Гражданские суда германии, полученные ссср по репарации. У одессы была своя пассажирская флотилия На главной палубе

«Magdalena» ).
«Победа»
в 1934-1946 годах - «Iberia»
до 1934 года - «Magdalena»
Флаг
СССР СССР
Класс и тип судна Пассажирское судно
Порт приписки Бремен , Одесса
Номер ИМО
Изготовитель Schichau Werft, Вольный город Данциг
Спущен на воду 23 августа 1928
Выведен из состава флота 1977
Статус Утилизирован
Основные характеристики
Водоизмещение 14 039
Длина 153 м
Ширина 18,5 м
Высота 9,0 м
Осадка 7,49
Двигатели Дизельная ГЭУ
Мощность 2 x 2650
Движитель ВФШ
Скорость хода 15,5 узлов (28,7 км.ч)
Экипаж 164 чел.
Пассажировместимость 432 чел.
Регистровый тоннаж 4 000 т
Изображения на Викискладе

История постройки

Судно было построено по заказу немецкой судоходной компании HAPAG на верфи «Schichau Werft» в городе Данциге (польск. Гданьск) в 1928 году для эксплуатации на линии Европа - Центральная Америка - Вест-Индия. В первый рейс вышло 29 декабря 1928 года.

Двухвальная энергоустановка из двух 8-цилиндровых дизельных двигателей «Зульцер» марки 8SМ68 мощностью по 3 500 л. с. каждый при 105 об./мин. позволяла теплоходу развивать скорость порядка 15,5 узла, работая на два 4-лопастных гребных винта.

31 августа судно взяло курс на Одессу. На борту осталось 310 пассажиров и члены экипажа. 1 сентября в час дня радиостанция Черноморского пароходства в Одессе получила плановое донесение с теплохода о том, что прошли Новороссийск и к двум часам 2 сентября предполагается прибытие в Одессу. После этого радиосвязь с судном прекратилась.

Утром, 2 сентября в Черноморском пароходстве начали предпринимать меры к выяснению причин молчания теплохода, запросив суда в море и порты на пути следования лайнера: никто связи с «Победой» не имел и сигналов SOS не слышал. Руководство обратилось за помощью к командованию Черноморским флотом, и в море были посланы поисковые самолёты морской авиации. В 21.00 один из лётчиков сообщил, что обнаружил обгоревший теплоход «Победа» в 70 милях к юго-востоку от Ялты, возле него находились пять шлюпок с людьми. К аварийному судну из Феодосии, Севастополя, других мест была направлена помощь. Из Одессы на помощь были направлены курсанты и преподаватели Одесского высшего мореходного училища .

Расследование

По данным следствия, 1 сентября 1948 года, около 13 часов лайнер миновал Новороссийский порт. В это время исполняющий обязанности судового киномеханика радиотехник Коваленко решил подготовить к сдаче на культбазу партию кинофильмов, взятых в рейс, и попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке киноплёнка заискрила и вспыхнула. От неё загорелись рядом лежащие мотки. Через несколько секунд пламя охватило кладовую, вспыхнула одежда на матросе. Скрипников выскочил из кладовой, захлопнул дверь и с криками о помощи кинулся бежать по коридору. Раскалённым воздухом в кладовой выбило дверь, и вырвавшийся огненный смерч охватил ковровые дорожки и фанерные переборки кают. Пламя, вытягиваемое по коридору мощной струёй воздуха, дошло до трапа, ведущего в вестибюль вышележащей палубы, и оттуда по двум вертикальным шахтам лестницы достигло верхнего мостика, воспламеняя всё на своем пути. В считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению. Вахтенный радист Веденеев, застигнутый огнём, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать ни сигнал бедствия, ни сообщение о том, что вынужден покинуть вахту. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом.

Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна. В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасённые пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».

При пожаре погибли 42 человека: два члена экипажа - буфетчица Г. Гуньян и матрос В. Скрипников и 40 пассажиров, включая 19 женщин и 15 детей, среди них были участник эры милитаристов китайский маршал Фэн Юйсян с дочерью и вдова писателя А. Н. Афиногенова Евгения Бернардовна (Дженни Шварц) .

О пожаре на теплоходе «Победа» и гибели китайского маршала сразу же было доложено Сталину . Существует мнение, что первоначально в происшествии была заподозрена диверсия. Постановлением Совета министров СССР от 14 сентября полностью и немедленно отменена репатриация в СССР зарубежных армян и воспрещён приём армянских переселенцев в Армению .

Последствия

В начале 1949 года состоялся закрытый суд над виновниками случившегося. Ими были признаны нештатный киномеханик Коваленко, помогавший ему матрос Скрипников, капитан теплохода Пахолок и два его помощника, а также радист, не передавший сигнал SOS, и диспетчер пароходства. Капитан судна Николай Пахолок и киномеханик Коваленко были приговорены к 15 годам лишения свободы, помполит Першуков - к десяти, радист Веденеев - к восьми. Работники береговых служб, косвенно виновные в трагедии, получили более мягкие приговоры. А строже всех был наказан старпом Александр Набокин, отвечавший за пожарную безопасность: он был приговорён к 25 годам лишения свободы - существующей тогда высшей мере.

Дальнейшая судьба

«Победа» продолжала работать в составе Черноморского пароходства на внутренних и зарубежных линиях. В середине 1950-х годов она числилась среди лучших судов пароходства.

Страница 6 из 7

Замечательным пополнением пассажирского Черноморского пароходства стали четыре немецких лайнера, которые достались СССР тоже по репарациям из фашистской Германии. Первым на Черное море прибыл лайнер "Победа" , который уже 15 апреля 1947 года вышел из Одессы в свой первый рейс на линию Крым - Кавказ.

История этого лайнера началась в далеком 1928 году на верфи в Данциге. Судно получило свое первое имя - "Rio Magdalena". Вступление лайнера в строй состоялось 14 декабря 1928 года, а уже 29 декабря "Магдалена" отправилась в свой первый рейс из Гамбурга в Вест-Индию. Судно было окрашено в традиционные для компании Нараg цвета - черный корпус и белые надстройки. Для солидности лайнер имел два дымаря, но во время капитального ремонта в Гамбурге их заменили на одну широкую трубу. Полная (валовая) вместимость судна составляла 9779 брт, Длина корпуса достигала 148,1 м, ширина - 18,5 м, осадка - 10,5 м. Два восьмицилиндровых дизеля фирмы Шихау имели общую мощность 6800 л.с. и обеспечивали скорость полного хода 15 узлов, работая на два четырехлопастных винта. Капитальный ремонт и переоборудование длились с 28 мая 1934 года по февраля 1935 года, и лайнер после выхода из ремонта получил название "Iberia". Теплоход мог взять на борт 123 пассажира 1-го класса, 102 - 2-го класса, 106 - 3-го класса. Экипаж судна составлял 177 человек.

Вторую мировую войну лайнер провел в Готенхафени (Киль), использовался Кригсмарине как судно-база для немецких подводных лодок. СССР лайнер был передан по репарации 18 февраля 1946 года и на Черное море перешел своим ходом. Теплоход получил новое имя - "Победа". В сентябре 1948 года, после выхода из Батуми, на судне возник пожар с многочисленными человеческими жертвами, погибли и китайский маршал Фэн Юй Сян с семьей. Все сорок погибших пассажиров и два члена экипажа были захоронены на мемориале 2-го Одесского христианского кладбища. Гроб же с телом маршала Фэн Юй Сян самолетом был отправлен в Москву, где был кремирован. После аварии судно до 1950 года ремонтировалось в Висмаре (Германия), после чего обновленная "Победа" вернулась на Черное море, на родную Крымско-Кавказскую линию. Разжалованные и лишенные виз моряки называли линию Крымско-Калымской. А простые пассажиры путешествие от Одессы до Батуми и обратно, просто обожали. За какие-то небольшие деньги они погружались в другой мир – путешествий и авантюр, южных ночей и любовных приключений. Даже, если ты был совсем на мели, мог купить палубный билет, одна ночь на шезлонге на палубе, если не хватило шарма устроиться получше, и ты уже в Ялте или еще одна ночь - и ты в Сочи... На «Победе» был самый красивый, среди пассажирских судов, двухъярусный, отделанный красным деревом ресторан .

А ещё «Победа» снималась в художественном фильме. Вместе с теплоходом «Россия» она снимались в комедии Леонида Гайдая - «Бриллиантовая рука» как пассажирский теплоход «Михаил Светлов», направляющийся в круиз по маршруту Ленинград - Одесса - Ленинград, с остановкой в Стамбуле. Именно на палубе «Победы» Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения. Лайнер эксплуатировался до 1977 года, а затем был продан за границу на металлолом.

Теплоход "Россия" считали флагманом пассажирского флота Черноморского морского пароходства. Все одесситы старшего поколения помнят знаменитый лайнер . Дизель-электроход был построен в Гамбурге (Германия). Судно спустили на воду 15 января 1938 года и оно получило имя "Патрия". "Патрия" была крупнейшим на то время дизель-электрическим пассажирским судном в мире.

27 августа 1938 г. лайнер вышел в свой первый регулярный рейс из Гамбурга через Панамский канал к западному побережью Южной Америки.С началом второй мировой войны "Патрия" перешла в Штеттин, где и находилась до 1942 года, как плавказарма. Потом судно перевели на стоянку в порт Фленсбург, где оно продолжало использоваться, как плавбаза ВМФ. После смерти Гитлера, в первых числах мая 1945 года на лайнере размещалось немецкое имперское правительство во главе с грос-адмиралом Карлом Деницем. Потом лайнер приглянулся британцам, прошел ремонт на белфастский верфи и под наименованием "Empire Welland" использовался для военных перевозок. В феврале 1946 года лайнер был передан по репарации Советскому Союзу и в том же году под новым именем "Россия" осуществил рейс из Ливерпуля в Нью-Йорк.

С 1948 года "Россия" стала на Крымско-Кавказскую линию. Лайнер имел полную вместимость 16 595 брт.

Длина корпуса - 182,2 м, ширина - 22,5 м, осадка, - 11,1 м. Двигательную установку теплохода составляли: шесть дизелей фирмы МАN (пять 8-цилиндровых и один 6-цилиндровый), шесть дизель-генераторов и два электромотора. Общая мощность силовой установки достигала 15 000 л.с. и скорость полного хода - 17 узлов.

Лайнер брал на борт до 730 пассажиров (с 1969 г. - 792), в т.ч. 185 первого класса и класса "люкс". Численность экипажа и обслуживающего персонала достигала 240-260 человек.

Дизель-электроход "Россия" пользовался огромной популярностью у отдыхающих и часто брал на борт ещё дополнительно до 200 – 250 (а при необходимости до 500) "палубных" пассажиров, которые ночевали в шезлонгах на прогулочных палубах, не имея собственных каютных мест. Вещи такие пассажиры сдавали в камеры хранения.

Кроме круизных и линейных рейсов одесситам, и не только, очень полюбились 2-х – 3-х дневные прогулки Одесса – Ялта, Одесса – Севастополь. Со временем, почтенный лайнер выглядел уже старомодно, на фоне более молодых судов постройки 1960-х – 1980-х годов, но всё равно как-то необычно, грандиозно и очень величественно. "Россия" безаварийно проплавала вплоть до конца 1984 года, была выведена из эксплуатации, в 1985 году продана на металлолом в Японию.

Ровно 63 года назад назад, 1 сентября 1948-го года, радиостанция Черноморского пароходства получила с теплохода «Победа» донесение: «Прошли Новороссийск и к 14 часам 2 сентября предполагаем прибыть в Одессу» . Больше судно на связь не вышло, однако это поначалу никого не насторожило. Лишь утром 2 сентября в Черноморском пароходстве запросили суда и порты на пути следования лайнера, но оказалось, что никто из них связи с «Победой» не имел и сигналов SOS в эфире не слышал. Командование Черноморским флотом тут же выслало поисковые самолеты, и в 9 часов вечера один из летчиков сообщил, что 70 милях к юго-востоку от Ялты им обнаружен обгоревший теплоход и вокруг него - пять шлюпок с людьми.

СПРАВКА: После окончания Великой Отечественной войны в состав торгового флота СССР вошел ряд немецких судов, восстановленных на верфях Германии. Среди них был и лайнер «Иберия» (когда-то - «Магдалена»), получивший в советском флоте название «Победа». Это был роскошный круизный лайнер (именно на палубе «Победы» Андрей Миронов поет про «остров Невезения» - через 20 лет после описываемых событий это судно снималось в «Бриллиантовой руке» как «Михаил Светлов»).
31 июля 1948 года теплоход «Победа» с 323 пассажирами и 277 тоннами груза на борту вышел из порта Нью-Йорка в Одессу.

5 сентября в газете «Красная звезда» на последней странице появилось скупое сообщение ТАСС: «В начале августа из Нью-Йорка вышел теплоход «Победа», следуя в Одессу... В пути на теплоходе возник пожар ввиду неосторожного обращения с кинопленками, которые загорелись. Имеются жертвы. Среди погибших маршал Фэн Юйсян и его дочь. Теплоход доставлен в Одессу. Ведется расследование» .
При пожаре погибли два члена экипажа (матрос Скрипников и буфетчица Гуньян, на которой вспыхнула обновка - нейлоновое платье) и около 40 пассажиров (данные о количестве жертв разнятся), некоторых из которых мемуаристы вспоминают до сих пор. Например, Дженни Афиногенову - вдову известного советского драматурга, американку, плывшую в СССР. А Анатолий Громыко, сын многолетнего главы советского МИДа, напишет потом о девушке Клаве - своей школьной любви. Но самое громкое имя из погибших на том пожаре - китайский маршал Фэн Юйсян, который ехал в СССР с важной миссией (считалось что в противовес набирающего власть Мао, которого не очень любил Сталин, Фэн может занять один из ключевых постов в правительстве нового Китая).

Сегодня никто не помнит этого маршала Фэна, а тогда его гибель стала новостью №1 в Европе и Америке. В 1920-е Фэн был одним из «милитаристов» - крупных военачальников, поделивших Поднебесную. В октябре 1924 года, уже будучи генералом, Фэн со своими войсками захватил Пекин, произведя государственный переворот, а в 1926 году вступил в партию Гоминьдан. Летом 1927 года он поддержал лидера Гоминьдана Чан Кайши, разорвавшего отношения с китайской компартией. В годы войны с Японией Фэн был сторонником сотрудничества с коммунистами, а в 1926-м он передал большевикам их заклятого врага - бывшего белого атамана Анненкова. Просто пригласил того в гости, а потом отдал чекистам. Фэн был еще интересен и тем, что это именно его пушки в 1928-м разнесли знаменитый монастырь Шаолинь.
Говорят, когда начался пожар, маршал пробивался сквозь обезумевшую толпу к каютам спасать дочь (та осталась принять ванну). Но то ли задохнулся в дыму (смолоду богатырь, он с годами стал тучен), то ли не выдержало сердце. Его дочь тоже погибла (к слову, ее мать - вдова маршала Фэн Юйсяна - позже входила в правительство КНР в качестве министра здравоохранения).

Маршал Фэн был самым именитым пассажиром «Победы», но не единственным - на борту находилась еще одна, экзотическая с советской точки зрения, группа лиц: армяне-репатрианты из рассеянной по свету армянской диаспоры. В 1946 году СНК СССР принял решение «О мероприятиях по вопросу возвращения зарубежных армян в Советскую Армению». Идею активно поддерживал тогдашний Католикос Геворк VI и в 1946-48 гг. «по армянской линии» в Союз переехало более 100 тыс. человек, а о своем желании вернуться заявило более 350 тыс. армян из 12 стран мира. Но после пожара на «Победе» репатриация была остановлена: постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1948 г. воспретило прием армян - говорят что советские власти подозревали что среди армянских переселенцев были американские разведчики, которые и произвели диверсию.

Однако расследование, продолжавшееся в закрытом режиме несколько месяцев, показало что армянские диверсанты тут ни причем. Как выяснило следствие, вечером 1 сентября 1948 года в кинозале теплохода собралась часть пассажиров - посмотреть фильм. В это время нештатный киномеханик Коваленко попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке лента заискрила и вспыхнула. От нее загорелись патефонные пластинки, через несколько секунд пламя охватило всю кладовую, а еще через несколько минут огонь, вырвавшись из кладовой, охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению.
Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом. Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна и довольно успешно - когда в ночь на 3 сентября к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасенные пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».

Но самой главной причиной этого пожара была объявлена кинопленка на нитроцеллюлозной основе, которую использовала тогда вся мировая киноиндустрия. Нитропленка устраивала всех по всем позициям: была гибкой, пластичной, обеспечивала чистое и четкое изображение и имела лишь один недостаток - горючесть. Уже при температуре плюс 40 она могла вспыхнуть, как порох (в принципе это и был почти порох - химический состав очень близок). В Интернете можно отыскать воспоминания старых киномехаников о том, как возникали возгорания. То обрыв во время сеанса, механик замешкался, не выключил аппарат, и пленка загорается просто от светопотока. То везли яуфы (железные коробки для пленки) в машине, на полу стоял неразряженный аккумулятор, от тряски яуфы на него кинуло, замкнуло клеммы, проскочила искра. Причем горела нитропленка с выделением смертельно ядовитых соединений синильной кислоты. Потому существовали строжайшие противопожарные инструкции, касающиеся киноаппаратуры, организации показа фильмов. Но жесткие инструкции существуют в любой сфере - только почему-то бьются самолеты, летят под откос поезда и взрывается Чернобыльская АЭС.

В начале 1949 года состоялся закрытый суд над виновниками случившегося, которые получили большие срока (смертная казнь к тому времени была в СССР отменена). Ими были объявлены: киномеханик, понятно за что; отвечающий за противопожарную безопасность старпом; не передавший вовремя SOS радист, капитан, отвечающий за все на судне; и диспетчер пароходства, за компанию.
Тело Фэна кремировали в Москве (прощание прошло со всеми воинскими почестями) а позже урну торжественно перезахоронили в Китае. В 1961 году возобновили армянскую репатриацию. А самое главное - начался перевод кинопроизводства на пленку с негорючей ацетатной основой.
Но жизнь есть жизнь, и старые ленты долго еще потом были в ходу. В ноябре 1957-го в западнобелорусскую деревню Бусса приехала кинопередвижка. Зал сельской школы набился битком - привезли предвоенного «Парня из тайги». Механик сидел со своей установкой не в отдельной будке, а в дверях, катушки нитрокинопленки разложил на полу, заправляя их при свете стоящей на столе керосиновой лампы. Лампа опрокинулась - 65 погибших. О трагедии было доложено Хрущеву, но диверсантов тогда искать не стали, а просто засекретили любую информацию о происшествии и категорическим распоряжением ускорили внедрение ацетатной кинопленки.

Вот такие вот последствия одновременно и для Китая, и для зарубежных армян, и для советской киноиндустрии (непересекающихся, казалось бы, вещей) имел пожар на борту одного судна. И нам никогда не дано предугадать, как отзовется на другом конце Земли простое вроде бы дело - перемотка матросом кинопленки на пароходе, идущем из Ялты в Одессу.
А сам теплоход «Победа» продолжал себе работать в составе Черноморского пароходства на внутренних и зарубежных линиях до середины 70-х. В 50-60-е годы теплоход еще числился среди лучших судов пароходства, во время карибского кризиса в 1962 году использовался для перевозки советских войск на Кубу, и только в конце 1970-х годов был выведен из состава флота и утилизирован.


03.04.2009

Осенью 1948 года на советском теплоходе «Победа», следовавшем спецрейсом из США в Одессу, произошел пожар. Погибли 42 человека, среди них - китайский маршал Фэн Юйсян и его дочь. «Несчастный случай», - констатировали советские газеты

После окончания Великой Отечественной войны в состав торгового флота СССР вошел ряд немецких судов, восстановленных на верфях Германии. Среди них был и лайнер «Иберия», получивший в советском флоте название «Победа». Это был крупный теплоход, рассчитанный на перевозку 340 пассажиров и 4000 тонн грузов. Во время восстановительного ремонта его вместимость довели до 600 пассажиро-мест.
31 июля 1948 года теплоход «Победа» с 323 пассажирами и 277 тоннами груза на борту вышел из порта Нью-Йорка.

Без сигнала SOS
1 сентября радиостанция Черноморского пароходства получила с теплохода донесение: «Победа» прошла Новороссийск и к 14 часам 2 сентября предполагает прибыть в Одессу. Больше судно на связь не вышло. Однако сначала это никого не насторожило. Лишь утром 2 сентября в Черноморском пароходстве запросили суда и порты на пути следования лайнера, но оказалось, что никто из них связи с «Победой» не имел и сигналов SOS в эфире не слышал. Командование Черноморским флотом выслало поисковые самолеты, и в 21 час один из летчиков сообщил, что обнаружил обгоревший теплоход в
70 милях к юго-востоку от Ялты; возле него находились пять шлюпок с людьми.
5 сентября в газете «Красная звезда» на последней странице появилось скупое сообщение ТАСС: «В начале августа из Нью-Йорка вышел теплоход «Победа», следуя в Одессу… В пути на теплоходе возник пожар ввиду неосторожного обращения с кинопленками, которые загорелись. Имеются жертвы. Среди погибших маршал Фэн Юйсян и его дочь. Теплоход доставлен в Одессу. Ведется расследование».
Расследование в закрытом режиме продолжалось несколько месяцев. Как выяснило следствие, 1 сентября около 13 часов лайнер миновал Новороссийский порт. В это время исполняющий обязанности судового киномеханика радиотехник Коваленко решил подготовить к сдаче на культбазу партию кинофильмов, взятых в рейс, и попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке лента заискрила и вспыхнула. От нее загорелись рядом лежащие мотки. Через несколько секунд пламя охватило кладовую, вспыхнула одежда на матросе.
Скрипников выскочил из кладовой, захлопнул дверь и с криками о помощи кинулся бежать по коридору. Раскаленным воздухом в кладовой выбило дверь, и вырвавшийся огненный смерч охватил ковровые дорожки и фанерные переборки кают. Пламя, вытягиваемое по коридору мощной струей воздуха, дошло до трапа, ведущего в вестибюль вышележащей палубы, и оттуда по двум вертикальным шахтам лестницы достигло верхнего мостика, воспламеняя все на своем пути. В считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению.
Вахтенный радист Веденеев, застигнутый огнем, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать ни сигнал бедствия, ни сообщение о том, что вынужден покинуть вахту. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом.
В принципе лайнер был обеспечен спасательными средствами (около десятка больших шлюпок, спасательные пояса и круги), но противопожарных средств на судне было явно недостаточно. Установленный в машинном отделении насос подачей до 70 м3/ч способен был помочь лишь при локальном возгорании, потушить крупный пожар ему было не под силу. Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна.
В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасенные пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».
При пожаре погибли два члена экипажа (матрос Скрипников и буфетчица Гуньян, на которой вспыхнула обновка - нейлоновое платье) и 40 пассажиров, среди которых были китайский маршал Фэн Юйсян и его дочь. В момент возгорания Фэн с женой и сыном смотрели кинофильм, а дочь принимала ванну в своей каюте. Когда огонь распространился по судну, маршал - человек уже пожилой, грузный, но отважный - помогал тушить пожар и пытался сам пробраться к дочери в каюту. Но, видимо, надышался угарного газа и дыма, потерял сознание и погиб. Дочь маршала тоже погибла, ее нашли лежащей в ванне.

Пассажир номер один
В начале 1949 года состоялся закрытый суд над виновниками случившегося. Ими были объявлены нештатный киномеханик Коваленко, помогавший ему матрос Скрипников, капитан теплохода Пахолок и два его помощника, а также радист, не передавший сигнал SOS, и диспетчер пароходства. Капитан судна Николай Пахолок и киномеханик Коваленко были приговорены к 15 годам лишения свободы, помполит Першуков - к десяти, радист Веденеев - к восьми. Работники береговых служб, косвенно виновные в трагедии, получили более мягкие приговоры. А строже всех был наказан старпом Александр Набокин, отвечавший за пожарную безопасность: он был приговорен к 25 годам лишения свободы - тогдашней высшей мере. В его каюте к тому же нашли контрабанду - спрятанные в огнетушителях отрезы дефицитного панбархата.
Не отвергая версию вспышки киноленты от ее трения на станке для перемотки, суд пришел к выводу, что наиболее вероятной причиной возгорания пленки было курение матроса Скрипникова в кладовой. Но рассматривалась и возможность диверсии. Уже выйдя из Нью-Йорка, капитан судна получил радиограмму из Черноморского пароходства, в которой ему предписывалось зайти в Александрию, чтобы принять армян-репатриантов для переправки в Батуми. 22 августа на судно взошли 2020 репатриантов, которых высадили в Батуми в последних числах августа. Следствие предполагало, что в Александрии при посадке столь большого числа пассажиров на судно проникли диверсанты, которые организовали пожар. Тем более, что в Батуми на теплоходе в разных местах были обнаружены кусочки какого-то вещества, похожего на руду. По свидетельству очевидцев, при пробном поджоге они горели голубым пламенем с высокой температурой.
Автор этих строк, завершавший учебу в Каспийском высшем военно-морском училище, летом 1948 года проходил практику на кораблях в Одессе и Севастополе. Через несколько месяцев, получив звание флотского мичмана, я опять был направлен на Черноморский флот. Там я попал в Севастополь, и мне довелось увидеть «Победу». Она стояла на внешнем рейде и дожидалась освобождения места у причальной стенки судоремонтного завода.
На заводе у меня было немало знакомых, общавшихся с экипажем судна. Из разговоров с ними мне удалось выяснить кое-какие подробности ЧП. Пожар, по словам моих собеседников, возник после прохода Ялты. В средней части судна под капитанским мостиком загорелись ящики груза, взятого на борт. Во время рейса их не раз переставляли с места на место. Некоторые свидетели впоследствии утверждали, что ящики с неизвестным грузом горели, как бенгальские огни.
Перед выходом из Нью-Йорка жена одного из советских дипломатов, уезжавших из США, не захотела возвращаться на родину, и американцы взяли ее под свою опеку. Однако ее багаж был погружен на «Победу» и находился в средней части судна, где начался пожар. Кроме того, перед выходом из Нью-Йорка местные власти затеяли дезинфекцию судна. Экипаж двое суток проживал в гостиницах, пока американцы наводили на «Победе» порядок, несмотря на протесты капитана. В результате, по разным показаниям, многие предметы - мебель, ковры, шторы и даже поверхности палуб, переборок кают и других помещений, пропитанные «дезинфицирующим» составом, - горели особенно активно. Все это в итоге осталось без внимания следствия.
Но самое интригующее обстоятельство связано с китайским маршалом. Он ехал в СССР с важной миссией. Считалось, что он может занять один из ключевых постов в правительстве нового Китая.
Это был человек с большой биографией. Фэн Юйсян начал военную службу во время Синьхайской революции 1911-1913 годов и вскоре выдвинулся на командные должности. В октябре 1924 года, уже будучи генералом, Фэн со своими войсками захватил Пекин, произведя государственный переворот, а в 1926 году вступил в партию Гоминьдан. Летом 1927 года он поддержал лидера Гоминьдана Чан Кайши, разорвавшего отношения с китайской компартией. Однако в годы войны с Японией (1937-1945) Фэн был сторонником сотрудничества с коммунистами.
В 1948 году завершался разгром армии Гоминьдана войсками коммунистической Народно-освободительной армии Китая. На повестке дня стоял вопрос о создании общенационального правительства. Некогда всесильный Фэн уже миновал зенит политической славы. Но он только что совершил очередной политический поворот, полностью перейдя на сторону компартии.
Известно, что Сталин не очень доверял Мао, называя его «редиской»: снаружи красным, а внутри белым. Известно также, что, оказывая определенную военно-техническую помощь китайским коммунистам, Москва отдавала приоритет легитимному на тот момент гоминьдановскому правительству Чан Кайши. Возможно, размышляя над судьбами Китая, Сталин разрабатывал несколько вариантов с привлечением «запасных» фигур. Одной из них мог быть маршал Фэн Юйсян. Его возвращение в Китай было, скорее всего, невыгодно Мао. Таинственная гибель Фэна на советском теплоходе, возможно, нарушила стратегические планы Сталина. И, что совершенно очевидно, расчистила путь Мао к верховной единоличной власти.

Это дополнение к статье «О разделе союзниками по антигитлеровской коалиции флотов побежденных стран после Второй мировой войны», в части того, какие гражданские суда Германии получил СССР по репарации.
Но начну со штабного корабля ЧФ «Ангара».
В предыдущей статье было рассказано о корабле управления подводными силами Криксмарине «Aviso Hela», который стал у нас называться «Ангара».
На флоте этот корабль выполнял в основном представительские функции и использовался как правительственная яхта.

В разное время на «Ангаре» побывали главы правительства СССР и зарубежных стран. Так, в сентября 1954 г. на борту этой яхты Маленков, Молотов, Хрущев и Кириленко совершили круиз Севастополь - Ялта - Сочи - Ялта.
В 1955 г. на «Ангаре» совершил морскую прогулку премьер-министр Индии Джавахарлал Неру со своей дочерью Индирой Ганди.
На «Ангаре» бывали Иосип Броз Тито, король Афганистана Мухаммад Захир Шах, Урхо Кекконен, Владислав Гомулка, Янош Кадор и другие руководители.
Бывал на «Ангаре» и министр обороны Г.К. Жуков.
Вот что рассказывает севастопольский журналист С.П. Горбачев в книге «Ангара» - от свастики до Андреевского креста»:
«Как-то маршал, пребывая на «Ангаре» увидел вдруг невероятное: на верхних палубах кораблей, стоящих на рейде и у причалов, личный состав был во всем белом. Это его не только поразило, но и возмутило. Он и не ведал, что по случаю прибытия в главную базу ЧФ министра обороны была отдана команда появляться на верхней палубе кораблей только в форме № 1 (для офицеров - белый китель и белые брюки).
"Почему на верхней палубе кораблей люди ходят в нижнем белье?" - вознегодовал министр и, даже не выслушав объяснений командующего флотом, распорядился такую форму... отменить».
Вот с той поры на флоте осталась только форма 2 (белая тужурка и черные брюки у офицеров и белая форменка и черные брюки у матросов).
Надо сказать, что Г.К. Жуков всегда не понимал и не хотел понимать моряков, «очень любил флот», с Наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым у него были весьма непростые отношения, и он сделал все, чтобы после трагедии с линкором «Новороссийск» отправить его в отставку.
Ну, конечно, и флотские также его очень «любили», особенно после того как по его распоряжению на палубе кораблей (крейсеров), а для других кораблей- на берегу стали проводиться строевые занятия с матросами, вместо боевой подготовки.
И ирония судьбы заключалась в том, что именно на флоте он провел свой что называется «последний парад” в ранге Министра обороны.
4 октября 1957 года Министр обороны Г.К. Жуков отправился из Севастополя, на крейсере «Куйбышев», с визитом в Югославию и Албанию.
Командиром крейсера тогда был капитан 1 ранга В.В. Михайлин (впоследствии адмирал Командующий Балтийским флотом, затем Зам. Главкома ВМФ). Вот он и отдал последний рапорт Г.К. Жукову как Министру обороны, встречая его на крейсере.
Проводы были торжественные, присутствовало все командование ЧФ, Крымское начальство. Но возвратился он уже практически не в ранге министра. Во время его зарубежной командировки вопрос в его снятии был уже решен.
27 октября 1957 года он прилетел в Москву, а 29 октября 1957 года, после октябрьского пленума ЦК КПСС был выведен из состава Президиума ЦК и ЦК КПСС, освобождён от должности министра обороны СССР, а в феврале 1958 года отправлен в отставку.

О полученных по репарации парусниках - барках «Крузенштерн», «Седов» и «Товарищ» рассказано в предыдущей статье.
Но помимо этих больших парусников СССР получил еще 20 немецких крейсерских яхт.
В августе 1947 г. на станцию Химки прибыл эшелон с трофейными немецкими яхтами.
Вот названия всех двадцати полученных немецких яхт, которые поступили в Москву после Великой Отечественной войны и во многом способствовали развитию в столице парусного спорта. Имена, конечно, у них уже русские:
«Мария», «Орелъ», «Ника», «Эос», «Капитан Петров», «Беда», «Водяной», «Корсар», «Викинг», «Нерпа», «Черепаха», «Садко», «Самарга», «Гемма», «Феникс», «Шторм», «Акула», «Гагара», «Кашалот» и «Волна».
В 2000 году на Клязьминском водохранилище из перечисленных еще ходили трофейные яхты «Нерпа», «Черепаха», «Самарга», «Гемма», «Феникс» и «Шторм».

Теперь о пассажирских лайнерах.

В результате раздела по репарации крупнейшее судно германского пассажирского флота - трансатлантический лайнер «Европа» (типа «Бремен») передали США, которые затем передали его Франции в виде компенсации за погибшую в Нью-Йорке «Нормандию» и переименовали в «Либерте».
Этот лайнер владел Голубой лентой Атлантики с 1930 по 1933 годы.

Лайнер «Европа»

Под названием «Либерте» судно еще около 15 лет совершало рейсы через Северную Атлантику.
Англии достались большие германские лайнеры «Монте Роза», «Миллуоки», «Тюрингия», «Потсдам», «Претория», «Антонио Дельфино», «Убена».

Пассажирские лайнеры, доставшиеся СССР по репарации в основном направляли на Дальний Восток и на Черное море.

Первым в таком списке - дизельэлектроход «Россия»
Судно построено в 1938 году в Гамбурге и носило название «Патрия».


Дизельэлектроход «Россия»

«Россия» ходила на Крымско-Кавказской линии (Одесса-Батуми), где пользовалась огромной популярностью. Считалась флагманом Морского пассажирского флота.
Судно было списано в 1985 году и разделано на металлолом в Японии.
Теплоход снят в художественных кинофильмах «Бриллиантовая рука» «Запасной игрок» и др.
С этим теплоходом связана история ареста гросс-адмирала Деница.
В конце апреля 1945 г., после самоубийства Гитлера, во главе «третьего рейха», оказалось «правительство» гросс-адмирала Деница. Его прибежищем стало военно-морское училище в пограничном (близ Дании) городе Фленсбург.
12 мая во Фленсбург начали прибывать члены Союзной Контрольной Комиссии.
Они избрали для своей работы и проживания пассажирское судно «Патрия», стоящее на якоре. Пока советские члены комиссии еще не прибыли, адмирал Дениц стремился провести сепаратные переговоры с англичанами и американцами. Он дважды приезжал на «Патрию».
22 мая на борту «Патрии» Союзная Контрольная Комиссия, уже с участием представителей СССР заявила, что союзники не признают «правительства» Деница, оно прекращает свое существование, а гросс-адмирал и его министры арестованы и должны считать себя военнопленными. Там же был арестован и Иодль.
Под охраной всех немцев свезли с «Патрии» на берег и препроводили в тюрьму. На Нюрнбергском процессе он был приговорен к 10 годам лишения свободы.

Пассажирский лайнер «Петр Великий».

В 1938 г. был заложен по заказу Турции на верфи «Блом и Фосс» в Гамбурге под названием «Догу». В феврале 1941 г. пароход был мобилизован в Кригсмарине под названием «Дуалс». С 28 июня 1941 г. по 26 января 1944 г. «Дуалс» обеспечивал боевую подготовку подводников, а затем был переклассифицирован в торпедолов.
В 1946 г. был передан СССР.
Теплоход получил новое название «Петр Великий».
Однако в 1947 г. СССР передал его Польше, где его назвали «Ягелло».


Теплоход «Петр Великий»

В 1949 г. корабль был возвращен СССР и под названием «Петр Великий» зачислен в Черноморское морское пароходство с портом приписки Одесса.
После модернизации и увеличения пассажировместимоси (до 600 человек) с 1954 года ходил на линии Одесса- Батуми.
В 1973 году выведен из эксплуатации и в Испанском порту Кастеллон разбран на металлолом.

Теплоход «Адмирал Нахимов»

Построен в Германии в 1925 г. под названием «Берлин». До 1939 г. он совершал регулярные рейсы через Атлантику между портами Бремерхафен и Нью-Йорк. Передан по репарации СССР.
С 1949 по 1957 г. «Адмирал Нахимов» проходил капитально-восстановительный ремонт в ГДР
«Адмирал Нахимов» был передан Черноморскому морскому пароходству.
О трагической судьбе пассажиров и теплохода рассказано в статье «О «крещении» кораблей, об их именах и судьбах», которая размещена в моем блоге раньше.

Китобойная флотилия

По репарациям СССР получил из Германии китобойную флотилию - китобазу с 17 малыми китобойцами-охотниками. Головной корабль- китобаза «Wikinger» имел водоизмещение 28 тыс. т и скорость хода 12 узлов.
Малые китобойцы могли развить скорость до 14,5 узла.
База получила название «Слава».
В 1946 г. впервые в истории отечественного рыболовного флота советская китобойная флотилия «Слава» с научной группой на борту отправилась из Одессы в свою первую антарктическую экспедицию.
Повел ее ледовый капитан В.М. Воронин. Это стало началом советского китобойного промысла в Антарктике.

В первые два рейса для обучения наших моряков пригласили норвежских специалистов. Они работали гарпунерами, мастерами разделки и жиротопления. Только в свой третий рейс китобойная флотилия «Слава» вышла укомплектованная исключительно нашими моряками. С Дальнего Востока приехали несколько гарпунеров и специалистов разделки, остальная команда была набрана в Одессе.
Начиная со второго рейса флотилию возглавил капитан-директор Алексей Соляник.
Он был капитан-директором флотилии «Слава» до 1959 года, а с 1959 возглавил китобойную флотилию «Советская Украина», уже отечественной постройки. В ту пору А. Соляник был в Одессе самым известным и популярным человеком.
C 1956 для китобойной флотилии начали строить китобойцы на Николаевском заводе им. 61 Коммунара.


Китобаза «Слава»

Мне приходилось видеть, как на заводе 61 Коммунара строились наши китобойцы. Их буквально пекли как блины.
Практичеcки каждый месяц уходил с завода на ходовые испытания новый китобоец, проведя перед этим швартовные испытания в течение 5-6 дней, упершись носом в стенку, с работающими винтами,


Китобоец постройки завода 61 Коммунара.

Теплоход «Победа»

Судьба этого теплохода была весьма драматичной
Лайнер «Победа» (нем.«Магдалена») был построен по заказу немецкой судоходной компании на верфи «Шихау» в Данциге в 1928 г. для эксплуатации на линии Европа - Центральная Америка - Вест-Индия.
В первый рейс лайнер вышел 29 декабря 1928 г.
В феврале 1934 году у острова Кюрасао теплоход сел на мель, с которой его удалось снять лишь 25 августа. Пройдя полугодичный ремонт и переоборудование на верфи «Блом и Фосс» в Гамбурге, лайнер «Магдалена» вышел с новым названием «Иберия».

С началом Второй мировой войны «Иберия» была мобилизована и использовалась в качестве плавбазы Кригсмарине в Киле. Там 9 июня 1945 г. ее захватили англичане.
В февраля 1946 г. не пострадавшая в военных действиях «Иберия» по репарации была передана СССР и вошла в состав Черноморского морского пароходства под названием «Победа».

Лайнер курсировал на линии Одесса - Нью-Йорк - Одесса.
31 июля 1948 г. теплоход «Победа» с 323 пассажирами и 277 т груза на борту вышел из порта Нью-Йорка в Одессу. В числе пассажиров были в основном работники министерств иностранных дел и внешней торговли с семьями, а также несколько представителей других ведомств и семья китайского маршала Фэн Юйсяна, направлявшегося в Китай через Советский Союз
В Александрии на борт были приняты около двух тысяч армян-репатриантов из Египта, возвращавшихся в Армению, которых благополучно доставили в Батуми, откуда 31 августа «Победа» взяла курс на Одессу.
2 сентября радиосвязь с судном прекратилась. Поиски начались сразу же.
Поисковые самолеты морской авиации ЧФ вечером 2 сентября обнаружили обгоревший теплоход «Победа» в 70 милях к юго-востоку от Ялты и возле него пять шлюпок с людьми. К аварийному судну из Феодосии, Севастополя, других мест направились спасатели,
Как затем установило следствие пожар возник в кладовой кинофильмов, где киномеханик перематывал киноленты после просмотра фильма. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок.
В считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению.
Вахтенный радист, застигнутый огнем, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать ни сигнал бедствия. Запасной рация, сгорела в штурманской рубке.
При пожаре погибли два члена экипажа и 40 пассажиров, включая 19 женщин и 15 детей, среди них были китайский маршал Фэн Юйсян и его дочь.
В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября "Победа" пришла в Одессу, спасенные пассажиры прибыли на турбоходе "Вячеслав Молотов".
После ремонта лайнер «Победа» продолжала использоваться Черноморским морским пароходством на внутренних и зарубежных линиях. В середине 1950-х годов он считался одним из лучших судов пароходства.
В 1968 г. теплоход «Победа» снималась в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Она играла роль теплохода «Михаил Светлов», и именно на палубе «Победы», через 20 лет после трагедии, Андрей Миронов поет песню про Остров невезения.

Пассажирский пароход «Илья Репин» был построен в 1927 г. на верфи в Штеттине под названием «Ругард». Его вместимость 1358 брт.
В сентябре 1939 г. «Ругард» был введен в состав Кригсмарине и использовался на Балтийском море в качестве штабного корабля, плавбазы.
В мае 1945 г. «Ругард» захватили в Киле союзники и в 1946 г. передали СССР. Судно было переименовано в «Илью Репина» и поставлено на ремонт в Висмаре.

В 1946-1950 гг. «Репин» ходил по Балтике, порт приписки - Ленинград, а в 1950-1959 гт. - на Севере, порт приписки - Мурманск.

Антарктическая китобойная флотилия «Юрий Долгорукий»

Была создана в Калининграде в 1959 г на базе бывшего грузопассажирское немецкого судна «Гамбург», которое было построена в 1926 г. на верфи в Гамбурге.
В апреле 1945 г. «Гамбург» был затоплен и лишь в сентябре 1950 г. поднят и доставлен для перестройки в Антверпен, затем в ГДР на предприятие «Варноверфь» в порту Варнемюнде.

Перестроенное в китобойную базу судно было спущено на воду в марте 1960 г. и получило новое имя - «Юрий Долгорукий».
В состав китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» вошли 17 китобойных судов типа «Мирный» постройки Николаевского судостроительного завода.
С 1960 по 1975 г. китобойная флотилия «Юрий Долгорукий» ходила в Антарктику 15 раз на промысел китов.
Флотилия была расформирована в 1975 г.


Китобаза «Юрий Долгорукий».

Немецкие суда, полученные по репарации и направленные на Дальний Восток

Пароход «Чукотка»
Бывший германский пароход «Вангони» (Wangoni»).
Был построен в 1921 в Гамбурге на верфи «Блом унд Фосс» и использовался на африканской линии. В 1934 г. «Вангони» переделан под туристический круизный лайнер, увеличив пассажировместимость до 340 человек.


Пароход Чукотка (Вангони)

«Вангони» был передан СССР во второй половине 1947 г. прибыл во Владивосток и использовался на Приморской линии до 1968 г.,

Пароход «Гоголь»
Бывший германский грузопассажирский пароход«Вадаи» («Wadai») построен в Гамбурге в 1920 г.
В 1946 г. после официального раздела трофейного флота, «Вадаи» передан Советскому Союзу.

Пароход под названием «Гоголь» вошел в состав Дальневосточнго морского пароходства. В 1970 г. был разделан на металлолом в Японии.

Пароход «Приморье»
Бывший германский пароход «Салон» («Salon») был построен в 1939 г. на германской верфи. В 1940 г. судно конфисковали для нужд ВМФ Германии и переименовали в «Виндхук» («Windhuk»).

Был захвачен союзниками в Гамбурге и передан СССР.
После проведения ремонтных работ в Висмаре судно получило новое название - «Приморье»
В сентябре 1950 г. пароход «Приморье» прибыл во Владивосток и стал использоваться на Приморской линии.
На линии пароход «Приморье» ходил до середины 1970-х годов, а затем был сдан на металл.

Пароход «Сибирь»

Бывший германский пароход «Сьерра Салвада» был заложен на верфи «Вулкан» в Штеттине в марте 1913 г.
В 1927 г. лайнер получил название «Океана».


Пароход «Сибирь»

Во Второй мировой войне «Океана» использовалась немецким ВМФ в качестве плавказармы в Готенхафене и в Штеттине.
В 1946 г. лайнер передали СССР и в январе 1948 г. он прибыл на верфь «Warnowwerft» в Варнемюнде, где прошел ремонт и модернизацию.
Судно получило название «Сибирь» и в июне 1948 г. вышло из Варнемюнде и взяло курс на Дальний Восток. К этому времени пассажировместимость судна составляла 1200 пассажиров.
Лайнер «Сибирь» находился в эксплуатации до 1963 г.

Пароход «Азия»
Бывший германский пароход «Сьерра Марена», в 1934 г. был переименован в «Дер Дейче» («Немец»)

.

пароход «Азия»

Во Владивосток лайнер прибыл в октябре 1950 г. и стал эксплуатироваться на линии Владивосток - Петропавловск-Камчатский. В 1967 г. лайнер разрезан на металлолом.

Лайнер «Советский Союз»
Бывший германский пароход «Альберт Балин».
Его заложили 24 августа 1921 г. на верфи «Блом и Фосс» в Гамбурге. Длина лайнера составляла 205 м, вместимость 20 815 брт, ход до 19 узлов. Лайнер мог принимать 250 пассажиров в 1-й класс, 340 пассажиров во 2-й класс и 960 пассажиров в 3-й класс.
В 1935 г. лайнер получил новое название - «Ганза».

С началом Второй мировой войны, в 1939 г., «Ганза» был мобилизован и использовался как плавбаза в составе германского ВМФ. В марте 1945 г. плавбаза на переходе подорвалась на мине. Судно попыталось своим ходом дойти до Варнемюнде, но, не дойдя всего 9 миль, село на мель. Позже лайнер опрокинулся и лег на дно левым бортом.
В 1949 г. аварийно-спасательная служба Балтийского флота подняло судно, и его отвели в Варнемюнде, где на верфи «Warnow Werft» произвели восстановительный ремонт.
Поскольку этот лайнер являлся самым крупным пассажирским судном в СССР, его решили назвать «Советский Союз». Официальное присвоение нового названия состоялось в 1953 г. В общем восстановительные работы длились пять лет.

Лайнер «Советский Союз»

В 1955 г. дальневосточное отделение «Совторгфлота» приняло лайнер «Советский Союз» в эксплуатацию. Но перед переходом на Дальний Восток судну необходимо было выполнить контрольное докование. В то время в западных портах СССР было только одно место, где могли доковать такое крупное судно - сухой док Севморзавода в Севастополе.
13 октября 1955 г. турбоход «Советский Союз» прибыл в Одессу, откуда перешел в Севастополь. На Севморзаводе провели докование в сухом доке завода.
Во время стоянки в Севастополе на «Советском Союзе» побывали первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, министр обороны Г.К. Жуков и член Политбюро Л.И. Брежнев.
В мае 1957 г. «Советский Союз» прибыл во Владивосток,
Турбоход «Советский Союз» закончил работу на камчатской пассажирской линии в 1980 г.
Был переименован в «Тобольск», ведь с именем «Советский Союз» он просто не мог подлежать разделке на металлолом.
В марте 1982 г. «Тобольск» самостоятельно вышел в последний рейс и был официально передан для разделки на металл одной из компаний Гонконга.

Пароход «Ильич»
Был построен в 1932-1933 гг. на верфи «Блом и Фосс» под названием «Карибия».


Пароход «Ильич»

Пассажировместимость его составляла 450 пассажиров.
До самого начала Второй мировой войны судно работало на линиях, соединявших Германию с Центральной Америкой и островами Вест-Индии. В 1940 г. «Карибию» мобилизовали в состав ВМС Германии, где она использовалась в качестве плавказармы.
В 1945 г. «Карибия» передана СССР, ей присвоили название «Ильич».
В начале 1946 г. «Ильич» прибыл во Владивосток, где эксплуатировался на Камчатской линии.

Теплоход «Русь»
Бывший немецкий теплоход «Кордильера» был построен в Гамбурге в1933 году, как и однотипный с ним теплоход «Ильич»
В марте 1945 г. судно было потоплено в порту Свинемюнде в ходе налета британской авиации.
Поднять судно удалось только в январе 1949 г. Теплоход рошел восстановительный ремонт в Варнемюнде. Количество пассажирских мест 880.
В августе 1952 года прибыл во Владивосток и эксплуатировался на экспрессной линии Владивосток-Петропавловск до 1977 года.


Теплоход «Русь»

Кроме пассажирских пароходов на Дальний Восток были направлены два германских больших морских парома - «Анива» и «Крильон», бывшие «Дойчланд» и «Прессен». Пассажировместимость каждого составляла 700 человек.


Паром «Анива»

Паром «Анива» в составе Дальневосточного пароходства. эксплуатировался до 1960 года.

Паром «Крильон» («Прессен»)
В марте 1946 г. «Крильон» был передан СССР в порту Любек.
Ремонт «Крильон» прошел в Одессе, а оттуда в 1947 г. направился во Владивосток. Первоначально он использовался как паром на линии Владивосток - Холмск.
В 1951 г. его переделали в комфортабельный пассажирский лайнер. Пассажировместимость стала свыше 500 пассажиров.
Лайнер эксплуатировался до 1975 г. на линии Корсаков - Владивосток, иногда совершая рейсы в Японию.


Лайнер «Крильон»

По репарациям СССР получил также целый ряд немецких сухогрузов и танкеров.
Вот например, сухогруз «Адмирал Сенявин». Судно было построено в 1928 г. в Киле. Водоизмещение 5900 т.,
Сухогруз «Адмирал Ушаков» построен в 1938 г. в Берлине. Водоизмещение- 10 800 т.
Оба судна находились в составе советского морского флота до 1970 года.
По репарации в СССР поступали не только морские, но и речные суда.
В этой статье показаны лишь пассажирские теплоходы, полученные СССР по репарации.
Эти теплоходы составили значительную часть морского пассажирского флота СССР после окончания войны, и в отличие от полученных боевых кораблей использовались у нас довольно длительное время
В окончательном итоге Советскому Союзу передавалось 769 немецких кораблей и судов, из которых 155 боевых кораблей, остальные суда различного назначения.
Помимо того, Советский Союз получил 39 плавдоков и 9 понтонов.