Национальный историко культурный заповедник качановка. Дворцово-парковый комплекс Усадьба Тарновских, с.Качановка

История

Неизвестный художник. Портрет Петра Румянцева-Задунайского.

Качановский ансамбль - один из наиболее ярких примеров усадебной архитектуры. Эта достопримечательность Украины расположена на юго-востоке Черниговщины в Ичнянском районе , на берегах прекрасной реки Смош. Усадьба была основана российским полководцем, графом Румянцевым-Задунайским Петром Алексеевичем (1725-1796 гг.), как одна из резиденций президента Малороссийской коллегии и генерал-губернатора Малороссии(тогдашнее наименование Украины в империи).

В 1824 г. владельцем имения стал Григорий Степанович Тарновский. Семье Тарновских усадьба Качановка будет принадлежать до 1897 года. Угроза разорения и желание поправить своё материальное положение вынудили Тарновских продать усадьбу Павлу Харитоненко, миллионеру-сахарозаводчику. Усадьба попала в хорошие руки, была бережно достроена, сюда подвели электричество и телефон . Достройки времён Харитоненко не исказили классицистический характер дома-дворца, который сохраняется и поныне.

В 1914-1918 гг. усадьба была владением старшей дочери Харитоненко - Елены и её мужа - Михаила Олив. Среди гостей семьи Олив были и художники Добужинский, Мстистав Валерьянович и Петров-Водкин.

В 1918 г. усадьбу отобрали и национализировали. С 1925 по 1933 годы здесь размещалась детская колония.В годы войны был госпиталь, потом - туберкулёзный санаторий.Государственным историко-культурным заповедником усадьба и парк стали с 24 ноября 1981 года.

Усадьба в 19 веке

Качановка играла исключительную роль в творчестве многих талантливых творцов тех времён. На протяжении 1836-1838 гг. в усадьбе проводил летние вакации талантливый художник, ученик Академии искусств Василий Штернберг. Летом г. в Качановке активно работал над оперой Руслан и Людмила композитор Михаил Глинка . Тут он писал песни, романсы на честь Г. Тарновского Гимн хозяину . После его отъезда в усадьбе навсегда утвердился культ композитора.

В парке имеется небольшая регулярная часть у господского дома-дворца и обширная пейзажная часть. Тут сохранились парковые мосты, Горки Любви и Верности, « Романтические руины » на берегу Великого водоёма, которые являются характерной особенностью пейзажного садово-паркового искусства конца 18-начала 19 вв, следы стиля сентиментализм . Из пейзажных парков той поры изгонялись смех, шутки, шумные увеселения епохи барокко и, частично, рококо. Зато приветствовались долгие прогулки верхом, павильоны и сооружения малой архитектуры, отсылавшие к литературным, историческим или памятным событиям. В парке Качановки таким местом был Павильон Глинки, где якобы работал композитор.

Павильон Глинки

Выстроен в кирпиче в 1830-е годы в стиле романтизм , оштукатурен. Восьмигранный в плане, на погребах, увенчан фигурным, практически барочным куполом с фигурным шпилем. Окна и дверной проём - стрельчатой формы, над ними медальоны и профилированный карниз .Стены сплошь выбелены побелкой без выделения архитектурных деталей.Общая высота павильона (с подвалом) 16 метров.

После вынужденной продажи имения в 1897 г. Павлу Харитоненко часть господского дома была перестоена и дополнена небольшой водонапорной башней. Вероятно, тогда же в Павильоне Глинки выложили полы металлической плиткой.В годы 2-й мировой войны павильон сильно пострадал и был реставрирован в 1947 году.Курол окрашен з зелёный цвет.

Церковь Св.Георгия

Усадебная церковь посвящена Св.Георгию. Выстроена в 1817-1828 гг. в стиле позднего классицизма. Крестообразная в плане с удлиненной западной частью.Западный портал акцентирован четырёхколонным портиком . Утрачены боковые портики церкви и 2 верхних яруса колокольни , что заметно исказило её архитектурный облик. В западной части церкви - хоры, куда ведёт винтовая лестница в толще стены. Руст на фасадах густо забелен без выделения архитектурных деталей. Церковь нуждается в реставрации и восстановлении первоначального облика.

Коллекция

Коллекционированием В. В. Тарновский увлёкся ещё в студенческие годы. Основу для уникального собрния составляли казацкие реликвии. Среди раритетов коллекции были сабля Б. Хмельницкого, личные вещи И. Мазепы, С. Палия, П. Полуботка, К. Розумовского, казацкие сабли, клейноды, гетманские универсалы, портреты многих деятелей времён казацкого движения. Это был настоящий музей украиноведения. Качановская коллекция оценивалась современниками в несколько сотен тысяч карбованцев серебром. На самом же деле, она была и остаётся, хоть в разделённом виде, бесценной. Интерес к коллекции привёл в Качановку Илью Репина, для продолжения картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану . На протяжении почти всего лета 1880 года художник с вдохновением зарисовал казацкие реликвии, писал портреты хозяев усадьбы, пейзажи , работал над картиной Вечерницы .

Ссылки и источники

Литература

  • Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР, т. 4. К., 1986;
  • Памятники истории и культуры Украинской ССР: Справочник-каталог. К., 1987;
  • Вечерський В. Палацово-парковий ансамбль у Качанівці. «Пам’ятки України: історія та культура», 2000, № 1.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Среди многих украинских усадеб Качановка является одной из старейших, в которой тесно переплелись архитектура и садово-парковое искусство, коллекционирование и творчество, повседневный быт и парадные приемы. Ее основание относится к началу XVIII столетия.

Садовый фасад Качановской усадьбы

В семи верстах от Парафиевки, при реке Смоше находился водяной млын. Хутор, возникший около него, в 1742 г. был продан «двора его императорского Величества певчему Федору Ивановичу Каченовскому в 1744г. к нему был прикуплен еще хутор. Когда же дворянин и шляхтич Каченовский был пожалован более богатыми «маетностями», он продал Качановку брату, обязав его 1/10 часть помола с водяных мельниц отдавать на Парафиевскую церковь св. Николая, а другую — на «шпиталь нищим». В 1770 г. по поручению императрицы Екатерины II Парафиевка и Качановка были куплены для Румянцева-Задунайского и подарены ему. При нем М.Н. Мосципановым был построен большой каменный дом по проекту архитектора К.И. Бланка и заведен сад, положивший начало тому обширному парку, которым славится Качановка.


План-схема дворцово-паркового комплекса в селе Качановка
1. Административный корпус
2. Могила Героя Советского Союза М. А. Гарама
3. Дворец
4. "Интимный скверик"
5. Беседка М. И. Глинки
6. лодочная пристань
7. романтические руины
8. Зеленая беседка
9. Дуб А. П. Довженко
10. воздушный мостик
11. Дуб Н. В. Гоголя
12. Могила Г. Н. Честаховского
13. Поляна Т. Г. Шевченко
14. Горка "Любовь"
15. Горка "Верности"
16. Поляна "Звезды"
17. Георгиевская церковь

«...Хотелось бы мне, чтобы не упуская удобного времени и в Качановском хуторе, начатые вами перспективы, что от одной рощи к другой, ведены с правой стороны вплоть к березовой роще, а с левой стороны до дороги, что садовником назначена на полуостров...» — писал Румянцев-Задунайский весной 1777 г. В том же письме упоминается, что выписан садовник из Батурина. В 80-х гг. XVIII века дворец был уже построен. Архитектура его была во вкусе фельдмаршала, неоготическая. Планировка придворцового района была регулярной, дом окружал парк, в котором размещались малые архитектурные формы. К западному фасаду примыкала главная парковая поляна с могучими дубами, с восточной стороны был плодовый сад. Перестройка дворца была осуществлена, очевидно, после продажи усадьбы сыном фельдмаршала С.П. Румянцевым в 1808 г. Григорию Яковлевичу Почеке и его жене Прасковье Андреевне (Тарновской по первому браку). В 1824 г. ввиду их бездетности имение переходит к ее сыну от первого брака Г.С. Тарновскому. Таким образом, практически с 1808 г. начинается второй век Качановки — век XIX век Тарновских, владевших имением до 1898 г., и слава Качановки распространяется далеко за пределы Черниговщины.


А. М. Кунавин. Дворец Румянцева в Качановке. Конец XVIII века

«...На юге знаменита была Качановка, черниговское имение известного мецената помещика Тарновского», — напишет позднее Н. Врангель. В статье «Живописец Штернберг» В.В. Стасов писал: «...в 1837 г. камер-юнкер Г.С. Тарновский дал средства академисту В. Штернбергу писать с натуры в деревне своей Качановке и в Киеве, богатых необыкновенно живописными видами, величием и прелестями южной природы. Академия не может не засвидетельствовать ему своей признательности».


Парадный фасад дворца

Множество материалов позволяют судить о том, что Григорий Степанович уделял усадьбе большое внимание. Изменяется планировка придворцовой части, она становится более парадной; фруктовый сад отодвигается от дворца, появляется много парковых дорог и мостов в бывших лесных участках имения; расширяется Майорский пруд и на нем насыпают два острова для гуляний, соединенные каменным мостом. Владелец переселяет крестьян подальше от пруда, чтобы крестьянские гуси и утки не плавали в пруду, который теперь украсили лебеди и коллекции водных растений. Аллея из ивы белой, заменившей прежние пирамидальные тополя, посаженная по западному берегу, частично сохранилась до второй половины XX в.


Восточный, парадный фасад.

В планировочных работах по парку мог принимать участие архитектор П.А. Дубровский, приглашенный П.Г. Галаганом для строительства дворца и парка в Сокиринцах, где работал с 1824 по 1830 г. В семейной переписке Тарновских упоминается также садовник Ф.Ф. Меринг, работавший над созданием парка в этот период. Именно тогда формировались наиболее эффектные композиционные узлы усадьбы и парка.

Еще при Румянцеве был построен павильон, получивший впоследствии название «Беседка Глинки», — на высоком холме, восьмигранный в плане со стрельчатыми окнами и дверями, с круглыми барельефными медальонами. Павильон возвышается на стилобате, который приподнят за счет платформы из насыпного грунта. Во времена Румянцева он назывался «грот и зала для гульбища над оным», затем входы в грот были заложены, а ныне — снова раскрыты. В зале исключительная акустика, поэтому здесь любил работать М.И. Глинка. Здесь впервые исполнялась увертюра к его опере «Руслан и Людмила». К румянцевским постройкам в парке относились и модные в XVIII в. «руины» — бутафорская крепость на манер «потешных» крепостей Петра I, и парковая беседка недалеко от дворца. Можно предположить, что к этому же периоду относится и великолепный регулярный боулингрин у дворца, с фонтаном в центре, обсаженный по периметру шпалерой из стриженого граба. С 1824 г. наступает тот замечательный период в жизни Качановки, когда на протяжении добрых 70-80 лет она притягивала к себе внимание многих деятелей искусства, литературы и культуры. Их общение между собой и с хозяевами гостеприимного дома не прошло бесследно для художественной культуры своего времени. Здесь среди прекрасной украинской природы, вдали от официальных художественных кругов в свободной и непринужденной обстановке встречались деятели украинской и русской культуры, естественно и органично происходило взаимопроникновение идей и мнений.


Комплекс зданий качановской усадьбы со стороны главного фасада дворца

«...Подъезжали к поместью с нескольких сторон по стройным аллеям из пирамидальных тополей; дом большой каменный, стоял на возвышении; огромный, прелестно раскинувшийся саде прудами и вековыми кленами, дубами и липами величественно ласкал зрение. Но осмотрясь, удивление уменьшалось: дом был как будто не окончен, дорожки в саду не доделаны. Был у владельца оркестр, и не дурной оркестр, но не полный и духовые инструменты не все исправны... Одним словом все обличало излишнюю расчетливость бездетного хозяина, владевшего 9000 душ и большим капиталом». Такой увидел Качановку М.И.Глинка, когда в 1836 г. предпринял поездку в Украину. «Хозяин принял нас радушно и отвел мне с помощниками пристанище в оранжерее, которая примыкала к дому». Здесь Глинка отдыхал насколько раз в течение лета и встретился с художником В.И. Штернбергом, оставившим бесценные графические листы и небольшие картины со сценками из жизни Качановки и ее пейзажами, украинским поэтом В.Н. Забелой, своим товарищем по пансиону — историком и этнографом Н.А. Марковичем, певцом и будущим композитором Гулаком-Артемовским.


А. Волосков. За чайным столом. 1851

Г.С. Тарновский принимал гостей радушно, развлекал их прогулками, катаньем, иллюминациями и танцами. Дом бездетных хозяев был населен многочисленными племянницами и племянниками со стороны Григория Степановича и Анны Дмитриевны. На картине В.И. Штернберга хорошо видна лодочная пристань у придворцовой парковой поляны. К ней причаливали прогулочные лодки. Отсюда начиналось катанье по пруду с заездом для отдыха на острова.


Василий Штернберг. Усадьба Г. С. Тарновского в Качановке. 1837

Т.Г. Шевченко, посетивший Качановку во время своего первого путешествия по Украине в 1843 г., тонко подметил всю противоречивость качановской среды и ее подлинную атмосферу, и позднее в 1854 г. дал ей бескомпромиссную оценку в своей повести «Музыкант». Более дружеские отношения у Шевченко сложились с племянником Григория Степановича В.В. Тарновским-старшим, которого поэт посетил в 1845 г. в его усадьбе Потоки.

Григорий Степанович и его супруга умерли в 1853 г., в один день. С этого времени начинается новый этап в жизни усадьбы. Еще при жизни дяди В.В. Тарновский-старший, унаследовавший имение, занимался дядиным хозяйством, готовил его к реформе, способствовал переводу на более передовой хозяйственный уклад. После реформы имение сохранило достаточно земли. Лишившись даровой рабочей силы Тарновские за счет наемного труда продолжали успешно вести хозяйство, и владения их увеличивались. Судя по архивным данным хозяйство парка летом обслуживало около 400 человек, и большинство жителей окрестных сел и хуторов работали на строительстве парка и по уходу за ним. Сам Василий Васильевич-старший парком не занимался, в сфере его деятельности была земская управа, быт крестьян, крестьянский вопрос, но его сын В,В. Тарновский-младший еще при жизни отца уделял большое внимание развитию парка. И когда после ссылки, в 1859 г. Шевченко приехал в Качановку и пришел в парк с сыном хозяина, он не мог скрыть своего восхищения живописностью открывавшихся перед ним видов. Тогда же он по просьбе молодого друга посадил дубок и пожелал: «Дай Боже, щоб нам довелось коли-небудь посидіти в тіні його гілля».

Итак, хозяевами Качановки стало новое поколение дворян, людей образованных, культурных, с передовыми взглядами. Василий Васильевич-старший учился в Нежинском лицее с Гоголем, с которым дружил; затем окончил Московский университет, писал, занимался культурно-просветительской деятельностью, высоко ценил творчество Шевченко и переписывался с ним. По словам Н.В. Гоголя, это был мечтательный и самоотверженный человек, добрый и свежий чувствами, для которого не существовало ни чинов, ни повышений, ни честолюбия.

Сын его — Василий Васильевич-младший — учился в Москве и Петербурге, окончил Киевский университет. Познакомившись с Шевченко еще мальчиком, до ссылки поэта, он стал его поклонником на всю жизнь, переписывался с ним, покупал его рисунки, собирал рукописи, автографы, офорты.


Фотография кабинета-музея В. В. Тарновского-младшего. Хозяин с саблей Мазепы в руках

Со времени В.В. Тарновского-младшего начинается следующий этап культурной жизни Качановской усадьбы. В эти годы Качановку посещали писатели П. Кулиш, М. Вовчок, художники-братья К. и В. Маковские, Л. Жемчужников, Г. Честаховский, историки Н. Костомаров, Д. Дворницкий, М. Горленко.

В 1880 г. в Качановку с молодым В. Серовым приезжал И.Е. Репин. Здесь он работал над своей картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Поскольку коллекция разрасталась, Тарновский-младший начал строить каменицу для «тех книг и всякой старовины»г очевидно в районе «Руин». Для забав детей среди зелени парка была выстроена беленькая украинская хатка с соломенной крышей, с характерными перелазами через плетень, огородом и полной обстановкой — «хата-порада». Мосты над «глубокими» дорогами, легкие беседки в отдаленных частях парка, пандусы в местах с крутым рельефом — все было предусмотрено в парке для чудесных прогулок и отдыха.


Вид на пруд

В.В. Тарновский-младший занимался парком почти сорок лет, поэтому парковые композиции производили впечатление полного единства замысла и воплощения. Он бережно относился к старым деревьям и, как многие помещики того времени, под влиянием И.М. Скоропадского, увлекся акклиматизацией — ввел в парковые композиции такие новые виды хвойных деревьев как сосны крымская, веймутова и черная, сосна кедровая или кедр сибирский. Большие сенокосные поляны опоясывались дорогами по краю и засаживались группами декоративных кустарников или плодовых деревьев. Им были задуманы торжественные «венки» из темных елей по дороге к могиле Г.Н. Честаховского, посадки пирамидального тополя заменили свободными композициями из хвойных.

Учителем рисования у детей был один из лучших иллюстраторов Н.В. Гоголя художник А.А. Агин. Он умер и похоронен в Качановке.

Очевидно, не без влияния Тростянецкого парка И.М. Скоропадского была создана и «Швейцария» с холмами и узкими дорожками, имитировавшими горные тропы.

В парке было множество прекрасной парковой мебели — чугунные кресла и скамьи, столы на чугунных основаниях с мраморными и железными столешницами, мебель деревянная на чугунных ножках, а также дерновые скамьи-сиделки и складные немецкие стулья.

Большая протяженность дорог, извилистых и расположенных в нескольких уровнях, при перепадах рельефа до 45 м создавала в парке совершенно фантастическое впечатление лабиринта, и контрасте с ним раскрывались изумительные перспективы на пруды и живописные дали — виды на окрестности.

Итак, Качановка снова заполняется гостями. К.Е. Маковский пишет там ряд портретов. Путешествуя по местам, где когда-то была Запорожская сечь, провел здесь лето И.Е. Репин с молодым своим учеником Валентином Серовым. Богатая коллекция малороссийских древностей, возможность сделать зарисовки народных типов, наконец, сам владелец Качановки, обладавший колоритной внешностью и носивший живописные костюмы, послужили Репину прекрасным материалом в подготовке задуманной им картины «Запорожцы». Там же художник написал два этюда с видами парка.


И. Репин. Аллея в парке. Качановка. 1880 году

В усадьбе была благоприятная атмосфера для творческой деятельности и общения: интимность и непринужденность обстановки, высокий художественный уровень среды, который стимулировал и художественное творчество. Беседки, скульптура, мебель, малые садовые формы, зимний сад, многочисленные предметы декоративно-прикладного искусства, бронза, хрусталь, картинная галерея с портретами украинских полководцев и общественных деятелей разных времен и даже по моде конца века — гостиные и кабинеты в «русском стиле» — все это создавало активную архитектурно-художественную среду, которая дополняла среду парковую с ее высокохудожественными пейзажами.


Плафон с росписью начала XIX века

Осенью 1898 г. Тарновские простились с Качановкой. Имущество вслед за бывшими хозяевами вывозилось на многочисленных подводах: Качановка была продана, потому что наступал век более богатых, деловых и энергичных людей, век капиталистов и промышленников, которым было под силу владеть таким обширным имением. Так начинался третий, XX век Качановки, полный драматизма и неопределенности.

Cахарный завод в соседней Парафиевке.

Усадьба была куплена П.И. Харитоненко для дочери Елены Павловны. Именно в этот период дворец и другие строения усадьбы приобрели современный вид. Богаче становится декор фасадов, подвергается изменению планировка флигелей. Флигели и башня отделываются в том же стиле, что и центральная часть дворца. Устраиваются пилоны при въезде и аналогичные пилоны, замыкающие чугунную ограду у церкви. В придворцовой части парка устанавливаются скульптуры. На одной из полян разместился кегельбан, гигантские шаги, крокетная площадка.

П.И. Харитоненко купил усадьбу в образцовом порядке. Специфика хозяйства была в том, что оно все было подчинено нуждам парка. При Харитоненко велось оно по передовому — была телефонная сеть на 10 аппаратов; имелась каменная крытая железом и под стеклянными рамами оранжерея с тремя отделениями для растений, двумя коридорами и чердачным помещением; две каменные теплицы; до наших дней сохранился дом-квартира садовника, двухэтажный каменный, ранее крытый черепицей. Продолжались работы в парке. В районе «Швейцарии» установили две беседки, а на «Хвойной горке» в легкой деревянной беседке-вольере поселились певчие птицы. Началось строительство еще одного паркового моста. Но основные работы были связаны с перестройкой и благоустройством дворца и его многочисленных помещений. По данным Т. Каждан, эти работы проводились архитектором Шольцем, а в 1912-1913 гг. в Качановке работал известный петербуржский архитектор А. Белогруд. Характер благоустройства придворцовой территории меняется в соответствии с духом времени — эпохой мо- дерна. В 1916 г. Качановку посетил замечательный художник М.В. Добужинский. По приглашению П.И. Харитоненко Добужинский работал в его харьковском имении Наталиевке и после этого 1915-1916 гг. получил заказ на роспись интерьеров и проект убранства в Качановке. Там он написал две парковые работы. Место нахождение одной из них «Колоннада в Качановке» (акварель) неизвестно, другая же — «Сфинксы в Качановке» — находится в Музее русского искусства в Киеве.

Страшное время началось для усадьбы после революции. Собрание мраморных и каменных статуй и бюстов «сильнейшим образом пострадало», как сообщалось в докладной инспектора Губнаробраза от 27.12.1922 г. «Древние развалины особой архитектур находящиеся под горой, разбираются на кирпич местными жителями. Беседка, в которой работал знаменитый композитор Глинка тоже растаскивается... Ныне охраны нет». Не было ее еще очень долго... Основная часть парка находилась в ведении лесхоззага, в нем велось обычное лесное хозяйство с заготовкой древесины. Парк зарастал самосевом, терялись композиционные акценты, исчезали лучшие парковые перспективы.

С 1984 г. Качановка получила статус Государственного историко-культурного заповедника, была разработана проектная документация на реставрацию дворца и восстановление парка. В настоящее время реставрационные работы продолжаются привлечением зарубежных инвестиций. Хочется надеяться, что третий век Качановки закончится полной реставрацией уникальной усадьбы и показом богатых музейных фондов, хранящихся в запасниках историко-культурного заповедника.

адрес: с.Качановка, Ичнянский район, Черниговская обл., 16735, Украина
тел.: +38 04633 2-41-05
Заказ экскурсий:
+38 04633 2-41-15;
+38 097 379-40-86
Стоимость экскурсии: от 80 до 300 грн.
www: kachanovka.in.ua
E-mail: [email protected]
время работы заповедника:
ежедневно, с 10:00 до 17:00
экскурсионное обслуживание на иностранных языках:
стоимость входных билетов:
20-25 грн.-взрослые; 5-12 грн. – студенты и школьники; дети дошкольного возраста — бесплатно

На юго-востоке Черниговщины в Ичнянском районе, на берегах волшебной реки Смош располагается настоящее украшение Украины — получивший этот статус в 2001 году.
Это единственный в Украине дворцово – парковый комплекс, сохранившийся во всем своем объеме. Заповедник объединяет памятник садово-паркового искусства – Качановский парк, заложенный еще в 1777 т. и дворец. Кроме парка в заповеднике сохранились Георгиевская церковь, служебные и хозяйственные помещения.

Основателем усадьбы и первым ее владельцем был Ф.Болгарин. У него усадьбу купил придворный певец Ф.Кочановский. От его имени и произошло название поместья. В 1771-1808 гг. владельцем Качановки был генерал-фельдмаршал граф П.Румянцев-Задунайский и его сын. С 1824 по 1866 г. поместьем владела семья меценатов Тарновских. После этого Качановка последовательно была собственностью сахарозаводчиков Харитоненко, князей Урусовых, Олив.

Расцвет «Качановки» не только как садово-паркового и дворцового комплекса, но и как мощного центра духовности, обозначен стараниями семьи Тарновских.
Качановка играла исключительную роль в творчестве многих известных художников того времени. В течение 1836-1838 лет в усадьбе проводил летные вакации талантливый художник, ученик Академии искусств Василий Штернберг, который здесь написал лучшие свои произведения, за что был удостоенный высоких академических наград.

Знаменательно, что Тарас Шевченко в мае 1843 года, во время своего первого путешествия по Украине, ехал из Петербурга прямым назначением в Качановку, куда перед тем переслал свою лучшую картину «Екатерина». В приусадебном парке до сих пор сохранилась поляна, где под вековым дубом Тарас Григорьевич предавался думам и общался с крепостными музыкантами. А под другим - Николай Гоголь читал своего «Тараса Бульбу».

Неподалеку высится могила-курган художника Григория Честаховского, товарища и духовного отца Т. Шевченко, который передал в Качановку личные вещи, рукописи, художественные произведения Кобзаря.

Поместье в 19 в. превратилось в своеобразный центр культуры и искусства, который привлекал лучших представителей тогдашней творческой интеллигенции. В качановском альбоме для гостей оставили свои автографы писатели Николай Гоголь, Пантелеймон Кулиш, Марко Вовчок, ученые Николай Костомаров, Михаил Максимович, Дмитрий Яворницкий, художники Ге, Добужинский, Петров-Водкин, Врубель, братья Маковские. В Качановке впервые прозвучали «Персидский хор» и «Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила». И сейчас на холме, возле Майорского пруда, стоит белокаменная беседка, названная именем знаменитого композитора.

Трудно перечислить все пожертвования на развитие украинской литературы, науки, просвещения и искусства, осуществленные добродетельной семьей Тарновских.

В.В.Тарновский еще в студенческие года увлекся коллекционированием. Основу его уникального собрания составляли казацкие реликвии и бесценная шевченкиана. Среди раритетов коллекции были сабля Богдана Хмельницкого, личные вещи Ивана Мазепы, Семена Палия, Павла Полуботка, Кирилла Разумовского, казацкие сабли, клейноды, гетманские универсалы, портреты многих известных деятелей казацкого движения.
Это был настоящий музей украиноведения, завещанный коллекционером-меценатом Черниговскому губернскому земству для создания музейных экспозиций. Качановская коллекция оценивалась современниками в несколько сотен тысяч рублей серебром. На самом деле же, она была и остается, хотя и в разрозненном виде, бесценной. Интерес к коллекции привел в Качановку в 1880 году Илью Репина для продолжения работы над знаменитой картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». На протяжении почти всего лета художник с вдохновением зарисовывал казацкие реликвии, писал портреты хозяев усадьбы, пейзажи, восторженно работал над картиной «Вечерницы».

Качановский парк, взлелеянный тремя поколениями Тарновских, является одним из наибольших пейзажных садов в Украине и Европе. И не в размерах (735 га) его уникальность, а в том, что он вобрал у себя все лучшее, чем богато мировое парковое искусство и украинская природа. Разнообразие цветов и благоухания, хрустальная чистота источников, зеркальная гладь больших и малых прудов (площадью 125,63га) — парк зачаровывает своей неповторимой красотой. Здесь сохранились парковые мосты, овеянные легендами горки Любви и Верности, «Романтические» руины на берегу Большого пруда, которые являются уникальной памяткой садово-паркового искусства XVІІІ ст. В парковом массиве свыше 50 пород деревьев и 30 видов кустовых. В формировании художественного образа парка особую роль имеют хвойные породы, акклиматизированные в лестостепи - ель, сосна кедровая, сосна Веймутова, лиственница, пихта сибирская, кипарисовик орехоплодный. Из пород экзотических привлекают внимание бархат амурский, лох узколистый, птелея, катальпа.

Качановський ансамбль - это поистине один из наибольших, ярчайших образцов усадебной архитектуры, созданный в наилучших традициям мирового дворцово-паркового искусства, к тому же связанный с именами многих творческих личностей 19 в.

Усадьба Качановка (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

На берегу пруда, образованного рекой Смош у села Качановка, разбит прекрасный парк, окружающий роскошный дворец, церковь и служебные строения. Это единственная на Украине полностью сохранившаяся усадьба 18-19 веков. С 2001 г. ей присвоен статус национального историко-культурного заповедника.

В 1770 г. имение получил в подарок от императрицы Екатерины II фельдмаршал граф Румянцев-Задунайский, президент Малороссийской коллегии и генерал-губернатор Малороссии. Для него был построен дом в псевдоготическом стиле и заложен фруктовый сад. Затем усадьба поменяла несколько владельцев, пока в 1824 г. не попала в руки семьи Тарновских. Те превратили поместье в культурный центр, где подолгу жили и творили знаменитые писатели, поэты и художники. Перестроенный Григорием Тарновским дворец украсили произведения выдающихся мастеров. В конце концов меценатство разорило Тарновских. Усадьбу продали сахарозаводчику Харитоненко, а потом грянула революция. До наших дней чудом уцелели только остатки былого великолепия.

Что посмотреть

У въезда выставлены старинная сельскохозяйственная техника и хозяйская бричка. Во дворце еще идут реставрационные работы, для посетителей открыто только левое крыло. Сохранились мраморные камины, потолочная лепнина и фрагменты стенной росписи. В обновленных залах работают несколько постоянных выставок. Они рассказывают об усадебной культуре 18-20 веков, знакомят гостей с украинскими иконами, старинными рукописными и печатными книгами, иллюстрациями к произведениям Гоголя и Шевченко. Коллекция оружия, одежды и предметов казачьего обихода дала бесценный материал Илье Репину для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

В огромном парке оборудованы места, где разрешено ставить палатки. В одном из флигелей есть общежитие для гостей, предпочитающих более комфортный ночлег. Здесь очень неплохая рыбалка, проложены маршруты велосипедных и конных прогулок.

Особенно популярны декоративные «романтические руины», построенные еще при графе Румянцеве. Они выглядят так натурально, что дважды вводили в заблуждение археологов, принимавших талантливую имитацию за мифический замок Богдана Хмельницкого.

Практическая информация

Адрес: Черниговская обл., с. Качановка, ул. Глинки, 1. Координаты GPS: 50.836978, 32.655186.

Как добраться: на автомобиле по трассе Киев - Сумы до Прилук, там свернуть на Ичню, затем на Парафиевку, от которой до Качановки 5 км. Время в пути 2-2,5 часа. На электричке ехать в Нежин, затем автобусом Нежин - Иваница до Качановки.

Время работы: в будние дни с 8:00 до 17:00, в субботу и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день - понедельник. Цена билетов - 15 UAH. Для дошкольников, воспитанников детских домов, ветеранов, инвалидов и военнослужащих посещение усадьбы бесплатно. Аренда места для палатки в парковой зоне - 100 UAH с человека в сутки. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Национальный историко-культурный заповедник «Качановка» располагается в селе Качановка, Черниговской области Украины. Создан в 1981 году на основе дворцового ансамбля и парка дворянской усадьбы, которая была основана в 1770-х годах и на сегодня является единственной среди украинских усадеб, сохранившейся в комплексе.

Второй строительный период усадьба пережила в 1808-1824 годах при новых владельцах, которыми были украинский помещик Григорий Почеке (1765-1816) и его жена Прасковья Андреевна.

Расширяется территория усадьбы, дворец перестраивается в стиле русского классицизма, возводятся новые здания различного назначения, закладывается пейзажный парк.

После вступления 1824 года во владение Качановкой помещиков-меценатов Тарновских, начинается самый интересный период, который продолжался более 70-ти лет и принес славу этому волшебному уголку малороссийского края.

На протяжении 1836-1838 годов в усадьбе летние каникулы проводил талантливый художник, ученик Академии искусств Василий Штернберг, который здесь написал лучшие свои произведения, за что был удостоен высоких академических наград.

Летом 1838 года в Качановке плодотворно работал Михаил Глинка над оперой «Руслан и Людмила».

Качановский ансамбль - один из крупнейших, самых ярких образцов усадебной архитектуры, созданный в лучших традициях мирового дворцово-паркового искусства.

Усадьба была основана известным русским полководцем графом П.О Румянцевым-Задунайским (1725-1796), как одна из резиденций президента Малороссийской коллегии и генерал-губернатора Малороссии.

Тогда же, по проекту русского архитектора Карла Бланка, украинский зодчий Максим Мосцепанов выстроил роскошный дворец в романтическом стиле и спланировал регулярный парк при нем.

Своего расцвета Качановка достигает в период хозяйствования Василия Тарновского младшего (1837-1899).

Значительные расходы на благотворительность и коллекционирование, широкий образ жизни, принятый в Качановке, поставили Тарновского на грань разорения. В 1897 году он вынужден был продать усадьбу известному коллекционеру-меценату, Павлу Харитоненко (1852-1914).

Новый хозяин развернул в поместье большие строительные работы. Был капитально отремонтирован и частично перестроен дворец, который приобрел современный вид: появились новые усадебные постройки, большинство из которых сохранилась до наших дней.

Последними хозяевами усадьбы с 1914 по 1918 год были старшая дочь Елена и ее муж Михаил Олив. При них усадьба, как и раньше, процветала. Здесь размещалась картинная галерея, большая библиотека, хранились лучшие традиции прошлого, гостили интересные люди, в частности художники М. Добужинский и Петров-Водкин. Но культурная жизнь Качановки постепенно замирала.

1918 усадьба была национализирована Советской властью. С 1925 по 1933 года в Качановке размещалась детская коммуна им. Воровского. В дальнейшем усадебный комплекс использовался в оздоровительно-лечебных целях.

В течение последних десятилетий дворцово-парковый ансамбль приходил в запустение, разрушался, терял свое былое величие и красоту.
И только после объявления его заповедником слава Качановки начала возрождаться.

Недалеко от усадьбы расположена Георгиевская церковь, построенная 1816-1824 гг. Она была семейной усыпальницей Тарновских.

Удивительно красивое место! И единственное, где мы были вообще одни, за исключением работников в парке и усадьбе. Территория парка очень ухожена. Больше всего удивило отсутствие смотрителей в усадьбе. Мы гуляли сами по себе и никто за нами не следил. Из сотрудников наблюдался только охранник и девушка продающая билеты. Прогуливаясь по парку, создается впечатление, что попадаешь в прошлое, все пропитано его духом.