На чем держится венеция. Венеция — история достопримечательностей

Венеция или Серениссима – уникальный город, объединяющий нестандартное размещение и многочисленные роскошные здания. Жемчужина туризма Италии, центр торговли и искусства Средиземноморья во времена Крестовых походов, колыбель искусства и архитектуры.

История Венеции

Город на воде начал свое существование в V веке. До этого времени территорию, сплошь состоящую из островков и топей, занимали разрозненные поселения рыбаков и охотников. Когда на материке прокатывались войны, жители Венеции были надежно укрыты от врагов морем. Безопасность стала решающим фактором для богатых и влиятельных аристократических семей, бежавших со своими слугами и родственниками из разорённых городов. Вкладывая свои капиталы в развитие каналов, постройку зданий, торговлю, они стали костяком строящейся будущей республики.

А в 568 году в город была переведена резиденция архиепископа Аквелии, второго человека после Папы Римского. Деньги, связи, высокопоставленное лицо духовенства дали Венеции хороший стар для бурного развития. В VI веке имела сильный флот, который брал активное участие в военных морских кампаниях. Наградой за помощь воюющим странам были льготы на торговлю, свобода перемещения кораблей Венеции в водах Средиземноморье, покровительство и защита.

К VII веку острова объединили, и в 727 году Республика Венеция получила своего первого дожа. Пик развития город получил в XII-XIII вв., используя свой флот для переправы рыцарей и давая деньги в долг на нужды крестовых походов. В этот же период велось активное строительство зданий, в том числе и для простых людей, как за счет городских средств, так и на деньги влиятельных торговых семей. Для аристократов на протяжении практически всей истории Венеции личный вклад в архитектурное наследие и содействие искусству был вопросом престижа и хвастовства, что только пошло ей на пользу.

С XV века начало постепенное затухание роста и развития, город столкнулся с рядом серьезных проблем. Он пережил голод и чуму, участились военные столкновения с турками. Денежные же поступления сократились, когда мир захватили известия о новых землях за Атлантическим океаном. Венеция утратила свое первенство на воде, уступив место новым морским завоевателям – Великобритании, Испании. Вместо вложений средств в новые торговые пути, аристократия занялась строительством новых вилл и дворцов, что дало основу для будущего наплыва богатых туристов со всей Европы. Венеция XVIII века утонула в декадентстве.

Правительство утратило какое-либо экономическое влияние и торговую хватку на международной арене, но сам город продолжал вкладывать деньги в искусство. Открылись первые кофейни в Европе. Закономерно, что с приходом , Республика потеряла свою независимость, став провинцией. Однако разрушений зданий не последовало. Напротив, были построены новые верфи и порт, начались работы по реставрации дамб и мостов. В 1866г. город перешел под управление Италией.

Достопримечательности Венеции

В архитектуре города на воде за все его существование есть два примечательных момента. Первый – он практически не перестраивалась. Второе – несмотря на свой вклад в развитие фашизма, один из менее пострадавших от авианалетов в ходе . Гранд-канал – основная транспортная речная магистраль Венеции. Именно тут собраны самые красивые постройки города, среди которых церкви, дворцы, библиотеки и мосты. Отличительная особенность – к Гранд-каналу не прилегает набережная, поэтому дома как будто вырастают из воды.

Площадь Сан-Марко – сердце и душа города, окружённая древними и величественными зданиями. Над ней до сих пор реют флаги ее бывших колоний. Дворец Дожей строился два века, начиная с XIV, в стиле итальянской готики. Кроме резиденции правителя, здесь работали чиновники всех мастей, от юридических консультантов и адмиралтейства, до членов Большого Совета и судей. Кампанилла была самым старым строением города, возвышающимся над дворцами и домами, но в 1902 году от ветхости разрушилась. Властями города восстановлена в первоначальном виде, но как маяк уже не используется.

Соборы Венеции

Собор Сан Марко – древнейшая базилика, неоднократно перестраиваемая в результате пожаров. Ключевое место в истории города, где короновали и прощались с правителями, сюда приплывали корабли с дарами и отсюда они отплывали в далекие путешествия. Ныне самое посещаемое место Венеции. Базилика Девы Марии Исцеляющей построена в форме восьмиугольника в память о жертвах чумы. Это самое большое купольное строение в городе возводилось больше пятидесяти лет. Статуи у входа и алтаря созданы величайшими скульпторами того времени.

Церковь Санта-Мария Ассунта основана иезуитами по образу находящейся в Иль-Джезу. Примечательна тем, что в 1774 году перестала быть храмом, использовалась под административные нужды. Затем и вовсе превратилась в казармы для солдат. Спустя 70 лет ее вернули иезуитам и вновь открыли для служений.

Музеи Венеции

Остров Мурано – музей Венецианского стекла, где посетитель может не только посмотреть экспонаты, но и приобрести изделия любого вида (от стеклянной пуговицы до Люстры), вышедшие из-под руки мастера на глазах у благодарной публики. Музей навигации и морской истории хранит экспонаты и макеты кораблей тех времен, когда Венеция господствовала на море. Музей Академии в Венеции хранит в себе картины живописцев этого города, написанные начиная с XIV века. Здесь же постоянно познают прекрасное будущие художники и скульпторы, учащиеся в Академии.

Зачем венецианцы окружали свой город многочисленными каналами? Что символизирует лев на их знамёнах? Что вынудило их прятать мощи святого под кусками свинины? Как «потешные огни» спасли Республику? История Венеции – это войны, захватывающие интриги, заговоры, укрытые от посторонних тенью столетий.

Уже с 997 года, когда военные эскадры Венеции привели под ее руку Триест , Каподистрию, Рагузу и ряд других городов и земель Далмации, венецианцы стали именовать Адриатическое море Венецианским заливом, а дож принял титул "властителя Венеции и Далмации". А во время первого крестового похода Венеция добилась обещания, что во всем Иерусалимском королевстве ее купцы будут освобождены от податей и налогов и смогут торговать беспрепятственно.

С 998 года в правление двадцать шестого дожа Пьетра Орсеоло парадная галера Бучинторо была назначена для бракосочетания дожей с Адриатическим морем в день Вознесения.

Каждый вновь назначенный дож в этот день бросал в воду золотое обручальное кольцо, произнося: "О море, с тобою обручаюсь, в знак неизменного и вечного моего владычества над тобой".

Сто пятнадцать золотых колец лежат на морском дне. Давно рассыпались в прах останки последнего дожа. А море равнодушно, как и тысячу лет назад, плещет волной, и нет над ним власти у человека.

От Коринфа до Азова

Взятие Птомелаиды, древних Тира и Сидона, Яффы, овладение Иерусалимом объединенными силами союзных войск во время крестовых походов открыли новые возможности для республики. В Венецию хлынули азиатские трофеи.

Между тем как Европа разорялась, снаряжая крестовые походы, город лагуны укреплял могущество. Его спасало то же, что позже погубило - практичность. Венецианские галеры, бригантины, фрегаты, торговые корабли уходили все дальше в море. Пелопоннес и Коринф, Хиос, Лемнос, Абидос стали торговыми пунктами Венеции . Венецианские корабли шли и Черным морем - в Крым, Азовским - до Таны, сегодняшнего Азова, здесь они забирали не только хлеб, выращенный на юге России, но и меха, кожу, рабов, индийские товары, доставленные через Среднюю Азию. Венецианские купцы чувствовали себя вполне вольготно в Кандии, на Родосе, на Кипре, в Аккре, Хайфе, Бейруте, Александрии, Адене, Дамаске, Багдаде. В XI веке Венеция смогла позволить себе приступить к строительству роскошной базилики св. Марка, намереваясь создать церковь невиданной красоты. Собор святого Марка украшен богатствами, добытыми на Востоке, в Византии, у турок и сарацин. В отделке сооружения есть целые куски греческих и римских храмов, подогнанные к размерам и формам собора. Убежденные, что художественная ценность здания возрастет от разнообразия его деталей, строители не жалели античные развалины. Сама же Венеция первоначально строилась из римского кирпича, который перевозили на лодках из разрушенных нашествиями городов. Из Тира вывезли и установили на площади св. Марка у самого берега две мощные колонны (утопив по дороге еще одну), из красного и серого гранита. Одну из колонн венчает статуя святого Феодора, древнего покровителя венецианцев, другую - лев, символ св. Марка. Бронзовое изображение крылатого льва - сасанидская скульптура IV века, а беломраморный св. Федор верхом на крокодиле скомпонован из торса римского полководца II века и головы Митридата Понтийского.

С 1117 года знатных патрициев стали назначать на жительство во всех примечательных портах с титулом местных советников (консулов). В 1157 году в Венеции открылся первый в Европе банк.

"Нигде в мире нет такой огромной концентрации шедевров", - так говорили о городе на воде.

Заговор против республики

В 1618 году испанский посол в Венеции маркиз Бедемар, видя богатства города на воде, задумал план его захвата. По его соображениям, тысячи вооруженных испанских солдат вполне хватило бы на это. Гарнизон города составляла скверно обученная земская милиция, а войска Венецианской республики были заняты войной, как на суше так и на море.

Зловещие здания Адмиралтейства смущали взгляд коварного испанца. Он представлял его уничтоженным, флот Венеции - сожженным. Испанские войска занимали город, и знамена со львом св. Марка склонялись перед флагом Кастилии.

"Никакое правительство не пользуется столь неограниченной властью, как Сенат Венецианской республики", - записал маркиз в своем дневнике. Венецианцы были непобедимы объединившись, но сейчас дворяне грызлись между собой, а в кварталах бедняков готовы были поднять восстание. Бедемар потратил значительную сумму на подкуп вождей этого будущего восстания. Испанская армия находилась в Ломбардии и могла, в случае успеха, добраться до Венеции довольно скоро. Маркиз не дал знать королю о своем намерении, но намекнул одному из министров и получил в ответ молчаливое одобрение.

Пользуясь своей дипломатической неприкосновенностью, маркиз Бедемар мешками закупал оружие, которого хватило бы на пару батальонов. По одному в Венецию стали проникать переодетые и безоружные пока солдаты: испанцы и голландцы. С моря ждали эскадру. К венецианцам был заслан и некий перебежчик, капитан, служивший ранее у герцога Оссумы. Уверив Сенат в том, что бежал от притеснений испанского герцога, капитан возглавил венецианский флот и одержал несколько побед над морскими разбойниками - "ускоками". Ему присвоили звание адмирала. Он потихоньку набирал на корабли своих людей.

"Как скоро наступит ночь, те из тысячи солдат, которые придут без оружия, отправятся за оным к послу. Пятьсот... прибудут на площадь святого Марка, большая часть других 500 - в окрестности Арсенала, остальные овладеют всеми судами на мосту Риальто", - писал маркиз Бедемар.

Захватив Арсенал, следовало убить всех его начальников, взять штурмом дворец Дожей , разгромить оружейные склады, сжечь Адмиралтейство. Для того чтобы отвлечь внимание жителей от происходящих событий, город планировалось поджечь в сорока местах. Поджигатели были уже навербованы в бедняцких кварталах.

Смерть старого и выборы нового дожа несколько сместили планы маркиза. Операцию было решено провести в День Вознесения, когда новый дож будет торжественно обручаться с Адриатическим морем, бросая в его воды золотое кольцо. Наконец, все было готово. Адмирал венецианского флота собрал сторонников и подробно объяснил, как уничтожить корабли, находящиеся под его командованием, и перебить экипажи кораблей. Один из людей адмирала, Жафье, на протяжении совещания то краснел, то бледнел. "Жафье испугался, - сказали адмиралу. - С ним надо немедленно что-то делать, пока он не совершил какой-нибудь глупости".

"Жафье - мой друг, - отмахнулся адмирал. - Он выполнит все, что положено".

Жафье был венецианцем по крови. Он представлял пожары, крики людей, которых будут убивать на улицах, и вражеских солдат, занимающих город. Это - с одной стороны. А с другой - друзья. Друзья, которых казнят в случае провала заговора. Секретарь Совета десяти Варфоломей Комино долго не мог понять, что нужно от него этому измученному и бледному молодому человеку. Но когда тот испросил жизни для 22 участников заговора и открыл весь план, то дело оказалось ужасным. Настолько ужасным, что доносчику никто не поверил.

Как уничтожат корабли? - переспросил ошарашенный Комино.

Потешными огнями. Они начинены горючей смесью, которую почти невозможно потушить. Корабли сгорят, а флагман, на котором находится адмирал, будет захвачен верными адмиралу людьми. Сейчас они готовят или уже изготовили эти потешные огни в Арсенале.

Осознав, что до указанного Жафье срока времени почти не осталось, Варфоломей Комино ринулся к Прокурации. Часовые были усыплены подмешанным в вино снотворным, а те, кто держался на ногах, - безнадежно пьяны. В Арсенале, куда затем ворвался Комино, он не нашел ни одного из заговорщиков, пока не выломал малозаметную дверь в одном из зданий. Подкупленные чиновники заканчивали упаковывать последний "потешный" огонь и, увидев перед собой разъяренного секретаря Совета десяти, испугались до икоты и начали мямлить в свое оправдание что-то невразумительное.

Именем республики вы арестованы, - объявил Варфоломей Комино. Совет Десяти поднял по тревоге всех, кого мог найти. Вместе со стражниками Комино ворвался к испанскому послу. Под вопли и проклятия маркиза стражники охапками выносили из дома оружие.

Небольшое судно, подняв все паруса, устремилось к венецианской эскадре. Адмирала вызвали на палубу якобы для передачи важного письма, закололи и скинули в море. Так же расправились со всеми его сторонниками. Корабли республики были спасены.

Совет десяти недолго думая предал смерти и остальных участников заговора. Сорок чиновников, подкупленных маркизом, были утоплены, вдохновители несостоявшегося восстания удавлены и повешены за ногу на всеобщее обозрение как изменники. Еще триста человек удавили в темнице тайно. Испанские солдаты частью бежали, частью были схвачены.

Посол Испании не переставал жаловаться и угрожать. В ответ венецианский дож сказал, что готов принести извинения маркизу, если маркиз объяснит, откуда у него в доме взялось такое количество оружия. Бедемар махнул рукой и решил пойти на праздник обручения дожа с морем. Несчастный Жафье метался, безуспешно пытаясь спасти своих бывших друзей. Республика всегда любила брать, но никогда не спешила платить по векселям. Он дошел до угроз и проклятий.

Его заставили взять деньги - четыре тысячи секинов. В течение трех дней Жафье обязали покинуть венецианские владения. За возвращение полагалась смертная казнь.

Несчастный человек хотел теперь лишь одного - мести. По плану Бедемара, восстание планировалось поднять не только в Венеции , но и в одном из близлежащих городов - Брессеи. Предприятие могло еще удаться, и Жафье кинулся туда. Но Совет десяти не зря держал большой штат мастеров заплечных дел. Под пытками были выбиты признания, и тайн больше не существовало. Окруженный превосходящими силами, Жафье дрался насмерть, командуя остатками разгромленного испанского отряда, но венецианцам удалось пленить его. Верховный суд республики дал Жафье последнюю награду за спасение своей столицы. Приговор гласил: смертная казнь через утопление. Маркиз Бедемар вскоре получил указ о своей отставке. "Перво-наперво ругай меня и мои поступки, - поучал он человека, приехавшего на его замену. - Для начала нужно войти к ним в доверие". Для начала...

Тридцать лет спустя, в 1648 году, правительство Венеции получило от турецкого султана на обсуждение унизительные условия мира. Патриций Пезаро вместо ответа пожертвовал отечеству 6 000 дукатов. Его примеру последовал весь Сенат, что и было красноречивым ответом султану. Республика была еще сильна, опираясь на плечи могучих духом людей, готовых пожертвовать имуществом и самой жизнью для ее спасения и процветания.

Век маски

В начале XVIII столетия Венеция была отодвинута в Адриатическое море и лишена за ее пределами всех своих владений. Когда-то англичане, немцы, шведы учились у республики кораблестроению, кораблевождению и картографии. Теперь же русский царь Петр I смог взять у венецианцев только галерное искусство, в остальном многочисленные ученики уже превзошли своего дряхлеющего учителя. Пассаровицкий мир с турками в 1718 году положил конец многочисленным войнам, и Венеция стала жить мирно, никого не завоевывая, ни с кем особенно не торгуя и прожигая остатки своего прошлого.

Она была полна очарования. Ее называли второй, после Парижа, столицей Европы. Все знаменитости сцены, люди искусства, путешественники и авантюристы, богачи, изобретатели, шарлатаны и просто любопытные наполняли город, создавая удивительную атмосферу. XVIII век был веком музыки, и ни один из городов Европы и даже Италии не мог сравниться тогда с Венецией по музыкальности. Жизнь в Венеции , пышной и праздной, была вечным праздником. "Венеция , - пишет Монье, - накопила за собой слишком много истории, она отметила слишком много дат и пролила слишком много крови. Она слишком долго и слишком далеко отправляла свои страшные галеры, слишком много мечтала о грандиозных предназначениях и слишком многие из них осуществила... После трудной недели настало наконец воскресенье, и начался праздник. Ее население - это праздничная и праздная толпа: поэты и приживальщики, парикмахеры и ростовщики, певцы, веселые женщины, танцовщицы, актрисы, сводники и банкометы, - все, что живет удовольствиями или создает их..."

XVIII век принято считать веком маски. Венеция с самого начала своего существования надела маску, никому не открывая своих планов, интригуя, распуская сама про себя вздорные слухи и бережно храня тайны. Но тайн не осталось, интриги ушли в прошлое, и маска стала осязаемой. А жизнь республики вдруг сменилась просто игрой в жизнь. С первого воскресенья в октябре и до Рождества, с 6 января и до первого дня Поста, в день святого Марка, в праздник Вознесения, в день выборов дожа и других должностных лиц каждому из венецианцев было позволено носить маску. Это карнавал, который длился полгода. Множество масок возникало и пропадало, множество людей, наряжаясь, играли каждый свою роль. До нашего времени дошли ревнивый венецианский купец Панталоне в своем странном, наполовину средневековом обличье - длинные красные чулки, короткий камзол, торчащая вперед борода и плащ с капюшоном, венецианская служанка Коломбина, венецианские шуты Арлекин и Бригелла. Комедия масок охватила Венецию , подобно эпидемии. Город на воде увидел последнюю великолепную вспышку древней Commedia dell"Arte.

Последние минуты независимости

Завершающий удар Венецианской республике нанес Бонапарт. Первого мая 1797 года он объявил Венеции войну. Потомок знаменитого патриция Пезаро пытался еще в 1796 году утвердить вооруженный нейтралитет, но тщетно.

12 мая 1797 года последний дож республики, сложив свою власть, учредил временное управление, которое добровольно передалось в руки французов. После 14 веков аристократического правления Венеция пала. И в последние минуты своего существования республика имела три миллиона подданных, многие укрепления, флот, армию, 26 000 000 франков ежегодного дохода. Столица республики была неприступна как с моря, так и с суши. Но никто не хотел ее защищать.

Миновав грозные крепости, не сделавшие ни единого выстрела, 16 мая войска Наполеона вошли в город. Но уже семнадцатого октября по миру в Кампо-Формии император отдал Габсбургам в обмен на другие земли территорию бывшей республики св. Марка, словно пешку в шахматной игре.

18 января 1798 года в Венецию торжественно вступили австрийские войска. В 1805 году ее опять захватили французы. А в 1814 - опять австрийцы.

В период между первым уходом французов и первым вступлением австрийцев было девять дней между-властия. Девять дней, в которые на улицу вышла чернь, чтобы жечь и грабить собственный город. Парадная галера Бучинторо, в которой дожи выходили обручаться с морем, покрытая золотом и драгоценностями, была разграблена, разломана и брошена на мели. Австрийцы быстро навели порядок, потушили пожары, пересажали особо рьяных любителей поживиться и принялись править по своему усмотрению. И было так полвека.

И вдруг Венеция вспомнила о своем древнем величии. В 1848 году австрийский гарнизон был пленен. Начальник Адмиралтейства, корабельный капитан Маринович, пытался скрыться, но толпа догнала его и растерзала. Венеция провозгласила себя независимой. Но прошлого было уже не вернуть. Семнадцать месяцев держалась она. Но блокированная с моря и с суши, вынуждена была сдаться.Венеции " или других мест.

Нынешняя Венеция - только призрак былой жизни.

Шестьдесят шесть процентов зданий в "старой Венеции " нуждается в капитальном ремонте, сорок процентов жилищ - либо непригодно для жилья, либо перенаселено. Море в Венецианской лагуне сейчас поднимается примерно на 1 сантиметр в 10 лет. Одновременно, все убыстряясь, идет в Венеции процесс оседания грунта: в среднем три сантиметра за десять лет.

Приливные течения "вымывают" каналы, подтачивают фундаменты зданий.

В 1501 году дож Агостино Барбариго подписал решение Совета десяти, в котором было сказано, что каждому, кто попытается "так или иначе повредить общественную плотину, проложить под землей трубу, чтобы отвести воду, также углубить или расширить каналы... отрубят правую руку, вырвут левый глаз и конфискуют все принадлежащее ему имущество..."

Сейчас труб, в связи с промышленным производством, проложили в лагуне видимо-невидимо. Расширили старые каналы, выкопали множество новых, выкачивают из подпочвенных слоев воду и газ. Не из-за этого ли всего, вместе взятого, начала все быстрее опускаться в воды лагуны Венеция ? Все чаще и все основательнее захлестывают морские волны улочки и площади города.

Венеция красива днем и полна очарования ночью. Силуэты дворцов вырастают прямо из воды, и у парадных входов поднимается частокол жердей - причалы для лодок и гондол. Дворцы тянутся один за другим - четырехэтажные, желтовато-коричневые, зеленовато-серые, розовато-палевые. Сейчас во многих дворцах музеи, и поэтому Большой канал называют художественным салоном Венеции . Побродив по лабиринту улиц, замечаешь белые полосы на стенах - следы наводнений, а поглядев внимательно в воду, которая теперь не отличается чистотой, видишь, что щербатые фундаменты зданий бородаты от сине-зеленых водорослей.

Прошлое сохранилось в камне и в названиях каналов, улиц и зданий. Два бронзовых мавра звонят в колокол на башне Часов. С конца XV века двигаются стрелки, сработанные мастерами из Пармы, показывая сезоны года, фазы Луны, движение Солнца от созвездия к созвездию и, конечно, время. Говорят, что даже время здесь другое - насыщенное сыростью и соленым запахом моря, время приливов и отливов, прячущееся в белой дымке у горизонта, куда ушли навсегда галеры, фрегаты и торговые корабли Венецианской республики.

Дмитрий Беличенко. Весь мир №14 1998 года.

Венеция - город на воде. История этого уголка удивительна. Но прежде чем отправиться в отпуск, его необходимо тщательно спланировать. Заранее изучите исторические достопримечательности места, в которое вы едете отдыхать. Данная статья предназначена для тех, кто решил отправиться в путешествие в самый романтичный уголок Европы.

Историческая справка

История Венеции насчитывает не одну сотню лет. Этот расположен на берегу Адриатического моря. Так исторически сложилось, что большая часть города «стоит на воде». Прекрасна Венеция. История города интересна и полна удивительных событий.

Свое название город получил в честь племени венетов, которые населяли эту территорию. Спустя многие века венеты ассимилировали, но даже сегодня можно встретить их потомков в таком месте, как Венеция. История возникновения города уходит в глубь веков. А оптимальное время посещения города на воде - май и июнь!

История Венеции. Базилика Санта Мария делла Салюте

Так уж сложилось, что Венеция - город романтики и любви. Также здесь имеются восхитительные соборы и церкви, в том числе и базилика Санта Марии делла Салюте. История Венеции сообщает любопытным туристам о том, что эта базилика - самый крупный купольный храм. Расположена она напротив Дворца Дожей, о котором речь пойдет чуть позже.

Строительство базилики в честь Девы Марии было окончено в 1682 году. Церковь - жемчужина такого города, как Венеция. История возникновения базилики удивительна. В 1630 году в Европе свирепствовала чума. Горожане возносили молитвы Святой Деве. Не в силах бороться с бубонной чумой, люди умирали на улицах города. Городские власти обратились с мольбой к Пречистой. Если она остановит эпидемию, то в ее честь в Венеции возведут уникальный собор. Сжалилась Святая Дева, чума отступила от города, а власти немедленно приступили к обещанной постройке.

Архитектором базилики был молодой и талантливый Бальтазар Лонген. История создания Венеции подтверждает, что собор строился почти 50 лет. К сожалению, архитектор не дожил до окончания возведения базилики. Каждый год 21 ноября венецианцы празднуют победу над чумой и восхваляют Деву Марию в праздничной мессе. Внешне базилика выглядит грандиозно. Она украшена пилястрами, тимпанами и скульптурами. Внутреннее убранство церкви ничуть не уступает наружному. При посещении мест поклонения одежда должны быть соответствующей. Ничего яркого и открытого на вас быть не должно.

Площадь святого Марка

История Венеции тесно связана с этой площадью. Первые сведения в исторических летописях об этой площади датируются еще IX веком. Спустя три века ее расширили. Назвали ее в честь собора, напротив которого она расположена. Многие годы главным аттракционом площади Сан-Марко было кормление ручных голубей. Славится Сан-Марко и тем, что на ней сняли огромное количество кинолент!

Сама площадь состоит из двух так называемых частей:

  • Пьяцетта - расстояние от Гранд-канала до Кампаннилы.
  • Пьяцца - сама площадь перед входом в собор Сан Марко.

Ступив на пьяцетту, вы сразу увидите две белых грандиозных колонны. Раньше их было три. Колонны Святых Теодора и Марка были подарены венецианцам в качестве трофея в честь победы над константинопольским царем Тиром. Извлечь с корабля такой уникальный и огромный экспонат - серьезное дело. К сожалению, третья колонна сорвалась и упала на дно лагуны. Достать ее не было возможности. Спустя несколько веков колонна покрылась плотным слоем ила лагуны.

Базилика Сан-Марко

Гуляя по обязательно посетите одноименный собор. Это католический храм, который отличается ото всех остальных религиозных построек уникальными элементами византийской архитектуры. Построена базилика была еще в далеком 832 году! Но в 976 году случился пожар. Базилику вновь отстроили. так и остался доминирующим, однако были добавлены элементы готического, романского и восточного стилей. Стены внутри собора украшены уникальными старинными мозаичными полотнами. Также в соборе имеется и рака с мощами святого Марка. Для посещения собора билеты не нужны, вход бесплатный. Нельзя в таких местах носить открытую одежду, а также проводить съемку.

Самый грандиозный канал

Гранд-канал имеет S-образную форму, пронизывает собой весь главный венецианский город. Берет большой канал свое начало из бассейна Святого Марко. Его 4-километровый путь простирается до железнодорожного вокзала Санта-Лючия. Ширина канала варьируется от 30 до 90 метров. Глубина его около пяти метров.

Отправившись в плавание на гондолах, вы увидите 4 красивых знаменитых моста:

  • новый мост Конституции;
  • мост Риальто;
  • мост Скальци;
  • мост Академии.

В Х веке район с Гранд-каналом был центром Венеции. Там располагалось огромное количество рынков и точек торговли. Это легко объясняется тем, что морские торговцы заплывали по каналу на кораблях и заключали крупные торговые сделки.

Спустя пять веков Гранд-канал венецианцы застроили зданиями в готическом стиле. А уже в последующие века он был «отмечен» стилями барокко и классицизм.

Грандиозная стройка завершилась к XVIII веку. И даже сейчас зданий там никто больше не возводит.

Дворец дожей

Этот дворец - обязательное место для посещения туристами. История у него длинная. Самое первое строение было возведено в XIV веке, когда Венецианское государство было могущественным и богатым. В то время турецкой угрозы еще не существовало, так как у турок не было серьезного флота. Дворец дожей предназначался для первых лиц государства. В нем проводили заседания Большой Совет и Совет Десяти. Дворец дожей отстраивали много раз. Он несколько раз горел, в период могущества республики не соответствовал ее величию, что вызвало очередную перестройку и т. д. Именно поэтому дворец не имеет единого стиля. Его фасад похож на перевернутый корабль, в нем отмечены элементы архитектуры, присущие готике и Византии.

Внутренний двор украшен большим количеством статуй. Через него можно было попасть на второй ярус, где проходила церемония коронации дожей. На этом же этаже расположены личные покои государственных деятелей прошлых столетий.

Имеет много комнат и залов. Первый зал, в который вы попадете в качестве туристов - это Пурпурный. В него выходил дож прокуратуры, носивший пурпурное одеяние. Потолок зала украшен плафонами, разделяет их лепнина в золоте. С остальными залами вы познакомитесь на экскурсии.

Мост Риальто

Продолжаем экскурсию и снова возвращаемся на Гранд-канал, к мосту Риальто. Поговорим именно про него. Это самый первый мост через Гранд-канал. Он является символом Венеции. открывает десятку популярных мест Венеции. На нем расположено 24 торговых палатки, продающих сувениры. Об этой переправе писал еще Уильям Шекспир в пьесе «Венецианский купец». История этого моста впечатляющая. Он несколько раз горел, так как был возведен из дерева. Случалось так, что переправа не выдерживала нагрузки и рушилась. Но в 1551 году власти провели конкурс на лучшую каменную переправу. Среди работ участников был и проект самого Микеланджело. Но победителем стал неизвестный архитектор Антонио де Понте. Завистники шептали, что мост не выдержит и обрушится. Однако они ошибались. Мосту уже седьмая сотня лет, а он стоит. Правда, власти Венеции проводят масштабную реконструкцию до декабря 2016 года.

Мост Риальто имеет небольшие размеры:

  • максимальная высота в центре составляет 7,5 метра;
  • длина моста - 48 метров.

Поражают туристов опоры моста. Каждая из них имеет 6 тысяч свай, забитых в дно Гранд-канала.

Школа Гранд ди Сан-Рокко

Школа, возведенная более 6 веков назад на средства горожан, стоит и восхищает туристов даже сегодня. Сегодня в здании располагается благотворительная организация. А свою образовательную деятельность школа начала в 1515 году. Назвали ее в честь Святого Рокко. Венецианцы считали, что именно этот святой оберегал город от свирепствующей чумы. Сегодня для туристов в этом здании выставлены полотна, которым уже пятьсот лет! Все они отлично сохранились. Главные достоинства школы Сан-Рокко - это полотна «Поклонение пастухов», а также «Искушение Христа».

Напоследок о сказочном итальянском городе...

История строительства Венеции тесно связана с расцветом Венецианской республики. Сказочная Италия ждет туристов. Стоит помнить, что жизнь в Венеции вращается вокруг каналов, в том числе и Гранд-канала. По ним же передвигается транспорт. Обязательно купите на память карнавальную маску, это символ Венеции.

В 2017 году пройдет с 11 по 28 февраля. Две сказочные недели ждут вас. Но всегда помните, что в гостях хорошо, а дома все-таки лучше!

Представленный группой из 118 малых островов, разделенных каналами и связанных мостами. находится в Венецианской лагуне Адриатического моря. Неповторимый архитектурный стиль Венеции был сформирован в период расцвета Венецианской республики в 14-16 веках. В настоящее время Венеция внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Название города происходит от венетов, которые населяли этот регион в 10-м веке до нашей эры. Венецианская Республика была крупной морской державой в период Средневековья и Ренессанса, а также очень важным центром торговли (шелк, зерно, и специи). Это сделало Венецию богатым городом на протяжении большей части своей истории. Венеция играла важную роль в истории симфонической и оперной музыки, это место, где родился Антонио Вивальди.

Городское поселение на островах Венецианской лагуны образовалось во второй половине шестого века, а уже спустя одно столетие все острова стали подчиняться одному правителю – дожу. Всего в Венеции было 120 дожей, первый был избран в 697 году, а последний отрекся от своей власти в 1797 году.

С 9 по 12 века Венеция превратилась в город-государство. Ее стратегическое положение на Адриатике сделало город почти неуязвимой морской и торговой державой. После ликвидации пиратов вдоль побережья Далмации, город превратился в процветающий центр торговли между Западной и остальным миром (в основном, исламским).

В середине пятнадцатого века Венеция столкнулась с турецкой экспансией, которая вынудила Европу искать другие торговые пути. В итоге, город перестал быть важной торговой точкой и, когда Венецию захватил Наполеон Бонапарт в 1797 году, город уже не был могущественной державой.

В течение 18-го века Венеция стала, пожалуй, наиболее элегантным и изысканным городом в Европе, в значительной мере благодаря искусству, архитектуре и литературе.

В девятнадцатом веке Венеция на какое-то время стала частью , но в 1866 году после Третьей итальянской войны за независимость, Венеция и Венето вошли в состав Королевства Италии. В годы Второй мировой войны Венеции удалось избежать сильных разрушений, город остался практически нетронутым.

Туризм является основной статьей доходов в Венеции с начала восемнадцатого века, когда здесь появились туристические экскурсии по живописным местам города. Сегодня это один из наиболее посещаемых городов в мире, в среднем ежедневно в Венецию приезжают около 50000 туристов. В 1980-х годах был возрожден Венецианский карнавал, в городе стали проводится престижные фестивали: Биеннале и Венецианский кинофестиваль, которые привлекают посетителей со всех уголков мира.

На протяжении многих лет задавался этим вопросом. На самом деле Венеция не затоплена, хотя у туристов стойко остается ощущение города в состоянии перманентного наводнения, я и сам так думал, когда первый раз попал в это место. Все дело в том, что возведена на островах – так, исторический центр города раскинулся на 118 островах Венецианской лагуны.

Впрочем, на сегодняшний день большая часть современного города располагается на материке. Но когда-то город возводился именно тут, в лагуне, что на первый взгляд кажется не очень практичным решением, но имело свои исторические предпосылки. Как рассказывают ученые, в V веке в этом регионе селилось племя венетов (в их честь и появилось название города – Венеция), которое очень страдало от регулярных налетов гуннов.

Племена гуннов были очень воинственные, грабили и разоряли все близлежащие земли и оборонятся от них было очень трудно – это требовало много финансовых и человеческих ресурсов, потому стала появляться тенденция – селиться в труднодоступном месте. Сначала разрозненные поселения находились на возвышенности, но потом стали уходить на островную часть. Венецианская лагуна с ее множеством островов была идеальной для тех, кто хотел себя обезопасить – врагу будет проблематично форсировать остров за островом, и видно нападающих издалека – можно подготовиться к обороне. И природные каналы, разделяющие остров, были не многим хуже, чем традиционные средневековые крепостные стены.

Таким образом:

  • жилище было неприступным для врага;
  • в регионе можно было наладить торговое судоходство, что приносило прибыль местным жителям.

Правда, жизнь в этом регионе преподносила своим обитателям не только приятые сюрпризы:

  • уровень воды время от времени поднимался и жилища нужно было переносить;
  • помимо торгового судоходства стало развиваться и пиратство.

Впрочем, пиратство для некоторых жителей региона было скорее плюсом, чем минусом, так как могло принести свою прибыль.

В итоге город рос и постепенно получил тот облик, который предстает перед современным путешественником: 150 каналов, через которые переброшено около 400 мостов. Благодаря своему удивительному облику считается местом очень романтическим, но, увы, местные жители хорошо знакомы и с отрицательной стороной этой красоты:

  • постоянный запах гниения и сырости, затхлости;
  • сложность строительства, необходимость постоянных реконструкций;
  • регулярные потопы и наводнения.

Кроме того, в ближайшее время городу грозит полное погружение под воду. На данный момент в Венеции отмечается повышение уровня воды приблизительно на 5 мм в год. Медленно, но верно затапливаются старинные постройки, которые хотелось бы спасти для будущих поколений.

По каким причинам уходит под воду сейчас? Причин много:

  • проседание грунта из-за наносов ила и грязи из реки По;
  • давление построек на зыбкую почву;
  • откачка артезианской воды создает проседающие пустоты;
  • город расположен в тектоническом разломе.

Когда я бывал в этом прекрасном городе, меня очень расстраивал вид зданий, нижние этажи которых подтоплены и временно закрыты для туристов. Все потому, что некоторые исторические объекты время от времени приходится закрывать и осушать всеми мыслимыми способами.

Ученые регулярно предлагают все новые и новые способы сохранения города, но не могут прийти к единому мнению, как это лучше сделать. Потому город продолжает спасаться силами и способами, существующими с момента его основания – укрепляясь сваями, перебираясь на возвышенности, теряя старые постройки и возводя новые, более высокие.

Очень надеюсь, что этот город никогда не окажется затоплен окончательно и бесповоротно, хотя оптимистических прогнозов по этому поводу пока нет.