Маршруты пешие до ай петри. Подъем на плато ай-петри на машине ради чего туристы карабкаются наверх

Южная оконечность Ай-Петринского плато, гора Ай-Петри - символ южного берега Крыма. Этот горный массив, чья самая высокая точка достигает 1234 метров над уровнем моря, тянется над Алупкой и Кореизом как эффектный фон для пляжного отдыха в Большой Ялте.

На канатной дороге

Канатная дорога на Ай-Петри - тоже знаменитость, ведь ее участок между средней и верхней станциями считается самым длинным безопорным пролетом в мире. По канатной дороге можно подняться на смотровую площадку, а от нее - прогуляться еще выше, к зубцам Ай-Петри, или спуститься к пещерам, например, к Трехглазке .

Нижняя станция канатной дороги находится в поселке Мисхор ​ , доехать сюда можно на автобусе №102 с автовокзала Ялты (до остановки «Нижняя станция канатной дороги») или на машине по трассе Ялта - Севастополь , свернув на Кореизское шоссе и далее до Мисхора (в поселке есть указатели на канатную дорогу, а рядом со станцией - платная парковка). Подъем занимает 15 минут и стоит 300 рублей для взрослых и 200 для детей (цена в одну сторону). За прогулку к зубцам придется заплатить еще 100 рублей (детям проход бесплатный).

На автомобиле

В теплый сезон на вершину можно подняться по серпантинной дороге на своем автомобиле, маршрутном такси или договорившись с частниками. Подъем по дороге подойдет тем, кто боится высоты, а канатка - тем, кого укачивает на серпантине. По дорога достаточно сложная для неопытных водителей, а зимой она может быть официально закрыта - тогда ее не чистят дорожные службы, а в ДТП на ней считаются виновными оба участника движения.

Зимой появляется дополнительный повод побывать на Ай-Петри, ведь на склонах этого горного массива оборудованы шесть горнолыжных трасс с перепадом высот от 20 до 170 метров.

Пешком

Если погода не очень жаркая, а вы любите активный туризм, на Ай-Петри можно подняться пешком. Самое подходящее время для такого похода - весна или осень, потому что в весенний сезон или после дождей особенно полноводен и красив водопад Учан-Су ​ , который можно посетить по дороге. Впрочем, для опытных туристов маршрут доступен и зимой, а замерзший водопад - не менее впечатляющее зрелище. На плато Ай-Петри ведет Таракташская тропа длиной 3,5 километра. Перепад высот на этом маршруте составляет 600 метров, подъем займет от 2 до 4 часов.

Слово «Таракташ» переводится с тюркского как «Каменный гребень», и название это отлично подходит к скале, мимо которой идет тропа. Тропинку проложил в конце XIX века доктор В.Н.Дмитриев - как оздоровительный маршрут для курортников. Действительно, подъем на гору заставляет людей приложить некоторые усилия, из-за чего они дышат полной грудью, вдыхая целебный воздух, насыщенный хвойными ароматами и морскими солями. Дорога доступна для большинства туристов, и даже для детей, но все-таки нужно учитывать, что местами предстоит подъем по достаточно крутому склону, а в пути не забывать устраивать привалы. И, конечно, как бы ни было солнечно в Ялте, не забывайте, что на тропе и на Ай-Петри погода может оказаться совсем иной, и берите с собой теплую одежду.

К началу маршрута - водопаду Учан-Су - можно добраться из Ялты на автобусе №30 от автовокзала Ялты (вам нужна остановка «Водопад»). Отсюда грунтовая дорожка ведет к смотровой площадке перед водопадом (проход на площадку платный - 50 рублей). Далее параллельно идут Таракташская тропа на Ай-Петри и Штангеевская тропа к вершине скалы Ставри-Кая . У каждой тропинки своя маркировка на стволах деревьев: у Штангеевской - зеленые метки, у Таракташской - красные. В начале маршрута вам надо ориентироваться на красно-зеленые полоски. Тропа идет по горному склону, покрытому лесом, и приводит к смотровой площадке. Здесь можно передохнуть на скамейке, полюбовавшись панорамой Ялты.

Второй участок пути потруднее: от лавочки Штангеевская тропа сворачивает к Ставри-Кая, а Таракташская идет наверх, петляя среди камней. Наконец она приводит к роднику с табличкой «1904». В этом месте важно не сбиться с пути: встать лицом к роднику и пройти влево и вверх, где тропа резко изгибается и начинается набор высоты.

Далее нужно внимательно следить за красными метками на камнях. Тропа приведет вас на площадку на краю котловины, окруженную каменной стеной. В этой стене находятся «Таракташское окно» и «Таракташская форточка» - щели, через которые открывается завораживающий вид.

Затем тропа приводит на поляну, где подъем заканчивается и начинается Ай-Петринская яйла - плоский участок высокогорья. Отсюда еще 4,5 километра до станции канатной дороги. От перекрестка с глыбой камней нужно повернуть влево и двигаться по более широкой дороге. Возле турприюта Ай-Петри на яйлу выходит шоссе Ялта - Бахчисарай , а от него ответвляется асфальтированная дорога к зубцам Ай-Петри. По ней и нужно двигаться, чтобы оказаться возле зубцов и на смотровой площадке, куда привозит туристов канатная дорога.

Отдыхая в поселке Гаспра, вблизи Ялты и спускаясь каждый день к морю, мы любовались зубчатой вершиной Ай-Петри. В один из дней нашего отпуска мы самостоятельно посетили одну из самых живописных гор южного побережья Крыма. В древности наверху Ай-Петри была построена церковь в честь Святого Петра, именем которой и была названа вершина.

С названием горы Ай-Петри связано много легенд. Говорят, когда-то давно у подножия Ай-Петри жили юноша и девушка, которые полюбили друг друга. Но их семьи были против этого чувства и запретили им встречаться. Тогда влюбленные решили спрыгнуть с горы и навсегда остаться вместе. Они забрались на вершину, но ущелье там было таким узким, что вдвоем прыгнуть было невозможно. Тогда юноша решил шагнуть в пропасть первым. Он попрощался с возлюбленной и прыгнул со скалы в бушующее море. Девушка, увидев ужасное зрелище, воскликнула «Ай, Петр», ведь именно так звали ее возлюбленного. С тех пор гора и получила такое название. А девушка, проплакав ночь, передумала прыгать вниз и вернулась к родным. Говорят, что именно после этой истории мужчины стали пропускать женщин вперед.

Вид на ЮБК с ай-Петри

Живописность склонов Ай-Петри была оценена и представителями царского семейства, и родом Юсуповых. У последних были имения с обеих сторон Ай-Петри. Одно в Кореизе, а другое в нынешнем поселке Соколиное.

Многие мои знакомые, побывавшие ранее в Крыму, с восторгом отзывались о поездке на Ай-Петри. Конечно, проживая поблизости, мы не смогли отказаться от увлекательного путешествия и не забраться к вершине этих величественных гор.

В 1987 г. была построена подвесная канатная дорога «Мисхор-Ай-Петри», которая позволяет наиболее быстро подняться наверх. Длина ее около трех километров, а преодолевается это расстояние за 20 минут. Канатная дорога разделена на два участка: нижнюю и верхнюю. Верхняя часть на данный момент является самой длинной безопорной канатной дорогой в Европе.

Канатная дорога Мисхор-Ай-Петри

До станции подвесной дороги из поселка Гаспра мы доехали за 15 минут на маршрутке. Как только мы вышли из автобуса, нас сразу же окружила кучка мужчин, которые предлагали нам подняться к вершине Ай-Петри на машине. Мы выслушали их предложения и вязли небольшой тайм-аут подумать.

Стоимость проезда по канатной дороге - 220 рублей в одну сторону, столько же стоит подъем на микроавтобусе. А так как ехать туда и обратно одной и той же дорогой не особо интересно, мы выбрали следующий вариант: на гору мы решили подняться в составе небольшой группы на микроавтобусе с кондиционером по трассе Ялта-Бахчисарай, а обратно - спуститься на канатке.

Еще одним аргументом "за" явилось, что водитель обещал сделать небольшие остановки возле водопада Учан-Су, возле серебряной беседки и на смотровой площадке практически возле вершины Ай-Петри.

Немного подождав, пока наберется группа, мы отправились в путь по склону горы Пендикюль. Водитель, он же гид, интересно рассказывал нам о местности, которую мы проезжаем и удивительных растениях, встречающихся нам по пути.

Деревья на Ай-Петри

Сначала лес был густым, с бурной растительностью, но по мере набора высоты деревья редели, и местность становилась более пустынной.

Довольно быстро мы добрались до водопада Учан-Су. В летнее время он течет еле видимой струйкой, а наиболее полноводен он весной и осенью. Поэтому особо нас этот водопад не впечатлил, хотя местность, в которой он находится очень красивая. На склонах растут высоченные деревья, в том числе мачтовые сосны, из которых когда-то строился российский флот.

Водопад Учу-Сан

Следующую остановку мы сделали на высоте 865 метров над уровнем моря у Серебряной беседки. Она была возведена в конце XIX века в честь строителей дороги Ялта-Бахчисарай. Работы велись не один десяток лет солдатами русской армии в тяжелых условиях. Зимой, когда беседка покрывается изморозью, со стороны Ялты, переливаясь на солнце, она кажется выполненной из серебра.

Серебряная беседка

Со смотровой площадки возле этой беседки-ротонды открываются потрясающие виды на Ялту. Здесь же можно купить сувениры и сфотографироваться с птицами за 100 рублей. Но мне обычно очень жалко, привязанных животных.


Вид на Ялту со смотровой площадки у Серебряной беседки

Дальше по горному серпантину мы поднялись на смотровую площадку, расположенную совсем рядом с конечной остановкой. На этом склоне в 1959 г. был установлен памятник советским партизанам, погибшим в боях с фашистами в декабре 1941 г. Местность здесь довольно плоская, с небольшими кустарниками и деревьями.

Ай-Петри. Памятник партизанам


Вид со смотровой у памятника Партизанам

Проехав еще минут 10, мы добрались до верхней станции канатной дороги. На этом месте мы распрощались с группой и нашим водителем. Я уже предвкушала, как поброжу по красивым просторам плато на вершине Ай-Петри. Но не тут то было. Великолепие природы и потрясающую атмосферу этого места портят оккупировавшие этот участок горы крымские татары.
Сразу же я почувствовала себя так, как будто попала на восточный базар в Египте или Турции. Нельзя было и шагу ступить, чтобы к тебе не подбегали работающие здесь татары и не зазывали тебя в свой ресторан или на прогулки на лошадях. Все это делалась со свойственной им навязчивостью. Стоило отказать одному, тут же подходил другой. Если честно, не понимаю, зачем было создавать здесь несколько десятков одинаковых ресторанов с одной и той же едой, чтобы потом биться за клиентов.


Плато на Ай-Петри

Мы же решили осмотреть окрестности. Пещеры, которые есть на этой горе, были закрыты, так как, по словам местных, еще не придумали делать ли вход в них платным или нет. Поэтому мы решили направиться к зубцам Ай-Петри. Говорят, что раньше подъем туда также был платным. Не понимаю, за что там брать деньги: карабкаться к зубцам довольно тяжело по крутому каменистому склону.

Сначала подъем идет среди диковинных деревьев, а потом по камням под палящим солнцем.

Деревья на вершине Ай-Петри

Каменистая дорога к зубцам ай-Петри

Зато конечный пункт потрясает своими видами. Отсюда видно все южное побережье Крыма, ведь высота вершины Ай Петри — 1234 метра.


На пике Ай-Петри

Кабинки канатной дороги кажутся с зубцов очень маленькими, даже не верится, что они вмещают до 35 человек.


Кабинки канатной дороги на ай-Петри

Потрясающие виды завораживают, тут понимаешь, что не зря проделал тяжелый путь. По возможности, я думаю, каждому туристу,
желающему увидеть живописный берег Крыма с высоты птичьего полета, надо обязательно подняться к зубцам Ай-Петри.


Вид на Ялту с Зубцов

Немного постояв на верху, мы начали спускаться. Затем сразу же направились к станции канатной дороги. Именно сейчас нам предстоял спуск к подножию горы по подвесной дороге. Кабинки отправляются раз в полчаса. Когда кабина канатной дороги заполнилась почти битком мы стали спускаться.

Находясь внутри, кажется, что мы движемся очень медленно, а встреченные нам кабинки просто проносятся мимо. На средней станции надо сделать пересадку и спуститься дальше. Таким образом, спуск занял около 20 минут, в то время как на автомобиле мы поднимались больше часа.

На маршрутке мы вернулись в Гаспру уставшие и полные впечатлений. Мы нисколько не пожалели, что наверх мы поднялись на машине. Это позволило нам изнутри увидеть замечательную растительность крымских склонов и полюбоваться видами южного побережья Крыма с разных смотровых площадок. А живописность и прекрасные перспективы вершины Ай-Петри надолго останутся в памяти ярким воспоминанием.

Все статьи по направлению Крым , Ялта .

Полезные ссылки

Отели в Крыму: отзывы и бронирование

Отели и гостиницы Ялты

Отели в Судаке

Отели в Севастополе

Гостиницы Феодосии

Потрясающей красоты горы амфитеатром окружили город Большая Ялта в Крыму.

Острые белые зубцы Ай-Петри, главные вершины Ай-Петринского массива, знакомы по любимым с детства фильмам и являются одной из знаменитых крымских достопримечательностей.

Если есть возможность, стоит побывать на Ай-Петри, чтобы с высоты 1234 м осмотреть окрестности. Как добраться до Ай-Петри из Ялты, расскажет эта статья.

Название горы

Свое название известная получила из-за византийского храма, который древние греки воздвигли на ее вершине и посвятили святому Петру. Храм Ай-Петри существовал до XV столетия.

Горная легенда

Какая же гора обойдется без трагической легенды о любви?! Ай-Петри не исключение. В местном фольклоре бытует рассказ, как в давние времена парень и девушка полюбили друг друга, но родители запретили им даже мечтать о свадьбе. Влюбленные решили покончить с собой и забрались на высокую гору. Парень прыгнул первый, а девушка крикнула: «Ай, Петр!», но прыгать испугалась, вернулась домой и всю жизнь была несчастна.

Немного географии

В прошлом океанский коралловый риф, Ай-Петри, благодаря тектоническим процессам, поднялась на высоту 1234 м.

Горный массив протянулся на 25 км с запада на восток, оберегая Ялту от ветров и непогоды. Общая площадь яйлы (так называют крымские столовые горы) - 300 кв. км, большая часть является горно-лесным заповедником.

Достопримечательности Ай-Петри зимой и летом

Если знать, как добраться до Ай-Петри из Ялты, это стоит сделать и зимой, и летом - гора заслуживает внимания.

Летом это прекрасная смотровая площадка, где можно сделать уникальные фотографии. Поверхность плато покрыта живописными зелеными лугами и лесами, по которым приятно гулять в жаркий день.

Одно из любимых развлечений отдыхающих - прогулка по адреналиновым мостикам, которые подвешены от основного плато Ай-Петри к белым известковым выступам на вершине. Четыре зубца отделяет от плато широкая трещина шириной несколько десятков метров, глубина расщелины - более тысячи метров. Прогулка по навесному мосту оставляет незабываемые впечатления.

В теплое время года интересно пройтись по плато к пещерам, их насчитывается на Ай-Петри около 300. Самая известная и оборудованная - Трехглазка, где даже летом не тает снег. Незабываемым приключением станет поход к скалам Таракташ, куда ведет тропа от водопада Учан-Су.

Зимой на плато Ай-Петри приезжают, чтобы покататься на лыжах, снегоходах, сноубордах. Плотный снежный покров появляется на Ай-Петри в декабре и лежит до марта. Для катания на пологой северной стороне плато обустроены горнолыжные трассы, их протяженность - 120-1030 м. Бугельные подъемники работают с 10 до 15 час.

Что надо учитывать при посещении

Собираясь покорять одну из крымских вершин, стоит отнестись к этому серьезно:

  1. Подобрать обувь. Никаких шлепок, каблуков, не подойдет скользкая подошва.
  2. На горе всегда ветрено - лучше захватить ветровку или куртку.
  3. На Ай-Петри значительно прохладнее, чем в Ялте, поэтому надо утеплиться. Даже летом температура редко поднимается выше +15-18 °С. Зимой же плато укрыто снежным покровом, температура воздуха опускается до -20 °С.
  4. Зимой необходимо взять запасную обувь - на плато обычно много снега, ноги быстро промокают.
  5. Делая фотографии, стоит помнить о своей безопасности и не подходить к самому краю, откуда сильный порыв ветра может сбросить вниз любителей селфи. К тому же скальная порода скользкая.
  6. В праздники и выходные на нижней станции образуются большие очереди.
  7. Посещение Ай-Петри - удовольствие довольно дорогое, но банкоматов наверху пока нет.

Кто на Ай-Петри не бывал - тот Ялты не видал!

С вершины Ай-Петринской гряды открывается изумительный вид на Большую Ялту: можно рассмотреть белоснежное здание Ласточкина гнезда, скалы и леса. На 130 км вдаль можно разглядывать морскую гладь с катерами и теплоходами.

Попасть на Ай-Петринскую вершину намного проще, чем на любую другую крымскую гору.

Прибыв в Ялту, как добраться до Ай-Петри самостоятельно? Можно выбрать несколько вариантов:

  • пешком по лесным тропинкам;
  • по канатной дороге в кабинке фуникулера;
  • по автомобильной дороге.

Пешее восхождение

Отправляясь в путь, надо понимать, что восхождение на гору высотой 1234 м - не простая прогулка по парку, она требует физической подготовки и соответствующей экипировки. На гору Ай-Петри как добраться из Ялты, знают поклонники пешего туризма, которые протоптали к плато тропинки. Каждая имеет свое название:

  • Мисхорская;
  • Таракташская;
  • Боткинская;
  • Кореизская.

Пеший подъем занимает от 2 до 7 часов. Надо учесть, что в горно-лесном заповеднике нет магазинов, поэтому воду и продукты надо брать с собой. Еще одна сложность, подстерегающая путешественников, - отсутствие четкой маркировки дорожек.

Если очень хочется пешком подняться на Ай-Петри (Крым), как добраться из Ялты до подножия? Есть несколько вариантов:

  • можно доехать на автобусе № 30 от автовокзала до остановки "Водопад" и подниматься по Боткинской или ;
  • по Южнобережному шоссе на автобусах № 107, 128, 142 до развилки около Кореиза для подъема по Кореизской тропе;
  • автобусами № 107, 128, 142 до развилки в Мисхоре.

Велоподъем

Любителям велосипедных прогулок посещение Ай-Петри тоже понравится. Тут есть маленькая хитрость: наверх лучше подняться на канатке, а спуститься своим ходом.

К тому же на велосипеде можно съехать с Ай-Петри не в сторону Ялты, а в направлении Большого каньона и проехать в Бахчисарай по красивым горным дорогам.

Осторожно: горная дорога! На вершину автомобилем

Заехать на автомобиле на вершину Ай-Петри можно со стороны Бахчисарая и Ялты. Бахчисарайская дорога находится в плохом состоянии, зимой дорогу частенько заваливает снегом, и нужно ждать, пока ее расчистят. Проехать по ней можно только на полноприводном автомобиле.

Из Ялты на Ай-Петри как добраться на машине?

  • Доехать по Южнобережному шоссе, соединяющему Ялту и Севастополь, до поворота на Виноградное и свернуть вправо по указателю. В Виноградном, кстати, находится театр морских животных, и летом дельфины, киты, тюлени, морские котики и морж выступают под открытым небом.
  • Через Виноградное двигаться по горному серпантину.
  • Протяженность пути от Ялты до Ай-Петри составит 30 км. Дорога займет около часа.

Горный узкий серпантин довольно опасен и требует от водителя повышенного внимания. На пути Ялта - Ай-Петри почти 300 поворотов, причем многие из них закрытые.

Отправляясь на вершину крымской визитной карточки, можно сделать несколько остановок:

  • около водопада Учан-Су - водопад с красивым названием «летящая вода» падает с высоты почти 100 м;
  • возле «Пьяной рощи», где деревья растут под углом;
  • у горного озера Караголь;
  • на смотровой площадке «Серебряная беседка».

Если самостоятельно подниматься на автомобиле боязно, можно доехать до нижней станции канатной дороги на Ай-Петри (Ялта). Как добраться на автомобиле сюда:

  • выехать из Ялты на Южнобережное шоссе в сторону Севастополя;
  • проехать по нему 14-15 км;
  • свернуть влево на развилке около большого бетонного указателя «Севастополь - Ялта»;
  • спуститься по дороге СО-11806, вьющейся серпантином, вниз еще около 5 км.

На небольшой парковке автомобиль можно будет оставить.

Канатная дорога

Нет варианта проще и комфортнее, как добраться до Ай-Петри из Ялты на канатке. Это уникальное инженерное сооружение, построенное в 1967 году, само по себе представляет интересную достопримечательность:

  • Ялтинская канатная дорога - самая длинная в Европе, ее протяженность - почти 3 тысячи метров.
  • Сооружение создано по безопорному принципу - пролет длиной 1670 м не имеет опор.
  • около горы угол подъема кабинки составляет почти 50°.

Четыре просторные кабинки, в которых можно перевозить даже велосипеды, рассчитаны на 30 человек каждая. Двигаются они по принципу маятника - навстречу друг другу.

Состоит из 3 станций:

  • нижняя в Мисхоре;
  • средняя в Сосновом бору;
  • верхняя - на плато Ай-Петри.

На средней станции делается пересадка, проверяют билеты. Весь путь занимает примерно 17 минут.

Канатка работает без выходных в режиме:

  • с 11:00 до 15:00 - подъем;
  • с 11:00 до 16:00 - спуск.

В 2017 году билеты стоили 400 руб. взрослому, 250 руб. ребенку от 6 лет.

Из Ялты на Ай-Петри на автобусе

Приезжающие на пару дней туристы хотят быстро и легко добраться на вершину знаменитой крымской горы.

Как добраться до Ай-Петри из Ялты с минимальным самостоятельным перемещением? Ответ прост: найти на которая напрямую отправится на вершину горы. Этих маршруток нет в расписании, они не проходят техосмотр, являясь собственностью водителя. Если есть желание рискнуть, можно отправиться на ней. Отыскать транспорт можно по крикам водителей, зазывающих туристов на Ай-Петри. Стоимость обговаривается на месте.

Если выбирать безопасный вариант, то из Ялты на Ай-Петри как добраться от автовокзала? Надо доехать на автобусах № 102, 107 или от на автобусе № 132 до нижней станции «Мисхор» канатной дороги и на фуникулере подняться на вершину Ай-Петри.

Незабываемые впечатления и море удовольствия гарантированы!

Восточная Ай-Петри — одна из полузабытых стен Крыма. на ней значатся 6 маршрутов 5Б к.т., 5 из которых пройдены еще в 70-80-х годах прошлого века. При этом большая часть этих маршрутов, если и была повторена, то считанное число раз. Например, маршрут Горбенко, он же «Глаз дьявола», пройденный в далеком 1982, был повторен только в 2006, практически в режиме первопрохода. И вот в этом году на Восточную стену проложено сразу 3 новых маршрута, два из которых — 6А к.т.
Предлагаем краткий обзор маршрутов Восточной Ай-Петри от Мишеля Волошановского .

Восточная Ай-Петри — вторая, пожалуй, по удаленности (после Алупкинской стены ) в Крыму. Слева ее ограничивает Западный контрфорс (3Б 1970?-какого-то года, протяженность больше 500 метров). Левая часть: м-ты Горбенко, Пепельная стена, Глаза дьявола, Моногарова. У всех — долгий, 130-160 м., несложный «цоколь» 3-4 к.тр., затем от 70 до 120 рабочих метров (5Б – 6А к.тр.). Все сходятся на огромной полке, от которой 60-70 м. 3Б-4Б к.тр. до плато. Все линии проложены до 1985 г., и посещались крайне редко. Две свои свежие линии этого года в этом секторе ранее подробно описал С. Пугачев.

Маршруты Восточной Ай-Петри. Слева — направо: маршруты Гончарова (3Б), Горбенко (Глаза дьявола), « , Центр Пепельной стены, Моногарова, Вербы, « ,
АКУЛА, Праздник непослушания, Лишаева, Кассиопея.
Зеленая линия — новый маршрут М. Волошановского (6А) Фото: Сергей Пугачев

Правая часть, точнее правее Мисхорских Гротов, не столь грандиозна перепадом, как левая, но значительно превосходит ее по спортивности и технической трудности. Первым здесь отметился Ю. Лишаев («Фантик») в середине 80-х ушедшего столетия – 5Б, самый ярко выраженный внутренний угол с началом далеко правее. Начинается от самой верхней полки, достигаемой пешком, имеет перепад +-200 метров. На сегодня – самый «легкий» ход в этом секторе.

Затем в 2006-м я с А.Рушковским (КСС Ялты) за три дня проложили «Акула», тоже 5Б, но, со слов Рушковского – труднее маршрута Лишаева (Фантиковскую он ходил ранее), и длинее – 240 м., т.к. начинается с полки, ведущей к Мисхорскому Гроту.

В 2012-м опять же А.Рушковский в паре с К.Гостевым (так же КСС Ялты) проходят 35-40 м. правее Лишаева, первые 40-45 м. пройдя «по нему» — 5Б с претензией на 6А (Саня говорит, что труднее «Акулы»), 200 м. «Биостимулятор» назвали. Ну и вот, что называется с пылу-с жару: от нижней в «Гротприводящей» полки, между «Акулой» и Фантика – мой ход. В этом секторе стены – самый длинный, по сложности намного труднее «Акулы». В настоящее время А.Рушковский опять же с К.Гостевым работают между Фантика и «Биостимулятор», тоже по прогнозу не ниже 5Б (это видно даже издалека). Как идут дела – пока тишина.

Маршруты правой части Восточной Ай-Петри: Слева — АКУЛА (М. Волошановский), справа — маршрут Лишаева (Фантика).
Фото и схема М.Волошановского.

В общих чертах про стену: по протяженности — сравнима с Форкантом, только вширь посолиднее. А вот с архитектурой — тут, видимо, в лидерах по Крыму. Особенно это отмечаешь, когда под ней погуляешь вблизи. По посещаемости – один из аутсайдеров вместе с Алупкинской стеной, группой Большого Каньона, Спирадой и Демерджи.

Для успешного прохождения маршрутов на Ай-Петри необходимо уверенно лезть в режиме onsight не ниже 6в+ – 6с, в противном случае восхождение превратится в сплошное ИТО.

Публикация данного материала на других ресурсах возможна только с разрешения автора!

Ближе к нам от Главной горной гряды отходит отрог Иограф. Продолжение его в черте Ялты - это холм Дарсан, водораздел речных долин Водопадной (Учан-Су) и Быстрой (Дерекойки). Прогуливаясь по Ялте , вы не раз переходили эти речки.

Прямо под ногами - конусовидная гора Могаби, по которой мы колесили, взбираясь на Ай-Петри. Ее вершина почти на 400 м ниже скалы Шишко. Почему-то многие думают, что Могаби - потухший вулкан; очевидно, на эту мысль наводит правильная конусообразная ее форма. В действительности же - это отторженец горной гряды, каких совсем немало на Южном берегу. Могаби скрывает от нас ту часть берега, где расположены Ливадия и Ореанда. К западу от этой горы открывается вид на мисхорский курортный район. Из-за склона Могаби виден мыс Ай-Тодор с Ласточкиным гнездом .

У скамых ваших ног внизу под Ай-петри раскинулась Алупка , и если присмотреться то виднеется даже Воронцовский дворец и парк . А еще восточнее раскинулся наш любимый курорт Симеиз во главе с горой Кошка и скалой Дива .

Обернувшись на север, вы увидите в дали гору Бедене-Кыр с белыми куполами – это военная база. Ну и внизу под вами Виднеется верхняя станция канатной дороги Ай-петри, восточный базар, и бесчисленное количество кафе с восточной кухней...

Но нас больше интересует панорама солнечного южнобережья, надолго приковывающая внимание... Но вот небольшая тучка на минуту закрыла солнце, и все сразу изменилось: иначе легли тени от гор, море стало зеленым, потускнели яркие краски. Панорама та же, но видишь ее совсем иной...

С Ай-Петри можно наблюдать великолепную картину восхода солнца. Но обычно экскурсия на Ай-Петри рассчитана на один день, и можно увидеть только закат солнца на Ай-Петри... А что бы полностью дополнить картину о крымских горах посетите еще Большой каньон Крыма , лучше в программе экскурсии Новая Крымская Швейцария – это эксклюзив.

О зубцах Ай-Петри и красном флаге

Летом 1950 г. в Ялтинский краеведческий музей пришел Николай Павлович Анциферов - научный сотрудник Московского литературного музея. Он рассказал, что в 1907 г. еще юношей вместе со своим другом совершил восхождение к зубцам Ай-Петри и на одном из этих зубцов увидел изрытые пулевыми ямками остатки надписи «Долой царизм». Молодые люди сфотографировали ее. Через 43 года Николай Павлович разыскал интересную фотографию и вот теперь передавал ее музею.

Прошло несколько лет, пока сотрудникам музея удалось выяснить происхождение этой удивительной надписи. А дело было так. Осенним утром 1905 г. на вершине Ай-Петри затрепетало алое знамя, а под ним все увидели надпись «Долой царизм». Это было время, когда шла на подъем первая русская революция. И вот здесь, в «благословенной Тавриде», такой далекой от рабочих центров России, рядом с летней дачей царя в Ливадии тоже появился призрак революции. Охотников лезть на скалу, чтобы сорвать знамя, полиция не нашла. Тогда решили... расстрелять знамя и крамольные слова, высеченные на камне. К Ай-Петри отправился пулеметный взвод. Скошенное очередью древко знамени упало, но не свалилось в пропасть: красное полотнище зацепилось за расщелины скалы. Вновь и вновь поливал его свинцовый дождь и рвал в клочья. Тщательно выбивали пулями каждый сантиметр надписи на скале. Но долго еще краснели обрывки знамени в расщелинах ай-петринского шпиля, долго еще можно было различать надпись...

Кто же взобрался на вершину зубца, за одну ночь сумел укрепить знамя и сделать надпись, каждая буква которой была в рост человека?

После продолжительных поисков работникам музея удалось найти одного из участников этой смелой демонстрации. В 1957 г. они встретили его в Москве: А. А. Теодорович работал сотрудником Института лекарственных растений. Вот что он рассказал.

Однажды на Южном берегу появилась небольшая группа туристов-шведов, которая на удивление хорошо говорила по-русски. В Мисхоре они нашли проводника, которых! провел их к подножию зубцов. Вырубив в скале несколько ступенек и пристроив подвесную люльку, «шведы» установили красное знамя и сделали надпись.

Проводником этой опасной экспедиции был каменщик из Мисхора И. Д. Ананьев (скончался в 1947 г.), а «шведы» оказались членами РСДРП(б), эмигрировавшими за границу и нелегально приехавшими в Россию в 1905 г...