Правила безопасности при экстренных ситуациях на борту самолета. Правила поведения на борту самолета Правила поведения на самолете

Многие люди страшно боятся авиаперелетов и готовы добираться до нужного места в несколько раз медленнее, только бы не садиться в самолет. Учтите, это психологическая проблема, которая не имеет никакого отношения к реальной ситуации перелета, ведь на самом деле самолет является самым безопасным видом транспорта. Статистика подтверждает, что пострадать в авиакатастрофе в три раза менее вероятно, чем попасть под обвал подъезда в жилом доме. Удивлены? Тогда давайте поговорим об особенностях авиаперелетов, ведь чем больше человек знает об объекте страха, тем меньше начинает бояться.

Прочитав эту статью вы узнаете о главных правилах безопасного поведения на борту самолета, поймете причину обязательных требований экипажа. А так же, что разрешается делать в самолете, а что нет?».

Экипаж воздушного судна

В состав экипажа самолета входят две группы людей. Первая группа – это летный экипаж, задание которого состоит в управлении самолетом. Вторая группа – кабинный экипаж, который занимается обслуживанием пассажиров. Давайте разберемся подробнее в функциях каждого члена экипажа.

Капитан воздушного судна (КВС). В любом гражданском самолете командир воздушного судна (сокращенно КВС) является главным человеком на борту. Он лично отвечает за безопасность авиалайнера, принимает все важные решения о взлете, сливе топлива, перемещении багажа и посадке самолета. Именно капитан является тем человеком, который имеет право отдавать приказы и распоряжения всех людям, находящимся на борту, в том числе и пассажирам. Выполнять распоряжения командира – обязанность каждого, игнорирование которой приводит к криминальной или административной ответственности, согласно законам Российской федерации и ряда других стран.

Второй пилот . помогает командиру в управлении воздушным судном.

Старший бортпроводник. На борту самолета этот человек является заместителем командира.

Стюарды (стюардессы). Эти лица создают комфортные условия авиаперелета, следят за выполнением обязательных правил безопасного полета. Важно помнить, что стюардессы – это не официанты и не девушки «по вызову», как некоторые могут подумать. К этим работникам следует относиться с уважением и пониманием, ведь именно они своей нелегкой работой делают ваш полет максимально легким и спокойным, готовы помочь в ситуациях любой сложности и даже спасти вам жизнь.

Этапы авиаперелета. Что делать пассажиру?

Согласно статистическим данным, значительная часть аварийных ситуаций случается во время взлета и посадки самолета. Этому есть простое объяснение – малое расстояние от земли и ничтожное количество времени для того, чтобы исправить ситуацию. Чем выше самолет поднимается в небо, тем безопаснее становится полет, и соответственно при сближении с землей возрастает опасность, связанная со снижением скорости.

Что же делать пассажиру?

Все просто — нужно быть внимательным и вовремя выполнить несколько простых действий:

Отключить мобильные телефоны, отрегулировать спинки кресел, чтобы они находились в вертикальном положении, пристегнутся ремнями безопасности, сложить раскладные столики, поднять шторки иллюминаторов и не слушать музыку в наушниках слишком громко.

Рассмотрим более детально, в чем необходимость этих мер:

  • Отключение мобильных телефонов

Телефон является прибором, который способен отправлять и принимать сигналы высоких частот, что оказывает негативное воздействие на навигационную систему воздушного судна, создает помехи для диспетчеров и летчиков во время радиопереговоров. Можно только представить себе, как телефоны всех пассажиров на высоте 1 км начинают одновременно искать мобильную сеть там, где ее быть не может.

В таком случае возникает большая вероятность проблем с магнитным полем. Ранее таких случаев зафиксировано не было, но это совсем не означает, что такого не может случиться. Именно поэтому, просто выключите свой мобильный телефон или используйте специальный «самолетный» режим.

  • Отрегулировать спинки кресел в вертикальное положение

Если вдруг вы услышите сигнал об аварийной ситуации, и всем пассажирам нужно будет подняться со своих мест, то спинка в опущенном положении станет преградой для пассажира, сидящего позади вас, и он просто не сможет пройти.

  • Пристегнуть ремни безопасности и убрать столик

В случае аварийной ситуации, высокой турбулентности, резкого торможения, «твердой» посадки вы можете просто оторваться от своего места и получить серьезные травмы, если не будете использовать ремень безопасности. Столкновение с разложенными столами, с летящими предметами в виде фотоаппаратов и видеокамер может привести к серьезным негативным последствиям для вашего здоровья. Именно по этой причине запрещается использование этой техники на данном этапе полета.

  • Поднять шторки иллюминаторов

Внутри салона самолета и за его пределами существует огромная разница в освещении. В салоне может быть довольно темно, тогда как на улице светло и солнечно. Во время вынужденной эвакуации вы можете на короткое потерять зрение, а в таких условиях даже несколько лишних секунд могут играть решающую роль. По этой причине во время ночных перелетов свет немного приглушают с целью постепенной адаптации глаз к освещению. Также сквозь иллюминатор пассажиры могут заметить различные проблемы, например, возгорание двигателя, и сказать об этом стюардессе.

  • Не рекомендуется слушать музыку в наушниках слишком громко

Если вы будете громко слушать музыку в наушниках, то пропустите важное сообщение или указание бортпроводников, что в зависимости от ситуации может иметь негативные последствия.

Набор высоты, турбулентность и воздушные ямы

Когда самолет набирает высоту и снижается, он оказывается в одном из слоев атмосферы, которая называется тропосферой. Это место с сильными воздушными потоками, где рождаются разные облака, возникают циклоны и антициклоны. В этом месте развивается состояние «турбулентности».

Что же такое турбулентность и как с ней бороться?
Если лайнер попадает в вихревое турбулентное течение, его бросает в разные стороны (на языке пилотов, такое явление называется «болтанка»). Бывает, что при неблагоприятных погодных условиях таких как: облачность, град, порывистый ветер, туман, «болтанка» длится долго и изнурительно. В полномочия командира воздушного судна или старшего бортпроводника входит обязанность объявить пассажирам о необходимости быть пристегнутыми, и находиться на своих местах. Самое главное, не впадать в панику, несмотря на сильную тряску. Посмотрев в иллюминатор, создается впечатление, что крылья вот-вот отвалятся. Не волнуйтесь, успокойтесь, займите свое место, пристегнитесь ремнем безопасности и переждите турбулентность. Воздушные суда часто попадают в такие зоны и чем меньше самолет, тем больше мы чувствуем «болтанку».

А что касается впечатления о том, что у самолета оторвутся крылья, то оно совершенно не обосновано, таких случаев в истории авиации не было! Авиалайнер проходит заводские испытания при более колоссальных нагрузках. При работе самолета в среде перепадов давления и различных нагрузок, покачивание крыла говорит о его отличной функциональности.

Горизонтальный полет

Самое комфортное время полета, это когда судно наберет высоту, займет свое место в воздушном пространстве и возьмет курс горизонтально. Обычно пассажирские авиалайнеры летают в пределах 12 км над уровнем моря, где не летают птицы, спокойная погода, уши не заложены и мы ощущаем благодать от полета. Можно заняться чем душе угодно: сделать легкую зарядку, почитать, покушать, поработать за компьютером, просмотреть мультики или фильм. В общем, это время для своего удовольствия во время полета.

Однако иногда и в горизонтальном полете возможна турбулентность, особенно, это чувствуется при перелетах над Атлантикой.

Каждый современный дальнемагистральный лайнер имеет бортовую систему развлечений. У каждого пассажира есть персональный монитор, где можно просматривать фильмы, видеоклипы, развлекательные программы.

Посадка самолета. Торможение. Руление

При приземлении самолета не надо моментально покидать свои места, доставать багаж и продвигаться к выходу! Конечно же, для многих пассажиров сам полет это уже стресс и приземлившись, хочется поскорее покинуть борт воздушного судна. Имейте терпение! Для бортпроводников это, пожалуй, самое трудное время за весь полет. Авиалайнер может резко притормозить, неожиданно развернуться и вы можете получить травму.

Во избежание таких инцидентов, в салоне горит предупреждающая таблица «Пристегните ремни». Самолет закончит руление к нужному терминалу, подадут к борту трапы и тогда спокойно и без суеты можно будет покинуть воздушное судно.

В заключение хочется пожелать всем мягкой посадки! Соблюдая самые элементарные правила поведения на воздушном судне, и прислушиваясь к рекомендациям членов экипажа, ваш полет пройдет как незабываемое путешествие! Летайте самолетами, вы сэкономите уйму времени и получите море удовольствия!

В аэропорту соблюдайте следующие меры предосторожности:
. Занимайте место в зале ожидания спиной к стене. Так вы сможете видеть все, что происходит вокруг.
. Не занимайте мест у окон.


. Стойте или сидите около колонн, стоек или других препятствий, которые могут служить укрытием в случае опасности.
. Осматривайтесь по сторонам, фиксируйте возможные места, где можно спрятаться.
. Регистрируйте свой багаж у стойки, а не в стороне. Закройте багаж на замок, чтобы никто не смог подложить вам наркотики или взрывное устройство.
. Если незнакомец попросит вас пронести какой-либо предмет на борт самолета, откажитесь и немедленно сообщите об этом службе безопасности.
. Никогда не стойте у багажа, оставленного без присмотра. В нем может оказаться взрывное устройство. Не стойте около урн, телефонных будок и других предметов, в которых может быть заложено взрывное устройство.



. Если у вас появились любые подозрения, сообщите о них сотрудникам службы безопасности аэропорта, не стесняясь.
. Не будьте любопытны. Если началась суматоха или активизация сотрудников спецслужб, идите в другую сторону.

Пассажиры должны хорошо усвоить информацию о расположении запасных выходов, правила пользования спасательными жилетами и аварийной кислородной системой — только в этом случае при возникновении чрезвычайных обстоятельств спасательные службы и экипаж смогут действовать четко и эффективно.
Поскольку самолеты бывают разных типов, то и расположение запасных выходов и средств безопасности на каждом из них тоже могут существенно отличаться.
Поэтому перед началом полета внимательно прослушайте объяснения бортпроводника и ознакомьтесь с инструкцией о поведении в аварийной ситуации.
Если в течение всего полета Вы сидите или спите, советуем оставлять ремни безопасности застегнутыми. Это поможет легче перенести воздушные ямы, убережет Вас от травм в случае резких толчков при возникновении турбулентности.

Использование электронного оборудования на борту

Во время полета можно пользоваться электронными приборами, однако во время взлета, набора высоты, захода на посадку и самой посадки делать этого не следует, чтобы не создавать помехи для работы чувствительных радионавигационных устройств самолета.
Более полной информацией об этом располагают бортпроводники, слушайте их объявления во время полета.

Рекомендации врачей
Как бы ни старался обслуживающий персонал создать комфортную, приятную атмосферу на борту, условия полета объективно таковы, что пассажиры иногда испытывают ухудшение самочувствия.
Например, иногда
. из-за недостаточной влажности воздуха в салоне может появиться ощущение стянутости кожи лица, першения в горле, сухости в носу, глазах;
. из-за перепадов атмосферного давления во время изменения высоты может появиться заложенность или боль в ушах;
. перегрузки, возникающие при ускорении, могут вызвать головокружение, тошноту, тяжесть в животе;
. у часто летающих пассажиров из-за продолжительного малоподвижного положения в кресле (в течение нескольких часов) могут образоваться застойные явления кровеносных сосудов ног, что в свою очередь может спровоцировать развитие тромбоза.

Снизить риск заболевания авиапутешественнику помогут следующие действия:
. оденьте свободную, удобную одежду и обувь;
. во время полета чаще пейте воду и соки и меньше употребляйте спиртные напитки, чай и кофе, так как они обезвоживают организм;



. если на борту разрешено курение, постарайтесь курить реже, поскольку никотин плохо сказывается на свертываемости крови;
. не переедайте перед полетом и во время него, это поможет избежать тошноты;
. если в полете Вы испытываете головокружение, постарайтесь сфокусировать взгляд на каком-нибудь неподвижном предмете;
. избавиться от ощущения заложенности и шума в ушах помогут леденцы;
. перед посадкой в салон имеет смысл предпринять некоторые предупредительные меры, например, нанести на лицо увлажняющий крем, воспользоваться спреем для носа, а тем, кто носит контактные линзы, заменить их во время полета на очки или запастись глазными каплями типа "искусственная слеза" — эти несложные меры помогут Вам чувствовать себя спокойнее и комфортнее;
. сидя в кресле, старайтесь не класть ногу на ногу, такое положение ног создает дополнительное давление на вены, лучше время от времени выполняйте легкие расслабляющие упражнения для ног и почаще меняйте положение.

И еще несколько упражнений, которые можно выполнять сидя в кресле во время полета:

Разминка шейного отдела . Все, что от вас требуется - это совершать вращательные движения головой по часовой и против часовой стрелки с максимально возможной амплитудой. Это упражнение можно разнообразить наклонами головы вперед и назад, а также к правому и левому плечу. Главное - добиваться максимального растяжения и выполнять все вышеуказанные движения плавно.
Разминка грудного отдела. Если пространство позволяет, можно вытягивать руки до максимального распрямления вперед и вверх. Таким образом вы расправляете грудную клетку, а вместе с ней и легкие, снимая напряжение мышц спины и тонизируя позвоночник.
Разминка грудного и поясничного отделов. Сядьте прямо, обнимите себя за плечи и совершайте повороты вправо и влево, насколько позволяет индивидуальная гибкость.
Снижение нагрузки на крестец. Для этого рекомендуется не реже одного раза в 10 минут вносить изменение в свое сидячее положение, то есть чуть-чуть смещать центр тяжести, даже если спина еще не затекла. Приблизительно с такой же частотой закидывайте ногу на ногу, меняя ноги с интервалом 5-7 секунд на протяжении одной минуты.

Как действовать при декомпрессии.
Декомпрессия - это разрежение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать.
Одновременно могут возникнуть боль, звон в ушах и боли в кишечнике, потепление и пощипывание кожи. Если перед вами (или над вами) внезапно открылся отсек с кислородными масками, надевайте маску немедленно. Не оглядывайтесь на дpугих и не задавайте вопросов. Дело в том, что пpи падении давления этот отсек откpывается автоматически.



В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. При быстрой декомпрессии на большой высоте у вас на это есть только 15 секунд. Запоздав, вы потеряете сознание. Кислород не начнет поступать, пока вы не включите его подачу. Обычно надо дернуть за шнурок, тянущийся от маски к предохранителю. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Как действовать при пожаре в самолете.

Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.



После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.
В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует вашему спасению.

Как действовать при «жесткой» посадке и после нее.

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у ваших бедер. Проверьте, нет ли у вас над головой тяжелых чемоданов.



Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.

Самолёт считается, как ни странно, самым безопасным видом транспорта. Несмотря на это, многие люди боятся летать и добираются до других городов и стран на автомобиле или поезде. Страх находиться на борту авиалайнера совершенно не оправдан. Ведь, согласно статистике, у человека шанс пострадать от акулы в Чёрном море выше, чем при полёте. Однако огромное количество людей ежегодно пользуются услугами авиакомпаний. Если на первый план выходит комфорт и скорость передвижения, то в этих аспектах с «воздушным кораблём» не сравнится ни один другой вид транспорта. Чтобы избежать неприятных последствий и насладиться полётом, нужно соблюдать обычные правила поведения в самолёте, которые мы рассмотрим в данной статье.

Перед посадкой на борт

Аэропорт - отдельная вселенная, которая подчиняется своим правилам. Оказавшись там впервые, не поддавайтесь панике. Сначала нужно зарегистрироваться, но стоит сразу предупредить, что перед стойками всегда огромная очередь. Здесь есть одна небольшая хитрость. Вам нужно искать надпись drop-off. Такие стойки предназначены для тех, кто самостоятельно прошёл регистрацию и распечатал талон, но не сдал багаж. Последнее действие занимает немного времени. Тот пассажир, которому нужно лишь сдать багаж, проходит без очереди.

Перед полётом приведите себя в порядок, не стоит злоупотреблять духами и одеколоном, ведь с вами на борту будут находиться и другие люди. Если хотите сделать полёт приятным, начните с себя. Рекомендуется приезжать в аэропорт заблаговременно, так как регистрацию необходимо проходить за час до посадки. Как только вы зайдёте на борт, слушайте указания пилота и стюардесс, а также соблюдайте правила поведения в самолёте.

Этапы путешествия в воздухе

Полёт условно подразделяется на несколько этапов. Рассмотрим основные из них: пассажиры садятся по своим местам, затем следует взлёт самолёта, набор необходимой высоты, непосредственно полёт, снижение и посадка. На каждой из составляющих бортпроводники делают объявления, которые необходимо внимательно слушать. Выполняйте все указания, и тогда полёт пройдёт для вас наиболее гладко. Не стоит пренебрегать простыми правилами безопасного поведения в самолёте, ведь это может привести к неприятным последствиям.

В большинстве случаев не происходит никаких эксцессов, полёт проходит спокойно и без происшествий. Однако не стоит терять бдительность, следует быть готовым ко всем вариантам развития событий. Если перелёт долгий, то можно немножко вздремнуть, но засыпать крепко не рекомендуется, ведь тогда можно пропустить важные объявления бортпроводников.

Основные правила

  • Не мешайте другим пассажирам. Здесь имеется в виду не создавайте помех, не подвергайте опасности других и себя самого.
  • Следуйте всем рекомендациям бортпроводника и пилота «воздушного корабля».
  • Нельзя курить и находиться на борту самолёта в алкогольном и наркотическом опьянении.
  • Некоторые авиакомпании требуют отключения электронной цифровой техники.

Эти несложные правила поведения на борту самолёта значительно облегчат жизнь вам и другим пассажирам. Более того, в случае несоблюдения указаний бортпроводника авиакомпания имеет полное право ограничить вам доступ к полётам, а в тяжёлых случаях и привлечь к административной и уголовной ответственности.

Процесс посадки на авиалайнер

Путешествие по воздуху начинается с того, что все пассажиры присаживаются на свои места. Перед этим необходимо пройти процедуру регистрации и сдачи багажа. Как только объявят посадку на ваш рейс, следует сразу пройти к названному терминалу. К самому самолёту вас доставят на автобусе, так делают в большинстве случаев. В крупных аэропортах сконструированы специальные мосты, по которым можно попасть прямо на борт авиалайнера. Не забыли здесь и о людях с ограниченными возможностями. Для них используется специальная машина, именуемая амбулифтом.

Правила поведения в самолёте на этапе посадки сводятся к одному - спокойствию и собранности. Не нужно спешить, проталкивая остальных пассажиров, ваше место никто не займёт. Подождите, пока самые нетерпеливые люди зайдут на борт, затем предъявите билет проводнику, который направит вас на указанное место.

Поведение во время взлёта

Как известно, взлёт и посадка - два наиболее важных момента в процессе всего полёта. Поэтому, когда бортпроводник даёт указания, следует неукоснительно им следовать. Существует даже подробная инструкция правил поведения в самолёте, фото также приложены. Чтобы чувствовать себя в безопасности, выполняйте следующие требования:

  • Выключите мобильный телефон. На самом деле, учёные не доказали факт негативного влияния электронных устройств на самолёт, но авиакомпании решили перестраховаться.
  • Пристегните ремень безопасности. В случае резкого поворота или неожиданного манёвра существует вероятность вылета с кресла, поэтому не рискуйте.
  • Откройте шторки. Это действие нужно выполнять, чтобы в случае наступления экстренной ситуации глаза быстро адаптировались.

Основная часть полёта

После взлёта авиалайнер набирает необходимую высоту, затем наступает этап перелёта. Он считается наиболее безопасным, вы просто продолжаете движение большую часть времени. Современные «воздушные корабли» летают на высоте 10-12 км, где не чувствуются погодные изменения. Фактически самолёт в это время находится над облаками. Этот период - самая приятная часть полёта, пассажиры могут спать, слушать музыку, читать и т. д.

Безусловно, нельзя полностью отключаться от ситуации, всегда слушайте объявления бортпроводников. Во время полёта может случиться самое неожиданное и опасное, и тогда придётся воспользоваться правилами поведения при захвате самолёта. Если авиалайнер попадёт в зону турбулентности, бортпроводник обязательно об этом сообщит. В таком случае нужно пристегнуть ремни и привести спинки в вертикальное положение.

Правила поведения в самолете для детей

Вы должны знать, что все дети от двух лет являются полноценными пассажирами. Соответственно, они также должны пользоваться всеми необходимыми инструкциями. И правила поведения в самолёте также никто не отменял. Для тех родителей, кто впервые оказался на борту самолёта с ребёнком, предназначены эти правила:

  • при покупке билета указывайте возраст малыша, обычно в таких случаях авиакомпания предоставляет более безопасные места;
  • возьмите с собой продукты питания, ведь некоторые компании предоставляют только напитки;
  • не забудьте игрушки, только желательно те, которые не будут отвлекать других пассажиров;
  • постоянно наблюдайте и следите за действиями малыша, не упускайте его из виду ни на секунду;
  • следуйте указаниям бортпроводника.

Если обобщить, можно сделать вывод, что глобально правила поведения детей и взрослых практически не различаются. Единственной особенностью является тот факт, что вы несёте полную ответственность за малыша. Если следовать инструкциям безопасности, то полёт должен пройти спокойно, без происшествий.

Посадка авиалайнера

Как уже было отмечено, посадка является одним из опаснейших моментов полёта. В это время вероятность получения травмы наиболее высока. Необходимо следовать тем же указаниям, что и при взлёте. Когда самолёт снижает высоту, нужно только сидеть на месте и соблюдать стандартные правила поведения в самолёте. Внимательность и осторожность - необходимые качества во время экстренных ситуаций.

Ключевой совет - не вставать, пока не скажет стюардесса. Дело в том, когда самолёт уже приземлился, пилот продолжает рулить и в один момент может резко затормозить. Иногда происходят чрезвычайные происшествия, и пилоту приходится резко совершать взлёт. У многих людей при посадке закладывает уши. Если вы тоже страдаете этим, попейте воды или возьмите жевательную резинку.

Правила поведения при захвате самолета террористами

Конечно, в реальности такая ситуация маловероятна, но возможна. Поэтому рассмотрим правила поведения в таком случае. Во-первых, как бы это сложно ни было, сохраняйте спокойствие, не давайте панике охватить вас. Во-вторых, ни в коем случае не вступайте в спор с террористами, не провоцируйте их на какие-либо действия.

Итак, правила поведения при террористическом акте в самолете:

  • если обнаружили забытые вещи, не подходите к ним, вызовите пилота, любого работника экипажа или службу безопасности;
  • не нужно брать бесхозные вещи, даже если они очень привлекательно выглядят;
  • если террористы унижают и оскорбляют вас, не обращайте внимание, старайтесь не выходить из состояния равновесия;
  • не стоит геройствовать и заступаться за других пассажиров и членов экипажа, это может вывести из себя преступников;
  • не выказывайте недовольство действиями экипажа, у них есть чёткая инструкция, по которой они действуют;
  • не верьте словам террористов, они могут говорить что угодно.

Приобретая билет на самолёт, готовьтесь к разным сценариям полёта. Не нужно паниковать и придумывать себе опасности. Но если существует угроза на самом деле, просто следуйте правилами безопасности в самолёте. Настраивайтесь на спокойный тихий полёт, тогда он так и пройдёт.

Для обеспечения безопасности при авиаперелете в экстренных ситуация, еще при посадке на борт самолета в обязательном порядке члены экипажа проводят краткий инструктаж пассажиров, где рассказывают о нормах и принципах поведения в нештатных ситуациях.

Нарушение этих правил чревато трагичными последствиями для всех пассажиров рейса, в том числе для нарушителя. Все путешественники, находящиеся в салоне самолета, обязаны в любой ситуации, что особенно важно в экстренных случаях. За нарушение правил безопасности в самолете предусмотрен большой денежный штраф и тюремное наказание.

Чрезвычайные ситуации на борту

Самолет – безопасный вид транспорта, что признано официальной статистикой. Аварийные ситуации на борту происходят крайне редко. Численность пострадавших пассажиров в чрезвычайной ситуации при авиаперелете значительно меньше, чем в тех же автомобильных ДТП.

Но даже на самом современном и исправном лайнере могут случиться внештатные ситуации, влекущие риски полного разрушения самолета или смертельной опасности для всех пассажиров рейса.

По статистическим данным авиационных служб, 80% авиакатастроф происходят по причине человеческого фактора и только 15% – технические неисправности самолета.

Все чрезвычайные ситуации в самолете подразделяются на несколько видов:

  • Катастрофа – авиационное происшествие на воздушном судне, повлекшее гибель людей.
  • Авария – внештатная ситуация на борту, повлекшая серьезные повреждения самолета, но без человеческих жертв.
  • Поломки – непредвиденная ситуация, связанная с техническими неисправностями авиационного судна, влияющая не снижение безопасности полета.
  • Террористический захват.

Что нужно делать при экстренных ситуациях

Существуют основные правила безопасного поведения в самолете в экстренных ситуациях, соблюдение которых подлежит обязательному исполнению со стороны всех участников авиационного путешествия.

Невнимательное отношение к указаниям членов экипажа и при недостатке информации о нормах поведения на борту в нештатных ситуациях увеличиваются риски опасности для жизни и здоровья всех граждан, находящихся в самолете.

Если все будут действовать грамотно и уверенно, ответственно соблюдая порядок действий в чрезвычайной ситуации на борту, появляются шансы на благополучный исход авиационного путешествия.

При пожаре в самолете

Возгорание в авиационном судне может возникнуть по причине технической неисправности лайнера, повлекшей замыкание электрооборудования, а также при несоблюдении правил поведения самими пассажирами, игнорирующими запреты на курение в салоне.

Правила безопасности при пожаре в самолете:

  • После посадки на рейс внимательно осмотрите салон и запомните, где находятся аварийные выходы. Просчитайте количество рядов до этого места, чтобы в задымленном пространстве у вас была возможность быстро сориентироваться и выбраться к аварийному выходу.
  • Эвакуироваться с горящего самолета можно в первые 2-3 минуты, поэтому очень важно не растеряться в такой ситуации, действовать быстро и осознанно.
  • Если возгорание произошло еще на взлетной полосе, нельзя задерживаться у воздушного трапа, необходимо как можно скорей спрыгнуть и удалиться на безопасное расстояние.
  • Чтобы не получить сильные ожоги, рекомендуется снять легковоспламеняющуюся синтетическую одежду, а открытые участки кожи по возможности закрыть тканью из натуральных материалов.
  • В случае сильного задымления салона совершайте продвижение к аварийному выходу, пригнувшись к полу. Лицо, в частности органы дыхания, лучше закрыть платком или любой другой тряпкой, смоченной в воде.
  • В самолете есть люки, которые нельзя открывать при пожаре. Это может усилить пламя и привести к более трагичным последствиям.

На борту самолетов имеются огнетушители, с помощью которых экипаж предпримет попытки самостоятельный борьбы с огнем.

При аварии в самолете

Во время авиаперелета может случиться аварийная ситуация, исход которой часто зависит от соблюдения техники безопасности всеми пассажирами рейса.

Правила поведения при аварии в самолете:

  • Правильно пристегнуть ремни безопасности. Они должны охватывать область бедер, а не живота.
  • Внимательно слушать указания бортпроводников и четко выполнять полученный инструктаж.
  • Не вставать с пассажирских кресел и не отстегивать ремни до полной аварийной остановки лайнера.
  • После получения команды эвакуации с воздушного корабля действовать быстро, четко выполняя распоряжения персонала.
  • После выхода из самолета удалиться на безопасное расстояние.

Где лучше всего сидеть в самолете:

При падении самолета

При крушении авиалайнера шансы на выживание есть не у всех, но если действовать четко по инструкции, можно обрести надежду на спасение. По статистике, в результате авиационных катастроф удавалось выжить некоторым пассажирам, внимательно изучившим правила поведения в экстренной ситуации на борту и действовавших по этим правилам в момент падения самолета.

Правила поведения при падении самолета:

  • Если лайнер упал на сушу, выжившим пассажирам не следует далеко отходить от обломков, куда в первую очередь отправятся спасательные службы для поиска людей.
  • По возможности необходимо разжечь костер, который станет ориентиром для спасателей, а заодно позволит пострадавшим путешественникам согреться.
  • На поиски людей может уйти несколько дней. Выжившим пассажирам, оказавшимся в экстремальных условиях окружающей среды, нужно найти источник с питьевой водой, чтобы утолить жажду, и подыскать какое-нибудь питание, чтобы не погибнуть от голода. По утверждению специалистов, на одной плитке шоколада человек может прожить до 4-х недель. Любую найденную пищу, будь-то свежие ягоды с кустарников или пойманная рыба в водоеме, нужно правильно распределить для небольших перекусов, благодаря которым пассажиру удастся выжить до встречи с сотрудниками службы спасения.
  • Если самолет упал в воду, выжившим пассажирам необходимо двигаться в воде, чтобы исключить переохлаждение организма. Постараться отыскать вблизи на водной глади подходящее плавсредство, на котором можно продержаться до прибытия спасательной команды.
  • В самолетах есть спасательные жилеты, хорошо удерживающие людей на воде. Главное не надувать и не надевать их еще во время падения лайнера. В одной авиакатастрофе людям удалось выжить после падения в воду, но из-за надутых жилетов они не смогли выбраться из-под тонущих обломков лайнера, что привело к гибели.
  • Если пассажиру удалось самостоятельно добраться до суши, нужно снять одежду, хорошо выжать и снова одеть. Как правило, в таких ситуациях найти сухую одежду нереально.

При захвате самолета террористами

Захват самолета террористами представляет серьезную опасность для пассажиров и членов экипажа. Очень важно вести себя правильно в такой ситуации, не компрометируя террористов на смертельно опасные для жизни людей действия.

Правила поведения при захвате самолета:

  • Выполнять все требования захватчиков.
  • Постараться успокоиться и не впадать в панику. Такое состояние только обострит и без того опасную ситуацию, что может стоить человеческих жизней.
  • Внимательно осмотрите салон самолета, не делая резких движений. Подумайте, куда вам будет удобно спрятаться в случае, если начнется перестрелка на борту.
  • Старайтесь не выделяться из толпы. Не привлекайте внимания террористов к своей персоне.
  • Если захватчик требует снять ювелирные украшения или отдать деньги, дорогостоящие гаджеты, выполняйте это требование беспрекословно. Не старайтесь спасти свое имущество ценой собственной жизни.
  • Не предпринимайте попыток самостоятельного спасения, никакой самодеятельности – главное правило поведения на борту самолета, захваченного террористами.

Спасением пассажиров и членов экипажа занимаются опытные бойцы спецподразделений. Как правило, захваты авиалайнеров происходят крайне редко и осуществляются с целью получения определенных благ. Захватчики обязательно выскажут свое требование и будут ждать ответных действий со стороны уполномоченных служб на земле.

Бойцы спецотрядов также будут разрабатывать план для спасения пассажиров на захваченном самолете. Если услышите четкую команду «Всем на пол», действуйте незамедлительно! После таких слов может начаться перестрелка.

Если поступила команда «Срочно покинуть самолет», оперативно выполняйте это требование, соблюдая технику безопасности при эвакуации к выходу.

В любой чрезвычайной ситуации на борту самолета сохраняйте спокойствие и действуйте строго по правилам безопасности. Выполнение этих требований значительно увеличит шансы на спасение. Всегда верьте в лучшее и не думайте о плохом, планируя перелет на авиалайнере.

В настоящее время самолет является одним из популярнейших видов транспортного средства. Ежегодно им пользуется огромное количество пассажиров, отправляясь в отпуск или по рабочим делам. Для того чтобы полет прошел безопасно, необходимо знать и соблюдать правила безопасного поведениям во время полета.

На борту самолета запрещено:

  • повышать голос, неуважительно и агрессивно относиться к другим пассажирам и членам экипажа;
  • без необходимости ходить по салону во время полета;
  • использовать аварийно-спасательное оборудование без указания членов экипажа.

  • Перед полетом проводится инструктаж по действиям при возникновении аварийной ситуации. Внимательно прослушайте инструктаж и в течение всего полета подчиняйтесь распоряжениям членов экипажа;
  • заняв свое место, отрегулируйте ремень безопасности по своему размеру, потренируйтесь в его быстром застегивании и расстегивании.

Правила безопасного поведения во время взлета и посадки

    Отключить мобильные телефоны.

Телефон является прибором, который способен отправлять и принимать сигналы высоких частот, что оказывает негативное воздействие на навигационную систему воздушного судна, создает помехи для диспетчеров и летчиков во время радиопереговоров. Именно поэтому просто выключите свой мобильный телефон или используйте специальный «самолетный» режим.

    Отрегулировать спинки кресел, чтобы они находились в вертикальном положении.

Если вдруг прозвучал сигнал об аварийной ситуации, нужно подняться со своих мест всем пассажирам, иначе спинка в опущенном положении станет преградой для пассажира, сидящего позади вас, и он просто не сможет пройти.

    Пристегнуться ремнями безопасности, сложить раскладные столики, не использовать фото и видео камеры.

В случае аварийной ситуации, высокой турбулентности, резкого торможения, «жесткой» посадки вы можете просто оторваться от своего места и получить серьезные травмы, если не будете использовать ремень безопасности. Столкновение с разложенными столами, с летящими предметами в виде фотоаппаратов и видеокамер может привести к серьезным негативным последствиям для вашего здоровья. Именно по этой причине запрещается использование этой техники на данном этапе полета.

    Поднять шторки иллюминаторов.

Внутри салона самолета и за его пределами существует огромная разница в освещении. В салоне может быть довольно темно, тогда как на улице светло и солнечно. Во время вынужденной эвакуации вы можете на короткий период потерять зрение, а в таких условиях даже несколько лишних секунд могут играть решающую роль. По этой причине во время ночных перелетов свет немного приглушают с целью постепенной адаптации глаз к освещению. Также сквозь иллюминатор пассажиры могут заметить различные проблемы, например, возгорание двигателя, и сказать об этом стюардессе.

    Не слушать музыку в наушниках слишком громко.

Если вы будете громко слушать музыку в наушниках, то пропустите важное сообщение или указание бортпроводников, что в зависимости от ситуации может иметь негативные последствия.

Действия при попадании самолета в зону турбулентности

Во время набора и снижения высоты самолет оказывается в тропосфере. В тропосфере может развиться состояние турбулентности.

(тропосфера (отгреч. tropos – повороти сфера)) – нижний, основной слой атмосферы до высоты 8-10 км в полярных, 10-12 км в умеренных и 16-18 км в тропических широтах. В тропосфере сосредоточено более 1/5 всей массы атмосферного воздуха, сильно развиты турбулентность и конвекция, сосредоточена преобладающая часть водяного пара, возникают облака, развиваются циклоны и антициклоны).

Если самолет попадает в вихревое турбулентное течение (турбулентность (отлат. turbulentus - бурный, беспорядочный)), его начинает бросать из стороны в сторону (на языке пилотов такое явление называется «болтанка»). При неблагоприятных погодных условиях «болтанка» может продолжаться довольно длительное время. В это время необходимо:

  • при тряске, сильной вибрации, попадании в воздушные ямы следуйте указаниям членов экипажа самолета;
  • застегните ремни безопасности;
  • оставайтесь на своих местах, пригните голову к коленям и обхватите ее руками. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло;
  • ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до нормализации полета или полной остановки самолета.

Горизонтальный полет

Посадка самолета. Торможение. Руление

  • Во время посадки самолета, его торможения и руления не стоит моментально покидать свои места, доставать багаж и продвигаться к выходу! Авиалайнер может резко притормозить, неожиданно развернуться и вы можете получить травму.
  • Во избежание таких инцидентов в салоне горит предупреждающая таблица «Пристегните ремни». Самолет закончит руление к нужному терминалу, подадут к борту трапы, и тогда спокойно и без суеты можно будет покинуть воздушное судно.

Соблюдая самые элементарные правила поведения на воздушном судне и прислушиваясь к рекомендациям членов экипажа, вы получите удовольствие от полёта, он пройдет как незабываемое путешествие!