Как зимуют рыбы: Куда деваются лещи и почему не спится линям? Впадают ли в зимнюю спячку рыбы? Рыба зимующая в иле.

Краснопёрка

К наступлению зимы всё живое готовится по своему: перелётные птицы улетают на юг, лесные звери запасаются тёплыми шубками и запасами еды, а некоторые и уютными местечками для зимней спячки. А как же зимуют рыбы? Ведь реки и озёра на долгие зимние месяцы покрываются толстым льдом!

Зимовальные ямы

Разные виды рыб неодинаково пережидают этот тяжёлый период. Многие виды теплолюбивых рыб, таких, как лещи, карпы, лини, уже в октябре-ноябре собираются в огромные стаи и отправляются в зимовальные ямы. Здесь они проводят около 3 месяцев практически без движения, как сельди в бочке! У тех рыб, которые находятся в самом низу, даже образуются пролежни на брюхе. При этом рыбы одного вида и возраста зимуют вместе. Рыбы прижимаются друг к другу, и им уже холод становится не так страшен.

Сомы пристраиваются повыше, около зимовальных ям. Это объясняется тем, что в самой яме, уже спустя месяц после образования ледяного покрова, становится меньше кислорода, что сомы очень не любят.

Подлёдная охота

Рыбы-хищники в зимовальные ямы не прячутся. Но и обитателей таких ям почему-то не трогают, хотя могли бы таким образом на всю зиму обеспечить себе сытное существование. Возможно, и у хищников есть свои понятия справедливости?

В большинстве своём щуки, окуни и судаки охотятся за теми рыбами, которым ледовый панцирь над головой нипочём, и они не уходят с привычных мест обитания - это плотва, уклейка, верховка и ёрш.

Образовавшаяся под слоем льда полутьма создаёт хищникам особо благоприятные для охоты условия. В первые дни зимы хищные рыбы охотятся особенно активно, и этот жор хищника рыбаки называют «перволёдок».

Зима в радость

Есть и такие рыбы, для которых зима не в тягость, а наоборот - самое лучшее время года! Таков налим. Тёплая вода его угнетает. Летом, при температуре воды выше 15 С налим перестаёт питаться и впадает в спячку, забившись под береговые норы, под крупные камни или коряги. А если температура будет выше 27 С, эта рыба и вовсе погибает! Лишь осенью, когда в реках заметно остывает, налим пробуждается и начинает откармливаться.

Рыбы-путешественники

Некоторые рыбы не желают зимой менять привычный для них образ жизни. Они предпочитают перебраться в более тёплые воды. Так, например, хамса, обитающая в Азовском море, интенсивно питается летом, накапливая жир. С похолоданием воды она мигрирует через Керченский пролив в Чёрное море и там зимует, погружаясь на глубину до 100 - 150 метров, где более тёплая вода.

Замороженная рыба

А если водоём мелкий, непроточный и зимой замерзает насквозь? Такие озёра есть в Арктике. Их обитатели - обыкновенный карась и чёрная рыбка даллия с наступлением зимы зарываются в ил. Когда такие водоёмы промерзают до самого дна, рыбы часто оказываются вмёрзшими в лёд. Но, даже находясь в ледяном плену, они не погибают. Весной, когда водоёмы оттаивают, даллия оживает и за короткое полярное лето успевает откормиться и оставить потомство. Вот такими невероятно выносливыми бывают обитатели воды!

В теплое время года декоративный пруд на приусадебном участке не требует особого ухода. Лишь в очень жаркие дни приходится бороться с цветением воды. Однако с наступлением холодов нужно приложить немало усилий, чтобы водоем и его жители благополучно перезимовали и с приходом весны вновь были центром внимания на даче.

Готовьте пруд к зиме задолго до наступления холодов. Перед началом листопада накройте его сеткой, чтобы в воду не попадала листва. Если этого не сделать, то уже весной листья под водой начнут гнить, и вся красота будет испорчена. А вот с наступлением первых ночных заморозков надо убрать, чтобы она не вмерзла в лед.

Если в водоем листья все-таки попали, выловите их сачком или при помощи водного пылесоса (скиммера – насоса поверхностного всасывания).

Чистим дно

Чистка дна – это обязательная процедура вне зависимости от того, зимующий у вас пруд или нет. Все, что скапливается на дне – ил, мусор, корм для рыб – разлагается и образует болезнетворные газы, которые могут отравить жителей водоема. Поэтому не стоит игнорировать чистку. Это можно сделать с помощью граблей.

Помните, что пруд на зимовку должен остаться чистым.

Убираем оборудование

Уже с начала осени начинайте постоянно следить за ночными температурами воздуха. В тот момент, когда ночная температура приблизится к отметке 5˚С, отключите нагнетающие насосы (при их наличии) и отсоедините их от фильтра. Если оборудование оснащено специальной защитой от промерзания, его можно смело оставить на зиму в пруду. Но если такой защиты нет, то все вспомогательные элементы извлекают из воды, промывают слабым солевым раствором, просушивают и переносят в теплое и сухое место, где хранят до весны. Насосы и шланги храните в скрученном виде в емкости с водой.

Подготовка пруда к зимовке

Чтобы подготовить водоем к зиме , изначально нужно оценить масштаб предстоящих действий. Во многом это зависит от его размеров. Давайте разберемся.

Маленькие водоемы вообще не оставляют на зимовку. Пруд площадью до 20 кв.м и глубиной до 0,8 м зимой промерзнет до самого дна вне зависимости от своего происхождения (искусственно созданный или естественный). Поэтому из него нужно извлечь все растения и живность . Затем воду выкачивают и вручную чистят стенки и дно.

После этого пруд на половину или на 2/3 наполняют чистой водой, чтобы зимой в нем не скапливалось много снега, который потом будет очень долго таять.

Если зима будет очень холодной, не ленитесь – сделайте в пруду небольшую прорубь. Создав своеобразную воздушную подушку под льдом, вы существенно ускорите процесс таяния и прогрева пруда весной.

Водоемы площадью свыше 20 кв.м и глубиной более 1 м можно оставлять зимовать в наполненном виде. Однако перед этим у них также очищают дно и извлекают все оборудование (фильтры, насосы и проч.).

Зимовка водных растений

Перед тем как наступят холода, необходимо позаботиться о водных растениях.

Болотные и мелководные растения обрезают практически под корень. Те из них, которые не являются морозостойкими, укрывают мешковиной или листьями. А если есть возможность, такие растения лучше достать и отправить на зимовку в помещение, где постоянно будет небольшая (около 5˚С) плюсовая температура и минимальное количество света.

Оставляют зимовать на своем месте лишь тростник. Он станет источником кислорода для зимующих рыб.

Кувшинку, кубышку желтую, элодею, болотник, водокрас, ряску, аир, калужницу, хосту, эквилегию, ситник оставляют на зимовку в пруду. Однако несколько почек желательно отрезать и сохранить в тепле. Если растения по какой-нибудь причине не переживут зиму, их можно вырастить из оставленных почек.

А теплолюбивые растения (водяной гиацинт , пистия , нильский папирус , понтедерия , ирис болотный , тропические кувшинки ) достают из водоема и помещают на зимовку в емкости с водой, температура которой должна быть не ниже 10-15˚С. Воду в емкостях меняют каждые 2-3 недели, при этом освещение в месте хранения не должно быть интенсивным и ярким.

Зимующий водоем должен содержать максимально возможное количество растений. Это поможет поддержать в нем биологическое равновесие.

Зимовка рыб

Для рыб смена места обитания – стресс. И самым лучшим вариантом для них будет провести зиму в родном, уже знакомом водоеме. Но не всегда есть такая возможность. В случае, когда пруд глубиной менее 1,5 м, рыба замерзнет.

Основным этапом в подготовке рыб к зиме является изменение режима питания. Осенью корма можно давать меньше, чем, например, летом. А с наступлением холодов рыб и вовсе перестают кормить. Потому как зимой они должны привыкнуть добывать корм самостоятельно.

Чтобы оставить рыбу зимовать на своем постоянном месте, можно приобрести специальное оборудование (прудовые обогреватели и аэраторы), которое поможет поддерживать температуру воды в пределах нормы.

Если нет возможности пользоваться всем этим оборудованием, можно проделать небольшую прорубь и проливать ее кипятком. Но помните, нельзя делать прорубь топором, поскольку ударная волна может навредить здоровью и физическому состоянию жителей водоема.

Теплолюбивых декоративных рыбок (холодноводная форель , карп кои , золотая рыбка , верховка , гольян ) не оставляют зимовать в водоеме. Для них обычно заранее подготавливают большой аквариум. Условия в нем должны быть достаточно комфортными для рыб, чтобы они не впадали в спячку, но при этом немного суровыми, чтобы весной, при запуске в отрытый пруд, они не погибли.

Место зимовки должно быть достаточно вместительным. На каждую рыбу длиной до 10 см нужно не менее 10 л воды. Аквариум должен быть оснащен фильтром для воды и системой насыщения кислородом. Температура воды должна быть на уровне 10-12˚С.

Если нет аквариума, на зиму рыб можно переместить в большую бочку с температурой воды 15˚С, в которой установлен рециркулирующий фильтр. В таких условиях рыб можно оставить до весны в помещении с небольшим количеством света.

Заключительный этап подготовки пруда к зимовке

Завершить подготовку пруда на дачном участке нужно одним важным мероприятием. Чтобы замерзающая вода не повредила стенки пруда зимой, в него опускают несколько поленьев или резиновых мячей. Во время сильных морозов водоем дополнительно укрывают соломой, досками или мешковиной. Однако если в нем зимуют рыбы, оставлять надолго такое укрытие не рекомендуется (рыбам для поддержания жизни нужен свет). Также зимой нужно постоянно очищать поверхность пруда от снега и не забывать контролировать наличие прорубей..

Если с осени как следует позаботиться о декоративном водоеме, то зиму он переживет без особых хлопот и потерь. А в следующем году он вновь порадует вас живописным видом и прохладой.

Как рыбы зимуют: познавательные рассказы в картинках, сказки, загадки для детей.

Как рыбы зимуют

Рыбы к зиме собираются в стаи зимовать. Они опускаются в глубину рек и озер. Их тело покрывается слизью как шубой.

Зиму рыбы проводят глубоко на дне. На дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы. К зиме рыба становится неподвижной, вялой.

Рыбы зимуют по-разному.

Караси, карпы зарываются в тину на дне водоема и переживают так до весны. Они неподвижны и теряют аппетит.

Многие рыбы впадают в спячку – сомы, лини, лещи, плотва. Они ложатся на дно или зарываются в ил.

Трудно рыбам подо льдом зимой. Водоросли начинают гнить, воздуха становится подо льдом всё меньше, и рыбам трудно дышать. Поэтому люди пробивают в реках проруби, через которые под лед поступает чистый воздух.

Хищные рыбы не спят даже зимой – налим, щука, окунь.

Налим очень шустрый и прожорливый хищник – как волк, только водный. Он ест рыб, лягушек, икру. Налим очень любит холодную воду. Охотится налим ночью. А когда вода становится снова теплой, налим превращается в вялого и неподвижного.

Форели, сиги, лососи тоже любят холодную воду. Осенью они делают на дне ямки – гнезда, закладывают в них икру. Весной из этой икры появятся маленькие рыбки — детки. Они называются «мальки».

Прочитайте детям занимательные рассказы и сказки о том, как рыбы зимуют.

Как рыбы зимуют: познавательные сказки и рассказы для детей.

Э. Шим. Всем вам крышка.

Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах - воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли.
А у Морозки ноги в валенках. Неспособно шлёпать.
Зачихал Морозко, носом захлюпал. А потом рассердился и начал рукавицами друг о дружку похлопывать.

Как хлопнет - так ледяная крышка готова.
Для луж маленькие крышечки понаделал.
Для болот - побольше крышки.
Для прудов и озёр - совсем большие крышки крепкого зелёного льда.
Взял их Морозко в охапку и пошёл воду запечатывать.
- Сейчас, - говорит, - всю эту слякоть прикрою.

Наклонился над лужицей , крышечку примеривает. А из лужицы слабенькие голосишки:
- Морозко, Морозко, не запечатывай лужу, не опускай крышечку!
Смотрит Морозно, а в луже всякой живности полно: тут и жуки-плавунцы, и жуки-водолюбы, и жуки-вертячки, тут водяные паучки, блошки да личинки… Снуют-суетятся!
Примерился - хлоп! - и вмиг лужу запечатал.

Дальше идёт. К болоту выбрался.
- Сейчас, - говорит, - и здесь подберу крышечку!
А из болота голоса слышны:
- Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото!
Глядь - и тут жителей полно: лягушки, тритоны, улитки копошатся.
- Хватит! - сказал Морозко. - Отжили. Всем вам крышка!
Примерился - хлоп! - и вмиг болото запечатал.

Дальше идёт. На озеро вышел.
- Сейчас, - говорит, - самую большую крышку подыщу!
А из озера голоса слышны:
- Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай озеро!
Глядь - рыб в озере полно. Тут и щуки, окуни , и пескари, и мелюзга всякая, мальки сеголетки.
- Хватит! - сказал Морозко. - Отжили! Всем вам крышка!
Примерился, прицелился - хлоп! - и легла на озеро толстая ледяная крышка.

Вот так! - Морозко говорит. - Теперь моё времечко - по лесам да полям разгуливать. Захочу - помилую, а захочу - так всех погублю.
Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.
- Я один тут властелин!

И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались.
Жуки да личинки на дно опустились, в мягкий ил закопались.
Лягушки в тину зарылись, улитки вход в раковину известковыми дверцами закрыли.
Рыбы яму отыскали поглубже, улеглись рядком, спят.
А для тех, кто не спит, люди прорубь во льду устроили.
- Дышите себе, - говорят, - на здоровье!
Конечно, не слишком весёлое житьё подо льдом. Но ничего. До весны дотянуть можно.

А весна придёт - все Морозкины крышечки распечатает!

  • Что за «крышки» делал Морозко зимой? А ты видел такие ледяные «крышки»?
  • Где он сделал ледяные крышки?
  • Кто из жителей лужи (болота, озера) просил Морозко не делать ледяную крышку?
  • Как спаслись жители воды зимой от холода и от Морозкиного льда на воде? Как они выжили? (опустились на дно, закопались в ил, зарылись в тину, уснули).
  • Как люди им помогли выжить зимой?
  • Кто распечатает Морозкины крышки? Когда это случится?


Л. Карпова. Как рыбы зимуют.

Толстой ледяной крышкой закрыл мороз пруды, реки, озера. Только в проруби, как в отдушине, видна прозрачная притихшая вода.
В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает солнце сквозь воду, не блестит песок, не цветут водяные травы… В глубокой тишине среди холмов и долин речного дна неподвижно стоят рыбы. Они стоят большими стадами, головами все в одну сторону. Ни плавником не шевельнут, ни хвостом. Только жабры чуть-чуть приподнимаются — дышат. Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают местечко для зимовки.

Летом толтоголовый сом медленно ходит в самых глубоких местах, двигая длинными усами, высматривает ямку или рытвину, которая была бы поглубже и попросторнее. Любит он лежать в таких ямах. Днём выспится, а ночью выходит на охоту: рыбку схватит, и рака сцапает, и лягушку съест. Но зимой он лежит в яме совсем неподвижно.

Широкий, плоский лещ перед зимовкой, как только покажется первый ледок у берегов, быстро поднимается на поверхность, опрокидывается на воде на бок и так лежит несколько минут, словно прощаясь со светом и воздухом. А потом стремглав бросается в глубину и ложится на дно. Лещи лежат рядками, как дрова в поленнице, без всякого движения.

Сазаны выбирают дно илистое и зарываются в грязь. Иногда отыщут мягкую яму и улягутся в ней всем стадом.

Веселый, проворный окунь любит камни и упавшие на дно полусгнившие деревья. Тесно прижимаясь друг к другу, опустив свои красные плавники, засыпают окуни в таких местах на всю зиму.

Широкой лентой припадают к песку стада пескарей и ершей . Наверху, под самым льдом, около трав и камышей, неподвижно стоят серебристые стада плотвы . Щуки и судаки рядами дремлют в тёмных ложбинках.

Прожорливой щуке плохо спится. Узкая, с хищными глазами, с огромной пастью, нет-нет, да и прогуляется она по реке, поглотает сонной рыбы. Но движенья её медленны, не то что летом, когда она молнией бросается на добычу.

И только один налим всю зиму живо и весело разгуливает по реке. Проворно ходит он между спящими рыбьими стадами, ищет и глотает молоденьких сонных рыбок.

Но пойдёт время к весне, солнышко сгонит лёд и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздувая жабры… А налим уже не бросится за ними. Вялый, полусонный, он примется искать место для спячки. Забьётся под камень или под корчевье и уснёт, как мёртвый, на всё лето, до самых морозов.

Н. Сладков. Окунь и налим.

— Чудеса подо льдом! Все рыбы сонные – один ты, Налим, бодренький да игривый. Что с тобой такое, а?
– А то, что для всех рыб зимою – зима, а для меня, Налима, зимою – лето! Вы, окуни, дремлете, а мы, налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся-веселимся!
– Айда, братцы-окуни, к Налиму на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся, налимьей икоркой закусим…

  • Что за чудо подо льдом увидел окунь?
  • Что делают зимой все рыбы? А налим?

«Как зимуют рыбки?» Тип проекта: познавательный, творчески- исследовательский. Сроки проведения: январь – февраль (среднесрочный). Участники проекта: Воспитатель, педагог- психолог, дети и родители средней группы ОДП 7 СОШ Авторы проекта: Барская А.Д., Войнич Н.Ю.


Актуальность: Недостаточная познавательная активность детей в вопросах сезонных изменений в природе, недостаточный интерес к экологическому воспитанию у родителей; отсутствие темы «как зимуют рыбы» в базовой программе ДОУ (не только для детей среднего, но и более старшего возраста); Недостаточный уровень внедрения проектной деятельности в ООД детей среднего возраста..




Задачи: активной познавательной позиции, формирование представлений у детей, как они могут искать ответы на вопросы, (формирование познавательных действий), расширение представлений детей о том, как разные живые существа переживают зиму, включение экспериментирования в НОД, развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, привлечение воспитанников и родителей к данной проблеме, популяризация метода проектов в познавательной деятельности в ДОУ.




I. Подготовительный: - первичная диагностическая беседа с детьми по теме проекта; - обсуждение планируемой работы воспитателя с детьми по теме сезонные изменения в природе зимой; - изучение методической литературы; - создание необходимых условий для реализации проекта, т. е. необходимый наглядный материал (картины, рисунки, художественная литература, подбор игр; подбор консультаций для родителей Формирование мотивации у родителей на сотрудничество в проекте (Консультация «Поможем детям найти ответы на сложные вопросы. Развиваем познавательный интерес».


Основной этап: создание у детей интереса к проблеме. Беседы о сезонных изменениях в природе зимой на прогулках ООД Познание «Как зимуют разные животные» ООД Развитие речи «По щучьему веленью» ООД Познание «Вода, снег, лед: превращения воды зимой». (Экспериментальная деятельность, презентация для детей). Консультация для родителей «Эксперименты с детьми 4-5 лет».














Основной этап: ищем ответы на вопрос ООД Познание, Художественное творчество «Что произойдет с рыбками зимой?». (Лепим и замораживаем пластилиновых рыбок). ООД Познание, Развитие речи «Как найти ответ на наш вопрос». (Вспоминаем сказку «По щучьему веленью». Беседа «Что нам рассказали родители?» Просмотр и обсуждение мультфильма «Прорубь»). ООД Развитие речи слушаем и обсуждаем познавательные рассказы (Э.Шим «Всем вам крышка» и Л.Карпова «Как рыбы зимуют). ООД Познание «Рыбки живут подо льдом» (эксперимент «Ледяная крышка», презентация «Жизнь зимой подо льдом», обобщение и выводы.












Делаем выводы. Рыбы к зиме собираются в стаи зимовать. Они опускаются в глубину рек и озер. Зиму рыбы проводят глубоко на дне. На дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы. Рыбы зимуют по-разному. Многие рыбы впадают в спячку. Сомы ложатся на дно или зарываются в ил. Хищные рыбы не спят даже зимой. Особенно любит холодную воду налим. Рыбы зимой не замерзают.


Основной этап: создание макета – интерактивной модели зимнего пруда. Обсуждаем идею зимнего пейзажа. ООД Художественное творчество «Рисуем снежный фон». ООД Художественное творчество «Рисуем силуэты деревьев» ООД Коммуникация, Художественное творчество коллективная работа – макет «Как зимуют рыбки». Игра –представление «Как зимуют рыбки» с помощью интерактивной модели.


Учимся рисовать снежный фон для нашего пейзажа Учимся создавать разные оттенки, мягкие переходы. Учимся работать широкими свободными мазками. Учимся сотрудничеству: совместной работе на ограниченном пространстве. Учимся создавать разные оттенки, мягкие переходы. Учимся работать широкими свободными мазками. Учимся сотрудничеству: совместной работе на ограниченном пространстве.


Завершающий этап Презентация проекта «Как зимуют рыбки» для детей группы 5 (другая средняя группа в детском саду) Участие в фестивале проектов дошкольных подразделений в школе 1315 Результаты: Реализация проекта показала преимущества метода проекта: возможность сконцентрироваться на определенной теме. У детей включается и любознательность, развиваются творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Дети получили новые знания, расширился кругозор. Дети получили первые осознанные представления о том, как искать ответы на интересующие их вопросы. У родителей расширились представления о возможных занятиях с детьми возраста 4 -5 лет, надеемся.


Анализ и выводы Исследование с детьми 4-5 лет не являлось полноценной исследовательской деятельностью. Вопрос был инициирован взрослыми. В ходе проведения экспериментов детям был очень интересен сам процесс, а логические выводы были также организованны педагогами. В процессе проведения опытов детям больше хотелось действовать, чем наблюдать. По своей структуре проект больше подходит для детей старшего дошкольного возраста. Проект получился комплексным, позволил охватить различные образовательные области: познавательного, речевого, социально- коммуникативного и художественно-эстетического развития. Проект явился ярким и запоминающимся событием в жизни детей.

Отдых необходим рыбам, как и любым другим живым существам. Но не все представляют, как спят рыбы. Сон их не похож на сон в нашем понимании, он считается состоянием малой активности и зависит от вида особей и условий их обитания.

Когда рыба спит, наступает период относительного бездействия. Ее движения минимальны или практически отсутствуют. Мышцы расслабляются. Дыхание и сердечный ритм замедляются. Реакция на окружающую среду снижается. Некоторые разновидности в данный период теряют бдительность, их легко можно поймать руками. Но большинство видов в сонном состоянии продолжают хорошо чувствовать опасность.

В глубокий сон подводные жители не впадают и от окружающей действительности полностью не отключаются, способны в любой момент перейти в состояние бодрствования. Это связано со средой обитания и особенностями строения органов данных животных.

Когда впадают в сон, рыбные особи дремлют и деятельность их мозга не прекращается. Они продолжают слышать звуки, осознавать свое местонахождение, постоянно находятся в сознательном состоянии.

Наблюдательные аквариумисты могут на практике определить, спят ли рыбы в аквариуме. Время от времени особи замирают, становятся неподвижными. Это состояние и называется рыбий сон.

Время и продолжительность сна зависит от многих факторов:

  • разновидности рыб;
  • условий и среды обитания (аквариум, природный водоем);
  • способа питания.

В акариуме ночью рыбы находятся в сонном состоянии, а днем бодрствуют, т.к. для этого человек искусственно создает условия для ночного отдыха, подстраивает под свой образ жизни.

В природной среде большинство подводных жителей ведут активную жизнь в светлое время суток. С приходом темноты они замирают. Строение их глаз устроено так, что в дневное время они видят лучше, чем ночью. К ним можно отнести карася, плотву, сельдь и др.

Другие виды хорошо видят в темное время суток, а дневной свет губителен для их глаз. Они ведут ночной образ жизни. Чаще всего к данной категории относятся хищники: щука, судак, окунь, сом и др.

Зимняя и летняя спячка

Как рыбы готовятся к зиме? Обитатели глубин к суровому времени года начинают готовиться с середины августа. Это проявляется в их усиленном питании и нахождении неподалеку от берега. Отъедаются они для того, чтобы легко пережить зиму. В этот трудный период питательной среды становится мало, и подводные обитатели живут за счет своих жировых запасов. Большинство из них впадают в зимнюю спячку — лещи, лини, сомы и др. Зарываются в ил на дне водоема и замирают.

Толстый слой льда на водоеме может спровоцировать кислородное голодание. Количество кислорода в воде в конце зимнего периода уменьшается. Рыба начинает задыхаться. Для улучшения ситуации следует делать лунки во льду.

При сильном похолодании такие теплолюбивые рыбы, как карась, карп могут впасть в анабиоз и зимовать таким образом, но рыбы впадают спячку и в летнюю жару. При резком повышении температуры воды, при сильном обмелении водоемов холодолюбивые водные обитатели форель, налим, лосось вынуждены приостанавливать свою жизнедеятельность. Данное состояние в летнее время помогает пережить экстремально высокие температуры, засуху и избежать обезвоживания организма.

Как выглядит рыба во сне

Понять, что рыба находится в состоянии сна, можно по ее изменившемуся поведению, снижению физической активности. Часто она не совершает движений, только медленно покачивает хвостовой частью. Глаза у нее постоянно открыты — и во время сна, и в период бодрствования.

Почему не закрывает глаза

У рыб отсутствуют веки, поэтому глаза у них никогда не закрываются.

Строением органов зрения обитателей глубин не предусмотрено наличие век и слезных желез. Вода производит постоянную очистку и увлажнение поверхности глаз. При нахождении в водной среде у рыб нет необходимости очищать поверхность глаз каким-то иным способом.

Поле зрения достаточно широко. Они хорошо видят со всех сторон. Глазные яблоки находятся по обеим сторонам. Каждый глаз схватывает изображение со своей стороны. Впереди рыба может сосредоточить взгляд на 1 предмете обоими глазами.

Глаз имеет радужную оболочку. Зрачок у большинства рыб не может регулировать световой поток. При сильном световом воздействии они могут ослепнуть. От света спасают затенения от растений, укромные уголки.

Как спят разные рыбы

Во время сна положение тела различно у разных видов рыб. Некоторые из них ложатся на дно (треска), забираются под коряги, камни, обволакиваются слизью (рыба-попугай) и замирают. Любит закапываться в песчаное дно камбала. Другие обитатели глубин могут дрейфовать в толще воды, сплавляясь по течению (сельдь), или находиться в одном месте, зацепившись за водную растительность.

Костные

Отличительной особенностью рыб, относящихся к костному классу, считается наличие плавательного пузыря. Благодаря чему у таких водных обитателей есть возможность засыпать в толще воды, залегать неподвижно на дне. Представители данного класса любят отдыхать в укромных местах. Беспокоясь о своей безопасности, они заранее подыскивают тихое и спокойное место, часто придонное, среди коряг, водорослей, камней. С наступлением темноты занимают удобное положение и засыпают.

Хрящевые

Хрящевым рыбкам тяжелее приспособиться ко сну в водной стихии. Их скелет состоит из хрящевых пластин, отсутствуют жабры и плавательный пузырь. Для дыхания они должны постоянно двигаться, чтобы в жаберные щели поступала вода, обогащенная кислородом.

Из-за перечисленных особенностей строения тела они не могут залегать на дно, зависать в толще воды. Им необходимо постоянное движение, чтобы не утонуть и не задохнуться.

К данному классу относятся такие хищники, как скаты, акулы, тунцы, катраны и пр.

Животные данного класса приспособились отдыхать следующими способами. Некоторые из них находят место на дне с течением, чтобы во время сна вода естественным образом попадала в жаберные щели. Создавать завихрения воды возле жабр рыба может самостоятельно, постоянно открывая и закрывая рот.

Другие особи водного мира приспособлены спать на ходу. В то время как головной мозг находится в состоянии отдыха, спинной мозг продолжает работу, отвечающую за движение.

Отдельная группа рыб имеет брызгальца — специальные органы, расположенные позади глаз. Они отвечают за подачу воды в жабры.

Неспящие ночные охотники

Какая рыба не спит ночью? В темное время любят охотиться и добывать себе пропитание хищники. К ним можно отнести налима, щуку, сома, морского ерша и др. Днем они спят, а ночью активничают. Удачная охота хищников происходит за счет их острого зрения, обоняния, осязания колебаний.