Все объекты всемирного наследия юнеско в италии. Наследие юнеско в италии Сколько объектов юнеско в италии

Множество исторических, культурных, архитектурных и религиозных памятников находится в этой стране. Итальянская культура обогатила наш мир за счет своей удивительной самобытности и неповторимости. Так, в знаменитом городе Венеция на севере Страны нет отдельных архитектурных достопримечательностей, он сам является уникальным памятником градостроению. Расположенный на ста восемнадцати островах, один из красивейших городов мира имеет давнюю историю. Он существует с V века. Венецианцы искали спасения от варваров и наши его на островах. Затем последовали века развития и становления Венеции. Сегодня она являет собой центр культуры и ежегодно привлекает десятки тысяч туристов.

В список ЮНЕСКО в Италии входит также исторический центр Рима и знаменитый Ватикан. Это отдельное государство внутри итальянской столицы - не только средоточие католического мира, но и место, где сосредоточены удивительные исторические и архитектурные памятники. Это и красивейшие сады, и соборы. Среди них стоит отметить собор Святого Петра, в создании которого принимали участие Микеланджело, Рафаэль и другие мастера итальянской живописи. Что касается итальянской столицы, то Рим, конечно, известен благодаря древнейшим памятникам архитектуры. Это и Колизей, и Пантеон, и Испанская лестница, и другие объекты.

К памятникам архитектуры, охраняемым ЮНЕСКО в Италии, относится и монастырь Санта-Мария-делла-Грацие в Милане. Внешне это ничем не примечательная обитель, но если заглянуть внутрь, то можно обнаружить там фреску«Тайная Вечеря» великого Леонардо да Винчи. Её заказал живописцу герцог Лодовико Сфорца. На создание полотна ушло несколько лет. Из-за используемой методики нанесения краски на сухую стену, фреска начала сыпаться еще при жизни Леонардо. Далее последовали войны, бомбардировки во время последнего мирового конфликта, что не лучшим образом сказалось на сохранности шедевра. Но в итоге его удалось отреставрировать. Сегодня и церковь XV века, и фреска включены во Всемирное наследие.

Славное прошлое Тосканы - ежедневный источник вдохновения и творчества для новых поколений. Её любят художники и интеллектуалы, многие люди мечтают здесь побывать хотя бы один раз в жизни.

Капелла-ди-Виталета в долине Валь д’Орча © CICERUACCHIO / Flickr.com

Исторический центр Флоренции

Город возник на месте римского укрепления. Его центр - настоящая сокровищница бесценных произведений искусства, гуманистической культуры и архитектуры.

На Соборной площади можно полюбоваться основными памятниками эпохи Возрождения: базилика Санта-Мария-дель-Фьоре (структура церкви - пример итальянской готики), около которой находится колокольня Джотто. Но увенчана базилика величественным куполом работы Филиппо Брунеллески. Этот купол стал настоящим символом эпохи Возрождения. Напротив собора стоит Баптистерий, одно из самых старинных зданий во Флоренции, сочетающий элементы раннехристианской и романской архитектуры, с «Райскими вратами» работы Лоренцо Гиберти.

Панорамный вид на город и собор Санта-Мария-дель-Фьоре © Shutterstock.com

Затем переместимся к палаццо Медичи-Риккарди: этот дворец, один из первых примеров архитектуры эпохи Возрождения, был спроектирован архитектором Микелоццо. Рядом находится базилика Сан-Лоренцо, созданная Брунеллески по заказу семейства Медичи. В её интерьере находятся две ризницы (сакристии), Старая и Новая, украшенные работами Донателло и Микеланджело. Кстати, если вы хотите увидеть одно из самых великих произведений Буонарроти, «Давида», стоит посетить Галерею Академии изящных искусств. Совсем неподалёку, на площади Сантиссима-Аннунциата, находится ещё один великолепный пример архитектуры Возрождения, Оспедале-дельи-Инноченти (букв. «Приют невинных», первый в Европе детский приют), со знаменитой сводчатой лоджией. Из других памятников не забудьте осмотреть также Палаццо Строцци и церковь Санта-Мария-Новелла.

Базилика и площадь Санта-Кроче © GTS Productions / Shutterstock.com

Пройдя по улице Виа-деи-Калцайуоли, вы окажетесь на Пьяцца-делла-Синьория, культурно-политическом центре города, на которую выходят Палаццо Веккио и Галерея Уффици с уникальным собранием живописи эпохи Возрождения. Неподалёку расположена базилика Санта-Кроче.

Площадь Пьяцца-делла-Синьория и Палаццо Веккьо © Shutterstock.com

За Понте Веккьо, или Старым мостом, находится квартал Ольтрарно, где и сейчас можно найти старинные магазинчики ремесленников, по сей день работающих по традиционным технологиям. Флоренция - это не только архитектура, но и особый дух общины ремесленников, которые заставляют вспомнить о ручной работе и высочайшем качестве производства.

Флоренция - это наследница славного прошлого, бережно сохраняемого для будущих поколений, уникальное место с неповторимой атмосферой.

Исторический центр Сиены

В историческом центре Сиены каждое здание было спроектировано и построено с учётом общего плана города, в результате чего получился архитектурный шедевр, не имеющий аналогов в мире. Готические средневековые здания - это сохранившиеся доказательства высокого технического и художественного уровня архитекторов, работавших над обликом Сиены в прошлом.

Панорманый вид города и собора Санта-Мария-Ассунта © Botond Horvath / Shutterstock.com

Архитектурные шедевры эпохи Возрождения здесь находятся буквально везде и в пешей доступности, ожидая очередных посетителей и исследователей, желающих приобщиться к истории этого города. Можно прогуляться по популярным местам и почувствовать себя сиенцем тех времён. Начать стоит с самого известного памятника архитектуры - Палаццо Публико на Пьяцца-дель-Кампо. Во дворце, кроме всего прочего, находится пышно украшенный Зал Кончисторо, на потолке которого художник Доменико Беккафуми создал аллегорический цикл фресок на тему «Политические добродетели» в 1529-1535 гг. Это один из самых чарующих фресковых циклов той эпохи.

Улица средневекового города © Shutterstock.com

На расположенной поблизости улице Виа-деи-Пеллегрини, ведущей к Баптистерию, тот же Беккафуми по заказу домовладельца Сарчелло Агостини выполнил цикл фресок на мифологические сюжеты. Эти фрески - одна из вершин живописи итальянского Чинквеченто. Практически напротив находится Палаццо дель Маньифико, некогда резидениция Пандольфо Петруччи, правителя Сиены. От него остались только стены, а мебель и интерьеры были разделены между городскими и зарубежными музеями. Из его богатой фресковой декорации сохранилась только композиция «Бегство Энея из Трои» Джироламо Дженга, хранящаяся в наше время в Сиенской национальной пинакотеке, одном из богатейших тосканских собраний искусства средневековья и эпохи Возрождения.

Вид на площадь Пьяцца-дель-Кампо © Ventura / Shutterstock.com

Неподалёку расположен Палаццо Пикколомини, построенный по заказу наследников папы Пия II. Это классический пример архитектуры эпохи Возрождения, вероятно, построенный по проекту Бернардо Росселино, папского архитектора. Сегодн в нём находится архив Сиены и Музей делле Биккерне, посвящённый расписным обложкам учётных книг финансового отдела муниципалитета Сиены, работу над которыми поручали известным художникам.

Cоставив общее представление о сиенской живописи, стоит переместиться к стенам Палаццо Киджи-Сарачини на улице Виа-ди-Читта, где хранятся самые значимые работы таких художников как Сано ди Пьетро, Джироламо дель Паккиа, Содомы и Беккафуми.

Пьенца, «идеальный город»

От средневекового городка к монументальному шедевру: по воле папы Пия II Пьенца стала символом и образцом совершенной архитектуры эпохи Возрождения. Идеальный город, с красивыми зданиями и площадями, разработанными Альберти в сотрудничестве с Росселлино, - это первая попытка применения идей философии гуманизма в градостроительстве.

Исторический центр Птенцы, Площадь Пия II: в центре - собор Санта-Мария-Ассунта, слева - Епископский дворец, справа - Дворец Пикколомини © Shutterstock.com

Пьенца находится в великолепной долине Валь д’Орча. Город появился в 1405 году по воле папы Пия II (до этого здесь был маленький борго Корсиньяно), который возжелал создать идеальный город, контрастирующий с другим городом, также принадлежащим его семье, Сиеной. Он собрал команду лучших художников и архитекторов и попросил их создать проект, учитывающий философию новой, многообещающей эпохи - итальянского Возрождения. Всего за три года, с 1459 по 1462 год, Пьенца - Идеальный город, Город-Утопия, был построен. Город появился как плод «мысли о любви и мечты о красоте», как написал Джованни Пасколи.

Башни Сан-Джиминьяно

Башни Сан-Джиминьяно до сих пор горделиво возвышаются над его дворцами и церквями. Этот город представляет собой исключительное воплощение средневековой культуры, где искусство, архитектура и история сплавились в элегантный и торжественный образ, сохранивший для нас множество шедевров итальянского искусства XIV и XV веков.

Панорамный вид города Сан-Джиминьяно © Shutterstock.com

Это настоящая жемчужина долины Валь д’Эльза: здесь, где бы вы ни находились, вы увидите устремлённые в небо старинные башни, придающие Сан-Джиминьяно уникальный колорит. Только в этом месте сохранился облик тосканского города XIII-XIV веков. Во время прогулок по этим улицам создаётся впечатление, что ты действительно оказался в срдневековье.

Улицы города находятся на покрытых зеленью склонах холма. Здесь всё дышит традициями прошлого. Прогуливаясь по историческому центру, вы увидите сохранившиеся 13 домов-башен. В период максимального расцвета их насчитывалось 72. Башни были символом могущества, и богатые семьи стремились превзойти высотою своего дома башни соперников.

Соборная площадь Сан-Джиминьяно © Shutterstock.com

Сан-Джиминьяно славится и своим белым вином верначча, одним из самых престижных в Италии. Его производят здесь с XIII века. Другой традиционный и старинный продукт - шафран, вносивший ощутимый вклад в экономику Сан-Джиминьяно в период средневековья.

«Площадь чудес» в Пизе

Пьяцца-деи-Мираколи, или Площадь Чудес, - один из самых совершенных образцов романского архитектурного стиля, в котором органично сочетаются классические, раннехристианские, ломбардские и восточные мотивы. Ансамбль площади включает Пизанский собор, Баптистерий, кладбище Кампо-Санто и, конечно же, знаменитую Падающую башню.

Собор и Падающая башня на Площади чудес в Пизе © ELEPHOTOS / Shutterstock.com

Строительство Баптистерия началось в 1152 году, и для его завершения потребовалось 200 лет. Кафедра баптистерия была выполнена великим скульптором Никола Пизано. Примечательно, что эхо внутри баптистерия меняет тональность, если издавать звуки, стоя с одной из сторон крестильной купели. Также на площади находится кладбище Кампо-Санто, длина которого 130 метров. Оно обращено на площадь стороной с 43 глухими арками. Справа от Кампо-Санто высится Пизанский собор, совершенный образец романской архитектуры. Его строительство началось в 1063 году. Огромное здание полностью облицовано мрамором. За собором находится знаменитая Падающая башня, высота которой 56 метров.

Культурный ландшафт долины Валь д’Орча: искусство и пейзажи

Край холмов, где царствует гармония, - именно такой видится Валь д’Орча, если неспешно катить по ней на велосипеде. Эти виды, с устремлёнными ввысь кипарисами и вьющимися по непредсказуемой траектории дорогами, традиционно вдохновляли поэтов, писателей и художников. На заре и в сумерках вершины кипарисов кажутся кисточками, которые раскрашивают горизонт.

Рассвет в долине Сан-Квирико д’Орча © Shaiith / Shutterstock.com

Глина, овраги, белые известняки, виноградники на холмах, оливковые рощи и поля уравновешивают урбанистическую красоту Пьенцы и Монтальчино. Такие шедевры архитектуры как аббатство Сант’Антимо, соборная церковь Сан-Квирико, крепости Радикофани и д’Орча, средневековые термы в Баньо-Виньоли и ферма Оспедалетто образуют цельный образ редкой красоты.

Виллы и сады Медичи

Речь идёт о 14 виллах и садах, принадлежащих семейству Медичи, памятниках светской архитектуры, спроектированных самыми лучшими архитекторами в XV-XVIII веках.

Вилла Медичи в Поджо-а-Кайано © Shutterstock.com

Первые две виллы находятся в Треббио и Кафаджоло-аль-Муджелло, откуда родом семейство Медичи. В Поджо-а-Кайано находится вилла Медичи, построенная Джулиано да Сангалло в конце XV века на месте находящейся здесь раньше виллы семьи Строцци. Она принадлежала Лоренцо Великолепному, и в ней гостило множество исторических личностей, включая короля Виктора-Эммануила II. Эту виллу отличает простая и благородная архитектура, из акцентов строгий портик на террасе на уровне первого этажа: двухмаршевая лестница подводит к гармоничной центральной лоджии, расположенной на этой террасе построенную по классическим канонам. Внутри вилла похожа на небольшой музей: её стены украшены фресками XVI века, а снаружи она окружена великолепным парком.

Вилла Артимино, известная также под названием «Ла Фердинанда» или Вилла ста каминов, и окружающий парк. Вид сверху © immaginefoto.com

Недалеко от Комеаны находится «Ла Фердинанда», известная также как Вилла Артимино, построенная архитектором Бернардо Буонталенти по заказу Фердинандо I Медичи в конце XVI века.

Вилла Медичеа-ди-Кастелла, построенная в стиле архитектуры Возрождения, находится в одноимённом населенном пункте. Её реставрацией занимался Вазари, а окружающий сад был спроектирован Триболо. Сегодня эта вилла - резиденция Академии делла Круска, экспертного совета в области лингвистики и филологии итальянского языка.

Вилла Медичи в Петрайе считается одной из самых красивых резиденций области. Свой нынешний вид она получила в результате перестройки по проекту Буонталенти (во второй половине XVI века), осуществлённой по поручению Фердинандо I. Ещё одна вилла Медичи находится недалеко от Фьезоле. Её называют «Бельканто», или «Паладжо-ди-Фьезоле». Её постройку заказал Козимо Старший, а проект был разработан Микелоццо (1458-1461).

Вилла Медичи в Петрайе. Вид сверху на виллу и окружающий сад © footage.framepool.com

Вилла Медичеа-ди-Карреджи находится на окраине Флоренции. Она была приобретена семьёй Медичи в первой половине XV века и перестроена по проекту Микелоцци. Заказчиком был Козимо Старший. Виллу окружает великолепный парк, и она стала любимой резиденцией Козимо, где он и умер в 1464 году.

Вилла Медичи во Фьезоле. Партер на нижней террасе сада © Cecil Pinset / Wikimedia Commons

«Лотарингская» вилла Медичи расположена в Поджо-Империале, в километре от Порта Романа. Одной стороной она возвышается над долиной Эмы, а другой - над всей Флоренцией. Она была построена в 1427 году и принадлежала семьям Барончелли, Пондольфини и Сальвиати, пока не была куплена семьёй Медичи. Её перестройка осуществлялась в 1622 — 1625 году под руководством архитектора Джулио Париджи, а затем ещё раз в конце XVIII века архитектором Гаспаре Мария Паолетти, переделавшим летнюю резиденцию. Свой нынешний неоклассический вид она приобрела в XIX веке, автором проекта был Паскуале Поччанти. В 1864 году король Виктор-Эммануил разместил в вилле женский пансион «Колледжио Сантиссима-Аннунциата».

Вилла Медичи «Ла-Маджиа-ди-Куаррата» © viaggiointorno.it

Вилла Медичи «Ла-Маджиа-ди-Куаррата» расположена на северных склонах горной гряды Монтальбано. Массивное укрепление квадратной формы возвышается над пологими холмами предгорий. Вилла была приобретена в 1583 году великим герцогом Франческо I Медичи, он же занялся её перестройкой. Вероятно, в проекте перекладки инженерных коммуникаций принимал участие архитектор Бернардо Буонталенти.

Слава Италии как страны, знаменитой на весь мир своими произведениями культуры, художественными и архитектурными шедеврами, неповторимыми природными красотами, накладывает и некоторые обязанности: многие из материальных и нематериальных ценностей требуют к себе постоянного внимания и особого, бережного отношения – чтобы наследие прошлого могло послужить и будущим поколениям.

Не случайно поэтому Италия является страной, имеющей наибольшее количество объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО (Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры). Всего список Всемирного наследия ЮНЕСКО включает 936 объектов в 153 странах мира, из них только на Италию приходится 47 объектов, за ней следуют Испания (43 объекта) и Китай (41 объект)

Итак, 47 дополнительных поводов посетить Италию, по регионам, с севера на юг.

Пьемонт

Дворцы Савойского дома в Турине и окрестностях. Этот объект был внесен в список Всемирного наследия в 1997 году как яркий и полный пример монументальной европейской архитектуры XVII-XVIII веков. В комплекс дворцов входят Палаццо Мадама, Палаццо Реале, Палаццо Кариньяно, замки Валентино, Раккониджи, охотничий замок Ступиниджи, замок в Монкальери и другие.


Святые горы в Пьемонте и Ломбардии представляют собой ансамбль из девяти капелл, часовен и других архитектурных сооружений, построенных в XVI-XVII веках и окруженных живописным ландшафтом лесов, озер и холмов. В список Всемирного наследия Святые горы были включены в 2003 году.

Лигурия

Портовенере, острова Пальмария, Тино, Тинетто и национальный парк Чинкве-Терре (Пять земель) – изрезанный участок лигурийского побережья в провинции Специя, на котором расположены пять городков: Монтероссо, Вернацца, Корнилья, Манарола, Риомаджоре, основанных здесь еще в средние века. Этот природно-культурный комплекс вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1997 году.


Улица Ле-Страде-Нуове и Дворцы Ролли (Генуя). В 2006 году в список ЮНЕСКО были включены 42 дворца Ролли, принадлежавшие богатым и знатным семьям города, которые во времена Генуэзской республики входили в специальные списки (ролли), соревнуясь таким образом за право размещать у себя гостей Генуи.
Ломбардия
Наскальная живопись в долине Валь-Камоника. Это одно из крупнейших в мире собраний доисторических петроглифов, возраст которых составляет свыше 8 тысяч лет. Этот объект стал первым, признанным ЮНЕСКО в Италии в 1979 году. Более 140 тысяч наскальных изображений официально занесены в каталоги ЮНЕСКО, однако непрекращающиеся открытия новых петроглифов на сегодняшний день увеличили их реальное количество почти вдвое.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие с фреской Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1980) . Церковь и ее трапезная является частью доминиканского монастыря, построенного в Милане в 1463 году. Северную сторону трапезной украшеает шедевр Леонардо да Винчи - фреска «Тайная вечеря», выполненная в 1495-1497 годах.

Креспи д’Адда (1995) – рабочий поселок, который находится в Каприате-Сан-Джервазио в провинции Бергамо. Фабричный поселок Креспи вошел в список ЮНЕСКО как лучший образец промышленного поселка, дошедшего до наших дней. Его дома строились просвещенными предпринимателями в XIX – начале XX века и оставались обитаемыми вплоть до 2003 года.

Ретийская железная дорога . Часть этой железной дороги, проходящей по территории Альбула и Бернина, является Всемирным наследием ЮНЕСКО с 2008 года. Железная дорога была построена в 1904 году и представляет собой выдающийся технический и архитектурный комплекс, включающий туннели, крытые галереи, виадуки и мосты.

Гора Монте-Сан-Джорджио (совместно со Швейцарией) была включена в список Всемирного наследия в 2003 году за уникальные палеонтологические находки триасового периода. Около 240 миллионов лет назад здесь было море, окаменелые останки его обитателей, в изобилии сохранившиеся в этой зоне, стали предметом пристального изучения исследователей.

Мантуя и Саббионета – эти два города в долине реки По вошли в состав Всемирного наследия в 2009 году как яркие примеры городского строительства, архитектуры и искусства эпохи Возрождения в Италии

Венето

Верона (2000) – блестящий пример города, который, начиная с I века до н.э непрерывно и последовательно развивался в течение двух тысяч лет, добавляя в каждый период истории новые художественные элементы. Таким образом, в Вероне сохранилось большое количество памятников античности, средневековья и Возрождения.

Венеция и Венецианская лагуна (1987) - уникальный архитектурно-природный ансамбль. Город, основанный в V веке, построен на 118 островах и кажется плавающим по поверхности залива. Неоспоримым является значительное влияние Венеции на развитие мирового искусства и архитектуры.


Ботанический сад Падуи (1997) - самый своеобразный в мире ботанический сад, отражающий развитие науки и связь науки и культуры. Это первый в мире ботанический сад, заложенный в Падуе в 1545, в котором до сих пор сохранена его изначальная планировка и по-прежнему он является центром научных исследований.

Виченца и виллы Андреа Палладио в Венето (1994, 1996). Виченца представляет собой город уникальной архитектуры благодаря многочисленным работам архитектора Андреа Палладио, построенным в середине XVI века для знатных семей. Этот стиль (палладианство) оказал влияние на дальнейшее развитие архитектуры в Европе и во всем мире.

Доломитовые Альпы (2009) - одни из самых красивых гор в мире. 18 скалистых вершин высотой более 3000 метров отличаются разнообразием живописных вертикальных форм и одновременно представляют интерес своей геоморфологией, так как здесь сохранились лучшие образцы платформы мезозойской эры.

Фриули – Венеция-Джулия

Патриаршая базилика и археологический заповедник в Аквилея (1998) - ценный памятник археологии, так как Аквилея была одним из самых больших и богатых городов в ранний период Римской империи, большую ее часть еще предстоит раскопать. Кроме того, комплекс Патриаршей базилики с уникальными мозаичными полами сыграл значительную роль в распространении христианства в центральной средневековой Европе.

Эмилия-Романья

Раннехристианские памятники в городе Равенна (1996) представляют большой культурный интерес благодаря уникальным раннехристианским мозаикам, которые сохранились в восьми равеннских памятниках V-VI веков. Это мавзолей Галлы Плацидии, баптистерии православных и ариан, базилика Сант-Аполлинаре Нуово, базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе, архиепископская капелла, мавзолей Теодориха, базилика Сан-Витале.

Феррара – город эпохи Возрождения и дельта реки По дополнили список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 и 1999 годах соответственно прежде всего благодаря великолепным дворцам герцогов Эсте и городским кварталам конца XV века, положившим начало новому этапу градостроительства.

Модена: Кафедральный собор, башня Торре-Чивика и Пьяцца-Гранде (1997) . Этот архитектурный комплекс XII века является ярким примером раннего романского искусства.

Марке

Исторический центр города Урбино (1998). Свой наивысший расцвет Урбино пережил в XV веке, когда в нем творили самые выдающиеся ученые и художники со всей Италии и из-за ее пределов. И по сей день исторический центр Урбино сохраняет многие черты эпохи Возрождения.

Тоскана

Исторический центр Флоренции (1982) содержит наиболее важные культурные ценности Флоренции, достигшей своего экономического и культурного расцвета в XV-XVI веках. Это площадь Дуомо с кафедральным собором Санта Мария дель Фьоре, церковь Санта-Кроче, дворцы Уффици и Питти, работы таких мастеров, как Джотто, Микеланджело, Брунеллески, Боттичелли.

Площадь Дуомо в Пизе (или Площадь Чудес, 1987) знаменита своими шедеврами средневековой архитектуры, оказавшими серьезное влияние на монументальное искусство XI-XIV веков. Архитектурный комплекс включает кафедральный собор, баптистерий, колокольню (падающую башню) и монументальное кладбище.

Исторический центр Сан-Джиминьяно (1990) - памятник средневековой культуры, сохранивший на небольшом пространстве типичные структуры городской жизни Средневековья: улицы и площади, дворцы и дома, колодцы и фонтаны. Город известен своими башнями, которые строили знатные семьи, подчеркивая свое богатство и власть.

Исторический центр Сиены (1985) является ярким примером средневекового города, веками сохранявшего свой облик, который сформировался в XII-XV веках и затем оказал влияние на все европейское искусство. Площадь Пьяцца-дель-Кампо, городская ратуша, башня Торре-дель-Манджа стали центром, вокруг которого развилась Сиена, вся представляющая из себя произведение искусства, а Сиенский собор (Дуомо) является образцом итальянской готики.

Исторический центр города Пиенцы (1996) – этот городок в провинции Сиены было решено включить в список ЮНЕСКО как представляющий первое воплощение концепции градостроительства эпохи Возрождения, когда в XV веке папа Пий II решил перестроить небольшую деревню (место своего рождения) в идеальный город в ренессансном стиле. Новая схема городской планировки – группа зданий вокруг городской площади – впоследствии была перенята другими европейскими архитекторами.

Долина Валь-д’Орча (2004) представляет собой аграрный ландшафт вблизи Сиены, который заселялся и формировался в XIV-XV веках. Пейзажи долины запечатлены во многих произведениях художников эпохи Возрождения, которых вдохновляла красота ландшафта – плоские равнины и холмы с укрепленными поселениями на вершинах, фермы, монастыри, дороги.

Умбрия

Ассизи: базилика святого Франциска и другие францисканские святыни (2000). Ассизи, родина святого Франциска и место рождения всего францисканского ордена, известен такими шедеврами средневекового искусства, как базилика Сан-Франциско с фресками Джотто, церковь Санта-Мария-дельи-Анджели, церковь Санта-Кьяра , оказавшими влияние на развитие итальянского и европейского искусства и архитектуры.

Лацио

Исторический центр Рима и владения Ватикана, включая церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Этот объект Всемирного наследия, включенный в список ЮНЕСКО в 1980, а затем расширенный в 1990 году, включает такие важные памятники античного периода, как форумы, Пантеон, мавзолеи Августа и Адриана, колонны Траяна и Марка Аврелия, а также многие религиозные и общественные здания папского Рима.

Вилла Адриана в Тиволи поблизости от Рима (1999) - наиболее сохранившийся образец императорской виллы. Вилла представляет собой комплекс классических зданий (первоначально их было около 30), построенный во II веке при императоре Адриане.

Вилла д’Эсте в Тиволи (2001) – один из самых ярких и значительных примеров культуры эпохи Возрождения в период ее расцвета. Оформление парка виллы в новаторском решении (фонтаны, бассейны, малые архитектурные формы) стало образцом для последующего развития садов и парков во всей Европе.

Этрусские некрополи в Черветери и Тарквинии (2004) являются уникальным свидетельством древней этрусской цивилизации и отражают способы захоронения в IX-I веках до н.э. Настенные рисунки прекрасного качества, которыми расписаны многие гробницы, рассказывают о различных аспектах жизни этрусков.

Кампания

Исторический центр Неаполя , сохранивший следы сменяющих друг друга на протяжении столетий культур Средиземноморья, включен в список Всемирного наследия в 1995 году. Один из самых древних городов Европы, Неаполь знаменит такими выдающимися памятниками, как замок Кастель-Нуово, крепость Кастель-дель-Ово, церковь Санта-Кьяра и многими другими.

Амальфитанское побережье (1997) - пример средиземноморского пейзажа исключительной красоты и природного разнообразия. В городах побережья, таких как Амальфи и Равелло, собрано немало архитектурных и художественных ценностей.

Археологические зоны – Помпеи, Геркуланум и Торре-Аннунциата (1997). Руины двух древнеримских городов Помпеи и Геркуланума и их окресностей, погибших после извержения Везувия в 79 году, были раскопаны и представлены для обозрения в XVIII веке, давая полное представление об обществе и повседненой жизни того периода.

Королевский дворец в Казерте с парком, акведук Ванвителли и фабричный поселок Сан-Леучо (1997) – этот дворцовый комплекс был создан в XVIII веке по проекту Ванвителли в попытке превзойти Версаль и королевский дворец в Мадриде. Великолепный дворец в окружении парков и природного ландшафта, шелкопрядильная фабрика с домиками для рабочих хорошо отражают эпоху Просвещения

Культурный ландшафт района Чиленто, национальный парк Валло-ди-Диано, археологические памятники Пестума и Элеи, монастырь Чертоза-ди-Падула (1998). С давних времен область Чиленто служила перекрестком, важным для культурных, политических, торговых сообщений, что отражают группы поселений и святилищ, расположенные вдоль трех горных хребтов.

Апулия

Замок Кастель-дель-Монте (1996), построенный императором Фридрихом II в XIII веке неподалеку от Бари, представляет собой сооружение абсолютно правильной восьмиугольной формы - шедевр средневековой военной архитектуры, сочетающий восточные, классические и североевропейские элементы.

Трулли – традиционные жилые постройки в городе Альберобелло (1996). Это уникальные дома с крышей конической формы, построенные по древней технологии сухой кладки, которая используется в этом регионе до сих пор.

Базиликата

«И-Сасси-ди-Матера» - скальные поселения у города Матера (1993) – выдающийся и хорошо сохранившийся пример пещерного города. Сумев прекрасно приспособиться к условиям местного ландшафта, люди обитали здесь уже в период палеолита.

Сицилия
Древнеримская вилла Дель-Казале (1997) находится поблизости от города Пьяцца-Армерина и является одним из самых роскошных сооружений периода IV века. Богатые, хорошо сохранившиеся мозаики, которые украшают почти каждую комнату, являются основной достопримечательностью виллы.

Археологические памятники в городе Агридженто (1997) . Основанный в 580 г. до н.э. как греческая колония, своего максимального расцвета Агридженто достиг в V веке до н.э., став одним из самых крупных городов древнего Средиземноморья. О его былом величии, о периодах развития рассказывают остатки храмов и других построек, хотя многое еще предстоит открыть в ходе раскопок.

Липарские (Эоловые) острова (2000) дают представление о современных вулканических процессах, являясь объектом наблюдения ученых, по меньшей мере, с XVIII века и значительно обогатив геологию и вулканологию, в частности, примерами двух разных типов извержения.

Города позднего барокко в долине Ното (2002) . Восемь городов на юго-востоке Сицилии – Кальтаджироне, Милителло-ин-Валь-ди-Катания, Катания, Модика, Ното, Палаццоло-Акрейде, Рагуза, Шикли, восстановленные после землетрясения 1693 года в едином стиле позднего барокко, характеризуются новаторскими, по тем временам, методами застройки.

Античные Сиракузы и скальный некрополь Панталика (2005) . Историческая часть Сиракуз представляет собой уникальное свидетельство развития Средиземноморья на протяжении более чем трех тысячелетий – от Византии до Бурбонов. В некрополе Панталика можно увидеть более 5000 скальных гробниц, большинство из которых относятся к XIII-VII вв. до н.э

Сардиния

Доисторические башни Су-Нуракси в Барумини (1997) – археологический комплекс, состоящий из башен-нураг в виде усеченных конусов, которые строились в качестве оборонительных укреплений в конце 2-го тысячелетия до н.э. Комплекс Су-Нуракси является наиболее полным примером нурагической архитектуры.

В 2011 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО было включено два новых объекта, охватывающих сразу несколько регионов:

Лонгобарды в Италии (Фриули-Венеция-Джулия, Ломбардия, Умбрия, Кампания, Апулия) – этот объект ЮНЕСКО охватывает семь групп строений (крепостей, церквей, монастырей) на территории Италии, рассказывающих о пребывании лонгобардов на Апеннинском полуострове в VI-VIII веках.

Доисторические свайные жилища в окрестностях Альп (Фриули-Венеция-Джулия, Ломбардия, Пьемонт, Трентино – Альто-Адидже) – в этот объект ЮНЕСКО входят дошедшие до нас остатки доисторических свайных поселений, которые строились в Альпах примерно с 5000 по 500 год до н.э. на берегах озер, рек или в болотистой местности.

Помимо вышеперечисленных объектов, на Апеннинском полуострове находятся еще два объекта, вошедшие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО - это государство Ватикан (1984) и государство Сан-Марино (исторический центр Сан-Марино и гора Монте-Титано, 2008).

Нематериальные объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО:
Сицилийский кукольный театр «Опера-деи-Пупи» (2001, 2008) – театр марионеток, появившийся на Сицилии в начале XIX века. В своих представлениях кукольники, импровизируя, рассказывали саги и легенды о рыцарях, святых и разбойниках. Две школы Сицилийского кукольного театра (Катания и Палермо) отличаются друг от друга как по технике движений марионеток, так и по сюжетам спектаклей. Секреты этого искусства передавались строго от отца к сыну.

Сельские песни Сардинии «Канто-а-Теноре» (2005, 2008) – особый вид традиционного пастушьего хорового пения, единственный в своем роде, который родился еще в дохристианскую эпоху как подражание звукам природы и животных.

Средиземноморская диета (2010, совместно с Испанией, Грецией и Марокко) – модель питания, характерная для стран Средиземноморского бассейна, интерес к которой в последние годы возрос далеко за пределами Европы.

Италия славится богатейшими в мире культурными традициями. Достижения итальянцев в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и науке оказали большое влияние на развитие культуры во многих других странах.

Задолго до возникновения цивилизации Древнего Рима сложились культуры этрусков в Тоскане и греков на юге Италии. После падения Римской империи на территории Италии культура пришла в упадок, и только в 11 в. появились первые признаки ее возрождения. Своего нового расцвета она достигла в 14 в. В эпоху Возрождения итальянцы играли ведущую роль в европейской науке и искусстве. Тогда творили такие выдающиеся художники и скульпторы, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, писатели Данте, Петрарка и Боккаччо.

Культура Италии, это во-первых художники и картины. Не страшно повторится и сказать, что если вы живете в Италии, то вы живете в "художественной галерее", Италия сосредоточила в себе большее количество культурных наследий, чем Вы можете представить. Фактически будет справедливо заметить, что если что-то было окрашено, сыграно, съедено, спето, слеплено или написано, то это было сделано в подъемном настроении, а результат представлен в самой высокой художественной форме. Мир может за многое благодарить итальянцев.

Писатели, начиная от Виргилия, Овида, Хорака, Ливия и Цицерона, а заканчивая Данте, Петраркой. Бокаччо, Фичино, Мирандоло и Васари, все были итальянцами и все родились на этой благословенной земле. Современная литература Италии появилась в 13-ом и 14-м столетиях, развивалась из ее латинского наследия, написанного на многих диалектах страны и работ Данте, Петрарки и Бокаччо, который писал на основном в флорентийском диалекте.

Итальянская кухня вобрала в себя традиции и вкусы многих регионов Италии, при этом сохранив отличительные особенности по каждой области даже после того, как подверглась пан-итальянскому влиянию в руках поваров и развиваясь в уникальную кухню, которая известна всему миру. Изменения в кухне можно проследить от богатых и насыщенных кремом блюд севера к горячим и пряным блюдам юга. Северная Эмилия - Romagna, произвела на свет лучшие из известных блюд - спагетти bolognese, лазанью(lasagne) и тортелини(tortellini), а также домашнии prosciutto(прошутто) и mortadella(мартаделла). Liguria - дом pesto, оплот всех кафе в мире, не считая Hochzeitsauto Dortmund в Германии. Захватывающие овощные блюда и паста подаются с дарами моря и экзотическим мясом лягушки rissotto, бифштексом из осла или с пудингои. Десерты - cassata, cannoli, zabaglione, granita и марципан - выходцы рациона из Сицилии, в то время как, Сардиния известна своим аппетитным жареным поросенком. Кофе, пиво и вино - великолепны по вкусу по всей стране без исключения.

Культура Италии очень сильно влияет на мировую культуру. Кино не было бы сейчас таким как есть, если бы не тот самый итальянец Марчелло Мастрояни, Анна Магнани, Джина Лолобриджида, Софи Лорен и продюссеры Лучино Висконти, Роберто Росселлини, Фредерико Феллини, Микеланджело Энтони и Бернардо Бертолуччи.

Итальянцы также принесли многое в музыкальную культуру Италии, они изобрели фортепьяно и современную систему музыкального примечания, также свой взнос вложили Монтеверди, Вивальди, Скарлатти, Беллини и Россини.

1. Наскальные рисунки в Валь-Камоники - Incisioni rupestri della Val Camonica (1979)

2. Фреска «Тайная Вечере» Леонардо да Винчи в церкви Санта Мария делле Грацие в Милане - Chiesa e convento domenicano di Santa Maria delle Grazie con L"ultima cena di Leonardo da Vinci, Milano (1980)

3. Исторический центр Рима и владения Ватикана, включая церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура - Centro storico di Roma (1980-1990)

4. Исторический центр Флоренции - Centro storico di Firenze (1982)

5. Венеция и ее Лагуна - Venezia e la sua Laguna (1987)

6. Соборная Площадь в Пизе - Piazza del Duomo di Pisa (1987)

7. Исторический центр Сан Джиминьяно - Centro storico di San Gimignano (1990)

8. «И-Сасси-ди-Матера» - скальные поселения у города Матеры - Sassi di Matera (1993)

9. Город Виченца и Палладианские виллы в Венето - Città di Vicenza e le Ville palladiane del Veneto (1994-1996)

10. Исторический центр Сиены - Centro storico di Siena (1995)

11. Исторический центр Неаполя - Centro storico di Napoli (1995)

12. Город Креспи д’Адда - Crespi d"Adda (1995)

13. Феррара эпохи Возрождения и дельта реки По - Ferrara città del Rinascimento e delta del Po con le delizie estensi (1995-1999)

14. Замок Кастель-дель-Монте - Castel del Monte (1996)

15. Трулли в Альберобелло - Trulli di Alberobello (1996)

16. Раннехристианские памятники в Равенне - Monumenti paleocristiani di Ravenna (1996)

17. Исторический центр города Пьенца - Centro storico della città di Pienza (1996)

18. Королевский дворец XVIII века в Казерте - Palazzo Reale del XVIII secolo di Caserta, con il Parco, l"Acquedotto Carolino e il complesso di San Leucio (1997)

19. Резиденции савойских монархов в Турине и окрестности - Residenze sabaude di Torino e dintorni (1997)

20. Ботанический сад в Падуе - Orto botanico di Padova (1997)

21. Кафедральный собор, Городская башня и Большая площадь в Модене - Duomo, Torre Civica e Piazza Grande di Modena (1997)

22. Археологическая зона Помпеи, Эрколано и Торре Аннунциата - Aree archeologiche di Pompei, Ercolano e Torre Annunziata (1997)

23. Римская вилла в Казале - Villa romana del Casale, presso Piazza Armerina (1997)

24. Су-Нуракси-ди-Барумини - Su Nuraxi di Barumini (1997)

25. Портовенере, Чинкве Терре и острова Пальмария, Тино и Тинетто (1997)

26. Амальфитанское побережье - Costiera amalfitana (1997)

27. Археологические памятники в городе Агридженто - Parco Archeologico e Paesaggistico della Valle dei Templi di Agrigento (1997)

28. Археологическая зона и Патриаршая базилика в Аквилее - Area archeologica e Basilica patriarcale di Aquileia (1997)

29. Исторический центр Урбино - Centro storico di Urbino (1998)

30. Культурный ландшафт района Чиленто, национальный парк Валло-ди-Диано, археологические памятники Пестума и Элеи, монастырь Чертоза-ди-Падула - Parco Nazionale del Cilento e Vallo di Diano con il sito archeologico di Paestum, Velia e la Certosa di Padula (1998)

31. Вилла Адриана в Тиволи - Villa Adriana a Tivoli (1998)

32. Верона - Città di Verona (2000)

33. Липарские острова - Isole Eolie (2000)

34. Базилика Святого Франциска и другие францисканские святыни в Ассизи - Assisi, la Basilica di San Francesco e altri siti francescani (2000)

35. Вилла д’эсте в Тиволи - Villa d"Este a Tivoli (2001)

36. Города позднего барокко в долине Ното - Città tardo barocche del Val di Noto (Sicilia sud-orientale) (2002)

37. Ансамбли Сакри-Монти (Святые горы) в Пьемонте и бардии - Sacri Monti del Piemonte e della Lombardia (2003)

38. Гора Сан Джорджио - Monte San Giorgio (2003)

39. Этрусские некрополи в Черветери и Тарквинии - Necropoli etrusche di Cerveteri e Tarquinia (2004)

40. Культурный ландшафт Валь д"Орча - Val d"Orcia (Siena) (2004)

41. Город Сиракуза и некрополь Панталика - Città di Siracusa e la necropoli di Pantalica (2005)

42. Генуя: Улица Ле-Страде-Нуове и комплекс дворцов Палацци-деи-Ролли - Genova: Le Strade Nuove e il sistema dei Palazzi dei Rolli (2006)

43. Мантуя и Саббьонета - Mantova e Sabbioneta (2008)

44. Ретийская железная дорога - Ferrovia retica nel paesaggio dell"Albula e del Bernina (2008)

45. Доломитовы Альпы - Dolomiti (2009)

46. Лонгобарды в Италии - Longobardi in Italia: i luoghi del potere (2011)

47. Доисторические свайные жилища в окрестностях Альп - Antichi insediamenti sulle Alpi (2011)

48. Вулкан Этна - Monte Etna (2013)

49. Дворцы, сады и загородные виллы семейства Медичи в Тоскане - Ville e giardini medicei in Toscana (2013)

50. Природный ландшафт итальянских виноградников: Ланге-Роеро и Монферрат - Paesaggio vitivinicolo del Piemonte: Langhe-Roero e Monferrato (2014)