Лев гумилев африка. «Гиперборейский» гребень Николая Гумилёва

Гиперборейский золотой гребень (проба золота 1000!) Кшесинской исполнял любые желания

Из ныне живущих, эпический гребень не видел никто. Сохранилось только описание Николая Гумилёва «золотой гребень удивительной работы – на верху девушка в облегающей тунике, сидящая на спинах двух несущих её дельфинов».

Николай Гумилёв (1886-1921) - русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик, литературный критик, успел в недолгой жизни отметиться ещё и как путешественник. Манила Африка, но пока, то есть в 1904 году, Гумилёв отправился по русскому Северу. В поездке судьба щедро одарила гимназиста - восемнадцатилетний Коля на Кольском полуострове, в окрестностях города Беломорска, обнаружил высеченное в камне иероглифическое письмо. Гумилёв, который ещё только получит аттестат зрелости 30 мая 1906 года (с единственной пятёркой по логике) предположил, перед ним легендарная Каменная книга – стартовые знания о мире, источник сказаний всех народов. Иногда из-за специфического письма, напоминающего следы птиц, книга именуется Голубиной.

На плоских скалах выбиты сотни метров текста. Здесь же вырезан словарь символов. Для перевода Гумилёв воспользовался древним каменным глоссарием и знаниями специалиста по семитским языкам. В наскальной книге, найденной в районе реки Индель, повествовалось об устройстве мира, физической и духовной связи всего живого на планете, рассказывалось о доисторической цивилизации, погибшей в гражданской войне: конфликтовали вики (хранители тайны философского камня) и арии. Предводитель повстанцев Феб потерял в боях сына, дочь и жену Моб – королеву империи.

Открытие Гумилёва взбудоражило научный мир. Доклад о северной экспедиции заслушал император Николай II. Фантастическая находка подвигла царскую казну на дальнейшее финансирование исследований.

После экспертизы выяснилось, гребень из золота тысячной пробы. Лепет про несуществующую в наше время наивысшую чистоту золота, несостоятелен. Золото 1000-й пробы в повседневной жизни используется в химических опытах и изысканной кулинарии – блюдах с кусочками золотой фольги, сюда же отнесём водку, с плавающими в ней золотыми хлопьями. Но для ювелирных поделок, чистое золото слишком мягкое. Тут сложность не в выплавке высшей пробы, проблема в деформации изделий, выполненных из такого металла. Только современные японцы - коллекционеры передовых технологий, создают украшения из 24-каратного золота. А гребень, добытый в древней гробнице, при 100-процентной чистоте сплава, не гнулся и не мялся, что удивительно.

Николай II в ту пору увлекался балериной Матильдой Кшесинской. Ей (по просьбе императора) преподнёс гиперборейский гребень великий князь Сергей Михайлович. По другой версии Матильда Кшесинская сама выкупила фантастический гребень у Гумилёва. Она никогда не расставалась с золотой игрушкой, по семейной легенде гребень исполнял любые желания. «Сын Матильды Феликсовны – Владимир, проверяя силу гребня, загадал, чтобы какие-то предметы летали и они поднялись в воздух» - рассказывает правнук балерины Константин Севенард.
На многочисленных фотографиях Кшесинской демонстрируются тоненькая талия, роскошные волосы. Но нет ни одной с гиперборейским гребнем в причёске. Довольно странно.

Мормоны, знавшие о великой силе гребня, предлагали Кшесинской сначала два миллиона долларов, потом четыре. Наконец выдали балерине просто подписанный чек и предложили самой вписать любую сумму. Но Матильда Феликсовна не нашла сил расстаться с любимой вещицей. Начались угрозы, только реликвия осталась у Кшесинской, во всяком случае до марта 1917 года.

Пролетело столетие, ничего из драгоценной коллекции Кшесинской не появилось и не проявилось. Клад балерины пока не найден. Хочется верить, однажды обнаружится удивительный гребень. Хотелось бы взглянуть.

Согласно записям в дневнике балерины ее самой любимой драгоценностью были не многочисленные украшения из бриллиантов и сапфиров, а выкупленный за огромные деньги у Николая Гумилева древний золотой гребень, привезенный им из археологической экспедиции.
Гумилев нашел эту вещь в гробнице на острове в Белом море. В гробнице находился женский скелет 2,5 метрового роста. На ней было всего одно украшение – этот гребень, изумительной красоты и удивительной работы. На гребне изображена девушка, смотрящая на двух плывущих к ней дельфинов. Никто из исследователей не смог сказать к какой цивилизации принадлежала золотая находка.

Матильда Кшесинская утверждала, что приобретение этого гребня стало началом неожиданных мистических перемен в ее жизни. Так, если гребень был на ней, все ее планы всегда сбывались.

Анализ золота, из которого сделан гребень, показал большую пластичность гребня. И еще, проба золота гребня оказалась 1000! Как известно, такой пробы не существует на нашей планете!

Есть предположение, что этот гребень появится в 2017 году, т.е. ровно через сто лет после его утраты.

Гиперборейский гребень для балерины

А предыстория воистину царского подарка такова. В 1903 году, возвратившись из Тифлиса, в Царском Селе поселилась семья корабельного врача Степана Яковлевича Гумилева. К тому времени его сын Николаша, мальчик спокойный и склонный к одиночеству, увлекающийся зоологией, географией и историей, уже опубликовал свое первое стихотворение "Я в лес бежал из городов...". Юношеские искания смысла жизни и привели юного Гумилева на русский Север. По крайней мере, так утверждает инженер-гидротехник по образованию и президент российской Промышленной компании "Гефест", бывший спецназовец и депутат российской Госдумы, а также правнук балерины Кшесинской Константин Севенард.

В то время восемнадцатилетний юноша Николай Гумилев, под воздействием "Тайной доктрины" Елены Блаватской, а также результатов изысканий экспедиции знаменитого русского путешественника Николая Пржевальского, увлекся изучением оккультных, мистических учений.

Для того периода российской истории, начала ХХ столетия, было весьма характерным наличие в столице империи адептов различных религиозно-философских воззрений, теософских движений и всякого рода "искателей забытой мудрости". "Весь Петербург охвачен необычно сильным мистическим движением, и в настоящее время там образовался уже целый водоворот маленьких религий, культов, сект, – писал корреспондент оккультного журнала "Ребус". – Движение охватывает собою как верхние слои общества, так и нижние. В верхних слоях мы находим теософско-буддийское течение… С другой стороны, наблюдается возникновение сильного интереса к масонству и возникают вновь заглохшие было формы религиозных движений прошлого столетия". Видимо, не случайно появились в Санкт-Петербурге в окружении царской семьи и монгольский врач Петр Бадмаев, и посланник 13-го Далай-ламы бурят Агван Доржиев, и, позднее, сибирский "старец" Григорий Распутин…

И потому вполне обоснованным можно считать предположение, что на пике всеобщего интереса к религиозно-мистическим учениям захлестнувших Россию, Николай Гумилев обратил свое внимание на близкий, даже по чисто географическому расположению, Север, на Кольский полуостров, до которого из Северной Пальмиры – всего ничего… Именно земля Карелии, согласно доарийским и древнеарийским верованиям, являлась прародиной ариев – легендарного государства хеттов – Гипербореей.

В этих местах высилась гора (или скала), считавшаяся центральной точкой мира. Согласно древним свидетельствам, она имела "подножие из семи небес" на которых обитали небожители, и где царил "золотой век". В древнерусском апокрифическом повествовании, относящемся к ХIV веку, "О всей твари" рассказывалось о том, что в "Окияне стоит столп, зовется адамантин (алмаз. – Сергей Кулида). Ему же глава до небеси". "Столп в Окияне до небес" еще известен по преданиям, как Бел-горюч камень или Алатырь-камень и то, что располагался он на сказочном острове Буяне (ныне известном, как Немецкий Кузов, расположенный неподалеку города Кемь) в Белом море. Кстати, именно к этой "Скале на берегу океана" был сорок лет прикован мифический Прометей, воспетый Эсхилом. А растиражированный ныне Нострадамус писал, что "Север – это особое место для встречи иных миров".

Вследствие вековой трансформации власть хеттов-геттов и, в конечном итоге, готов распространила свое владычество от Белого до Черного моря. И, как уверяют некоторые исследователи, именно под влиянием готов-гиперборейцев возникла впоследствии империя царя Филиппа и его сына – Александра Македонского.

К тем прадавним временам относится и легенда о так называемой "Каменной" или "Голубиной", возможно, точнее – "Глубинной (давней, – Сергей Кулида) книге". Этот "фолиант" на самом деле представлял собой рунические знаки, вырезанные в скалах на берегу Белого моря, шириной до 80 метров. Но в 1962 году "канонический" текст, как уверяет упоминаемый нами Константин Севенард, был намеренно затоплен при строительстве Беломорской ГЭС.

В чем же заключается тайна этой "книги"? По мнению историков, она не только содержала изначальное ученье о мироздании, но и раскрывала загадку эликсира вечной жизни, некие прикладные технологии, способные вывести цивилизацию на новый уровень развития. А еще "Каменная книга" стала первоисточником для мифов и легенд чуть ли не всех народов мира, всех древнейших знаний и религий.

Именно этот утерянный артефакт, будто бы, и нашел в 1904 году Николай Гумилев во время своего путешествия на скалистые острова Белого моря. И после возвращения немедленно добился аудиенции у своего сановного соседа по Царскому Селу – Николая II. Как это не покажется странным, но встретиться с царем было проще простого. Питерские художники и исследователи Наталья и Владимир Евсевьевы рассказывают, что, "между прочим, царская резиденция (Александровский дворец. – Сергей Кулида) тогда была открыта для всех желающих". И потому познакомиться с императором можно было во время прогулки. "Сейчас это звучит невероятно, – говорят Евсевьевы, – но в то время руководители страны были гораздо ближе к народу". Да и дом Полубояринова, где жили Гумилевы, располагался в самом центре "российского Версаля" – на углу улиц Оранжерейной и Средней – возле самого Александровского дворца.

Поразительно, но, выслушав доклад восемнадцатилетнего юноши, самодержец Российский распорядился немедля выделить из казны определенные средства для продолжения изысканий. Экспедиция под руководством Гумилева снова отправляется на Север – на острова Кузовского архипелага. Следуя информации, почерпнутой из расшифрованной им "Каменной книги", юный исследователь приступает к поискам легендарных свидетельств давней эпохи, гробницы "королевы Моб". "Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению, пирамида оказалась пустой и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, разобрать небольшую пирамиду, которая находилась метрах в десяти от первой, – докладывал государю Гумилев. – Там, к моей неимоверной радости оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение, сделанное в форме склепа. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, на основании чего я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного единственного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов". К слову, необходимо отметить, что найденное ювелирное изделие было изготовлено из золота 1000-й пробы, которое, согласно переводу Гумилевым "Голубиной книги", изготовлялось в империи "прародителей-виков" с помощью философского камня.

Существует мнение, что, следуя "настойчивой просьбе" государя, Николай Гумилев продал найденный им артефакт, названный им "Гиперборейским гребнем", великому князю Сергею Михайловичу, который в то время был уже фактическим супругом Матильды Кшесинской. А тот, в свою очередь, от имени Николая II, преподнес его балерине…

Ещё

Запах ладана, шерсти звериной и роз
Африканские фотографии Николая Гумилева из коллекции Кунсткамеры / К 130-летию

15 апреля 2016 года исполнилось 130 лет со дня рождения Николая Гумилева - поэта, исследователя Африки, одного из собирателей коллекции Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) РАН. Гумилев совершил несколько экспедиций в Абиссинию (Эфиопию), откуда привез не только редкие предметы, но и фотографии - в музее хранится около 300 негативов. Ещё о Николае Гумилёве


Фото из коллекции Кунсткамеры


«Медуза» совместно с Кунсткамерой представляет фотографии, сделанные Гумилевым во время экспедиции в Абиссинию в 1913 году и фрагменты из его «Африканского дневника». Некоторые из этих фотографий публикуются впервые. Есть музей этнографии в городе этом

Над широкой, как Нил, многоводной Невой,

В час, когда я устану быть только поэтом,

Ничего не найду я желанней его.

Я хожу туда трогать дикарские вещи,

Что когда-то я сам издалека привез,

Чуять запах их странный, родной и зловещий,

Запах ладана, шерсти звериной и роз.
Н. Гумилев. Абиссиния. Из сборника «Шатер». Ревель, 1921.

Юрий Чистов, доктор исторических наук, директор Музея антропологии и этнографии РАН:

Многие коллекции МАЭ РАН были собраны выдающимися российскими учеными и путешественниками, имена которых известны всем, - Даниэлем Мессершмидтом, Герхардом Миллером, Петером Палласом, Степаном Крашенинниковым, Иваном Крузенштерном, Фаддеем Беллинсгаузеном, Михаилом Лазаревым и многими другими. Вопросы истории формирования коллекции музея, изучение вклада отдельных собирателей коллекций всегда привлекали пристальное внимание научных и музейных сотрудников МАЭ. Эти исследования продолжаются и в наши дни, частично они восстанавливают незаслуженно забытые имена, в том числе преданные забвению по идеологическим соображениям в советское время.

К их числу относится и Николай Гумилев. Хорошо известен его интерес к Африке, циклы стихов на африканские темы, благодаря которым Гумилева часто называли «конквистадором» (первый сборник стихов Гумилева - «Путь конквистадоров», 1905), «царскосельским Киплингом», «русским Камоэнсом», а заодно и певцом колониализма и ницшеанцем. Поклонники поэзии Гумилева, конечно же, знают, что он несколько раз бывал в Африке, но до конца 80-х годов прошлого века даже вопрос о том, сколько раз он совершил эти путешествия и в каких годах, был спорен. Не говоря уже о скудных сведениях о самом длительном и интересном путешествии Николая Гумилева и его племянника Николая Сверчкова в 1913 году. Причиной столь длительного забвения был арест и расстрел поэта по решению Петроградской ЧК 26 августа 1921 года. По официальной версии «Гумилев не принял революции, оказался причастным к контрреволюционному заговору и в числе его участников был расстрелян».



2. Маршрут экспедиции Николая Гумилева в Абиссинию в 1913 году / Реконструкция маршрута по полевому дневнику Н. Гумилева выполнена Юрием Чистовым


«Я должен был отправиться в порт Джибути в Баб-эль-Мандебском проливе, оттуда по железной дороге к Харару, потом, составив караван, на юг в область, лежащую между Сомалийским полуостровом и озерами Рудольфа, Маргариты, Звай; захватить возможно больший район исследования; делать снимки, собирать этнографические коллекции, записывать песни и легенды. Кроме того, мне предоставлялось право собирать зоологические коллекции» (Здесь и далее цитаты из «Африканского дневника». Н. Гумилев, ПСС, том 6, стр. 70–97. Москва, «Воскресенье», 2005 год) .



3. Вид на Порт-Саид


«10-го апреля на пароходе Добровольного флота „Тамбов“ мы вышли в море. Какие-нибудь две недели тому назад бушующее и опасное Черное море было спокойно, как какое-нибудь озеро. Волны мягко раздавались под напором парохода, где рылся, пульсируя, как сердце работающего человека, невидимый винт. Не было видно пены, и только убегала бледно-зеленая малахитовая полоса потревоженной воды. Дельфины дружными стаями мчались за пароходом, то обгоняя его, то отставая, и по временам, как бы в безудержном припадке веселья, подскакивали, показывая лоснящиеся мокрые спины, Наступила ночь, первая на море, священная. Горели давно не виденные звезды, вода бурлила слышнее. Неужели есть люди, которые никогда не видели моря?»



4. Суэцкий канал


«Не всякий может полюбить Суэцкий канал, но тот, кто полюбит его, полюбит надолго. Эта узкая полоска неподвижной воды имеет совсем особенную грустную прелесть».



5. Пристань в Суэце


6. Улица в Джибути (туземцы везут воз с кочанами)


«Джибути лежит на африканском берегу Аденского залива к югу от Обока, на краю Таджуракской бухты. На большинстве географических карт обозначен только Обок, но он потерял теперь всякое значенье, в нем живет лишь один упрямый европеец, и моряки не без основанья говорят, что его „съела“ Джибути. За Джибути - будущее».



7.


«Я <…> люблю этот городок, его мирную и ясную жизнь. От двенадцати до четырех часов пополудни улицы кажутся вымершими; все двери закрыты, изредка, как сонная муха, проплетется какой-нибудь сомалиец. В эти часы принято спать так же, как у нас ночью. Но затем неведомо откуда появляются экипажи, даже автомобили, управляемые арабами в пестрых чалмах, белые шлемы европейцев, даже светлые костюмы спешащих с визитами дам. <…> Улицы полны мягким предвечерним сумраком, в котором четко вырисовываются дома, построенные в арабском стиле, с плоскими крышами и зубцами, с круглыми бойницами и дверьми в форме замочных скважин, с террасами, аркадами и прочими затеями - все в ослепительно белой извести».



8. Железнодорожный путь около станции ж.д. Логахардимом


«Вид из окна был унылый, но не лишенный величественности. Пустыня коричневая и грубая, выветрившиеся, все в трещинах и провалах горы и, так как был сезон дождей, мутные потоки и целые озера грязной воды. Из куста выбегает диг-диг, маленькая абиссинская газель, пара шакалов, они всегда ходят парами, смотрят с любопытством. Сомалийцы и данакили с громадной всклокоченной шевелюрой стоят, опираясь на копья. Европейцами исследована лишь небольшая часть страны, именно та, по которой проходит железная дорога, что справа и слева от нее - тайна».



9. Дорога от речки «Авдели» на Харару (около Харара)


10. Водопой по дороге


«Дорога в Харар пролегает первые километров двадцать по руслу реки <…>, ее края довольно отвесны, и не дай Бог путнику оказаться на ней во время дождя».



11. Дорога из Диредауа в Харар


«Дорога напоминала рай на хороших русских лубках: неестественно зеленая трава, слишком раскидистые ветви деревьев, большие разноцветные птицы и стада коз по откосам гор. Воздух мягкий, прозрачный и словно пронизанный крупинками золота. Сильный и сладкий запах цветов. И только странно дисгармонируют со всем окружающим черные люди, словно грешники, гуляющие в раю, по какой-нибудь еще не созданной легенде».



12. Абиссинская церковь и строящаяся колокольня в Хараре


«Уже с горы Харар представлял величественный вид со своими домами из красного песчаника, высокими европейскими домами и острыми минаретами мечетей. Он окружен стеной, и через ворота не пропускают после заката солнца. Внутри же это совсем Багдад времен Гаруна-аль-Рашида. Узкие улицы, которые то подымаются, то спускаются ступенями, тяжелые деревянные двери, площади, полные галдящим людом в белых одеждах, суд, тут же на площади, - все это полно прелести старых сказок».



13. Николай Гумилев записывает галасские песни со слов галласа певца (стоит переводчик)


«Быстро прошли эти три дня в Джибути. Вечером прогулки, днем валянье на берегу моря с тщетными попытками поймать хоть одного краба, они бегают удивительно быстро, боком, и при малейшей тревоге забиваются в норы, утром работа. По утрам ко мне в гостиницу приходили сомалийцы племени Исса, и я записывал их песни».



14. Фас старухи хараритянки


«Я собирал этнографические коллекции, без стеснения останавливал прохожих, чтобы посмотреть надетые на них вещи, без спроса входил в дома и пересматривал утварь, терял голову, стараясь добиться сведений о назначении какого-нибудь предмета у не понимавших, к чему все это, хараритов. Надо мной насмехались, когда я покупал старую одежду, одна торговка прокляла, когда я вздумал ее сфотографировать, и некоторые отказывались продать мне то, что я просил, думая, что это нужно мне для колдовства. Эта охота за вещами увлекательна чрезвычайно: перед глазами мало-помалу встает картина жизни целого народа и все растет нетерпенье увидеть ее больше и больше».



15. Турецкий консул с ашкером на веранде консульства


«Несмотря на то, что консул еще не вступил в исполнение своих обязанностей, он уже принимал многочисленных мусульман, видевших в нем наместника самого султана и желавших его приветствовать <…>. Консул, я, кажется, забыл написать, что это был генеральный консул, был достаточно величествен в своем богато расшитом золотом мундире, ярко-зеленой ленте через плечо и ярко-красной феске».



16. Дедъязмач Таффари


«Он был одет в шамму, как все абиссинцы, но по его точеному лицу, окаймленному черной вьющейся бородкой, по большим полным достоинства газельим глазам и по всей манере держаться в нем сразу можно было угадать принца. И неудивительно: он был сын раса Маконнена, двоюродного брата и друга императора Менелика, и вел свой род прямо от царя Соломона и царицы Савской» (Дедъязмач Таффари, Таффари Мэконнын - один из титулов высших эфиопских военачальников, буквально «командир передового полка». Это имя, которое носил до коронации в 1930 году последний император Эфиопии Хайле Селассие I. С 1911-го по 1916 год он был губернатором провинции Харар).



17. Аба-Муда, теперешний наместник св. Шейх-Гуссейна


18. Купол над могилой галлаского святого Шейх-Гуссейна


И таинственный город, тропический Рим,

Шейх-Гуссейн я увидел высокий,

Поклонился мечети и пальмам святым,

Был допущен пред очи пророка.

<…>
Н. Гумилев. Галла. Из сборника «Шатер». Ревель, 1921.

Материал подготовлен при участии сотрудников музея Татьяны Соловьевой и Ксении Суриковой.

Герперборейский гребень и «Голубиная книга» Николая Гумилева

На водном пути из Кеми на Соловки лежит архипелаг Кузова, включающий в себя 16 островов, наиболее крупными из которых являются Русский и Немецкий Кузова.

Архипелаг удивляет своей природой, но главное - он знаменит древними стоянками, лабиринтами, культовыми комплексами, а также обилием священных камней - сеидов. Здесь обнаружено около 800 разнообразных сложений из камня, по площади занимающих 2% всей территории архипелага. Так, например, уникальный культовый комплекс на вершине острова Олешин по своим конструктивным особенностям не имеет аналогов в Северной Европе. Культовые объекты были созданы древнесаамским населением, появившимся в Беломорье более 2,5 тысячи лет назад.

Однако главная загадка архипелага в другом. Но сначала немного истории.

По древнеарийским и доарийским представлениям, неизменной принадлежностью прародины ариев, Гипербореи (куда относят и нынешнюю территорию Карелии), являлась скала, считавшаяся центральной точкой мира. Она имела подножие из семи небес, где пребывали небожители и царил золотой век. В древнерусских апокрифических текстах вселенская гора называлась «столпом в Окияне до небес», или бел-горюч камнем, или Алатырь-камнем, что располагался на острове Буяне. В апокрифе XIV века «О всей твари» можно прочитать: «В Окияне стоит столп, зовется адамантин (адамант - алмаз. В конечном счете это - коррелят льда). Ему же глава до небеси».
Именно в этом «райском» времени и месте берет свое начало легенда о Каменной книге. В ней говорится и о горе Мера, которая находилась на древнем Северном полюсе и представляла собой плато с отвесными скалами высотой более километра, и об острове Буяне, где автор Каменной книги, Фэб, подАлатырь-камнем спрятал источник колоссальной магической силы. Островом Буян в Каменной книге назван Немецкий Кузов, находящийся в Белом море недалеко от нынешнего карельского города Кемь. На этом острове, если доверять текстам Каменной книги, находится подземный дворцовый комплекс и могилы детей Фэба (дочь Фэба звали Иа, или Ио).

В русской мифологии Фэб перекликается, прежде всего, с древнеславянским божеством Велесом. Российский историк Александр Николаевич Афанасьев считал его божеством туч, облаков, небесных стад. В «Слове о полку Игореве» Боян назван Велесовым внуком, что как бы указывает на сравнимость Велеса с греческим Аполлоном (Фебом), кроме того, именно этого бога славянского пантеона древние источники связывают с Голубиной книгой.
Духовное наследство, запечатленное в Каменной книге, сохранялось в форме стойких мифологических воззрений, игравших, по мнению русского историка И.Забелина, роль первобытного познания природы и даже первобытной науки. В этом горниле зарождался и оформлялся изначальный народный космизм.
«Каменная книга» содержала изначальное учение или знание о мире и стала первоисточником для мифов и легенд практически всех народов мира. О Каменной книге ходили легенды. Немногим довелось видеть ее. А те, кто видел, не хотели показывать к ней дорогу. Но постигнуть тайну этого легендарного памятника пытались многие.
Вначале своего творческого пути Н.К.Рерих создал картину «Голубиная книга», где в обобщенно-символической форме попытался воссоздать образ вселенской книги, упавшей с небес и включавшей в себя всю мудрость мира.

Каменную книгу видел поэт Николай Гумилев, путешествовавший по Русскому Северу в 1904году. Император Николай II, принявший у себя поэта с докладом об уникальном открытии, не только отнесся к находке чрезвычайно серьезно, но и выделил средства из казны на дальнейшие исследования. Основываясь на информации, взятой из Каменной книги, Николай Гумилев организует экспедицию на острова Кузовского архипелага в Белом море, где находит древние захоронения и золотой гребень, уникальный по чистоте металла. Этот гребень получил название «Гиперборейский» и был утрачен вместе с другими сокровищами, принадлежавшими знаменитой балерине Матильде Кшесинской. А подарил ей этот гребень сам император.

Вот как описывал сам Гумилев эту находку: «Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению, пирамида оказалась пустой, и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, разобрать небольшую пирамиду, которая находилась метрах в десяти от первой. Там, к моей неимоверной радости, оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов» .

Древние мифы нашли свое удивительное подтверждение в сенсационных находках экспедиции, предпринятой летом 5005 года на Кузовской архипелаг под руководством петербургского общественного деятеля Константина Севенарда, которые могут в корне изменить традиционный взгляд на историю мира. Исследователям удалось обнаружить следы Каменной книги. Упоминания об этом артефакте содержатся в русских сказках, народной поэзии, даже в монастырских записях и житиях святых. Сама Каменная книга - это иероглифы, вырезанные на скалах по берегам Белого моря Фэбом. Отрезок скал с иероглифами - до 80 метров шириной, но в 1962 году этот участок был затоплен.
Как сообщил Севенард, летом 2005 года он организовал экспедицию на Белое море и на острове Немецкий Кузов обнаружил насыпи искусственного происхождения. Согласно экспертному заключению, в этом месте сохранились два ряда искусственной каменной кладки, составленной из естественных гранитных глыб размером 0,5-1,5 метра.По имеющимся архивным данным, именно здесь в 1904 году Николай Гумилев в экспедиции, организованной Николаем II, обнаружил уникальный гребень из золота. Раскопки кургана, возможно, позволят доказать существование древнейшей цивилизации, которая владела многими тайнами человечества, в том числе тайной изготовления золота чистейшей пробы, недоступной современным технологиям . Доказать существование древнейшей цивилизации поможет и проведение подводных археологических работ на дне водохранилища Беломорской ГЭС, где, как утверждают некоторые источники, и находятся наскальные надписи, созданные более 18 тысяч лет назад, которые и получили название Голубиная, или Каменная, книга. Она была затоплена при строительстве ГЭС.

В июле 2006 года на архипелаг Кузова отправилась поисковая экспедиция из Петрозаводска для проверки всех имеющихся сведений. Экспедиция прошла успешно, но комплексные изыскания только начинаются. В историческом исследовании последней точки не бывает. И главные открытия, как всегда, впереди! Благодаря российским учёным-подвижникам Гиперборея буквально за какие-то пару десятков лет - по историческим меркам сущий пустяк - воскресла из исторического небытия. И теперь она уже с какой-то невероятно-фантастической скоростью превращается не только в социо-культурный, но и ГИПЕРтехнологический феномен III тысячелетия. Создаётся впечатление, что Дух Гипербореи стремится не опоздать к какому-то ему хорошо известному сроку и хочет что-то очень важное для людей ещё сделать

Загадка цивилизации Гиперборея

Подробности в программе «Территория заблуждений с Игорем Прокопенко».
Фото из открытых источников.

Современной цивилизации предшествовали десятки других


Жизнь на Земле целиком зависит от климата, но он слишком изменчив. На него влияет солнечная активность, скорость вращения Земли, химический состав атмосферы: Изменение климата приводит к катастрофам планетарного масштаба. А затем меняются и географические координаты территорий, на которых может существовать жизнь.

— Как объяснить, что перелетные птицы каждую весну прилетают в Заполярье? Ответ прост: птицы летят на родину своих древних предков. Генетическая память безошибочно выводит их туда, где много тысяч лет назад было тепло светло, уютно и влажно. На географическую карту, составленную в 1513 году турецким адмиралом и картографом Пири Рейсом, нанесен неизвестный тогда Антарктический материк. Он не покрыт снегом — значит, когда-то Антарктида была обитаема?

Уже известно, что нашей цивилизации предшествовали десятки других, среди них и Гиперборея. Один из самых авторитетных ученых древнего мира Плиний Старший писал о гиперборейцах как о реальном народе, жившем у Полярного круга. В Северном полушарии сохранились каменные сооружения, датировать которые ученые пока не берутся. Не знают они и назначения этих строений. Знаменитый кромлех Стоунхенджа в Англии, аллея менгиров во французской Бретани, каменные лабиринты Соловков и Кольского полуострова построены по одной технологии. Возможно, именно эти постройки остались от гиперборейской цивилизации.

В 1904 году экспедиция известного русского историка Николая Гумилева на одном из островов Кузовского архипелага обнаружила древнее захоронение. Именно там был найден предмет, который вошел в научные труды как «гиперборейский гребень». Этот женский гребешок тончайшей работы сделан из золота высокой пробы и украшен изображениями дельфинов. Его возраст дал основание полагать, что он относится к древнейшей цивилизации. Золотой гребешок исчез во время фашистской оккупации. Однако на островах Кузовского архипелага найдены и другие свидетельства существования Гипербореи.

Кузовской архипелаг — последний осколок Гипербореи. 16 островов расположены в 20 км от материка. Люди там сегодня не живут, вокруг лишь дикая природа и древние святилища. Второй по величине остров архипелага называют Немецкий кузов. Он окружен кольцом дольменов. Во время раскопок археологи обнаружили там не только примитивные орудия труда — наконечники стрел и каменные топорища, — но и сотни обугленных камней неизвестного назначения. Там же найден огромный кусок белого кварца. Такой породы нет ни на соседних островах, ни на материке в радиусе 100 км. Как камень оказался на вершине горы? Кто-то (а скорее всего, гиперборейцы) принес камень специально.

В 2003 году во время научно-исследовательской экспедиции, которую проводило Русское географическое общество, был найден каменный трон времен Гипербореи, к которому прямо от берега вели истертые ступени. И еще один исторический факт. В начале ХIХ века русский исследователь Матвей Геденштром обнаружил на острове Новая Сибирь странные насыпные сооружения. Если судить по описаниям, это были остатки обгоревшего остова оборонительного сооружения. Пепел на бревнах успел окаменеть. А само сооружение было сделано из гигантских корабельных бревен. Но на арктических островах лес не растет. Находка Геденштрома говорит о том, что на Крайнем Севере было гораздо теплее, если там росли деревья. Потом на Земле резко похолодало, а через несколько столетий вновь началось глобальное потепление. Такой же процесс угрожает нашей планете и сегодня.

Подробности вы узнаете 5 ноября в 20.30 в программе «Территория заблуждений с Игорем Прокопенко» на телеканале РЕН ТВ.

Карельский след в биографии Николая Гумилев а

Николай Степанович Гумилев - русский поэт Серебряного века, прозаик,

критик, переводчик. В СССР его произведения были под запретом, а редкие

книги, изданные до революции, переписывались от руки и распространялись в

Самиздате.

В наши дни его имя вновь стало на слуху, и забвение поэту больше не грозит,

при этом замалчивается его необычная судьба – ведь именно она сделала его

таким, каким он стал. К тому же биография Николая Гумилева полна

противоречий, приключений, взлетов и трагедий и достойна интереса сама по

себе.

Начать хотя бы с того, что будущий поэт родился в ночь на 15 апреля 1886 года в

Кронштадте, сотрясаемом штормом. Старая няня, глядя на разыгравшуюся

бурю, простодушно заявила, что у родившегося «будет бурная жизнь». Слова ее

оказались прямо-таки пророческими.

На официальной биографии поэта я останавливаться сейчас

не стану, разве что напомню основные вехи в двух словах. Да,

учился в Царскосельском лицее, был болезнен и хил,

оставался на второй год – но писал замечательные стихи,

издавался. Потом уже, после школы, поступил в Сорбонну,

много путешествовал: Франция, Греция, Италия. Турция,

Египет, Абиссиния... Да, был одно время женат на Анне

Ахматовой. Да, в 1914 году ушел на фронт Первой мировой

(два георигевских креста, между прочим!).

Именно военная карьера забросила его за границу, где он

работал шифровальщиком Русского правительственного комитета. Но

разложение армии чувствовалось и там, в корпусе, где он служил во Франции

поднялся мятеж, его, конечно, быстро подавили, но Гумилев не мог все это

принять, ушел в отставку и уехал обратно в Россию читать лекции о поэзии в

Институте живого слова - в 1918 году (когда все бежали из страны, он наоборот

- в нее возвратился). В 1921 году он был арестован по подозрению в заговоре

против новой власти и расстрелян.

Все вышесказанное вы найдете в любой биографической справке. Но в

официальной биографии Николая Гумилева есть помимо прочего и множество

белых пятен, причем все они связаны с его работами, посвященными

исследованиям Русского Севера и открытием в Карелии Каменной книги.

Невольно создается впечатление, что кто-то тщательно и последовательно

вычищал сведения о целых периодах его жизни.

Вот о них, о таинственных «белых пятнах» я и поведу сейчас «свои долгие

речи».

Скажем, учеба в Царскосельском лицее -

элитнейшем заведении того времени. Гумилев не

просто так попал туда, его спонсором и покровителем

был сам Николай 2, именно по его личной

же так поразил 18-летний парень из небогатой и

незнатной семьи русского царя? Все дело - в его

докладе о результатах поездки в Карелию в 1904 году.

Путешествуя по Русскому Северу Гумилев увидел однажды в устье реки Индель

плоские скалы, на которых были вырезаны иероглифы – сотни метров текста,

страницы каменной книги.



фотографии реки Индель

Он заинтересовался этим, поскольку был уверен,

что перед ним - легендарная «Каменная книга», о которой неоднократно

упоминалось в русский народных сказках и даже монастырских летописях под

именем «Голубиной книги». Голубиная - это означает «глубинная», к тому же

иероглифы чем-то напоминали следы птичьих лап (речь идет о русских рунах,

чем-то действительно напоминающих «голубиные» отпечатки)

Русские руны

Согласно перданиям, Каменная книга

первоисточником для мифов практических всех народов Евразии.

Тот, кто высек на скале текст книги (согласно подписи, его звали Фебом),

оставил для потомков подсказку: словарик символов, где напротив иероглифа

располагалась картинка того, что он означает (например изображение

расшифровывал страницы Каменной книги. Возраст высеченных иероглифов,

К сожалению, в настоящий момент в открытом доступе нет возможности найти

дневниковые записи и переводы текстов каменной книги, нет даже

гумилевских стихов, ей посвящённых. Увы, в годы советской власти была

уничтожена и сама скала с письменами. Однако остались свидетельства в

записях фольклорных экспедиций, в творчестве других поэтов Серебрянного

века и не только.

И слышу я знакомое сказанье,
Как Правда Кривду вызвала на бой,
Как одолела Кривда, и крестьяне
С тех пор живут, обижены судьбой.
Лишь далеко на окиане–море,
На белом камне, посредине вод,
Сияет книга в золотом уборе,
Лучами упираясь в небосвод.

Та книга выпала из некой грозной тучи,
Все буквы в ней цветами проросли,
И в ней записано рукой судеб могучих
Вся Правда Сокровенная Земли!

Николай Заболоцкий

Лишь в общих чертах да из малочисленных уцелевших архивных документов

известно, что в наскальной Голубиной книге обнаружились в том числе

откровения об устройстве мира, физическом и духовном взаимодействии всего

живого на планете, которую более 100 тысяч лет назад населяли представители

совсем другой цивилизации, погибшей из-за изнурительной гражданской

войны. Конфликт разгорелся между виками, познавшими тайну философского

камня и обладавшими правом на вечную жизнь, и ариями, лишенными этой

привилегии. После окончания войны и гибели королевы Моб предводитель

повстанцев Феб увел оставшихся в живых ариев на юг.




Карта Меркатора с изображением Гипербореи, 16 век а так Гиперборею увидел художник

Николай 2 заинтересовался докладом и назначил Гумилеву личную

аудиенцию. После долгой беседы с юношей, он отдал приказ о дальнейшем

обучении молодого человека в Царскосельском лицее и финансировании его

научных изысканий из царской казны. Он подключает к процессу

дешифровки иероглифов других специалистов, в частности, переводчиков с

арабского и санскрита. С их помощью Гумилёву удаётся полностью

восстановить смысл написанного в Голубиной книге. Разумеется, точность

перевода не идеальна, но, благодаря ему, в последующих экспедициях Гумилёв

находит Кузовский архипелаг (легендарный остров Буян) и на острове Русский

Кузов открывает гробницу королевы Империи виков. Тогда ни Гумилёв, ни сам

император ещё не предполагали, чем для страны, да и для них лично,

обернётся попытка сделать древнейшие знания общедоступными.


Кузовской архипелаг

Но вернемся к содержанию Голубиной книги. И з переведенных текстов

следовал о , что (цитата из доклада Гумилева, сохранившегося в спецхране ) «Фэб

похоронил на острове, который по описанию совпадает с островом Немецкий

кузов, под двумя огромными курганами своих сына и дочь, а напротив, на

острове, похожем на Русский кузов, свою жену – королеву империи Виков –

Моб». Следуя указаниям, гумилев на царские деньги организовал вторую - уже

научную, археологическу экспедицию в Карелию, на Кузовской архипелаг, где

ими была найдена древняя гробница. Одной из ценнейших находок был

уникальный гребень из золота 1000-й пробы (такой чистоты золота не удается

достичь до сих пор).


Вид на остов Русский Кузов

Вот как описывает находку сам Гумилев: «Для раскопок мы выбрали каменную

пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению,

пирамида оказалась пустой, и мы уже собирались закончить работу на острове,

когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, разобрать

небольшую пирамиду, которая находилась метрах в десяти от первой. Там, к

моей неимоверной радости, оказались плотно подогнанные друг к другу камни.

Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение. Викинги не

хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, я сделал

вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле

был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного. Около черепа

женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого

девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов».


Та самая гробница на острове Русский Кузов

Этот уникальный золотой гребень, получивший название «гиперборейский»

великий князь Сергей Михайлович преподнес по просьбе императора Николая

Второго балерине Матильде Кшесинской. «Есть все основания полагать, следуя

семейным преданиям, что гребень до сих пор лежит в тайнике особняка

Кшесинской в Петербурге», – говорит петербургский общественный деятель и

исследователь Константин Севенард, который считает себя потомком

Кшесинской. Косвенным доказательством является тот факт, что после

Октябрьской революции 1917 года большевики в поисках уникального гребня

одним из первых захватили именно этот особняк, а американские масоны

предлагали самой Кшесинской продать гребень за 4,5 миллиона золотых

рублей. Севенард, изучив все дневники и письма балерины, утверждает, что

Кшесинская считала «Гиперборейский гребень» своеобразным катализатором

революции.


особняк Кшесинской в Петербурге Матильда Кшесинская в своем особняке




Выступление В. Ленина с балкона особняка Кшесинской Ныне в особняке музей, это кабинет ЦК

Символична и дальнейшая судьба Н. Гумилева. Как известно, он бывал в

Африке, есть документы, утверждающие, что после революции он возглавил

крупнейшую в истории России экспедицию на поиски легендарной страны

МУ, о которой тоже читал в «Голубиной книге». Коллекция, которую он и его

племянник Н. Л. Сверчков привезли из Африки, по мнению специлистов,

стоит на втором месте после коллекции Миклухо-Маклая.

Расстрел Гумилева в 1921 году Константин Севенард тоже связывает с тайными

знаниями, которыми наделила поэта Каменная книга и к которым, по его

словам, были очень неравнодушны масоны. Но Николай Гумилев отказался с

ними сотрудничать, за что и поплатился.

Загадочные лабиринты ("вавилоны") Кузовского архипелага.

Элина Энверова

В работе воссоздаются маршруты путешествий Николая Гумилева, нашедшие отражение в его стихах

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Карта странствий Николая Гумилева»

Энверова Элина Нуриевна,

город Нефтеюганск, МБОУ «СОКШ №4», 10 «к» класс

В дорогой кольчуге Христофор,
Старый приор в праздничном убранстве,
А за ними поднимает взор
Та, чей дух - крылатый метеор,
Та, чей мир в святом непостоянстве,
Чье названье - Муза Дальних Странствий.

Н.С.Гумилев

Не только Колумба призвала в путь Муза дальних странствий, но и самого Гумилева.

Кто такой Николай Гумилев? Выдающийся русский поэт? Вечный странник? Всадник на огненном коне, скиталец, бредущий по шпалам? Можно рассматривать личность поэта с разных точек зрения: мнения авторитетных исследователей жизни и творчества, воспоминания современников, но мне кажется, что личность поэта лучше всего раскрывается в его стихах. Я поставила своей целью составить карту путешествий Николая Степановича Гумилева и выяснить, как путешествия влияли на его творчество.

В своем исследовании я хотела решить следующие задачи:

1. Изучить литературоведческую литературу, посвященную жизни и творчеству Н.С. Гумилева, на основании анализа литературных источников выделить информацию о совершенных поэтом путешествиях.

2. Отметить основные путешествия поэта на географической карте, подкрепив их выдержками из поэтических произведений Н.С. Гумилева, создав таким образом интерактивную лиро-географическую карту странствий Гумилева.

Для проведения исследования мной были выбраны такие методы:

1. Теоретический анализ литературоведческой литературы о жизни и творчестве Н.С. Гумилева.

2. Анализ поэтических произведений поэта как автобиографических свидетельств.

3. Метод сопоставительного анализа при соотнесении биографических сведений о путешествиях поэта и его стихотворений.

Гумилев родился в Кронштадте в 1886 году в семье морского врача. Детство свое он провел в Царском Селе. Учился в гимназии в Тифлисе (современном Тбилиси) и Петербурге. Первые литературные опыты связаны с годами учения в гимназии, но настоящий поэт Гумилев появился лишь в то время, когда появился Гумилев-путешественник. Вдохновение поэта пробуждалось, когда видело новые страны, новые лица. Первые стихи Гумилева – мечты о странствиях, зрелые стихи – впечатления о странствиях, в которых удалось побывать.

Из Парижа, где Николай Гумилев учился в университете, втайне от родных он совершает свои первые путешествия в Африку, континент, который всегда манил поэта.

Из воспоминаний А.А. Гумилевой, жены старшего брата поэта: «Об этой своей мечте поехать в Африку поэт написал отцу, но отец категорически заявил, что ни денег, ни его благословения на такое «экстравагантное путешествие» он не получит до окончания университета. Тем не менее Коля, невзирая ни на что, в 1907 году пустился в путь, сэкономив необходимые средства из ежемесячной родительской получки. Впоследствии поэт с восторгом рассказывал обо всем виденном: как он ночевал в трюме парохода вместе с пилигримами, как разделял с ними их скудную трапезу, как был арестован… за попытку пробраться на пароход и проехать «зайцем». От родителей это путешествие скрывалось, и они узнали о нем лишь постфактум. Юноша заранее написал письма родителям, и его друзья аккуратно каждые десять дней отправляли их из Парижа».

О следующем посещении Гумилевым Африки можно говорить с полной уверенностью. Оно состоялось осенью 1908 года. 19 октября он отправляет из Каира открытку с изображением пирамид В.Я. Брюсову: «Дорогой Валерий Яковлевич, я не мог не вспомнить Вас, находясь «близ медлительного Нила, там, где озеро Мюрида в царстве пламенного Ра». Но увы! Мне не удается поехать в глубь страны, как я мечтал. Посмотрю Сфинкса, полежу на камнях Мемфиса, а потом поеду не знаю куда…»

Об этих первых путешествиях свидетельствуют стихи из сборника «Романтические цветы»(1908), например: «Гиена», «Носорог», «Жираф», «Озеро Чад».

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Долгие годы думами Гумилева владела Абиссиния, современная Эфиопия. В эту страну Гумилев ездил несколько раз, постоянно питая там свое вдохновение.

Между берегом буйного Красного Моря

И Суданским таинственным лесом видна,

Разметавшись среди четырех плоскогорий,

С отдыхающей львицею схожа, страна.

В декабре 1909 Н. Гумилев отплывает в Африку и зовет с собой поэта В. Иванова. Но тот не смог поехать. Вот что он пишет в письме В. Брюсову: «Чуть-чуть было не уехал с Гумилевым в Африку…но был болен, оцеплен делами и – беден». Деньгами был беден и Гумилев, однако это его никогда не останавливало. В письме находим: «Я сижу в Каире, чтобы кончить статью для «Аполлона», - как она меня мучит, если бы вы знали – денег у меня мало…Придется ехать в четвертом классе». Он был готов наняться работать на строительство железной дороги из Джибути в Аддис-Абебу, но до Эфиопии добраться во что бы то ни стало. Путешествие сопровождалось яркими впечатлениями, которыми Гумилев делился с друзьями в письмах.

Из письма Михаилу Кузьмину:

« Я прекрасно доехал до Джибути и завтра еду дальше… Здесь уже настоящая Африка. Жара, голые негры, ручные обезьяны. Я совсем утешен и чувствую себя прекрасно. Приветствую отсюда Академию Стиха».

Вот еще одно письмо поэту Михаилу Кузьмину:

«Дорогой Миша, пишу уже из Харрара. Вчера сделал 12 часов на муле, сегодня мне предстоит ехать еще 8 часов, чтобы найти леопардов… Сегодня мне предстоит спать на воздухе, если вообще придется спать, потому что леопарды показываются обыкновенно ночью…Я в ужасном виде: платье мое изорвано колючками мимоз, кожа обгорела и медно-красного цвета, левый глаз воспален от солнца, нога болит, потому что упавший на горном перевале мул придавил ее своим телом. Но я махнул рукой на все. Мне кажется, что мне снятся одновременно два сна: один неприятный и тяжелый для тела, другой восхитительный для глаз. Я стараюсь думать только о последнем и забываю о первом…я доволен своей поездкой. Она меня пьянит, как вино».

В этот раз дальше Харара Гумилеву добраться не удалось. Он полностью зависел от отношения к себе местного правителя (в то время им был деджазмач Балча, ставленник принцессы Таиту, известной недоброжелательницы России). Рассчитывать на содействие русскому подданному не приходилось, в лучшем случае его снисходительно терпели, но облегчать существование никто не собирался.

1910 год для Гумилева был полон серьезных событий. Умер отец. 25 апреля он женился на Анне Ахматовой. Вышла новая книга стихов «Жемчуга». С женой Гумилев совершает свадебное путешествие в Париж. Но тоска по Африке взяла свое. Через полгода после женитьбы он уезжает. Первоначальные планы поехать куда-нибудь на Восток, в Китай вместе с женой так и остались планами. Поэтому Гумилев решает ехать один в навсегда полюбившуюся Африку. О Гумилеве Анна Ахматова оставила такие строки:

Он любил три вещи на свете:

За вечерней пенье, белых павлинов

И стертые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,

Не любил чая с малиной

И женской истерики.

А я была его женой.

Свои планы относительно будущего путешествия Гумилев озвучил в письме В.Брюсову: «Дней через десять я опять собираюсь ехать за границу, именно в Африку. Думаю, через Абиссинию проехать на озеро Родольфо, оттуда на озеро Виктория и через Момбаз в Европу. Всего пробуду там месяцев пять.»

Об этой поездке Н.С.Гумилева мнения исследователей его жизни и творчества расходятся. Пять месяцев его путешествия не нашли документальных отражений: почти нет ни писем этого периода, ни дневниковых записей, хотя из всех путешествий до этого он исправно отправлял письма А.Ахматовой, друзьям. Маршрут знакомый: Одесса, Константинополь, Порт-Саид, затем Джибути. Чудом сохранившиеся копии писем жены русского посланника в Абиссинии дают информацию о том, что Гумилев два месяца жил в Адис-Абебе и Джибути. Ходили легенды, что Гумилев женился на эфиопке и три месяца прожил счастливо в ее племени.

Путь Гумилева прослеживают по штемпелям открыток, написанных им во время плаванья в Африку. Морской путь был очень насыщенным и нашел свое отражение в творчестве поэта. Остановки в Палестине, Яффе, Бейруте. В сопроводительном письме к рукописи, которую Гумилев отправляет в Петербург, опять указывается Момбаза как конечный пункт путешествия, во всяком случае, именно туда поэт просит перевести гонорар за поэму, чтобы иметь средства для возвращения на родину.

Речь, безусловно, идет о порте и городе Момбаса, расположенном на коралловом острове в Индийском океане и соединенном с материком дамбами и мостом (сейчас принадлежит государству Кения). В начале XX века там находилось управление Имперской Британской Восточноафриканской компанией. Это был главный порт Восточноафриканского протектората, а затем колонии Кения. Еще в 1897 - 1901 гг., в период интенсивного освоения плодородных внутренних земель, англичанами была построена железная дорога, связавшая Момбасу со столицей современной Кении Найроби и озером Виктория. Отметим также, что находится Момбаса за экватором, в Южном полушарии. Это уже настоящая Черная экваториальная Африка, и вполне понятно стремление Гумилева попасть туда. Повторюсь, никаких точных данных о том, что Гумилев из Адис-Абебы отправился с караваном в Момбасу, нет. Хотя если использовать как путеводитель стихи Гумилева, посвященные этому периоду его жизни, то исследователи наталкиваются на интересные свидетельства того, что поэт осуществил свои планы. На представленном слайде можно увидеть реконструкцию путешествия Николая Гумилева. Первая часть карты – достоверно известный маршрут. Вторая часть – предполагаемый, вероятный, восстановленный по разрозненным документальным свидетельствам. Прежде всего, по приведенному выше письму с проектом путешествия.

Каждая страна, в которой даже проездом побывал Гумилев, оставила свой след в его творчестве. Читая его стихи, понимаешь, что путешествия, новые страны так манили его, что рассказывает поэт об этом своему читателю взахлеб.

Замеченное многими свойство поэзии Гумилева, особенно наглядно проявившееся в сборнике «Шатер», написанном под влиянием этого путешествия: либо описывать пейзаж и события глазами автора (от первого лица) - и тогда обязательно находятся реальные прототипы поэтических образов, либо давать описание как сон или мечту. Весь «Экваториальный лес» написан от первого лица, как и большая часть стихов в «Шатре». Описывать лес на экваторе поэт мог, лишь увидев его своими глазами. В стихах «Шатра» присутствуют подлинные реалии его африканских путешествий, о которых современники сплошь и рядом слушать не хотели, считая все это произвольным фантазированием. Даже Ахматова в своих «Записных книжках» написала: «Шатер» - заказная книга географии в стихах и никакого отношения к его путешествиям не имеет…» Может быть потому, что жена не понимала и не разделяла увлечения Гумилевым Африкой, по приезде в Петербург он публикует стихотворение «У камина».

По свидетельству современников, когда Гумилев начинал рассказывать друзьям об Африке, Ахматова демонстративно выходила из комнаты.

Данная поездка в Абиссинию носила не только познавательный характер. Но она оказалась весьма полезной в духовном смысле, поскольку широко открыла горизонты автора, наполнила его душу новыми, яркими образами и укрепила его уверенность в себе. В эту поездку он собрал местный фольклор, преобразив его в серию оригинальных абиссинских песен, вошедших в сборник «Чужое небо». Многие абиссинские легенды и предания были использованы им в стихах. Например, стихотворение «Леопард» написано по мотивам старинного абиссинского поверья.

Во время своего путешествия поэт познакомился со многими интересными людьми Абиссинии. Так он был благосклонно принят при дворе императора Менелика в Адис-Абебе. Эта встреча также была описана им в стихах.

Хотя Гумилев отправился в тот раз в Абиссинию без каких бы то ни было специальных заданий, не так, как в 1913 году - в экспедицию, однако из поездки он привез не только шкуры убитых на охоте зверей, о чем чаще всего почему-то вспоминают. Из африканской поездки Гумилев вернулся 25 марта, а уже 23 апреля вышел №18 «Синего журнала», где целый разворот озаглавлен «Искусство в Абиссинии». Во вводной статье сказано:

«Только что вернувшийся из путешествия по Абиссинии молодой поэт Н. Гумилев привез редкую коллекцию картин абиссинских художников и предоставил последнюю нам, для воспроизведения на страницах «Синего Журнала».

А вот что писал сам Гумилев:

Но проходили месяцы, обратно

Я плыл и увозил клыки слонов,

Картины абиссинских мастеров,

Меха пантер – мне нравились их пятна –

И то, что прежде было непонятно,

Презренье к миру и усталость снов.

Сам Гумилев 5 апреля 1911 года сделал доклад о своем путешествии в редакции журнала «Аполлон». Путешественника не захотели услышать. Так, например, Г. И. Чулков писал 6 апреля 1911 г. жене о том, что Гумилев читал доклад «о дикарях, зверях и птицах»; К. И. Чуковский увидел в поэте в тот день «голую изысканность, - без ума, чувства действительности, без наблюдательности»; М. А. Кузмин отметил в дневнике, что «доклад был туповат, но интересный». Пожалуй, наиболее полно и относительно объективно об этом докладе вспоминал друг Гумилева А. Кондратьев: «…Помню состоявшийся в редакции «Аполлона» доклад Гумилева об одном из его путешествий в Абиссинию и о художниках этой страны. Самая большая из комнат редакции была заставлена привезенною им с собою большой коллекцией картин темнокожих маэстро (по преимуществу на библейские темы). Николай Степанович рассказывал тогда и об охотах своих на африканских зверей, о неудачном подкарауливании льва, о встрече с буйволом, высоко подбросившим поэта в колючие кусты, о столкновениях с разбойничьим племенем адалей и тому подобных интересных вещах. Рассказывал Гумилев о своих охотничьих подвигах очень скромно, без всяких прикрас, видимо, более всего боясь походить на Тартарена. Тем не менее, друзья-поэты изобразили его похождения в нескольких юмористических стихотворениях…» Гумилев предпочел о многом умолчать, чтобы, как писал тот же А.Кондратьев Брюсову, «не напомнить героя нескольких наиболее удачных романов Додэ…».

В Петербурге Гумилев не нашел единомышленников и слушателей - как и спустя два года, о чем откровенно написал 2 января 1915 года Михаилу Лозинскому, - написал то, что можно поверить лишь самому верному другу: «Дорогой Михаил Леонидович, по приезде в полк я получил твое письмо; Вот и ты видишь и ценишь во мне лишь добровольца, ждешь от меня мудрых, солдатских слов. Я буду говорить откровенно: в жизни пока у меня три заслуги - мои стихи, мои путешествия и эта война. Из них последнюю, которую я ценю меньше всего, с досадной настойчивостью муссирует все, что есть лучшего в Петербурге. Я не говорю о стихах, они не очень хорошие, и меня хвалят за них больше, чем я заслуживаю, мне досадно за Африку . Когда полтора года тому назад я вернулся из страны Галла, никто не имел терпенья выслушать мои впечатления и приключения до конца . А ведь, правда, все то, что я выдумал один и для себя одного, ржанье зебр ночью, переправа через крокодильи реки, ссоры и примиренья с медведеобразными вождями посреди пустыни, величавый святой, никогда не видевший белых в своем африканском Ватикане, - все это гораздо значительнее тех работ по ассенизации Европы, которыми сейчас заняты миллионы рядовых обывателей, и я в том числе. Искренне твой Н. Гумилев». Речь в этом письме шла уже об экспедиции в Африку 1913 года. Все повторилось.

В 1912г. Гумилев задумал экспедицию: «пройти с юга на север Данакильскую пустыню, лежащую между Абиссинией и Красным морем, исследовать нижнее течение реки Гаваш, узнать рассеянные там неизвестные племена…» - и предложил этот маршрут Академии наук. Однако маршрут был отвергнут в связи со значительной стоимостью и сложностью.

Позднее Гумилевым был разработан другой маршрут: Джибути, Харар, далее на юг, в область озера Звай, через реку Уаби, в Шейх-Гуссейн, затем на север, к населенному пункту Лагохардим и в конечный пункт Аддис-Абебу.

На всю поездку Музей антропологии и этнографии выделил только тысячу рублей и обеспечил бесплатный проезд до Джибути и обратно.

Невзирая на чумные и холерные карантины на побережье Красного моря, безденежье и другие трудности, Н.С. Гумилев и его спутник Н. Сверчков на пароходе «Тамбов» прибыли в Джибути

По железной дороге путешественники хотели добраться до Дире-Дауа. Но на поезде им удалось доехать только до станции Айша. Железнодорожное полотно было сильно повреждено во время сезона дождей, что делало дальнейшее следование поезда невозможным. Опасный участок дороги был преодолен на платформе для перевозки камней.

Оставив снаряжение в Дире-Дауа, путешественники направились в Харар.

«Уже с горы,- записал Гумилев, - Харар представлял величественный вид со своими домами из красного песчаника, высокими европейскими домами и острыми минаретами мечетей. Он окружен стеной, и через ворота не пропускают после заката солнца. Внутри же это совсем Багдад времен Гарун-аль-Рашида. Узкие улицы, которые то подымаются, то опускаются, то спускаются ступенями, тяжелые деревянные двери, площади, полные галдящими людьми в белых одеждах, суд тут же на площади – все это полно прелести старых сказок».

Приют был найден «в греческом отеле, единственном в городе, где за скверный стол и за скверную комнату… брали цену достойную парижского Grand Hotel "a».

Ожидая пропуск для дальнейшего путешествия по стране, Гумилев решил сначала отправиться в Джиджигу, чтобы познакомиться с сомалийским племенем габаризаль.

Сначала Гумилев хотел писать свои путевые заметки сразу в литературной форме, годной для публикации. Это подтверждается его словами в письмах к Ахматовой, посланном еще с дороги: «Мой дневник идет успешно, и я пишу его так, чтобы можно было печатать». До поры до времени это было возможно. Однако начались трудности, связанные с подготовкой к маршруту, и записи приняли совсем иной характер – типичного полевого дневника, который ведется от случая к случаю.

Пропуск пришел. И путешественники отправились в путь.

Тяжелой была переправа через реку Уаби. Течение было быстрым, в воде кишели крокодилы.

Чрез несколько дней путешественники добрались до селения Шейх-Гуссейн, названного в честь местного святого. Там была пещера, из которой, по преданию, не мог выбраться грешник:

Надо было раздеться и пролезть между камней в очень узкий проход. Если кто застревал - он умирал в страшных мучениях: никто не смел протянуть ему руку, никто не смел подать ему кусок хлеба или чашку воды…

Гумилёв пролез туда и благополучно вернулся.

Гумилев внес большой вклад в отечественную науку. Трофеи, привезенные им из Африки, пополнили коллекцию Музея антропологии и этнографии. Стихи, созданные Гумилевым после путешествий, резко выделили поэта из ряда других русских мастеров слова.

О музее, в котором была выставлена коллекция привезенных им из Африки предметов, Гумилев писал:

Есть музей этнографии в городе этом

Над широкой, как Нил, многоводной Невой,

В час, когда я устану быть только поэтом,

Ничего не найду я желанней его.

Я хожу туда трогать дикарские вещи,

Что когда-то я сам издалека привез,

Чуять запах их странный, родной и зловещий,

Запах ладана, шерсти звериной и роз.

И я вижу, как знойное солнце пылает,

Леопард, изогнувшись, ползет на врага,

И как в хижине дымной меня поджидает

Для веселой охоты мой старый слуга.

А потом была первая Мировая, эмиграция через Норвегию и Англию во Францию. Возвращение на родину, работа переводчиком в издательстве и стихи, полные воспоминаний.

В 1920 году было написано «Сентиментальное путешествие». В стихотворении описывается обычный маршрут поэта в Африку. Путешествие-сон, который прерывается внезапным пробуждением в холодном Петербурге.

А затем в 1921 году расстрел.

Для чего же совершал свои путешествия Гумилев? Мне кажется, что жажда неизведанного, непознанного и стремление рассказать об увиденном, передать эмоциональные впечатления от встречи с новым миром двигали Гумилевым и когда он совершал свои путешествия, и когда он рассказывал о них в своих стихах.

Проанализировав различные литературоведческие источники, воспоминания современников, прочитав и перечитав стихи Гумилева, я пришла к выводу, что не будь Гумилева-путешественника, не было бы и Гумилева-поэта.

Наверное, самым справедливым памятником для поэта был бы географический объект, названный его именем и находящийся в Африке, столь любимой Гумилёвым. Как он сам писал в приведенном выше стихотворении. Но именем Гумилева не назвали реку на черном континенте.

Зато биограф поэта Павел Лукницкий, который также был путешественником, в горах Памира в 1932 году открыл несколько пиков, одному из которых дал название – Шатер, по названию сборника стихотворений Николая Гумилева. Необычный памятник поэту появился задолго до того, как разрешили издавать его стихи.