Теремной дворец алексея михайловича. Коломенский дворец

Древнее подмосковное село Коломенское выделялось среди других вотчинных владений российских государей - здесь размещались великокняжеские и царские загородные резиденции. Самая знаменитая среди них - деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Сын первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, Алексей Михайлович, вступив на престол, неоднократно перестраивал и последовательно расширял отцовскую подмосковную резиденцию, что было связано с ростом его семьи. Он часто посещал Коломенское, занимался соколиной охотой в его окрестностях и проводил здесь официальные церемонии. В 1660-х годах царь Алексей Михайлович задумал масштабные изменения коломенской резиденции. Торжественная церемония закладки фундамента нового дворца, начавшаяся молебном, состоялась 2-3 мая 1667 года. Строился дворец из дерева по чертежам, работы вела артель плотников под руководством стрелецкого головы Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семена Петрова. С зимы 1667 по весну 1668 года были выполнены резные работы, в 1668 году обивали двери и готовили краски для росписи дворца, а в летний сезон 1669 года были завершены основные иконописные и живописные работы. Весной и летом 1670 года во дворце уже работали кузнецы, резного железного дела мастер и замочники. Осмотрев дворец, царь распорядился добавить живописных изображений, что и было выполнено в 1670-1671 годах. Государь внимательно следил за ходом работ, в течение всего строительства часто приезжал в Коломенское и оставался там на день. Окончательное завершение работ пришлось на осень 1673 года. Зимой 1672/1673 года дворец был освящен патриархом Питиримом; на церемонии иеромонах Симеон Полоцкий произнес "Приветство" царю Алексею Михайловичу.













Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада. Клети соединялись сенями и переходами. Комплекс делился на две половины: мужскую, включающую терема царя и царевичей и парадные сени, и женскую, состоящую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты - от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень. В решении фасадов и интерьеров активно применялся принцип симметрии. В итоге масштабных работ в Коломенском был создан сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей "просвещенного" XVIII века. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.















В 1672-1675 годах царь Алексей Михайлович с семейством регулярно выезжал в Коломенское; во дворце часто проходили дипломатические приемы. Новый государь Федор Алексеевич (годы правления 1676-1682) осуществил перестройку дворца. 8 мая 1681 года плотник Семен Дементьев, крестьянин боярина П.В.Шереметева, вместо обветшавшей повалуши начал строительство огромной Столовой палаты. Окончательный вид этого здания был запечатлен затем на различных гравюрах и картинах. Коломенский дворец полюбили все последующие правители России. В 1682-1696 годах его посещали цари Петр и Иван, а также царевна Софья Алексеевна. Значительно чаще других здесь бывали Петр и его мать, царица Наталья Кирилловна. При Петре I под дворец был подведен новый фундамент.













На протяжении XVIII века дворец постепенно ветшал и разрушался несмотря на все попытки его сохранить. В 1767 году по указу императрицы Екатерины II началась разборка дворца, продолжавшаяся примерно до 1770 года. В процессе демонтажа были составлены подробные планы дворца, которые вместе с описями XVIII века и изобразительными материалами дают достаточно полное представление об этом замечательном памятнике русской архитектуры XVII века.





















Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике еще в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Были проведены археологические работы и исследованы сохранившиеся фундаменты. Но поскольку за прошедшее время на месте бывшего дворца сформировался природный комплекс и уже выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг. Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами. Ориентация относительно сторон света также нарушена - макет был повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения. Общая площадь застройки составляет свыше пяти тысяч квадратных метров, а общая площадь помещений - более семи тысяч квадратных метров. Хоромы располагаются на пяти уровнях и объединяют пять строений. Внутри дворца воссозданы старинные интерьеры и росписи времен царствования Алексея Михайловича.















В работах по созданию интерьерной экспозиции во Дворце приняли участие 226 человек 20-ти специальностей, среди них - модельщики и скульпторы, художники по керамике и иконописцы, резчики по дереву, мебельщики, паркетчики и столяры, позолотчики, витражники и литейщики бронзы, ткачи и золотошвеи, ювелиры и др. Основной объем ручных работ проводился в мастерских Москвы, но также были привлечены мастера из Санкт-Петербурга, Ярославля, Суздаля и других городов. Реконструкция призвана дать представление о дворцовых интерьерах эпохи Романовых. Экспозиция во Дворце Алексея Михайловича рассчитана на широкий круг посетителей. Ее залы наполнены предметами из фондов музея-заповедника, воссоздающими образ эпохи, рассказывающими о жизни царского дома.

Красное, или Парадное, крыльцо - главный вход в любой царский дворец. Согласно этикета, к нему мог подъехать верхом или на повозке только царь; за нарушение следовало суровое наказание. В Коломенском даже иноземные послы и бояре сходили с лошадей перед Передними воротами Государева двора. Был разработан сложный церемониал приема. Он требовал с должной торжественностью встречать именитых гостей снаружи, перед домом, на одной из площадок Красной лестницы. Навстречу выходил стольник с дьяком или боярин (окольничий) со стольником (думным дьяком). Иноземного посла или принявшего русское подданство правителя приветствовали трижды - у лестницы на подъездном помосте (рундуке), на крыльце против средней лестницы и у дверей палаты. На всем пути до дверей палаты в два ряда стояли дворовые и служилые люди с парадным оружием и в богатейших одеждах, которые выдавали на время из царской казны. Переднее крыльцо служило также местом выхода государя к подданным. Здесь царь мог дать краткую аудиенцию, выслушать отчеты, принять челобитья и подношения.



















На Переднем крыльце происходила раздача именинных пирогов в день ангела одного из членов царской семьи - обязательная, важная часть государственного церемониала, демонстрировавшая единство правителя и его подданных. Убранство крыльца и его архитектура усиливали ощущение торжественности. В украшавших крыльцо богатой резьбе и живописи использовалась государственная символика: двуглавый орел, пары геральдических животных, скульптуры львов под столбами крыльца. Для церемониальных встреч рундуки (площадки), ступени, перила и столбы устилали яркими коврами и драгоценными тканями. Украшали крыльцо и металлические изделия: фонари со слюдяными стенками, кованые двустворчатые наружные двери с росписью и луженым убором. Парадный вход во дворец обязательно осеняли иконы. Над входной металлической дверью крыльца помещены современные списки икон "Спас", "Богоматерь" и "Иоанн Предтеча".

Сени перед Столовой палатой состоят из двух помещений, связанных проходом в стене ("сени" и "сени ж, где входят с кушаньем"). Это была своего рода буфетная, из которой обслуживали царские пиры. Степенные ключники и стряпчие накрывали здесь поставцы Сытного, Кормового и Хлебного дворов по несколько на каждый двор. На эти стойки-серванты ставили все, что позже подавали на столы: на поставцы Сытного двора - сосуды с винами, пивом, медом и квасом; на поставцы Хлебного двора - калачи, караваи, пироги; на поставцах Кормового двора перед началом пира стояли кувшины с уксусом и лимонным рассолом, а во время пира сюда приносили кушанья, приготовленные в поварне. Перед пиром поставцы накрывали шелковыми золотными материями - фатами.



















Кушанья и питье на царский стол подавали, следуя придворному ритуалу. Каждое блюдо многократно пробовали из-за боязни отравы или порчи. При отпуске с поварни блюдо отведывал повар в присутствии стряпчего, от него блюда принимали ключники (каждый отдельное кушанье) и под охраной стряпчих несли во дворец. Подавая яства на кормовой поставец, ключники пробовали каждый со своего блюда; наконец, кушанья пробовал дворецкий (глава Приказа Большого дворца, отвечавший за продукты для царского стола) и отдавал стольникам "нести перед государя". Перед подачей на стол блюда отведывал кравчий, а напитки - чашник. Над дверью в сенях перед Столовой палатой размещен современный список иконы "Спас Нерукотворный".

Столовая палата - самое большое, парадное и торжественно оформленное помещение дворца. Она была построена царем Федором Алексеевичем на месте обветшавшей "повалуши" и новыми сенями соединялась с теремом царя. В палате проходили важнейшие дворцовые церемонии. Здесь принимали иноземных гостей, отмечали семейные и церковные праздники, могли устроить прием в честь важного назначения. Заканчивались приемы приглашением к царскому столу с ритуалом подачи "государевой чаши". После официальной части и перед царским столом был короткий промежуток, позволявший государю немного передохнуть, а стряпчим и ключникам - завершить приготовления к трапезе.

















Место государя за обедом было на помосте (рундуке), где находился стол, накрытый скатертями из шитого бархата или аксамита; к столу ставили "приступ" в две ступени, обитый цветным персидским ковром. К лавкам, на которых сидели приглашенные, приставлялись столы: "большой" ("первое место от угла под иконами"), "кривой" (он заворачивал за угол) и другие, по числу гостей. Ставились столы всегда так, чтобы можно было видеть государя. Кроме лавок сидели и на стульях, которых в палате было много. Посуду, напитки и кушанья помещали в поставцы или буфеты. В поставце, именовавшемся царским, размещали особенно дорогую посуду - в основном серебряную, реже золотую или из полудрагоценных камней. Она служила великолепным украшением трапезы. На столы ставили скатерти, украшенные тесьмой и кружевом; полы были устланы коврами. Украшением палаты была и ценинная многоцветная печь со сложным орнаментом. Потолок Столовой палаты украшала символическая роспись "Боги небесные" с изображением планет и знаков Зодиака с аллегориями четырех стран света по углам. Над окнами Столовой палаты размещены современные списки иконе "Спас Эммануил", "Архангел Гавриил", "Архангел Михаил", "Спас" и "Богоматерь". Над троном находится современный список иконы "Богоматерь Знамение".

Думная палата, или Передняя комната, выполняла в личных покоях царя роль приемной. Это было одно из самых важных в дворцовом быту помещений: по утрам в нем собирались думные люди для челобитья (подачи прошений) государю и обсуждения дел. Здесь же могли проходить заседания Боярской думы - совещательного органа в системе государственного управления. "Думное присутствие", а вместе с ним и управление государством перемещалось вслед за царем при его "походах" в подмосковные села. В Передней комнате выдавали жалованье и награды, могли принимать иностранных послов. Отсюда важная особенность палаты - в ней находилось кресло царя, или "государево место", стоявшее на помосте. Таким образом, Передняя комната была парадным, официальным, но вместе с тем и рабочим помещением. Это определяло стиль ее оформления, близкий к оформлению московских приказных палат.









На столе как напоминание о законодательной деятельности царя Алексея Михайловича раскрыта печатная книга "Уложение", изданная в Москве в 1649 году. Находящаяся в углу печи из многоцветных изразцов воссоздана по образцу печи Потешного двора вблизи села Дьякова, остатки которой найдены при раскопках на территории Дьякова городища. В красном углу палаты помещены современные списки икон "Спас Эммануил", "Архангел Гавриил", "Архангел Михаил", а над дверью - иконы "Преображение Господне".

Престольная палата выполняла в царских дворцах роль Тронной залы. Если в Думной (Передней) палате государь держал совет со своими приближенными, то в Престольной он торжественно, в присутствии бояр принимал иноземных послов, облаченный в богатый наряд и окруженный рындами в парадных белых одеждах с серебряными топориками и в массивных золотых цепях. Здесь же государь одаривал приближенных. "Хоромный наряд" Престольной палаты был исключительно роскошен, он демонстрировал подданным и иноземным послам величие и мощь державы. Стены и потолок покрывала многоцветная роспись, дверные и оконные проемы - рельефная золоченая резьба. Им вторили великолепные светильники, парадная расписная мебель и восточные ковры. Сверкала глянцевая поверхность изразцов, глаз радовали цветные стекла и оклады икон из благородных металлов. Все это великолепие служило оправой для символа власти правителя - царского места (трона). Троны делали из ценных пород дерева и украшали золотом, серебром, слоновой костью, алмазами, бирюзой и другими редкими материалами. Согласно нескольким источникам, трон царя Алексея Михайловича в Коломенском охраняли подвижные скульптуры в виде двух механических львов, издававших рычание, что должно было напоминать присутствующим о библейском прообразе - троне царя Соломона.



















Особенность Престольной палаты - украшающее потолок и стены "бытийное письмо" на сюжеты истории библейских царей Давида и Соломона. Композиции для росписей заимствованы из западных гравюр и "лицевых" (иллюстрированных) Библий. Для реконструкции "бытийных" росписей плафона потолка избраны четыре сюжета из Ветхого и Нового заветов: "Песнь песней царя Соломона", "Жертвоприношение царя Давида", "Царица Савская, дары приносящая", "Единение Христа с Церковью". Для стенных панно использованы сюжеты - "Суд царя Соломона", "Царь Давид", "Царь Соломон". Источником иконографии послужили гравюры из Библии Пискатора, изданной в Амстердаме в 1674 году, и их русские переработки на фресках XVII века. Высокое назначение Престольной палаты подчеркивается расположенной здесь изразцовой печатью, панно которой несет образ двуглавого орла - символа Московского царства. Над дверью престольной палаты помещен современный список иконы "Спас Смоленский и припадающим Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским", а над троном - иконы "Спас Великий Архиерей".

Внутри каждой группы помещений дворца обязательно имелись Задние (Постельные) сени, доступные только самым приближенным придворным, а также слугам. Так, через Задние сени в покои царя Алексея Михайловича могли войти лишь постельничий, царский духовник и казначей.











Задние сени служили для перехода из одних царских покоев дворца в другие. В царском тереме Коломенского дворца они соединяли Престольную палату с комнатой (кабинетом) царя, выходя на крыльцо, через которое вносили кушанья с поварни. В Задних сенях были устроены также кладовые ("каморки"), в которых хранили взятые в "государев поход" в Коломенское вещи царя: сундуки с тканями, коврами, перинами и другими вещами, обеспечивающими комфорт государя.

Комната (кабинет) царя Алексея Михайловича. В этом помещении государь проводил большую часть дня. Он мог допустить сюда членов ближней Боярской думы, но в первую очередь комната служила местом уединения. Здесь царь занимался государственными делами, писал письма и записки, "своеручно правил документы". Убранство этих "постельных" покоев отражало личный вкус царя Алексея Михайловича в особенности его повседневной жизни. К XVII веку сложился принцип оформления "постельных" покоев: в них стояли лавки для сидения, одновременно служившие ларями для хранения домашних вещей, и особые поставцы (шкафы) для бумаг, писем и книг. В переднем углу под образами находилось кресло хозяина, в перед ним - стол для занятий с запасом избранных книг, письменных принадлежностей и игр. Часть мебели выполняли по специальному заказу государя, в том числе особые подставки-ступеньки, расписные столы, парадные резные стулья и кресла с росписью, серебрением и позолотой. Особое внимание следует обратить на сюжетные росписи над дверями, напоминавшими государю о подвигах величайших правителей древности: "Царь Александр Македонский и царь Дарий III (Персидский)", "Царю Юлий Цезарь (Римский) и царь Пор Индийский". Эти сюжеты входили в круг самых популярных тем раннего европейского классицизма; они соседствовали с традиционными для русских помещений иконами. Аналогами для росписей комнаты послужили работы выдающегося придворного живописца французских королей Шарля Лебрена, а также традиционная резьба и роспись русских иконостасов XVII века. Печь из полихромных изразцов реконструирована на основании фрагментов, найденных при археологических раскопках на территории дворца в Коломенском.

















Круг чтения, работы и отдыха в комнате царя Алексея Михайловича обозначен копиями книг и рукописей (подлинники которых хранятся в Российском государственном архиве древних актов). Среди них - обязательное для православного человека Евангелие, напечатанное на Московском Печатном дворе в 1663 году; богословское сочинение Лазаря Барановича "Меч духовный... или Книга проповеди слова Божьего...", выпущенная типографией Киево-Печерской лавры в 1666 году и посвященная царю Алексею Михайловичу. Рукописное "Сказание об Успении Богородицы", "Роспись столовому кушанью царицы Натальи Кирилловны и царевичей Федора, Иоанна и Петра Алексеевичей" и "Жалованная грамота царя Алексея Михайловича Муромскому Борисоглебскому монастырю на вотчину в Муромском уезде. 15 ноября 1671 года" содержат пометки царя Алексея Михайловича. Для работы с книгами и бумагами царь Алексей Михайлович использовал очки, современная копия которых также представлена в экспозиции (очки были хорошо известны в Европе XVII века). В комнате царя Алексея Михайловича в красном углу находится современный список иконы "Богоматерь Казанская", а над окнами - икон "Алексий человек Божий", "Алексий человек Божий и Мария Египетская", "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Святая мученица Наталия".

Внутренний распорядок царский "постельных" покоев (опочивальни) отражал древнерусское представление об исключительном положении царя и особую заботу о его безопасности. Доступ в комнату был строго ограничен. Сюда не мог войти никто, кроме самых близких царю придворных. В покое с государем ночевал его постельничий - руководитель Царской Мастерской палаты (в его ведении было шитье царского платья и белья и надзор за чистотой и сохранностью "государевой постели"). Иногда здесь же ночевали стряпчий "с ключом" (он хранил ключ от комнаты) и один или два спальника. В смежной с опочивальней комнате обычно находились шестеро самых приближенных стряпчих и спальников; в следующей комнате - стряпчие и дневальные жильцы; наконец, у внешних дверей сторожили истопники. В опочивальне решались многие государственные вопросы, поскольку "хозяин" опочивальни, постельничий, входил в число особо приближенных советников государя, возглавлял его канцелярию и хранил его личную печать.















В опочивальне стояла кровать с балдахином ("подволокою") и другая мебель: лавки (включая особую спальную скамью для ближних слуг), поставцы, скрыни (комоды) и сундуки, где хранили белье, дорогие опахала, мелкие принадлежности туалета (зеркала, гребни, мыло, стеклянные флаконы с эфирными маслами). В спальне обязательно стелили ковры и ставили часы. Икон в опочивальне было, как правило, немного, но поклонный крест и образа у красном углу и над входными дверями были обязательно. Кровать выполнена на основе архивных описаний, изображений и предметов из музейных собраний. Печь реконструирована с использованием фрагментов подлинных изразцов, обнаруженных при раскопках на территории дворца в Коломенском. В опочивальне помещены современные списки икон "Спас Эммануил на престоле с припадающими Артемоном и Наталией", "Архангел Гавриил" и "Архангел Михаил".

Крестовая, или Моленная, палата, - комната в личных покоях государя, где он молился ранним утром и вечером перед иконостасом. В Крестовых дворцовых палатах "служили у крестов" стоявшие на царском жалованье "крестовые" попы и "крестовые" дьяки. Здесь совершали малую вечерю, всенощное бдение и заутреню, а также молебны. Но в Крестовых не было алтаря, они не предназначались для совершения литургии (ее служили в особой домовой Казанской церкви). В основу воссоздания интерьера Крестовой палаты положены описи моленных в царских дворцах и типологическое описание, составленное известным историком И.Е.Забелиным. Согласно ему, одну стену Крестовой занимал иконостас в несколько ярусов. Иконы в нем размещались согласно порядку церковных иконостасов и включали Деисус с иконами Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя; нижний пояс заполняли иконы местного ряда: сюда ставили образа небесных покровителей членов царской семьи; иконы-"благословения" от родителей и родственников; благословенные кресты, панагии и ковчежцы с мощами; свечи, зажженные от Святого Огня на Гробе Господнем, святую воду; списки чудотворных икон; иконы особо чтимых святых-заступников; праздничные иконы и святыни, подносимые монастырями и духовными властями. Таким образом, иконостас Крестовой палаты был хранилищем домашних святынь и представлял духовную историю ее хозяина. Со временем иконы и другие святыни, принадлежавшие государю и членам его семьи, передавали из Крестовых на Казенный двор, в Образную палату, где к концу царствования Алексея Михайловича скопилось более 8200 подносных икон.









В Крестовой была также необходимая для совершения обрядов мебель, прежде всего аналои для чтения богослужебных и святоотеческих книг. Раскрытая на аналое книга - "Служебник", напечатанный в Москве в 1688 году.

В царском дворце мыльню (мовня, мовница - старинное название бани) устраивали в подклете или на одном этаже с жилыми комнатами, отделяя от них небольшими переходами-коридорами или сенями. В Коломенском дворце мылен было четыре. Самая большая мыльня была в отдельном строении у терема царевича (переходами она также соединялась с хоромами царя и царицы). Именно эта мыльня была выбрана для реконструкции. Она включает "мовные" сени и саму мыльню.


"Мовные" сени



"Мовные" сени



"Мовные" сени



"Мовные" сени



"Мовные" сени


В сенях перед мыльней не только раздевались, но и отдыхали после бани, поэтому вдоль стены здесь располагали скамьи с резной опушкой и "мовной" постелью. Кроме лавок в сенях перед мыльней стояли столы, один из которых предназначался для "мовной стряпни" (вещей, которые использовали во время мытья: колпака, простыни, опахала). Освещались мыльни светом из окон, но для защиты от сквозняков окна занавешивали; вечером и ночью здесь светили слюдяные фонари. В углу стояла печь, облицованная изразцами. Воссоздание основной принадлежности русской бани - печи с закрытой каменкой - уникальный пример в практике современной реконструкции. По стене от печи до противоположной стены тянулся полок с приступками и подголовьем. Чем выше была ступень этой своеобразной банной лесенки, или подиума, - тем на ней было жарче. Вдоль других стен стояли лавки, на которых мылись. На полок и лавки раскладывали свежее сено с ароматическими травами, накрывали его полотняными простынями и полавочниками. В центре мыльни стоит большая деревянная ванна со скамеечкой и простынями внутри, именно в ней мылся царь.















Воду для мытья держали в деревянных ушатах и кадьях, а также металлических сосудах. Разогревали ее с помощью раскаленных камней из каменки, которые кидали в воду. Щелок для мытья волос держали в медных луженых тазах, квас - в берестяных туесах. В верхних этажах терема пол и стены мыльни до уровня лавок выстилали для защиты от протечек свинцовыми досками, спаянными по швам. Над дверью в мыльню помещен список иконы "Богоматерь Живоносный источник".

Учительная палата в тереме царевича предназначалась для обучения царских сыновей (царских дочерей обучали в их тереме). Ребенку в царской семье отводились собственные покои, где он жил со своими кормилицами и няньками. Царские дети вели замкнутый образ жизни, их изолировали от внешнего мира, сверстников для игр подбирали из числа детей дворян, и мальчики, покидая хором, росли вместе с будущим государем. Если царевич в дальнейшем становился правителем, то его детское окружение отчасти сохраняло на него влияние.













Первым наставником царевича был воспитатель - "дядька", которому мальчика поручали с малых лет. Когда царевич достигал пяти-шестилетнего возраста, начиналось его обучение. Учителями выбирали дьяков - они лучше всех владели искусством чтения и чистописанием. Чтению обучали по азбуке или букварю. До XVII века азбуки были рукописными, первая печатная - букварь Василия Бурцова - появилась в 1634 году. Азбуку учили наизусть, читая ее вслух и нараспев. За букварем следовал Часослов, потом Псалтырь, затем Апостол - их также заучивали. За чтением следовало письмо. Ему начинали учить в семь-восемь лет по скорописным азбукам на столбцах, по которым тренировали написание строчных и прописных букв, а после букв - слогов. Лучшими каллиграфами считались подъячие Посольского приказа. Кроме чтения и письма учили церковному пению: будущий царь Алексей Михайлович на восьмом году уже учил Октоих/Осмогласник, заключающий вседневные церковные службы. Известно, что царь Алексей Михайлович прекрасно владел искусством знаменного пения и создавал собственные музыкальные произведения. С XVII века в программу начального обучения царевичей стала входить арифметика: четыре действия и таблица умножения. Для детей царя Алексея Михайловича в штат придворных учителей взяли известных книжников и проповедников (в их числе был выдающийся просветитель, поэт и драматург Симеон Полоцкий). Новые учителя обучали всемирной истории (в том числе античной), географии и иностранным языкам. Специально для царских детей делали рукописные "Потешные книги" (в одном экземпляре для каждого царевича) с миниатюрами придворных иконописцев Оружейной палаты - своего рода энциклопедии в картинках. Отечественную историю царевичи постигали по лицевым Царственным книгам - летописям в картинках с подробными подписями. Царевичам часто дарили книги на европейских языках, западноевропейские гравюры и карты. Обязательным для царевичей было обучение военному делу, для чего в Оружейной палате для них изготавливали "потешное" оружие. В Учительной палате представлены копии учебных материалов XVII века: богослужебные книги, напечатанные в Москве, - Псалтирь 1632 года, Апостол 1648 года, Часослов 1688 года; учебник Мелетия Смотрицкого для первичного обучения грамматике, изданный в Москве в 1648 году; "Карта Московии Северной и Восточной" (1643-1648 годов) и "Карта России или Московии" (1690-1695 годов), отпечатанные и раскрашенные в Амстердаме и Лондоне. В красном углу Учительной палаты размещен список иконы "Троица Ветхозаветная", а над дверью - иконы "Спас Вседержитель".

Царевич Федор Алексеевич, девятый ребенок царя Алексея Михайловича, родился болезненным. На него не возлагали особых надежд как на будущего правителя. Но после скоропостижной смерти брата, царевича Алексея Алексеевича, царь Алексей Михайлович торжественно нарек Федора наследником престола 1 сентября 1675 года. Уже на следующий день царевич участвовал в первой своей официальной церемонии - вместе с отцом принимал в Коломенском дворце императорское посольство. В 1676 году шестнадцатилетний царевич был венчан на царство вместо неожиданно скончавшегося отца. Федор Алексеевич получил традиционное образование, изучал также латынь и польский язык (его готовили в польские короли). Молодой царь страдал цингой в тяжелой форме и "скорбел ножками" - у него опухали ноги, ходил он с трудом, опираясь на палку; иногда его носили на троне. Несмотря на это, Федор Алексеевич стал очень деятельным государем и за недолгое шестилетнее правление сумел многое поменять в русском обществе. С его именем связаны преобразование государственного управления, отмена местничества, реформа системы налогообложения и преобразования в армии. Он ввел при дворе костюм и церемониал на польский манер, часто выезжал в загородные резиденции и совершал продолжительные паломничества по монастырям.







Пристрастия государя в области искусства оказались столь же многообразными. Он был удивительно разносторонним человеком: увлекался музыкой (ввел новое для России партесное пение и ноты), сочинял стихи и церковные распевы, прославился как знаток архитектуры и градостроительства. Он много строил, его любовь к архитектурным нововведениям выразилась в Коломенском дворце созданием новой роскошной Столовой палаты. Царь Федор Алексеевич очень любил бывать в Коломенском, предпочитая его другим загородным резиденциям. Здесь он вел уединенный образ жизни, предаваясь любимым занятиям - слушал пение и стрелял из лука. Царь был благочестив и установил в Коломенском новый праздник - Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, отмечаемый 1 августа. В этот день вспоминали Крещение Руси при князе Владимире и победу князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В Коломенском дворце родился его единственный сын Илья, вскоре скончавшийся вместе с матерью, царицей Агафьей Семионовной Грушецкой. С новой супругой, Марфой Матвеевной Апраксиной, царь Федор также часто наезжал в Коломенское. При реконструкции комнаты царевича Федора Алексеевича сделана попытка показать особенности жизни, воспитания и обучения царских детей в позднесредневековой Москве, отразив и стремление к пышным западноевропейским интерьерам, возникшее в России во второй половине VXII века во многом благодаря реформам царя Федора Алексеевича. Круг чтения царевича представлен Псалтырью Симеона Полоцкого, изданной в Москве в 1680 году, и сочинением "Синонсис или краткое собрание от различных летописцев", вышедшим в Киеве в 1680 году; оно было крайне популярно в России в XVII, XVIII и даже XIX веке как краткий курс русской средневековой истории. В красном углу помещены современные списки икон "Богоматерь Владимирская" и "Федор Стратилат", над дверью - иконы "Спас на убруссе с ангелами".

В жизни Петра Великого, сына царя Алексея Михайловича, построенный отцом дворец сыграл важную роль. Недаром в памяти москвичей детство и юность Петра тесно связаны именно с Коломенским: еще в XIX веке здесь показывали его "детскую колыбель", искренне полагая, что Коломенское - место рождения Петра (на самом деле Петр родился в Кремле). Впрочем, подобная легенда имела основание - само Коломенское стало колыбелью, из которой Петр шагнул в широкий мир. Поэт Сумрароков имел полное право написать: "Российский Вифлием, Коломенско село, которое на свет Петра произвело". Здесь Петр научился читать и считать, сюда он ходил под парусом, сплавляясь по Москве-реке в знаменитом ботике, окруженный небольшой флотилией. Здесь зародилась и тяга юного царя к ратному делу. Ему с раннего детства стала близкой атмосфера торжественных смотров, шествий полков иноземного строя, представленной ко двору "нововыезжих" из чужих земель офицеров. Все это предопределило необычайные по размаху и разнообразию "воинские потехи" Петра. Архитектурный ансамбль Коломенского наряду с Немецкой слободой определил тягу Петра к европейским стилям. Здесь он увидел памятники русско-итальянского строительства первой трети XVI века: церкви Вознесения Господня и Святого Георгия, церковь в Дьякове. Сам Коломенский дворец, впитавший многие элементы западной архитектуры XVII века и наполненный привезенными с Запада диковинами, отражал жадную тягу московской знати к европейскому образу жизни и культурным новшествам.











Из Коломенского дворца началась дорога Петра к малым и большим свершениям: переодеванию дворянства в западное платье, строительству Санкт-Петербурга, победе над шведами. Петр не забывал о Коломенском, иногда возвращаясь сюда в 1700-е годы. Он всю жизнь дорожил отцовским дворцом как памятью о детстве. Даже напрягая все силы страны на строительство Санкт-Петербурга, Петр I не забыл направить часть из на поддержание дворца в Коломенском. Он поручил архитектору М.Г.Земцову подвести под деревянные стены новые каменные фундаменты и тем самым сохранил дворец еще на полстолетия. При Петре во дворце проявились и печи нового типа, облицованные гладким, расписанным по белому полю кафелем, что резко контрастировало с муравленными или ценинными рельефными печами последней трети XVII века. Следы печей нового типа находят в Коломенском при археологических раскопках. О победах русского оружия, одержанных под знаменами Петра, напоминают солдатские и урядничью медали 1709 года "За Полтавскую баталию". С эпохой Петра I неразрывно связаны новые книги, которыми пользовались его современники: "Арифметика" Леонтия Магницкого, изданная в Москве в 1703 году. "Географиа генералная" Варениуса Бернгарда в переводе Ф.П.Поликарпова, напечатанная в Москве в 1718 году. В особых сочинениях проставлялись подвиги самого Петра. Одно из них представлено в кабинете, это "Политколепная достохвальные храбрости Всероссийского Геркулеса... Богом прославляемаго великого государя царя... Петра Алексеевича..." Иосифа Туробойского, книга издана в Москве в 1709 году. В красном углу помещен современный список иконы "Алексий человек Божий и мученица Наталия".



Залы дворца соединены многочисленными коридорами и переходами, общая площадь которых превышает 150 кв. метров.





Царицына казна размещалась во внутренних покоях и была предназначена для хранения ("оберегания") множества личных вещей, нужных в ежедневном обиходе царицы и привозимых для нее из Москвы, - платьев, уборов, постельных принадлежностей. Для этого в царицыной казне имелась специальная мебель - сундуки и шкафы. Распоряжалась казной верховая (придворная) боярыня. Ей подчинялись казначея, постельницы, мовницы; только они могли входить в помещение казны. В комнате царицыной казны размещен современный список иконы "Предстоящие Христу Вседержителю", на которой изображены Иоанн Предтеча и семь святых, соименных с членами женской половины семьи царя Алексея Михайловича.







Через Переднее крыльцо терема царицы посетители попадали в Передние сени - первое парадное помещение. Эти сени вели в Престольную палату царицы или в Задние сени, через которые можно было пройти в терема царя и царевичей. Над дверью в Передние сени терема царицы помещен современный список иконы "Богоматерь Одигитрия".

Царицына Престольная палата существенно отличалась от Престольной палаты царя, хотя в ней находилось много сходных предметов мебели, отражающих высокий статус владелицы. Замкнутый образ жизни женской половины семьи царя и общее положение женщины в допетровскую эпоху не позволяли им часто видеть посторонних - в повседневном быту царицу посещали только лица женского пола, а из мужчин - близкие родственники и священнослужители. Занятия рукоделием и развлечения цариц также проходили в замкнутом кругу.











Тем не менее, царицы тоже устраивали аудиенции: к ним проходили люди из Царицыной Мастерской палаты, управляющие и жители подведомственных палате слобод, духовенство с подношениями и просьбами, а также другие челобитчики - царицы и царевны часто ходатайствовали перед царем о смягчении приговоров. На торжественные аудиенции в покои государыни в сопровождении царя приглашались иноземные послы, Московский и Вселенские патриархи, иноземные особы царского достоинства. Встречи равных по положению лиц проходили у царицы почти так же, как у государя, только у царицы придворные должности исполняли боярыни. Выезды для гулянья в загородные дворцы, а том числе и Коломенское, царицы совершали чаще летом. Реконструкция Престольной палаты терема царицы стала возможна на основании текста из Описи Коломенского дворца 1742 года. Опись позволила разместить на потолке палаты медальоны с росписью на сюжет "Аллегория четырех времен года", а на стенах - "леншафты" (пейзажи). Печь в палате реконструирована на основе изразцов, обнаруженных при археологических раскопках на территории дворца. В палате размещены современные списки икон: в красном углу - "Избранные святые", "Богородица Умиление", "Спас Вседержитель", над дверью - "Спас Благое молчание".

Рукоделие занимало важное место в системе ценностей православного патриархального уклада русской жизни. Ему придавалось тем больше значение, чем выше было положение семьи в обществе. Умение вышивать было признаком хорошего воспитания любой знатной женщины, и царицы с царевнами собственными руками украшали церковную утварь. Был также образован особый приказ, Царицына Мастерская палата (1656-1701 годы), ведавшая изготовлением одежды для цариц, царевичей и царевен. Для "чистых" рукоделий во дворце служила светличная палата - большая комната на женской половине.









В Коломенском дворце известна светлица в тереме царицы, к которой вела круглая лестница-подиум (рундук) из пяти ступеней. При воссоздании этого помещения использованы описи светлиц в царских дворцах и богатых домах Москвы, а также подлинные предметы, например, изразцы с изображением птиц и букетов, обнаруженные при археологических раскопках на территории дворца в Коломенском. Воссоздана мебель, нужная для работы (стольцы, стол, стул, кресло) и для хранения материалов, изделий, личных вещей царской семьи (шкафы, сундуки, полки). В мастерской помещены современные списки икон: в красном углу - "Святитель Николай Мирликийский", над дверью - "Рождество Богородицы".

Царевне Софье Алексеевне (1957-1704) - третьей дочери царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, как и другим царевнам, был предначертан теремной затвор и вечные молитвы за страну и царскую семью. Однако царевна Софья проявила себя как "принцесса ума великого", которую панегиристы заслуженно сравнивали с Софией Премудростью Божией. По смерти в 1682 году царя Федора Алексеевича, в результате борьбы между придворными группировками и спровоцированного кланом Милославских восстания стрельцов, царями были провозглашены Иван и Петр Алексеевичи, а регентом - их старшая сестра царевна Софья.









Софья стала реальным правителем: она проводила заседания Боярской думы и контролировала работу приказов; ее наставником в государственных делах стал боярин князь Василий Васильевич Голицын, получивший новый пышный титул - "царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский". Во многом благодаря ему царевна продолжала внутреннюю и внешнюю политику царя Федора Алексеевича: начала сплошное межевание территории России (в Коломенском она сама выбрала писцов для межевания), стремилась упорядочить приказное судопроизводство, способствовала развитию промышленности и торговли. При поддержке царевны Софьи возникли прототипы высших школ: Славяно-латинская школа Сильвестра Медведева в Заиконоспасском монастыре (1682-1687 годы), Богоявленская школа братьев Лихудов в Богоявленском монастыре (1685-1687 годы) и Славяно-греко-латинская академия братьев Лихудов в Заиконоспасском монастыре (с 1687 года). В правление Софьи были заключены выгодные для России договоры с Польшей (1686 год) и Китаем (1689 год). Предпринятые в 1687 и 1689 годах Крымские походы историки обычно относят к неудачным, но современники оценивали их результаты не так однозначно. Когда царь Петр достиг совершеннолетия, Софья не уступила ему власть и даже незаконно присвоила себе титул "самодержица". Однако сторонники молодого царя оказались сильнее. Попытка стрельцов вернуть ей власть путем восстания (1698 год) оказалась неудачной, и Софью постригли в монахини под именем Сусанны. Царевна Софья была частой посетительницей Коломенского дворца, где неоднократно отмечала свои именины (17 сентября по старому стилю). В покоях царевны Софьи Алексеевны многое напоминает о ней как о деятельной правительнице и просвещенной женщине. Вышедший в Москве в 1704 году, после пострижения Софьи, "Лексикон треязычный, сиречь речений славянских, еллиногреческих и латинских сокровище" указывает на ее занятия иностранными языками, а карта южных земель России "Московия, Южная часть", изданная в Амстердаме в 1642-1648 годах, - о Крымских походах. Лежащая на столе книга придворного поэта Симеона Полоцкого "Вечеря душевная", вышедшая в 1693 году, раскрыта на гравюре Симона Ушакова; под руководством этого мастера создавались иконы к интерьерной росписи Коломенского дворца. В покоях помещены современные списки икон: в красном углу - "Спас Вседержитель", "Богоматерь Взыграние Младенца", "Свято Леонтий Ростовский"; над дверью - "Спас оплечный".

Дочь императора Петра I Елизавета родилась в 1709 году. В детстве они с сестрой Анной много времени проводили в царских "подмосковных" (существовала даже легенда о рождении Елизаветы в Коломенском). В 1741 году дочь Петра Великого сумела, опираясь на гвардию, взойти на престол. Она охотно демонстрировала возврат к традициям отцовского правления, восстановив роль Сената, Главного магистрата и других петровских учреждений. В годы правления Елизаветы Петровны был осуществлен ряд успешных государственных и экономических преобразований: отменены внутренние таможни, изменена система налогообложения. Заметные сдвиги произошли и в русской культуре. Елизавета Петровна учредила Академию художеств и Московский университет; при ней был создан первый российский театр и издана знаменитая Елизаветинская Библия (царица была чрезвычайно религиозна). Елизавета, признанная красавица своего времени, была очень приятна в общении, остроумна, весела, изящна, необыкновенно хорошо танцевала, причем любила и русские танцы. Жизнь ее двора запомнилась современникам как бесконечная череда балов, маскарадов и ярких фейерверков.

Покои Елизаветы Петровны


Бесстрашная наездница и неутомимая охотница, она часть совершала далекие прогулки и, приезжая в Москву, непременно посещала Коломенское, отчасти вернув ему статус парадной резиденции. В год своей коронации она приняла в Коломенском персидское посольство. Вместе с ней в Коломенское приезжал и М.В.Ломоносов, научную и просветительскую деятельность которого царица поддерживала (впечатления от этого посещения отражены в его сочинении "Описание стрелецких бунтов и правлений царевны Софьи"). Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, уникальный памятник эпохи правления ее деда, по ее указанию привели в порядок и специально для императрицы отделали роскошные апартаменты. Их великолепие стремятся показать воссозданные интерьеры. Вкусам Елизаветы Петровны полностью отвечает стиль позднего барокко с его пышными и изощренными формами: живописный плафон с аллегорической композицией "Венера"; обязательные для дворцов того времени зеркала; драпировка стен из декоративных тканей, резная мебель. Все это призвано передать естественную и бесконечно ценимую жизнелюбивой дочерью Петра Великого атмосферу. Противоречивость пристрастий Елизаветы Петровны отражают представленные в покоях книги: с одной стороны, это первый том "Книги житий святых..." Димитрия Ростовского (издан в Киеве в 1689 году), а с другой - европейская книга исключительно светского, куртуазного содержания, популярная в Европе и России - "Символы и емблемата", напечатанная по указу Петра I в 1705 году. В красном углу помещены современные списки икон "Богоматерь Всех Скорбящих Радость", "Преподобный Сергий Радонежский", "Апостол Иоанн Богослов".

На этом наше виртуальное путешествие подошло к концу. Если у вас будет такая возможность, то посетите царский дворец в Коломенском, получите массу впечатлений. И, хоть это строение считается "новостроем", дворец царя Алексея Михайловича раскроет вам много интересных страниц истории средневекового Российского государства.

Проезжая по проспекту Андропова в районе метро Каширская, я неоднократно обращала внимание на сказочные башенки. Это виднеется восстановленный дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Прекрасным майским днем у меня выдалась такая возможность прогуляться рядом с дворцом и даже заглянуть в царские покои.

Признаюсь, я очень люблю гулять в Коломенском. Однако, со стороны Каширской как-то не удавалось побывать. И вот недавно, подруга пригласила меня совершить ежегодный променад по весеннему Коломенскому, пройтись по парку от метро Каширская до метро Коломенская. В мае сады Коломенского особенно эффектны: цветут знаменитые яблоневые сады, газоны усеяны разноцветными тюльпанами. Естественно, я согласилась! К тому же, погода была майская: теплая, солнечная.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Мы договорились встретиться около метро Каширская. Выйдя из метро, я позвонила подруге. Оказалось, что она зашла в близлежащий магазин и предложила встретиться уже у дворца. Ну, ок, ко дворцу, так ко дворцу.

Как найти дворец Алексея Михайловича

Найти дворец довольно просто, но главное - правильно выйти из метро Каширская. Смотрим на указатели в метро, и ищем «К парку Коломенское, проспекту Андропова». Далее, нужно дойти до проспекта Андропова и перейти его по подземному переходу. В итоге, попадаем прямо к центральному входу в парк Коломенское. Тут уже и до дворца рукой подать.

Попав на территорию от красоты захватывает дух. Во-первых - сам дворец (особенно издали) очень симпатичный, сказочный такой, а во-вторых - это цветущие в Коломенском сады и тюльпаны.

Вокруг дворца высажены молодые деревья, которые распустились в буйном цветении. Чем вызвали у детей, приехавших на экскурсию не меньший восторг, чем сам дворец.


Цветение молодых деревьев у Дворца

Сказочный дворец


Дворец в Коломенском

Вот он, сказочный красавец - Дворец царя Алексея Михайловича. Открытие первого дворца в Коломенском состоялось в 1672 году. В семнадцатом веке подлинный дворец в Коломенском вызывал бурный восторг у современников, зарубежные гости называли его «восьмым чудом света». Настолько он был красив и необычен. Однако, дворец был из дерева, поэтому простоял он всего около 100 лет. Екатерина вторая велела разобрать дворец, при этом провести тщательные обмеры дворца. Женщина была мудрая, авось пригодятся!

И вот, спустя почти 300 лет, в начале 21 века дворец Алексея Михайловича решено было восстановить. Официальное открытие произошло в сентябре 2010 года.

Надо отдать должное создателям этого музея: дворец Алексея Михайловича был поставлен чуть поодаль подлинных шедевров Коломенского, что подчеркивает его некоторую «чужеродность» этому месту. Безусловно, здание производит впечатление ненастоящего, искусственного. Хотя и красивого.


Окна царских палат во дворце

По поводу восстановленного дворца царя Алексея Михайловича споров много: большинство экспертов считает его очень приблизительной копией того, что было, фальсификацией истории. Москвичи считают его «ужасным новоделом». Мнений много как негативных, так и позитивных. Однако, почему бы не быть в Москве и такому музею? Ведь восстановили же Храм Христа Спасителя и другие храмы и здания. Глядя, на то, с какими горящими глазами тут ходят дети, понимаешь, что это прежде всего дня них. Почему бы не рассказать им в таких палатах о древних страницей нашей истории?


Крыльцо Дворца в Коломенском

Позвонив подруге, я услышала, как она пытается узнать у прохожих, как пройти ко дворцу. Знающих не нашлось. Но Аня, как девушка упорная, попыток не оставляла.

Осознав, что у меня есть немного времени, я решила обойти дворец по периметру. Внешне здание выглядит как деревянный терем, однако на самом деле, он стоит на бетонном фундаменте, стены также сделаны из бетона. Только внешне дворец украшен деревом. Будем надеяться, что простоит он долго.

Дворец - это на самом деле несколько теремов, соединенных переходами: палаты царя, царицы, младших царевичей и царевен. Терем царя находится перед всеми другими теремами. Шпили некоторых башенок украшены львами - символами царской власти.

Дворец можно пройти насквозь. Во внутренних двориках расположены детские карусели, воссозданные по старинным рисункам, лавочки, растут цветы. Там очень мило, и не жарко.


Детские качели

Около дворца было очень много детских экскурсионных групп. Это замечательно, что история сегодня интерактивна. Во дворце проводятся тематические лекции и занятия для школьников. Экскурсии внутри дворца ведут настоящие царевны, в одеждах Марфы Васильевны из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Дети с интересом слушают, значит таки можно их оторвать от компьютера?

Изучив внешнее убранство дворца, а также внутренние дворы, я опять решила позвонить подруге. Однако в трубку я услышала, что она перепутала станцию… и вышла на Варшавской. Но Анька решила не сдаваться и все же доехать ко мне на автобусе.

Я поняла, что у меня в запасе есть еще минимум час, и решила зайти внутрь дворца.

Ищем кассы и вход во Дворец

Во дворец есть две кассы. Первая находится непосредственно рядом со входом в парк. Чтобы попасть в хоромы царя дворец надо обойти. В одной кассе билет не удалось приобрести, так как техника «зависла». Честно говоря, только в наших музеях с таким столкнешься.

Во второй кассе, около главного входа в царские покои мне продали общий билет за 300 рублей . Билет на фотосъемку стоил 70 рублей, к тому же снимать разрешается во дворце только без вспышки. Итого, 370 рублей за удовольствие. Не дешево, надо отметить.

Дворец я решила обойти самостоятельно, хотя была возможность взять за 150 рублей аудиогид.

Кстати, вот и прайс-меню на посещение дворца. Льготные цены немного засветились, для тех, кто интересуется- цена до 100 рублей.


Стоимость билетов во дворец

В хоромах дворца

Осмотр внутренних покоев начинается с парадных покоев Царя. Первое, что встречает посетителей - это резное парадное крыльцо и массивная дверь с гербами различных областей.

Дверь, ведущая в царские палаты

Самыми богато украшенными являются тронный зал и зал для торжеств. Во всех комнатах можно найти подробное описание назначений залов на русском и английском языках.


Экскурсия в трапезной

Шикарно украшенный потолок в трапезной.


Потолок в трапезной

В залах также есть мебель, светильники и другие старинные вещи. Кое-что было привезено сюда из других музеев, а кое-что воссоздано по рисункам того времени.


Один из залов Дворца

Роспись стен и потолков очень напомнила мне убранство залов Дворца Юсуповых в Москве. Возможно, те же люди занимались реставрацией?

Непосредственно, царский трон.

Царский трон

Экскурсия по дворцу - это своеобразный квест, где тебя ждут всевозможные потайные двери, проходы и красивые залы. Причем, музейным смотрителям доставляет особое удовольствие наблюдать за тем, как турист не может найти выход. Представляете, сколько раз в день они это наблюдают?


Переход из одного терема в другой

Покои царя заканчиваются комнатой под названием «мыльня», то есть баня. Из «мыльни» - проход в покои Царицы. Все логично, в общем-то.

Хоромы царицы

В покоях царицы я бродила в гордом одиночестве, так как у меня было мало времени. Все группы остались позади.

Прогуливаясь около дворца я увидела вот такую рекламу. вдруг кому пригодится. Думаю, что свадебные фотографии внутри дворца должны получиться очень красивыми.

Регистрация брака в Коломенском дворце

В целом, внутри дворец Алексея Михайловича мне понравился. Я бы рекомендовала его родителям с детьми, и тем, кто интересуется историей. Здесь по крупицам собрана история первых Романовых.

Как раз, когда я окончила осмотр Дворца, моя подруга наконец-то доехала. И мы вместе отправились гулять по парку.

Как добраться

Адрес дворца Алексея Михайловича в Коломенском: м. Каширская, проспект Ю.В. Андропова, д.39, стр.69.

Часы работы дворца в Коломенском: с 10-00 до 17-30. (касса до 16-45), Понедельник - выходной.

Стоимость аудиогида: 100 рублей - по территории "Хоромы царя и царевичей" (звучание - 45 минут), 150 рублей по территории "Хоромы царя и царевичей. Хоромы Царицы" (запись 1 час 15 минут), залог 1000 рублей. Аудиогид можно взять в аренду непосредственно во Дворце, в вестибюле Царских палат. Время выдачи с 12-00 до 17-00.

Экспозиции: дворцовые интерьеры, «Сокровища русского искусства ХVII века»

Для групп экскурсоводы музея предлагают экскурсии: «Женская половина Коломенского дворца», «Мужская половина Дворца», «Парадные палаты и личные покои Коломенского дворца» и другие.

Если вы таки любите посещать такие объекты с экскурсией, рекомендуем приобрести экскурсию в Коломенский дворец у наших партнеров. Подробности - здесь >>>

Приветствую Вас, дорогие читатели!

Сегодня я приглашаю Вас посетить Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Дворец Алексея Михайловича в Коломенском был построен по указу царя Алексея Михайловича в 1667 — 1672 годах.

С именем Алексея Михайловича связано дальнейшее укрепление и развитие Государева двора в Коломенском, превращение Коломенского в самую

парадную царскую загородную резиденцию.

3 мая 1667 г. царь Алексей Михайлович присутствовал при закладке дворца. Дворец строили из дерева — самого любимого и распространенного в России материала. В народе считали, что в деревянном доме жить «теплее, здоровее и веселее».

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском фото

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском считают вершиной русского деревянного зодчества, для строительства дворца были собраны лучшие мастера со всей Руси.

Французский композитор Г. Берлиоз в письме к В. Одоевскому в 1868 г. писал: «Я видел много, многим восхищался, многим бывал поражен, но древняя Русь — та, что предстала перед нами в памятниках Коломенского, — это из области того, что я видел самого удивительного».

Для росписи царского дворца по указу царя Алексея Михайловича в Коломенское были присланы иконописцы и живописцы травщики из Оружейной палаты Кремля, были собраны лучшие мастера из разных уголков России — Пскова и Новгорода, Костромы и Ярославля, Вологды и Великого Устюга.

В Коломенском деревянный дворец представлял собой традиционную деревянную постройку, которая состояла из множества зданий, соединенных сенями и переходами. Такой тип постройки назывался хоромами или хоромным строением.

Мужскую половину дворца составляли царский терем, терем царевичей, Столовая палата. Женскую половину дворца составляли терема царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов, высота некоторых 20 — 30 метров, а также 270 комнат.

Деревянный дворец простоял в Коломенском 100 лет. После смерти Алексея Михайловича его дети — царь Федор Алексеевич, царевна Софья, цари Иван Алексеевич и Петр Алексеевич все реже бывали в любимой отцовской усадьбе. С переходом столицы в Санкт-Петербург постепенно уменьшается значение московских и подмосковных дворцов. И в 1767 году по указу императрицы Екатерины II обветшавшие царские хоромы были разобраны и на берегу Москвы-реки был построен новый дворец, который сильно пострадал во время войны 1812 года.

В 2007 — 2010 годах Дворец Алексея Михайловича XVII века был воссоздан и торжественно открыт на территории бывшего села Дьякова в юго-восточной части территории музея Коломенское.

Воссозданный Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском отражает искусство и быт самого яркого периода Московского царства, соединившего искусство допетровской Руси с искусством Западной Европы. Во дворце представлены парадные залы для торжественных приемов, пиров и личные покои членов царской семьи.

Экскурсия во дворце — все экскурсоводы в старинных русских одеждах:

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

В росписи помещений дворца использованы живонаписанные травы и цветы, мотивы дорогих восточных тканей, пейзажи и портреты исторических лиц. Они покрывают стены, двери, потолки, создавая фантастический сказочный мир.

Итак, входим в хоромы царя и царевичей, на мужскую половину дворца:

Сени перед Столовой палатой:

Столовая палата — здесь сейчас открыта экспозиция «Царский пир в Столовой палате дворца Алексея Михайловича»:

В залах интерьерной экспозиции Дворца Алексея Михайловича — Выставочный проект «Тайны гармонии» музея моды Вячеслава Зайцева:

Фрагмент росписи потолка и стен в Столовой палате:

Изразцовая печь в Думной палате. Реконструкция на основе изразцов XVII века:

Престольная палата. Фрагмент росписи потолка на сюжеты Ветхого Завета. Плафон «Песнь песней царя Соломона»:

В комнате царевича Федора Алексеевича:

В кабинете Петра I:

Мыльня — банная комната:

Золотое убранство дворца — роспись стен, двери царских палат:

В настоящее время во Дворце Алексея Михайловича в Коломенском кипит жизнь — здесь есть постоянные экспозиции и выставки, а также осуществляется много новых выставочных проектов.

В «Театральной хоромине» Дворца Алексея Михайловича проходят концерты, фестивали, музыкальные вечера, праздничные мероприятия.

Посмотрите видео — виртуальная экскурсия по залам дворца:

Дворец царя Алексея Михайловича

Всю эту красоту нужно видеть. Приходите в музей Коломенское, посетите Дворец Алексея Михайловича в Коломенском деревянный дворец и Вы узнаете много нового и интересного, откроете для себя красоту и обычаи Древней Руси, увидите восьмое чудо света XVII века.

Территория воссозданного деревянного дворца Алексея Михайловича в Коломенском находится вблизи станции метро «Каширская».

Адрес Дворец Алексея Мхайловича в Коломенском:

Москва, 2-я улица Дьяково-Городище, 27

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском как добраться из центра города:

Станция метро Каширская Замоскворецкой линии, далее выход в город по указателям к музею-заповеднику Коломенское.

Приятных Вам путешествий и отличного настроения!
До встречи на страницах сайта!

Фрагмент схемы московского метрополитена. Южная часть зелёной линии №2

Деревянный новодельный дворец находится недалеко от станции метро Каширская. На станции есть указатели, в какую сторону следует выходить.




Вход на “Каширскую” расположен в отдельном павильоне, никаких подземных переходов нет, поэтому сразу выходим на улицу. На улице вдалеке замечаем верхушки башен дворца (летом за деревьями их не очень хорошо видно, зимой они – как на ладони).


Направление выяснили. Теперь нужно перейти площадь по переходу.


И взять левее, там уже можно без перехода, только осторожно. Движемся за дамой к подземному переходу под оживлённым проспектом Андропова.



При выходе из перехода сразу замечаем вход на территорию дворцового ансамбля.

А за ним видна копия деревянного дворца Алексея Михайловича.

Стоит ли посещать новодельный дворец? Если речь идёт о Царицыно – то нет. Зато дворец Алексея Михайловича очень желателен к посещению. Интерьеры деревянного дворца представляют нам жизнь и быт царской семьи в её летней резиденции. Весь дворец наполнен царской жизнью XVII века. , где . . Что делали женщины , как . По ссылкам открываются подробные статьи с иллюстрациями дворцовых интерьеров. Конечно, помещения покажутся пустыми, если просто слоняться по его покоям. Да и росписи и цвета в каждой комнате почему то разные. если хотите узнать об этом подробнее, закажите экскурсию во дворце или посмотрите статьи на нашем сайте.

Историческая царская резиденция Коломенское лежит севернее дворца Алексея Михайловича. Там находятся всемирно известная и признанная ЮНЕСКО , Казанская и Георгиевская церкви и множество других памятников. Экспозиция также весьма интересна. Да и парк в Коломенском чудо, как хорош! Удобнее всего от доехать до парка на троллейбусе или автобусе. Остановка находится рядом с подземным переходом, которым мы воспользовались, чтобы дойти сюда от станции метро Каширская.


Остановка троллейбуса видна справа от пешеходного тоннеля.

От ворот дворца посмотрите на дорогу. Здесь останавливаются многие автобусы и троллейбус 67.

Троллейбус точно довезёт до музея. Вам нужно проехать две остановки, от “Станции метро Каширская” до “Музея Коломенское”. Между ними есть остановка “По требованию” и троллейбус на ней останавливается не всегда. Будьте внимательны, если подойдёт автобус 901. Он протащит вас довольно далеко, на остановке “Музей Коломенское” этот маршрут НЕ останавливается.

От остановки троллейбуса “Музей Коломенское” нужно немного вернуться назад. Идём за молодыми людьми, они направляются к парку Коломенское.

Через несколько десятков метров есть дорожка, ведущая влево.

Идите по ней и слева увидите вход в парк. Молодая пара на фото идёт именно туда, куда нам надо.

Вход свободный, парк открыт с апреля – по октябрь с 7.00 – до 22.00. С ноября – март 9.00 – 21.00.

По главной аллее идём прямо.

Дойдя до указателя, поворачиваем направо.

Сначала заметите дом пасечника.

Обойдите усадьбу пасечника и увидите остаток белой стены.

В стене есть проход, рядом с ним стоят люди.

Эта дорожка выводит к домику Петра I.

От него и до Передних ворот недалеко.

Церковь Вознесения находится сразу за Передними воротами,

на высоком берегу Москвы-реки.

Возвращаться лучше к метро “Коломенское”. Центральная аллея дворца соединяет южные (Передние) и северные (Задние или Хозяйственные) ворота. Пройдёте мимо Казанской церкви.

И выйдете из парка через северные ворота.

Здесь нужно идти по дорожке наискосок, на северо-восток, к стоящим вдали деревянным прилавкам. По выходным в них торгуют сувенирами и напитками.

За дамой в ярко-голубом платье.

Хорошим ориентиром служат панельные многоэтажки, станция метро недалеко от них. На нижнем снимке видна одна панельная шестнадцатиэтажка. Дама в голубом направляется к метро, идём за ней.

Пройдёте мимо невысокого четырёхугольного здания. В нём открыта .

Дорога к метро ведет от ворот территории парка Коломенское, мимо нескольких кафе, в кадр попало заведение под названием “Емеля”.


Далее идите прямо и у развилки возьмите левее.

Тенистая аллея прямиком выводит к станции метро. На снимке вход в метро виден слева, опорная стена выкрашена в жёлтый цвет. Да и букву “М ” ещё никто не отменял 🙂

А теперь мы предположим, что нам не интересен, мы хотим посетить историческое . Тогда следуем инструкциям

Как добраться до парка Коломенское

Если вы не живёте поблизости от парка, то удобнее всего доехать до метро “Коломенская”.

В центре зала есть указатель, в какую сторону следует выходить.

На выходе убедитесь в том, что “верной дорогой идёте, товаг’ищи!”

Ещё один указатель – в подземном переходе, по нему идём налево.


И ещё один подсказывает, что нужно свернуть направо.

Вы вышли на площадь, перед вами – многоэтажный дом. Слева – кинотеатр “Орбита”.

Идите к многоэтажке, поднимайтесь по ступеням,

и следуйте прямо.

Дорожка чуть свернёт влево, вам туда, где видна группа дам, примеряющих панамки.

Слева от вас будет ряд кафе и закусочных, на снимке они видны за синим лотком мороженщика.

Можете воспользоваться кафе на обратном пути, закусочные и кафе в Коломенском весьма сомнительного качества. Вскоре вы увидите вход в парк.

Невысокое белое строение слева уже относится к музею “Коломенское”. Далее дорожка ведёт вверх по пологому склону.

Идите по ней и вскоре заметите северные ворота.

Сразу за ними – схема расположения памятников. Билеты на их посещение (кроме храмов) можно купить на месте, в зданиях музеев или в будочках рядом с ними.

Напоследок ещё один совет. Начинать осмотр с усадьбы Коломенское, а затем идти или ехать ко дворцу Алексея Михайловича нецелесообразно. От парка пешком далеко идти и до дворца, и до метро. На троллейбусе – тоже неудобно. Нужно переходить проспект Андропова дважды. Но у каждого свои резоны. Приятной прогулки! Если есть вопросы или замечания – к статье открыты комментарии, не стесняйтесь, молвите слово!

Приходите на наши . Узнаете много интересного.

Об особенностях национальной прогулки на теплоходах компании Radisson Royal мы рассказали в статье

Коломенское - древнейшее село в Подмосковье. Ранее это место являлось вотчинным владением российских царей, которое разместило в себе великокняжеские и царские резиденции. Наиболее посещаемым из них является дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Во время своего царствования он проводил неоднократно работы по перестройке и расширению коломенской резиденции.

Царь Алексей с трепетом относился к Коломенскому и часто проводил во дворце время. Как большой любитель охоты, находясь в загородном имении, он ездил на соколиную охоту. Царская резиденция также была излюбленным местом для проведения официальных мероприятий и приемов. Масштабное строительство царской обители в Коломенском было начато в 1660 году. В начале мая 1667 г. было заложено основание нового здания. Торжественное мероприятие сопровождалось молитвами.

История возведения

Деревянный дворец возводился по эскизам и чертежам командой плотников, которыми руководил голова стрелецкий Иван Михайлов и староста Семен Петров. В зимне-весенний период 1667-1668 гг. во дворце выполнялись работы по резьбе и обивка дверей. После этого здание было подготовлено для росписи, и уже летом 1669 года была закончена роспись живописью и зарисовка икон. После окончания работ кузнецами, железных дел мастерами и замочниками летом 1670 года Алексей Михайлович, осмотрев свое владение, посчитал нужным украсить здание живописными изображениями, которые выполняли почти на протяжении 2 лет, в далеких 1670-1671 годах.

Окончание строительства

На протяжении всего периода строительства царь Алексий Михайлович очень часто бывал в своей резиденции в Коломенском, вникал в вопросы строительства, тщательно следил за проведением ремонтных работ. Осенью 1673 года дворец Алексея Михайловича в Коломенском был достроен. Почти сразу же его освятил патриарх Питирим. На торжественной церемонии освящения иеромонах Симеон Полоцкий произнес речь в честь царя Алексея Михайловича, который так сильно любил Коломенское.

Дворец Алексея - это великолепное здание с асимметричной планировкой, со множеством различных по размеру клетей, которые были оформлены в соответствии с иерархическими традициями семейного устоя. Клети дворца были соединены между собою с помощью сеней и переходов. Дворец состоял из 26 теремов, различных по высоте - от 2 до 4 этажей, и около трехсот комнат, которые освещались несколькими тысячами небольших окон.

Жилой фонд

Жилые помещения в большинстве своем размещались на верхнем этаже здания. При строительстве помещения дворца были разделены на несколько территориальных зон: мужскую и женскую. В мужскую часть строений входили терема царя, его сыновей и парадные сени. А женская часть включала в себя покои царицы и царевен. Дворец царя Михайловича в Коломенском - одно из первых русских сооружений, практически полностью выполненных из дерева. Нарядные фасады и интерьеры дворца, созданные с применением принципа симметрии и украшенные разноцветными резными элементами и фигурными композициями, поражают своим великолепием и в настоящее время.

Судьба дворца при новом правителе

В конце XVII века великолепная резиденция была любимым местом развлечений для Алексия Михайловича и его семьи, а еще нередко использовалась для проведения дипломатических мероприятий. После возведения на престол царя Федора Алексеевича в 1676 - 1682 годах случились существенные перемены в селе Коломенское. Дворец царя Алексея был кардинально перестроен.

Столовая палата

Весной 1681 года плотником Семеном Дементьевым, крестьянином вельможи П. В. Шереметева, было начато построение шикарной Столовой палаты, которая была объединена с теремом правителя сенями. Столовая палата - большое, в парадном убранстве здание замка. Именно в ее стенах происходили важные дворцовые церемонии. По обыкновению, любой прием увенчивался приглашением к королевскому столу и обрядом подачи "государевой чаши". По окончании официальной части и завершении всех приготовлений следовал пир. Перед началом пиршества поставцы декорировали шелковыми тканями. Сени перед Столовой палатой состояли из 2 небольших строений, которые были соединены меж собой проходом в стене. Как раз из этого здания и обслуживали королевские пиры. На стойки-серванты ставили изысканные деликатесы, на другие поставцы - кувшины с различными напитками, в Хлебном дворе - душистую сдобу; в Кормовом дворе перед началом пира для гостей выносили кувшины с необычными напитками.

Парадные ворота

Торжественный вход или Красное крыльцо - основной вход в любую монаршую резиденцию. Дворец царя в Коломенском - не исключение. По правилам имеющегося этикета, ко входу имел возможность приехать верхом или же на повозке лишь царь. Тех, кто осмеливался не соблюсти установленное правило, наказывали. В Коломенском замке во время дипломатических собраний даже почитаемые зарубежные гости слезали с лошадей перед главными воротами. Процедура приема была весьма сложной и требовала особой пышности при встрече именитых почитаемых гостей. Навстречу посетителям всегда шел священнослужитель или боярин со стольником. Иностранных гостей или особо приближенных господ приветствовали не один раз - сначала на въезде около лестницы, затем на крыльце и последний раз у дверей палаты.

На всем пути двумя рядами стояли дворовые и служилые люди в роскошных одеждах и с парадным оружием, которые для приемов специально выдавали из царской казны. Государь всегда выходил к подданным через переднее крыльцо. Здесь же царь давал аудиенцию, выслушивал отчеты, принимал всевозможные подношения. Обязательной и важной частью государственного церемониала была торжественная раздача праздничных пирогов, которые выпекали специально для членов царской семьи в честь Дня ангела. Великолепная архитектура здания и убранство крыльца, в котором использовалась государственная символика, придавали ощущение торжественности. Парадный вход во дворец был осенен иконами Спаса, Богоматери и Иоанна Предтечи. После завершения строительства величественное здание с новыми постройками неоднократно было запечатлено на различных гравюрах и картинах. В период с 1682 по 1696 года Коломенское (дворец Алексия) посещали цари Петр и Иван, царевна Софья Алексеевна. Петр I со своей матушкой Натальей Кирилловной Нарышкиной проводил во дворце очень много времени и контролировал состояние здания. В период посещения имения императором было сооружено новое основание дворца. И в последующие годы императоры и императрицы боярского рода Романовых часто посещали Коломенское. Дворец в то время был наполнен жизнью.

Разрушение и разборка дворца

Несмотря на прилагаемые усилия по поддержанию зданий и сооружений дворца, на протяжении XVIII века убранство его старело, и постепенно дворец практически полностью разрушался. В XVIII веке, несмотря на все попытки сохранения, строения разрушались. В 1767 году Екатериной II был издан указ о разборке дворца, и на протяжении 3 лет, с 1767 по 1770 гг. велись демонтажные работы, в ходе которых был составлен подробный план нового строения. Он наряду с описями XVIII века и другими материалами воссоздавал полное представление о великолепном памятнике архитектуры XVII века. В 1990-е возникла идея построить заново Коломенский дворец, которая была одобрена и поддержана правительством Москвы.

Воссоздание царской резиденции

На работу по воссозданию царской резиденции были направлены лучшие специалисты. Более двухсот человек различных специальностей: и ткачи, и скульпторы, и художники, и столяры, и многие другие. В основном все ручные работы осуществлялись в мастерских Москвы. Но часть из них также выполнялась мастерами из других крупных городов России. Перед началом строительства были проведены археологические работы и изучены сохранившиеся фундаменты. В результате того, что за много лет на месте дворца возвышались вековые деревья, приняли решение перенести строительство. И местом для воссоздания дворца стала территория некогда существовавшей деревни Дьяковское. Современная постройка воссоздана в натуральную величину, которую имел дворец во времена Алексея Михайловича.

Дворец Алексея сегодня

Работы по воссозданию дворца велись по сохранившимся чертежам. Но при строительстве нового здания было выполнено множество изменений. Дворец построен не из дерева, а из железобетонных конструкций, покрытых бревнами. Также воссоздать первоначальное строение не удалось из-за изменения ориентации сторон света, которое было намерено нарушено в результате того, что макет здания был повернут в другую сторону. Что удалось воссоздать внутри дворца, так это старинные интерьеры и росписи времен правления Алексея Михайловича. Общая площадь всей застройки - более 5 тыс. кв. м., а площадь всех помещений - более 7 тыс. кв. м. В результате всех проведенных работ по реконструкции дворца были воссозданы дворцовые интерьеры эпохи Романовых. Огромное количество посетителей с удовольствием посещают дворец, чтобы окунуться во времена царствования императоров семьи Романовых, увидеть предметы интерьера, которые воссоздают образ эпохи и повествуют об устоях царской семьи. Сегодня резиденция представляет собой не только музей, но еще и дворец бракосочетания. В Коломенском можно провести незабываемую свадьбу. Здесь для этого созданы все условия. Вся эта красота располагается по адресу: г. Москва, пр. Андропова, д. 39, здание 69.