Океанский лайнер «Lusitania» - трагическая судьба корабля. Тайна гибели пассажирского лайнера «лузитания

«Лузитания» (RMS Lusitania) - британский пассажирский лайнер, принадлежавший (как и однотипный лайнер «Мавритания») компании Cunard Line (рус. «Кунард Лайн», полное английское наименование Cunard Steamship Line Shipping Company). Торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года. Судно затонуло за 18 минут в 13 км от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту. Потопление «Лузитании» настроило общественное мнение многих стран против Германии и способствовало вступлению США в Первую мировую войну два года спустя.


Проект «Лузитании» был разработан проектировщиком компании «Кунард Лайн» Леонардом Пескеттом. Пескетт построил большую модель предлагаемых судов в 1902 году, демонстрируя трехтрубный проект. Четвертая труба была добавлена в проект в 1904 году для вывода выхлопов из дополнительных котлов. Перед широким использованием турбинной силовой установки на судах «Кунард Лайн» установила меньшую версию турбины на своем судне «Кармания» в 1905 году для того, чтобы убедиться в целесообразности использования данной технологии.
На строительстве "Луизианы"

Киль «Лузитании» был заложен на верфи «Джон Браун и К°» в Клайдбэнке под номером 367 16 июня 1904 года.

Она была спущена и окрещена Мэри, Леди Инверклайд, 7 июня 1906 года.
RMS "Лузитания" перед спуском на воду 7 июня 1906 года.

Спуск "Лузитании" на воду

С 27 июля 1907 года начались предварительные и формальные испытания «Лузитании». Инженеры-судостроители и представители «Кунард Лайн» обнаружили, что высокая скорость вызывала сильную вибрацию в корпусе, поэтому пришлось произвести упрочнение корпуса. После этих модификаций судно было передано «Кунард Лайн» через год, 26 августа.
«Лузитания» отошла от причальной стенки Ливерпуля 7 сентября 1907 года в субботу под командованием коммодора Джеймса Уатта. Судно прибыло в Нью-Йорк 13 сентября в пятницу.
"Лузитания" прибывает в Нью-Йорке в свой ​​первый рейс. 1907

В то время она была крупнейшим океанским лайнером в мире и должна была таким остаться до ввода в эксплуатацию «Мавритании» в ноябре того же года. В течение своей восьмилетней службы, «Лузитания» совершила в общей сложности 202 рейса через Атлантику по линии Ливерпуль - Нью-Йорк.
Обеденный Салон "Лузитании"

В октябре 1907 года «Лузитания» завоевала «Голубую Ленту Атлантики», отобрав ее у германского лайнера «Кайзер Вильгельм II». «Лузитания» шла со средней скоростью в 23,99 узла (44,43 км/ч), идя на запад, и 23,61 узла (43,73 км/ч) - на восток.
С вводом в экплуатацию «Мавритании» в ноябре 1907 года, «Лузитания» и «Мавритания» неоднократно отбирали друг у друга «Голубую Ленту Атлантики». «Лузитания» совершила свое самое быстрое путешествие на запад со средней скоростью в 25,85 узлов (47,87 км/ч) в 1909 году. В сентябре того же года она навсегда уступила «Голубую Ленту Атлантики» «Мавритании», которая установила рекорд в 26,06 узлов. Этот рекорд был превзойден лишь в 1929 году.
Ресторан на палубе первого класса

Строительство «Лузитании» и операционные затраты субсидировались Британским правительством, с условием, что судно в случае необходимости могло быть преобразовано в вооружённый вспомогательный крейсер. Когда началась Первая мировая война, Адмиралтейство рассчитывало реквизировать её как вооруженный вспомогательный крейсер (ВВК), и «Лузитания» была внесена в официальный список ВВК. Однако затем подобные большие лайнеры были признаны непригодными для применения в качестве вооруженных вспомогательных крейсеров вследствие большого расхода угля. Однако «Лузитания» осталась в официальном списке ВВК и была указана как вспомогательный крейсер.
Лузитания, спальня 1 -го класса.

Многие большие лайнеры были использованы как войсковые транспорты или как судна-госпитали. «Мавритания» стала войсковым транспортом, пока «Лузитания» трудилась на «Кунард Лайн» как роскошный лайнер, перевозящий людей из Великобритании в США и обратно. Новая «Аквитания» была переоборудована в судно-госпиталь, пока «Олимпик» «Уайт Стар Лайн» и «Мавритания» перебрасывали войска в Средиземное море.
"Лузитания"

Тем не менее, на «Кунард Лайн» по-прежнему обращало внимание Адмиралтейство, заявляя, что «Лузитания» может быть реквизирована в любое время, если военные действия обострятся. Для того, чтобы уменьшить эксплуатационные расходы для пересечения Атлантики, на «Лузитании» были уменьшены ежемесячные рейсы и запечатано 4 котла. Максимальная скорость теперь была снижена до 21 узла (39 км/ч). Но даже в таком режиме эксплуатации «Лузитания» была быстрейшим коммерческим пассажирским лайнером на Севере Атлантики и на 10 узлов (19 км/ч) быстрее, чем любая подлодка. Тем не менее, «Лузитания» подверглась многим изменениям:
имя судна было закрашено,
на крыше мостика была добавлена платформа компаса,
трубы «Лузитании» были выкрашены в черный вместо цветов «Кунард Лайн»,
между первой и второй трубами была добавлена вторая платформа компаса,
на кормовой рубке были установлены два дополнительных багажных крана,
в течение своего последнего путешествия она не поднимала никаких флагов.
Дэвид Доу, капитан "Лузитании" .1915

17 апреля 1915 года «Лузитания» покинула Ливерпуль и отправилась в свой 201-й трансатлантический рейс, прибыв в Нью-Йорк 24 апреля того же года. Группа германо-американцев, надеющаяся избежать дискуссии о том, будет ли «Лузитания» атакована германскими подлодками, поделились своим беспокойством с представителями Германского посольства в США. Германское Посольство в США решило предупредить пассажиров перед их следующим рейсом, чтобы те не плыли на «Лузитании». Имперское Германское посольство напечатало предупреждение в пятидесяти американских газетах, включая и нью-йоркские.
«Лузитания» покинула пирс № 54 в Нью-Йорке в полдень субботы 1 мая 1915 года.

5 и 6 мая U-20 потопила три судна, и Королевский Военно-морской флот разослал на все британские суда предупреждение: «Подлодки активны у южного берега Ирландии». Капитан Тернер 6 мая дважды получил это сообщение и принял все меры предосторожности: были закрыты водонепроницаемые двери, задраены все иллюминаторы, удвоено количество наблюдателей, все шлюпки были расчехлены и вывалены за борт для ускорения эвакуации пассажиров в случае опасности.
В пятницу 7 мая в 11:00 Адмиралтейство передало другое сообщение, и Тернер скорректировал курс. Вероятно, он думал, что подлодки должны быть в открытом море и не подойдут со стороны берега, и «Лузитания» будет защищена близостью к суше.
В 13:00 один из матросов германской подводной лодки U-20 заметил впереди большое четырёхтрубное судно. Он сообщил капитану Вальтеру Швигеру, что заметил большой четырёхтрубный корабль, идущий на скорости около 18 узлов. У лодки было мало топлива и лишь одна торпеда, капитан уже собирался возвращаться на базу, как на лодке заметили, что судно медленно поворачивается правым бортом к лодке.
Лузитания» была приблизительно в 30 милях (48 км) от Ирландского берега, когда она попала в туман и уменьшила скорость до 18 узлов. Она шла в порт Куинстауна - ныне Коб - в Ирландии, до которого оставалось 43 мили (70 км) пути.
В 14:10 впередсмотрящий заметил приближающуюся торпеду с правого борта. Через мгновение торпеда попала в правый борт под мостик. Взрыв взметнул столб обломков стальной обшивки и воды вверх, затем последовал второй, более мощный взрыв, из-за которого «Лузитания» начала сильно крениться на правый борт.
На фотографии реконструкция торпедного пути со слов очевидца.

Радист «Лузитании» безостановочно посылал сигнал бедствия. Капитан Тернер приказал покинуть судно. Вода затопила продольные отсеки правого борта, вызвав 15-градусный крен на правый борт. Капитан попробовал развернуть «Лузитанию» к ирландскому берегу в надежде посадить его на мель, но судно не слушалось руля, так как взрыв торпеды перебил паровые магистрали рулевого управления. Тем временем судно продолжало двигаться со скоростью в 18 узлов, из-за чего вода быстрее поступала внутрь.
Женщина, спасенная с "Лузитании", 25 мая 1915

Спустя около шести минут бак «Лузитании» начал погружаться. Крен на правый борт сильно усложнял спуск спасательных шлюпок.
На фотографии г-н Купер, канадский журналист с маленькой Хелен Смит, шестилетней девочкой, потерявшей обоих родителей в результате катастрофы "Луизитании"

Большое число спасательных лодок опрокинулось при погрузке или были опрокинуты движением корабля, когда они касались воды. «Лузитания» несла 48 спасательных шлюпок - более чем достаточно для всей команды и всех пассажиров, - но только шесть шлюпок удалось благополучно спустить, - все со стороны правого борта. Несколько раскладных спасательных шлюпок смыло с палубы, когда лайнер погружался в воду.
Самый младший из спасенных с корабля

Несмотря на принятые капитаном Тернером меры, лайнер не дошел до берега. На борту поднялась паника. К 14:25 капитан Швигер опустил перископ и ушел в море.
г-н Лейн и мисс Уильямс, два спасенных американца

Капитан Тернер оставался на мостике до тех пор, пока его водой не смыло за борт. Будучи отличным пловцом, он протянул в воде три часа.
Некоторые спасенные с "Лузитании

От движения судна вода попадала в котельные, некоторые котлы взорвались, включая те, которые были под третьей трубой, из-за чего та рухнула, остальные же трубы обрушились чуть позже.
Спасенные пассажирки с "Лузитании".

Судно прошло около двух миль (3 км) от места торпедной атаки до места гибели, оставляя след из обломков и людей за собою. В 14:28 «Лузитания» опрокинулась килем вверх и затонула.
Спасенные с "Лузитании" в Квинстоне.

Лайнер затонул за 18 минут в 8 милях (13 км) от Кинсейла. 1198 людей погибли, включая почти сотню детей. Тела многих жертв были похоронены в Куинстауне в Кинсейле - городе у места гибели «Лузитании».
Пережившие бедствие прибыли в Квинстаун

11 января 2011 года в возрасте 95 лет умерла Одри Пирл, последняя выжившая пассажирка лайнера, которой на момент его гибели было всего три месяца
Выезд потерпевших кораблекрушение из Квинстауна в Лондон

Спасенные пассажиры на станции на Лайм-стрит, Ливерпуль/b>

Спасшиеся офицеры "Лузитании", слева направо: первый офицер Р. Джонс, А. А. Бисти, младший третий офицер, третий офицер и Дж.П. Льюис, 1915 год

Георг V встречается с выжившим экипажем "Лузитании"

Двое мужчин достают ящики с телами жертв из спасательного судна.

Американские жертвы с "Лузитании" 27 мая 1915 года

Богослужение по жертвам "Лузитании" в Вестминстерском соборе Лондона. Службу проводит кардинал Борн

Погребение жертв с "Лузитании". Лондон, Англия 1915 го

Демонстрация против немцев на Тауэр Хилл в Лондоне

Антинемецкие погромы после торпедирования "Лузитании": многие магазины чьи хозяева носили немецкие фамилии были разгромлены. На фотографии погромщики разоряют сигарный склад Шенфельда. Лондон, Англия 1915 год.

Пропагандистский плакат

Немецкая подводная лодка U20 выброшенная на побережье Дании, считается той, которая потопила "Лузитанию"

Исследование обломков "Лузитании" в 1935 году. Джим Джаррет был главный водолаз и совершал погружения на 312 футов.

Лайнер «Лузитания»

В начале ХХ в. борьба за «Голубую ленту Атлантики» – приз, вручаемый судну, показавшему наименьшее время трансатлантического перехода – приобрела характер межгосударственного соревнования. Если ранее почетным трофеем постоянно владели британские суда, то теперь в борьбу активно включились германские лайнеры-скороходы. Им удалось завоевать «Голубую ленту» несколько раз, с чем не только общественность, но и правительство Британской империи мириться не желало. А поскольку самое передовое по тем временам судостроение готово было создавать суперлайнеры на основе новейших достижений науки и техники, то судовладельцы решили пойти на весьма смелый шаг.

Компания «Кунард Лайн» решила построить два судна, которые предполагалось оснастить не паровой машиной, а еще только завоевывавшей себе место на флоте паровой турбиной. Внедрение этой новинки должно было позволить добиться от машин новых судов невиданной ранее мощности и, соответственно, позволить им развивать недостижимую ранее скорость. Впрочем, несмотря на заманчивые перспективы, руководство «Кунарда» не желало идти на неоправданный риск и, прежде чем заложить турбинные гиганты, решило построить по одному проекту два судна меньших размеров, оснастив одно обычной паровой машиной, а другое – турбиной. И только после того, как турбины доказали свое преимущество, началось создание будущих рекордсменов.

Своих судовладельцев решило поддержать правительство. Оно пообещало предоставлять ежегодные субсидии компании в случае, если лайнеры смогут при хорошей погоде держать в море скорость не менее 24, 5 узлов. И главное, правительство Его Величества компенсировало значительную часть расходов на постройку, правда, при этом на стоимость строительства наложили определенные ограничения.

Строительство «Лузитании» («Lusitania») доверили известной фирме «Джон Браун» из Клайдбэнка. Работы начались 20 сентября 1904 г., а 7 июля 1906 г. судно при огромном стечении народа торжественно спустили на воду. По словам британской газеты, ни на одном подобном мероприятии ранее не собиралось такого количества морских специалистов.

Технические характеристики лайнера «Лузитания»: валовая регистровая вместимость – 31 000 рег. т, максимальная длина – 239,42 м, длина между перпендикулярами – 231,8 м, ширина – 26,84 м, осадка – 10,21 м. Мощность механизмов – 68 000 л.с. Максимальная скорость хода – 25,85 узла. Судно могло принять на борт до 2200 пассажиров всех классов.

«Лузитания»

27 июля 1907 г. – новый лайнер отправился в пробный рейс вокруг Ирландии. В сентябре того же года «Лузитания» впервые отправилась в Америку, но из-за тумана установить рекорд в первом же походе не удалось. Но уже во втором рейсе «Голубая лента» была завоевана, причем впервые в истории удалось пересечь океан быстрее, чем за пять суток. Вплоть до начала Первой мировой войны единственным конкурентом «Лузитании» в борьбе за «Голубую ленту» являлась однотипная «Мавритания». Четырехтрубные гиганты заслуженно имели отличную репутацию не только самых скоростных, но и очень комфортабельных судов, к тому же с опытными капитанами и высокопрофессиональными командами. Всего до августа 1914 г., когда началась Первая мировая, «Лузитания» совершила более 900 трансатлантических рейсов.

Начавшаяся война не прервала рейсы «Лузитании» через Атлантику, правда, теперь в целях экономии угля часть ее котлов (6 из 25) вывели из эксплуатации, в результате чего максимальная скорость несколько снизилась. Но к весне 1915 г. в океане сложилась весьма напряженная обстановка. В ответ на введенную правительством Британии блокаду германское командование решило предпринять ответные меры. Блокаду Британских островов немцы, явно уступавшие в морских силах, возложили на подводные лодки. Они получили приказ топить без предупреждения все корабли и суда, оказавшиеся в объявленных запретными для судоходства обширных районах. Это противоречило принятым ранее правилам, согласно которым уничтожение торговых (а тем более пассажирских!) судов вместе с находящимися на борту людьми считалось совершенно недопустимым. Но Первая мировая война была совершенно не похожа на предыдущие. Все ранее принятые соглашения игнорировались, воюющие страны совершали многочисленные деяния, которые сложно классифицировать иначе, чем военные преступления.

«Лузитания» готовилась уйти из Нью-Йорка к берегам Британии 1 мая 1915 г. Немцы же, со своей стороны, стремившиеся всячески противодействовать британской торговле, во многих утренних газетах разместили объявления, в которых предупреждали о том, что путешественников поджидает смертельная опасность. Сообщалось, что в случае, если «суда нейтральных стран окажутся в районе театра военных действий, они могут подвергнуться нападению» подводных лодок. Но рядом с этим предупреждением в газетах разместилось и другое, рекламное. В нем теперь уже британцы убеждали американцев, что путешествие на самом быстроходном лайнере будет не только комфортным, но и безопасным.

Англичане пошли на то, чтобы принять в трюмы лайнера военный груз, в частности, боеприпасы. Правда, в то время этот факт тщательно скрывали. А подводные лодки успешно топили суда как воюющих, так и нейтральных государств у берегов Англии и Ирландии (кстати, буквально в день отхода «Лузитании» субмарина торпедировала американский танкер). Хотя ряд пассажиров сочли за благо отказаться от рискованного путешествия, но их число не намного превышало число «отказников» в мирное время. Остальные – а в их числе значились и очень богатые и влиятельные люди – предпочли поверить в заявления из серии «в скорости с "Лузитанией" не может соперничать ни один германский военный корабль». В результате на борту судна оказались 1257 пассажиров (и 702 члена экипажа).

Перед отплытием командовавшему судном капитану Тёрнеру сообщили, что на подходах к берегам Ирландии его встретят британские крейсера и будут эскортировать до порта назначения – Ливерпуля. Это известие успокоило капитана и знавших о нем офицеров лайнера. Но в Британском адмиралтействе выделили для встречи лайнера лишь старый крейсер «Джуно». Он мог защитить своего «подопечного» от надводного рейдера, но был совершенно непригоден для борьбы с подводными лодками. Способных же вести противолодочную борьбу эсминцев в Адмиралтействе выделять даже не собирались. Хотя прекрасно знали, что в районе, через который пролегал маршрут «Лузитании», действует даже не одна, а две подводных лодки.

6 мая 1915 г. день для капитана-лейтенанта Вальтера Швигера, командира германской субмарины U-20, прошел весьма успешно. Около 7 часов утра немцам удалось обнаружить, остановить и отправить на дно английское судно «Кэндидейт». Затем удача улыбнулась Швигеру вскоре после полудня. На сей раз жертвой стало однотипное с утренней добычей судно «Сентурион», причем его отправили на дно без предупреждения, торпедировав из-под воды. Такая активность подводников просто обязана была насторожить англичан, но они не приняли никаких мер. Даже предупреждения капитану Тёрнеру не отправили. Чем объяснить такое, с позволения сказать, разгильдяйство, сказать сложно. Ряд историков даже считают, что существовал некий заговор, направленный на втягивание Соединенных Штатов Америки в войну. В крайнем случае, жертвы среди американских граждан должны были переломить настроение как среди власть имущих, так и среди обывателей в США. Так ли это обстояло на самом деле – сказать однозначно невозможно, но ряд обстоятельств одной из крупнейших морских катастроф Первой мировой войны не позволяет полностью отвергнуть подобные предположения.

Утром 7 мая наблюдатели с «Лузитании» заметили берега Ирландии, а к 13:40 до ближайшего порта осталось чуть более 10 миль, и Тёрнер уже решил было, что плаваниие завершится благополучно. Он не знал, что за 20 минут до этого командир U-20 в перископ обнаружил дым большого судна. Вскоре ему удалось определить, что за цель приближается к позиции лодки: четырехтрубный гигант был идентифицирован как «Лизитания» или «Мавритания». Немецкий офицер приказал готовиться к торпедной атаке.

В 14:09 подводная лодка выпустила торпеду, и вскоре красавец-трансатлантик содрогнулся от взрыва, причем за первым сразу же последовал второй. В боевом журнале U-20 появилась запись: «Торпеда попала в правый борт прямо под ходовым мостиком и, … по всей вероятности, вызвала другой взрыв (котла, угля или пороха). Надстройки над местом попадания… сильно разрушены». Опасаясь, что столь большое судно не затонет от попадания одной торпеды, Швигер собирался выпустить еще одну. Но, по его собственным словам, просто не смог выпустить смертоносный снаряд в огромную толпу пытающихся спастись людей – их он наблюдал в перископ. Увы, запоздалый гуманизм не мог спасти слишком многих…

Через несколько минут после взрывов лайнер получил крен в 15°. Из-за этого даже не пострадавшие при взрывах шлюпки спустить на воду зачастую не удавалось. К тому же паника, справиться с которой офицеры «Лузитании» оказались не в состоянии, усугубляла и без того трагическую ситуацию, так, первую шлюпку спустили на воду еще до того, как судно остановилось, в результате она перевернулась. Многие пассажиры и даже члены экипажа не смогли правильно надеть спасательные жилеты и погибли, оказавшись в воде.

Лайнер быстро погружался в воду, имея большой дифферент на нос. Глубина моря в этом месте около 100 м, и вскоре нос судна уперся в дно, а корма высоко поднялась над водой. Затем и она начала быстро погружаться. Перед тем как «Лузитания» окончательно исчезла с поверхности, раздался сильный взрыв, вероятно, это взорвался котел. Несмотря на огромные размеры судно продержалось на поверхности менее получаса.

Всего удалось благополучно спустить на воду шесть шлюпок. Многие люди, оказавшиеся в воде, погибли от переохлаждения. Всего из 1959 человек, находившихся на борту «Лузитании», жертвами катастрофы стали 1198 пассажиров и членов команды. В их числе оказались и 128 американцев.

Американское общество потребовало ответа от своего правительства, а то, в свою очередь, выразило протест Германии. Доводить дело до прямого столкновения с США немецкие власти в тот момент не рискнули, и свою подводную войну им пришлось ограничить, оговорив действия против судоходства довольно жесткими правилами. Скандала, связанного с характером перевозимого груза, удалось избежать, поскольку грузовые документы остались засекреченными. Зато вину за гибель лайнера во время судебного разбирательства Адмиралтейство едва не возложило на капитана Тёрнера. Впрочем, на суде его оправдали. Возможно, что после капитуляции Германии в списки военных преступников попал бы командир U-20 Швигер, но он (уже на другой субмарине) погиб во время очередного боевого похода в 1917 г.

Долгие годы загадкой оставалась причина двойного взрыва, многие исследователи склонялись к версии детонации перевозимого на судне боезапаса. Но в последние годы удалось с высокой степенью достоверности установить, что имел место взрыв угольной пыли. Драма же оказавшихся заложниками военно-политических «игр» моряков и пассажиров оказалась, если так можно выразиться, «в тени» ужасающих по размаху сражений Первой мировой войны и последовавших за ней революций и новых, зачастую очень немалых по масштабу войн.

Из книги Тайны подводной войны, 1914–1945 автора Махов Сергей Петрович

«Лузитания» История «Лузитании» началась с соперничества двух трансатлантических компаний - британской и немецкой. В то время морские перевозки через Атлантику были единственным способом связи между Старым и Новым Светом, именно так попадала в Америку почтовая

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Лайнер «Титаник» Судно, ставшее символом морских трагедий, было построено в Белфасте, на верфи «Харланд и Вольф» для компании «Уайт Стар Лайн». Одним из создателей проекта нового лайнера, а также однотипных «Олимпика» и «Британика» стал известный кораблестроитель Питер

Из книги автора

Пассажирский лайнер «Нормандия» Самый изящный трансатлантический лайнер мира был построен на верфи «Пеноэ» в Сен-Назере по заказу французской судоходной компании «Компани Женераль Трансатлантик». Проект этого удивительно красивого пассажирского судна разработала

December 11th, 2012

Блестящая киноверсия гибели "Титаника" затмила саму катастрофу. Эту и другую таинственную катастрофу начала века - гибель "Лузитании". Гигантского английского лайнера с пассажирами на борту, погибшего при обстоятельствах странных и до сих пор не ясных.

"...Меня разбудил страшный толчок. Я бросился к кнопке электрического звонка, но тока, вероятно, уже не было. Наверху в это время были слышны свистки, крики и топот сотен ног. Плач женщин и детей смешался с ревом сирены. Я понял одно: произошло что-то страшное.

Захватив с собой лежавшие в моей каюте спасательные пояса, я бросился на верхнюю палубу. При этом мне с трудом удалось открыть дверь каюты, которая оказалась заваленной какими-то обломками. Чувствовалось, что пароход кренится. На палубе творилось нечто неописуемое.

Яркое солнце освещало пароход и около тысячи обезумевших людей, кидавшихся от одного борта к другому. Команда парохода растерялась несмотря на то, что капитан, стоя на мостике, до последней минуты отдавал приказания; пассажиры сами бросились к спасательным шлюпкам...

Когда я очутился на поверхности воды, огромный корабль исчез, а кругом на громадном пространстве плавали черные точки людей. Вдали видны были неясные очертания берегов Ирландии. Солнце грело, но в воде было холодно". - Только через два часа, которые, как вспоминает свидетель катастрофы, он провел "в страшном оцепенении", подошло спасательное судно.

Заметим, речь идет не о гибели "Титаника" . Блестящую киноверсию знаменитой морской катастрофы трудно сравнить со скупым и безыскусным описанием событий, перепечатанным нами из русского журнала 1915 года. Но тогда, в дни гибели огромного пассажирского английского корабля "Лузитания", мировую общественность буквально лихорадило от противоречивых слухов, предположений и догадок. Название погибшего корабля склонялось и спрягалось на страницах газет, в правительственных меморандумах и... дипломатических нотах.

Что же случилось? Гибель корабля кажется загадочной, более того - создается впечатление, что до сих пор в Англии правительственные документы по "делу" "Лузитании" представляют собой строгую государственную тайну. И все-таки попробуем приоткрыть ее завесу.


Британский океанский лайнер «Лузитания» (RMS Lusitania), известный, прежде всего, своими роскошными номерами и скоростными возможностями, курсировал через Атлантический океан между США и Великобританией. Водоизмещение его было около 31 тыс. тонн, длина около 240 м. (длина "Титаника" - 268 метров), высота 18,5 м. В то время он был одним из крупнейших кораблей наряду с «Титаником».

Со вводом в эксплуатацию другого однотипного корабля «Мавритании» в ноябре 1907 года, «Лузитания» и «Мавритания» устроили скоростной спор и не один раз почётный приз «Голубая Лента Атлантики» переходил из рук в руки. Свое самое быстрое путешествие на запад «Лузитания» совершила со средней скоростью в 25,85 узлов (47,87 км/ч) в 1909 году.

"Большой английский лайнер с американцами на борту, возможно, будет потоплен".

7 мая 1915 года огромный четырехтрубный английский пассажирский корабль "Лузитания", который совершал обычный по расписанию рейс Нью-Йорк - Ливерпуль, был внезапно атакован немецкой подводной лодкой U-20 недалеко от южного берега Ирландии.

Через восемнадцать минут после взрыва "Лузитания" полностью погрузилась в воду. Из 1959 человек, находившихся на борту "Лузитании", погибло 1198. По официальному заявлению представителей британского правительства, на борту пассажирского корабля не было вооружения, боеприпасов и военных моряков. Гибель "Лузитании" назвали одним из самых трагических событий первой мировой войны. Английский журналист К.Симпсон давно интересовался "делом" "Лузитании".

Обстоятельства ее гибели, обилие тщательно сфабрикованных данных, писал К.Симпсон, убедили его, что традиционная версия о бедствиях "Лузитании" содержит "основательные пропуски и очевидные неточности". Согласно утверждению Симпсона, документы, обнаруженные в архивах британской пароходной компании "Кунард лайнз", а также в правительственных архивах США, заставляют пересмотреть "дело" "Лузитании".

1 мая 1915 года точно по расписанию "Лузитания" последний раз вышла в море от причала нью-йоркского порта. Ранним утром помощник капитана "Лузитании" по традиции встречал пассажиров у трапа. На причале, кроме редких пассажиров, он увидел толпу репортеров. Английскому моряку они показали утренний выпуск "Нью-Йорк трибюн".

Среди платных объявлений в газете выделялось зловещее предупреждение: американцам не рекомендовалось пользоваться услугами английских пассажирских лайнеров из-за возможности нападения германских подводных лодок. Как следовало из текста, объявление было помещено германским посольством. На причале росло беспокойство. Но представитель компании "Кунард" успокоил всех, кто стоял с билетами у борта "Лузитании". "Лайнер нашей компании был и остается самым быстрым кораблем в Атлантике. И никакой немецкий военный корабль или подводная лодка просто не смогут догнать "Лузитанию".


Киль «Лузитании» был заложен на верфи «Джон Браун и К°» в Клайдбэнке под номером 367 16 июня 1904 года.

После полудня "Лузитания" вышла в море. Капитан "Лузитании" Тернер занял привычное место на капитанском мостике. Тернер был опытный моряк, но теперь, в военное время, моряки торгового флота должны были подчиняться распоряжениям морских офицеров Адмиралтейства. Военные моряки определяли курс торговых кораблей и сообщали секретные сведения о вражеских подводных лодках. Английская морская разведка могла определить, где именно в открытом море находится отправленная для выполнения боевого задания немецкая подводная лодка. Англичане получили секретные радиокоды немецкого флота. Радиостанции на побережье Англии терпеливо ждали, когда немецкие подводники, находившиеся в открытом море, с педантичной точностью подавали радиосигналы.

Но капитану Тернеру не передали предупреждение о немецких подводных лодках ни в нью-йоркском порту, где находился офицер британского военного флота, ни у берега Ирландии, где "Лузитания" вступила в зону действия береговых радиостанций. И только вечером 6 мая Тернер получил радиограмму: "У южного берега Ирландии находится германская подводная лодка".

Но радиограмма была передана не морским командованием, а адмиралом Коуком, командиром противолодочной флотилии: он приблизительно определил район действия подводной лодки после того, как получил сообщения о гибели двух небольших пароходов. Коук понимал, что "Лузитания" сближается с подводной лодкой. Но вывести в море противолодочную флотилию адмирал не мог без приказа Адмиралтейства, а такой приказ не поступил.

Капитан Тернер получил радиограмму, когда лайнер приближался к проливу св.Георга. И в мирные дни пролив был серьезным испытанием даже для опытных моряков, а в дни войны он стал вдвойне опасен: у входа в пролив немецкие подводники подстерегали добычу. Но изменить курс корабля без приказа офицера Адмиралтейства или в крайнем случае указания командира военного корабля капитан Тернер не мог.

Единственное, что он мог сделать - это привести в готовность все спасательные средства, убрать огни, задраить иллюминаторы. Капитан спустился в салон, где ярко горел свет и играла музыка, и, стараясь не повышать голос, сказал пассажирам, что не исключена возможность появления вражеских подводных лодок. "Но мы уверены, - добавил капитан, - что мы не останемся одни, потому что нас охраняет Королевский флот..." Это не были пустые слова: у берега Ирландии, у мыса Фастнет-Рок, атлантические лайнеры обычно ожидали конвойные английские крейсеры.

На рассвете 7 мая был густой туман. Капитан Тернер снизил скорость и приказал сигналить сиреной, чтобы известить военные корабли о приближении лайнера. Но рядом не было ни одного боевого корабля Королевского флота.

В Адмиралтействе, в кабинете морского министра У.Черчилля была огромная карта. Дежурные офицеры непрерывно передвигали условные знаки, которые обозначали путь каждой обнаруженной при помощи данных разведки и радиоперехватов немецкой подводной лодки. В официальных английских исторических трудах приводится исключительно высокая оценка деятельности английской разведки: "Она читала мысли германского командования и предвидела передвижение кораблей неприятельского флота".



Интересно отметить, что секретные шифры германского флота были переданы англичанам русским морским командованием: шифры были обнаружены на немецком крейсере "Магдебург", затопленном после боя с кораблями российского Балтийского флота. Водолазы проникли в командную рубку и извлекли секретные документы.

Нет сомнений, что Черчилль представлял, что значит для Англии "Лузитания", один из самых больших и скоростных кораблей. Адмиралтейство получило сообщения из Америки, которые следовало назвать весьма тревожными. Немецкие дипломаты и американцы немецкого происхождения, тесные связи которых с немецкой разведкой не вызывали сомнения, в последнее время предупреждали американцев, что английские трансатлантические лайнеры подвергнутся нападению подворных лодок. Редактор газеты немецкого землячества в США, часто выполнявший поручения германского военного атташе в США, заявил буквально следующее: "Большой английский лайнер с американцами на борту, возможно, будет потоплен".

Но британское Адмиралтейство и энергичный министр Черчилль не только не усилили меры безопасности, но проявили странную беспечность. Капитан "Лузитании" не получил тревожное предупреждение, боевые корабли не вышли в море...

В первых же сообщениях германского телеграфного агентства и газет о гибели "Лузитании" подчеркивалось, что английский лайнер не был в прямом смысле пассажирским кораблем, потому что из Америки английский корабль вез взрывчатые вещества. В те дни можно было прочесть, что "Лузитания", на самом деле, была вспомогательным крейсером Королевского флота и имела на борту тяжелую артиллерию.

Представители Адмиралтейства назвали клеветой утверждения о пушках, установленных на "Лузитании". Но они не ответили на прямой вопрос: были ли на борту пассажирского корабля опасные военные материалы. И только через несколько недель в британских заявлениях утвердилась безоговорочная версия об "исключительно мирном характере груза "Лузитании". В 1926 году известный английский историк морского флота Вильсон внес ясность: он назвал "Лузитанию" "невооруженной", но отметил, что среди ее груза были "ящики с винтовочными патронами и неначиненными, пустыми заготовками для шрапнельных снарядов ".

К.Симпсон проверил все виды грузов, которые были в трюме Лузитании". Особый интерес вызвал странный груз - 3800 ящиков, обшитых холстом, - груз, обозначенный как упаковки с сыром. Документы называют отправителя этого странного груза - гражданина США А.Фрезера. Его имя часто встречается в документах нью-йоркского порта, в 1915 году он был в списке крупнейших импортеров товаров из США. Но дальнейшая проверка показала, что до войны Фрезер был несостоятельным должником. Симпсон предположил, что Фрезер был именно тем подставным лицом, при помощи которого англичане оформляли вывоз из США военных материалов, прежде всего взрывчатых веществ, произведенных на заводах компании "Дюпон".



Рассматривая тонущую "Лузитанию", командир подводной лодки сразу же обратил внимание на густой дым и сильные разрушения палубы и надстроек. Немецкие моряки предположили, что взрыв торпеды вызвал детонацию угольной пыли или... взрыв значительного количества боеприпасов, которые находились в трюме в районе угольных бункеров. Эта точка зрения стала общепризнанной в Германии. Впоследствии министр морского флота Тирпиц отметил в мемуарах следующую причину гибели "Лузитании": "...Немедленная гибель "Лузитании" была вызвана вторым взрывом погруженных в трюмы боеприпасов".

Официальная британская версия безоговорочно утверждала, что "Лузитания" погибла в результате взрыва двух немецких торпед. "Королевская следственная комиссия", которая по традиции создается в Англии для выяснения причин крупнейших катастроф, признала в своем окончательном документе, что на борту пассажирского корабля не было боеприпасов. Ответственность за гибель пассажирского корабля была возложена на командование германских военно-морских сил, которое разрешило капитанам подводных лодок без предупреждения нападать на мирные суда.

Но добросовестность комиссии была далеко не безупречной. Все доводы, которые подвергали сомнению принятую версию, заранее отвергались. Комиссия не приняла во внимание показания пассажира "Лузитании", канадского профессора Ж.Марешаля. По его словам, после взрыва торпеды он услышал второй взрыв, сопровождаемый звуком взрывающихся боеприпасов; последнее утверждение Марешаль сделал на основании своего опыта, полученного на военной службе.

Но чиновники английского правительства заявили, что Марешалю нельзя верить, что его привлекали к суду за подлог и мошенничество: комиссии были переданы сведения об однофамильце канадского профессора, который действительно был темной личностью. И это был не единственный случай. Впоследствии лорд Мерси, председатель "Королевской комиссии", признал, что дело "Лузитании" - это "грязная история".

Однако основную ошибку следственной комиссии могли по достоинству оценить в годы первой мировой войны только немногочисленные специалисты, эксперты по морским вооружениям: даже две торпеды не могли пустить ко дну огромный корабль за считанные минуты!

Торпеды, которые применяли немецкие подводные лодки, были относительно несовершенны. Могла ли такая торпеда проделать в борту "Лузитании" пробоину, в которую, как говорили очевидцы событий, "мог проехать паровоз"?

В 1918 году огромный английский пароход "Джустишиа" был атакован подводными лодками. И хотя первая же торпеда вызвала серьезные повреждения, "Джустишиа" продержалась на плаву около суток, и за это время немецкие подводники несколько раз повторяли торпедную атаку. Немецкие моряки были уверены, что "Джустишиа" была потоплена шестью торпедами такого же типа, что применялись в 1915 году.

Современники запомнили события 7 мая 1915 года как преступление, совершенное германскими милитаристами.

Но все происходило иначе...

В английском политическом словаре есть понятие "большая стратегия": координация перспективных военных и политических планов. Посмотрим, какое место было отведено в "большой стратегии" огромным пассажирским лайнерам, которые были построены для регулярного сообщения с Америкой.

Проект "Лузитании" был создан в США в 1902 году, когда американский банкир Морган предложил английским судовладельцам построить при участии американского капитала огромные корабли, которые воплотили бы в жизнь новейшие достижения науки и техники. Морские гиганты позволили бы монополизировать выгодные пассажирские перевозки на атлантических линиях. Но предприимчивые американские банкиры нарушали секретные планы британского Адмиралтейства.

В начале XX века морское соперничество Англии и Германии достигло наивысшего предела. Англия строила огромный военный флот. Создавая новые боевые корабли, Адмиралтейство одновременно тайно субсидировало частные английские пароходные компании: по планам военных моряков пассажирские корабли в первые дни войны превращались в транспорты и вспомогательные крейсеры. Адмиралы потребовали прервать переговоры с американскими банкирами и одновременно предложили заключить выгодное соглашение: правительство выделяет субсидии для строительства огромных лайнеров. Единственное условие: в случае войны корабли поступают в распоряжение Королевского флота.

Так появились знаменитые лайнеры компании "Кунард" - "Лузитания" и "Мавритания". "Корабли-сестры" были снабжены паровыми турбинами, которые позволили достигнуть невиданной для тех лет скорости. Водоизмещение нового лайнера свыше 31 тысячи тонн и скорость не меньше 25 узлов превосходили аналогичные показатели новейших боевых кораблей того времени, линкоров.

С 1907 года "Лузитания" совершала регулярные рейсы между Ливерпулем и Нью-Йорком. Р.Киплинг с восторгом отзывался о новых кораблях: "Капитану только стоит взять штурвал - в море город в девять палуб уплывет... " Пассажиры вскоре оценили скорость и комфорт новых кораблей.

В первую неделю войны, в 1914 году, на борту "Лузитании" устанавливают платформы для орудий и подъемники для снарядов. Но вскоре "Лузитания" возвращается в Ливерпуль. На ее мачте остался флаг торгового флота.

При подготовке к войне Адмиралтейство во главе с самоуверенным Черчиллем допустило серьезные ошибки: Адмиралтейство было уверено, что основная угроза английским кораблям исходит от германского надводного флота, в том числе от наскоро вооруженных торговых кораблей.

Но Германия применяла против английского торгового флота подворные лодки. Потери росли с пугающей быстротой. Вскоре обнаружилось, что английская армия и военный флот расходуют огромное количество боеприпасов; промышленность не справлялась с планами военного производства. Правительство приняло решение закупить военные материалы в США, но грузовые пароходы подвергались атакам подводных лодок.

Именно в такой обстановке Адмиралтейство вспомнило о "самых больших и быстрых" лайнерах. Видный чиновник Адмиралтейства встретился с президентом компании "Кунард". Он пояснил, что "Лузитания" будет выполнять "особое задание правительства". "Обычные рейсы будут сопровождаться перевозкой груза, который имеет особое значение для Британии". Грузовое пространство в трюме будет расширено и передано в распоряжение Адмиралтейства. "Кунард" продолжает перевозить пассажиров и тщательно скрывает наличие "специальных грузов".

Есть все основания предположить, что руководство "Кунард" знало, что скрывается под нейтральным обозначением "специальный груз". При участии компании "Кунард" в США покупали взрывчатые вещества, которые везли в Нью-Йорк, в портовые склады. Оплата производилась через банковские счета "Кунард".

В июне 1915 года посольство Австро-Венгрии в США направило в Госдепартамент США "конфиденциальное письмо". Австрийские дипломаты подробно показали, как взрывчатые вещества американского химического концерна "Дюпон" были погружены на борт "Лузитании" в трюмные носовые помещения. Это были сорокафунтовые ящики, обшитые холстом, похожие на упаковки с сыром. Этот груз принадлежал американцу Фрезеру...

Все очевидцы гибели "Лузитании" указывали на два взрыва. Второй взрыв был несоразмерим по силе с первым: через несколько минут после второго взрыва носовая часть "Лузитании" погрузилась в воду, а корма поднялась на высоту многоэтажного дома. Торпеда немецкой подводной лодки поразила носовую часть лайнера, где находился "специальный груз" - ящики, обшитые холстом...

В одном из писем посольства Австро-Венгрии были приведены подробности, которые позволяют предположить, как и когда австрийская разведка (не исключено, что по поручению германского правительства) узнала о перевозке боеприпасов на кораблях компании "Кунард".

Поэтому, узнав о гибели "Лузитании", австрийский консул фон Ретег испытал серьезное потрясение и согласился с доводами австрийских дипломатов, которые попросили его сделать заявление, заверенное американским адвокатом, где прямо говорилось, что причиной гибели американских граждан был взрыв боеприпасов, находившихся в трюме пассажирского корабля.



Немецкая подводная лодка U20 выброшенная на побережье Дании, считается той, которая потопила "Лузитанию"

Случайны ли ошибки англичан? И можно ли назвать их действия ошибочными?

С февраля 1915 года, когда Германия начала подводную войну, британское Адмиралтейство пыталось найти действенное средство для борьбы с подводными лодками противника. Англия несла тяжелые потери: в среднем англичане теряли каждые два дня один большой торговый корабль. Одновременно немецкие подводные лодки наносили тяжелый удар по репутации и самолюбию морского министра Черчилля.

Оказалось, что технические средства борьбы с подводными лодками, применяемые флотом, явно недостаточны. Поэтому правомерным является вопрос: могло ли Адмиралтейство во главе с Черчиллем выполнять свои задачи по обороне страны? И, может быть, именно "политическое решение проблемы" избавляло не только Черчилля, но и кабинет министров от позорной отставки...

Весной 1915 года в Лондоне появляется личный представитель президента США полковник Хауз. Он должен был разъяснить британскому правительству политику США. Министр иностранных дел Англии Грей принимает Хауза в своем доме. Грей задавал откровенные вопросы, суть которых сводилась к следующему: что будет делать "дядя Сэм", если германская подводная лодка пустит ко дну океанский лайнер с американцами на борту? Хауз отвечал, что негодование охватит Америку. Грей согласился: да, в Америке много моралистов, но какой политический ответ последует со стороны правительства и президента? И Хауз признает: этого будет достаточно, чтобы "вовлечь нас в войну".

И в самом деле: гибель 115 граждан США при нападении U-20 на "Лузитанию" вызвала резкие протесты Америки. Демонстранты несли антигерманские лозунги и требовали наказать Германию. Правительство США направило в Берлин официальную ноту. Германское правительство вынуждено было ограничить подводную войну: с 6 июня 1915 года немецким подводным лодкам запрещено было нападать на большие пассажирские корабли.

Перерыв в подводной войне не был продолжительным, он был прекращен в феврале 1916 года, но за это время странами Антанты, прежде всего Англией, было сохранено 1,600,000 тонн тоннажа торгового флота, то есть около пятисот пароходов .

"Лузитания" была хорошо известна в Америке. И если принять во внимание, что накануне гибели "Лузитании" Хауз должен был довести до сведения английского правительства перечень репрессивных мер, которые были бы ответом Америки на задержание англичанами американских кораблей с "мирным" грузом для Германии, можно понять, каким подарком судьбы была для английских политических деятелей торпеда немецкой подводной лодки U-20.

Впрочем, английская "большая стратегия" в полной мере использовала совпадение интересов и долгосрочных планов Англии и США. Президент Вильсон готовился к войне, но остерегался выступать с милитаристскими заявлениями: приближались выборы, а среди простых американцев было много сторонников мира и нейтралитета США. В 1915 году президенту Вильсону нужен был повод для оправдания военных приготовлений Америки.

11 мая 1915 года, когда кабинет министров Вильсона обсуждал текст ноты протеста Германии в связи с гибелью "Лузитании", госсекретарь Брайн выступил с решительным осуждением политики президента. Он подчеркивал, что еще в начале мая президенту была представлена достоверная информация о перевозке боеприпасов кораблями английских компаний. По мнению Брайна, налицо было грубое нарушение нейтралитета США.

Но пуританская прямота Брайна, пацифиста и противника алкогольных напитков, раздражала Вильсона, и при обсуждении ноты протеста он наносит "нокаутирующий удар". Возражения Брайна отвергаются, а он был представлен как "защитник германских милитаристов, совершающих варварские действия против мирных граждан". Брайн подает в отставку. Его пост занимает Лансинг, активный сторонник сближения с Англией.

Эти изменения не остались незамеченными в Америке: оценивая политику президента, газета "Нью-Йорк таймс" поместила карикатуру - Вильсон пытается сыграть американцам новую песню "Вот твоя винтовка, Джонни".

Дальнейшие события в США напоминали фильм о жизни гангстеров. Неизвестные лица совершили налет на консульство Австро-Венгрии в Кливленде, где хранились показания инженера фон Ретега и другие документы о гибели "Лузитании". Вскоре и самому фон Ретегу пришлось предстать перед судом: его обвинили в подделке чека и приговорили к тюремному заключению.

И только в конце XX века в архивах федеральных служб США были обнаружены документы, которые позволяют сделать вывод, что секретная служба министерства юстиции США имела прямое отношение к этим "странным событиям"...

Администрация президента Вильсона хорошо знала о закулисной стороне "дела "Лузитании". Все документы были помещены в архив с предостерегающей надписью "Только для президента США".

Создается впечатление, что и в Англии правительственные документы по "делу" "Лузитании" до сих пор представляют собой строгую государственную тайну.

В апреле 1982 года корабль "Мэрвиг" шотландской фирмы "Оушеринг", которая проводит сложные подводные работы с использованием уникального оборудования, подошел к месту гибели "Лузитании". С борта корабля был спущен подводный манипулятор - небольшая дистанционно управляемая подводная лодка. Обследование места гибели "Лузитании" было задумано как рекламное мероприятие, которое должно было показать возможности новой техники.

Предварительный результат обследования превзошел все ожидания: подводные телекамеры показали, что носовые отсеки затонувшего лайнера были очищены от обломков, а крышка грузового люка сорвана. Когда подводный манипулятор медленно спустился в трюм, специалисты не могли сдержать изумления: на экране, по их словам, появилось изображение внутренней корабельной обшивки с глубокими продольными бороздами, которые оставляет ковш для подъема затонувших предметов и грузов. "Трудно представить, но трюм "Лузитании" подметен, как гостиная ", - сказал один из журналистов, принимавший участие в поисковых работах.

Подводная фотография показала, что в районе левого борта "Лузитании", в носовой обшивке заметна огромная пробоина. Эксперты по взрывчатым веществам дали заключение, что внутри трюма произошел "мощный взрыв". В английской печати сообщалось, что специалисты фирмы "Оушеринг" после подробного обследования "Лузитании" пришли к выводу: все доказательства, которые могли бы установить, какой именно груз находился в носовом трюме "Лузитании", были уничтожены после гибели корабля.

По сведениям, поступившим от английских журналистов, служба береговой охраны Ирландии сообщила, что у места катастрофы в 1946 году подолгу останавливалось вспомогательное судно британского военного флота, а впоследствии на месте гибели "Лузитании" появился корабль, который проводил подводные работы. Впрочем, и представители "Оушеринг" признали, что их не оставляло без внимания правительство Ее Величества.

Официальные лица корректно, но весьма твердо напомнили, что существуют бесспорные доказательства, согласно которым во время последнего трагического рейса "Лузитании" на борту знаменитого пассажирского лайнера не было взрывчатых веществ за исключением не очень опасных винтовочных патронов...


Однако, в 2008 году, водолазы исследовали обломки «Лузитании», расположенные в восьми милях от побережья Ирландии. На борту судна, было найдено некоторое количество боеприпасов, в том числе патроны Ремингтон. Это открытие подтверждает немецкую версию, что «Лузитания» использовалась для тайной перевозки оружия их США в Великобританию и не была в полном понимании этого слова нейтральным мирным судном. В пользу этого также говорит второй взрыв, который мог быть взрывом боеприпасов на борту.

Обнаружение обломков возрождает старые споры о миссии и обстоятельствах крушения «Лузитании» и об этом крупнейшем военном преступлении 20 века.

Примечание

В советской исторической литературе обстоятельства гибели "Лузитании" не изучались 1 . (В том числе в единственной политической биографии У.Черчилля, изданной на русском языке. - Трухановский В.Г. "У.Черчилль". М., 1977.) Краткий анализ событий, связанных с последним рейсом "Лузитании", содержится в исследовании Э.Иваняна: "Белый дом: президенты и политика" (М., 1979) и в очерках истории британских секретных операций, проведенных правительством и Форин офис: Черняк Е. "Секретная дипломатия Великобритании" (М., 1975). Примечательно, что в данных исследованиях авторы признали достоверность выводов английского журналиста К.Симпсона, содержащихся в книге, изданной в Лондоне в 1972 году солидным издательством "Лонгмен" (Симпсон К. "Лузитания". Л., 1972).

В основном в данной статье использованы документы, обнаруженные и опубликованные Симпсоном: документы из Госархива Великобритании, архивов федеральных служб США и собрания документов адвокатской конторы "Хилл, Дикинсон и компания", которая в 1915 году представляла интересы владельцев "Лузитании".

1. Очерк Л.Скрягина и И.Шмелева - "Драма "Лузитании". "О гибели английского лайнера в 1915 году" ("Знание-сила", 1966, № 5). Очерк основан на газетно-журнальных публикациях двадцатых - тридцатых годов и отражает различные предположения о причинах гибели "Лузитании".

Александр Савинов
"Знание-Сила"

"Лузитания" прибывает в Нью-Йорке в свой ​​первый рейс. 1907

Лузитания, спальня 1 -го класса.

"Лузитания"

Дэвид Доу, капитан "Лузитании" .1915

На фотографии реконструкция торпедного пути со слов очевидца.

Спасенные с "Лузитании" в Квинстоне.

Пережившие бедствие прибыли в Квинстаун

11 января 2011 года в возрасте 95 лет умерла Одри Пирл, последняя выжившая пассажирка лайнера, которой на момент его гибели было всего три месяца

Выезд потерпевших кораблекрушение из Квинстауна в Лондон

Спасенные пассажиры на станции на Лайм-стрит, Ливерпуль

Спасшиеся офицеры "Лузитании", слева направо: первый офицер Р. Джонс, А. А. Бисти, младший третий офицер, третий офицер и Дж.П. Льюис, 1915 год

Георг V встречается с выжившим экипажем "Лузитании"

Двое мужчин достают ящики с телами жертв из спасательного судна.

Богослужение по жертвам "Лузитании" в Вестминстерском соборе Лондона. Службу проводит кардинал Борн

Погребение жертв с "Лузитании". Лондон, Англия 1915 го

Демонстрация против немцев на Тауэр Хилл в Лондоне

Антинемецкие погромы после торпедирования "Лузитании": многие магазины чьи хозяева носили немецкие фамилии были разгромлены. На фотографии погромщики разоряют сигарный склад Шенфельда. Лондон, Англия 1915 год.

Пропагандистский плакат

ЛОНДОН, 28,IV - 11,V. В английских газетах начинают появляться подробности гибели «Лузитании».
Пассажиры, находившиеся на погибшем пароходе и чудом спасшиеся, рассказывают:
— Незадолго до несчастья мы заметили что-то необычайное. Наш пароход замедлил ход и дела зигзаги. Некоторые пассажиры в бинокль разглядели странный длинный предмет, находившийся на воде в двух милях от парохода, между ним и берегом Ирландии. Можно было разглядеть, что предмет этот находится в движении, часто меняет направление, ныряет в воду. Наконец он совершенно исчез под водой.

Пассажиры I и II классов завтракали. Море было совершенно спокойно, солнце сияло, погода была превосходная. На горизонте виднелись дымки рыболовных пароходов. Вдруг около 2-х часов мы услышали сильнейший взрыв, потрясший весь наш пароход. Все заволновались, вскочили из-за стола. Был момент паники, но затем, заметив. что пароход продолжает свой путь, все немного успокоились и начали выходить на палубу. Там мы увидели, что пароход дает крен, а команда лихорадочно готовит к спуску шлюпки. Наступил самый трагический момент. Пассажиры теряли голову. Многие зачем-то спускались в каюту, возвращались оттуда, тащили вещи, не имеющие никакой ценности. Многие искали спасательные пояса, находили их, но в нервном волнении, никак не моги надеть их на себя. Паника охватила всех. Матросы спускали шлюпки. Кто-то хотел помочь матросам и перерезал канаты одной шлюпки. когда она еще не достигла воды. Конечно, все находившиеся в этой шлюпке погибли. Те шлюпки, которые были спущены на воду, были так переполнены, что не было никакой возможности ни грести, ни двигаться. Были пассажиры, которые с палубы забирались на капитанский мостик, на мачты, на трубы, ища спасения. Их раздирающие душу крики смешивались с приказаниями командира. Люди звали своих близких. Женщины истерично рыдали, не находя детей, мужей. Все было, однако, напрасно. 18 минут спустя после взрыва «Лузитания» погрузилась в морскую пучину, при чем в водоворот захватило и те шлюпки, которые находились рядом с пароходом. Подоспевшие рыбаки начали подбирать спасшихся, раненых, умирающих, лишившихся сил.

Заявление Вильсона.

ФИЛАДЕЛЬФИЯ, 28, IV —11, V. Президент Вильсон в речи, произнесенной им перед 4,000 натурализованных американцев, дал первые указания относительно вероятного образа действий Соединенных Штатов в вопросе о «Лузитании». Вильсон указал, что хотя Соединенные Штаты и сохранять мир, но все же будут стараться убедить Германию в незаконности ее образа действий. (ПА).


Интерьеры лайнера "Лузитания"


В 13:00 7 мая 1915 года один из матросов германской подводной лодки U-20 заметил впереди большое четырёхтрубное судно. Он сообщил капитану Вальтеру Швигеру, что заметил большой четырёхтрубный корабль, идущий на скорости около 18 узлов. У лодки было мало топлива и лишь одна торпеда, капитан уже собирался возвращаться на базу, как на лодке заметили, что судно медленно поворачивается правым бортом к лодке.
Лузитания» была приблизительно в 30 милях (48 км) от Ирландского берега, когда она попала в туман и уменьшила скорость до 18 узлов. Она шла в порт Куинстауна — ныне Коб — в Ирландии, до которого оставалось 43 мили (70 км) пути.
В 14:10 впередсмотрящий заметил приближающуюся торпеду с правого борта. Через мгновение торпеда попала в правый борт под мостик. Взрыв взметнул столб обломков стальной обшивки и воды вверх, затем последовал второй, более мощный взрыв, из-за которого «Лузитания» начала сильно крениться на правый борт.

Гибель «Лузитании»

Гибели «Лузитании», этого холодного массового избиения мирных людей среди белого дня, человечество не забудет и не простит Германии.
Выясняющиеся подробности придают лишь новые мрачные штрихи злодеянию. «Лузитания» была потоплена в виду берегов Ирландии германской подводной лодкой, подошедшей на расстояние 800 метров и выпустившей мину без предупреждения.
Возможно, что подводных лодок было две, так как «Лузитания» была добита второй миной.
До самого момента взрыва никто на пароходе даже не подозревал ужаса положения.
Злодеи употребили не простые мины, а с ядовитыми газами, которыми многие пассажиры были отравлены до потери сознания и потому не могли даже позаботиться о своем спасении.
На «Лузитании» в последние минуты пpoисходили ужасные сцены паники, ужаса и отчаянья.
В довершение страшной трагедии несколько шлюпок, переполненных людьми, перевернулись от сильного волнения.
Злодеи-же, совершившие это ужасное дело, не предприняли ничего, чтобы спасти хоть одну несчастную жертву.

Спасенные пассажиры на станции на Лайм-стрит, Ливерпуль

На фотографии г-н Купер, канадский журналист с маленькой Хелен Смит, шестилетней девочкой, потерявшей обоих родителей в результате катастрофы "Луизитании"


Лайнер затонул за 18 минут в 8 милях (13 км) от Кинсейла. 1198 людей погибли, включая почти сотню детей. Тела многих жертв были похоронены в Куинстауне в Кинсейле — городе у места гибели «Лузитании».

Пережившие бедствие прибыли в Квинстаун


Погребение жертв с "Лузитании". Лондон, Англия 1915

Демонстрация против немцев на Тауэр Хилл в Лондоне

Антинемецкие погромы после торпедирования "Лузитании": многие магазины чьи хозяева носили немецкие фамилии были разгромлены. На фотографии погромщики разоряют сигарный склад Шенфельда. Лондон, Англия 1915 год.


К началу Первой мировой в составе флота Германии было всего 48 лодок, однако они оказались настолько эффективными в борьбе с британским флотом (к сожалению, и в борьбе с мирными судами — чего стоит потопление лайнера «Лузитания»), что до конца войны их было выпущено в море почти четыре сотни. Около половины там и нашли свой конец...

Капитан-лейтенант (нем. Kapitanleutnant) Вальтер Швигер (справа). Швигер командовал подводной лодкой U-20, потопившей 7 мая 1915 года британский трансатлантический лайнер «Лузитания». Погиб 17 сентября, вместе с подводной лодкой U-88, у побережья Дании. Совершил 17 боевых походов, уничтожив 190000 тонн неприятельского тоннажа, и был признан седьмым по результативности подводником кайзеровского флота

Та самая U-20, потопившая "Лизитанию" стала братской могилой для своего экипажа...


«Лузитания».

ПАРИЖ, 27,IV-10,V. B «New-York Herald» телеграфируют из Вашингтона:
Возмущение общества потоплением «Лузитании» растет.
Посольства германское и австрийское охраняются сильными нарядами полиции.
Президент Вильсон никакого публичного заявления не сделал, но один член кабинета заявил, что страна находится сейчас в таком же серьёзном положении, как это было в 1897 году, перед испано-американской войной, когда в гаваннском порту погиб американский броненосец «Мэн».
В Нью-Йорке также сильнейшее возбуждение, которое еще более увеличилось, в виду провокационной выходки нью-иоркских немцев.
Они не постеснялись публично выразить свою радость. В большой немецкой гостинице «Кайзергоф», на Бродвей, немцы пели патриотические гимны и кричали «ура» Tирпицу и храбрым немецким морякам. Открыто выражали cвою радость немцы и перед афишами, и перед плакатами, извещавшими о гибели «Лузитании».

В Германии.

ХРИСТИАНИЯ, 27,IV- 10,V. Из Берлина телеграфируют:
В Германии полное удовлетворение удачным подвигом немецких моряков, потопивших «Лузитанию».
— Угроза выполнена, — говорят немцы, — и, несмотря на предупреждение, английский фиот не был в состоят предотвратить катастрофу.
Рептильное бюро Норден опубликовало следующее циничное сообщение:
«По полученным достоверным сведениям, «Лузитания» везла для неприятельской армии огромное количество амуниции и оружия. Немцы нашли необходимым защитить, прежде всего, жизни собственных солдат и потому потопили пароход. Впрочем, потопление «Лузитании» произведено близ берегов, дабы можно было спасти возможно больше пассажиров.

глубоководный аппарат «Скорпио» у затонувшей «Лузитании»