Остров мертвых а беклина история создания. Остров мертвых

«ОСТРОВ МЕРТВЫХ»

Картина швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина «Остров мертвых» обладает, как ни странно, магической притягательностью. Вскоре после создания она обрела фантастическую популярность, и, что удивительно, петербуржцы и москвичи охотно украшали свои квартиры репродукциями «Острова» в массивных резных рамах, хотя смысл картины по сей день не расшифрован до конца.

Арнольд Беклин родился в Базеле в 1827 году. Он учился в Дюссельдорфской академии художеств. Уже в зрелом возрасте связал свою жизнь с Италией: Вскоре Беклин начал удивлять итальянцев и своих соотечественников мифологическими композициями. Образы морских чудовищ и русалок, козлоногих сатиров и изящных лесных нимф, пейзажи, населенные фантастическими существами, страшное полотно «Чума», изображающее скелет, летящий на огромной слоновьей голове, – все это во второй половине прошлого века выглядело фантастической экзотикой.

Полотно «Остров мертвых», написанное в 1880 году, существует в пяти вариантах. На картине изображен жутковатый остров, напоминающий запущенное кладбище. Мрачные кипарисы вздымаются в серое небо. В раскрытые ворота вплывает ладья, в которой зритель видит стоящую фигуру, задрапированную в белое.

Интерпретаторы творчества Беклина дали полотну разные толкования. По их мнению, это и обобщенная картина загробного мира, и аллегория кладбищенского «вечного покоя», и собирательный образ античной цивилизации. Задрапированная фигура – не то душа умершего, не то сам владыка царства мертвых.

Долгое время считалось, что в творчестве художника какую-то особую роль играют кипарисы. Постепенно они стали символом траура и скорби. Пейзажисты буквально «перетаскивали» эти фантастические деревья из беклиновских этюдов в свои картины. Под стать кипарисам были и персонажи картин – фавны, кентавры и русалки: они мало напоминали реальную жизнь, хотя и имели человеческие лица. Про Беклина часто говорили, что он пишет только нереальный мир. Его так и называли: «Рисующий то, чего нет». Один известный врач сказал художнику: «Ну разве ваши странные персонажи могут в действительности жить на свете?» – «Они не только могут жить, но и живут. Более того, они проживут гораздо дольше, чем ваши пациенты», гордо ответил художник.

Он был прав. Героям беклиновских картин действительно была суждена долгая жизнь. Их образы были растиражированы в виде десятков тысяч открыток и репродукций. Эти открытки сохранялись, окантовывались и ими украшались жилые интерьеры. Персонажи знаменитого швейцарца стали обитателями петербургских домов, составной частью быта города на Неве. Не отставало и московское купечество (почему-то Беклина очень полюбили купцы). И хотя художник никогда не посещал Россию, ему была уготована вторая жизнь вдали от родины.

Но особенно восторженно приняли творчество Беклина художники-символисты. Очень многим обязаны знаменитому базельцу представители ранней русской графической фантастики и в первую очередь крупнейший русский фантаст Виктор Замирайло.

Считалось, что у Беклина в России есть не только последователи, но и своеобразные «двойники». Пейзаж И. И. Левитана «Над вечным покоем» принято считать русским аналогом «Острова мертвых». А о последних днях жизни Левитана говорили, что перед смертью он стал внешне напоминать главного героя картины Беклина «Художник и смерть». Это странное сходство поразило всех. Получалось, что Левитан – это как бы своего рода русский Беклин.

Полотно Николая Рериха «Зловещие» – еще одна параллель «Острову мертвых». От страшных камней и обломков скал буквально веет дыханием смерти. Мрачна и цветовая гамма. На Смоленском кладбище в Петербурге долше время стояло надгробие с тонко выполненной мозаичной вставкой, воспроизводящей полотно Беклина. Под ним покоится член немецкой общины Петербурга Густав Баумайстер.

В 1909 году Сергей Васильевич Рахманинов создал симфоническую поэму «Остров мертвых», и беклиновские образы получили, таким образом, музыкальное воплощение. Картина Беклина привлекла внимание и кинематографистов. Образ зловещего острова с заброшенным замком и пугающими силуэтами деревьев появлялся во многих художественных фильмах. В английском фильме «Миллион лет до нашей эры» кровожадный археоптерикс уносит главную героиню на остров, где жутковато чернеет гнездо с огромными птенцами. Использованы беклиновские мотивы и в фильме А. Кончаловского «Приключения Одиссея». В 1993 году петербургский режиссер Олег Ковалов снял фильм «Остров мертвых». Ковалев перенес на экран то неповторимое ощущение истории, которое навевала на наших предшественников мода на Беклина.


Warning : getimagesize(userfiles/gallery/fa/b_fa4a7dcf6b9e60d4b2b28983c84a6453.jpg): failed to open stream: No such file or directory in /var/sites/сайт/htdocs/application2012/views/scripts/publication/show-publication.phtml on line 126
Этот вариант картины Арнольда Бёклина хранится в Эрмитаже

Слухи о том, что в Эрмитаже хранится трофейная картина из собрания Гитлера, преувеличены


Есть загадки, над которыми ломать голову приходится из века в век. В Эрмитаже таких немало, но даже среди них выделяется история, связанная с картиной знаменитого швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мертвых» — одной из любимейших вещей Сальвадора Дали, Сергея Рахманинова и... Адольфа Гитлера.

В основе сюжета — античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове, омываемом водами Стикса. Души простых смертных такой чести не удостаиваются.

На полотне запечатлен мифологический кормчий Харон, который перевозит через реку смерти души усопших. Остров, куда направляется его лодка, — полукруглая, напоминающая амфитеатр скала, где среди склепов растут только кладбищенские кипарисы. Собственно, и все. Если не считать того, что эта мрачно-прекрасная картина толкнула Сальвадора Дали на написание собственного полотна «Истинное изображение «Острова мертвых» Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы», нашему великому композитору Рахманинову навеяла симфоническую поэму «Остров мертвых», а американскому писателю-фантасту Роджеру Желязны — одноименный роман.

Картина Бёклина многократно отразилась и в кинематографе, но это позже, а в начале двадцатого века прекрасные немецкие репродукции «Острова мертвых» стали обязательным украшением не только европейских домов, но и, по меткому свидетельству художника Петрова-Водкина, «разбросились и до нашей провинции и развесились по комнатам передовой молодежи». Арсений Тарковский пишет о картине как о безвозвратно ушедшей примете дореволюционного времени: «Где «Остров мертвых» в декадентской раме?/ Где плюшевые красные диваны?/ Где фотографии мужчин с усами?/ Где тростниковые аэропланы?»

В качестве стандартной детали интерьера с претензиями на изысканность репродукция наличествует в произведениях Владимира Набокова, Владимира Маяковского, Тэффи, Ильи Эренбурга, а в «Двенадцати стульях» она появляется рядом с претенциозной мадам Грицацуевой. Это умопомешательство просвещенных умов конца XIX — начала XX вв. можно было вслед за Ильфом и Петровым считать китчем, самопародией, если бы не громкие имена самых рьяных поклонников зловещего «Острова». Он украшал кабинет Зигмунда Фрейда в Вене, висел над кроватью в комнате Ленина в Цюрихе, был предметом восхищения Троцкого. Наконец, Гитлер был так очарован этим мистическим сюжетом, что картина нашла место в его рейхсканцелярии. (Кстати, за Сталиным ничего подобного не водилось. У него вкус был попроще, символистским изыскам он предпочитал классическую оперу).

Гитлер вообще любил Бёклина, собрав у себя почти два десятка его полотен. После войны его «Остров мертвых» переехал в Национальную галерею Берлина, где остается до сих пор. Это не репродукция. Дело в том, что Бёклин писал картину с 1880 по 1886 годы в нескольких вариантах, каждый раз меняя сюжет, размеры, технику исполнения, цветовую гамму изображения, но сохраняя основу композиции. Первая версия хранится в музее Базеля, вторая в «Метрополитен-музее» в Нью-Йорке, третья, «гитлеровская» — в Берлине, четвертую купил Ханс Хайнрих Тиссен-Борнемисса, но, говорят, она была утрачена в годы Второй Мировой войны, пятая хранится в музее Лейпцига, наконец шестая — в нашем Эрмитаже.

Но есть и другой взгляд. Так заведующий сектором живописи XIX-XX веков и скульптуры отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Борис Асварищ, с которым мы встретились в его кабинете с чудесным видом на Неву, считает, что было не шесть, а пять картин. Когда я прошу его прокомментировать слух о том, что в Эрмитаже как раз картина из личного собрания Гитлера, попавшая сюда как трофей, он очень сердится, называет это «чушью собачьей».

На этом кадре хроники Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне берлинского варианта «Острова мертвых»

«Около 1900 года картина «Остров мертвых» была безумно популярна, — поясняет искусствовед. — Бёклин написал четыре ее варианта. Пятый был написал совместно с сыном художника. В канцелярии у Гитлера был один из пяти вариантов — кажется, третий. Эта картина хранится в Национальной галерее в Берлине. Картина, которая находится в Эрмитаже, никакого отношения к Гитлеру не имеет. Очевидно, ее привез сюда тот самый сын Бёклина, который имел отношение к России (Карло Бёклин женился на дочери издателя «Московских ведомостей» Владимира Грингмута». — «Труд»), и здесь она осталась. Она была в частных руках, и эти люди передали ее в Эрмитаж «на длительное хранение с правом экспонирования» — есть такой музейный термин. Поэтому мы ее выставляем. Вот и вся история».

На мой вопрос о причинах мегапопулярности бёклинского полотна Борис Асварищ ответил: «Когда люди живут сыто, они очень любят рассуждать о смерти и подобных материях. На этом интересе «Остров мертвых» и всплыл». В своей статье, посвященной картине Бёклина, Борис Асварищ пишет так: «В европейской жизни не было другого автора, вызывавшего поначалу столько непонимания и раздражения, затем обожествленного буквально всем континентом, а сразу после смерти почти мгновенно преданного забвению».

Бёклин умер в 1901 году. Между тем сохранился документальный кадр, на котором Адольф Гитлер и Вячеслав Молотов 12 ноября 1940 года ведут переговоры на фоне «Острова мертвых». За спиной фюрера видна фигура в белом хитоне в лодке, просветы над силуэтами горы, верхушки кипарисов...

Интересно, что сейчас знаменитую картину в Петербурге не увидеть. «Экспозиция западноевропейской живописи XIX-XX вв. переезжает в Главный штаб Эрмитажа, — рассказал Асварищ. — Частично она уже переехала и открыта». Хранитель пообещал, что в течение лета экспозиция будет открыта полностью.

Остров мертвых ,
XX век: Хроника необъяснимого. Проклятие вещей и проклятые места Непомнящий Николай Николаевич

«ОСТРОВ МЕРТВЫХ»

«ОСТРОВ МЕРТВЫХ»

Картина швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина «Остров мертвых» обладает, как ни странно, магической притягательностью. Вскоре после создания она обрела фантастическую популярность, и, что удивительно, петербуржцы и москвичи охотно украшали свои квартиры репродукциями «Острова» в массивных резных рамах, хотя смысл картины по сей день не расшифрован до конца.

Арнольд Беклин родился в Базеле в 1827 году. Он учился в Дюссельдорфской академии художеств. Уже в зрелом возрасте связал свою жизнь с Италией: Вскоре Беклин начал удивлять итальянцев и своих соотечественников мифологическими композициями. Образы морских чудовищ и русалок, козлоногих сатиров и изящных лесных нимф, пейзажи, населенные фантастическими существами, страшное полотно «Чума», изображающее скелет, летящий на огромной слоновьей голове, – все это во второй половине прошлого века выглядело фантастической экзотикой.

Полотно «Остров мертвых», написанное в 1880 году, существует в пяти вариантах. На картине изображен жутковатый остров, напоминающий запущенное кладбище. Мрачные кипарисы вздымаются в серое небо. В раскрытые ворота вплывает ладья, в которой зритель видит стоящую фигуру, задрапированную в белое.

Интерпретаторы творчества Беклина дали полотну разные толкования. По их мнению, это и обобщенная картина загробного мира, и аллегория кладбищенского «вечного покоя», и собирательный образ античной цивилизации. Задрапированная фигура – не то душа умершего, не то сам владыка царства мертвых.

Долгое время считалось, что в творчестве художника какую-то особую роль играют кипарисы. Постепенно они стали символом траура и скорби. Пейзажисты буквально «перетаскивали» эти фантастические деревья из беклиновских этюдов в свои картины. Под стать кипарисам были и персонажи картин – фавны, кентавры и русалки: они мало напоминали реальную жизнь, хотя и имели человеческие лица. Про Беклина часто говорили, что он пишет только нереальный мир. Его так и называли: «Рисующий то, чего нет». Один известный врач сказал художнику: «Ну разве ваши странные персонажи могут в действительности жить на свете?» – «Они не только могут жить, но и живут. Более того, они проживут гораздо дольше, чем ваши пациенты», гордо ответил художник.

Он был прав. Героям беклиновских картин действительно была суждена долгая жизнь. Их образы были растиражированы в виде десятков тысяч открыток и репродукций. Эти открытки сохранялись, окантовывались и ими украшались жилые интерьеры. Персонажи знаменитого швейцарца стали обитателями петербургских домов, составной частью быта города на Неве. Не отставало и московское купечество (почему-то Беклина очень полюбили купцы). И хотя художник никогда не посещал Россию, ему была уготована вторая жизнь вдали от родины.

Но особенно восторженно приняли творчество Беклина художники-символисты. Очень многим обязаны знаменитому базельцу представители ранней русской графической фантастики и в первую очередь крупнейший русский фантаст Виктор Замирайло.

Считалось, что у Беклина в России есть не только последователи, но и своеобразные «двойники». Пейзаж И. И. Левитана «Над вечным покоем» принято считать русским аналогом «Острова мертвых». А о последних днях жизни Левитана говорили, что перед смертью он стал внешне напоминать главного героя картины Беклина «Художник и смерть». Это странное сходство поразило всех. Получалось, что Левитан – это как бы своего рода русский Беклин.

Полотно Николая Рериха «Зловещие» – еще одна параллель «Острову мертвых». От страшных камней и обломков скал буквально веет дыханием смерти. Мрачна и цветовая гамма. На Смоленском кладбище в Петербурге долше время стояло надгробие с тонко выполненной мозаичной вставкой, воспроизводящей полотно Беклина. Под ним покоится член немецкой общины Петербурга Густав Баумайстер.

В 1909 году Сергей Васильевич Рахманинов создал симфоническую поэму «Остров мертвых», и беклиновские образы получили, таким образом, музыкальное воплощение. Картина Беклина привлекла внимание и кинематографистов. Образ зловещего острова с заброшенным замком и пугающими силуэтами деревьев появлялся во многих художественных фильмах. В английском фильме «Миллион лет до нашей эры» кровожадный археоптерикс уносит главную героиню на остров, где жутковато чернеет гнездо с огромными птенцами. Использованы беклиновские мотивы и в фильме А. Кончаловского «Приключения Одиссея». В 1993 году петербургский режиссер Олег Ковалов снял фильм «Остров мертвых». Ковалев перенес на экран то неповторимое ощущение истории, которое навевала на наших предшественников мода на Беклина.

В 1961 году Андрей Тарковский снял картину «Иваново детство». В ней есть шокирующая сцена: Иван видит прибрежную скалу, у подножия которой немцы разместили в сидячем положении трупы убитых красноармейцев Ляхова и Мороза. Этот леденящий душу кинокадр смотрится как фрагмент беклиновского полотна, ибо напоминает подлинный остров мертвых.

Из книги Сказка о силе автора Кастанеда Карлос

Остров тоналя Мы с доном Хуаном встретились на следующий день в том же самом парке около полудня. На нем все еще был его коричневый костюм. Он снял свой пиджак, сложил его тщательно, но с оттенком высшей небрежности, и положил на скамейку. Его небрежность была очень

Из книги Сказки о силе автора Кастанеда Карлос

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

Из книги Пришельцы из Будущего: Теория и практика путешествий во времени автора Голдберг Брюс

Остров Пасхи Остров Пасхи находится в восточной части Тихого океана, в 2350 милях от Чили. Его первооткрыватели были поражены, увидев, что вся его территория усеяна сотнями гигантских статуй.Каким образом обитатели острова в далеком прошлом обрабатывали эти вулканические

Из книги История гуманоидных цивилизаций Земли автора Бязырев Георгий

ОСТРОВ ТУЛЕ На гнездовья птицы прилетели. Хлопая крылами по воде, Завертелись белые метели, закружились пары лебедей. А потом вели тропой скалистой взрослые к воде птенцов своих. Оглашался берег звонким писком желторотых шариков живых. Лишь одна гусыня - как из воска -

Из книги Пифагор. Том I [Жизнь как Учение] автора Бязырев Георгий

ОСТРОВ САМОС Трубят глашатаи: «Измена! Десантники вмешались в бой…»Но к мыслям, как к военнопленным, Уже приставлен был конвой…Дорогие мои, здесь музы подсказывают мне, что пора обрисовать политическую обстановку на «острове Буяне». Когда богоподобному юноше

Из книги Светоносная Змея: Движение Кундалини Земли и восход священной женственности автора Мельхиседек Друнвало

Глава девятнадцатая Остров Луны и остров Солнца Жизнь поистине удивительна! Того, что произошло на маленьком островке посередине озера Титикака, никто никогда не планировал, тем не менее и время, и действие были рассчитаны с точностью, с какой рука хирурга направляет

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Джеймс Питер

«Остров где-то там» В изложении Хэнкока эта широкомасштабная теория, подкрепляемая археологическими, астрономическими и геологическими свидетельствами, выглядит весьма убедительно. Однако когда мы разбираем ее на составные части и приступаем к более тщательному

Из книги Живые мысли автора Некрасов Анатолий Александрович

Остров Бали Как-то в очень доброй телепередаче «Непутёвые заметки» был показан репортаж об острове Бали. Это остров называют земным раем. Я обратил внимание на то, что на этом острове все улыбаются! Улыбаются много, искренне, от всей души! Естественно, что такая улыбка,

Из книги Учебник магии автора Эстрин Анатолий Михайлович

Остров Петрова Остров Петрова расположен в живописном месте Лазовского природного заповедника на юге Приморского края в бухте Соколовская.Остров Петрова – это Место Силы со своей неповторимой аурой и энергетикой. Благодаря тому что остров охраняется государством и

Из книги Год 2150 автора Александер Тия

Из книги Заговоры, притягивающие деньги автора Владимирова Наина

Остров сокровищ Этот обряд построен полностью на мыслеформе. Он действен, как, впрочем, и вся магия.Напишите на листе бумаги свое желание: для чего вам нужны деньги, что вы хотите на них приобрести и т. д. Большинству из нас нужны деньги для улучшения жизни, изменения образа

Из книги От тайны к тайне автора Прийма Алексей

ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ Еще одно "странное место" - так называемый Зеленый остров, разделяющий реку Дон на два рукава прямо напротив города Ростова-на-Дону. Длина острова - пять километров, ширина - около двух километров.Слухи о том, что на Зеленом острове "не все чисто",

Из книги Тени старинных замков автора Артур Роберт

Р. Л. Стивенсон ОСТРОВ ГОЛОСОВ Кеола женился на Лехуа, дочери Каламаке, колдуна из Молокая, и жил в доме тестя. Не было колдуна искуснее Каломаке. Он предсказывал судьбу по звездам, по останкам мертвых, знался со злыми духами. Он в одиночку взбирался на скалы, где водились

Из книги Карлос Кастанеда, книги 1-8 (самиздат, интернет-версия) автора Кастанеда Карлос

5. Остров тоналя Мы с доном Хуаном встретились на следующий день в том же самом парке около полудня. На нем все еще был его коричневый костюм. Он снял свой пиджак, сложил его тщательно, но с оттенком высшей небрежности, и положил на скамейку. Его небрежность была очень

Из книги Хранитель Знаний автора Черников Виктор Михайлович

Долго думала писать ли статью о художнике Арнольде Бёклине.? Сомнения не из-за картин Бёклина,а из -за того,что он был любимым художником Гитлера.Но тем не менее.Его имя хорошо знали в России.

Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910). «В живописи люблю больше всего Бёклина», - признавался Леонид Андреев. Валентин Серов в 1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски».

Бёклину воздавали хвалу в своих рецензиях Игорь Грабарь и Максимилиан Волошин, Александр Бенуа и Анатолий Луначарский. Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мертвых» (всего в 1890-1910-е гг. в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной).

Швейцарский живописец Арнольд Бёклин был одним из заметных мастеров XIX века. Романтик и символист одновременно, он воспринимал современность сквозь призму классического наследия.

В европейской культурной жизни не было другого художника, вызвавшего поначалу столько непонимания и раздражения, затем буквально всеми обожествленного, а вскоре после смерти почти мгновенно преданного забвению.

Автопортрет. 1877—1876

НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ

Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. Он родился в 1827 г. в Швейцарии, в Базеле, учился живописи в Академии художеств в Дюссельдорфе, в юности много путешествовал. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке.

Известность пришла к Бёклину далеко не сразу, мнение публики, как он откровенно признавался, его мало волновало, работать в угоду заказчикам он не умел и порой ссорился с теми людьми, от которых зависело его благосостояние.

Картины Бёклина, яркие и резкие по цвету, написаны главным образом темперой. В картинах художник рисует вымышленный мир, часто нарочито таинственный. Вначале Бёклин писал романтические пейзажи с мифологическими фигурами, затем — фантастические сцены с нимфами, морскими чудовищами.

Сегодня поговорим оглавной картине- "ОСТРОВЕ МЁРТВЫХ"

Что интересно,что художник создал 5 вариантов этой картины.

П ЕРВЫЙ ВАРИАНТ.


Заказчиком картины был меценат Александр Гюнтер


Первое полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Träumen»).

Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго.

Интересно, что стоящая в лодке фигура в белом саване и саркофаг перед ней отсутствовали в первом и втором вариантах картины и были дописаны художником немного позднее.


1883 Старая национальная галерея, Берлин

Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г


ФОТО. 1884г Уничтожена в Роттердаме во время Второй мировой войны
Финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны).


1886 Музей изобразительных искусств, Лейпциг

В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге.

К чести Бёклина, он не копировал картину, а каждый раз по-новому разрабатывал сюжет, сохраняя основу композиции, но меняя размеры, технику, цветовую гамму, освещение и находя новые оттенки настроения – от сумрачной безнадежности до просветленного трагизма.

Собранные вместе, четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью.

ОСНОВА СЮЖЕТА.

В основе сюжета картины - античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове. Остров мертвых омывают пустынные зеркальные воды подземной реки Ахерон, через которую лодочник Харон переправляет души усопших.


Капри. Фаральони.

Историки искусства, конечно же, задавались вопросом о том, какой именно остров вдохновил Бёклина. Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь.


Остро Сан Микеле.Венеция.

Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.

Лодка приближается к крошечному острову, скалы которого как бы образуют естественную стену для внутреннего пространства, поросшего тёмными кипарисами. Между водой и этим пространством каменные блоки образуют вход. На внутренней стороне скал видны прямоугольные проёмы.

В лодке двое: управляющий ею гребец и фигура, укутанная в белую материю. Перед фигурой стоит длинный прямоугольный ящик, который обычно интерпретируется как гроб. Гребца часто ассоциировали с Хароном, а водное пространство, которое пересекает лодка, с реками Стикс или Ахерон. Интересно, что в Южной Европе кипарисы ассоциируются со смертью и часто высаживаются на кладбищах

Меланхоличность «Острова» в точности отражала те настроения в обществе, которые обозначались словом «декаданс», - неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности.

Магическая атмосфера «Острова» привлекала авангардистов. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы;

Создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы» (1932). Бёклин был кумиром и для русской интеллигенции

БЁКЛИН И ГИТЛЕР.

У картины находились неожиданные поклонники, одним из которых был… Адольф Гитлер.

Пытаясь выстроить культурный фундамент нацистской идеологии, он отметил Бёклина художником, наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», так же, как философа Ницше и композитора Вагнера.

В «Острове» фюреру, очевидно, импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы», удостоенных вечного покоя там, куда нет доступа душам черни.

В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине. Сохранилась фотография, сделанная 12 ноября 1940 г., на которой Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне картины Бёклина.

ГАЛЕРЕЯ РАБОТ.


Идиллия.


Игры наяд.


Атака пиратов.


Битва Кентавров.

Портрет Анджелы Бёклин.


Мария Магдалена, оплакивающая Христа 1867

Анжелика, охраняемая драконом 1873

ВОПРОСЫ.

Как вы оцениваете работы художника?

Чем привлекала современников картина ОСТРОВ МЁРТВЫХ?

Почему эта тема так интересовала людей?

"....Скрыты причалы невидимых пристаней,


смутные тени мятущихся призраков..".


Представляете, этот остров, действительно, какой-то мистический. Два раза писала пост, и, приближаясь к концу, оба раза посты бесследно исчезали.
Начинаю попытку номер три!

Продолжаем наше путешествие по Балканским странам. Мы с вами находимся в Черногории, едем по побережью Боко-Которской бухты, направляясь к городу со странным названием - Пераст.
О неописуемой красоте Боко-Которской бухты я уже рассказывала. Да что писать! Это всё нужно видеть собственными глазами. И мне несказанно повезло, что я попала в эти края.


Смотрим не на меня, а на окружающие меня красоты. Вдали, под самой горой находится город Пераст, куда мы с вами направляемся. А прямо над моей головой расположился небольшой островок, о котором и будет мой расскаэ.


Глядя на этот островок, у меня появилось чувство чего-то очень знакомого. Именно то, что сейчас так модно называть "дежавю". Но очарованная окружающими красотами, как-то забыла об этом. Но всё-таки этот остров не отпускал меня, а по мере приближения к нему, всё более и более приковывал взор.

И наконец-то я поняла, что он мне очень напоминает известную картину швейцарского художника Арнольда Бёклина (1827-1901). "Остров мертвых." Но был ли живописец здесь, в Боко-Которской бухте?

Изучив в Интернете биографию художника, стало ясно, что он, похоже, никогда не бывал в этих краях.
Интереснейший автопортрет.Согласитесь! И очень соответствует его знаменитой картине.

Картина, действительно, знаменита и по сей день. О ней писали многие писатели,Сергей Рахманинов посвятил "Острову мертвых" очень мрачную симфоническаую поэму. Многие известные художники писали подражание этой картине, Как, например, швейцарский художник Ганс Руди Гигер , которого еще называют художником ада. Перед вами его картина "Дань Бёклину"

Думаю, что вам хорошо знакома цитата из бессмерной книги: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина „Остров мертвых“ в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом.
Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно »

Интересно еще и то, что художник неоднократно обращался к этой теме. Известно пять варианов картины. Один из них, правда, уничтожен. Осталась только черно-белая фотография. (Фото из Википедии).

Арнольд Беклин был любимым художником Адольфа Гитлера . Им был приобретен один из вариантов картины "Остров мертвых". По этой ссылке вы можете рассмотреть картину, приобретеную Гитлером в большом размере и даже обнаружить на одной из скал инициалы "AG".

Как вы сами понимаете, увиденный остров очень меня заинтересовал. Тем более, что туристов туда категорически не допускали. Приехав домой, я начала собирать сведения об острове, которые оказались, увы, очень скудными.
Удалось узнать, что с 12 века здесь находился древнейший монастырь бенедиктинцев. Функционирует ли он в настоящее время - не знаю.
Фотография макета, сделанная в музее соседнего острова.

В 16 веке на острове была построена церковь Св.Юрая, которая являлась приходской церковью Пераста. Аббат монстыря, он же настоятель церкви, был убит при загадочных обстоятельствах вскоре после её постройки. Чуть позже остров подвергся набегу пиратов - монастырь разграбили, а церковь подожгли.Восстановили её, благодаря Андрию Змаевичу (1628-1694), который служил аббатом монастыря, а с 1671 года был назначен барским (город Бар) архиепископом и примасом Королевства Сербии. Запомним эту фамилию. Доктор теологии и философии, писатель, поэт, историк, просветитель, коллекционер древностей и покровитель искусства. Именно благодаря ему мы с вами сможем полюбоваться картинной галереей на соседнем островке и восхититься интереснейшими экспонатами музея.

До 1886 года здесь было кладбище, куда хоронили, в основном, мореходов - жителей Пераста. Потому, очевидно, и появилось второе название - Остров Мертвых.

Рассказываю интересную историю, а, может, и легенду.
У входа в церковь находятся две могилы, одна из них датируется 1813 годом, в ней покоится молодая девушка по имени Катица, в другой - солдат наполеоновской армии.
В 1813 году отряд французского экспедиционного корпуса занял крепость Святого Креста. Жители Перста выбили французов оттуда. Отряд обосновался на острове Св.Юрая и периодически обстреливал из пушек город Пераст. И надо же такому случиться, что ядро одной из пушек угодило в дом, где жила возлюбленная солдата, который и стрелял из этой пушки. Девушка погибла. Несчастный солдат остался на острове Св.Юрая и каждый день над округой носился звон погребального колокола. Так солдат оплакивал смерть своей невесты, которая и соединила их на веки вечные под скорбными кипарисами Острова Мертвых.

Уважаемый Dmitriy Shalaev дополнил эту легенду: "В байке с наполеоновским артиллеристом пропущена важная деталь. Пушкарь был местный - перастянин. Это существенно меняет дело! Ч еловек лупил из пушки по родному городу, по родным, знакомым, друзьям...Неудивительно, что грохнул свою даму сердца".



Закончить пост о так запомнившемся мне острове хочу стихотворением Еремея Парнова, которое он посвятил "Острову мертвых" Бёклина.
"Там в океане, окутанный тайнами,
тающий в бездне пространства туманного,
Остров, обманчиво-необитаемый,
страшный и странный, как мумия в саване.
Время на Острове замерло в ступоре,
свернуто смутным, загадочным коконом,
небо беззвездное призрачным куполом,
словно из нитей неведомых соткано...
(Остальное прячу под спойлер)
Волны тягучие, скучные, темные
к берегу катятся рострами пенными,
катятся медленно, ветру покорные,
пляж захламляя останками бренными -
бревнами скользкими, склизкими досками,
прахом судов и разбитыми веслами...
Мусор морской и китовые остовы
заперли прочно фарватеры Острова.

Скрыты причалы невидимых пристаней,
скрыты тропинки вглубь рощ кипарисовых,
только в пещерах, как искорки-признаки -
смутные тени мятущихся призраков.
Призраков тех, кто в былые столетия
предначертанья не выполнил смертного,
тех, кто в погоне за псевдобессмертием
душу замкнул вековечной омертою...

Тех, кто кинжалом, петлей и цикутою
впал в искушение в битве со временем,
намертво связан незримыми путами
с Островом Мертвых, юдолью забвения.
Жизнь коротка, и не сделано многое.
Времени мало - до Рая, до Ада ли?
Пусть лучше Богу останется богово -
нам же - невместно. Не нужно. Не надо бы...


P.S. В этот раз я была благоразумнее и всё время копировала написанное.Поэтому попытка, вроде бы удалась. Но самое удивительное то, что у меня получилось, как у известного героя - всю ночь он не спал и сочинял письмо возлюбленной.А утром обнаружил, что эти строчки давным-давно были написаны А.С.Пушкиным. Так и у меня. Выискивая подробности про картину "Остров мертвых" и его создателя и собираясь уже загружать готовый пост в журнал, обнаружила интереснейшую статью замечательной