Население постав. Что посмотреть в городе Поставы (Беларусь, Витебская область)

История возникновения поселения и владельцы местечка Поставы

Расположился город Поставы на высоком холме, омываемом р. Мяделкой - притоком Западной Двины. Первые люди в этих местах появились ещё в эпоху позднего неолита и раннего бронзового века (кон. III - нач. II тыс. до н.э.), о чём свидетельствуют материалы археологических раскопок в северо-западной части города, на берегу озера Задевского.

В период раннего средневековья земли Поставщины входили в состав Полоцкого княжества и находились во владении наместника полоцкого князя - посадника. Возможно, уже тогда на месте современного города существовало поселение (некоторые учёные полагают, что называлось оно Посадник), хотя первое документальное упоминание о Поставах относится к началу XV века.

Однако известно, что первое упоминание в источниках не является датой основания города. Город мог существовать не одно столетие, пока в связи с определёнными событиями известия о нём не попали в исторические документы.

Так, в 1409 году великий князь литовский Витовт дарует грамоту своему вельможе Зиновию Братошичу на перевод деревни Посадник в разряд местечек с присвоением нового названия Поставы. В 1414 году Витовт подтверждает права сына Зиновия на владения в различных местностях, в том числе «вокруг озера Поставы».

Следующие известия о Поставах в документальных источниках появляются только в начале XVI века, в то время местечко принадлежит Юрию Ивановичу Зеновичу (возможно, фамилия образована от уже известного нам Зиновия). После его смерти (1517 г.) Поставы были разделены между его сыновьями (Николаем, Михаилом, Юрием и Яном) на четыре части.

На протяжении последующих более ста лет каждая из четырёх поставских усадеб наследников Юрия Зеновича имела свою историю. В результате брачных и продажных сделок Зеновичей все части Постав неоднократно переходили из рук в руки различных владельцев - представителей родов Радзивиллов, Шорцев, Грудзинских, Гуйских, Хрщановичей, Беганских, Товянских. Этот период имеет много неясностей: по документальным источникам трудно проследить местонахождение усадеб, т.е. различных частей Постав. В то же время в истории края Поставы как единое целое упоминаются в 1581 г., во время Ливонской войны, как этапный пункт войск короля Стефана Батория, идущего на Полоцк против армии Ивана Грозного. Источники сообщают: «венгерская пехота по распоряжению короля шла сухим путём до Постав; отсюда на лодках, вместе с орудиями и прочими тяжёлыми военными снарядами, она по реке прибыла в Дисну».

Собрать воедино три части Постав Зеновичам удалось в начале XVII века. В 1676 г. эти части купил Казимир Пац, жмудский бискуп, а в 1692 г. продал их Казимиру Беганскому. Сын Беганского, Ян Казимир, выдавая замуж свою дочь Анну за Бенедикта Тызенгауза в 1722 г. записал ей в приданое различные имения, в том числе и Поставы.

После смерти Бенедикта Тызенгауза Поставы были разделены между сыновьями покойного. Один из них, получив свою часть имения, выкупил у братьев остальные части и стал единственным владельцем Постав, заложив в городке свою будующую резиденцию - .

Точной даты раздела Постав и вступления Антония в единоличное владение всем имением не известно, однако именно с этого момента начинается новая эпоха в истории поселения.

Следует отметить, что до Антония Тызенгауза Поставы не имели ни одного каменного дома и состояли целиком из деревянных строений; господский дом около имения и три храма местечка также были деревянными. И хотя Поставы получили статус города только в конце XVIII века, облик европейского городка был сформирован ещё Антонием Тызенгаузом.


Саша Митрахович 11.02.2016 10:34

После того, как Поставы перешли во владение Антония Тызенгауза, площадь за сравнительно короткий период времени (начиная с 60-х годов) преобразовывается: это уже не хаотичная застройка деревянных домишек, а ансамбль каменных сооружений в стиле барокко. Поставская площадь явилась примером первой в Беларуси ансамблевой застройки, осуществлённой одним архитектором по единому плану. Специалисты склоняются к мнению, что строительными работами здесь руководил приглашённый из Италии зодчий Джузеппе де Сакко.

Точные сведения о времени начала строительства в Поставах отсутствуют. Однако есть основания полагать, что раньше, чем учредить королевские фабрики в Гродно, Тызенгауз проделал опыт в небольшом масштабе в своём имении в Поставах. Источники сообщают, что уже в 1765 году в местечке существовала фабрика поясов. А к 1783 году здания уже были в сильно запущенном состоянии.

Поставы представляли собой небольшое поселение, насчитывавшее всего 65 жилых домов. Весьма вероятно, что начавшаяся реорганизация королевских экономий, во главе которых король Станислав Август поставил своего личного друга и единомышленника, поглотила всё внимание Тызенгауза и привела к остановке строительства и запустению поставских предприятий.

Но вернёмся к началу крупномасштабного строительства в местечке. Реконструкцию поселения А. Тызенгауз начал с обустройства Рыночной площади. По сторонам площади (которая в плане представляет параллелограмм, хотя и кажется прямоугольной) архитектор расположил здания, обслуживающие приезжих, жилые дома ремесленников, административные учреждения. До наших дней уцелела третья часть прежнего ансамбля площади - 8 построек, из них 5 ремесленных домов, дом для заезда, лечебница и школа.

Центральное место на площади занимал рынок

Торговые ряды, низкие, под плоской крышей, были квадратными, с большим внутренним двором и сквозным проёмом. Торговля велась внутри двора, на который выходили двери лавок.

Инвентарь Поставского графства (середина XVIII века) о рынке сообщал следующее его описание: «Лавки, кругом каменные, к середине по скатам крыты черепицей, с четырьмя резной работы фигурами, вокруг с 18 вазами и для въезда с двумя воротами. Внутри лавок 26, дверей 29, окон подвальных с железными решётками 9, а двор только под лавками и в воротах замощённый». Лавки, за исключением угловых, были очень маленькими, площадью до 9 м2. По-видимому, большое количество лавок продиктовано тем, что они предназначались для разнообразного ассортимента товаров. В Инвентаре сказано, что в лавках имелись различные виды металлических и бумажных изделий, картины, карты, зеркала, кружева, перчатки, замшевые кожи.

В целом, здание Рынка имело специфическое назначение. По всему контуру лавок под ним тянулись глубокие (2,25 м) подвалы для хранения товаров. В помещениях отсутствовали постоянные печи, ни одно из них не было жилым. Глухие наружные стены, возможно, были необходимы для защиты товаров.

Двор рынка был замощён. Вся остальная площадь Постав и их улицы были немощёными. Следует отметить, что только во вт. пол. XIX века началось повсеместное мощение улиц в городе (в качестве пошлины с приезжающих брали камень, который привозили на подводах, и этим камнем впоследствии мостили улицы). В начале ХХ века рынок был сильно перестроен, выстоял во время Великой Отечественной войны, а в 50-е годы ХХ века разобран «за ненадобностью».

Южная сторона площади

На этой стороне площади, где в настоящее время находится здание Районного исполнительного комитета, прежде располагались три строения: две гостиницы и кафе. До конца 50-х годов ХХ века здесь ещё можно было видеть здание гостиницы, в которой размещалась «чайная». Позже строение было снесено, а на его месте появилось «детище» архитектуры середины ХХ века.

Западная сторона площади

Наибольший интерес представляет западная сторона площади: некогда здесь стояло самое большое количество тызенгаузовских строений (9 зданий), и до сегодняшнего дня именно в этой части находятся основные постройки вт. пол. XVIII века. Эта сторона площади так же, как и южная, была застроена симметрично относительно центра. К сожалению, ключевой по этой стороне, как, впрочем, и по трём остальным сторонам площади, дом утрачен.

Ввиду типологического сходства отдельных домов западной стороны их можно разбить на группы. К первой относятся крайние дома: здание аптеки - «каменица двухэтажная, в которой внизу для доктора, а наверху земская канцелярия» и здание краеведческого музея - «каменица двухэтажная казённая для заезда». Оба подобные по внешнему виду, здания совпадают по габаритам.

Первый дом (аптека) сохранил своё первоначальное назначение: он всегда принадлежал доктору, а сейчас здесь аптека. Дом находился на углу Виленской улицы, был покрыт черепицей. На первом этаже сени (коридор), вход в подвал; направо располагались три комнаты, налево - одна комната и кухня с печкой. По лестнице можно было попасть на второй этаж, где в коридоре находились две кухни с печками, а также четыре комнаты. На чердаке располагался склад для утвари. Трудно определить, был ли первый этаж дома лечебницей или только жильём доктора. Исходя из того, что наверху помещалось общественное учреждение, и сам дом выходил на многолюдную площадь, следует заключить, что даже если здесь и жил врач, то, скорее всего, здесь проводился и приём больных. Второй дом (здание краеведческого музея) имел аналогичную планировку со зданием лечебницы, и, хотя он неоднократно перестраивался, фасад его остался прежним. Ныне в нём расположен краеведческий музей.

Ко второй группе зданий на этой части площади относятся дома местных ремесленников. Все эти домики, покрытые голландской черепицей, были одноэтажными, с мансардами. Их конструкция интересна тем, что только фасадная стена была кирпичной, остальные - деревянные. Сочетание кирпича и дерева позволяло строить экономно и быстро. Очень трудно говорить о внутренней планировке этих домов, так как документальных данных не сохранилось. Тем не менее, сохранились описания этих сооружений местными жителями: «спереди были лавки, а сзади жил хозяин». По сохранившимся до нашего времени зданиям можно предположить следующую внутреннюю планировку. Главный вход, расположенный на одной из продольных сторон

дома, приводил в переднюю. Одна из стен передней (поперечная) отделяла жилую часть от двух больших производственных помещений, выходящих на площадь. Семья ремесленника занимала также мансарду, лестница на которую помещалась в той же передней. Дополнительный «чёрный» вход располагался на дворовом торце и вёл, по-видимому, сразу на кухню, так как по близости находился спуск в подвал, где хранились продукты.

Необходимо отметить, что ремесленники жили не только на площади, но занимали все дома по поставским улицам. Можно предположить, что дома на рынке, аналогично гродненскому посёлку для иноземных рабочих, были также построены для иноземцев, и в силу им был придан иной, в сравнении с остальными деревянными домами Постав, облик. Здесь, скорее всего, проживали иностранцы-мастера на фабриках.

С каждым из таких мастеров, а также рабочими, заключался договор, как правило, на неопределённый срок (сторонам формально предоставлялось право расторгнуть их в любой момент, хотя фактически, это право принадлежало одному подскарбию, который мог отправить мастеров на все четыре стороны, когда ему это было угодно; они же, если были чем-нибудь недовольны, могли развязаться с фабриками только путём побега). По договору мастеру выплачивали жалование (700 - 900 злотых в год, что по тем временам было немало), обеспечивали квартирой, дровами, свечами и съестными припасами его самого и его семью. Оплата труда была не сдельной, а фиксированной (оклад). И мастера, и рабочие (150 - 250 злотых в год - не так уж и много!), и подмастерья (100 злотых в год!) получали жалование каждый месяц, ученикам же выдавалась одежда и питание. Но самое интересное, что если мастер вышел из числа учеников, то он не получал ничего!

В договорах перечислялись различные условия труда и оплаты, но ни в одном не оговаривалась продолжительность рабочего дня. Однако, по дополнительным сведениям, известно, что на фабриках работали с 5 часов утра до 8 вечера с полуторачасовым перерывом на обед и ужин, к чему были приурочены бесплатные занятиями мастеров с учениками. Работали 6 дней в неделю, за исключением праздников. Так как среди иностранцев были люди различного вероисповедания, то в договоре была оговорка, что мастера будут праздновать согласно обычаям их религии.

В целом, на содержание иностранцев тратились большие средства, но только обещанием золотых гор Антоний Тызенгауз мог заинтересовать мастеров из Германии, Франции и др. стран Западной Европы и привлечь их на работу в Речь Посполитую. Возможно, что к 1783 году в связи с крахом Тызенгауза иноземцы покинули Поставы так же, как они покинули Гродно. Их дома заняли местные ремесленники.

Северная сторона площади

По этой стороне площади из построек времён Тызенгауза уцелел только один дом ремесленника. Прежде же здесь находились три дома ремесленников и аустерия. О внешнем виде первых трёх домов может дать представление гравюра кон.XIX века (показать репродукцию гравюры). Это была группа домов, совершенно аналогичная группе домов по западной стороне площади. Почти идентичные друг с другом, они подчёркивали значение аустерии. По своим размерам она уступала только рынку и была одним из главных сооружений на площади.

Следует обратить внимание на жилой дом, который был сформирован в итоге реконструкции двух домов ремесленников в XIX веке. Главный фасад получил сложную ассиметричную композицию с высокими ступенчатыми аттиками, с шатровой башенкой над одним из прямоугольных окон.

Восточная сторона площади

Согласно данным исследователя Е.Д. Квитницкой, эта сторона площади имела только одно тызенгаузовское здание, совершенно к настоящему времени перестроенное. До начала ХХ века оно служило гимназией. В конце XVIII века в школе «обучается российскому, латинскому и польскому языкам и прочим разным наукам благородного дворянства юношество; профессоры состоят на иждивении приказа общественного призрения, а юношество на собственном своём» - такие сведения указывает Инвентарь 1784 года. Само здание было сложено из кирпича, крыто черепицей, с четырьмя мансардами в крыше: на фасад рынка, к костёлу, к реке и к церкви; внизу - подвоенные ворота. Внутри, на первом этаже, размещались классные комнаты (четыре класса), на второй этаж вела тесовая лестница, поднявшись по которой можно было попасть в школьную канцелярию, а также в коридор с квартирами преподавателей. Здесь же, в коридоре второго этажа, находилась лестница на чердак, где располагались две комнаты и две кладовые.

Одно из этих промышленных сооружений, а именно бумажная фабрика, находилась здесь, на реке Мяделке. Фабрика представляла собой деревянное одноэтажное сооружение, покрытое высокой изломанного профиля гонтовой крышей. Фабричные машины приводились в движение водой: фабрика имела два постава. Производственный процесс протекал в двух помещениях: в первом проходило очищение и теребление тряпичного сырья, во втором - собственно производство бумаги.

Остальные помещения, кроме высокого чердака, служащего складом, предназначались для обслуживающего персонала. Это были: людская, кухня, пекарня и шесть жилых комнат. В 1783 году на фабрике работало 5 человек; изготавливалось шесть сортов бумаги и картон, в том числе и гербовая бумага с водяными знаками. Фабрика продолжала работать и в 1800 году: на ней всё ещё изготавливали разного сорта бумагу не более 100 стоп для домашнего употребления, а также частично на продажу.

Кроме бумажной фабрики, при реке Мяделке, на правом её берегу, стояла также не сохранившаяся до сих пор мельница «о двух поставах»: к ней от фабрики вёл деревянный мост. Водяная мельница в плане представляла собой вытянутое вдоль реки небольшое прямоугольное сооружение, крытое гонтом, фасадом повёрнутое к улице Лучайской (ныне ул. Красноармейской); кроме помещения для мельничной установки в ней имелась комната и кладовая.

Нынешнее каменное здание мельницы находится на том месте, где прежде стояло деревянное, сгоревшее, как полагают исследователи, во время большого городского пожара в 1815 году. Точная дата строительства каменной мельницы, к сожалению, не известна; однако можно предполагать, что это событие имело место до 1866 года, т.к. под этой датой в документах мельница названа одним из наиболее значительных каменных строений в Поставах. В конце XIX века началась перестройка водяной мельницы. Сохранившийся письменный источник от 1897 года рассказывает: «в местечке Поставах производится ремонт существующей с давних времён каменной одноэтажной мельницы с надстройкой над ней второго этажа и, кроме того, при той же мельнице вместо водяных колёс устраиваются турбины и новый со шлюзами мост».

Начало XX века мельница встретила обновлённой: трёхэтажное каменное здание, где каждый этаж имел своё назначение. На третьем этаже стояли машины для очищения, лущения и шатрования зерна; на втором этаже мололи зерно, здесь находилось решето и поставы, а на первом этаже осуществлялся приём готовой продукции. Турбинный механизм находился в цокольном этаже. В настоящее время в отреставрированном в 1994 году здании находится Дом ремёсел «Стары млын».


Саша Митрахович 11.02.2016 11:28

Поставы - город областного подчинения в Витебской области. Город расположен на реке Мяделка (бассейн Западной Двины) в 245 км от Витебска и 160 км от Минска. Через город проходят автодороги Р27 (Браслав-Мядель), Р110 (Глубокое-Лынтупы) и железнодорожная магистраль Крулевщизна-Лынтупы.

раскрыть весь текст

История развития - Поставы

Впервые Поставы упоминаются в 1409 г. в связи с наделением Братошина Зеновича по распоряжению великого князя литовского Витовта правом вечного пользования данной территорией. В 1522 г. Поставы уже упоминаются как частное местечко во владении Деспот-Зеновичей, при которых здесь был построен деревянный костел Богоматери (перестроен в 1760, до наших дней не сохранился). Во время Ливонской войны великий князь Стефан Баторий направлял из Постав плоты с артиллерией до Полоцка. Во время похода царских войск на Вильно в 1655 году местечко Поставы было захвачено и сожжено корпусом Василия Петровича Шереметева.

В 1720 году Поставы перешли во владение роду Тизенгаузенов . Под эгидой Антония Тизенгауза в местечке были организованы кожевенный завод, бумажная, полотняная фабрики, налажено производство поясов, функционировало несколько мельниц. Кроме того он провел масштабную реконструкцию местечка. На южной окраине Постав, на левом берегу реки Мяделка, возвели дворец с парком . В 1775 г. из Мяделя в Поставы перевели замковый суд. В 1782-1785 гг. в поселке действовала театральная школа Тизенгауза, перевезенная из Гродно. В 1791 г. Поставы получили статус города.

В результате второго раздела Речи Посполитой Поставы оказались в составе Российской империи, где стали центром уезда, в 1796 г. новые власти утвердили герб города. Однако вскоре статус поселения понизили до местечка. В 1814-1853 гг. Поставы находились во владении К. Тизенгауза , который основал здесь орнитологический музей и художественную галерею, где на 1840 г. насчитывалось более 60 произведений живописи. В 1880 имение перешло во владение Пшазьдецких. В 1898-1904 гг. в городке построили костел Св. Антония Падуанского . В 1897 г. открылась одноименная железнодорожная станция на линии Каралевшчына - Пабродьде.

В годы Первой мировой войны Поставы находились на линии фронта. В 1921 г. город вошел в состав Польши, на то время в Поставах функционировали 2 лесопильных завода, кирпичный завод, паровая мельница, пивзавод, пекарня. Последним владельцем имения в Поставах был Константин Пшездецкий. 18 сентября 1939 г. город заняли части Белорусского фронта Красной армии и Поставы вошли в состав БССР. Во время Великой Отечественной войны с 6 июля 1941 до 5 июля 1944 г. город находился под немецкой оккупацией.

раскрыть весь текст

Туристический потенциал - Поставы

В настоящее время исторический центр Постав представляет собой уникальный для Беларуси объект, так как здесь сохранился комплекс построек XVIII в., среди которых особенно отличается комплекс зданий на бывшей , постройки на улицах Советской, Красноармейской и участок природного ландшафта вокруг пруда. В исторической части города на берегу реки Мяделка также находится православная (воздвигнутая в 1894 г.), а на другом берегу находится (1898 - 1904 г.), который представляет собой однобашенную базилику с пятигранной апсидой.

В конце XVIII в. у моста через реку Мяделку была возведена , приспособленная в XIX в. под постройку производственно-хозяйственного назначения. Сегодня здесь располагается Дом ремёсел «Стары Млын» .

Вблизи площади Антонием Тизенгаузом в XVIII а. был заложен большой каменный в стиле классицизма с П-образным контуром (закончен лишь в первой трети XIX в. Константином Тизенгаузом). Фасады здания украшены вертикальными лопатками, между которыми находятся большие окна. В 2006 г. перед дворцом был установлен памятник орнитологу Константину Тизенгаузу в полный рост. К дворцу примыкает парк XVIII в. площадью около 10 га с каналами и остатками старых липовых аллей, экзотическими растениями в декоративных группах.

С 1992 г. в Поставах проводится международный фестиваль народной музыки «Звіняць цымбалы і гармонік» .

Город Поставы стоит на берегу двух озер, образованных речкой Мяделкой. Этот старинный торговый город впервые упоминается в 1409 году.

Основную славу принес Поставам род Тизенгаузов. Антоний Тизенгауз – гродненский староста, просветитель, реформатор, стремившийся создать передовую промышленность, организовал свое имение по образцу европейских городов. Он построил 35 мануфактурных производств, которые процветали и приносили немалый доход.

Его сын Константин Тизенгауз посвятил себя науке. При нем Поставы превратились в научный центр. Он построил в городе Орнитологический музей, библиотеку, картинную галерею. В его имение съезжались все знаменитости того времени, ища у богатого мецената помощи и поддержки.

В наши дни Поставы – живописный небольшой городок, отражающийся в озерной глади.

Знаменитый Красный костел Св.Антония Падуанского привлекает множество паломников и туристов. Храм, построенный в неоготическом стиле в конце XIX века, смотрится в спокойные воды озера. Белоснежная статуя Спасителя благословляет верующих на входе в костел.

Уютной и домашней смотрится церковь Николая Угодника, стоящая напротив костела. Белокаменное здание церкви оттеняет голубой шатер колокольни. Николай Чудотворец, которому посвящена церковь, любим в народе за свою доброту, помощь бедным и заступничество за обижаемых. Поэтому и Никольские храмы всегда радостные, светлые, веселые. Ретроспективный русский стиль очень хорошо подходит именно для такой церкви.

Дворец Тизенгаузов – грандиозное строение, построенное в стиле классицизм. Сейчас здание полностью реставрировано. Благоустроен двор и парк. Здесь в наши дни проводятся концерты, праздники, исторические реконструкции.

В Поставах сохранились дома старинной городской застройки. Без труда можно представить себе, как город выглядел в прежние времена. Сохранилась здесь богатая водяная мельница. Она действует и поныне. Можно полюбоваться на это чудо, послушать журчание воды и мерный стук водяного колеса.

Кладбища в Поставах тоже чистенькие и ухоженные. Здесь не забывают ни католиков, ни православных, ни евреев. Все в идеальном порядке. Можно прогуляться и почтить прах усопших, почитать эпитафии на плитах, полюбоваться величественными надгробиями.

November 22nd, 2017

Поставы — небольшой город (20 тысяч жителей) на севере Беларуси, самый западный районный центр Витебской области. Тихий провинциальный городок посреди белорусской глубинки поблизости от границы с Литвой. Именно Поставы были первым пунктом нашего с schelkunov трёхдневного путешествия по Западной Витебщине, и этот город мы, приехав в него на рассвете, осматривали ранним утром, когда он только просыпался после августовской ночи.

Кликабельная карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:

Что интересно, в Отечественную войну 1812 года Константин Тизенгауз, вместе со своим братом, перешёл на сторону Наполеона, после окончания войны остался за границей, но по амнистии смог вернуться и получить обратно своё имение.

46. Главный фасад дворца с портиком. В наше время улица проходит так, что к ней дворец стоит боком, а главный фасад обращён во двор.

47. На фасаде с другой стороны (назвать его "задним" как-то язык не поворачивается) помещён родовой герб Тизенгаузов.

48. Усадебный (а сейчас больничный) парк. Похоже, что здесь воссоздана обстановка времён Тизенгаузов.

49. Пирамидки из зеркал — видимо, оттуда же. Какой-то необычный декоративный элемент. Да, и надпись "Зеркало" оставлена Капитаном Очевидность в моём лице:)

51. А вот и снова пруд на Мяделке. И вдалеке виден костёл Святого Антония (на заглавном кадре похожий ракурс, только ещё виден мост, мельница и православная церковь).

Речка Мяделка течёт из довольно известного озера Мядель, что неподалёку отсюда, но уже в Минской области, где по нему также назван небольшой город. Соседние озёра Мядель и Нарочь — довольно популярные места отдыха и рыбалки, в первую очередь, среди жителей Минска.

52. У правого берега пруда — небольшой Парк Славы, с предельно скромным памятником Воинам-Интернационалистам.

53. Рядом — маленькая выставка бронетехники:

54. Истребитель МиГ-23. Чуть правее кадра есть ещё вертолёт Ми-8. В советские времена в Поставах действовал военный аэродром, и это напоминание о тех временах.

55. Гораздо менее тривиальное напоминание об этом мы увидели у берега пруда. Лодка из подвесных топливных баков самолёта! Весьма оригинально.

57. Вдоль правого берега мы замыкаем круг и возвращаемся в центр по улице Гагарина, которая в перспективе замкнута на костёл.

58. Интересный польский деревянный дом:

59. А вот тоже старый кирпичный, с полувальмовой крышей, характерной для Белоруссии.

60. И обычные, в общем, для этих мест избы. Некоторые стоят в тени могучих вековых деревьев.

61. А вот и снова костёл святого Антония Падуанского (построен в 1898-1904 годах). К нему до сих пор ведёт булыжная мостовая.

62. Костёл построен в неоготическом стиле, и довольно изящен. На фото — боковой фасад.

Начинался новый день, становилось всё теплее, на улицах было всё больше людей и машин, а мы от костёла уже знакомой по рассветному часу дорогой возвращались назад к вокзалу, попутно забрав с автостанции рюкзаки. Кое-что в городе мы не увидели, а именно — бывшие военные городки: 5-й (ракетных войск) и 6-й (авиаторов); это, в общем-то, и есть почти единственные в городе кварталы с пятиэтажной застройкой. Советские военные части в наше время расформированы, и ныне в Поставах обитают пограничники: по прямой отсюда всего 11 километров до Литвы.

63. Интересный домик по пути на вокзал. Необычно решён второй этаж.

64. И довольно интересная автобусная остановка у вокзала. Напомнила мне деревянные остановки в вологодском .

65. И знакомый уже нам вокзал. Железная дорога в Поставы пришла в 1895 году, причём со стороны Лынтуп, где сейчас находится тупик (в следующем посте я ещё расскажу об этом подробнее), и изначально она была узкоколейной, будучи затем перешита на широкую колею во время Первой мировой войны.

На вокзал мы пришли минут за двадцать до поезда, успев купить билеты и немного отдохнуть. Следующим пунктом нашего путешествия был город Глубокое.

66. И ехали мы туда на пригородном поезде Лынтупы - Крулевщизна, который есть не что иное, как прицепной вагон Витебск - Лынтупы, на котором мы сюда приехали, идущий в обратную сторону уже в качестве пригородного. Вот и он прибывает на первый путь. Пригородный поезд из тепловоза и пассажирского вагона (в данном случае плацкартного) — обычное дело для РЖД (и поэтому абсолютно привычное для меня), но почти уникальное для Белорусской железной дороги.


Центр Поставского района Витебской области расположен на реке Мяделка в 250 километрах от Витебска. В Поставах находится железнодорожная станция на линии Витебск-Вильнюс, а также узел автомобильных дорог на Браслав, Глубокое, курортный поселок Нарочь и другие населенные пункты.


На месте современных Постав между озерными затоками реки Мяделки в 996 году располагалось поселение Посадник, первым владельцем которого был Данут Зенович. В 1409 году привилеем великого князя Витовта Посадник получил статус местечка и новое имя – Поставы. Магнатам Зеновичам Поставы принадлежали вплоть до XVIII столетия, потом перешли под руку Беганских, которые построили в городе кляштор францисканцев.


Но особую известность город получил после того, как стал владением знаменитого рода Тизенгаузов. Расцвет Постав в первую очередь связан с именем реформатора и просветителя Антония Тизенгауза. Именно при нем в Поставах появились первые каменные дома, мануфактуры, на которых изготавливали гербовую бумагу, ковры, корабельные паруса, модные шляпы и пояса, и даже дилижансы. Всего в городе работало 35 предприятий.


Центром города традиционно была рыночная площадь, от которой начинались торговые пути на Мядель и Друю. Архитектурный ансамбль города создавался в 1760-1780 годах по проекту итальянского архитектора Джузеппе Сакко в стиле барокко. Это первый каменный архитектурный ансамбль в Беларуси, выполненный по единому замыслу в одно время. В застройку площади органично вошли торговые ряды, постоялый двор, корчма, конторские здания, униатская церковь 1713 года, деревянный костел XVI- XVIII веков. До наших дней ансамбль застройки рыночной площади Постав сохранился частично. Так, на западной стороне сохранились здание госпиталя и дома ремесленника-торговца, заезжий дом, в котором размещены краеведческий музей, аптека, считающаяся самой старой в стране, и несколько домов торговцев сохранились в других районах центра Постав, здание школы конца XVIII - XIX веков. На месте деревянного униатского храма в конце XIX - начале XX веков возводится православная церковь в стиле неорусской архитектуры.


В 1780 году началось возведение дворца в стиле классицизм и разбивается пейзажный парк с ботаническим садом фонтанами и скульптурами. Антоний Тизенгауз, который был другом детства последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского и переписывался с Жан-Жаком Руссо, стремился сделать Поставы центром культуры и промышленности. Во дворце начали работать камерный оркестр и балетная школа. В 80-х годах XVIII века хореограф Ф. Г. Ле Ду ставит в Поставах свой "Балет вод, или Купель Дианы".


В XIX веке внучатый племянник Антония Константин Тизенгауз, продолжил дело своего предка-просветителя. Известный орнитолог, разработавший систему классификации птиц, которой пользуются и современные ученые, автор нескольких иллюстрированных книг по орнитологии основал во дворце один из красивейших в Восточной Европе орнитологический музей с несколькими тысячами экспонатов. Музей являлся базой биологического факультета Виленского университета. При Константине Тизенгаузе во дворце появилась и картинная галерея, где, по некоторым источникам, были работы Леонардо да Винчи, Рембрандта, Рубенса, Дюрера и других известных художников. В дворцовой библиотеке, кроме книг по орнитологии, находились редкие памятники польской письменности, ценные гравюры и семейный архив, начинающийся с XIII века. Родовое гнездо Тизенгаузов в Поставах посещал российский император Николай II. Данный памятник архитектуры XVIII века находится под охраной государства. Сейчас здесь расположена Поставская центральная районная больница.


Памятник орнитологу Константину Тизенгаузу был открыт в Поставах в 2006 году накануне Дня белорусской письменности. Ученый изображен в полный рост. У правой ноги Тизенгауза сидит сова - символ мудрости, а на правую руку орнитолога присели две птицы. Памятник выполнен из бронзы и установлен перед зданием дворца Тизенгаузов. Здесь же планируют установить памятник и Антонию Тизенгаузу.


У берега реки, в конце XIX века возводятся неоготический костел св. Антония Падуанского, который наравне с домами Тизенгауза считается визитной карточкой Постав. Его 43-метровая башня-шпиль видна издалека. Костел строился в 1898-1904 годах по проекту архитектора Артура Гойбеля на фундаменте деревянного францисканского монастыря XVII века. Костел был значительно поврежден в Первую мировую войну, отстроен в 20-е годы. В 1959 году костел закрыли и приспособили под промышленное предприятие. Он был возвращен верующим в 1989 году.


Одно из интересных мест в Поставах - водяная мельница XIX столетия. В этом кирпичном здании легко прослеживаются черты позднего классицизма. Здесь расположился Дом ремесел "Стары млын", в котором можно посмотреть работы поставских мастеров. Здесь расположены 4 выставочных зала народного творчества, вернисажи художников, выставки изделий народных мастеров.


Ежегодно в июне в Поставах проходит фестиваль народной музыки "Звенят цимбалы и гармошка". Впервые он был проведен в 1992 и в 1996 году праздник получил статус международного.


К услугам гостей Постав 3 гостиницы, 6 ресторанов, 2 ночных и 3 бильярдных клуба. В 3-х пунктах проката можно взять напрокат туристическое снаряжение и отправиться в путешествие по Поставщине: около Постав находится селище эпохи позднего неолита и раннего бронзового века (конец III-го - начало II-го тысячелетия до новой эры), а также как минимум 28 памятников археологии, истории и культуры, готовых для приема посетителей.


В Поставском районе возле трассы Вильнюс-Полоцк разместился агро-экотуристический комплекс "Соловьиная роща", с автостоянкой, кафе и сувенирным магазинчиком. Рядом с местным сырзаводом здесь проходит интересный экскурсионный маршрут: кроме вольеров с традиционными коровами, кроликами и лошадьми юные и взрослые путешественники могут полюбоваться экзотическими страусами и оленями. Предлагаются и конные прогулки.


А еще на Поставщине можно посетить альтернативного Деда Мороза. Здесь в 28 километрах от Постав живет самобытный белорусский правитель зимнего царства старичок-чародей Зюзя Приозерский. Древнее языческое божество прописалось в живописном лесу на территории Стародворского лесничества недалеко от деревни Прудники. Кроме избы Бога морозов и холода, здесь находятся дом Зимы, кафе, пасека, Дом охотника, банька.

Гостей Зюзи ожидают экскурсия по усадьбе, театрализованное представление с участием любимых сказочных персонажей, угощенья от хозяина - ароматный травяной чай с блинами, а также катание на лошадях. В качестве сувениров Зюзя предлагает поделки собственного производства, учит гончарному искусству.