Волонтером на валаам группа в контакте. Волонтером на Валаам- мои впечатления

Начиная с 2005 года, более тысячи человек приняли участие в проекте Валаамского монастыря - «Волонтером на Валаам» . Идея и организация уже не просто труднической или паломнической, а именно волонтерской программы с участием иностранцев (вне зависимости от их вероисповедания, пола и возраста) принадлежит Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю и его насельникам. Руководит работами добровольцев, силами которых восстанавливается уникальное сельское хозяйство, существующее в условиях зоны рискованного земледелия, эконом обители - отец Ефрем. В роли волонтера побывала наш корреспондент Мария Миронова .


Утро

Желание побывать на Валааме зрело во мне давно. Поэтому когда узнала, что возможно не просто попасть в далекий и недоступный мужской монастырь, но еще и потрудиться там, не преминула этим воспользоваться. Оказалось, Валаам ближе, чем кажется и дальше, чем думалось.

Сухая осень. Карелия. Утро в работном доме. В окно маленькой женской кельи виден Спасо-Преображенский собор - сердце Валаамского монастыря. Звонят колокола. Умываюсь холодной водой на чердачке, завешанном выстиранной одеждой, возвращаюсь в келью. Соседки - Лена, Аня, Ксения и Маша уже готовы. Наряд у нас простой: юбки поверх брюк, косынки, резиновые сапоги и у каждой по две пары перчаток. Идем в трапезную, где на завтрак всегда пшенная каша, печенье и чай; а после - собираемся у входа в работный дом, чтобы на грузовике поехать на послушание.

Николай Ильич, руководитель сельскохозяйственных работ на острове, отправляет нас на ферму. Ферма - это целый сельскохозяйственный комплекс, принадлежащий монастырю, включающий в себя возделываемые поля, животноводческую ферму, птичник, хозяйственные строения, и жилое здание для монашеской братии и трудников. Ехать от нашей Усадьбы, где стоит работный дом, не больше десяти километров. Работы на ферме немало: и сено убрать, и поколоть дрова, собрать поленницу, подготовить к покраске коровник. Кто-то из женщин остается помогать в трапезной, кто-то отправится заниматься заготовками. Благо, в Валаамских лесах нет недостатка ни в грибах, ни в ягодах. А мы едем.

По дороге грузовик останавливается на причале Монастырской бухты, где к тому времени уже собрались трудники, которые вместе с мужчинами-волонтерами из нашего грузовика сталкивают на воду большую десятиметровую рамку понтона. Стоящая здесь же баржа оттащит ее в Малую Никоновскую бухту, где находится монастырское форелевое хозяйство.

«Оставайтесь у нас! - в это время призывает всех Николай Ильич. - Пока во всем мире экономический кризис, лучше места переждать все равно не найдете».

Он все-таки прав, - думаю я. - На острове, удаленном и от комфорта, и от городской суеты, открываешь самую суть себя, да и людей рядом начинаешь понимать лучше. Видишь больше, слышишь дальше и чувствуешь как будто тоньше. И не сравнить все это ни с походом, ни с путешествием в деревню, ни даже с паломничеством. Трудясь на Валааме, погружаешься в здешнюю атмосферу, атмосферу места с тысячелетней историей, полной боли, скорби и утрат, освещенного радостью веры и молитвенным подвигом братии. Мы привыкли, что река жизни течет из прошлого в будущее, здесь она будто движется еще и в третью сторону - в вечность.


Без подрясников

Сев в кружок, режем яблоки на сушку в сенях на фермерской трапезной. Шесть ножей мелькают в кругу над огромной кастрюлей. К нам входят послушник Александр с монахом Агапием:

А здесь у нас офис, - делает он красноречивый жест в нашу сторону. И добавляет, - когда закончите кастрюлю, будем пить кофе с коврижками.

Вы знаете, как мотивировать сотрудников! - смеемся мы.

Позже, высыпав яблоки на сушилки, действительно пьем кофе на остекленной веранде. За окнами вода Ладоги, Московский пролив и желто-зеленые сентябрьские берега в скалах. У сарая на веревке сушится чей-то подрясник. Тихо, тепло и пасмурно.

В городе я не так часто улыбалась, а здесь все чаще ловлю себя на улыбке, - говорит Аня и смотрит на воду.

Ладогу жители острова называют морем, а большую землю - миром. И отсюда тот мир кажется очень далеким, а собственная жизнь на острове - простой, но потусторонней, вне времени, в потоке Божьей воли, где каждое движение души имеет значение.

Приближается звук мотора. Из катера выходит старушка. Поддерживая под руки, ее уводят куда-то вглубь фермы. «Это Мария, - заметил ее отец Агапий с веранды. - Она однажды приехала сюда ненадолго поработать, но серьезно заболела. Уже умирала. И перед смертью ей предложили принять постриг. Мария согласилась, а как постриглась, выздоровела и так и осталась жить на острове».

Удивительный феномен острова именно в том и состоит, что сюда приезжают на день-другой, а остаются на годы. Не для того даже, чтобы вступить в братию, а потому, видимо, что и мирская жизнь здесь окрашена иным, чем на большой земле, светом.

У нас с трудниками в кельях по две кровати, а посередине - стол. Все это напоминает купе, - рассказывает Сергей. Он работает на острове водителем - самый нужный человек в любое время, так как протяженность Валаама около десяти километров, а скиты расположены в разных его концах.

Я и остальным эту идею закинул, что мы как будто в поезде живем, - продолжает он. - Так и шутим: ну что, у тебя до какой станции билетик?

А как насчет зайцев?

Не-ет, зайцем тут не проскочить. Зайцев нет. Здесь другое: главное не сойти раньше времени.

Андрей, как и многие здесь, приехал на Валаам на день, и живет на острове уже почти два года. Некогда журналист и телевизионщик из Останкина, теперь он переменил свою жизнь, трудится кормящим на ферме и не собирается возвращаться в столицу. Расспрашиваю его об особенностях жизни трудников, и Андрей охотно рассказывает:

Мы живем так же, как и братия, по уставу монастыря. Разве что подрясник не носим. Ну, и я курю еще.

И как тебе, мирскому человеку, живется в совершенно другом укладе?

Бывает непросто. Пойдешь к отцу Вениамину: «Что же так тяжело, отец?». Он в ответ: «А ты запомни: без скорбей день прожит зря». И как-то легче становится, и уже в другой раз отец сам спросит: «Ну что, как день прошел?» «Не зря», - отвечаю.


Встреча с самим собой

Летом волонтерами приезжают множество студентов, в основном из Петербурга и Москвы, осенью - публика постарше из самых разных городов России. Иностранцы (из Словении, Франции, Бельгии, Сербии, Англии, Швеции, Чехии, Германии, Польши и США) едут на остров в поисках настоящей России. Впрочем, то же самое движет и жителями мегаполисов - желание прикоснуться к святыням, к истории. Для многих Валаам становится встречей с самим собой.

И монастырь, оставаясь строгим и закрытым с одной стороны (Скит Всех Святых закрыт для женщин, а для плавания на Предтеченский скит даже мужчинам нужно особое благословение), с другой стороны весьма демократичен и гостеприимен. По средам волонтеры встречаются в воскресной школе, где монахи монастыря рассказывают о православии и отвечают на вопросы. В выходные отец Ефрем проводит экскурсии по центральной усадьбе монастыря (основной и главной части обители), организует поездки к недавно построенному Владимирскому скиту и на острова Лембос и Святой, где расположены Ильинский скит и пещера преподобного Александра Свирского. Воскресная литургия традиционно заканчивается совместной трапезой братии и прихожан (разумеется, мужчин). И главное, волонтеров приобщают к участию в богослужениях в скитах монастыря, ведь почти все дороги Валаама ведут к храму.


Не чирикать

Трапезная на ферме полна грибов: сыроежки, опята, лисички, грузди, - в ведрах, кастрюлях, коробах и даже в небольшой неизвестно откуда взявшейся ванне. Вооружившись ножами, склоняемся над коробами, а заодно делимся рецептами и впечатлениями от жизни на острове.

Странное дело, ведь здесь исполняются желания.

Причем мгновенно! Захотел - получил.

Про желания я тоже слышала, это вроде легенды местной. Поэтому десять раз подумаешь, прежде чем пожелать чего-то. А то тут же на тебя и свалится.

О, ну это тоже искушение!

А день здесь идет за три, и все радости и горести сильнее в три раза, - добавляет Ирина, флорист из Санкт-Петербурга, помощница Александра на трапезной. Уже даже не удивляет, что она «приехала на остров ненадолго и вовсе не собиралась задерживаться».

Вы здесь потише! - строго заглядывает на веранду Александр, - Будете чирикать - живо отправлю в сарай картошку перебирать.

Мы смолкаем.


Осенью волонтеры будут убирать с мокрых осенних полей картофель и кормовую свеклу, потрошить скользкие тушки форели, перебирать душный картофель, грузить мешки, полоть, колоть, сеять, укладывать - одним словом, помогать. И в труде найдется место и молитве, и интересному разговору, и веселью, и смирению, и радости созерцания прекрасного устройства Божьего мира.

Помимо фермы, на острове есть пекарня, электростанция, пожарная служба, кузница, иконописная мастерская, школа, библиотека и даже своя монастырская фотолаборатория. Валаам - это государство в государстве, воплощенная утопия. Сперва удивляло, что нигде на острове нет нищих и попрошаек, ни на пристани, ни на усадьбе, ни у храмов. Впрочем, откуда им взяться: любого сразу накормят, напоят, а захочет трудиться - и оставят при монастыре.


Вечер с вареньем

Вечером Антоний принес брусничного варенья, приготовленного из ягод, собранных здесь же, на острове. Но после ужина в келье никто не сидит. Катя с Дариной попросили у дяди Славы удочки и ушли к одному из внутренних озер. Сам дядя Слава бренчит на гитаре. Маша готовится к причастию у себя. Иван решил впервые исповедоваться и тоже читает в келье, не обращая внимания на работающее радио.

Аня и Ксения, художницы из Петербурга, в свободное время отправляются на этюды. Поэтому, набив рюкзаки красками, прихватив планшеты и бумагу, они уходят ко Скиту Всех Святых, удаленному от банальных туристических троп и маршрутов. Очертаниями причудливых башенок Всесвятский скит напоминает сказочный замок, затерянный в лесу. Между тем, это один из самых строгих скитов на Валааме. Здесь не пользуются электричеством, нет горячей воды, только баня раз в неделю, на территорию обители нельзя заходить женщинам, а богослужения идут не только утром, днем и вечером, но даже ночью. После этюдов они вернутся, и мы увидимся уже в храме.

На поздней Всенощной накануне дня усекновения главы Иоанна Предтечи нижний храм полон и тих. Темно, жёлтым горят свечи, и в их свете двигаются монахи: в богослужении участвует вся братия. Торжественная и таинственная служба. Сердце на мгновение замирает - вдруг тишину прорывает знаменитый мужской хор Валаамского монастыря, поющий Нагорную проповедь.

Закончился еще один день на Валааме - тот, что один за три. В большой женской келье уже погасили свет. У нас еще шуршат, пьют чай, нанизывают на нитку грибные сувениры из лесу, читают Лескова. Через чердачное окно я вылезаю на покатую крышу работного дома. Свежо, в объемной космической черноте будто нарисован собор. Стрекочут сверчки. Купола голубыми зефиринами выделяются в контрастном свете маяка-колокольни. Наверху в ясном небе мерцают миллиарды звезд, больших и маленьких. Как у Бога на ладони.


Послесловие

Моя поездка на Валаам состоялась прошлой осенью. С тех пор в судьбе героев репортажа многое изменилось. Наталья устроилась работать почтальоном и осталась жить на острове. Художница Маша - пошла стажироваться к иконописцам Владимирского скита. Александра выучилась на экскурсовода и нынешним летом начала водить по Валааму туристов. Алексей ушел в армию и служит в военной части здесь же, на острове. Александр крестился. Аня и Ксения вновь вернулись на остров волонтерами. Влад остался трудиться на ферме на зиму, а в этом году сам встречал новый заезд в волонтерский лагерь. И все вместе они встретились в Рождественские каникулы, которые монастырь дарит тем, кто трудился здесь летом или осенью.

Чтобы уйти в монастырь – а это каждый из нас грозился сделать хотя бы раз в жизни, – не обязательно отказываться от мирской карусели и принимать постриг. Ну, по крайней мере сразу. Для начала можно просто провести в обители несколько дней – и своими глазами увидеть, что же такое монашеская жизнь. Тем более что монастыри готовы поселить и кормить бесплатно, если вы, в свою очередь, готовы отработать проживание. Один из самых лояльных по этой части – монастырь на Валааме, где на работу принимают волонтёров любого вероисповедания.

Чудо-остров

Когда после часового путешествия по Ладоге на «Метеоре» высаживаешься на Валааме, поначалу кажется, что попал в парк Горького. Напротив причала – аренда электровелосипедов и электрокаров, чуть дальше указатель на кафе. Идеальные дорожки, фруктовый сад и пришвартованный на веки вечные теплоход «Адмирал Кузнецов», в котором можно заподозрить плавучий коворкинг. Но нет, там оказывается гостиница.

Бухта Большая Никоновская, где швартуются круизные корабли, дольше прочих не замерзает зимой.

Пёстрая толпа, состоящая преимущественно из женщин в платках и длинных юбках, не обращая внимания на всю эту хипстерскую красоту, бредёт вверх к монастырю. Задираю голову и вижу храм – белый с голубыми куполами. Воздушный, обнесённый внушительными стенами, издалека он похож на сказочный замок. Читаешь адрес – улица Центральная, дом 1 – и сразу становится ясно: вот он, центр здешнего мира. На Валааме всё подчинено монастырскому укладу.

Каждый год сюда приезжают туристы, паломники и волонтёры. Последних всё больше – за одно лето 2018 года пришло около 2000 заявок. Всех принять не удаётся – кто первый в апреле записался, тот и попадёт на остров. В отличие от туристов волонтёры обычно приезжают не на «Метеорах», а на кораблике «Святитель Николай», который добирается из Приозерска до Валаама за четыре часа. За это время все успевают перезнакомиться – впрочем, многие знакомы уже давно, ездят не первый год, а между поездками переписываются и перезваниваются. Они говорят, что, попадая на остров, подхватываешь болезнь – «валаамку». Если подцепил – пиши пропало: будешь возвращаться снова и снова.

Помолясь, приступим

У входа в храм мужчина лет шестидесяти в монашеской рясе поливает цветы. Время от времени поднимает взгляд и посматривает по сторонам с блуждающей улыбкой. При виде его тоже начинаешь непроизвольно улыбаться. «Это отец Валентин, – говорит Лиана, которая ездит волонтёром уже пять лет. – Если он тебя благословит на послушание, завтра тоже сможешь поработать».

Валентин окидывает меня проницательным взглядом и, не переставая улыбаться, спрашивает: «А делать-то что-нибудь умеешь?». Ответить мне особо и нечего. Писать тексты? Переводить с французского? Руководить творческим коллективом?

– Эээээ... – говорю я, понимая, насколько бессмысленны могут быть современные городские жительницы на острове Валаам.

– Понятно. Копать-то можешь?

– Ну, имею представление, как это делать.

– Значит, могла бы руководить теми, кто копает, – отвечает Валентин и смеётся. – Но этим уже занимаюсь я.

Я тоже смеюсь и обещаю посмотреть пару роликов на YouTube, чтобы выяснить, как орудовать лопатой.

– Хорошо, – в конце концов говорит Валентин. – Приходи завтра, и разберёмся.


Девушки-волонтёры ждут транспорт, который доставит их на поля для прополки свёклы.

Каждое утро волонтёры собираются у трёхэтажного кирпичного здания работного дома. Большинство и живёт тут же. Условия спартанские: в комнате от 4 до 10 кроватей, душ один на всех. К 9 утра у подъезда стоит человек сорок – в основном девушки 20–35 лет. Мужчин катастрофически не хватает, их всего человек семь. Отсюда всех развезут на послушания: одни поедут на ферму, другие – к Валаамской резиденции Патриарха. Отец Валентин подъезжает на старенькой иномарке, оглядывает волонтёров и говорит, кому в какую «ГАЗель» забираться. Мне достаётся место в синей, она везёт нас во Владимирский скит.

От забора и до обеда

При слове «скит» мне представляется избушка, затерянная в глухом лесу, но реальность оказывается далёкой от моих фантазий. Свято-Владимирский скит – современный храмовый комплекс в стиле псковско-новгородского зодчества. При нём работают музей, иконописная мастерская, библиотека, храм и крестильня.

Рядом расположена резиденция Патриарха – двухэтажный дом, окружённый газоном и клумбами. Нас поджидает женщина-дизайнер, которая руководит работами. «Отец Валентин просил без него не начинать», – объясняет кто-то из девушек дизайнеру. «Время же идёт, – слегка нервно говорит дизайнер. – Может быть, не будем его ждать?». Волонтёрки отмалчиваются, потупив глаза. «Ну что там надо сделать, чтобы начать работу? – не унимается дизайнер. – Помолиться? Так помолитесь уже, кто там у вас молитвы знает?». Одна из девушек спокойно отвечает: «Я не готова». Остальные вторят: «И я». Дизайнер меряет шагами дорожку перед сараем с инструментами, она явно нацелена на результат и не очень хочет жить по монастырским правилам. Но настаивать бессмысленно.

Наконец подъезжает отец Валентин. После молитвы каждый получает инструмент – и фронт работ. Кто-то идёт сажать цветы у резиденции, а мне и Галине поручают делать дорожки в лесу.

Гале 43 года, хотя выглядит на двадцать. Она живёт в Уральске и преподаёт английский язык. Приехала на две недели, потом осталась ещё на две, потом ещё – благо, летом учеников нет, и она может позволить себе долгосрочный отпуск. Галя – человек глубоко верующий, поэтому работа во славу Божью и молитвы составляют основную часть её времяпрепровождения. На Валааме ей нравится всё – и природа, и работа, и люди, и отец Валентин, к которому она относится как к родному отцу. «Знаешь, – говорит она между делом. – В первый вечер нового заезда все собираются и рассказывают о себе. Каждый сюда приезжает с какой-то болью». «А ты?» – спрашиваю я. Галя отмалчивается, но за чаем с коврижками, который приносят в районе одиннадцати, решается ответить на мой вопрос. «И я приехала с болью. И нашла тут ответ на свой вопрос. Отец Валентин говорит, что главное – любовь и работа. Физический труд освобождает от всего лишнего. А ещё – смирение. Когда ты смиряешься, боль уходит и приходит радость».

В районе часа мы сдаём инструменты и после короткой молитвы отправляемся на обед. Сегодня суббота, и никакой работы больше не будет. Кто-то из волонтёров поедет на экскурсию, кто-то будет отсыпаться и готовиться к Всенощной.


В тёплое время года по острову удобнее всего перемещаться на велосипедах.

За трапезой я оказываюсь за столом с Лилей, тридцатилетней мамой троих детей. Она отправила мужа с дочками на море, а сама в очередной раз приехала на Валаам. «И как они тебя отпускают?» – шутят её подруги. «Попробовали бы они меня не отпустить!» – смеётся Лиля. Для неё поездки на Валаам – возможность отдохнуть от быта, побыть одной, подумать о важном. «Ангела вам за трапезой!» – говорит подошедшая девушка. «Незримо предстоит», –отвечают мои новые знакомые. Девушку зовут Вера, после трёх лет волонтёрства она перебралась на Валаам жить и работать. Теперь уже за деньги – ветеринаром. Подобных историй на острове много. «Валаамка» – она такая, иногда не отпускает совсем.

Кто все эти люди

Позже представитель монастырского пресс-центра объясняет мне важность волонтёрской работы. К 2018 году восстановлено 100 гектаров территории, до революции было 120. На этой земле монастырь выращивает свёклу, картошку, пшеницу, яблоневые сады, огурцы и помидоры в теплицах. На ферме живут 70 коров и 800 кур. Силами одних только монахов справиться со всей этой работой было бы невозможно.

С фермы и началось волонтёрское движение. В 2005 году её руководитель отец Георгий начал предлагать паломникам поработать, а через два года были организованы первые волонтёрские заезды. Объявления печатались в районных газетах, и на них откликались самые разные граждане. Были среди них порядочные и ответственные, были и алкоголики, наркоманы и игроки. Кто-то хотел залечь на дно, убежать от долгов, кто-то пытался справиться с зависимостью.


Первые волонтёры приехали работать на монастырскую ферму в 2005 году, и с тех пор большинство добровольцев трудится именно там.

С течением времени, а главное с развитием интернета контингент волонтёров изменился. Теперь набор производится через сайт volonter.valaam.ru , и для того, чтобы отсеять безответственных, придумана нехитрая, но действенная система. На сайте нужно заполнить анкету и в течение двух месяцев дважды самостоятельно письмом подтвердить свою готовность приехать. Ольга Сидорова, которая руководит работой волонтёров, утверждает, что совсем дезорганизованные люди не способны пройти этот квест. Вопроса о вероисповедании в анкете нет. Волонтёром может стать человек любых убеждений, даже атеист – главное, чтобы он вовремя выходил на послушания. Исключение из этого правила – волонтёры службы благочиния, их набирают только из числа православных, так как они работают в храмах.

По вечерам в окрестностях монастыря можно запросто увидеть людей, которых больше ожидаешь встретить в студии йоги или эзотерической чайной. В шароварах и с ковриками они направляются куда-нибудь на скалы – смотреть на закат или медитировать. Как правило, такие добровольцы живут в палаточных лагерях, но при этом принимают участие в жизни монастыря. Ольга Сидорова рассказывает, что иногда волонтёрами работают люди, которые приплывают на собственных яхтах, на них же живут и послушаются. Но бывает и такое, что люди, занимающие высокое положение, живут вместе с другими волонтёрами в комнате на шесть человек. Те, кто не готов к спартанс-кому быту, снимают номер в гостинице – их на острове три.

Тихая гавань

В самый горячий сезон – в июле и августе – волонтёров принимают только на две-три недели, а в мае или сентябре-октябре приезжать разрешается на любое количество дней. Можно снять на длинные выходные номер, денёк поработать, а в остальное время просто гулять по острову.

Пока хватает сил и длится световой день, здесь хорошо бродить по лесам и вокруг озёр – на Валааме множество внутренних водоёмов. Прогулки эти никогда не надоедают. Нависающие над обрывами сосны будто бы совершают чудеса эквилибристики. Вересковые и можжевеловые кусты наполняют воздух целительными ароматами. Изрезанные берега так и зовут завернуть за новый поворот, а потом ещё за один. И ног уже нет. А значит – пора купаться, потом ходить босиком по разноцветным мягким мхам и гранитным плитам, которые долго прогреваются весной, но и долго хранят тепло летом. А потом просто лечь где-нибудь на высоком берегу, закрыть глаза и слушать плеск Ладоги, чья волна могла бы конкурировать по благозвучию с морской.

После такой прогулки начинаешь находить у себя симптомы «валаамки». Привыкание вызывает не только красота – на острове царит ощущение абсолютной безопасности. В монастыре нет преступности, никто никого не оскорбляет, не обесценивает. Жизнь понятна и подчинена точному расписанию, где нет места для тревог и сомнений. «Бом!» – пробили обед. «Бом!» – ужин. «Тирили-тирилили!» – малые колокола зовут на службу. Измученные неопределённостью жители мегаполисов ищут здесь спокойствие – и находят.


Звонарь на колокольне Воскресенского скита.

Тут всё обретает смысл – и работа во славу Божью, и разговоры по душам. Где ещё, размахивая лопатой, будешь рассуждать о том, что такое любовь или свобода? Где ещё получишь возможность раз в неделю говорить с монахами и батюшками о наболевшем или о непонятном в своей жизни? Где ещё найдёшь столько безусловного принятия? Среди волонтёров царит атмосфера, какая бывает в хороших психологических группах. Здесь принято друг друга поддерживать, быть вежливыми, уступать и улыбаться. Даже если в графе «вероисповедание» у человека стоит прочерк.

Справка

Оставить заявку можно на сайтах volonter.valaam.ru и ladoga.valaam.ru . Заезды с мая по конец октября. Женщинам нужны длинная юбка, платок и кофта, скрывающая локти. Мужчины и женщины живут раздельно, даже если они женаты – двухместного размещения не предусмотрено. Если хочется более комфортных условий, можно снять номер в гостинице (от 3400 руб.). Пить и курить на территории монастыря не благословляется.

Сотовая связь работает прекрасно, в гостиницах есть WiFi. Добираться до Валаама удобнее через Санкт-Петербург – оттуда до Приозерска на автобусе или электричке (2,5–3,5 часа). Из Приозерска волонтёров бесплатно довозит корабль «Святитель Николай». Паломники и туристы добираются на «Метеорах», билеты (около 1500 руб. в одну сторону) можно купить на причале, но в сезон лучше бронировать через монастырь (valaam.ru).

23 июня 2017, 00:16

"Случайности не случайны" (с)

Ничего просто так не происходит в нашей жизни- в этом я убедилась в очередной раз.

Не хочу говорить высокопарных слов, но на тот момент мне необходимо было полностью сменить обстановку- чтобы была возможность подумать о своем, о том, что происходит в моей жизни и принять какие то решения.
В очередной телефонной беседе "ни о чем" моя приятельница упомянула своего друга, который ездит регулярно волонтером на Валаам. И в голове щелкнуло- вот оно! То, что мне надо. Почитала отзывы, пособирала информацию и еще больше укрепилась в своем мнении.

Отмечу, что попасть волонтером на Валаам не очень просто, желающие заполняют заявки с февраля- марта, но видимо, звезды совсем уж были благосклонны ко мне- начинался очередной заезд, а в рядах волонтеров на Валаамскую ферму был недобор. Я быстро заполнила анкету и отправила запрос, через пару часов получила положительный ответ. Но дело в том, что на весь срок заезда я из за работы никак не могла поехать, о чем предупредила организатора и спросила о возможности поехать только на 10 дней. И здесь мне тоже пошли навстречу, но и сыграл свою роль недобор на ферму. Сейчас, после того, как прожила там 10 дней, я не понимаю почему волонтеры рвались на поля и огороды Валаама и не особо желали идти на ферму, но об этом чуть ниже.
Итак, немного бюрократии и фактов:
Волонтерам предоставляют трансфер от Приозерска (Ленинградская область) до Валаама на монастырском корабле "Святитель Николай", проживание и питание. Распорядок дня абсолютно щадящий- 8.30 - завтрак, с 9.00 до 13.00- послушания (так называется любая работа на территории монастыря),с 13.00 до 14.00- обед, с 14.00 до 18.00- послушания и дальше свободное время. В субботу послушания до 12.00, в воскресенье- выходной.
Для женщин обязательно платкикосынки и юбки ниже колена (можно надевать на джинсы)
Употребление алкоголя категорически запрещено, курение не приветствуется, но специально оборудованные места для курения есть. Магазинчик на острове один, с довольно скудным ассортиментом и конскими ценами (бананы- 100 рублей, яблоки- 190, к примеру).

И еще для волонтеров проводят специальные экскурсии (например, на Ильинский скит на о.Лембос, куда в составе туристической группы не попасть)

Наступила пятница, день моего отъезда, я приехала в Приозерск. Корабль уже был на причале, шла погрузка всяких разностей для нужд монастыря.

Это, конечно, не комфортабельный теплоход, но тем интереснее. При условии, что волна не очень сильная, идти по Ладоге до Валаама 4 часа. Спрятаться от дождя возможно только в трюме на носу корабля, площадью метров десять квадратных с деревянными скамейками- "Титаник", 3-й класс))) А так, палуба открытая, но если нет дождя, все в основном находятся наверху, ведь не каждый день есть возможность вот так лицезреть бескрайнюю Ладогу:

На "Метеорах" из за скорости передвижения совсем другое впечатление от видов, а здесь неторопливо идешь по волнам и успеваешь рассмотреть всю красоту:

Рекомендовали взять с собой Драмину, но у меня морской болезни нет, а вот некоторых укачало здорово, на одном участке Ладоги был легкий шторм.
И вот, четыре часа миновало, мы подходим к монастырской бухте и нас встречает Никольский скит:

А совсем на подходе к Валааму проходим вдоль острова Светлый, где установлена Часовня Валаамской иконы Божией Матери. А еще этот остров примечателен тем, что на нем живут павлины)

Монастырский причал:

К сожалению, не сделала фото самой встречи, это особый дух и настроение, когда тебя встречают абсолютно незнакомые люди с улыбкой и хлопаньем в ладоши.
Меня встречала чудесная Оля- заместитель отца Агапия, начальника фермы. Она занималась всем, что касалось сыроварни и фермерского магазина. Проводила меня к месту моего проживания, кратко обрисовала дальнейшие действия и передала меня моим соседкам и коллегам.
Об условиях проживания: те волонтеры, которые работали на полях и территории монастыря, жили в так называемом Работном Доме:


Мы же, фермерские волонтеры, жили в двухкомнатной квартире в уютном домике с видом из окон на Спасо-Преображенский собор:

Коридор в парадной, конечно, впечатляющий (на Валааме только печное отопление):

Но вот условия в квартире- прекрасные. Отец Агапий заботится о своих волонтерах на деле, а не на словах. Оборудованная кухня со всей бытовой техникой, включая стиральную машину, душевая кабина и туалет со всеми необходимыми бытовыми мелочами.
В каждой комнате четыре кровати, стол, стулья, тумбочки и шкаф. Т.е. никаких палаточных условий. Для сравнения- в Работном Доме у волонтеров был общий душ на этаж и по расписанию, комнаты на 6-8 человек и отсутствие кухни.
Непосредственно про работу:
В 9 утра все волонтеры собирались около Работного Дома и им распределяли работу. Кого то отправляли на дальние скиты работать на огородах, кого то- приводить в порядок территорию монастыря, кого то- помогать в трапезной. У нас маршрут всегда был один- на ферму) Вот на такой колоритной машине:

Валаамская ферма:

Итак, что же должен делать волонтер на ферме? Нам из подвальных хранилищ привозили головы сыра, которые мы должны были очистить, нарезать, расфасовать и упаковать. Помимо этого следили за Рикоттой- чтобы стекла вся сыворотка перед упаковкой, разливали и упаковывали кефир и сметану.
Стерильность в сыроварне- идеальная, все моется каждые 30 минут, за этим следят монахи- сыровары. Отклонюсь о темы- когда возникла идея сыроварения на Валааме, монахов отправили на обучение в Италию. И отправляют до сих пор, чтобы процесс совершенствовался.
Вот так выглядят сыры в подвале и после чистки- на ceirt:

Рикотта:

Начальник фермы- отец Агапий, человек-солнце:

Монахи-сыровары:


Тяжело было в первый день, с непривычки гудели ноги и спина, а потом я от работы получала только удовольствие, говорю не лукавя.
Продолжу про стерильность- будете на Валааме, покупайте фермерскую продукцию без страха. Такого ОТК я не видела. Малейшая трещина на голове сыра- сразу в брак, хотя это никак не влияет на вкус и качество. Чуть не по центру налепили наклейку на банку со сметаной- в брак банку, все должно быть идеально.
На всю продукцию клеится наклейка с фирменным логотипом:

На ферме производят следующую продукцию:
Молоко, кефир, сметана, Рикотта, творог и сыры. Качотта- самый молодой сыр, нежный, сливочный, с хрустящей корочкой. Монастико- 6 месяцев выдержки, в меру твердый, в меру солоноватый, идеальный бутербродный вариант. И Монастико 9 месяцев- твердый сыр, родственник пармезана. Сыры- божественные, когда разрезаешь голову- яркий аромат сливок.
Вообще, продукция выше всяких похвал- я в обычной жизни молоко не пью, только в кофе и в кашу употребляю. Здесь же в день выпивала не меньше литра. Кефир- густой, как греческий йогурт при жирности в 1.5%. Сметана- как сливочное масло. Нежнейший, сытный творог.
Волонтерам каждый день давали с собой полный набор продукции- это были лучшие завтраки в моей жизни. Кофе с молоком, которое вкуснее магазинных сливок, творог со сметанкой и тертой черной смородиной, а потом еще сырррр!
Работалось легко, абсолютно не чувствовалось давления и обязаловки.
Теперь про свободное время. Вcе же, на ферме график был немного плавающий- нас могли попросить задержаться, но на следующий день отпускали раньше.
Приезжая домой- мы шли в трапезную и, в зависимости от желания и обстоятельств, шли гулять вместе или поодиночке.
Про еду. Трапеза на Валааме- святое время, вне зависимости ни от чего. Рацион не блещет разнообразием, но вкусный- ум отъесть. Простая русская кухня, но все из натурпродуктов. Завтрак в трапезной- каша, но мы, фермерские волонтеры, завтракали у себя в квартире творогом и сыром) Обед- суп, второе, свежий салат и компот. Супы- гороховый, борщ, чечевичный, уха. Второе- несколько гарниров, своя тушенка (мраморная говядина и рибай отдыхает), тушеные кальмары, овощная подливка, винегрет. Учитывая, что в монастыре свое форелевое хозяйство, на столе у нас регулярно была форель в сливках, либо запеченая на решетке, либо слабосоленая. Свой хлеб- просто нереальный, я набивала им карманы, потому что вкуснее ничего не ела, за один раз можно съесть буханку.
Ни разу з 10 дней мне не хотелось ни гамбургера, ни суши, ни шоколадки. Только еда из трапезной и семечки)
После ужина я шла гулять по окрестностям и скитам. Немного фото:

Самая потрясающая экскурсия- по островам Ладоги, где расположены отдаленные скиты. Я не могу назвать себя глубоко верующим человеком, но когда нас привезли на Ильинский скит, я почувствовала то, что называют высокопарным словом "благодать". Никогда в жизни я не испытывала такого умиротворения и спокойствия. Это поистине волшебное и намоленное место:

Полная противоположность- остров Святой, где находится могила и пещера Александра Свирского. Суровое, колючее, неприветливое место. Это ощущение, на мой взгляд, идет от истории этого острова, куда прибыв Александр Свирский, соорудил в скалах пещеру и молился там практически круглосуточно:


И еще одна экскурсия была во Владимирский скит (тот самый, где находится резиденция почившего Патриарха Алексия и ВВП) . Фотографировать резиденции нам строго запретили, так что только сам скит:




А это мой персональный поход в Никольский скит:


Теперь о впечатлениях:
Это необыкновенный релакс. Я не думала ни о чем- ни о ситуации в своей жизни, ни о событиях в стране, не читала Сплетник и Багиню, не заходила в Контакт. Я была и, главное, ЖИЛА там. Можно рассказывать об этих впечатлениях бесконечно, но поймет это только тот, кто пожил там. Я была полноценно счастлива, когда после работы на ферме, закинув рюкзак за плечи, гуляла по окрестностям и скитам.
Повторюсь, я не глубоко верующий человек, но тут само место настраивает тебя на нужный лад, все эти дни были необыкновенно светлыми.
Я не могу сказать, что после этой поездки моя жизнь перевернулась, но что то во мне изменилось, я нашла ответы на некоторые вопросы. Я стала более спокойной и какие то мелочи, которые меня раньше доводили до слез, теперь воспринимаются с улыбкой.
И самое главное- я туда вернусь буквально через месяц- полтора. Ведь как сказал начальник Приозерского причала, когда мы прибыли с Валаама- ну что, все получили укол Валаама, подсели? Да, я подсела. И как можно не вернуться к таким закатам?



П.С. Фото частично мое, частично- Гугл.

Наш сегодняшний рассказ пойдет о знаменитом острове Валаам, на котором сосредоточено огромное количество культурных и духовных ценностей. Вот уже много веков архипелаг является центром православия и собирает паломников со всего мира. Тут расположен известнейший памятник русского зодчества — Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, а также множество церквей и часовен, украшающих порой самые отдаленные острова архипелага. Даже человеку, далекому от религии, эти места покажутся притягательными. Природа русского Севера и красоты Ладожского озера всегда притягивали туристов и творческих людей, художников, желающих отразить красоты Валаама в своих работах.

Современный Валаам — это еще и огромный центр паломничества и туризма. Сайты турфирм пестрят объявлениями о путешествиях по святым местам. Однако не многие знают, что на Валааме существует практика волонтерства, которая позволяет на какое-то время стать частью этого любопытного во всех отношениях места.

МАЛЕНЬКОЕ ЧУДО

Герой сегодняшнего рассказа — Кристина Черноземцева, сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Ржевской епархии, которая поделилась с «Ржевскими новостями» историей своего пребывания на Валааме в качестве волонтера.

— Валаам привлекал давно, еще когда училась в Тверском университете, рассказывает Кристина. — Узнала, что можно поехать на Валаам экскурсоводом, для чего надо освоить специальные курсы, которые проходят в Санкт-Петербурге. На курсы не попала, но это к лучшему, там достаточно специфическая работа — ответственная и сложная. Но через несколько лет через Интернет узнала, что ведется набор волонтеров на Валаам. Это было в середине марта. Когда стала заполнять анкету, удивилась, что мест уже почти не осталось…

На сайте значилось: девять заездов по три недели, с мая по начало ноября. И в шести из девяти уже не было женских мест.

Стоит описать случай, который сама Кристина характеризует как чудо. Охотнее всего с работы отпускали в июне, который как раз значился свободным для волонтёрства на Валааме, однако на поданную анкету пришел отказ, оказалось, что и этот заезд уже успели сформировать. Пришлось сделать вторую попытку, уже выбрав три недели сентября. Через неделю пришел ответ, что она зачислена в заезд с… 16 августа по 6 сентября! Об этом заезде можно было только мечтать — именно на это время выпадал праздник Преображения Господня, а на Валааме главный собор острова, Спасо-Преображенский, освящен как раз в честь этого события — то есть на острове это двойной большой престольный праздник. А еще на этот заезд выпадал 25-летний юбилей Кристины.

ВОЛОНТЕРЫ И ТРУДНИКИ

На остров можно попасть четырьмя способами: как турист, как паломник, как трудник и как волонтер. Первые два варианта по сути своей гостевые. Тут всё более-менее понятно: приехал, посмотрел, что интересно, отдал почести святым местам и уехал. Два других варианта подразумевают погружение в жизнь обитателей острова. Трудник — это самое глубокое погружение в жизнь Валаама, что накладывает большое количество обязанностей. Во-первых, трудники должны быть православными; во-вторых, помимо работы необходимо еще ходить на службы, участвовать в жизни монастыря. В случае с волонтером все проще. Вероисповедание тут не имеет определяющего значения, а посещение служб и встречи с монахами — уже по желанию. Но в обязанности и тех, и других входит выполнение определенной работы на территории острова. С другой стороны, это такая разновидность активного отдыха. Питание, проживание и доставка на место на монастырском кораблике от причала в Приозерске до Валаама и обратно предоставляются волонтерам бесплатно.

В группе Кристины было около 40 человек разного возраста. Старшим — за 60 лет. Были две испанки и одна немка. Следующий заезд, кстати, вообще интернациональный: представители Сербии, Испании, Франции, Германии.

Иностранцы нашли способ попасть на Валаам через какую-то волонтерскую организацию. Но поскольку не все хорошо понимают по-русски, через ту же организацию (названия Кристина не уточняла) нашли девушку-волонтера, которая бы им переводила. Она оказалась не религиозным человеком и до последнего не понимала, зачем туда едет? Но в итоге после того, как группа уехала, девушка осталась еще на неделю. Кристина говорит, что недовольных людей там не видела. Среди волонтеров ходит шутка: есть такая болезнь «валаамка» — желание вернуться сюда еще раз.


Распорядок дня для волонтеров на Валааме примерно такой. Утром, в 8.30, завтрак. Потом, в 9.00, так называемый «развод»: приезжает руководитель и раздает задания (тут их называют «послушания»). Согласно полученным заданиям все трудятся до обеда, до 13 часов, потом — снова работа. В общей сложности на выполнение послушаний уходит 6 часов в день.

— Если бы мне кто-то сказал, что я 6 часов буду полоть грядки, — говорит Кристина, — я бы подумала, что это какой-то кошмарный сон. Но в монастыре подобная работа казалось легкой и даже веселой. На Валааме возделываются большие поля свеклы, моркови и тому подобных культур. Когда прополка закончилась, нас перебросили на другие работы. Волонтеры трудились в садах монастыря, ходили в лес собирать ягоды, травы. Доставались послушания и на монастырской ферме, это отдельное место в монастыре, со своей активной жизнью и хозяйством: коровы, куры и другие домашние животные, своя сыродельня. Совсем недалеко от фермы находится Коневский скит, по этой дороге часто прогуливаются туристы и паломники, и у фермы стоит киоск, где гости острова могут угоститься молоком, а также ароматным чаем из трав, собранных на острове. Кстати, стоять и встречать путников, угощая их вкусными монастырскими напитками — это тоже одно из послушаний волонтеров. Порой нас направляли работать в разные скиты — это такие удаленные места, где есть своя церковь и где более уединенно и строго живет небольшое количество монахов. В основном труд волонтеров носил сельскохозяйственный характер, а юношам и мужчинам довелось поучаствовать даже в строительстве деревянной церкви.

Волонтерские будни очень насыщенны, с самого утра захватывает череда работы и событий. Ведь после работы все самое интересное только начинается! Кристина взяла с собой дневник — записывать все, что с нею происходило. Но оказалось, что для записей не находилось свободного времени. И в то же время три недели показались одним мгновением, так по ощущениям быстро они прошли…

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ У ГРОБА ГОСПОДНЯ

Одним из самых запоминающихся и удивительных событий на Валааме для Кристины стало как раз послушание в Воскресенском скиту. Ей доверили выполнять работу смотрителя храма. На Валааме почти всегда большой поток туристов. Им при необходимости надо было помогать, подсказывать: как подать записку, куда поставить свечку… Поддерживать чистоту в храме, следить за свечами, убирать остатки свечного воска, мыть полы. Храм в Воскресенском скиту — двухъярусный. В нижнем храме находится Кувуклия — подобие Гроба Господня, что в Иерусалиме, Камень Помазания и очень необычный открытый алтарь, как в первые века христианства.

— Иерусалим для русских людей — особое место, связанное с жизнью, смертью и воскресением Иисуса Христа, — рассказывает Кристина. — Но в то же время далекое и не для всех доступное, поэтому издревле на Руси в некоторых местах появлялся «свой Иерусалим». Есть такие места и на Валааме. В нижнем храме Воскресенского скита совершенно необычные ощущения и атмосфера, а когда заходишь в саму Кувуклию, то время как будто останавливается. Люди, которые были в Иерусалиме, говорят, что по ощущениям также, как там, чувствуется благодать. Целый день на послушании в храме пролетает быстро, бывает, находишься там совсем одна в полной тишине, которую изредка разделяют с тобой одиночные паломники, добравшиеся в отдаленный скит. Во время прибытия кораблей с туристами и паломниками храм всегда полон, одна группа сменяется другой непрерывным потоком. Экскурсии для групп туристов, в отличие от паломнических групп, вход в Кувуклию не предусматривают из-за плотного графика и ограниченного времени экскурсионной программы.

Запомнилось как одна женщина из группы туристов попросила меня поставить свечку у Гроба Господня. Я ей сказала, что она может чуть поотстать от группы, и я ей дам возможность самой зайти в Кувуклию. Она зашла туда, через какое-то время выходит в каком-то потрясенном состоянии со словами: «Я не знаю, не понимаю, что со мной происходит…», а у самой безудержно льются слезы…

Запомнилась и молодая девушка, внешним видом не похожая на паломницу, радостно пришедшая с корзиночкой цветов. Сказав, что приезжает сюда уже несколько лет подряд, и, попросив пустить ее в Кувуклию, она сняла высокие туфли и прошла босиком внутрь, достаточно долго там пробыв и оставив там цветы. Не знаю, о чем молилась, а, скорее всего, за что благодарила эта девушка, но в памяти осталось.

Как раз за работой смотрителя храма Кристина встретила свой день рождения, первым поздравил отец Наум — один из духовников монастырской братии, батюшка, по словам Кристины, отличался необыкновенно участливым и добрым взглядом. (Духовники — это наиболее опытные в духовной жизни и уважаемые монахи-священники, которые принимают исповеди у монахов). А смотрительница храма на Воскресенском скиту вынесла из Кувуклии икону Божией Матери, которая стояла там три месяца, и подарила Кристине.

Потом было еще много подарков и сюрпризов, причем даже от незнакомых людей. И, конечно же, другие волонтеры тоже подготовили поздравления. Нарисовали картину с колоколами, было много поздравлений и подарков. Всего, кстати, из всей группы трое волонтеров встретили свой день рождения на Валааме.

МОНАХ — ОПЕРАТОР У СЕНКЕВИЧА

Очень интересными были встречи-беседы с монахами. Как живут на святом острове? Как выбрать свой путь? Что за люди здесь нашли свои место и цель? Монахами становятся люди разные, с интересными судьбами. Например, один из священнослужителей, отец Августин, в миру был оператором у знаменитого Ю.А. Сенкевича (ведущего программы «Клуб путешественников»). По своей работе он побывал во многих местах, снимал фильм и о Валааме, а спустя несколько лет остался здесь насовсем, монахом. С отцом Августином было две встречи: одна запланированная, а вторая вышла спонтанно. Он попросил волонтеров помочь ему с уборкой в храме. Хоть это и был выходной, отказывать не стали. Закончили поздно, и отец Августин отвез волонтеров до их келий, зашел на чай — и на беседу подтянулись даже те, кто уже собирались спать.

ПРИРОДА, МАНЯЩАЯ ХУДОЖНИКОВ

Каждый уголок острова достоин кисти живописца. Прогулки по острову не приедаются и не надоедают, можно любоваться закатами, ходить дружной волонтерской командой на костры, устраивать уютные посиделки с новыми друзьями, праздновать дни рождения и даже купаться! Пусть вас не смущает, что это русский Север и Ладога. Во внутренних озерах острова достаточно тепло, и даже есть свои голубые грязи.


На острове Кристина встретила еще одну ржевитянку — удивительную девушку Соню, которая уже не первый раз приезжает на остров. Раньше тоже трудилась в монастыре, а теперь приезжает, располагаясь в палатке на одном из живописных уголков острова прямо у Ладоги, недалеко от одного из скитов монастыря. Соня — художница, учится на преподавателя рисования и обучается в иконописной школе. На Валааме есть специальные площадки для такого отдыха, нужно заплатить определенную сумму заповеднику — там место для костра, туристическая стоянка. Для художников этот вариант предпочтительнее, волонтерам же сложнее найти время на этюды и картины. Валаам гостеприимен к каждому по-своему, и если есть желание познакомиться с архипелагом, можно подобрать наиболее подходящий вариант.

Впрочем, тут можно насладиться не только изумительными пейзажами Севера. Валаам еще до революции был знаменит пением. Даже иностранцы были очарованы этими величественными распевами. Пение тут старорусское знаменное, сейчас в храмах больше распространено многоголосье. Кристина призналась, что монастырские службы сильно отличаются от служб в обычных приходских храмах, а валаамские песнопения создают особый молитвенный настрой, и четыре часа церковной службы на Валааме не кажутся очень долгими.

«ВАЛААМКА»

Эта «болезнь», кажется, передалась и Кристине, которая, не успев вернуться с острова, мечтает попасть туда снова. Даже не дожидаясь лета и отпуска. Встретить Новый год и Рождество на Валааме уже этой зимой стало ее заветным желанием. Тем более, что монастырь дает такую возможность для тех людей, кто хоть раз побывал на острове в качестве волонтера. Валаам ждет своих волонтеров в гости на Рождество и Пасху.



Кстати, если рассказ показался вам интересным, и возникает желание увидеть красоты Валаама своими глазами, то можно заглянуть на страничку в Интернете volonter.valaam.ru.

Владимир Кутузов, «Ржевские новости».

Фото Кристины Черноземцевой