Польский вклад в уничтожение евреев. Польша — страна скрытых и явных нацистов Еврейские погромы в польше

Агрессивный антисемитизм в Польше имеет давнюю историю, он активизировался после оккупации польских территорий гитлеровскими войсками и продолжился после окончания Второй мировой войны, в том числе - Краковский погром 11 августа 1945 года, который удалось прекратить только вмешательством Советской армии.


Самый крупный послевоенный погром в Польше произошёл в городе Кельце.Кельце - административный центр воеводства, город средней величины в Центральной Польше. До нацистской оккупации треть населения этого города была этническими евреями - около 20 тыс. человек. После окончания войны в Кельце оказалось около 200 евреев - 1% от численности довоенного еврейского населения города. Это были в основном, вернувшиеся на свою беду в родной город, бывшие узники нацистских концлагерей.

О «причине» погрома написано в Википедии:

«Поводом для начала погрома стало исчезновение восьмилетнего мальчика Генрика Блашчика. Он исчез 1 июля 1946 года и возвратился через два дня, рассказав, что его похитили евреи и, спрятав, намеревались убить (позже в ходе расследования выяснилось, что мальчик был отослан отцом в деревню, где его научили, что он должен рассказывать)».

Этот мальчик указал на еврейское общежитие в здании на улице Планты, 7, где располагался еврейский комитет и организация «Сионистская молодёжь», как на дом, в подвал которого его заточили. Полицейские отправились туда с обыском, ничего не обнаружили, но зверски избили нескольких бывших узников «лагерей смерти». По Кельце поползли слухи о том, что, якобы, несколько польских детей заточены в подвалах «еврейского» дома.

Утром 4 июля 1946 года у здания общежития стали собираться польские горожане, скандирующие антисемитские лозунги:

«Смерть евреям!»,

«Закончим работу Гитлера!»

Злоба возрастала, и разбивая стёкла в доме, разъярённая толпа во главе с полицейским Владиславом Блахутом ворвалась в общежитие и начала избиение евреев. Несчастных, среди которых были беременные женщины и маленькие дети, забивали камнями, железными прутьями, палками…

Погром охватил весь город, тысячи человек участвовали в зверствах. Погромщики блокировали, проходящую через Кельце железную дорогу, вытаскивали евреев из остановленных поездов и - забивали насмерть… На совести погромщиков - многие десятки жизней (47 евреев - только жители Кельце), свыше 50-ти было ранено. Беспорядки удалось подавить лишь специально присланными из Варшавы воинскими частями.

Затем состоялись похороны растерзанных, и - спешный показательный судебный процесс, где 9 из 12 обвиняемых были приговорены военным трибуналом к смертной казни. Приговоры были приведены в исполнение уже 12 июля 1946 года…

Погром в Кельце стал причиной массовой эмиграции евреев из Польши. К середине шестидесятых годов количество проживающих в Польше евреев было менее одного процента от их довоенного количества, то есть около 35 тысяч человек. В 2002 году в Польше насчитали в перепись всего 1133 еврея...

Новый антироссийский скандал учинила Польша. Глава МИДа этой страны (просто не хочется называть по имени этого мерзавца), выступая на польском радио, затронул проблему приглашения в Освенцим президента России Владимира Путина — на 70-ю годовщину освобождения этого печально знаменитого концлагеря Красной армией, которая произошла 27-го января 1945 года. Министр прямо намекнул на то, что приезд Путина не желателен. И не только по политическим мотивам, но и по «историческим». Как сказал сам министр:

«Это был Украинский фронт. Первый Украинский фронт и украинцы освобождали концлагерь в Освенциме, там были украинские солдаты в тот январский день, и они открывали ворота лагеря, и они освобождали лагерь».

Серьёзно, с точки зрения науки, комментировать этот откровенный бред со стороны человека, который вроде как имеет высшее историческое образование, просто не хочется. Ибо любой, кто хотя бы мало-мальски знаком с историей войны, прекрасно знает, что названия любых советских фронтов в годы войны принимались исходя вовсе не из-за национального состава тех или иных воинских частей, а чисто по географическому направлению действия. Так, до 1943 года Первый украинский фронт именовался Воронежским — ибо стояли тогда войска этого фронтового соединения именно под этим российским городом, а с перемещением на запад фронт стал уже «украинским»...

Нет, всё прекрасно знал и знает этот явный провокатор в ранге министра! И он специально пошёл на эту провокацию. Как раз и с политическими, и с историческими целями: первые действительно направлены против возможного визита российских официальных лиц (из-за резкого ухудшения двусторонних отношений), а вот исторические выглядят куда как интересней.

Прежде всего, в канун 70-летия Великой Победы налицо желание поляков вновь принизить роль Советского Союза и России, как правопреемника СССР, в разгроме нацистской Германии. А ещё Польше очень хочется уйти от темы массового участия поляков в страшной политике истребления евреев в годы Второй мировой войны, в том числе и в Освенциме — и не только во время войны, но и после неё.

Эта тема для Польши очень болезненна, она регулярно возникает Международный День памяти жертв Холокоста, который как раз приурочен к освобождению Освенцима. Польские власти с ловкостью опытных жуликов всякий раз пытаются замарать активное участие своей страны в этой трагедии еврейского народа. Вот и сегодня они действуют явно на упреждение — затеяли антироссийскую провокацию, чтобы за поднятым следом шумом вновь уйти от обсуждения темы польского нацизма.

Но мы не собираемся идти на поводу министра-провокатора. Наш сайт публикует отрывок из большого исследования «Польша и евреи», который, по идее, должен заставить краснеть от стыда любого поляка. Этот исторический материал о польском антисемитизме взят нами со страницы портала «Еврейские корни» http://j-roots.info/index.php?option=com_content&view=article&id=455&Itemid=455#_ftn1.

Было бы любопытно узнать мнение пана министра на факты, которые изложены здесь. Впрочем, можно представить его реакцию: наверняка он объяснил бы всё «происками путинской пропаганды» — у польских русофобов на большее ума обычно просто не хватает...

Как евреи покинули Польшу

Во время второй мировой войны от рук нацистов погибло не менее 2,8 миллионов польских евреев.

Нацистами именно в Польше были созданы фабрики по уничтожению евреев: Треблинка-2, Аушвиц-Биркенау (Освенцим-2), Собибор, Белжец. Эти предприятия принято называть лагерями, но фактически лагерями они не являлись, так как в них постоянно проживало только несколько сотен заключенных, обеспечивающих функционирование фабрик смерти. Люди, обречённые на смерть, прибывали на место уничтожения, в течение короткого времени уничтожались, после чего фабрика была готова к приему следующей партии обреченных евреев. В самой «продуктивной» фабрике смерти Треблинке, расположенной в 80 километрах к северо-востоку от Варшавы, было уничтожено 800 тысяч евреев. На земле нет места, где было бы убито большее количество людей.

В таких лагерях, как Освенцим-1 был постоянный контингент заключённых, они выполняли хоть какую-то работу. В лагерях смерти только убивали, а заключенные обеспечивали этот конвейер с тем, чтобы со временем самим стать его жертвой.

После того, как в лагерях смерти были убиты практически все польские евреи, туда стали прибывать эшелоны из других стран, захваченных гитлеровцами.

Однако польские евреи во время войны гибли не только от внешнего врага, но и от своих соседей поляков.

Во время второй мировой войны поляки совершили военные преступления против евреев как минимум в 24 районах страны. К такому выводу пришла правительственная комиссия, расследовавшая события в Польше, относящиеся к началу Второй мировой войны.

Доклад комиссии занимает 1500 страниц и называется «Вокруг Едвабно». Едвабно – это небольшой польский город, ставший символом уничтожения евреев поляками ещё до начала массового уничтожения евреев фашистским режимом Германии. Долгое время убийства евреев во время войны на территории Польши считались делом рук исключительно нацистов, но правительственное расследование, проводившееся в течение двух лет, доказало, что за этнической резней стояли именно поляки. Согласно расследованию Института Национальной Памяти, число убитых поляками евреев только в Едвабно — не менее 1 тыс. человек. Точное число евреев, убитых поляками во время войны, невозможно установить, однако известно, что по результатам 60 расследований обвинения в преступлениях против евреев были предъявлены 93 полякам в 23 регионах страны. В результате судебных процессов, проведённых в Польше в первые послевоенные годы, 17 человек были осуждены на тюремное заключение, один был казнён.

Об этом в Польше сегодня предпочитают не говорить.

В то же время, во время войны множество поляков готовы были жертвовать своей жизнью ради спасения евреев. В войну фашистами в Польше было казнено свыше 2 тысяч человек, спасавших евреев или помогавших им. В Иерусалиме в парке музея Яд-Вашем есть «аллея праведников», на которой увековечены имена людей, которые рискуя своей жизнью, спасали евреев во время войны. Больше всего на этой аллее, 3558 имен, — это праведники из Польши. В числе тех, кто в войну спасал евреев, была семья Папы Иоанна Павла II.

Но тех, кто ненавидел евреев, в Польше было гораздо больше! Осенью 1941 года, после первых акций массового уничтожения поляками евреев, генерал Грот-Ровецкий, руководитель подпольной Армии Крайовой, писал в Лондон польскому правительству в эмиграции:

«Проеврейские симпатии, выражаемые в заявлениях членов лондонского правительства, производят весьма неблагоприятное впечатление в стране и весьма способствуют успеху нацистской пропаганды. Прошу принять во внимание, что подавляющая часть населения настроена антисемитски. Даже социалисты не составляют в этом исключения, отличие только в тактике. Необходимость эмиграции как способа решения еврейского вопроса так же очевидна для всех, как и необходимость изгнания немцев. Антисемитизм стал широко распространённым явлением».

В 1944 году комиссар лондонского правительства Кельт сообщал в своём отчете о поездке в Польшу: «Согласно мнению на местах, лондонское правительство перебарщивает в выражении своих симпатий к евреям. Учитывая, что в стране евреев не любят, высказывания членов правительства воспринимаются как слишком филосемитские».

Поразительно и то, что даже те, кто реально помогали евреям, оставались активными их ненавистниками. В августе 1942 года писательница Зофья Коссак, руководитель влиятельной подпольной католической организации «Фронт возрождения Польши», опубликовала листовку следующего содержания:

«Мы говорим от имени поляков. Наше отношение к евреям не изменилось. Мы по-прежнему считаем их политическими, экономическими и идейными врагами Польши. Более того, мы знаем, что они ненавидят нас больше, чем немцев, и считают нас виновными в своих бедах. Но даже это не освобождает нас от обязанности осудить совершающееся преступление».

Во время восстания в Варшавском гетто участники польского Сопротивления старались оказывать повстанцам помощь по возможности скрытно, чтобы не подорвать уважения польского общества к своему делу. Такое отношение к полякам, помогающим спастись евреям, было повсеместным. Так жительнице Евдабно Антонине Выжиковской, которая спрятала семерых евреев от польской расправы, пришлось самой скрываться от своих земляков после того, как они избили её за сострадание к евреям.

С 1973 по 1985 годы французский документалист Клод Ланцман снимал девятичасовой документальный фильм «Шоа», полностью составленный из интервью выживших евреев, бывших охранников концлагерей и поляков, видевших Холокост своими глазами. Самое сильное впечатление производят не рассказы очевидцев, видевших смерть сотен тысяч евреев, а ухмылки поляков, с которыми они вспоминали о железнодорожных составах, перевозивших тысячи людей. Поляки, рассказывая об обречённых на смерть евреях, привычно ухмылялись и выразительно проводили ребром ладони по горлу.

Они делали этот жест и тогда, когда вагоны, набитые обречёнными людьми, проезжали мимо них, направляясь в лагерь смерти. В фильме они объясняли свой жест желанием сообщить идущим на смерть о ждущей их участи, но по радостной ухмылке этих польских крестьян видно, что участь евреев их вполне устраивает, как их устраивает то, что уже во время войны они заняли опустевшие дома своих еврейских соседей.

В европейских странах, оккупированных фашистской Германией, массовое уничтожение нацистами евреев вызывало сострадание и порождало массовый героизм. Так в Дании почти все евреи страны, семь тысяч человек, были переправлены на рыбацких лодках в соседнюю Швецию и, тем самым, были спасены от уничтожения.

В Польше, в отличие от всех других европейских стран, массовое уничтожение евреев не вызвало у поляков массового сочувствия к гонимому народу. Геноцид евреев вызвал только довольные ухмылки поляков. А после войны в Польше начались еврейские погромы...

11 августа 1945 года случился крупный погром в Кракове. Вмешавшиеся части Войска Польского и Советской армии положили конец погрому, но среди евреев были убитые и раненые. В докладной записке польских властей говорилось, что с ноября 1944 года по декабрь 1945 года был убит, по доступным сведениям, 351 еврей.

В 1946 году жертв было уже больше. Самый известный погром случился в городе Кельце, где до начала второй мировой войны проживало около 20 000 евреев, что составляло треть населения города. После окончания войны в Кельце вернулось всего лишь 200 выживших евреев, главным образом — бывших узников нацистских концентрационных лагерей. Поводом для начала погрома стало исчезновение восьмилетнего мальчика, который, после возвращения рассказал, что его похитили евреи и, спрятав, намеревались убить. Позже в ходе расследования выяснилось, что мальчик был отослан отцом в деревню, где его научили, что он должен был рассказывать.

Утром 4 июля 1946 года начался погром, к полудню возле здания еврейского комитета в Кельце собралось около двух тысяч человек. Среди звучавших лозунгов были: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера!». В полдень в здание прибыла группа во главе с сержантом польской милиции, которая присоединилась к погромщикам. Толпа взломала двери и ставни, погромщики проникли в здание и начали убивать укрывшихся там людей поленьями, камнями и заготовленными железными прутьями.

В ходе погрома было убито от 40 до 47 евреев, среди них были дети и беременные женщины. Также больше 50 человек было ранено. В ходе погрома были убиты двое поляков, пытавшихся противостоять погромщикам.

Уже 9 июля 1946 года на скамье подсудимых перед участниками выездной сессии Верховного военного суда оказались двенадцать человек, а 11 июля к смертной казни были приговорены девять обвиняемых, по одному - к пожизненному заключению, к десяти годам и к семи годам тюрьмы.

Несмотря на суровые приговоры, погром в Кельце положил начало массовой эмиграции евреев из Польши.

Если в мае 1946 года из Польши уехало 3500 евреев, в июне – 8000, то после погрома в Кельце в течение июля уехало 19 000 человек, в августе — уже 35 000.

Советское посольство в Варшаве 24 сентября 1946 года сообщало в МИД СССР, что за несколько месяцев, начиная с июня этого года, страну покинуло более 70 — 80 тысяч евреев. В официальном документе так оценивались причины исхода евреев из Польши:

«Наличие антисемитских взглядов в стране в предвоенные годы и усиленная пропаганда их за годы немецкой оккупации дают себя чувствовать и в настоящее время. Возникали трудности с определением евреев на работу, т.к. имелись руководители предприятий, которые отказывались принимать евреев на работу, боясь недовольства со стороны коллектива своего предприятия. Для предприятий же, где работало значительное количество евреев, нередко чинились препятствия в предоставлении сырья, вспомогательных материалов, транспорта.

Мыслью покинуть Польшу и найти себе другое местожительство, приобрести себе родину проникалось все большее и большее количество евреев. ... После же событий в Келецком воеводстве началась паника и массовое движение на запад».

После драмы в Кельце евреям стало небезопасно ездит поездами, нередко евреев стали выбрасывать из вагонов на ходу поезда. Юлиан Тувим, выдающийся польский поэт еврейского происхождения, в июле 1946 года писал своему другу Й. Штаудингеру: «...я хотел поехать поездом в Лодзь. В связи с известными тебе событиями для меня безопаснее отложить поездку на более благоприятное время».

Юлиан Тувим за два года до этих событий написал пламенный манифест «Мы — польские евреи», в котором есть такие слова: «Я – поляк. … Поляк - потому что родился в Польше, здесь вырос, здесь меня воспитали, здесь я учился, потому что в Польше я был счастливым и несчастным; потому что из эмиграции хочу возвратиться именно в Польшу, если бы даже в других местах мне был бы обещан рай».

В конце лета 1953 года Юлиан Тувим с женой решили, что проведут Рождество на курорте в Закопане. Но вскоре ему позвонил незнакомый человек и угрожающе произнёс в трубку: «Не приезжай в Закопане, а то можешь живым не уехать»

И, действительно, Тувим не уехал из Закопане живым: 27 декабря 1953 года его сердце остановилось, инфаркт настиг его в 59 лет. Еще одним евреем стало меньше в Польше...

К середине шестидесятых годов количество проживающих в Польше евреев было менее одного процента от их довоенного количества, то есть около 35 тысяч человек. Но в 1968 году, остававшиеся евреи были изгнаны из страны...

После войны в Польше был установлен просоветский режим, но в руководстве Польской объединенной рабочей партии (ПОПР) единства не было, борьбу за власть с переменным успехом вели две группы деятелей. Одна, настроенная откровенно просоветски, в значительной степени была представлена евреями, другая была настроена националистически и стремилась не следовать во всем указаниям из Москвы, а вести в определенной степени самостоятельную политику. Антисемитизм был использован в политической борьбе за власть.

После шестидневной войны Израиля в 1967 году во всех странах коммунистического блока под видом антисионистской началась антисемитская кампания. В Польше эта кампания легла на хорошо подготовленную почву.

Первый секретарь ПОРП Владислав Гомулка в марте 1968 года обвинил евреев в организации студенческих волнений. Он заявил, что речь идет о «сионистском заговоре», и фактически распорядился начать новые преследования евреев. Перед евреями встала необходимость выбора: эмигрировать, либо полностью отказаться от национальной, культурной и религиозной идентичности.

Поскольку Польша, в отличие от СССР и других социалистических стран, разрешала евреям покидать страну, то последние евреи были вынуждены уехать, а в 2002 году в Польше насчитали в перепись всего 1133 еврея...

«Еврейские корни»

Польский сейм принял тут резолюцию о геноциде поляков на Волыни в 1943-1944 годах - прелестно. У меня куча родственников в Польше, с которыми наши семьи не теряли связи с 1939 года, и кто там из наших пращуров первым перешел в католичество или в православие, это спорный вопрос, сокрытый во мраке веков. Потому что кто из наших общих предков был поляк, а кто украинец, определялось только тем, церковь или костел он посещали по воскресеньям.
Один из моих дедушек в 30-х годах служил в польской армии, польский был его вторым родным языком, но он был православным, считал себя украинцем, и кто там кого геноцидил на Волыни, мог бы многое рассказать.
Но оставим устную историю, и поговорим об общепризнанных документально подтвержденных фактах, на основании которых Кнессет просто обязан принять резолюцию о геноциде евреев в Польше в период Второй мировой войны, и после неё.

Польские евреи, 1939 год

На территории Польши евреи жили с XI века, и примерно тогда же там стал формироваться антисемитизм, вылившийся в привилей «Privilegium de non tolerandis Judaeis» (с лат. - «Привилегия о нетерпении евреев»). В результате его применения началась массовая эмиграция еврейского населения на территорию сегодняшней Украины, а численность евреев в Киевском воеводстве к 1648 году достигла до 200 тыс. человек.
На 1 сентября 1939 года численность еврейского населения Польши составляла 3,3 млн (крупнейшая община в Европе). Из них во время войны погибло 2,8 млн, то есть 85 %, и не всех из них убили немцы - евреев с удовольствием убивали поляки, как коллаборационисты, так и польские националисты.

Поляки в Томашув-Мазовецки (Лодзинское воеводство) на отрезании еврейской бороды, октябрь-ноябрь 1939 года

.
Так 10 июля 1941 года в деревне Едвабне был учинен погром, в котором погибло около 1 500 евреев включая женщин и детей, причем доказано, что погромщики были поляками, проживающими в окрестных районах. В 2001 году Президент Польши Александр Квасьневский официально принёс извинение еврейскому народу за это преступление. Ну как Порошенко недавно принес официальные извинения польскому народу.
Всего во время Второй мировой войны поляки совершили военные преступления против польских евреев как минимум в 24 районах страны, и немцы их не организовывали - просто наблюдали. А некоторые историки (например профессор Принстонского университета Ян Томаш Гросс) утверждают, что поляки во время войны убили евреев больше, чем нацисты.

Еврейские семьи в Варшавском гетто, 1943 год

Когда Красная Армия выбила немцев из Польши, в ней оставались около 250 тысяч чудом выживших евреев (вернувшиеся из концлагерей и территорий СССР, или бывших партизан), и к тем еврейским погромам немцев уж никак не приплетешь. Польские власти официально признают, что по документально подтвержденным сведениям с ноября 1944 года по декабрь 1945 года поляками был убит 351 еврей. При этом они согласны, что определить точное количество погибших евреев в ПОСЛЕвоенной Польше не представляется возможным.
Польскими властями официально признаны погромы поляками евреев после изгнания немцев в Кельце, Кракове, Люблине, Жешуве, Тарнове, Сосновичи. Погром в Кельце 4 июля сорок ШЕСТОГО года, стал последний погромом в Европе. В нём документально подтверждена гибель 43 евреев, среди которых были дети и беременные женщины, но сколько там на самом деле погибло, одному еврейскому Богу ведомо. Польский президент Лех Качиньский назвал погром в Кельце «огромным позором для поляков и трагедией евреев», и тоже извинился.

Гробы с евреями, убитыми во время погрома в Кельце, 6 июля 1946 года

Погром в Кельце вызвал массовую эмиграцию евреев из Польши - в течение июля из неё выехало 19 тыс. человек, в августе 35 тыс., и волна отъезда спала лишь к концу 1946 года, когда положение в Польше нормализовалось, в основном благодаря карательным мерам советского военного командования. Да и евреев в Польше к тому времени практически не осталось - по переписи 2002 года сейчас в Польше проживает всего около одной тысячи евреев из 39-миллионного населения страны (для сведения - в Украине проживает около 80 тыс. евреев).
При этом изгнание евреев из Польши следует рассматривать в контексте общей этнической чистки, проводившейся тогда поляками - это и изгнание украинцев из восточных воеводств, это и изгнание немцев из присоединенных к Польше западных областей.

Причины еврейских погромов поляками, были типичными для всех времен и народов:
- распространения слухов о ритуальном убийстве евреями польского ребёнка;
- убийства евреев с целью захвата их домов и собственности и нежелание поляков возвращать присвоенное во время войны еврейское имущество;
- «Иудеополония», это такая польская вариация теории всемирного жидомасонского заговора.
Но были и специфические причины - в новой власти Польши евреев было непропорционально много, и ненависть поляков к русским и коммунизму, перекинулась на евреев.

Свастика на еврейском кладбище в Высоке-Мазовецке (Подляское воеводство), 19 марта 2012 года

Повторюсь - учитывая вышеизложенное, Кнессет Израиля просто обязан принять резолюцию о геноциде евреев поляками. Ну и о геноциде евреев русскими, заодно, чтоб два раза не вставать…


Читайте

В послевоенной Польше антисемитские настроения питались распространённым мнением, что евреи являются сторонниками нового социалистического режима. Власти порицали антисемитизм.

Более того охраняли выживших евреев. Среди представителей новой власти и Войска Польского было много евреев. Вторым обстоятельством было нежелание возвращать евреям имущество, разграбленное польским населением в течение войны.

В докладной записке польских властей начала 1946 года говорилось, что с ноября 1944 года по декабрь 1945 года был убит, по доступным сведениям, 351 еврей. Большинство убийств произошли в Келецком и Люблинском воеводствах, жертвами были вернувшиеся из концлагерей или бывшие партизаны. В докладе упоминались четыре типа нападений:

1.Нападения вследствие распространения слухов об убийстве польского ребёнка (Люблин, Жешув, Тарнов, Сосновичи)

2.Шантаж с целью выселения евреев или захвата их собственности

3.Убийства с целью грабежа
4.Убийства, не сопровождавшиеся грабежами, в большинстве случаев совершаемые путём бросания гранат в еврейские убежища.

Самым крупным было происшествие в Кракове. 11 августа 1945 года здесь произошёл погром. Начался он с метания камней в синагогу. Затем поляки стали нападать на дома евреев.

Части Войска Польского и Советской армии положили конец погрому. Среди евреев были убитые и раненые. Английский историк Исраэль Гутман в исследовании «Евреи в Польше после Второй мировой войны» пишет, что погромы не были делом рук отдельных бандитов. Они были тщательно подготовлены.

До начала второй мировой войны в Кельце проживало около 20 000 евреев. Это примерно треть населения города. После окончания войны в Кельце осталось около 200 выживших после Холокоста евреев. В большинстве бывшие узников нацистских концентрационных лагерей.

Поводом для начала погрома стало исчезновение восьмилетнего мальчика Генрика Блашчика. Он исчез 1 июля 1946 года. Через два дня мальчик появился. И вдруг заявил, что евреи спрятали его, намереваясь убить. Позже в ходе расследования выяснилось, что мальчик был отослан отцом в деревню, где его научили, что он должен рассказывать.

4 июля 1946 года в 10 часов утра начался погром. В нём участвовало множество людей, в том числе в военной форме. К полудню возле здания еврейского комитета собралось около двух тысяч человек. Среди звучавших лозунгов были: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера!».

В полдень в здание прибыла группа во главе с сержантом милиции Владиславом Блахутом. Они разоружили, собравшихся сопротивляться евреев. Как выяснилось позже, Блахут был единственным представителем милиции среди вошедших.

Когда евреи отказались выйти на улицу, Блахут стал бить их рукояткой револьвера по головам, крича: «Немцы не успели уничтожить вас, но мы закончим их работу». Толпа взломала двери и ставни. Погромщики проникли в здание и начали убивать евреев поленьями, камнями и заготовленными железными прутьями.
В ходе погрома было убито 47 евреев. 50 человек ранено. В том числе детей и беременные женщины.

Погибло два поляка пытавшихся противостоять погромщикам. Евреев избивали, и убивали не только на ул.Планты, 7, но и в других местах города.
Уже 9 июля 1946 года на скамье подсудимых перед участниками выездной сессии Верховного военного суда оказались двенадцать человек. Решение суда было зачитано 11 июля. К смертной казни были приговорены девять обвиняемых. Один бандит был приговорён к пожизненному заключению.

Двое к десяти годам и пятеро к семи годам тюрьмы. Президент ПНР Берут не воспользовался своим правом помилования, и осуждённые на смерть были расстреляны.

Погром в Кельце вызвал массовую эмиграцию евреев из Польши. Если в мае 1946 года из Польши уехало 3500 евреев, в июне - 8000, то после погрома в течение июля - 19 000, в августе 35 000 человек. К концу 1946 года волна отъезда спала, так как положение в Польше нормализовалось.

В 1996 (50-ю годовщину погрома) мэр Кельце принес извинения от имени горожан. В 60-ю годовщину церемония была поднята на национальный уровень, с участием Президента и министров. Польский президент Лех Качинский назвал погром в Кельце «огромным позором для поляков и трагедией евреев».

Во время Второй мировой войны поляки совершили военные преступления против своих соседей-евреев как минимум в 24 районах страны. К такому выводу пришла правительственная комиссия, расследовавшая события в Польше, относящиеся к началу Второй мировой войны.

Пожилого еврея заставили стоять возле кладбища, надев ему на шею «еврейскую звезду». Люблин, Польша

Наверное, единственное, в чем поляки охотно и в массовом порядке сотрудничали с гитлеровцами, так это в уничтожении евреев. Случаи помощи евреям были настолько редки, что об этом пишут книги и снимают фильмы. Накануне немецкой оккупации еврейская община Польши насчитывала 3 300 000 человек. Она была самой крупной в Европе и составляла 10 процентов от общего населения страны.
После войны в живых оставалось всего 380 000 польских евреев. Сегодня в Польше их менее тысячи.
Из еврейских погромов, учиненных поляками во время гитлеровской оккупации наиболее известен пожалуй погром в Едбавне. Сначала поляки убивали евреев в Едбавне и его окрестностях по одиночке — били палками, забивали камнями, отрубали головы, оскверняли трупы. 10 июля 1941 г. поляки собрали около 40 человек из числа оставшихся в живых евреев на центральной площади города. Им было приказано разбить установленный там памятник В.И. Ленину. Затем их заставили под пение советских песен вынести за город обломки этого памятника, которые были затем захоронены на еврейском кладбище. Во главе этой траурной колонны шел местный раввин. После этого всех евреев, в том числе женщин и детей, завели в пустой амбар, хладнокровно расстреляли, а тела закопали там же. Однако этим дело не ограничилось. К вечеру в этот амбар согнали остальных евреев из числа жителей Едбавне, включая женщин и детей, и сожгли заживо. Общее количество жертв составило не менее 1600 человек.
Несколько немецких шуцманов, присутствовавших при этом, не вмешивались.
Лет десять назад мне пришлось стать свидетелем страшного разговора. Корреспондентка (американка, как помнится) задала вопрос пожилой польке, свидетельнице произошедшего, рассказывавшей о погроме: "Как Вы относитесь к этим событиям сегодня, почти 60 лет спустя?" Ответ меня потряс до глубины души: "Я сама сегодня сделала бы тоже самое". Может я и усомнился бы в ее ответе, если бы на вопрос "А что стало с домами и имуществом?" она не ответила совершенно равнодушно "Забрали себе, конечно".
Произошедшее тщательно скрывалось после войны и только в конце мая 2001 года польский католический епископат принес покаяние за истребление евреев в Едвабне. А в июле 2002 и польское правительство официально признало, что преступление было совершено не немецкими солдатами.
Еврея заставляют брить бороду Аврааму Ишаяху Апельштейну, городскому шойхету (квалифицированному резнику). Олькуш, Польша
Стоит ли тогда удивляться, что в докладной записке польских властей начала 1946 года говорилось: с ноября 1944 года, по декабрь 1945 года (то естб после уъхода гитлеровцев) был убит по доступным сведениям 351 еврей. Большинство убийств произошли в Келецком и Люблинском воеводствах, жертвами были вернувшиеся из концлагерей или бывшие партизаны. В докладе упоминались четыре типа нападений:
- нападения вследствие распространения слухов об убийстве польского ребёнка (Люблин , Жешув , Тарнов , Сосновичи).
- шантаж с целью выселения евреев или захвата их собственности.
- убийства с целью грабежа.
- убийства, не сопровождавшиеся грабежами, в большистве случаев совершаемые путём бросания гранат в еврейские убежища .
Немецкие солдаты в поезде по дороге в Польшу; на поезде надпись: «Мы едем в Польшу стегать евреев». Германия, 1939
Наиболее известен погром в Кракове 11 августа 1945 года. Начавшись с бросания камней в синагогу он завершился нападением на евреев и их жилье и был прекращен только силами Войск Польского и Советской армии.
Главного раввина города провозят по улицам верхом на мусорном баке с надписью: «Евреи - наше несчастье»; в его руках плакат на немецком языке: «Мы хотели развязать войну». Лодзь, Польша

Второй - 4 июля 1946 года в Кельце. До войны половина населения была евреями. К погрому из 20 тысяч уцелело 200. В основном бывшие узники концлагерей.
Поводом послужил рассказ 8-летнего пацана, исчезнувшего из дома 1 и вернувшегося 3 числа. Его мол похитили евреи и хотели убить. Позже выяснилось, что отец услал его в деревню, где ему и объяснили, что надо говорить.
В 10 часов утра начался погром, в котором участвовало множество людей, в том числе в военной форме. К полудню возле здания еврейского комитета собралось около двух тысяч человек. Среди звучавших лозунгов были: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера !». В полдень в здание прибыла группа во главе с сержантом милиции Владиславом Блахутом, которая разоружила собравшихся сопротивляться евреев. Как выяснилось позже, Блахут был единственным представителем милиции среди вошедших. Когда евреи отказались выйти на улицу, Блахут стал бить их рукояткой револьвера по головам, крича: «Немцы не успели уничтожить вас, но мы закончим их работу». Толпа взломала двери и ставни, погромщики проникли в здание и начали убивать поленьями, камнями и заготовленными железными прутьями.

В ходе погрома было убито около 40 евреев, среди них дети и беременные женщины, а также больше 50 человек ранено.
В ходе погрома были убиты также двое пытавшихся противостоять погромщикам поляков.

Финалом этого погрома стали 9 расстрелянных и трое посаженных поляков. Но цель была достигнута. Если в мае 1946 года из Польши уехало 3500 евреев, в июне — 8000, то после погрома в течение июля — 19 000 , в августе 35 000 человек.