комплекте с машинами премиум-класса, где он просто-напросто встроен. Отдельно навигатор вам никто не даст.

В арсенале у нас была только мишленовская карта автодорог Франции 1990 года издания:)
Служащий проката выдал нам документы и ключ, нарисовал на бумажке, как выехать с парковки на набережную. По набережной нужно было двигаться прямо, чтобы доехать до «Парижской Кольцевой Автодороги» (в оригинале Périphérique). Уже с нее мы, по всем расчетам, должны были съехать на трассу А13, ведущую в Руан.

А дальше было развлечение под названием «выезд из Парижа» на полтора часа. Сначала мы случайно проехали развязку с Периферик, и уехали не на ту трассу. Потом развернулись, доехали до Периферик, съехали с нее в парижский пригород Сан-Дени и блуждали по нему еще минимум полчаса в поисках выезда на А13. Затем нашли выезд, но слегка промахнулись - на развязке выбрали не тот тоннель, который в итоге привел нас в парижский квартал небоскребов Дефанс. Все были на нервах, и уже было начали ругаться, и тут небеса над нами смилостивились, и всего минут через 15 мы смогли принять нужное направление.

В последующие путешествия я всегда брала с собой GPS. Что и всем советую. Он очень сильно облегчает жизнь юного автопутешественника.

На трассе А13 нам встретился первый пункт оплаты дороги. Я, конечно, примерно знала, как в него заезжать, как оплачивать, но не догадывалась об одной важной детали. Если в твоей кредитной карточке нет чипа, она, скорее всего, не сработает в автомате для оплаты! Слава богу, нас было 4 взрослых человека с разнообразными банковскими картами, одна из которых подошла автомату. Крайне неудобно было бы сдавать назад и перестраиваться в другую очередь.

Первые радости: Лез Андели (Les Andelys)

Спасибо Кате, это она раскопала информацию об этом живописном месте и заставила нас сделать первую остановку на маршруте именно здесь. Городок расположен в 85 км от Парижа и знаменит он замком Ричарда Львиное Сердце и удивительными видами на реку Сену. Здесь Сена совсем не такая, как в Париже.

Развалины замка горделиво возвышаются над местностью.


Мы закупились продуктами в супермаркете, поднялись на холм к замку и устроили там пикник.

Кстати, при всей невероятной красоте и туристической ценности, здесь было не очень много людей - буквально один автобус с туристами (все они разбрелись по развалинам), да 5-6 частных автомобилей.

Этрета (Étretat)

А это был мой «пунктик» - увидеть скалы и арки Этрета. Я столько раз о нем слышала, видела на фото друзей, и ура, наконец-то я тут!


В Этрета пляж с крупной галькой очень крутой и неудобный заход в море. Но нас это не остановило - мы пошли купаться. Окунание в холодные воды Ла-Манша позволило снять остатки стресса от «выезда из Парижа».

Отдохнув немного на пляже, мы полезли фотографироваться на знаменитые скалы.

Мост Нормандия и побережье
Следующим пунктом в нашем маршруте значилось «Осмотр мест высадки союзников». Это была «димина тема», за эту часть маршрута отвечал он. К слову, военные мемориалы есть практически по всему побережью. Даже в том же Этрета имеется несколько объектов времен Второй Мировой. И сложно сказать, какие из них обязательны для просмотра, а какие менее интересны.

Дима решил направиться в какой-нибудь небольшой город на побережье в районе Кана (Caen). Именно в этом районе проходила высадка 6 июня 1944 года. Наш выбор пал на Ароманш (Arromanches). Диме было знакомо это место по игре Call of duty:) Там мы планировали заночевать.
Из Этрета мы поехали по побережью через Гавр (где опять слегка заблудились), а затем, через мост Нормандия на трассу до города Кан.

Мост Нормандия - самый длинный вантовый мост в Европе. Фактически - еще одна достопримечательность, которая привлекает туристов в регион. Мы же на него попали фактически случайно (на моей карте 1990 года издания он не был обозначен, т.к. был построен в 95-м:)), выезжая из Гавра по указателям на трассу А13. Но красотой и масштабностью сооружения, конечно же, впечатлились.
Мост, кстати, является платным, стоимость проезда по нему для легковушек - 5 евро.

Только в районе 9 вечера мы добрались до Ароманша. Нам повезло, мы достаточно быстро нашли гостиницу. Был вечер со среды на четверг, и места можно было найти без предварительной брони. Вполне приличные 2*, 50 евро за двухместный номер без завтрака.

Кстати, если вы рассчитываете на ночлег в каком-нибудь маленьком городке на побережье Ла-Манша, постарайтесь приехать в него не позже 8 вечера. В 10 вечера, когда мы закинули вещи в номер и пошли искать ужин, в городе уже все было закрыто, ни в одном кафе не работала кухня. Нам удалось купить только пиво и какие-то жуткие гамбургеры в закрывающейся лавочке неподалеку от отеля.

2ой день: Места высадки союзников - Мон-Сан-Мишель - дорога в Париж

Утром мы замечательно позавтракали в ресторане с видом на море, погуляли по пляжу, рассмотрели местные военные мемориалы.

Затем взяли в отеле план ближайших расположений военных укреплений времен войны и направились туда (15 минут на машине по извилистым деревенским дорожкам).

Осмотрев немецкие ДОТы и полазив по укреплениям, мы направились в Мон-Сан-Мишель.
По дороге мы заехали на ферму, где прикупили кальвадоса. Такие фермы встречаются на дорогах Нормандии повсеместно.

Mont-Saint-Michel

Ну, про него рассказывать, я считаю, нет особого смысла, т.к. это вторая после Эйфелевой башни самая известная достопримечательность Франции.

Дам лишь несколько практических советов.
В Мон-Сан-Мишеле я была 2 раза - оба раза в будние дни. Народу там много всегда. Но летом просто невероятно много. Я думаю, туда нужно приезжать либо совсем рано утром, либо уже поздно вечером, когда народ схлынул. Мы же добрались туда около полпервого, и попали в самое популярное время. Людей на главной улице города было больше, чем в московском метро в час пик:(

Когда вы въедете на огромную парковку у Мон-Сан-Мишель, не паркуйтесть в ее начале, думая, что ближе к замку уже нет мест. Все думают точно так же, поэтому ближе к замку места будут. В итоге мы, «удачно» запаковавшись в начале, протопали полтора километра до замка и столько же потом обратно.

Дорога в Париж.
Обратно мы решили поехать по дороге N12 через Алансон и Дьё.
В результате наша дорога домой растянулась на 5 с половиной часов с учетом короткой остановки обед в придорожном трактирчике.

Так что если ваша цель - посмотреть максимум интересного за пару дней и не умереть от усталости, забудьте об экономии на бесплатных дорогах. Они для передвижения на короткие расстояния. Во Франции большинство нормальных трасс - платные. На нашем маршруте встретилась только одна удачная бесплатная автомагистраль - A84, по которой мы ехали от Кана до Мон-Сан-Мишеля. Там было все, как на платной трассе: 2-3 полосы в одну сторону, максимальная скорость 130 км/час, местами 110 км/час.
Обычная бесплатная автодорога (они на карте с литерой N, «nationale», т.е. государственная) имеет одну или две полосы в одном направлении. Разрешенная скорость на ней, как правило, 90 км/час.
При этом дорога N проходит через кучу населенных пунктов, где разрешенная скорость 50 км/час. А уж если вы попали в участок с одной полосой, а перед вами едет какой-нибудь трактор, то вы будете мееееедленно ехать в колонне за ним, пока дорога не расширится или не появится редкая возможность его обогнать в месте, где допустим обгон по встречке.

Так мы и чесали по этой национальной дороге. Единственным утешением для нас были милейшие провинциальные пейзажики.

В Париж мы прибыли уже около полдесятого. Слава богу, в этот раз более-менее нормально удалось сориентироваться, найти с первого раза и Периферик, и нужную развязку, набережную, а затем Лионский вокзал и парковку.

Я ничуть не пожалела о том, что мы поехали на авто в Нормандию. Маршрут у нас для первого знакомства с регионом получился очень даже неплохим. Конечно, мы не увидели Онфлер, Довиль/Трувиль, Руан и Сан-Мало. Но ведь ничто не мешает посетить эти места в следующий раз. 

,
День 6 - ,
День 7 -
День 8 - , Мон Сен Мишель
День 9 -

Прилетели в Париж, арендовали автомобиль в аэропорту. Поехали на север и заехали в маленький городок Les Andelys, где посмотрели замок Шато-Гайар.

Утром поехали в Довиль и Трувиль, погуляли 4 часа.


После обеда вернулись в Онфлёр, пообедали и отдохнули. Ближе к вечеру поехали в Этрету, по пути пересекли мост Нормандия. Сразу за ним расположен пункт оплаты, там можно остановиться и подняться на смотровую площадку.


В Этрете гуляли до заката


Ночевка в Отфлёре.

День 3 - ,

Утром выехали в сторону Сен-Мало, по пути были запланированы несколько остановок. Сначала погуляли на пляже Омаха и посетили американское кладбище.


А затем заехали в одно малоизвестное место - мыс с видом на Мон Сен Мишель.


Ночевали две ночи в Сен-Мало.

Утром поехали в Динан


На обратном пути заехали в городской парк


Днем гуляли по городу, отдыхали на пляже и снимали таймлапсы прилива.


Ближе к вечеру поехали в Мон Сен Мишель, где погуляли снаружи аббатства.


День 5 - ,

Утром посмотрели восход с пирса в Сен Мало.


Поехали в направлении Saint Guirec, по пути заехали в Форт-ла-Латт и на мыс Фреель.


Приехали на пляж Saint Guirec, где у нас был забронирован отель на одну ночь. Погуляли немного около отеля.


День 6 - ,

Утром было туманно. Мы посмотрели главную достопримечательность региона - красные валуны на пляже Плуманак.


Далее поехали в направлении Нанта. Нант находится в регионе Земли Луары, но мы хотели посетить один из крупных городов в северной Франции и выбрали именно его. Как оказалось - не прогадали. По пути еще заехали в Ванн.


В Нанте поселились и погуляли по городу.


Ночевали две ночи в Нанте.

День 7 -

Утром посмотрели рассвет на набережной около отеля.


И затем весь день гуляли по городу.


День 8 - , Мон Сен Мишель

Утром посмотрели механического слона и покатались на карусели.


В Мон Сен Мишеле у нас был забронирован отель на территории аббатства. Поэтому заселились и пошли гулять вокруг стен, пока не начался прилив.


А вечером смотрели на нашу главную цель в северной Франции - высокий прилив в Мон Сен Мишеле.


Когда стемнело еще сходили на смотровую площадку на дамбе.


День 9 -

Бурю эмоций у друзей вызвала моя последняя поездка по Нормандии и Бретани. «Сдай поместье графа!», «Где это ты так вкусно и красиво дегустируешь кальвадос?», «О, боже, я хочу в этот розовый замок!»… На самом деле как-то даже грустно выдавать все явки и пароли, которые я тщательно отыскивала вечерами в течение пары месяцев до поездки.

Пострадали нервы 10 гидов, по местам несколько раз проехались мои клиенты и друзья и, вот, роковой час открыть все карты настал!

Нормандия и Бретань — богемные регионы Франции к западу от Парижа. Нормандия она такая нежная, солнечная, яблочная и красивая. Типичные соломенные крыши и перекрестные балки декорирующие традиционные домики ласкают глаз, а чаще солнечный Ла Манш все время манит ехать прибрежными дорогами. Бретань же более суровая и серая, но не лишенная своего кроткого очарования. Каменные дома украшенные цветами, серьезные замки вместо нормандских «manoir» и много-много устриц и других морепродуктов.

Составить идеальный маршрут по этим двум регионам дело очень сложное. Хочется охватить все и даже больше, спуститься до Бордо, а на обратном пути посмотреть все замки Луары… поэтому я не буду навязывать Вам конкретный маршрут, а просто оставлю самые крутые адреса проверенные лично, которые Вы можете скомбинировать в свой идеальный маршрут.

Секретные адреса Нормандии

Конечно, все начнется с Парижа. О нем и местах, с которых можно будет начать маршрут . Это Шантийи, Усадьба Клода Монэ, Овер‑сюр‑Уаз и мельница-отель экс-мишленовских критиков Le Moulin de Connelles (обязательно заезжайте туда при любых раскладах, лучше на ночь). Поэтому первые несколько дней особо не стройте планов на Париж. Повторюсь, бежать надо из больших городов — нечего там делать.

Можно замиксовать все места выше до сада Моне, а далее в свободном полете комбинировать понравившиеся точки. В этой статье вы не найдете описания стандартных мест и городков Нормандии (Этрета, Довиль,Трувиль) и Бретани (Сен-Мало, Мон-Сен-Мишель). Их я буду упоминать вскользь просто потому что они встречаются по пути. Ночевать определенно нужно в деревенской местности, битком набитой интересными усадьбами для ночевки.

Мои секретные адреса Нормандии (почти что в порядке маршрута)

Довиль и Трувиль — да, но только проездом. В Трувиль вообще при любом удобном случае и хорошей погоде съезжается весь сброд Парижа. А Довиль слишком облюбовали русские, поэтому количество бутиков и русской речи зашкаливает. Я бы рекомендовала заскочить только в трувильский рыбные палатки на Boulevard Fernand Moureaux, а после сразу совершить променад в Довиле и все — бежать снова в деревни.

Дорога сидра, сыра и яблок

Дальше в маршрут я могу углубляться до бесконечности, потому что все, что находится между Довилем и Сен-Мало — в глубине региона Pays d’Auge бесконечно заслуживает внимания (вот, кстати — найдите ее на месте).

«Дорога сидра» — так официально называется более или менее причесанный маршрут, проходящий через самые интересные места и производства.

Здесь в ход должны идти ссылки из раздела «полезные ссылки». Выделите 1-2 полных дня, потому что внепланово останавливаться захочется все время, а дегустации сидра и подавно будут мешать таймингу маршрута. Планировать нужно исходя из желаемых мест дегустаций, добавляя к ним деревенские Manoir для ночевки. Найти их можно в том числе и через ассоциацию Bienvenue au Сhateau , которая объединяет всех владельцев замков Франции кто сдает комнаты гостям и кормит богемными завтраками.

Адреса must-visit по «Дороге сидра»

Сырное производство — Fromagerie Graindorge . Семейное, фамильное и очень интерактивное. Прямо над производством расположен музей, из окон которого можно наблюдать за процессом производства сыра. Лучше приезжать к открытию, чтобы увидеть процесс производства полностью.

Другие адреса по «Дороге сидра» #еслиуспеете

    За сыром можно так же отправиться в Камбремер (Fromagerie Durand) — более камерное производство. Там же смотрите сады Les Jardins du Pays d’Auge и дегустируйте кальвадос в Calvados Pierre Huet.

    Manoir du Lieu Rocher — моя любовь навеки. Бывший владелец Chateau du Breuil выкупил этот особняк посреди нормандского поля с коровками, отреставрировал и бережно принимает гостей вместе со своей женой — оперной певицей из Болгарии Татьяной. Это место влюбило в себя и оставило очень яркое впечатление. Бонус: ужасно красивый пес Тимон, который придает особый шарм этому месту. Контакты: 0033231205303/ [email protected] / [email protected] / Tatiana 00336169123.

Секретные адреса Бретани

Где-то в районе Мон-Сен-Мишель пейзажи вокруг начнут сереть и станет понятно — вы въехали в Бретань. Мое сердце осталось в Нормандии, поэтому оду Бретани я петь не буду, а просто перечислю приятные места и дам наводки отклонений от маршрута.

Замок Мон-Сен-Мишель (Mont-Saint-Michel) Cамое попсовое место Бретани с открыток. Честно сказать, сейчас там такая коммерческая истерика, что я бы вообще не рекомендовала туда соваться. Отличная альтернатива — прогулка на лошадях вокруг замка по дюнам.

Канкаль (Сancale) — прибрежный городок, рай для любителей устриц. Обязательна к посещению устричная ферма Ferme Marine (есть сеансы на английском). Но в целом, лучшее, что можно сделать в Канкале — это соревноваться кто сколько устриц может съесть за раз.

Сен-Мало — замок крепость, почему то всегда встречающий меня плохой погодой. Погулять пару часов, взобраться на оборонительную стену если позволит погода, пустить воздушного змея на пляже… Но главное — присесть в одной из забегаловок, где подают свежайшие — свежайшие мидии в котелках с разными соусами.

Прогулка на паруснике Sainte-Jeanne — еще один hint для увлеченных. Шлюп Sainte-Jeanne является реконструкцией парусника 1912 года. Именно такие каботажные суда когда-то помогли процветанию порта Эрки благодаря торговому обмену с другими портами Ла-Манша. Сегодня на этом туристическом судне можно совершить прогулку на 2-3 часа, на полдня, на целый день или даже отправиться в небольшой круиз, например на остров Джерси.

Динар — более лицеприятное место с британскими особняками выстроившимися в ряд на песчаном береге. Очень удобно поселиться тут если хотите неспешно изучить соседние городки.