Генеральные штаты франция. Генеральные штаты во франции Прекращение созыва генеральных штатов в какой стране

Сословная структура

В XIV–XV вв. во Франции завершилась консолидация сословий.

Первым сословием во Франции считалось духовенство. К XIV в. было признано, что французское духовенство должно жить по законам королевства и является составной частью французской нации. Духовенство сохранило право на получение десятины, различных пожертвований, налоговый и судебный иммунитет, освобождалось от любых государственных служб и повинностей. Отдельные представители духовенства могли привлекаться королем к решению важных политических вопросов, выступали в качестве его ближайших советников, занимали высокие посты в государственной администрации.

Вторым сословием в государстве являлось дворянство, хотя, фактически, именно оно играло ведущую роль в политической жизни Франции. Дворянство представляло собой замкнутое и наследственное сословие. Первоначально доступ в сословие дворян был открыт для верхушки горожан и зажиточных крестьян, которые, покупая земли у разорившихся дворян, приобретали и дворянский статус. Однако позже это правило было отменено. Покупка поместий лицами неблагородного происхождения перестала давать им дворянское звание.

Важнейшей привилегией дворянства оставалось его исключительное право собственности на землю с передачей по наследству недвижимости и рентных прав. Дворяне имели право на титулы, гербы и другие знаки дворянского достоинства, на особые судебные привилегии. Они освобождались от уплаты государственных налогов. По существу единственной обязанностью дворянства стало несение военной службы королю.

Титулованная знать (герцоги, графы, бароны) занимала высшие посты в армии и в государственном аппарате. Основная же масса дворянства, особенно низшего, вынуждена была довольствоваться значительно более скромным положением. Благополучие мелкого и среднего дворянства непосредственно связывалось с усилением эксплуатации крестьян, поэтому оно энергично поддерживало королевскую власть, видя в ней главную силу, способную держать в узде крестьянские массы.

Третье сословие окончательно сформировалось в XIV–XV вв. По своему составу оно было весьма пестрым и объединяло свободное трудовое население города и деревни, а также формирующуюся буржуазию. Члены этого сословия рассматривались как "неблагородные", нс имели каких-либо особых личных или имущественных прав. Третье сословие было единственным податным сословием во Франции, неся все бремя уплаты государственных налогов.

Генеральные штаты

Сословно-представительная монархия во Франции утвердилась, когда не были до конца преодолены сепаратизм местной знати, автономные права католической церкви и т.д. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть при осуществлении своей политики сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. В связи с этим политическая сила короля в значительной мере зависела от поддержки, которую он получал от феодальных сословий.

Именно к началу XIV в. окончательно оформился союз короля и представителей сословий. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения – Генеральные штаты и провинциальные штаты.

Впервые общефранцузское собрание сословий, получившее название Генеральных штатов, было созвано в 1302 г.

Генеральные штаты состояли из трех палат. Первая палата включала представителей первого сословия – высшего духовенства. Во второй палате заседали выборные от второго сословия – дворянства. Третье сословие, заседавшее в третьей палте, как правило, состояло из представителей городских советов (эшвенов). Сословия собирались и обсуждали вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждая палата имела один голос, а поскольку решения принимались большинством голосов, привилегированные сословия имели преимущество.

Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Генеральные штаты созывались по инициативе короля в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты), а также крупные светские феодалы приглашались лично. Генеральные штаты первых созывов не имели выборных представителей от дворянства. Позднее утвердилась практика, согласно которой среднее и мелкое дворянство избирало своих депутатов. Выборы проводились также от церквей, конвентов монастырей и городов (по два-три депутата). Однако горожане, и особенно легисты, иногда избирались от сословий духовенства и дворянства. Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, в том числе при голосовании, была связана инструкцией избирателей. После возвращения с заседания депутат должен был отчитаться перед избирателями.

Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем, который прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий в борьбе с орденом тамплиеров в 1308 г., при заключении договора с Англией 1359 г., в период религиозных войн в 1560, 1576, 1588 гг. и т.д. Хотя формально согласия Генеральных штатов на принятие королевских законов не требовалось, король запрашивал их мнение по некоторым законопроектам. Чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была просьба о финансовой помощи или разрешение на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Лишь в 1439 г. Карл VII получил согласие на взимание постоянной королевской тальи. Однако если речь шла об установлении каких-либо дополнительных налогов, то, как и прежде, требовалось согласие Генеральных штатов.

Генеральные штаты имели право обращаться к королю с жалобами и протестами, вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием, король в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали. Генеральные штаты иногда противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений.

Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 г., в период глубокого политического кризиса (восстание горожан в Париже и пленение французского короля Иоанна англичанами). Королевская власть была вынуждена издать указ, получивший название "Великий мартовский ордонанс". Согласно данному акту Генеральные штаты собирались три раза в год без предварительной санкции короля, имели исключительное право введения новых налогов, контролировали расходы правительства, давали согласие на объявление войны или заключение мира, назначали советников короля. Были избраны "генеральные реформаторы", которые имели полномочия контролировать деятельность королевской администрации, увольнять и наказывать чиновников, вплоть до применения смертной казни. Однако закрепить эти полномочия Генеральным штатам не удалось. После подавления в 1358 г. Парижского восстания и восстания крестьян – Жакерии – король отверг требования "Великого мартовского ордонанса".

По окончании Столетней войны значение Генеральных штатов уменьшилось, после 1484 г. они практически вообще перестали собираться (до 1560 г.), а с XV в. не созывались до XVIII в.

В отдельных регионах Франции с конца XIII в. начали возникать местные сословно-представительные учреждения. К концу XIV в. было 20 местных штатов, в XV в. они имелись практически в каждой провинции. Сначала данные учреждения назывались "консилиум", "парламент" или просто "люди трех сословий". К середине XV в. стали употреблять термины "штаты Бургундии", "штаты Дофина" и т.д. Название "провинциальные штаты" закрепилось лишь в XVI в. В провинциальные штаты, так же, как и в Генеральные штаты, крестьяне не допускались. Нередко короли выступали против отдельных провинциальных штатов, поскольку последние оказывались под сильным влиянием местных феодалов (в Нормандии, Лангедоке) и проводили политику сепаратизма.

Эдикт Фонтенбло

При Людовике XIII

При воцарении Людовика XIII регентство утвердило Нантский эдикт, постановив, что он должен ʼʼсоблюдаться нерушимоʼʼ. Ришельё отнял у протестантской партии её политическое влияние, но принцип веротерпимости остался в силе.

В 1629 году в Але после завершения войн с гугенотами был издан Нимский эдикт (édit de grâce), повторявший статьи Нантского эдикта. После смерти Людовика XIII была издана (8 июля 1643 года) декларация, в которой протестантам предоставлялось свободное и неограниченное исповедание их религии и Нантский эдикт утверждался, ʼʼнасколько это оказывалось нужнымʼʼ. Людовик XIV заявил в декларации 21 мая 1652 года: ʼʼЯ желаю, чтобы гугеноты не переставали вполне пользоваться Нантским эдиктомʼʼ.

Подчинившись поневоле Нантскому эдикту, католическое духовенство при Людовике XIV старалось всœеми мерами уничтожить его или парализовать его значение. С 1661 года начались религиозные гонения. 17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта.

Эдикт Фонтенбло - эдикт Людовика XIV от 17 октября 1685 года. об отмене принятого в 1598 году Генрихом IV Нантского эдикта͵ гарантировавшего гугенотам свободу вероисповедания.

Подчинившись поневоле Нантскому эдикту, католическое духовенство при Людовике XIV старалось всœеми мерами уничтожить его или парализовать его значение. С 1661 года начались религиозные гонения. В 9-й статье Нантского Эдикта разрешено было богослужение в тех местах, где оно совершалось в 1596 и 1597 годах. На этом основании католики стали разрушать в других местах протестантские церкви. 2 апреля 1666 года Людовик издал декларацию, в которой уничтожался принцип свободы, признанный Нантским Эдиктом. Наконец, 17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта. Документ данный был составлен канцлером Летеллье. Король говорит в нём, что Нантский эдикт составлен его предком в пользу гугенотов с намерением присоединить их к лону католической церкви, но так как самая лучшая и самая многочисленная часть подданных перешла в католичество, то Нантский эдикт оказывается лишним.

Приказано было разрушать последние храмы гугенотов и их школы. В VII статье говорилось: ʼʼМы запрещаем допускать что-либо, сколько-нибудь похожее на уступку в пользу реформатской религииʼʼ. Духовенство осыпало короля похвалами; Боссюэ называл короля новым Константином, новым Карлом Великим. Иннокентий XI в папской грамоте (13 декабря 1685 года) поздравил Людовика с совершением великого благочестивого дела. Последствия отмены Нантского Эдикта для Франции были печальны: торговля пришла в упадок, протестанты эмигрировали сотнями тысяч - в Лондон (там сразу появилось более 30 кальвинистских церквей), в Швецию, Данию, Россию, Америку, всœего более в Голландию.

Генера́льные шта́ты во Франции (фр.
Размещено на реф.рф
États Généraux ) - высшее сословно-представительское учреждение в 1302-1789 годах.

Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало крайне важно сть укрепления феодального государства.

Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII.

Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов. Каждое сословие - дворянство, духовенство, третье сословие - заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителœей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан.

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337-1453, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357-1358, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 года в ʼʼВеликом мартовском ордонансеʼʼ). При этом отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.

В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484-1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн - Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах).

С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием , ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.

В XX веке название Генеральные штаты принимали некоторые представительские собрания, рассматривающие актуальные политические вопросы и выражающие широкое общественное мнение (к примеру, ассамблея Генеральных штатов за разоружение, май 1963 года).

XXXIV. Первые месяцы революции

(продолжение)

Открытие генеральных штатов. – Поверка полномочий. – Провозглашение национального собрания. – Королевское заседание.

(дополнение)

если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочитайте главы "Генеральные штаты и Национальное собрание " из Учебной книги Новой истории Н. И. Кареева. До начала ознакомления с этой лекцией Кареева рекомендуется прочесть дополнение к ней -

Генеральные штаты собрались в Версале в начале мая 1789 г. 4-го числа было церковное богослужение, 5-го произошло торжественное открытие заседаний. Если и правительство не имело определенной программы действий, то церемониймейстеры, наоборот, обдумали все, относившееся к внешней стороне собрания, и при дворе было решено, что штаты 1789 г. будут держаться форм штатов 1614 г. Депутаты привилегированных сословий должны были присутствовать на обеих церемониях в великолепных костюмах, депутаты третьего сословия – в простых черных плащах, а когда хранителя печати Барантена спросили, должны ли депутаты третьего сословия говорить на коленях, он отвечал: «да, если так будет угодно королю». Нансийский епископ в церковной речи просил Людовика XVI принять уверения в преданности (les hommages) от духовенства и в уважении (les respects) от дворянства, а от третьего сословия – всенижайшие просьбы (les humbles supplications). Когда на торжественном собрании 5 мая король, заняв трон, надел шляпу, духовные и дворяне тоже надели свои головные уборы, таким же образом поступили и члены третьего сословия, но привилегированные шумом выразили свое неудовольствие, и Людовик XVI тотчас же снял шляпу, дабы заставить всех обнажить головы.

Поголовное или посословное голосование?

В торжественном заседании при открытии штатов произнесены были три речи: говорили король, хранитель печати и Неккер . Речь последнего была длинным и скучным финансовым отчетом, состоявшим из массы цифр, словно правительство смотрела на собравшиеся штаты, лишь как на способ добыть денег посредством новых налогов. Вообще, однако, речи эти не содержали прямого указания относительно самого важного вопроса, от которого зависело решение и всех иных, именно как должны были подавать голоса – поголовно или посословно, а касательно нововведений делалось даже предостережение – в обозначение их опасными (des innovations dangereuses). Правительство само не решало главного вопроса, и поэтому он был решен помимо правительства. 6 мая три сословия собрались в отдельных помещениях для проверки полномочий (vérification des pouvoirs), т. е. документов об избрании того или другого депутата (их явилось более 1100 человек), но третье сословие стало требовать, чтобы этим делом занялись все сообща и в одном помещении; привилегированные отвечали на это отказом. Начались пререкания, длившиеся довольно продолжительное время и сопровождавшиеся взаимными обвинениями в нежелании приступить к работе, ради которой были собраны генеральные штаты; в этом прошли первые две недели собрания. Последние Генеральные штаты, бывшие за 175 лет перед тем, окончились ссорою между сословиями, столь характерною вообще для истории этого учреждения, и вот в Генеральных штатах 1789 г. в самом начале происходит то же самое. В былые времена из этого извлекала для себя выгоду одна королевская власть, но теперь обстоятельства были иные, и победа осталась на стороне третьего сословия, отождествившего себя с нацией: последняя, действительно, оказывала поддержку своим депутатам в то время, как привилегированные сносились только с двором, продолжавшим стоять на своей старой точке зрения. Наконец 10 июня автор знаменитой брошюры Сийес, нашедши, что «пора же обрезать канат», предложил в последний раз в торжественной форме старой судебной процедуры от имени «общин» вызвать (sommer) духовенство и дворянство, назначив им срок, после которого не явившиеся (non comparants) лишаются своих прав. 12 числа в 7 часов вечера приступили к поверке полномочий, а на другой день началось присоединение к третьему сословию представителей других сословий, на первый раз в лице трех приходских священников, появление которых было встречено громкими рукоплесканиями.

Генеральные штаты провозглашают себя национальным собранием

Когда (15 июня) проверка полномочий была окончена, Сийес указал на то, что в собрании присутствуют представители, по крайней мере 96% нации, которые могут действовать и без не явившихся депутатов от кое-каких бальяжей или разрядов граждан, и предложил депутатам объявить себя «собранием известных и удостоверенных представителей французской нации». К этому присоединился и Мирабо , находивший, однако, лучшим назваться «представителями французского народа». Три дня происходили прения по поводу этих предложений, пока не принято было наименование – «национальное собрание» (assemblée nationale), не бывшее совсем новым, так как мы находим его уже в наказах 1789 г. ; оно было на этот раз подсказано представителям третьего сословия и присоединившимся к ним депутатам высших сословий – одним совсем почти никому неизвестным депутатом.

Торжественное провозглашение национального собрания произошло 17 июня; в этот день старое сословное деление французских подданных на три чина (ordres) исчезло, и все французы образовали в политическом отношении однородную по своему составу нацию. Это решение было принято с восторгом парижским населением и подействовало на большинство депутатов духовенства, решившихся примкнуть к третьему сословию; двор, наоборот, был страшно раздражен. Людовик XVI некоторое время колебался еще между советами, с одной стороны, Неккера, с другой – жены, младшего брата, принцев крови и вообще привилегированных, но в конце концов принял решение устроить торжественное заседание с целью отменить своею властью случившееся. Между тем национальное собрание декретировало: 1) прекращение взимания налогов, буде собрание распустят, 2) принятие государственного долга под гарантию нации и 3) образование особого продовольственного комитета.

Клятва в зале для игры в мяч

20 июня председатель национального собрания, Байи, получил извещение от Барантена, что заседания отсрочиваются; депутаты и многочисленная публика, собравшаяся посмотреть на то, как большая часть духовенства направится в залу национального собрания, нашли эту залу запертою и охраняемою часовыми, и узнали, что в зале идут приготовления к королевскому заседанию. Депутаты направились тогда в манеж Jeu de paume [Зал для игры в мяч], где произошла в присутствии большой публики знаменитая присяга членов национального собрания – не расходиться и собираться всюду, где только представится возможность, пока Франция не получит прочной конституции. На другой день было воскресенье. Когда в понедельник (22 июня) представители народа хотели опять собраться в Jeu de paume, им уже не дали этого помещения, так как гр. д"Артуа должен был там играть в мяч. В это время уже значительная часть низшего духовенства присоединилась к национальному собранию, которое и приглашено было заседать в церкви св. Людовика, «храме религии, сделавшемся храмом отечества» по выражению одного говорившего там оратора. Около 150 человек из низшего духовенства здесь присоединилось торжественно к национальному собранию .

Королевское заседание 23 июня 1789

Объявленное королевское заседание состоялось 23 июня. Со стороны двора и привилегированных оно должно было быть началом реакции против всего, что совершилось во имя новой идеи нации, и с такою целью к собранию представителей народа была применена форма прежних парламентских lits de justice. Для Людовика XVI сочинили повелительную речь, которую он и произнес в торжественном собрании, в присутствии всех депутатов, но произнес неуверенным голосом человека, поступающего не по собственной инициативе. Решения третьего сословия, как противные законам и государственному устройству, были объявлены уничтоженными; предписывалось сохранять в полной неприкосновенности старое разделение на сословия, запрещалось затрагивать какие бы то ни было права, принадлежащие привилегированным и королевской власти; возвещались кое-какие незначительные реформы и прибавлялось, что если генеральные штаты не окажут поддержки благим намерениям власти, то король один станет трудиться для блага своих подданных и будет считать себя единственным их представителем. «Я приказываю вам, господа, сказал в заключение Людовик XVI, немедленно разойтись, а завтра утром собраться каждому сословию в отведенной для него палате».

Духовные и дворяне повиновались и удалились вслед за монархом, но третье сословие осталось на своих местах. Тогда обер-церемониймейстер Дрё-Брезе возвратился в залу и сказал президенту: «Господа! – вы ведь слышали приказание короля» – на что получил такой ответ от Байи: «Мне кажется, что собравшейся нации нельзя давать приказаний». Мирабо , который ранее прихода Дрё-Брезе сказал речь против оскорбительной диктатуры короля, являющегося лишь уполномоченным (mandataire) нации, и напомнил о присяге не расходиться, пока Франции не будет дана конституция, теперь поднялся с своего места и произнес знаменитые слова : «да, мы слышали намерения, внушенные королю, а вы, который не можете быть его органом перед генеральными штатами, не имея здесь ни места, ни голоса, ни права говорить, вы – не созданы для того, чтобы нам напоминать о его речи. Однако, во избежание всякого недоразумения и всякой проволочки, я объявляю вам (легенда сократила все предыдущее в одну фразу: «идите сказать своему господину»), что если вас уполномочили заставить нас уйти отсюда, вы должны потребовать приказаний, чтобы употребить силу, ибо мы оставим наши места лишь под напором штыков».

Дрё-Брезе удалился из залы, пятясь назад, как бы находясь в присутствии короля, а один бретонский депутат воскликнул: «что это? король говорит с нами, как господин, когда должен был бы просить у нас совета». «Господа! – обратился к собранию Сийес: – вы остаетесь сегодня тем же, чем были вчера: приступим же к прениям». И национальное собрание объявило, что принятые им решения сохраняют всю свою силу, и декретировало неприкосновенность личности депутата под угрозою обвинения в государственном преступлении всякого, кто посягнул бы на эту неприкосновенность.

При дворе не ожидали такого исхода королевского заседания, Мария Антуанетта радовалась сначала, что все вышло хорошо, и представляя дофина депутатам дворянства, сказала, что вверяет его их охране, но пришло известие о сопротивлении третьего сословия, и настроение изменилось. Задуманный двором государственный переворот против совершившейся революции пришлось признать неудавшимся, и растерявшийся Людовик XVI заявил, что если они (т. е. депутаты третьего сословия) не хотят расходиться, то пусть остаются». Неккера думали было уволить, но теперь король упросил его не покидать своего поста, и популярность этого министра, отсутствие которого в королевском заседании было всеми замечено, сильно после этого возросла. На другой день в залу национального собрания явилось большинство духовенства, а потом вскоре этому примеру последовало незначительное меньшинство дворянства с герцогом Орлеанским во главе. Наконец, по совету Неккера, сам король приказал и другим представителям привилегированных прийти на заседание в общую залу. 27-го июня произошло уже окончательное слияние депутатов духовенства и дворянства с третьим сословием.

Попытки реакции

Придворная партия с Марией Антуанеттой во главе не хотела примириться с победою третьего сословия. За первою попыткою контрреволюции, сделанною 23 июня, должна была последовать другая – на этот раз при помощи тех самых штыков, на которые указывал Мирабо. Ta консервативная оппозиция, которая раньше препятствовала необходимым реформам, теперь самым решительным образом подготовляла новую реакцию, но если прежде этой оппозиции сообщала силу до известной степени поддержка со стороны народа, переставшего доверять власти, то при новых обстоятельствах, наступивших после 17 июня, уже никоим образом не могло быть ни малейшей солидарности между привилегированными и народной массой. Теперь, наоборот, реакционные попытки, направленные против национального собрания, должны были лишь разжигать народные страсти, направлять их в защиту как раз этою самого национального собрания. Если 23 июня депутаты третьего сословия, признавая себя представителями суверенной нации, ослушались королевской воли, не поддержанной физическою силою, то в середине июля попытка произвести насильственную, при помощи войска, реставрацию старого политического строя вызвала насильственный же отпор со стороны парижского народа. Этот отпор спас национальное собрание, но вместе с тем выдвинул на политическую сцену население столицы, которому потом и суждено было играть такую видную роль в событиях революции. В этом и заключается смысл июльских событий, за которыми последовали события октябрьские, как увидим, уже менее благоприятные не только для королевской власти, но и для самого национального собрания.

В истории летних и осенних месяцев 1789 г. реакционные попытки двора и революционное движение в народе идут рука об руку. Одни историки склонны объяснять тогдашние народные восстания исключительно чувством самосохранения народной массы перед угрожающим положением двора и готовы поэтому взваливать на один двор вину в той анархии, которая началась тогда во Франции, тогда как другие, наоборот, пытаются иногда исключительно этой анархией объяснять репрессивные меры, к которым считала нужным прибегнуть придворная партия. Ни то, ни другое нельзя признать верным само по себе: верно и то, и другое вместе, но опять‑таки с оговоркой, так как и народные бунты, и придворная реакция имели более глубокое происхождение. Конечно, реакция сильно подливала масла в огонь, и она вызвала грандиозные июльское и октябрьское восстания, а эти события, в свою очередь, заставляли реакционную партию думать о более энергичной репрессии, но народные волнения задолго еще предшествовали революции, имея свои причины в тогдашнем состоянии Франции, в плохом экономическом положении народной массы, в общей социальной дезорганизации, в тревожном и возбужденном настроении умов ,а с другой стороны, и придворная оппозиция против всяких нововведений политического и социального свойства не была явлением новым, так как опять‑таки коренилась в общем состоянии Франции, в том значении, какое получил двор в жизни страны, в его союзе с консервативными элементами общества, в его влиянии на королевскую власть. Обе силы вступили теперь в открытую борьбу: подозрительное поведение двора вызывало народные восстания, а народные восстания служили для двора поводом к тому, чтобы думать о репрессии. В этой борьбе двора и народа, обострявшейся главным образом вследствие реакционного направления придворной партии, положение национального собрания было, как увидим, весьма затруднительное, и придворная партия не хотевшая признавать совершившихся событий, своим поведением сама подготовляла новый переворот, еще более для неё грозный и в то же время оказавшийся неблагоприятным для национального собрания. Если 23 июня власть из рук короля переходила в руки представителей нации, то впереди был еще захват власти непосредственно парижским населением, думавшим, что этим оно спасает свободу от козней придворной партии.

После неудачи королевского заседания 23 июня, в начале следующего месяца к Парижу и Версалю стали стягиваться войска, состоявшие главным образом из иностранных наемников разных национальностей; во главе их были Бретейль и маршал Брольи (Broglie), решившиеся на самые крайние меры против национального собрания и парижского населения. 9 июля национальное собрание, принявшее в этот день название учредительного собрания или конституанты (constituante), просило короля об удалении войск, – и в этом деле опять одну из самых первых ролей пришлось играть Мирабо, – но король отвечал, что войска необходимы для защиты самого национального собрания и что если оно тревожится, то его можно будет перевести в Нойон или в Суассон. Между тем при дворе решились снова действовать. 11 июля сделалось известным, что Неккер получил отставку и вместе с нею приказание немедленно и без огласки покинуть Францию, и что было образовано новое министерство из Бройля, Бретейля, клерикала Вогюйона и Фулона, которому молва [ложно] приписывала такие слова по поводу голода: «если народ хочет есть, пусть питается сеном». Национальное собрание послало к королю депутацию с просьбою вернуть Неккера и отослать войска на прежние места стоянки, но эта депутация не была принята. Тогда собрание декретировало, что нация напутствует Неккера и его товарищей выражением доверия и сожаления, что новые министры и советники короля, каково бы ни было их звание и положение, будут ответственными за свои поступки, и что вечный позор покроет того, кто предложит государственное банкротство.

Средневековая Франция укрепила свое положение среди европейских держав за счет активного участия в крестовых походах. Развивалась торговля и ремесла, росли города. Такое бурное развитие городской жизни и отрыв от сельскохозяйственной культуры обострил социальные противоречия и привел к усилению противостояния классов горожан и дворянства. В таких условиях возникала опасность для существования всего феодального уклада жизни.

В XIV век Франция входила под правлением короля Филиппа IV Красивого, внука Людовика IX Святого.

Собираемые со времен Людовика Святого ассамблеи провинциальных сословий и Королевского совета не могли придать легитимности королевской политике в отношении папского престола во время понтификата Бонифация VIII. Конфликт назрел из-за нежелания короля подчиниться папской власти в области назначения епископов. Король Филипп предвидел сопротивление со стороны Рима в его замысле распустить орден Тамплиеров и арестовать все его имущество.

Для придания веса своим решениям, король издал эдикт, согласно которому в 1302 г. собрались Генеральные штаты как совещательный орган, призванный помогать правительству в решении сложных и щекотливых вопросов.

Обычно, генеральные штаты собирались по вопросу квотирования налогов. Генеральные штаты, структурно, состояли из трех свободных сословий, низшим из которых было сословие зажиточных горожан. Оно заседало отдельно от влиятельных сеньоров и их вассалов.

Особенно часто созывались Генеральные Штаты во время Столетней войны (1337-1453 г.г.), после пресечения династии Капетингов. В это время короли династии Валуа особенно нуждались в деньгах.

В двадцатый год Столетней войны разразилось восстание в Париже и Жакерия 1358 г.г. Генеральные штаты добивались деятельного участия в управлении королевством, по аналогии с парламентом Англии. «Великий мартовский ордонанс» 1357 г. потерпел неудачу. Роль Генеральных Штатов осталась номинальной из-за вражды между делегатами от сословий.

С 1484 по 1560 г.г. не зафиксировано ни одного заседания Генеральных Штатов. Это было вызвано развитием абсолютизма и нецелесообразностью, так как король довольствовался советом нотаблей. Ситуация изменилась с началом религиозных войн, которые требовали легализации новых налогов для войны. Генеральные Штаты собирались 4 раза в 1560, 1576, 1588 и 1593 г.г.

Следующий созыв Генеральных Штатов состоялся в 1614 г. После завершения их работы, снова начался длительный перерыв, который продлился 175 лет. Поводом для созыва новых Генеральных Штатов стала обстановка во Франции накануне Великой Французской Революции. Людовик XV созвал Генеральные Штаты 5 мая 1789 г. Перед завершением работы, третье сословие объявило себя новой структурой – Национальным Собранием 17 июня, а 9 июля произошло провозглашение Учредительного Собрания, которое возглавило революцию во Франции. Это было последнее заседание Генеральных Штатов в том формате, который был принят во времена Филиппа IV Красивого.

В ХХ веке предпринимались попытки возродить институт Генеральных Штатов. Некоторые собрания Четвертой и пятой Республик принимали это название, когда решались важные вопросы политики Франции, когда требовалось широкое участие общественности. Последние собрание под названием Генеральных Штатов заседало в мае 1963 г. Обсуждался вопрос о разоружении вооруженных сил Франции.

Французское государство пережило длительный период фактической независимости крупных феодалов. Это серьезно ослабляло короля, делало его зависимым от аристократии. Постепенное сосредоточение королевской власти совпало с ростом городского населения, развитием ремесел.

Где и когда появились генеральные штаты во Франции

Генеральные штаты во Франции выполняли роль представительства народа. В них принимали с участие три основных сословия. Это были дворяне, горожане.

Созыв первых Генеральных штатов был обусловлен слабостью королевской власти. Королю необходима была поддержка широких слоев населения. Ему нужно было опереться на весь французский народ.

Первые Генеральные штаты были созваны королем в 1302 году в Париже. Это было время острой борьбы короля с папой Бонифацием. Чтобы остаться у власти и укрепить свое положение, королю важна была поддержка и Генеральные штаты стали инструментом достижения им своих целей.

Особенности Генеральных штатов

Данная форма народного представительства просуществовала вплоть до Французской революции в 1789 году. Последний раз штаты были созваны непосредственно перед свержением королевской власти.

Для лучшего понимания работы и значения штатов, следует указать на их особенности:

  • Это был совещательный орган. Штаты не принимали собственных решений. Они только разрабатывали проекты решений и представляли их королю. А он уже решал, как поступать;
  • В самые тяжелые времени французской государственности, Генеральные штаты пытались расширить свои полномочия. Это случалось во время столетней войны с Англией и в период народных восстаний, когда само существование королевской власти во Франции было под вопросом;
  • Появление штатов связано с ростом городов. Городское население было свободным, имело имущество и вело себя довольно активно. Поэтому, необходимо было учитывать интересы растущей прослойки горожан;
  • Все три сословия, допущенные к участию к штатах, заседали отдельно. Каждое решение одного сословия считалось одним голосом. При этом голоса всех сословий были равны.