От «Антея» до «Борея»: как модернизируется российский подводный флот. Самая мощная атомная подводная лодка россии готова к выходу в море Очень маленькая и очень опасная

Подводный флот: «Борей» догоняет «Огайо», и уходит в отрыв от «Вирджинии»

Шведская газета Svenska Dagbladet опубликовала в высшей степени любопытную статью о стратегическом подводном флоте. Любопытна она прежде всего тем, что издание, которое никогда прежде военно-технической тематикой не занимавшееся, вдруг выдало на гора рейтинг самых «убойных» атомных подводных лодок. Что красноречиво свидетельствует о зашкаливающем градусе антироссийской истерии . Все в ужасе ожидают, когда же начнется широко объявленное западными политиками российское вторжение.

Рейтинг получился обескураживающим. В него попали пять подводных лодок, которые расставлены по местам не по боевым характеристикам, а исключительно в зависимости от габаритов и массы железа . Причем вес лодки у шведов почему-то равен не надводному, а подводному водоизмещению. То есть железо плюс вода, закачивающаяся для балласта . Поэтому мы вынуждены ниже при перечислении вошедших в рейтинг лодок замерить «вес» на «полное водоизмещение» в тоннах.

Вот эта «великолепная пятерка»:

1. «Акула» проекта 941 (длина - 173 м, водоизмещение - 48 тыс. тонн). Эксплуатируется с 1981 года.

2. «Борей» проекта 955 (170 м, 24 тыс. тонн). Первая лодка - «Юрий Долгорукий» - передана ВМФ России в 2013 году.

3. «Огайо» (170 м, 19 тыс. тонн). Американская лодка, являющаяся ровесницей «Акулы».

4. «Дельфин» проекта 667БДРМ (167 м, 18 тыс. тонн). Относится к семейству советских подводных лодок стратегического назначения «Дельта». Начало эксплуатации - середина 80-х годов.

5. «Вэгард» (150 м, 16 тыс. тонн). Британская лодка, начала поступать на флот в начале 90-х годов.

Статья изобилует существенными ошибками. Так, «Огайо» названа рекордсменкой по огневой мощи на том основании, что она может быть укомплектована 154-я крылатыми ракетами «Томагавк». Однако с начала 90-х годов ядерные «Томагавки» в соответствии с договором СНВ-1 пустили под нож. И шведы причислили к стратегическим подводным крейсерам те лодки «Огайо», которые переделали в субмарины с крылатыми ракетами с неядерной боевой частью. То есть в многоцелевые ПЛА.

Самая же шедевральная информация, содержащаяся в статье, такова: «ТК-208 „Дмитрий Донской“ („Акула“) не мог опускаться под воду в Балтийском море , так как сконструирован для соленой воды - он бы просто пошел ко дну, как камень , если бы попытался сделать это в воде c такой низкой концентрацией соли».

Слов при сравнении субмарин было написано немало, однако за пределами статьи осталось главное - «Борей» является единственным в мире стратегическим подводным крейсером четвертого поколения . Так что, исходя из этого, и следует расставлять акценты и проводить сравнительную оценку. Правда, существуют еще три атомные лодки четвертого поколения - российский «Ясень», американские «Сивулф» и «Вирджиния» . Но они являются многоцелевыми ударными и не имеют баллистических ядерных ракет. То есть не относятся к морской составляющей ядерной триады, являющейся оружием сдерживания.

Впрочем, информационный повод, в связи с которым шведы разыграли эту клоунаду, заслуживает серьезного внимания. В этом месяце должен состояться спуск на воду четвертой подводной лодки проекта «Борей» - «Князь Владимир» . Так вот, это уже не вполне «Борей» - это стратегическая субмарина относится к модернизированному проекту 955У «Борей-А» с улучшенными характеристиками.

Хотя и базовый вариант подводной лодки превосходит по боевым возможностям американскую стратегическую субмарину «Огайо». Прежде всего, у нее ниже уровень шумов . Это достигнуто за счет целого комплекса конструктивных мероприятий. Корпус покрыт шумопоглощающим материалом одной из последних разработок в области материаловедения. При установке оборудования использована двухуровневая амортизация - резинокордная и пневматическая. В качестве движителя применен водомет. И, наконец, максимально «вылизана» геометрия корпуса с целью получения наилучшей обтекаемости.

Вторая важнейшая характеристика современных подводных лодок - способность обнаруживать противника с помощью гидроакустических систем на максимальном удалении. То есть раньше, чем он услышит тебя. На «Борее» установлен гидроакустический комплекс (ГАК) «Иртыш-Амфора-Б-55», который обеспечивает как пассивную, так и активную пеленгацию. Он решает весь комплекс боевых задач, включающий пеленгацию и идентификацию целей, поиск мин и обнаружение торпед, гидроакустическую связь, измерение толщины льда, измерение скорости звука.

По утверждению разработчиков, ГАК «Борея» превосходит по возможностям аналогичный комплекс многоцелевой субмарины «Вирджиния». Это крайне важно . Потому что угрозу для стратегических подводных ракетоносцев представляют не субмарины аналогичного профиля. В боевые задачи «Борея» и «Огайо» не входит охота друг на друга. Это задача именно многоцелевых лодок - «Вирджинии» и «Ясеня».

Если же посмотреть на данную проблему с «американской стороны», то разница в поколениях «Ясеня» и «Огайо» дает нашему «охотнику», на котором стоит и ГАК нового поколения, определенное преимущество.

И, наконец, вооружение . То есть то, ради чего и создаются стратегические подводные лодки. На «Борее» установлены 16 твердотопливных трехступенчатых МБР «Булава», каждая из которых способна нести до 10 боевых блоков по 100 кт или 4 блока по 200 кт.

Если сравнивать огневую мощь с «Огайо », то у американской лодки она, действительно, больше - 24 МБР «Трайдент-2». И каждая ракета может нести до 8 блоков по 475 кт или 12 блоков по 100 кт. И дальность отличается не в нашу пользу - 8300 км против 11000 км. Однако ракеты разновозрастные, «Булава» совсем новая разработка Московского института теплотехники. В ней использованы последние достижения по части преодоления противоракетной обороны противника: короткий активный участок полета (с работающими двигателями), настильная траектория, маневрирование по курсу и тангажу и более совершенные средства радиоэлектронной борьбы. Конечно, важно, сколько и чего выстрелит стратегическая субмарина. Но не менее важно, сколько и чего долетит до цели.

В начале года появилась информация от источников в оборонном ведомстве о том, что запланирована модернизации «Булавы» с целью увеличения дальности полета и массы полезной нагрузки . Предположительно мощь будут наращивать за счет увеличения габаритов ракеты. Для этого, чтобы не переделывать на «Бореях» пусковые шахты, конструкторы откажутся от транспортно-пускового контейнера, в котором находится ракета на борту лодки.

Сама же лодка, как было сказано, уже модернизирована. И «Князь Владимир» стал флагманом обновленной серии. По тому же самому проекту 955У «Борей-А» будут построены еще 4 субмарины - «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Они уже строятся. Передача двух последних из них запланирована на 2020 год.

Лодки этой серии отличаются от первых трех «Бореев» - «Юрия Долгорукого», «Александра Невского» и «Владимира Мономаха» - лучшей скрытностью, более совершенными средствами обнаружения, связи и управления вооружением. В них улучшена обитаемость экипажа и живучесть. Кстати, и в первых трех лодках есть средства спасения всего экипажа - всплывающая камера.

Однако в следующем десятилетии в России может появиться новая серия стратегических подводных лодок. На прошлой неделе начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ Валерий Герасимов сообщил ТАСС, что ЦКБ МТ «Рубин» приступило к созданию следующей модификации - «Борей-Б». Вполне понятно, что эта субмарина должна обладать большими возможностями, чем две предыдущие серии. О «Борее-А» говорили, что он будет оснащен 20-ю пусковыми шахтами. Однако позже эта информация была опровергнута. Вполне возможно, что будущие лодки будут иметь именно 20 ракет. А то и догонят «Огайо», у которого на борту 24 «Трайдента».

Атомные подводные лодки USS Nebraska, Северсталь Акула, Борей. Полигон . Телепередача . Оружие ТВ

Сравнение ядерного удара АПЛ стратегического назначения (955 Борей, 941 Акула, 667 Кальмар, Огайо)

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

Черноморский флот России примет в боевой состав шесть многоцелевых подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» к 2017 году . Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил командующий ЧФ контр-адмирал Александр Федотенков. «Первые три корпуса мы получим в 2014 году, одну — в 2015 году и две — в 2016 году для формирования полноценной бригады подводных лодок Черноморского флота », — рассказал контр-адмирал, отметив, что все корабли уже заложены на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге.

В настоящее время в составе Черноморского флота числятся две : Б-871 «Алроса» проекта 877В и Б-380 «Святой князь Георгий» проекта 641Б. Последняя подлодка находится на ремонте и модернизации. «На основе опыта подводной службы моряков-подводников Черноморского флота, будет сформирована бригада из подводных кораблей 636-го проекта », — заявил командующий ЧФ РФ, добавив, что параллельно с поступлением первых подлодок проекта 636, на флот будут приходить и (1135.6).

Как ожидается, новые подводные лодки будут базироваться в Севастополе и Новороссийске . Под базирование в Новороссийске планируется выделить причальный фронт. По словам Федотенкова, после прихода новых подлодок на Черноморский флот с Украиной будет подписано дополнительное соглашение к базовому договору о размещении российского флота на украинской территории.

По словам главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Высоцкого, до 2020 года Черноморский флот получит 15 новых надводных и подводных кораблей . В частности, в 2013 году начнется поступление фрегатов проекта 11356, число которых в составе ЧФ к 2015 году должно составить не менее пяти. Ранее сообщалось, что к 2030 году число современных кораблей на Черноморском флоте планируется довести до 35-40 единиц.

НАША СПРАВКА

Основные характеристики ДЭПЛ «Варшавянка»:
Тип корабля — многоцелевая ДЭПЛ
Классификация НАТО — «Improved Kilo»
Скорость (надводная): 17 узлов
Скорость (подводная): 19-20 узлов
Рабочая глубина погружения — 240 м
Предельная глубина погружения — 300 м
Автономность плавания — 45 суток
Экипаж — 52 человека

Размеры:
Водоизмещение надводное — 2350 т
Водоизмещение подводное — 3100 т
Длина (по КВЛ) — 73,8 м
Ширина корпуса — 9,9 м
Средняя осадка (по КВЛ) 6,2 м
Силовая установка:
2 дизель-генератора по 1000 кВт,
главный электродвигатель — 5500 л.с.
электродвигатель экономического хода мощностью 190 л.с.
два резервных электродвигателя по 102 л.с.
Движитель - один шестилопастный низкооборотный винт

Вооружение
— Торпедно-минное вооружение: 6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально-заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед или 24 мины;
— Ракетное вооружение: РК «Калибр» — противокорабельные ракеты ЗМ-54Э и ЗМ-54Э1 вместо части торпед;
— ПВО — ПЗРК «Стрела-3», 4 ракеты.

/По материалам lenta.ru /

Строительство лодки, получившей название «Казань», ведется по модернизированному проекту 885М. Во многих отношениях она превосходит головной корабль этого проекта «Северодвинск».

«„Казань" должна быть представлена публике и спущена на воду 30 марта», — заявил информационному агентству ТАСС источник из российского военного ведомства.

Передача субмарины флоту запланирована на 2018 год. Войдя в состав ВМФ, эта лодка станет самым могущественным кораблем, с каким когда-либо сталкивались ВМС США. «Наверное, это будет самая боеспособная атомная субмарина на вооружении у вероятного противника», — заявил The National Interest специалист по российским вооруженным силам из Центра военно-морского анализа (Center for Naval Analyses) Майкл Кофман (Michael Kofman).

Действительно, «Казань» должна стать намного совершеннее своего старшего брата «Северодвинска». У этой лодки обновленное оборудование, появившееся на свет уже после начала строительства «Северодвинска» в 1993 году. В «Казани» также учтены недостатки, выявленные при испытаниях головной лодки этого проекта.

Контекст

«Вирджиния» против «Ясеня»: кто победит?

The National Interest 03.10.2016

Чем опасны новые американские подлодки?

The National Interest 15.03.2017

Опасная российская субмарина «Щука-Б»

The National Interest 07.03.2017
«885М — это на самом деле первый корабль в своем классе, — заявил Кофман. — Он значительно усовершенствован на основе тех уроков, которые кораблестроители извлекли в процессе длительного проектирования, строительства и испытаний первой лодки проекта 885».

Проект 885 существенно отличается от советских и российских подлодок более ранних конструкций. В отличие от старых советских кораблей, субмарины проекта 885 являются многоцелевыми, и по своему предназначению похожи на американские лодки типа «Сивулф» и «Вирджиния».

«„Северодвинск" — это первая в России по-настоящему многоцелевая подводная лодка, — пишут в журнале Proceedings Военно-морского института США Майкл Кофман и Норман Полмар (Norman Polmar). — „Северодвинск" может вести борьбу с подводными лодками, надводными кораблями и наносить удары по наземным целям. Среди самых интересных особенностей этой лодки размещенный в носовой части гидроакустический комплекс „Иртыш-Амфора" с габаритной сферической антенной, а также расположенные посередине корабля восемь вертикальных ракетных шахт для 32 крылатых ракет „Калибр" или „Оникс". Это оружие, предназначенное для уничтожения кораблей и наземных целей, приобрело особую значимость после того, как российские надводные корабли и подводные лодки в 2016 году осуществили пуски этих ракет большой дальности по целям в Сирии».

В целом Россия планирует создать семь лодок проекта 885М. Субмарины «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь» в настоящее время строятся на верфях «Севмаша» в городе Северодвинске на Белом море.

Впоследствии Россия намерена создать следующий тип ударных подводных лодок, которые будут охотиться за американскими ПЛАРБ. Как пишут Кофман и Полмар, «сейчас проектируется новая российская подводная лодка-охотник. Эта многоцелевая подводная лодка будет играть главную роль в борьбе с западными атомными ракетными субмаринами. Новая лодка это очень важный проект, но в данный момент о ней не известно почти ничего, кроме того, что ее строительство должно начаться в ближайшем будущем».

Нет сомнений, что у русских имеются технические навыки и умения для проектирования очень мощного класса ударных подводных лодок. Вопрос в том, хватит ли Кремлю финансовых средств для реализации очередного дорогостоящего оборонного проекта.


Дейв Маджумдар — редактор The National Interest, освещающий военные вопросы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В конструкции новейших российских АПЛ использованы технологические элементы западных подводных лодок, повышающих как эффективность субмарин так и их способность оставаться незамеченными. В результате в военное время подводная лодка может более надежно защитить свой смертоносный груз из 16 ядерных ракет от американских и натовских охотников за российскими субмаринами.

Подводные лодки класса «Борей» просто огромны. Каждая — 160 метров в длину и 14 метров в ширину, их водоизмещение составляет 21 тысячу тонн. Ядерная силовая установка ОК-650Б мощностью 190 мегаватт позволяет кораблю двигаться со скоростью 15 узлов в надводном положении и 29 узлов — в подводном. У лодки — неограниченный запас дальности хода. Ограничения связаны только с запасами продовольствия.

Мультимедиа

«Князь Владимир»: самая смертоносная АПЛ в мире

Daily Mail 28.11.2017 «Бореи» — одни из самых смертоносных АПЛ из когда-либо построенных. Каждая из них несет на борту шестнадцать баллистических ракет РСМ-56 «Булава», что позволяет ей наносить ядерные удары по любой точке Земного шара. Это делает подводные лодки незаменимой частью российской ядерной триады и обеспечивает мощный потенциал для ответного удара по любой стране, которая первой применит ядерное оружие против Москвы.

Первая российская подводная лодка этого класса «Юрий Долгорукий» была заложена в 1996 году. Из-за проблем с финансированием она была введена в строй лишь в 2014 году. По словам Саттона (H.I. Sutton), автора книги «Подводные лодки мира: Секретные берега. Руководство по идентификации» (World Submarines: Covert Shores Recognition Guide), недавно спущенная на воду четвертая лодка класса «Борей» «Князь Владимир» заимствовала некоторые конструктивные особенности субмарин производства США и других стран НАТО.

По словам Саттона, «хвостовая часть с поворачивающимися рулями и торцевыми пластинами на горизонтальных стабилизаторах такие же, как на АПЛ класса „Огайо" ВМС США». Подводные лодки также оснащены водометной движительной установкой вместо типичного гребного винта. Водометный насосный движитель впервые был использован Королевским военно-морским флотом Великобритании, но также такая система была установлена на подводных лодках ВМС США с класса Seawolf в 1990-х годах. «Бореи» — первые российские АПЛ, оснащенные такими двигателями.

Гладкая обтекаемая форма рубки — еще одно западное влияние. Это делает лодку похожей на американские субмарины, хотя она намного длиннее. У базовой модели «Борея» — необычная наклонная форма рубки.

Все вышесказанное не означает, что новая версия «Борея» — копия западных АПЛ. Саттон отмечает, что «Князь Владимир» имеет «традиционную для российских АПЛ двухкорпусную конструкцию. Западные лодки однокорпусные, и это означает, что экипаж отделяет от океана только один слой стали».

Еще один необычный аспект «Бореев»: большое количество торпед и торпедных отсеков. АПЛ действуют из обороны, постоянно скрываясь в морских глубинах. Обычно у них всего четыре торпедных отсека. Но, по словам Саттона, у «Бореев» их восемь, также как и у недостроенных ударных подводных лодок класса «Акула». Такое количество торпед — необычное усиление для подводной лодки, вооруженной баллистическими ракетами.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В ближайшие годы в состав ВМФ войдут новейшие неатомные подводные лодки с фантастическими характеристиками

Недавно представитель Министерства обороны поведал журналистам: в ближайшие годы в состав Военно-Морского Флота России войдут несколько типов новейших неатомных подводных лодок с фантастическими характеристиками. Они уже внесены в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы, которая вот-вот должна быть утверждена президентом Путиным. С одной стороны эти чудо-лодки будут способны, как и атомоходы, нести стратегическое оружие – например, крылатые ракеты большой дальности семейства «Калибр», оснащенные ядерной «головой», а с другой – будут обладать сверхмалым водоизмещением и практически нулевым акустическим полем.

Что же это за чудо такое - сверхмалые неатомные подлодки нового поколения? Попробуем приоткрыть завесу тайны, которая их окружает…

Все они являются наследницами легендарной «Пираньи» - подводной лодки 865-го проекта. К 1990 году в СССР были построеныдве такие малютки. Предполагалось, что их будет больше, но развал Советского Союза прервал программу строительства. Да и прослужили они после этого всего восемь лет, до 1999 года.

«Пираньи» имели водоизмещение всего 220 тонн. При этом они могли погружаться на глубину до 200 м, несли экипаж, состоящий из трех человек, и были способны брать на борт разведывательно-диверсионную группу из шести боевых пловцов. Автономность составляла 10 суток, а вооружение – два контейнера с 400 миллиметровыми торпедными аппаратами, которые находились в забортном пространстве подводной лодки справа и слева от ограждения рубки, между прочным и лёгким корпусами.

Таким образом, боевые возможности у этих подводных лодок были довольно широкими, они могли бы еще служить и служить, но «лихие 90-е» пережить не сумели. Впрочем, нет худа без добра: поскольку они готовились к выводу из боевого состава флота, во второй половине 90-х их разрешили снять в кино, и широкие народные массы познакомились со сверхсекретной некогда «Пираньей» в кадрах знаменитой комедии «Особенности национальной рыбалки». Новые подводные лодки, которые готовятся поступить на вооружение нашего флота, являются «внучками» тех «Пираний».

Это, в первую очередь, подводная лодка проекта П-650 «Супер-пиранья». Знакомьтесь: 720 тонн водоизмещения, экипаж - девять человек и шесть боевых пловцов, оружие – четыре торпеды. Предельная глубина погружения - 300 м. Все её характеристики гораздо более серьезные, чем у предшественницы. В частности, дальность хода – 2000 миль, и из этих двух тысяч большую часть – 1200 миль – она может пройти под водой, не всплывая. В движение ее приводят либо два дизель-генератора, вырабатывающие электроэнергию для сверхтихого гребного электродвигателя, либо т.н. анаэробная, т.е. воздухонезависимая энергетическая установка.

Очень маленькая и очень опасная

Помимо П-650, у нас есть ещё один проект сверхмалой неатомной лодки – П-750 «Супер-пиранья 2». Её водоизмещение чуть больше, 950 тонн. Дальность хода – более 3700 км, причем, как и П-650, большую часть этой дистанции она может пройти в подводном положении. Вооружена эта подлодка более, чем серьёзно: четыре ракеты в универсальных вертикальных пусковых остановках, четыре торпеды калибра 533 миллиметра или восемь торпед калибра 400 миллиметров. В торпедных аппаратах, как и в вертикальных ПУ, возможно размещение крылатых ракет семейства «Калибр» или «Оникс» класса «подводная лодка – корабль» и «подводная лодка – земля». Ну, а кроме всего прочего, в специальных, расположенных между прочным и легким корпусами лодки контейнерах можно разместить ещё и 12 мин.

Шумность этой сверхмалой подводной лодки не превышает фоновых значений биологических шумов океана, то есть обнаружить ее практически невозможно. А значит, в Арктике и на Дальнем Востоке такие подводные лодки смогут идеально обеспечить защиту маршрутов развертывания наших атомных подводных ракетоносцев от американских многоцелевых субмарин или вражеских корабельных поисково-ударных противолодочных групп.

В результате бригада из, например, шести таких малышей будетспособна поставить под контроль огромную акваторию. Ну, скажем, всю акваторию Черного, или Балтийского, или Каспийского моря. А их маневренностьтакова, что они могут буквально вертеться на месте: поворотные винты и забортные рулевые колонки предоставляют им такую возможность.

Кроме того, возможность размещения на таких маленьких подводных лодках крылатых «Калибров», которые способны наносить ядерные удары по объектам, расположенным в глубине территории противника, на расстояниеболее 2500 километров, делает «Супер-пираньи» способными решать даже стратегические задачи. Раньше, скажем, 20 лет назад, о таких возможностях даже мечтать было невозможно…

Подведём итог. «Супер-пираньи» готовы решать невероятно широкий спектр боевых задач. Они могут высаживать боевых пловцов, то есть совершать тайные спецоперации. Могут заниматься противолодочной обороной. Могут противодействовать авианосным ударным группировкам, потому что четыре противокорабельных «Калибра», даже в неядерном, обычном оснащении, способны нанести любому авианосцу тяжелейшие повреждения или гарантированно отправить на днолюбой эсминец из состава авианосной ударной группы.

Какая именно из двух этих подводных лодок – то ли П-650, то ли П-750 – уже включена в государственную программу вооружения на 2018–2025 годы, неизвестно. Но в любом случае, обе эти подлодки – уже не просто «хотелки» адмиралов, не просто разработки каких-то продвинутых образцов для выставки, а вполне реальные, готовые к серийному производству образцы.

Хозяйки прибрежных морей

Особо стоит отметить, что все российские неатомные подводные лодки нового поколения будут оснащаться анаэробными, т.е. воздухонезависимыми химическими генераторами, которые существенно увеличат дальность их подводного хода.

Об этом стоит сказать подробней. Именно для «Пираний» еще в конце 80-х годов прошлого века питерским специальным конструкторских бюро была создана первая отечественная воздухонезависимая энергоустановка «Кристалл-20» мощностью 130 киловатт. (Кстати, коэффициент полезного действия такого электрохимического генератора достигает 75%.)В 1991 году, после прохождения всесторонних испытаний, установка «Кристалл-20» уже была принята на вооружение министерством обороны Советского Союза. Но вскоре последовал распад СССР и пришедшие к власти демократы все это, ясное дело, похоронили.

Зато сегодня такие технологии восстановлены на новом уровне. Для того, чтобы оценить их значение, важно понять: если неатомная подводная лодка обретает возможность находиться под водой не 3-4 дня, как сейчас, а, предположим, три недели, то в закрытых акваториях, в прибрежных морях такие подводные лодки станут на порядок эффективнее, чем огромные и дорогостоящие атомоходы, потому что они практически не шумят. Атомная подводная лодка шумит гораздо громче: механизмы, которые преобразуют энергию атомногореактора в энергию движения, связаны с вибрациями, вращениями и разного рода механическими взаимодействиями разных деталей, которые неизбежно создают мощное акустическое поле, и как ты ни пытайся его сократить, оно все равно остается весьма существенным. А новые лодки-малютки оказываются, по сравнению с атомоходами, практически бесшумными. Когда они плывут под водой, они практически никак не выделяются на фоне естественных биологических шумов океанских глубин. Это в буквальном смысле «черные дыры» в океане.

Малошумность здесь – ключевой момент. Любые другие подводные лодки будут услышаны нашими малышками гораздо раньше, чем смогут понять, что рядом с ними находится русская «Супер-пиранья». Значит, П-650 и П-750смогут сближаться, например, с американскими атомоходами на дистанции, позволяющие применять против них даже малогабаритные противолодочные торпеды! Это создает совершенно новую ситуацию во всех прибрежных морях России: и в Арктике, и на Дальнем Востоке, и в Черном море, и на Каспии, и на Балтике - короче говоря, везде.

Таким образом, появление воздухонезависимых энергоустановок на этих маленьких бесшумных подлодках создастважнейшую предпосылкудля настоящей революции в тактике и стратегии подводной войны! Второй предпосылкой такой революции станет появление на сверхмалых ПЛ дальнобойных ракет семейства «Калибр».Будучи размещенными на бесшумных, необнаруживаемых подводных лодках, они могут стать страшным оружием как против надводных кораблей противника, так и против стратегических объектов в глубине вражеской территории.

Дёшево и сердито

Еще один приятный плюс сверхмалых ПЛ - стоимость. Неатомные мини-лодки обойдутся нашей казне в десятки раз дешевле, чем атомоходы.

Кстати, догнать нас в этой области вооружений американцы не смогут ни за 10, ни за 20 лет. Дело в том, что после Второй мировой войны они вообще отказались от строительства дизельных лодок и строили только атомные. И это понятно: американские подводные лодки, чтобы попасть в районы своего боевого патрулирования, должны пересечь океаны. Они же не свои берега охраняют, они решают задачи наступательные, агрессивные. Это мы обороняемся в своих прибрежных морях, а американцы должны строитьтакие подводные лодки, которые способны решать боевые задачи за тысячи и тысячи миль от своих баз, от родного побережья. Поэтому Вашингтон просто обречён на то, чтобы делать ставку исключительно на атомные подлодки. Но когда эти дорогостоящие гиганты пересекут океаны и приплывут к нам, наши прибрежные акватории будут защищать сверхмалые НАПЛ, чья боевая эффективность будет существенно выше, чем у атомоходов, а стоимость – на порядок меньше.

Такое сочетание стоимости и эффективности позволит «Супер-пираньям» самым радикальным образом поменять не только правила ведения морской войны, но и оказать серьезнейшее влияние на стратегический баланс сил на сухопутных ТВД Европы и Дальнего Востока.

Константин Душенов