Послевоенный Дрезден: возрождение из руин. Послевоенный Дрезден: возрождение из руин Германская Демократическая Республика

Контора Штази в Дрездене располагалась ранее по адресу: Баутцнерштрассе 112-a. В этом же районе находились квартиры советских и немецких офицеров, ведомственные стадионы, садики... Хорошее место, Эльба рядом.

Чтобы зайти в музей, нужно пройти мимо этого здания. Ранее тут тоже конторы Штази были, а сейчас это жилой дом с очень недешевыми и приличными квартирами.

2

Вот тут во внутреннем дворе - вход в музей. Фасад музея ремонтируют уже давно. Еще в 2006-м году часть здания музея пострадала при строительстве нового моста через Ельбу. То ли фундамент размок, то ли еще что-то случилось...

3

Вот этот мост. Он здорово разгрузил город по части пробок, но именно из-за него Дрезден исключили из списка сокровищ Юнеско. Мол, из-за этого моста изменился исторический вид на центр города. Ничего он не изменился, центр далеко отсюда, а мост и не виден почти из центра, река в этом месте излучину делает.

4

Возвращаюсь в музей. Входной билет стоит 4 евро, вся информация только на немецком языке, несколько раз в месяц добровольцы проводят экскурсии, опять же, на немецком. Одного из этих добровольцев вы видите на фотографии. Это Михаель Шлоссер, бывший заключенный этой тюрьмы. По профессии - слесарь и водитель грузовика. Он построил в заброшенном курятнике маленький самолет и собирался полететь на нем через границу в Западную Германию. Строительство длилось два года, из всех подручных средств у Шлоссера были детали легковых и грузовых автомобилей, учебник по самолетостроению и фотография самолета Cessna. Побег планировался на вечер 11-го ноября 1983-го года, но за две недели до этого кто-то из товарищей сдал Шлоссера властям. Пять месяцев длились допросы в тюрьме Штази на Баутцнерштрассе 112-а, потом Михаеля Шлоссера приговорили к четырем с половиной годам лишения свободы по статье с формулировкой: "Подготовка к незаконному переходу границы в особо тяжелом случае". Перевод - прямой, дурацкий, не знаю, право, как это литературно перевести.

5

Наказание Михаель Шлоссер отбывал в тюрьме "Gelbe Elend" - "Желтое Несчастье", в Баутцене. К счастью, буквально через полгода Западная Германия выкупила его у ГДР за 96 тысяч немецких марок.


Вот технические данные построенного самолетика, он сейчас на первом этаже музея выставлен. Все переводить не буду, напишу основное (для меня).

Длина: 5,25 м
Вес: 155 кг
Мощность: 36-48 лошадиных сил
Может перевозить груз весом 115 кг.

7

Пропеллер сделан из дерева, корпус - из чего пришлось.

8

9

Так самолет изнутри выглядит.

10


Еще немного общей информации. С 1945-го по 1950-й годы в ГДР существовало 10 "перевоспитательных" лагерей. Туда попадали недовольные новым режимом, молодежь из Вервольфа и прочие, вины которых было недостаточно, чтобы засадить в обычную тюрьму, но и на свободе оставлять без присмотра их тоже не стоило. В одном из этих лагерей сидела мама моей уже очень пожилой знакомой, Эльке. Мама сочувствовала нацистам, захотела после войны "перевоспитаться", сдала двоих детей в детский дом и пять лет провела в заключении. Эльке и брата распределили в разные заведения, искать друг друга им было запрещено всю жизнь. Мать - тоже, да Эльке и не хотела.

11

Звучит страшно, но один из исправительных лагерей находился в бывшем концентрационном лагере в Бухенвальде, там даже ничего перестраивать не стали.

12


14

Камера смертников.

15


16) С 1945-го по 1955-й год советский военный трибунал вынес 2000 смертных приговоров, из них 1200 приведены в исполнение. До 1953-го года к смертной казни приговорили еще 1000 мужчин и женщин, в основном, выходцев из ГДР. Все эти люди были перевезены в московскую Бутырку, там расстреляны и сожжены и похоронены на Донском кладбище. На стенах висят списки приговоренных, наверняка, не всех, фамилий должно быть гораздо больше.

16

Душевая и туалет.

17

18

19


Всего со дня основания тюрьмы Штази и до 1989-го года в этом здании сидело от 12 до 15 тысяч граждан ГДР, точное число неизвестно, поскольку многие документы уничтожены после падения Берлинской Стены. На фотографии ниже вы видите схему тюрьмы.

20


Это - план помещений, принадлежащих НКВД. Видите коридор под номером 1? Этот проход построили между 1952-м и 1954-м годом, он соединяет часть дома, принадлежащую Штази, с советской комендатурой, которая существовала до начала 50-х годов, и советской тюрьмой. На верхних этажах того же здания находился трибунал. Осужденных на длительные сроки отправляли в местные тюрьмы и в ГУЛАГ.

21


Пойдем в камеры.

С середины 70-х годов большинство заключенных жило в таких камерах на два человека. Обстановка была идентичная и с тех пор практически не менялась. Две деревянные кровати, матрасы, подушка и одеяло, постельное белье, маленький подвесной шкафчик для пластиковой посуды и принадлежностей для чистки зубов, раковина с краном с водопроводной водой, откидной столик. Большим плюсом было то, что в камерах появились батареи и туалеты со сливным бачком. В те годы в ГДР такая комплектация не была типична для всех тюрем.

23

24

Помещение для прогулки заключенных.

25

Наверху - тоже.

26

Так выглядят все три этажа тюрьмы.

27

Так называемая Schreibzelle - комната для написания писем. В камерах, где жили заключенные, писать было нельзя. Писали в специальной комнате по одиночке и под присмотром надзирателей.

28

Прямо в здание тюрьмы через те деревянные ворота въезжала машина для перевозки заключенных или подозреваемых.

29

Номера на машине - оригинальные.

Заглядываю в машину.

31

Внутри - шесть узких отсеков.

32

В каждом - места только на табуретке приткнуться.

33

Привезенных людей принимали в этой комнате. Их переодевали в полосатое нижнее белье, темный тренировочный костюм и домашние тапки или спортивную обувь без шнурков. Процедура приема была обычная: имя-фамилия, особые наклонности, состояние здоровья, как физического, так и психического... Ну, и так далее.

34

35

Так называемая арестантская.

36

После осмотра арестованного отводили в душ.

37

И в камеру. Эта - одиночная.

38


А эта - обычная. Наблюдение за заключенными проводилосьднем, и ночью. Заключенные должны были спать с непокрытым лицом, руки - лежать поверх одеяла. Каждые 15 минут в камеру входили проверяющие, зажигали на короткое время свет, чтобы посмотреть, все ли в порядке, если нет, громким голосом будили спящего.

39


40

41

А это - копии смертных листов с именами детей, умерших при родах или вскоре после них.

42

Решетками забраны все окна в здании, даже в тех помещениях, где расположены кабинеты военных и служащих.

43


44

45

46

28 сентября. Проспал и встал уже в 7 утра. Будильник на телефоне не заводил, а выключил его, чтобы не разрядился на холодном воздухе. Сходил в туалет, быстро собрался. Ричард и Фиона тоже уже собирались завтракать – они обстоятельные туристы, не то что я, катаюсь на подножьем корме и орешках. Ричард показам мне книжку, путеводитель по вело дороге EuroVelo 7 (от Норвегии до юга Италии). По этой книге получалось, что до Дрездена от места нашей дислокации еще 90 км. А я думал всего от Праги чуть больше сотни. Поэтому придется сегодня сходить с велотрассы и срезать по другим маршрутам.

На другом берегу Usti nad Labem

Я докатил до Uste nad Labem . Изучил путь к границе, чтобы ехать через Петровице и Хелендорф . Сейчас нужно переезжать реку и проехать через город. В городе я обнаружил супермаркет. В 8 утра он уже был открыт, и я закупился кефиром, колбасой и рожками. Пока упаковывал все это в рюкзак на стоянке, то подошел другой велосипедист и умудрился всю свою корзину с кучей еды запихать по сумкам на велосипеде и в рюкзачок. Я его расспросил, как бы мне к границе покороче проехать. Он вначале завел свое чешское: i don’t speak English, sorry, mister. Но на вопрос: Дорога до Петровиче до Дрездену? отреагировал и стад более общительный и показал на моем навигаторе как лучше ехать. Ехать нужно через Клумец, но перед Наклеровом будет крутой подьем. Подумаешь, испугал. Спасибо большое за подсказку.


Хоккейный клуб 2 лиги Чехии – Слован (Usti nad Labem)

Выезжаю из города, вижу афишу местного хоккея. Команда Усти над Лабем – Слован играет во второй лиге и сегодня они играют с Рыцарями Кладно. Соперники из Кладно – это команда принадлежит Яромиру Ягру и его отцу. Во как. Но нам сегодня некогда, нам завтра улетать из Дрездена. Поэтому нас ждет ГДР.

Нормально доехал до Клумца (Chlumec) , проехал развязку. Появились стеллы со львами в честь победы над Наполеоном. Как я понял из надписей на памятниках, здесь австрийцы хорошо разгромили Наполеона. Но помимо австрийцев, здесь сражались и русские войска. Поэтому тут есть стелла австрийская на немецком языке и русская, соответственно, на русском. Вот такие тут удивительные места.


А сейчас начнется удивительный подьем на перевал. Как переезжаешь железную дорогу в Тельнице , то трасса сразу резко ведет в гору. Шесть километров очень крутого подьема. Ставим звездочки на самые низкие передачи, выключаем мозг, медленно повторяем сами себе «we are living in yellow submarine» и так за каждый поворот колеса. Не торопимся, не рвем жилы. Просто медленно крутим. На половине пути сделал остановку, заметил крутой лесок, где можно было вчера организовать дикую ночевку. Отметил место на карте – вдруг еще занесет в эти места. А вот такой вид с горки.


Еще немного и я на перевале. Здесь расположено кафе Вандам. Это имя французского полководцв, которо победили наши в битве в этих местах. А еще тут люди в поле запускают воздушных змеев. Самого населенного пункта Наклеров по сути нет. Тут всего 5-6 дворов. И очень пронизывающий ветер.


Теперь я качусь с горы. Также круто как и в гору, только километров десять и уже до самой границы. Пролетаю Петровиче не останавливаясь. Здесь много лавок и рынков, чтобы продавать недорогие чешские товары заезжим немецким жителям. Но все товары тут, конечно, китайские, а продавцы больше – вьетнамцы. Местный производитель представлен мешками с картошкой. Я капитально замерз и хочу выпить кофе. Но денег в обрез и в кафе заезжать нет желания и возможности. За последнем километре до границы стоит заправка. Там же находится кофе-машина. Сливаю ей мелочь и по 12 крон выпиваю два стаканчика горячего кофе. Ура. Я согрелся и можно прощаться с Чешской республикой.


Вьезжаю в ГДР и тут же замечаю, что стало больше машин. Мне понадобилось полчаса езды по обочине, чтобы привыкнуть более активному потоку машин. Нужно вернуться на велодорожку, чтобы стало комфортней. А это значит нужно крутить в сторону Эльбы до города Пирна. Дорога все время под горку, за исключением небольшого подьемчика. Но потом снова вниз.


Я вьехал в Пирну и решил пересечь реку, чтобы на противоположном берегу найти дорожку. Но на всякий случай остановил местного велосипедиста. Он вызвался показать дорогу и не повез меня к мосту, а хитрым путем вывел к велодорожке. Той самой на Дрезден. Я поблагодарил его и покатил вдоль Эльбы. Вот так я срезал километров 25-30, и качу по Германии. Надписи все непонятные,но зато можно тратить евро, а они есть у меня. В час дня сделал привал и пообедал булочками и пряниками, что купил в Чехии утром.


В одном месте был объезд. Вот по таким ситуациям сразу видно, что к велосипеду относятся как средству передвижения. Во-первых, в связи с обьездом перевешали все указатели и знаки велодорожки. Чтобы я ехал и знал где свернуть и не потерялся на пути. Все указатели. Я на этом объезде насчитал не менее 20 указателей, которые пришлось заменить с прямой стрелкой на стрелку с поворотом. Во-вторых, когда я вернулся на велодорожку вдоль реки и обернулся назад, то понял почему сделали объезд. Просто на этом участке бригада рабочих на грузовике и двух подьемных кранах срезали старые и длинные ветки над велодорожкой. Чтобы они не упали и никого не повредили. Для безопасности передвижения на велосипеде. Не на машине.


До Дрездена километров восемь. Практически, я уже в городе. Проехал телевышку на горе. Все больше велосипедистов. А на параллельной дорожке совершают пробежки. Сверился с навигаторов и выехал в нужном месте на мост, чтобы уже продолжить путь по противоположному берегу Эльбы. С обоих сторон реки шикарные виды. Остановился и попросил сидящего с книжкой студента снять меня на телефон Nokia Lumia. Вот что получилось.


В городе велосипедистов не меньше. На перекрестках отдельные светофоры и разлиновка велодорожек по всему городу. Я быстро нашел хостел «Кенгуру» где я планирую остановиться на одну ночь. На ресепшене мне выдают постельное белье, ключ и карту местности и оценивают мою шутку насчет страны Deutsche Demokratische Republik. – Same shit but another name of country.

Последние 79 км путешествия

Воспользовавшись компьютером на ресепшн выгрузил все свои треки на Strava, отмылся и пошел кататься по городу. Уже столы к Octoberfest накрыты. Можете приезжать и заливать себя пивом с сосисками. Заехал в галерею Дрездена, но сегодня понедельник – все музеи закрыты. Нужно будет завтра утром успеть перед вылетом посмотреть на Сикстинскую Мадонну Рафаэля.

Очень красивые тут трамваи на налаженная сеть общественного транспорта.


А вот это велосипедная парковка возле вокзала. Я насчитал 150 велосипедов, и еще половина такой парковки на другой стороне площади. Итого более 200 великов. Вы можете представить сколько места такая парковка займет для автомобилей? Это все ответ на вонь автолюбителей, которые не готовы платить за парковку в черте города. И при этом они требуют, чтобы власти строили больше бесплатных парковок. Но это просто невозможно. Земля не бесконечная. Особенно в центре города.


Сьездил в два магазина туристического снаряжения – посмотрел какие есть палатки в продаже. Но ничего легкого и компактного для себя не нашел. Пошел прогуляться по улочке заполненной кафешками и не нашел сосисочных, зато сьел обалденную шаверму (доннер по-местному обычаю). Ребята курды делают чумовую шаверму с таким количеством мяса, что у нас нужно три таких купить или свою шаверму открыть. С полным животом местного пива и мяса отправился спать. В хостеле поболтал с приехавшим учиться в Дрезден чуваком из Италии Джорджио. С гитарой приехал, учить немецкий язык. Семестр обучения – 6 месяцев стоит 250 евро. Остальные затраты на жилье и хавчик. А в остальном –халява. Все документы отправил по электронной почте и поступил по электронке.

Утром я проснулся по привычке рано. Но хостел был закрыт и я торчал на кухне – гонял чаи. Поболтал с чуваком из Мюнхена – он приехал в Дрезден на практику по массажу и хиропрактике. А потом проснулся Джорджио. И глаза у него такие грустные как у всех итальяшек. Как у Эроса Рамазотти. Но я просек, что он тупо голодный. Достал свою колбасу хлеб и вафли и позвал его есть. Все что недоели оставил ему, потому что мне уже улетать в обед. Предложил ему остатки ореховых запасов, но он сказал, что у него аллергия. Скушает орешек и приступ будет. После завтрака я порылся в мусорном ведре и был вознагражден тремя пластиковыми бутылкам. Мне они нужны, чтобы велик в самолет упаковать.

А потом я успел прогуляться до Галереи в Дрездене. Посмотрел живопись европейских мастеров. Что самое прикольное, большинство картин я уже видел. Они были у меня на немецких DDR-ких марках. Я в детстве, когда марки собирал решил, что буду собирать живопись и цветы. Вот никто мне это не советовал. Но я так решил. Сам сейчас удивляюсь откуда у меня тогда была тяга к прекрасному.


Не стал мудрить с поездкой до аэропорта, а доехал на электричке. Еще минут 30-40 тщательно паковал велик. Всю раму обмотал газетами и скотчем. Большую звезду закрыл разрезанной вдоль пластиковой бутылкой. А «петуха» и задний переключатель засунул в другую пластиковую бутылку. На регистрации не было ни одного представителя Аэрофлота . Регистрацию ведет сам аэропорт. Мне задали вопрос оплачен ли мой велосипед – я ответил, чтобы посмотрели бронирование, там должна быть соответствующая ремарка. Все нашлось, я отнес велик в окошко негабаритного груза. По прилету долго ждал когда его вынесут в Шереметьево. Велик долетел без малейших царапин. Я люблю Sukhoi SuperJet 100.

В самолете летел мужичок с велосипедным шлемом, который живет и в Москве и в Дрездене и рассказывал, что в Дрездене огромный километрах велодорожек с учетом пригорода. И сгонять с утра до Праги и обратно вполне нормальное развлечение. Нужно как нибудь это тоже попробовать.
На этом все.

Вывод: если вы планируете кататься по Европе,то для первого раза выберите любую из основных велотрасc EuroVelo и следуйте указателям. Европа не такая дорогая, если путешествовать на велосипеде. И я планирую следующим летом продолжить изучение Европейских стран.

Дрезден

Дрезден

Дрезден

Дрезден

Дрезден

ГДР – эхо социализма

Дрезден – мужик на коне

Все готово праздновать Октоберфест

Дрезден

Мост через Эльбу в старый город

Велодорожка на мосту через Эльбу

Всё снести и построить новый город-сад с чистого листа - как же часто я слышу такие предложения. Старый дом 19 или 20 века мешает прокладке дороги или строительству бизнес центра? Всё просто: «вы же понимаете, город должен развиваться» и бульдозеры идут в атаку. Каждый месяц города по всей стране теряют историческую застройку и примерно каждую неделю какую-нибудь деталь. За всем этим процессом мы теряем сами себя.

В процессе быстрой урбанизации важно не потерять лицо и идентичность. Сегодня мы в лучшем случае сохраняем парадное наследие в виде храмов или дворцов, но игнорируем утилитарное наследие промышленности, авангарда или послевоенный модернизм. Даже сносимый дом 1950 или 1970 годов лишает горожан границ памяти - теряется наследственная нить культурной традиции. Ведь одно дело рассуждать в голове о прошлом, а совсем другое смотреть и трогать это прошлое.

Пока мы лишь подходим к пониманию утраченной среды и кусков истории из-за варварских сносов или следов войны. Поляки же, например, после Второй мировой стали восстанавливать свою историю для воссоздания своей идентичности. Дрезден же уникален тем, что его восстановление уникальных объектов и среды началось уже после объединения Германии. На это ушли десятилетия, но сегодня город вновь имеет своё лицо и место на карте человеческой цивилизации.

Война и ГДР

В феврале 1945 англо-американская авиация подвергла массированной бомбардировке Дрезден. Крупный культурный центр, бывшая столицу курфюршества Саксония, «Флоренция на Эльбе» - всё это превратилось в груду руин. Было:

Стало:


церковь Фрауэнкирхе

Состояние Дрезденского замка мало чем отличалось от состояния Королевского замка Кёнигсберга в первые послевоенные годы. Но Дрезденский вовремя законсервировали и не дали растащить на кирпич, тем более не стали взрывать остатки.

Во время расчистки завалов были сохранены и вывезены за город на сохранение остатки старого Дрездена. Центр города в 1957:

Новое строительство было, но сам центр оставляли по большей части пустым. Власти ГДР не были противниками восстановления исторических достопримечательностей, некоторые жемчужины Дрездена они очень даже неплохо восстановили: дворцовый ансамбль Цвингер и Оперу, например. Однако дальнейшие работы по возрождению Старого города не входили в их ближайшие планы.

Год 1990:

Единая Германия и восстановление

В 1989 году жители решили, что они хотят вернуть саксонской столице былую красоту и величие любой ценой. Их не волновал новодел, бедственное экономическое положение восточной Германии после воссоединения, что предстоит заново отстроить давно не существующий Старый город и другие вопросы.

Вряд ли они тогда даже думали, что вложенные затраты потом окупятся потоком туристов. Они просто хотели вернуть свой город во всей его красе и гордиться им. Для них это была такая же важнейшая духовная задача, как для поляков после войны.

Восстановление замка началось в начале 90-х, а закончилось лишь в 2013 - только на один объект в Старом городе ушло более 20 лет!

Тут как раз пригодились оригинальные детали утраченного города - немцы распознали положение старых кирпичей и вставили их в былые места. Пустоту заполнили новым материалом светлого оттенка. В итоге удалось сохранить историческую ценность и вставить память о войне на долгие столетия:

Деньги на восстановления собирали всенародно, а символом кампании стало воссоздание Фрауэнкирхи

Восстановление церкви было завершено в 2005 г. Сразу после этого началось воссоздание целых кварталов окружающей исторической застройки. Для этого даже сносили оказавшиеся на пути ГДРовские дома.

Восстановление Замка-резиденции и Фрауэнкирхе было скрупулёзной работой с соблюдением максимальной исторической достоверности. Фоновую же застройку изначально планировали стилизованным под старину новоделом без попыток создать иллюзию старины и аутентичности.

Почти все дома спроектированы по старым фотографиям и картинам, но они умышленно имеют современный вид. В результате воссозданная застройка создаёт необходимый фон для подлинных исторических памятников и уютную атмосферу старого города, но не вводит в заблуждение относительно своей подлинности. Это лишь эмуляция безвозвратно утраченного.

Процесс продолжается до сих пор:

Многие пустыри временно отданы под парковку, но их время тоже придёт:

Выбитые зубы восстанавливают не только в центре, но и ближе к окраинам:

Местами застройка эпохи ГДР имитирует старую застройку по своим параметрам. Панельки вставлены по красным линиям и высоте предшествующей застройки. То есть об облике и среде думали уже тогда.

Что сохранять, а что нет

Сохранение наследия - довольно поздний концепт, который появился в эпоху Просвещения. Если в самом начале признавалась ценность античных памятников возрастом 2000 лет, то постепенно этот порог уменьшался. Сегодня граница памяти места подошла к 20 годам. Если раньше дома переживали нас и лишь потом становились ценными, то сегодня наследие начинает нас обгонять.

Наследие бывает разное, но даже здания вокзалов наравне с монастырями рассказывают нам об образе жизни поколений до нас. Здания, которые пережили своих создателей, говорят о предпочтениях, уровне мастерства и качестве жизни наших родителей, дедов и прабабушек. Что самое важное, это невосполнимый ресурс.

Развитие городов может осуществляться за счёт переосмысления старого фонда или точечными решениями. Многие выделяют, что понятия богатства города и архитектурного наследия напрямую связаны. Люди любят старину и это монетизируется - экономика наследия доказывает, что каждый вложенный евро в поддержание исторических зданий приносит 10 евро дохода для общества (гуглить пруф в Дирекции культурного наследия Норвегии).

Снос каждого исторического здания не только уничтожает вложенный труд предков в постройку дома, но и вредит общей экологии. Например, остатки гостиницы Россия занимают около 11 км² в Подмосковье. Поэтому сегодня в мире применяется принцип Save & Reuse - сохрани и используй по-новому. Редевелопмент лучше сноса и постройки с нуля.

Снести тот или иной дом может показаться быстрым и выгодным решением здесь и сейчас, но это всегда должен быть взвешенный и обдуманный со всех точек зрения шаг. После работы бульдозера останется только плакать на старые фотографии. Не зря европейцы сегодня определяют уровень цивилизации по отношению к своему наследию - это формирует среду вокруг и нас самих (Civillizing influence of continuity). Лишая себя прошлого, мы не имеем будущего.

PS для поста использовал материал

Интернет переполнен фотографиями и постами из Дрездена. Это и неудивительно, ведь Дрезден является одним из наиболее посещаемых туристами немецких городов. Но мало кто из туристов выходит дальше пределов туристической резервации - старого города и района пивнушек Нойштадт, поэтому все эти фотографии и отчеты выглядят банальными и повторяющимися. Сегодня я попробую показать совсем не тот Дрезден, который вы привыкли видеть. Сегодняшний пост посвящен дрезденскому архитектурному наследию ГДР - панелькам и высоткам, коих в этом красивом городе бесчисленное множество. И что самое удивительное - они не только не нарушают городскую картину, а наоборот украшают ее. Но давайте посмотрим на все своими глазами...

01. Первые три фотографии сделаны с обзорной площадки, расположенной на верхней станции дрезденской . С этой обзорной площадки виден весь Дрезден как на ладони. А его территория весьма обширна, ведь по занимаемой площади Дрезден является четвертым городом Германии после Берлина, Гамбурга и Кёльна.

02. На окраинах Дрездена во времена ГДР были построены огромные жилые массивы многоэтажек. Вдали на фото один из крупнейших подобных районов - Пролис. Район весьма специфический, построен по советским лекалам и в настоящее время заселен в основном безработными и малообразованными слоями населения. При той дешевизне и широком выборе жилья, который царит в Дрездене, снимать квартиру в Пролисе может лишь человек, сознательно близкий той социальной среде. Если хотите привезти из Дрездена оригинальный и непопсовый фотоотчет - поезжайте в Пролис, конечная 1, 9 и 13 трамваев. Только делайте это в светлое время суток и фотографировать людей рекомендую незаметно, там они ммм.... немного раздражительные.

03. Блочными массивами застроены не только окраины города, но и весь его центр, что наглядно демонстрирует данная фотография. Бетонные глыбы многоэтажек и шпили соборов образуют тут единый городской пейзаж и он удивительно гармоничен.

04. Переместимся в центр города и рассмотрим его поближе с высоты. Туристический заповедник, то есть территория старого города, очерчена колокольнями соборов и башней городской ратуши (самая правая). Наверху ратушной башни находится смотровая площадка, но последние годы ратуша находилась на реконструкции и доступа наверх не было. Этой весной собираюсь навестить Дрезден. Надо будет проверить, не открыли ли смотровую площадку, виды с нее должны быть потрясными.

05. А это территория рядом с моим . Фотографировал, кстати, с верхнего этажа центрального институтского корпуса. Тут зона ГДР. Три высотки вдали - университетские общежития, с балкона одного из них был сделан предыдущий кадр.

06. На переднем плане еще одно университетское общежитие, одно из немногих, которое не санировали. Проекты по его санации уже в стадии рассмотрения и вот вот должны начаться работы. Вообще то тут два здания-близнеца, но ракурс так вышел, что один близнец спрятался за вторым.

07. Еще один видок с верхнего этажа институтского корпуса. В этот день мне очень повезло с погодой.

08. Внимательный взгляд заметит на фотографии золотой купол. А наша экскурсия тем временем телепортируется на балкон верхнего этажа правой высотки.

09. По этой фотографии не сразу поймешь, что сделана она в Германии. Русская православная церковь органично вписывается в окружающий пейзаж лишь подчеркивая колорит этого района.

10. Православный храм был возведен в 1872-1874 годах в русско-византийском архитектурном стиле, подробней про него можно прочитать в википедии .

11.Это студенческий район, расположенный между двух самых крупных учебных заведений города - Технического университета и Института техники и экономики. Справа на фото санированная студенческая общага, слева обычный жилой дом за которым видны корпуса института и студенческая столовая с красной треугольной крышей.

12. Красивая церковь, хотел бы добавить пару фотографий интерьеров, но при виде фотоаппарата работники храма становятся ммм... раздражительными, как жители Пролиса.

13. Еще один комплекс высоток - это тоже студенческие общежития. Все они были близнецами, построенными по одному проекту, но при санации к ним подошли творчески и теперь они стали украшением района.

14. Они же но с другого ракурса. Красота!

15. Эти близнецы - тоже студенческие общежития, расположенные в самом центре города. В одном из них я прожил счастливых четыре года.

16. Но вернемся на верхний этаж институтского корпуса и выглянем в окно с обратной стороны здания. Что мы видим?

17. Наверное так бы выглядел утопический социалистический город, если бы все таки удалось построить коммунизм:)

18. Красота!

19. В кадр попала пригородная электричка, только что покинувшая здание главного вокзала и направляющаяся в сторону национального парка "Саксонская Швейцария".

20. А эти высотки-близняшки - обычные жилые дома. Мало того, что они высокие сами по себе, так еще и стоят на возвышенности. Виды оттуда должны быть захватывающими. Что ж проверим... и телепорт переносит нас на верхний балкон правой из них.

21. Вид с балкона открывается действительно потрясающий.

22. До чего красив этот утопающий в зелени город!

23. Выражение "утопающий в зелени" тут приобретает совершенно буквальный смысл. Зеленое море полностью поглотило городские улицы, эстакаду железной дороги, дома и площади города. Высотки и крыши многоэтажек напоминают острова в этом огромном, простирающимся до горизонта зеленом океане.

24.

25. Взгляд с обратной стороны на три высотки - студенческих общежития с восьмой фотографии. С балкона средней из них я снимал район с русским православным храмом, что на фотографиях выше. Два одинаковых здания в нижней части фото - корпуса земельной библиотеки SLUB, знакомой каждому студенту Дрездена. В разгар сессии эта библиотека становится вторым домом для тысяч студентов.

26. За что я люблю Дрезден - так это за его многоликость. Тут удивительным образом соединяются множество исторических эпох, причем настолько гармонично, что каждая из этих эпох не теряет своей атмосферы и самобытности. В результате, прогулка по районам города превращается в путешествие во времени сквозь богатую историю этого великого города.

27. В следующем посте я продолжу осмотр города с высоты и покажу высотный Дрезден более разносторонне.

Интернет переполнен фотографиями и постами из Дрездена. Это и неудивительно, ведь Дрезден является одним из наиболее посещаемых туристами немецких городов. Но мало кто из туристов выходит дальше пределов туристической резервации - старого города и района пивнушек Нойштадт, поэтому все эти фотографии и отчеты выглядят банальными и повторяющимися. Сегодня я попробую показать совсем не тот Дрезден, который вы привыкли видеть. Сегодняшний пост посвящен дрезденскому архитектурному наследию ГДР - панелькам и высоткам, коих в этом красивом городе бесчисленное множество. И что самое удивительное - они не только не нарушают городскую картину, а наоборот украшают ее. Но давайте посмотрим на все своими глазами...

01. Первые три фотографии сделаны с обзорной площадки, расположенной на верхней станции дрезденской подвесной дороги . С этой обзорной площадки виден весь Дрезден как на ладони. А его территория весьма обширна, ведь по занимаемой площади Дрезден является четвертым городом Германии после Берлина, Гамбурга и Кёльна.

02. На окраинах Дрездена во времена ГДР были построены огромные жилые массивы многоэтажек. Вдали на фото один из крупнейших подобных районов - Пролис. Район весьма специфический, построен по советским лекалам и в настоящее время заселен в основном безработными и малообразованными слоями населения. При той дешевизне и широком выборе жилья, который царит в Дрездене, снимать квартиру в Пролисе может лишь человек, сознательно близкий той социальной среде. Если хотите привезти из Дрездена оригинальный и непопсовый фотоотчет - поезжайте в Пролис, конечная 1, 9 и 13 трамваев. Только делайте это в светлое время суток и фотографировать людей рекомендую незаметно, там они ммм.... немного раздражительные.

03. Блочными массивами застроены не только окраины города, но и весь его центр, что наглядно демонстрирует данная фотография. Бетонные глыбы многоэтажек и шпили соборов образуют тут единый городской пейзаж и он удивительно гармоничен.

04. Переместимся в центр города и рассмотрим его поближе с высоты. Туристический заповедник, то есть территория старого города, очерчена колокольнями соборов и башней городской ратуши (самая правая). Наверху ратушной башни находится смотровая площадка, но последние годы ратуша находилась на реконструкции и доступа наверх не было. Этой весной собираюсь навестить Дрезден. Надо будет проверить, не открыли ли смотровую площадку, виды с нее должны быть потрясными.

05. А это территория рядом с моим . Фотографировал, кстати, с верхнего этажа центрального институтского корпуса. Тут зона ГДР. Три высотки вдали - университетские общежития, с балкона одного из них был сделан предыдущий кадр.

06. На переднем плане еще одно университетское общежитие, одно из немногих, которое не санировали. Проекты по его санации уже в стадии рассмотрения и вот вот должны начаться работы. Вообще то тут два здания-близнеца, но ракурс так вышел, что один близнец спрятался за вторым.

07. Еще один видок с верхнего этажа институтского корпуса. В этот день мне очень повезло с погодой.

08. Внимательный взгляд заметит на фотографии золотой купол. А наша экскурсия тем временем телепортируется на балкон верхнего этажа правой высотки.

09. По этой фотографии не сразу поймешь, что сделана она в Германии. Русская православная церковь органично вписывается в окружающий пейзаж лишь подчеркивая колорит этого района.

10. Православный храм был возведен в 1872-1874 годах в русско-византийском архитектурном стиле, подробней про него можно прочитать в википедии .

11.Это студенческий район, расположенный между двух самых крупных учебных заведений города - Технического университета и Института техники и экономики. Справа на фото санированная студенческая общага, слева обычный жилой дом за которым видны корпуса института и студенческая столовая с красной треугольной крышей.

12. Красивая церковь, хотел бы добавить пару фотографий интерьеров, но при виде фотоаппарата работники храма становятся ммм... раздражительными, как жители Пролиса.

13. Еще один комплекс высоток - это тоже студенческие общежития. Все они были близнецами, построенными по одному проекту, но при санации к ним подошли творчески и теперь они стали украшением района.

14. Они же но с другого ракурса. Красота!

15. Эти близнецы - тоже студенческие общежития, расположенные в самом центре города. В одном из них я прожил счастливых четыре года.

16. Но вернемся на верхний этаж институтского корпуса и выглянем в окно с обратной стороны здания. Что мы видим?

17. Наверное так бы выглядел утопический социалистический город, если бы все таки удалось построить коммунизм:)

18. Красота!

19. В кадр попала пригородная электричка, только что покинувшая здание главного вокзала и направляющаяся в сторону национального парка "Саксонская Швейцария".

20. А эти высотки-близняшки - обычные жилые дома. Мало того, что они высокие сами по себе, так еще и стоят на возвышенности. Виды оттуда должны быть захватывающими. Что ж проверим... и телепорт переносит нас на верхний балкон правой из них.

21. Вид с балкона открывается действительно потрясающий.

22. До чего красив этот утопающий в зелени город!

23. Выражение "утопающий в зелени" тут приобретает совершенно буквальный смысл. Зеленое море полностью поглотило городские улицы, эстакаду железной дороги, дома и площади города. Высотки и крыши многоэтажек напоминают острова в этом огромном, простирающимся до горизонта зеленом океане.

24.

25. Взгляд с обратной стороны на три высотки - студенческих общежития с восьмой фотографии. С балкона средней из них я снимал район с русским православным храмом, что на фотографиях выше. Два одинаковых здания в нижней части фото - корпуса земельной библиотеки SLUB, знакомой каждому студенту Дрездена. В разгар сессии эта библиотека становится вторым домом для тысяч студентов.

26. За что я люблю Дрезден - так это за его многоликость. Тут удивительным образом соединяются множество исторических эпох, причем настолько гармонично, что каждая из этих эпох не теряет своей атмосферы и самобытности. В результате, прогулка по районам города превращается в путешествие во времени сквозь богатую историю этого великого города.

27. В следующем посте я продолжу осмотр города с высоты и покажу высотный Дрезден более разносторонне.