Дворцы Рима: куда сходить, что посмотреть, билеты, адреса. Самые красивые дворцы и виллы Рима: что стоит увидеть Дворцы рима

Сентябрь 22, 2018

История дворца, где сегодня проходят заседания Сената Итальянской Республики, началась в далеком XV веке, в период грандиозного преобразования внешнего облика древнего города. Именно в это время в Риме начали возводиться роскошные палаццо и виллы, принадлежащие знатным фамилиям, строиться новые и реконструироваться старые церкви и базилики, появляться изящные фонтаны и благоустраиваться парки. Палаццо Мадама является одним из наиболее изысканных архитектурных сооружений.

Папа Лев X Медичи

Территория, где сегодня располагается дворец, долгое время принадлежала монахам-бенедектинцам, которые во второй половине XV века передали ее во владение французскому монарху. Последний, в свою очередь, подарил часть земель своему казначею Синульфо Оттьери– епископу Кьюзи. Именно он в 1503 году и начал строительство фамильного дворца. После смерти священнослужителя, владение перешло в собственность брату Синульфо — Гуидоне, графу Монторио. Позже дворец присмотрел Джованни Медичи, сын Лоренцо Великолепного и будущий Папа Лев X. Поначалу Джованни снимал дворец, однако позже приобрел его в рассрочку и заказал Джулиано да Сангалло провести полную реконструкцию сооружения.

После изгнания семьи Медичи из Флоренции, Джованни был избран Папой под именем Лев X, а дворец стал римской резиденцией членов известного рода. После смерти понтифика, палаццо перешел в собственность кузина Джованни – Джулиано де Медичи, ставшего в последующем Папой Климентом VII.

Что за дама эта Мадама или почему дворец так называется

Палаццо Мадама был назван в честь Маргариты Австрийской, супруги герцога Алессандро Медичи и внебрачной дочери Карла V, императора Священной Римской Империи, короля Испании, Сицилии, Сардинии и Неаполя. В Риме Маргариту называли Мадама, а в данном палаццо она проживала довольно продолжительное время.

Однако это далеко не все, что мы хотим вам рассказать о знаменитой даме-мадаме! В истории существует как минимум две прославленные «Мадамы», а если еще немного покопаться в истории, то найдется третья и даже четвертая представительница слабого пола, претендующая на роль той самой Мадамы. Итак, давайте разберемся.

Палаццо Мадама, находящийся в Риме, не единственный дворец с таким названием. Второй расположен в Турине, на севере Италии. Римский дворец, как мы уже писали, был назван в честь Маргариты Австрийской, жившей в XVI веке; палаццо в Турине увековечил память Марии Кристины Французской, герцогини Савойской, вовлеченной во внешнюю политику Франции во второй четверти XVII века. Кроме этих двух довольно известных дам, в истории сохранились упоминания о других женщинах, называемых «Мадама». В Риме – это Виоланте Беатриче Баварская, о ней речь пойдет далее, а в Турине – Мария Джованна Батиста Савойско-Немурская, герцогиня Савойская, проживающая во второй половине XVII века.

Реконструкция палаццо Мадама и таинственные символы на фасаде

В XVII веке во время работ по реконструкции сооружения здание приобрело новый барочный фасад. Его автором стал Паоло Марушелли. Отличительной особенностью декоративно решения экстерьера здания является наличие огромного количества львиных атрибутов.

Декоративное оформление портала главного входа

Так, над главным входом в палаццо Мадама можно заметить львиную шкуру – напоминание об одном из 12 подвигов Геркулеса (он же Геракл), а в обрамлении окон второго уровня – самого героя древнегреческой мифологии. Его «портреты» чередуются с изображениями женского лица. Вы уже догадались, кто бы это мог быть?

Декоративное оформление окон второго яруса


Конечно же, это его госпожа – лидийская царица Омфала, дочь речного бога Иордана. Именно она, согласно древнегреческой мифологии, родила от Геракла Тиррена, прародителя, как считали Медичи, их рода.

Это интересно!


О ЧЕМ ГОВОРЯТ МИФЫ
Геркулес, проданный Гермесом в рабство, попал в подчинение прекрасной Омфале, воинственной и одновременно женственной царице. Очарованный ее красотой, Геркулес сложил оружие, снял львиную шкуру и, позабыв о своем боевом характере, стал угождать прихотям своей госпожи

История перевоплощения дворца


Несмотря на существенные изменения во внешнем и внутреннем облике палаццо, произведенные в XVII веке, Медичи практически не использовали его в качестве своей постоянной резиденции вплоть до 1725 года, пока фамильный особняк не облюбовала Виоланте Беатриче Баварская, супруга Фердинандо Медичи. Во второй четверти XVIII века, после кончины великого Герцога Тосканы Джана Гастоне, дворец перешел в собственность представителям боковых ветвей Лотарингского Дома.

В 1755 году Палаццо Мадама приобрел Папа Бенедикт XIV, родовой герб которого и сегодня украшает фасад здания. Так дворец стал собственностью Святого Престола. Тогда же, в ходе очередной реконструкции, перед палаццо была обустроена одноименная площадь, а некоторые помещения переоборудованы под офисы судебных инстанций и полиции. Позже сюда был перенесен головной офис Римской Республики, а еще спустя полвека – министерство Финансов. Таким образом, роскошный семейный дворец превратился в административное здание, коим и остается по сей день.

Первое заседание Сената в Палаццо Мадама в Риме прошло 28 ноября 1871 года, вскоре после вхождения в Вечный Город и провозглашения его столицей Объединенного Итальянского Королевства.

Посетить Дворец можно первую субботу каждого месяца (кроме августа)

Время работы с 10-00 до 18-00

Адрес — Piazza Madama, 11 РИМ

Палаццо Мадама – один из самых изысканных дворцов Рима


Палаццо Фарнезе, расположенный на одноименной площади в Риме, считается одним из лучших образцов ренессансного стиля. Строительство дворца началось в 1514 году по воле римского кардинала Алессандро Фарнезе, будущего папы Павла III-го, у которого к тому времени было двое детей, и который для своей семьи решил построить роскошную резиденцию, достойную его положению.

Для осуществления этого амбициозного плана кардинал решил использовать купленный в 1495 году палаццо Ферриз, к которому дополнились купленные в 1512 году ряд соседних зданий. Разработать проект нового дворца было поручено лучшему архитектору того времени - Антонио да Сангалло младшему.

Начавшиеся в 1514 году строительные работы были прерваны в 1527 году, когда определённые политические и военные события, привели к тому, что вышедшие из-под контроля многонациональные войска императора Карла V-го разграбили «вечный город».

Работы возобновились в 1541 году. К этому времени кардинал Алессандро Фарнезе был избран римским папой под именем Павла III-го, а один из его сыновей Рануччио погиб в сражении. В связи с этими обстоятельствами Сангалло пришлось несколько изменить изначальный проект.

После смерти архитектора Антонио да Сангалло в 1546 году, работа над дворцом была поручена Микеланджело, который, естественно, захотел оставить свой след в реализации этой работы. Под его руководством, помимо внутренних работ, был оформлен главный фасад дворца - карниз и большое мраморное окно с колоннами из пестрого мрамора над главным входом и увенчанное гербом папы Павла III-го.


В те годы, Франческо Сальвиати и Таддео Зуккари расписывают Большой салон фресками под циклом "Апофеоз Фарнезе", где превозносят все заслуги папы Павла III-го и подвиги Рануччио Фарнезе.


В саду, с тыльной стороны дворца, был разбит сад, который украсила знаменитая скульптурная композиция "Наказание Дирки", найденная в 1545 году в термах Каракаллы и купленная папой Павлом III-м. Около двух веков она оставалась в саду, затем, вместе с другими древностями, была отправлена в Неаполь и нынче находится в Национальном археологическом музее этого города.

Микеланджело также планировал построить мост, который должен был связать дворец с садами семьи Фарнезе, расположенными на противоположной стороне реки Тибр. Однако, из-за смерти папы Павла III-го проект так и не был завершен, хотя его следы до сих можно увидеть в виде короткого мостика перекинутого через улицу виа Джулиа с задней стороны палаццо.

Смерть папы в 1549 году в очередной раз прервала строительство. Работы по благоустройству дворца возобновилось лишь в 1565 году, заказчиком выступил племянник папы - Руджеро. Их возглавил архитектор Джакомо да Виньола, который в течении долгого времени, в основном, занимался проектами для семейства Фарнезе, и продолжал трудиться на благо семьи вплоть до своей смерти в 1573 году.

Чтобы завершить строительные работы, внуком папы Павла III-го кардиналом Алессандро Фарнезе (1520-1589) был приглашен архитектор Джакомо делла Порта. К 1589 году архитектор закончил оформление фасада дворца со стороны сада. Им также планировалось соединить мостом дворец Фарнезе и купленную кардиналом в 1580 году виллу Киджи, именуемую нынче виллой Фарнезина, но этот проект, как и проект Микеланджело, хотевшего соединять сады Фарнезе, так и не был осуществлён.

Алессандро Фарнезе, большой поклонник искусств, имел превосходные коллекции античной скульптуры и живописи, которые украсили залы дворца. Часть этой коллекции впоследствии стала основой Неаполитанского национального археологического музея.

В 1597 году потомок Алессандро кардинал Одоардо Фарнезе поручил Аннибале Карраччи написать цикл фресок на тему «Любовь Богов», чтобы таким образом прославить женитьбу своего брата Раннучио Фарнезе, герцога Пармы, на Маргарите Альдобрандини - внучатой племянницы Папы Климента VIII-го. В художественном оформлении внутреннего убранства дворца принимали участие не менее известные художники того времени - Агостино Караччи, а также их ученики Джованни Ланфранко и Доменикино, которые украсили залы дворца фресками на мифологические сюжеты.





В 1603 году с задней стороны дворца была пристроена терраса для кардинала Одоардо, которая использовалась как трибуна и откуда можно было наблюдать за лошадиными и ослиными скачками, различными празднествами, карнавалами и фейерверками, происходившими на улице виа Джулиа и у берега Тибра. В этом же веке эта постройка была снесена.

В 1626 году, после смерти кардинала Одоардо Фарнезе, дворец стоял практически необитаем в течение нескольких лет.

Ближе к середине XVII-го века интересы семьи Фарнезе перемещаются из Рима в Парму, и большая часть произведений искусств из коллекции дворца перемещается туда же. По завещанию кардинала Алессандро, во дворце были оставлены только древние артефакты, неразрывно связанные с историей Рима, однако этим завещанием впоследствии пренебрёг наследник имущества Карл III-й де Бурбон.

А с 1635 и по 1688 годы дворец, можно сказать, стал постоялым двором для высокопоставленных особ - здесь, в основном, останавливались послы французских королей, одним из которых был главный министр Людовика XIII-го Альфонс-Луи дю Плесси де Ришелье, брат герцога Ришелье.

В 1660 году во дворце проходило празднество в честь брака дофина Франции с Марией Терезией Испанской. Для этого на площади перед дворцом был сооружено грандиозное пиротехническое сооружение для запуска фейрверков.

В декабре 1655 года папа Александр VII-й позволил прибывшей в Рим королеве Швеции Кристине поселиться в палаццо Фарнезе, которая как оказалось, была наихудшим гостем этого дворца: после её отъезда в Париж папские власти обнаружили, что из дворца было украдены гобелены, картины и серебро, а великолепные деревянные двери дворца разбиты и использованы в качестве топки. Ущерб вылился в приличную сумму, но все было оправдано вороватыми слугами, и ущерб нанесенный дворцу возмещён не был.

После смерти Антонио Фарнезе, герцога Пармы и Пьяченцы в 1731 году, не оставившего наследников, все земли и имущество семьи наследует Изабелла Фарнезе, на то время являвшаяся женой короля Испании Филиппа V-го Бурбона, присоединив их к владениям испанской короны. Далее, всё наследует Карл III-й Бурбон, сын Филиппа V-го и Изабеллы, который в 1734 году перемещает большую часть оставшихся ценностей из палаццо Фарнезе в Неаполь и Казерту, и на протяжении XVIII-го и XIX-го веков практически все древние скульптуры остававшиеся во дворце, вопреки завещанию кардинала Алессандро Фарнезе, были перемещены в Неаполь.

За последующие полтора века дворец претерпел несколько ремонтных работ и архитектурных новшеств при участии архитектора Антонио Сиполла, а также принимал в своих комнатах высокопоставленных особ. А в 1874 году, путём подписания договора аренды с домом Бурбонов с правом последующего выкупа за три миллиона франков в течении последующих 25 лет, дворец стал зданием посольства Французской республики.

Хотя в 1936 году во время правления Бенито Муссолини государство выкупило дворец, оно остаётся в 99-летней аренде у посольства Франции, по условиям которой правительству Италии платится символическая плата в 1 евро за месяц.

К сожалению, нынче дворец недоступен для свободного осмотра. Но можно посмотреть небольшую презентацию дворца Фарнезе, предоставленную французским посольством на французском языке. Внутреннее убранство очень красиво и при желании, можно посмотреть этот фильм по данной ссылке -

Виллы и дворцы - это, пожалуй, наиболее привлекательная часть архитектурного наследия Рима периода Средневековья. По своим масштабам они не могут сравниться с сооружениями античной эпохи, но в плане изящества архитектура эпохи Возрождения не знает себе равных. Виллы и дворцы в Риме стоит посетить еще и потому, что практически во всех из них располагаются интересные музеи и галереи.

Вилла Боргезе

Вилла чрезвычайно популярна у приезжающих в Рим путешественников и на это есть несколько причин: во-первых, здесь находится галерея с богатейшей коллекцией живописи; во-вторых, на обширной территории виллы также расположено два любопытных музея - Музей современного искусства и Музей этрусков; в-третьих, вокруг виллы разбит парк - один из самых крупных и красивых в Италии. Парк огромный: на то, чтобы обойти его пешком, уйдет не меньше, чем полдня. Его территория украшена скульптурами и фонтанами, работают аттракционы, мини-зоопарк и прокат лодок для прогулок по озеру.

Центральное место в композиции виллы отведено дворцу Палаццо Боргезе. Здание XVI века несколько раз достраивалось и расширялось, обретая все более впечатляющий внешний вид. Семейство Боргезе, а конкретно Сципион Боргезе, денег на виллу не жалели. Будучи кардиналом, Сципион Боргезе мог позволить себе построить роскошный дворец, чем он и воспользовался.

Спустя несколько веков, в начале XX века вилла и весь комплекс зданий были переданы городу, так что теперь резиденция кардинала служит общественным парком и музеем.

Вилла Фарнезина


С момента строительства в XVI веке у этого здания сменилось несколько владельцев: оно поочередно принадлежало крупному банкиру, кардиналу, династии Бурбонов, некоторое время в нем располагалось посольство Франции, в начале XX века его передали муниципалитету Рима. Вилла частично перестраивалась, но в целом сохранила свой первоначальный облик, кстати, довольно оригинальный для своей эпохи: в то время фасады зданий строили плоскими, а здесь крылья сильно выступают вперед.

Главная ценность виллы - ее внутренние помещения. Стены и потолок залов расписаны фресками авторства Рафаэля и Микеланджело.

Сюжеты картин иллюстрируют сцены из мифов Древней Греции и сочинений древнегреческих писателей. Окружающая территория виллы занята пышным садом, где растут фруктовые деревья. По своим размерам сад, разумеется, сильно уступает парку на вилле Боргезе, но он довольно приятный и фотогеничный.

Вилла Волконских

У этого поместья непростая судьба: здание было построено в 30-е годы XIX века, когда этим участком земли владела Зинаида Волконская. При жизни княгиня Волконская устраивала на этой вилле творческие вечера, куда приходили видные деятели искусства. Часто здесь гостили известные русские писатели и живописцы. Княгиня собрала внушительную коллекцию античных статуй, но до наших дней она не сохранилась.

Через сто лет после строительства наследники княгини Волконской продали виллу и она оказалась во владении фашистов. Те в подвале здания соорудили тюрьму с пыточной камерой. Во времена Второй мировой войны в застенках виллы пытали и расстреливали участников движения Сопротивления, а этажом выше во время визитов в Рим размещались высокие гости - руководство СС, Гебельс и Гитлер. После Второй мировой войны здание стало резиденцией британского посла.

Дворцы Рима
Палаццо Барберини

Этот дворец некогда принадлежал влиятельному семейству Барберини. Построили его в начале XVII века, когда один из представителей этого рода стал Папой римским. Над возведением фамильного поместья трудились несколько архитекторов, в том числе знаменитый Бернини. В духе традиций тех лет поверхность внутренних стен и потолка была украшена фресками с библейскими сюжетами.

Со временем династия Барберини обнищала и в XX веке ее представители стили распродавать фамильное наследие - собрание картин, античных статуй и редких рукописей. Здание тоже было частично продано. Чтобы сохранить дворец, власти города решили выкупить его и прилегающую территорию и провести реставрацию. Сейчас здесь открыта Национальная галерея античного искусства, где выставлено порядка 1500 экспонатов.

Палаццо Спада


Дворец, принадлежавший семейству Спада известен тремя особенностями: его фасад - один из самых пышно украшенных в Риме; в нем расположена Галерея Борромини - девятиметровый коридор, который из-за оптической иллюзии кажется длиннее в несколько раз; в здании находится одноименная художественная галерея с приличной коллекцией полотен художников эпохи Возрождения.

Здание с богато декорированным фасадом было построено в шестнадцатом веке, реставрировано в семнадцатом, а в двадцатом выкуплено государством для размещения в нем галереи и заседаний Государственного совета.

Дворцы Капитолийской площади


На относительно небольшом участке земли, вплотную друг к другу, на Капитолийском холме построены три дворца: по центру располагается Дворец Сенаторов, а по правую и левую сторону от него - дворцы-близнецы Дворец Консерваторов и Новый Дворец. Зеркальная симметрия фасадов дворцов - идея Микеланджело: здания уже были построены к моменту когда ему доверили реставрацию площади, он решил видоизменить их лицевую часть, чтобы они выглядели как составная часть архитектурного ансамбля. Все тот же Микеланджело пристроил к фасаду Дворца Сенаторов монументальную лестницу, благодаря которой, площадь смотрится более парадно.

Во дворцах Капитолийского холма сейчас работают музеи, где хранится много интересного, так что посетить этот место стоит обязательно, при этом времени лучше выделить с запасом - экскурсия с хорошим гидом выходит довольно насыщенной и продолжительной.

Palazzo Corsini – римский дворец в стиле позднего барокко. Он был назван по имени аристократической итальянской семьи, которой принадлежал длительное время.

Краткая история

Ранее на этом месте в римском районе Trastevere (недалеко от известной Villa Farnesina) был загородный дворец кардинала Риарио (племянника Папы Сикста IV). Его гостями бывали и знаменитые люди – архитектор Браманте, скульптор и художник Микеланджело, учёный Эразм Роттердамский.

Во второй половине XVII в. дворец приобрела переселившаяся в Рим и принявшая католичество экс-королева Швеции Кристина. Во дворце под её покровительством действовала Аркадская академия (Accademia dell’Arcadia). Здесь собирались любители искусства, литераторы и учёные. Их объединяла симпатия к мифической древнегреческой области Аркадии, о которой писал поэт Вергилий.

В 1736 г. владельцем этой местности стал флорентийский кардинал Нери Корсини (племянник Папы Климента XII). По его заказу и проекту архитектора Фердинандо Фуга, вилла королевы была перепроектирована в красивый дворец Корсини в стиле барокко. Он стал трёхэтажным, его украсили балюстрады, пилястры, парадная лестница, статуи. Стены и потолок дворца расписали множеством фресок.

Семейству Корсини в Италии принадлежали ещё несколько дворцов, кроме римского. Самый известный из них – во Флоренции. Для их отличия полное наименование римского дворца – Palazzo Corsini Lungarno. А флорентийский дворец именуется Palazzo Corsini al Parione.

Во время оккупации Рима Наполеоном в Palazzo Corsini Lungarno поселился старший брат императора Жозеф. В настоящее время на первом этаже Дворца Корсини располагается несколько отделений национальной Академии наук Accademia Nazionale dei Lincei. Окружающие дворец живописные сады, поднимающиеся к холму Gianicolo, принадлежат Ботаническому саду римского университета La Sapienza.

Галерея

Второй этаж занимает художественная галерея Корсини, полностью именуемая Galleria Nazionale d’Arte Antica di Palazzo Corsini. В ней находится часть собрания Национальной галереи старинного искусства. Другая часть экспонатов (хронологически более ранних) хранится в другом дворце – . Galleria Nazionale d’Arte Antica входит в состав Национальной Римской галереи.

Основа экспозиции галереи Корсини – коллекция, собранная первым владельцем замка. Затем к ней добавились картины из личных собраний других членов семейства. В их числе – Папа Климент XII, именовавшийся в миру Лоренцо Корсини. Его коллекция состояла из картин исключительно религиозного содержания. В дальнейшем семейное собрание дополнилось и картинами коллекционеров Торлониа и дель Монте ди Пьета, не являвшихся родственниками династии Корсини. В 1883 г. Дворец Корсини с картинной галереей перешёл к государству, а в 1895 г. была учреждена Galleria Nazionale d’Arte Antica.

В галерее Корсини представлены работы большей частью итальянских художников. Основная часть произведений относится к XVII–XVIII в. Самые известные картины галереи:

  • «Святой Иоанн Креститель» Караваджо;
  • «Въезд Христа в Иерусалим» Джордано;
  • «Святой Себастьян» Рубенса;
  • «Мадонна делла Палья» Ван Дейка;
  • «Мадонна с младенцем» Мурильо;
  • «Триумф Овидия» Пуссена.

Кроме картин на религиозные и исторические сюжеты, экспонируются и жанровые полотна. Помимо живописных работ, представлены и скульптуры.

В отличие от раскрученной , в галерее немноголюдно, и можно без помех рассматривать картины. К сожалению, они не имеют поясняющих надписей.

Облик современного Рима, начиная со времен Средневековья и эпохи Возрождения, во многом формировали виллы и дворцы знатных итальянских родов. Конечно, по масштабности они не идут ни в какое сравнение с постройками эпохи Античности, типа и , но по изяществу форм и богатству наполнения, приведут в восторг любого ценителя архитектуры. Виллы и дворцы в Риме интересны и с культурной точки зрения, так как в настоящий момент в них разместились роскошные римские музеи.

Blogoitaliano провел свое исследование, и из всего многообразия дворцов и вилл Рима выбрал 5 самых интересных.

Вилла Боргезе

Первую строчку нашего независимого рейтинга лучших вилл и дворцов Рима по праву занимает вилла Боргезе. Она была построена в XVII в. племянником Папы Павла V Шипионе Боргезе. Денег на виллу не жалели. Вокруг был разбит один из крупнейших в Риме английских парков, украшенный фонтанами и античными скульптурами. Особое восхищение у посетителей виллы вызывал «Боргезийский борец», которого в 1807 г. с прочими произведениями искусства продали Наполеону.

Тенистый английский парк – одно из сокровищ виллы Боргезе

Безусловно, центральной составляющей виллы считается роскошный особняк Боргезе. Шипионе Боргезе хотел казаться знатоком современного искусства, поэтому в стенах своего детища, он собрал невероятно богатую коллекцию живописи.

Здесь можно увидеть картины Караваджо, Рафаэля, Тициана, лучшие шедевры Рубенса и Рембрандта, скульптуры Бернини и множество других выдающихся произведений искусства. О Галерее Боргезе и особенностях ее посещения Blogoitaliano .

В галерее Боргезе собраны выдающиеся произведения живописи и скульптуры

Отдельно заметим, что Галерея считается одним из самых труднодоступных музеев Италии, потому что в нее существуют лимиты на допуск посетителей, которые не могут быть превышены. По этой причине многие посетители на месте сталкиваются с тем, что билетов в кассе нет и попасть внутрь невозможно.

Чтобы этого не произошло с Вами, билеты лучше приобрести заранее – через интернет. Сделать это можно на этом сайте .

Помимо собственно галереи на территории виллы Боргезе находятся:

  • вилла Джулия с богатой коллекцией этрусского искусства;
  • Галерея современного искусства, где собраны работы Моне, Ван Гога, Гогена и современных итальянских художников;
  • дом-музей скульптора и композитора Пьетро Каноника;
  • музей Билотти с частной коллекцией работ сюрреалиста;
  • театр «Глобус», где ежегодно в августе, сентябре проходят фестивали по мотивам пьес У. Шекспира;
  • биопарк, в котором можно понаблюдать за жизнью редких и экзотических животных в условиях естественной среды обитания;
  • зоологический музей с богатой коллекцией мировой фауны.

Вилла Фарнезина

Еще одна заслуживающая внимания вилла Рима – вилла Фарнезина. Эта вилла, расположенная в , на правом берегу Тибра, строилась в начале XVI в. для банкира из Сиены Агостино Киджи. Она стала первой в Риме виллой так называемого «павильонного» типа, без привычных галерей и внутренних двориков, открытая в сторону сада и реки. Вилла несколько раз меняла хозяев. С 1577 г. ею стало владеть богатое семейство Фарнезе, а в XVIII в. им на смену пришла династия Бурбонов, какое-то время здесь даже размещалось посольство Франции.

Вилла Фарнезина стала первой в Риме виллой так называемого «павильонного» типа

Основную ценность виллы Фарнезина составляют стенные росписи кисти Рафаэля, Себастьяно дель Пьомбо, Джулио Романо и иль Содомы. Тема сюжетов – мифы Древней Греции.

Вокруг разбит живописный парк, обильно усаженный апельсиновыми деревьями.

Внутри восхищение вызывают стенные росписи кисти Рафаэля и других выдающихся живописцев

Палаццо Барберини

Теперь скажем несколько слов о самых впечатляющих дворцах Рима. Откроет наш независимый рейтинг палаццо Барберини, расположенный в восточной части «Вечного» города. Его строительство не обошлось без участия еще одного Римского Папы – Урбана VIII из рода Барберини, который и стал заказчиком роскошного палаццо.

Идея строительства палаццо Барберини принадлежит Папе Римскому Урбану VIII

Над созданием постройки в стиле барокко трудились 3 великих зодчих середины XVII в. –Модена, Бернини и Борромини. Двум последним принадлежит авторство изящных винтовых лестниц внутри палаццо.

Некоторое время во дворце размещалась фламандская мастерская, где изготавливали гобелены для дворца. Последний этаж был отдан под размещение обширной библиотеки семьи Барберини. Среди прочих экспонатов в библиотеке хранится рукопись Рафаэля Барберини, который в 1564 г. для налаживания экономических связей посетил Москву и удостоился личной встречи с Иваном IV Грозным. Позже в своей рукописи он дал подробное описание того, что ему удалось увидеть в русской столице.

К сожалению, история этого дворца в Риме повторила судьбу семейства Барберини. Многие произведения искусства в трудные времена были проданы «с молотка». Часть сокровищ некогда влиятельного римского рода досталась . А в 1949 г. и сам дворец перешел в ведение государства.

В левом крыле здания в настоящее время разместилась Национальная галерея старинного искусства, где можно увидеть произведения живописи Караваджо, Рафаэля, Тинторетто, Пуссена, Тициана, Рубенса и других прославленных итальянских живописцев, антикварную мебель, а также изделия из майолики и фарфора. Правое же крыло заняли вооруженные силы Италии, разместившие здесь Офицерское собрание.

Палаццо Спада

Заслуживает отдельных слов и дворец Спада в Риме, где сейчас размещается одноименная галерея с частной коллекцией живописи и Государственный Совет.

Палаццо Спада был построен Бартоломео Баронио для кардинала Джироламо Каподиферро в первой половине XVI в. Почти 100 лет спустя палаццо приобрел другой кардинал – Бернардино Спада. Желая превратить дворец в роскошную фамильную резиденцию, он заметно видоизменил постройку. Реконструкцией руководил Франческо Борромини – один из выдающихся архитекторов того времени. В результате палаццо обзавелся одним из самых богато декорированных в Риме фасадов.

Пышной отделкой фасада палаццо Спада обзавелся в XVII в.

Прибавилось пышности и во внутреннем дворике дворца, который помимо наличия языческих скульптур прославился прекрасным видом на знаменитую Перспективную Галерею Борромини. Эта галерея была создана на основе принципов оптических иллюзий. В результате общая протяженность галереи в 9 м кажется значительно длиннее (30-35 метров), а 60-сантиметровая статуя Меркурия в конце галереи напоминает фигуру выше человеческого роста.

Особо впечатляет во дворце Перспективная галерея Борромини

Внутри дворца, как мы уже упоминали выше, размещается частная коллекция произведений искусства Бернардино Спада. Впрочем, Бернардино был не единственным представителем рода, проявлявшим интерес к искусству. Его начинание продолжили его брат, а затем внуки и правнуки.

Сейчас в 4 залах палаццо можно увидеть работы Рени, Карраччи, Гверчино, Прети, а также особо ценные работы северной школы живописи, среди которых есть и подлинники кисти Тициана. В галерее также собрана коллекция античной скульптуры. Из всего представленного собрания интерес представляет колоссальная статуя Помпея, найденная в эпоху Средневековья в районе . Многие исследователи и историки склоняются к мнению, что именно рядом с этой статуей был жестоко убит римский император Юлий Цезарь.

Кроме произведений искусства во дворце Спада в Риме практически в первозданном виде сохранился весь интерьер, антикварная мебель из красного дерева и две прекрасные люстры из муранского стекла.

Дворцы Капитолийской площади в Риме

Капитолийская площадь одна из древнейших площадей Рима. Первые дворцы на появились еще на заре Римской Империи. Однако ее современный облик – во многом заслуга бессмертного гения Микеланджело.

Формировался он в середине XVI в. по поручению Папы Римского Павла III. По изначальному замыслу Микеланджело, который в итоге завершили его ученики, ансамбль площади должны были сформировать три дворца – Дворец сенаторов в центре, Дворец консерваторов и Новый дворец по бокам.

Облик современной Капитолийской площади формируют три дворца, по замыслу Микеланджело объединенные в единое целое

В архитектуре дворцов Капитолийской площади в Риме Микеланджело впервые применил архитектурный прием, называемый колоссальным ордером, когда колонны или пилястры охватывают сразу несколько этажей здания.

В тон Дворцу сенаторов были возведены Дворец консерваторов, где заседали судьи (консерваторы) и его брат близнец – Палаццо Нуово (Новый дворец), строительство которого завершилось лишь в середине XVII в. за что он и получил свое название.

Во Дворце консерваторов можно увидеть знаменитую Капитолийскую волчицу

В настоящее время во Дворце Сенаторов заседает мэрия Рима, а в двух других дворцах разместилась экспозиция Капитолийских музеев. Так в Палаццо Нуово можно увидеть жемчужины античной скульптуры, бюсты римских философов и императоров, во дворце Консерваторов хранятся знаменитая