Причиной крушения «Аэробуса» A330 над Атлантикой стали ошибки пилотов и ненадежная техника. Причина авиакатастрофы в атлантике - "что-то внезапное и мощное" Авиакатастрофа а330 над атлантикой

В пятницу агентство BEA — Французское бюро расследования авиакатастроф — опубликовало краткое содержание отчета о причинах крушения аэробуса A330 авиакомпании Air France над Атлантическим океаном 1 июня 2009 года. С момента катастрофы, унесшей 228 жизней, прошло больше двух лет. Исследователям помогла расшифровка «черных ящиков», которые были найдены в океане только в марте этого года.

Летчики «не определили, что самолет теряет высоту», несмотря на предупредительные сигналы, говорится в отчете.

Подтвердилась информация о том, что замерз один из датчиков высоты — так называемая трубка Пито, часть авиационного приемника воздушного давления, определяющего скорость и высоту полета. После этого самолет начал снижаться, но пилоты этого не заметили. Перелет был длительный — лайнер летел из Рио-де-Жанейро в Париж. Через три с половиной часа после вылета капитан судна, 52-летний Марк Дюбуа, передал управление двум пилотам, посадив на свое место 32-летнего Пьера-Седрика Бонена, и ушел спать. Бонен был менее опытен, чем капитан, у него было 2900 часов налета в отличие от 11 тысяч часов у Дюбуа. В салоне самолета находились его жена Изабель и сыновья четырех и восьми лет. Третьим пилотом был 37-летний Давид Робер, налетавший шесть с половиной тысяч часов.

Через пять минут после ухода капитана пилот предупредил экипаж, что самолет входит в зону турбулентности. Еще через четыре минуты отключился автопилот и автомат тяги. Сработал сигнал тревоги, предупреждающий о сваливании, однако пилоты почему-то проигнорировали его. «Надо заметить, что сигнал тревоги, то прекращавшийся, то включавшийся опять и при этом противоречащий показаниям датчиков в кабине пилотов, сбивал их с толку», — отмечается в отчете.

Последний раз сигнал тревоги пищал в течение 57 секунд.

За последующие четыре минуты самолет ушел в аэродинамическое сваливание — его крылья просто не смогли удержать машину в воздухе. Бортовые самописцы зафиксировали, что пилоты пытались предотвратить падение, но они почему-то старались задрать нос самолета, вместо того чтобы, как предписывают правила, опустить его. За штурвалом тогда находился Робер.

Осознав, что ситуация критическая, они разбудили капитана. Но было уже поздно. Лайнер врезался в воды Атлантики со скоростью 180 метров в секунду. Это столкновение стало смертельным для всех, кто был на борту.

В отчете отмечается, что оставшиеся в кабине пилоты не были обучены работе в условиях ненадежных показателей прибора скорости и не тренировались вручную управлять машиной на большой высоте, передает Reuters.

Уже выступила с заявлением, в котором попросила не спешить с обвинением пилотов. «Ничто на этом уровне расследования не может говорить о том, что причиной крушения стала некомпетентность команды», — говорится в заявлении авиакомпании. Представители Air France склонны обвинять аэрокосмическую компанию Thales, которая изготовила датчики скорости. Сотрудники Французского бюро расследования авиакатастроф, в свою очередь, напомнили, что их отчет не является официальным обвинением.

Ранее эксперты не раз выражали удивление в связи со слишком медленным расследованием произошедшего. Два года попытки найти обломки лайнера в океане не приносили успеха. Но в середине марта 2011 года суд в Париже выдвинул обвинения в непредумышленном убийстве руководству авиакомпании, а также главе авиакорпорации Airbus. Бизнесмены категорически не согласились с такой формулировкой и потребовали от суда дождаться обнаружения «черных ящиков». Буквально спустя пару недель водолазы отрапортовали об успехе: сначала были найдены обломки самолета, а затем «черные ящики». Исследование показало, что они прекрасно сохранились.

Водолазы подняли 50 тел в начале этого года, еще 104 были обнаружены и доставлены во Францию в течение последнего месяца. Остальные тела погибших не найдены.

Последнее сообщение - «пролетаем грозу»

Международная военная операция, сравнимая по стоимости с иными натовскими маневрами, крупный научно-исследовательский проект, всемирный форум экспертов... Все эти определения подходят к расследованию причин гибели «Аэробуса 330-200», который в ночь на 1 июня потерпел таинственную аварию над Атлантикой, выполняя рейс 447 «Эйр Франс» из Рио в Париж. Трагедия унесла 228 жизней.
Рейс Air France 447 вылетел в 2 часа ночи 1 июня из международного аэропорта Рио-де-Жанейро и должен был приземлиться в парижском аэропорту около 13:00 2 июня, однако пропал с экранов радаров через три с половиной часа после вылета, когда он находился над Атлантикой. Последняя связь с пилотами состоялась через три часа после начала полета. Они сообщили, что пролетают «сильную грозу».
Всего в самолете А330, выполнявшем рейс по маршруту Рио-де-Жанейро - Париж, находились 216 пассажиров из 32 стран и 12 членов экипажа. Он потерпел катастрофу в районе, расположенном от 1,2 до 1,4 тысячи километров от побережья Бразилии.
На поиски пропавшего борта сразу были мобилизованы немалые силы и средства Бразилии и Франции. На помощь пришли испанцы и американцы. Военные корабли, самолеты и вертолеты в шторм и грозу утюжили район предполагаемой аварии. К поиску подключилась американская космическая разведка.
Миссия была из ряда невыполнимых. Район поиска простирался на тысячи километров - почти от южноамериканского берега до африканского. Всё равно что искать иголку в стоге сена. Целую неделю эксперты Бюро расследований и анализа (BEA) разводили руками: хотя бы какую-нибудь зацепку, а то ведь совсем ничего, кроме догадок и серии автоматических радиосообщений о неполадках... Ни обломка, ни масляного пятна. А часы между тем тикали, оставляя всё меньше надежды: бортовые самописцы («чёрные ящики») могут подавать сигналы только месяц. Если они будут обнаружены, то их поднимет «Наутилус», один из трех глубоководных роботов, которые находятся на борту океанографического судна «Пуркуа-Па». «Наутилус» с дистанционно управляемой стальной «рукой» может работать на глубинах до 6000 метров.
Однако найти «черные ящики» крайне сложно. Под водой сигнал радиомаяка бортовых самописцев может быть запеленгован на дистанции 1500 метров. Между тем аэробус упал почти посередине Атлантики, где глубина колеблется от 3000 до 5000 метров. Помимо глубины необходимо учесть большую площадь зоны поисков: обнаруженные обломки А330 разбросаны на пространстве протяженностью в 300 километров.
Первые находки оказались ложным следом, но потом появились и настоящие обломки, тела... Район поиска сузился до 2400 квадратных километров.
Франко-бразильская поисковая операция беспрецедентна. Шесть кораблей и десять самолетов Бразилии, два корабля, включая подлодку, и два самолета Франции прочесали 1,2 миллиона квадратных километров поверхности океана и продолжают поиски. На данный момент из воды поднято 50 тел и более 400 обломков самолета.

А330: надёжный и популярный

Airbus A330 - самолёт фирмы Airbus, предназначенный для средних и дальних дистанций, оснащённый двумя турбовентиляторными двигателями. Первый полёт A330 состоялся 1 ноября 1992 года в версии A330-300. Все варианты A330 комплектуются моторами Pratt & Whitney, Rolls-Royce или General Electric. А330 относится к семейству
Airbus трехсотой серии. Модель A330-200 была разработана, чтобы заменить Airbus A300-600R и создать реальную конкуренцию для Boeing 767-300ER.
Эксперты заявляют, что популярность на рынке самолетов А330 объясняется их надежностью, которую сами конструкторы определяют на уровне 99%. Нередкие аварии с участием этих типов самолетов объясняют лишь их большим количеством в эксплуатации.
Между тем, когда в 2001 году под Нью-Йорком разбился обычно надежный самолет Airbus 300-600, поползли слухи о ненадежности этих воздушных судов. Двухмоторный лайнер, который вылетел из аэропорта имени Кеннеди и направлялся в Доминиканскую республику, упал на один из жилых районов Нью-Йорка, причем трагедия произошла при благоприятных погодных условиях. Свидетели говорят, что видели, как у самолета незадолго до катастрофы просто отвалился один из двигателей. После чего появились спекуляции относительно того, что Airbas не отличается надежностью двигателей.
В свое время представители Airbus Industries заявляли, что катастрофы во время взлета самолетов этой модели «чрезвычайно редки». А вот возгорания двигателей случались неоднократно.
Потерпевший крушение лайнер A330-200 был построен в 2005 году и проходил техобслуживание месяц назад. Командир экипажа самолета Airbus налетал 11 тысяч часов, в том числе 1,7 тысяч часов на самолетах этого типа.

Самая дорогая катастрофа

Катастрофа самолета Air France, возможно, станет самой дорогостоящей с 2001 года, так как страховщикам, во главе с Axa SA, придется выплачивать компенсации семьям погибших и оплатить потерю самолета. По подсчетам французских газет, общий объем выплат может составить от 330 до 750 миллионов долларов. Авиакомпания Air France, которой принадлежал аэробус А330, получит за него страховку в $93,4 миллиона. Семьи погибших имеют право получить сумму не менее $150 тысяч за каждого из пассажиров. Кроме того, Axa готова начать переговоры о дополнительной компенсации.
Американские адвокаты, представляющие семьи погибших в авиакатастрофе в Буффало в феврале этого года, говорят, что средняя компенсация составила $2,7 миллиона за каждого погибшего пассажира. Что касается выплат в Европе, то они несколько ниже, отметили юристы. В самой же Бразилии, откуда вылетел рейс Air France, компенсация меньше в разы. Так, родственникам погибших в катастрофе 2007 года бразильская авиакомпания Tam SA предложила базовую выплату в размере 230 тысяч реалов ($118 435).
Что касается семей американских жертв, погибших во время террористических атак 2001 года с использованием самолетов, то за каждого человека выплатили не менее $250 тысяч из государственного компенсационного фонда. Компенсации были частично основаны на доходах и количестве иждивенцев, а максимальная выплата составила $7,1 миллиона. По данным министерства юстиции США, средний размер компенсации превысил $2 миллиона.

Самолёт распался на части в воздухе

Аэробус A330-200 распадался в воздухе постепенно, в течение нескольких минут. К этой версии сейчас пришло следствие. На это указывает то, что тела некоторых пассажиров рейса, обнаруженные спасательными службами, находились на расстоянии около 100 километров друг от друга.
Патологоанатомические исследования тел погибших свидетельствуют, по мнению бразильских экспертов, что самолет развалился высоко в воздухе. Трупы имеют многочисленные переломы, и на них нет одежды. Если бы А330 разбился об воду, как это было в 1999 году с «Боингом» египетской компании, фрагменты тел и обломков были бы мелкими.
Военные заявляют, что обломки А330 сравнительно целые и на них нет следов огня. Это также подтверждает предположение о том, что аэробус развалился в воздухе, а не взорвался и не упал целым в воду.
Большой ажиотаж вызвала версия, связанная с возможными техническими неполадками или ошибкой экипажа. Представители Air France заявили, что самолет летел на непривычно низкой скорости, что в итоге могло привести к сваливанию и падению. Предположительно, попав в зону высокой турбулентности, экипаж сбросил скорость и в результате потерял управление.
Специалистам удалось расшифровать последние автоматические сообщения, которые приходили с борта аэробуса, перед тем как он исчез с экранов радаров. Всего за четыре минуты - между 23:10 и 23:14 (бразильское время) - с самолета пришло 24 сообщения о неполадках, причем 10 из них - за 1 минуту, с 23:10 до 23:11. Всё это говорит об обвальном отказе всех систем. Последнее сообщение пришло в 23:14: «кабина - вертикальная скорость». Это говорит о разгерметизации, которая стала либо причиной, либо следствием того, что самолет распался в воздухе.
Расшифровка последних сообщений показала, что три измерителя динамического давления, так называемые трубки Пито, установленные на аэробусе, посылали на центральный компьютер различные показания. По данным трубок Пито специалисты судят о скорости лайнера, и в данном случае разброс составлял до 50 километров в час. В итоге компьютер отключил автопилот - и, вероятно, не вовремя: пилотам не удалось взять управление на себя, чтобы выправить машину. Причиной, по которой трубки Пито «свихнулись», могло стать обледенение. В зоне межтропической конвергенции - так называемом «черном горшке», где теплый воздух с поверхности океана резко поднимается вверх и остывает, превращаясь в плотные кучево-дождевые облака, - самолет может обледенеть за несколько секунд. Конечно, трубки Пито были оборудованы специальной системой подогрева, защищающей их от обледенения. Однако, как оказалось, несмотря на это в прошлом они уже давали сбои.

Вместо трагедии в воздухе - смерть на дороге

> Итальянские граждане немецкого происхождения, супруги-пенсионеры Иоханна и Курт Ганталер всего на несколько минут опоздали в Рио-де-Жанейро на роковой рейс Air France. Однако через день чудом выжившие пассажиры, возвращаясь домой из отпуска, попали в дорожную аварию.
Супруги Ганталер вернулись в Европу через Мюнхен. Домой, в город Мерано, они решили направиться на автомашине, взятой напрокат. На участке автострады в районе австрийского города Куфштайн, на границе с Германией, их автомобиль, по не выясненным пока причинам, потерял управление и, вылетев на встречную полосу, столкнулся с грузовиком. Иоханна скончалась на месте, её муж в тяжелом состоянии находится в больнице.
> Это не единственное трагическое совпадение, связанное с крушением A330. В числе погибших пассажиров самолета была шведка Кристина Шнабль и её сын Филипп. Семья, часто летавшая из Бразилии в Швецию и обратно, панически боялась полетов и всегда летала разными рейсами. Муж погибшей Кристины Фернандо с дочерью вылетели на несколько минут раньше, чем мать семьи с сыном, и благодаря этому избежали гибели.
> Испанская газета El Mundo опубликовала интервью командира экипажа рейса 974 Лима - Мадрид авиакомпании Air Comet. Его самолет пролетал рядом с маршрутом А330 как раз в то время, когда аэробус Air France пропал с экранов радаров. Пилот заявил, что видел мощную белую вспышку, которая потом стала скользить по нисходящей траектории и через шесть секунд рассыпалась. Вспышку видел также помощник пилота и пассажирка рейса. Утверждать, что вспышка имеет непосредственное отношение к аэробусу, никто не берётся, однако версия теракта, ранее резко отметавшаяся французскими и бразильскими властями, зазвучала более отчетливо: теперь представители Франции и Бразилии заявляют, что не исключают её на все 100 процентов.

Владимир ДЕМИДОВ,
депутат Законодательного Собрания Красноярского края:


- Как бы мы к ним ни относились, есть всего два крупнейших производителя самолетов - это Boeing и Airbus. С точки зрения надежности, современности, соответствия самым высоким требованиям эти производители - лидеры. Недавняя крупная авиакатастрофа над Атлантикой подтверждает, что даже в технике, где, казалось бы, всё учтено, тоже могут быть недоработки. К сожалению, даже в самой современной аппаратуре бывают какие-то сбои. Авиаторы говорят: железо есть железо, тем более это железо управляется людьми. Всегда было два фактора: электроники и человеческий, а обстоятельств может быть много. Хочется относить эти случаи к разряду невероятных или исключительных, потому что подобными самолетами пользуются все самые лучшие авиакомпании мира, то есть, к сожалению, это может произойти где угодно и когда угодно. Надо сказать, что опыт работы в авиации и туризме показывает, что любое авиационное происшествие или какой-то катаклизм, происшедший в отдельной стране, влияет на общий спад продаж. Сложно сравнивать мировые цифры, но сейчас на трансатлантической линии, возможно, произошло снижение объемов перевозок. Не потому, что людям не нужно лететь, а потому, что они по ряду соображений откладывают поездки.

Андрей ЮДИН,
авиационный эксперт:


- Аэробус А-330 прекрасно защищен от ударов молнии, а вот насчет турбулентности такие лайнеры всегда отличались крайней неустойчивостью. Аппарат двухдвигательный, у него очень высокая стреловидность крыла, рассчитанная на большую скорость. Это один из самых скоростных самолетов на сегодня - 900 км/час, а из-за этого у него крайняя неустойчивость к турбулентным потокам. А над океаном как раз возможны внезапные, ударные турбулентные потоки. У них очень глубокая сила провала из-за разряженной атмосферы, и это могло повлиять на ситуацию.

Ксения ЭРДМАН,
пресс-секретарь «Сибирской хлебной корпорации»:


- На дорогах гибнет намного больше людей, чем в воздухе, - аварии с участием автотранспорта происходят с завидной регулярностью. Поэтому можно, конечно, начать рассуждать, что опаснее - ездить на Toyota Corolla, «Жигули-шестёрке» или на «танке» типа Hummer. Бесспорно, катастрофы в воздухе задевают судьбы большего количества людей, но это не повод разводить панику вокруг какого-то определённого типа самолёта. Единственное, на чём я боюсь летать, это на «Ан-24». Много лет назад из иллюминатора такого самолета, несущего меня в Абакан, я увидела, как от моего транспортного средства начали в буквальном смысле отваливаться детали. Потом у нас была аварийная посадка в поле, ожидание автобуса, путешествие в город… Но об этом случае я стараюсь не вспоминать, особенно в преддверии полёта. Если самолёты эксплуатируют указанный срок и вовремя отправляют либо в утиль, либо в ремонт, то проблем возникнуть не должно. А от человеческого фактора нас никто не избавит.

Юрий ДРОМАШКО,
руководитель компании «Регата»:


- Летаю достаточно часто. Не скажу, что получаю от этого удовольствие, но в целом к авиаперелётам отношусь спокойно. Приходилось летать на воздушных судах и компании Boeing, и компании Airbus, совсем недавно летал в Москву, в Египет. Что могу сказать о самолётах Airbus - очень комфортные, особенно если новые, что встречается, к сожалению, очень редко, обычно российские авиакомпании покупают весьма подержанные самолёты. Отечественная авиационная техника - «Ту» и прочие, на мой взгляд, уступают иностранным только комфортностью. «Боинг» и «Эйрбас» - давние соперники. Несмотря на все положительные характеристики самолётов «Эйрбас», я всё же отдаю предпочтение «Боингам». Все последние трагичные истории с «Эйрбасом» сильно подпортили репутацию этой компании.

Антон ЖУРИЛОВ,
директор ресторанного комплекса «Разгулоff»:


- На самолётах французской компании Airbus летать, конечно, приходилось. Возможно, эти самолёты и очень комфортабельны, удобны для пассажиров, но те воздушные суда, которые летают в нашей стране, мягко говоря, не в лучшем состоянии. В салоне чувствуется многолетнее использование - механизмы кресел, столиков скрипят, с первого раза не поддаются манипуляциям. Прочие неприятные мелочи не создают особой комфортности. Всё-таки самолёты конкурирующего «Боинга» мне нравятся гораздо больше. Хотя по большому счёту для меня при авиаперелёте важнее всего, чтобы была лётная погода, самолётом управлял опытный пилот, был хороший взлёт и мягкая посадка.

Катастрофа «Боинга-767» над Атлантикой

31 октября 1999 года «Боинг-767-366» египетской авиакомпании, летевший из Нью-Йорка в Каир, рухнул в Атлантический океан. Погибли 202 пассажира и 15 членов экипажа.

31 октября 1999 года у побережья штата Массачусетс, в 100 км от островка Нантакет, потерпел катастрофу лайнер «Боинг-767-366» авиакомпании «Иджипт эйр». Из 202 пассажиров, среди которых граждане Египта, США, Судана, Сирии, Чили, Канады и 15 членов экипажа, спастись не удалось никому. На борту «Боинга» находились около тридцати египетских военнослужащих, в том числе высокие военные чины: они возвращались на родину после обучения в США.

Катастрофа произошла через полчаса после начала рейса MS990 из Нью-Йорка в Каир: самолет, поднявшийся в небо 01.19 по EST (восточное поясное время), исчез из поля зрения радаров в 1.52. Никаких сигналов тревоги или бедствия с борта не поступало, хотя диспетчеры заметили, что в 1.50, спустя три минуты после очередного выхода на связь, лайнер резко пошел вниз.

Роковое падение с высоты 9900 м в океан заняло не более двух минут. При этом, исходя из показаний бортовых приборов, все электросистемы, по крайней мере в носовой части самолета, работали исправно.

В 2.15 береговая охрана США получила сообщение о пропавшем самолете; тут же была развернута поисково-спасательная операция. Египет направил в помощь своих специалистов. Район крушения был определен довольно быстро (площадь - 54-60 кв. км, глубина - от 80 до 100 м) -100 км юго-восточнее Нантакета. В первый же день обнаружены пояса и жилеты, подушки от пассажирских кресел, мелкие личные вещи; поднято на поверхность лишь одно тело.

На утренней пресс-конференции в понедельник 22 октября представители Национального бюро по безопасности на транспорте заявили, что установление причин внезапной катастрофы - процесс, занимающий несколько месяцев, и пока можно говорить только о версиях. На всем найденном нет специфических признаков, которые оставляет после себя любой взрыв, поэтому пока нет оснований считать, что катастрофа - результат теракта.

На экранах радаров последние мгновения рейса № 990 выглядели так. Спустя чуть более получаса после вылета из нью-йоркского аэропорта имени Джона Кеннеди курсом на Каир самолет, успевший набрать высоту 9900 м, неожиданно резко устремился вниз. За какие-то полминуты лайнер «провалился» почти на 7 км, скорость падения подошла к отметке 1000 км/ч.

По утверждению экспертов, находившиеся на борту люди до падения успели испытать настоящее чувство невесомости. Тех, кто не пристегнулся креслу, размазало по потолку. Однако примерно за 2, 5 км до поверхности океана лайнер замедлил свое падение и даже пошел вверх, но ненадолго. Словно взлетев на гребень гигантской горки, «Боинг» снова, теперь уже бесповоротно, рухнул в воды океана.

Анализ показаний трех различных радаров позволил специалистам, расследующим обстоятельства крушения самолета, сделать однозначный вывод: до самого соприкосновения с поверхностью океана «Боинг-767» оставался неповрежденным. Лайнер врезался в воду на скорости более 1000 км/час, поэтому так велика оказалась сила удара, разнесшая огромный лайнер и пассажиров на мелкие куски.

Причины катастрофы долгое время оставались загадкой. «Самолет не может просто так нырнуть в море с огромной высоты, не подавая никаких сигналов, если с экипажем все в порядке», - заметил один из сотрудников Федерального управления авиации (FAA) США.

С самого начала следствие отрабатывало несколько версий катастрофы: техническая неисправность, внезапная разгерметизация, взрыв бомбы, нападение на экипаж. Руководитель Национального бюро по безопасности на транспорте Джеймс Холл заявил, что не обнаружено никаких следов механических неисправностей лайнера, которые могли бы вызвать подобную катастрофу. Погодные условия тоже были удовлетворительные.

Погибший самолет «Boeing-767-366ER» был построен в 1989 году. Рассматривая версию технической неполадки, эксперты вспомнили упавший восемь лет назад в Таиланде «Боинг», у которого неожиданно включилась система реверсивного торможения двигателей. Проведенные после того случая исследования показали, что сильнейшие вихревые потоки, возникающие при включении этой системы в воздухе, способны в секунды разрушить у самолета крылья. Не исключалось, что та же участь постигла и египетский лайнер.

ФБР продолжала проверять вероятность теракта. Представитель этого ведомства вскоре после катастрофы «Боинга» заявил, что «пока не располагает никакими сведениями или указаниями на преступную деятельность». Позже стало известно, что до 30 октября в аэропортах Лос-Анджелеса и Нью-Йорка действовал особый режим безопасности, связанный с поступившим в августе анонимным звонком о намерении некой организации осуществить теракт на борту самолета в одном из этих аэропортов.

Наконец появился сенсационный слух: виновник катастрофы, возможно, один из членов экипажа «Боинга», который якобы незадолго до трагического рейса застраховал свою жизнь на колоссальную сумму - несколько миллионов долларов.

Как ранее сообщили агентству АП просившие не называть их имен три представителя правительственных ведомств, близкие к расследованию, изучение обломков разбившегося самолета не выявило никаких признаков механических неполадок, которые могли бы привести к катастрофе.

По словам одного из них, перед падением машина вела себя абсолютно так, как и должна. А по словам двух других представителей, рабочей гипотезой остается предположение, что вскоре после вылета самолет был направлен в пике.

Прежде чем причина гибели египетского авиалайнера «Боинг-767» будет установлена, необходимо завершить несколько дополнительных исследований, заявил Джеймс Холл. Тем самым он поставил под сомнение сообщение агентства АП, согласно которому эксперты все больше убеждаются, что катастрофа самолета была вызвана преднамеренно.

Со своей стороны Холл заявил, что Национальное бюро по безопасности на транспорте вместе с представителями министерства транспорта, коммуникаций и гражданской авиации Египта договорились продолжить расследование катастрофы, включая изучение записей переговоров в кабине пилотов и показаний различных приборов. Занимающиеся расследованием специалисты должны проанализировать работу механизма руля высоты, элементов гидравлической системы и пилонов двигателя. Они также планируют провести моделирование последнего полета разбившегося самолета в позволяющем это сделать исследовательском центре компании «Боинг» в Сиэтле.

Тайну катастрофы помогают разгадать «черные ящики». Местонахождение одного из них, подающего сигналы из-под воды, определили достаточно точно. Но добраться до него долгое время мешали сильный ветер и высокие волны.

Изучение записи «черных ящиков» повергло экспертов в шок: самолет и всех, кто находился в нем, судя по всему, сознательно погубил второй пилот Гамиль эль-Батути, решивший свести счеты с жизнью.

…Это оказался один из последних полетов 59-летнего ветерана египетской авиакомпании; в марте он должен был выйти в отставку. В течение двенадцати лет эль-Батути занимался воздушными перевозками, причем в последние годы летал на престижном рейсе Каир - Нью-Йорк - Лос-Анджелес. По словам его сослуживцев, Гамиль очень переживал, что так и не получил должности командира экипажа. Правда, все относились с уважением к бывшему летчику-инструктору египетских ВВС, служившему некогда вместе с президентом страны Хосни Мубараком, и прислушивались к советам опытного коллеги.

Расшифровка пленки с записью разговоров экипажа показала, что почти сразу после взлета эль-Батути фактически принудил своего молодого напарника, 36-летнего Абделя Анвара, уступить ему место за штурвалом, хотя по плану ему предстояло вести самолет лишь через несколько часов. Командир «Боинга» не возражал, а спустя некоторое время и вовсе отлучился из кабины, оставив Гамиля одного. И вот тут-то стало происходить нечто непонятное.

Микрофоны зафиксировали, как эль-Батути произнес по-арабски традиционную мусульманскую молитву: «Отдаю себя на милость Аллаха» («Аллах акбар»). Он повторил ее 13 (!) раз. Некоторые эксперты-лингвисты, изучавшие запись, утверждают, что за шумом двигателей можно разобрать и другие два слова, сказанные пилотом: «Я решился». В любом случае через мгновение после молитвы автопилот самолета был уже отключен, а спустя секунду лайнер понесся вниз. На приборной панели сработала звуковая сигнализация потери высоты и превышения предельной скорости. Ворвавшийся в кабину командир бросился спасать пикирующую машину. «Помогай мне! Тяни на себя!» - воспроизвела его отчаянный призыв к эль-Батути пленка из «черного ящика». Командир отключил двигатели, чтобы замедлить скорость падения. Примерно за километр от поверхности воды самолет выровнялся и начал снова набирать высоту, но мощности турбин не хватило, и «Боинг» рухнул в Атлантику.

Значит, все же самоубийство? Но звуков борьбы или перебранки между эль-Батути и командиром на пленке не слышно. И самое главное, какие мотивы могли заставить второго пилота покончить с собой, да еще столь страшным способом?

В Египет отправилась специальная бригада следователей, которой предстояло тщательнейшим образом изучить биографии членов экипажа, и в первую очередь эль-Батути.

Выяснилось, что эль-Батути получал весьма приличное жалованье - 6000 долларов в месяц. К пенсии он сумел скопить состояние - три загородных дома, шикарный автомобиль, солидный счет в банке, позволявший без особого напряжения содержать жену и пятерых детей. Правда, беда случилась с младшей дочерью Гамиля - девятилетней Айей. С детства ее мучил непонятный тяжелый недуг. Египетские врачи вынесли вердикт - рак кожи - и провели болезненное лечение химиотерапией.

Отец решил продолжить ее лечение в США. Оказалось, что у Айи редкое заболевание иммунной системы. На новые лекарства и врачебную помощь потребовались немалые деньги, однако эль-Батути имел необходимую сумму и не замедлил заплатить за лечение. Так что версия о финансовом крахе главы семьи не подтвердилась.

Не походил эль-Батути и на экстремиста - правоверный мусульманин, но не фанатик. Да и молитва, произнесенная им за мгновение до катастрофы, - традиционное изречение, сродни нашему «Господи, помилуй». Родственники пилота категорически отвергали версию, что он покончил с собой, тем более таким образом.

Видимо, таинственные обстоятельства гибели египетского «Боинга» заставят впредь оборудовать кабины самолетов видеокамерами. Специалисты полагают, что только «живая картинка» происходящего способна со стопроцентной точностью поведать о причинах катастрофы воздушного судна.

Египетские власти негативно отреагировали на поспешность, с которой в США попытались представить Гамиля эль-Батути виновником трагедии. В Каире говорили, что американцы пытаются вывести из-под удара корпорацию «Боинг» (в случае если к катастрофе все же привела техническая неисправность). Правда, у египтян имелись свои резоны не признавать вину за происшедшее. Семья одного из 217 погибших в катастрофе сразу вчинила «Иджипт эйр» иск на 50 миллионов долларов. Последуй этому примеру родственники других пассажиров - колоссальных убытков «Иджипт эйр» не избежать…

Каир и Вашингтон долго вели секретные консультации: египтяне пытались сохранить в тайне обстоятельства катастрофы, не желая оказаться и «черном списке» туристических агентств. Администрация Билла Клинтона решила пойти навстречу Каиру, однако репортеры раскопали все детали происшедшего. Так что мир узнал о трагедии над Атлантикой, причем во всех подробностях.

Случай с египетским «Боингом» отнюдь не единственный, когда пилоты сознательно вели свой самолет к гибели. Особенно часто это случалось в годы Второй мировой войны, но то были боевые машины.

Что касается гражданской авиации, то наиболее известны два подобных инцидента.

В августе 1994 года разбился марокканский самолет, летевший в Касабланку. Расследование показало, что пилот совершил преднамеренную катастрофу в целях самоубийства. В 1997 году «Боинг» сингапурской компании стал жертвой своего пилота, решившего подобным образом избавиться от необходимости платить карточные долги.

Еще одно любопытное наблюдение. За три предыдущих года в воздушном районе над Атлантикой вблизи восточного побережья США произошли четыре авиакатастрофы. В июле 1996 года вблизи Лонг-Айленда взорвался и рухнул в океан самолет компании TWA, следовавший рейсом Париж - Нью-Йорк. В 1998 году севернее, неподалеку от берегов Новой Шотландии, потерпел крушение лайнер швейцарской компании «Суисс эйр». Летом 1999 года у соседнего с Нантакетом острова Мартас-Виньярд разбился самолет сына президента Кеннеди - Джона-младшего. А потом был рейс № 990.

Некоторые американские ученые считают, что все эти самолеты могли стать жертвами природной аномалии типа Бермудского треугольника, которую прежде не замечали. Также предполагают, что классический «треугольник», последние годы никак себя не проявлявший, по каким-то причинам «переместился» от Бермудских островов на север.

Из книги 100 великих авиакатастроф автора Муромов Игорь

Катастрофа Ту-144 в Ле-Бурже 3 июня 1973 года на авиасалоне в Ле-Бурже (Франция) во время демонстрационного полета взорвался в воздухе самолет Ту-144. Погибли все 6 членов экипажа и 8 человек на земле.В 60-х годах в авиационных кругах США, Великобритании, Франции и СССР активно

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

«Боинг-747» взорван в небе над Атлантикой 23 июня 1985 года у побережья Ирландии разбился «Боинг-747» авиакомпании «Эйр Индиа». Погибли 329 человек. Наиболее вероятная причина катастрофы - взрыв бомбы на борту.Летом 1985 года в историю гражданской авиации вписана еще одна черная

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Торп Ник

Катастрофа «Боинга-747» под Токио 12 августа 1985 года в окрестностях Токио (Япония) «Боинг-747» авиакомпании «Джепэн эйрлайнз» потерял управление и врезался в гору. Погибли 520 человек, 4 человека чудом остались в живых.Одна из самых страшных катастроф в истории мировой авиации

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег Олегович

Самолет «Боинг-747» взорвался над Атлантикой 17 июля 1996 года после взлета из нью-йоркского аэропорта имени Дж. Кеннеди взорвался в воздухе и рухнул в Атлантический океан пассажирский самолет «Боинг-747-131». Погибли 249 человек.Страшная трагедия, разыгравшаяся в вечернем небе

Из книги Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс автора Петров Сергей Викторович

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

Столкновение Ту-154М и «Боинга-757» над Германией 2 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись Ту-154М компании «Башкирские авиалинии» и транспортный самолет «Боинг-757» американской почтовой авиакомпании DHL. Погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка.Эта авиакатастрофа

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

Катастрофа вертолета Ми-26 19 августа 2002 года в Ханкале (Россия) потерпел катастрофу самый большой вертолет в мире Ми-26. Погибли 117 человек.За сутки перед катастрофой в Моздоке (Северная Осетия) была плохая погода - шел дождь и стоял туман. «Борта» на Ханкалу, которые после

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег Олегович

7.1. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ КАТАСТРОФА Меры предосторожности:- по возможности располагайтесь в центральных вагонах электричек (они меньше всего пострадают при аварии);- громоздкие и тяжелые вещи ставьте вниз, так как при сильном толчке они могут свалиться с верхних полок и

Из книги автора

Произошло из-за непонимания экипажем ситуации и нарушения эксплуатационного режима самолета, заявил директор французского Бюро расследования авиакатастроф (BEA) Жан-Поль Троадек, огласивший в четверг итоговый доклад о причинах катастрофы.

Самолет авиакомпании Air France рейса AF447 из Рио-де-Жанейро в Париж . На его борту находились 228 человек, все они погибли. Французское Бюро расследования авиакатастроф (BEA) в мае 2011 года сообщило, что специалистам удалось извлечь все данные бортовых самописцев лайнера, которые около двух лет пролежали на дне океана на глубине 3,9 километра.

"Эта катастрофа стала результатом отклонения от эксплуатационного режима самолета экипажем, который перестал осознавать ситуацию. Эта категория несчастных случаев около 10 лет является самой смертоносной на общественном транспорте. Она касается как классических самолетов, так и современных моделей, как Boeing, так и Airbus", - сказал Троадек журналистам.

Он отметил, что расследование причин крушения завершилось.

"С завтрашнего дня BEA направит новые рекомендации (в авиакомпании и агентства по авиационной безопасности), в том числе восемь по обучению пилотов и пять - по сертификации самолетов. Некоторые меры уже принимаются, для выполнения других рекомендаций могут потребоваться годы. BEA будет следить за исполнением рекомендаций", - заявил директор Бюро.

В свою очередь, руководитель расследования Ален Буйяр сообщил, что BEA подготовило 25 новых рекомендаций.

"Пилоты должны лучше знать устройство самолетов и изменение характеристик при ухудшении ситуации во время полета. Нужно улучшить практическую и теоретическую подготовку, базовые и технические знания о самолете и механике полета, а также взаимодействие экипажа в ситуациях сильной эмоциональной нагрузки", - заявил Буйяр.

По данным Бюро, проблемы во время выполнения рейса из Рио-де-Жанейро начались после того, как кристаллы льда нарушили работу датчиков скорости "Пито". Из-за несоответствия измеренных скоростей автопилот отключился. В этот момент командир корабля отдыхал , управление взял второй пилот, действия которого и привели самолет к сваливанию, из которого воздушное судно так никто и не вывел.

"Через 20 секунд после отключения автопилота третий пилот обнаружил, что самолет набирает высоту. Он попросил действующего пилота стабилизировать траекторию, быть внимательным к скорости и спуститься обратно. Хотя точных указаний не последовало, этого было бы достаточно для краткосрочной стабилизации ситуации", - сказал Буйяр.

Самолет поднялся до высоты 38 тысяч футов (11,6 тысяч метров) с вертикальной скоростью 6 тысяч футов в минуту (1,8 тысяч метров). По словам Бруйяра, второй пилот действовал резко и несдержанно, увеличив угол тангажа с 0% до 10% за 10 секунд, тогда как на таких высотах предельно допустимый угол составляет 6%.

"В этот момент была набрана максимальная высота, прозвучало предупреждение о сваливании", - сказал эксперт.

По словам эксперта, после этого самолет начал падать с вертикальной скоростью 10 - 11 тысяч футов в минуту (3 тысячи метров), угол падения до крушения составлял 35 - 45 градусов.

Вскоре командир вернулся в кабину, но его присутствие ничего не изменило. Экипаж, по словам Буйяра, до момента крушения не обращал внимания ни на сигнал о сваливании самолета, работавший с перерывами, ни на соответствовавшую тряску.

"Была преодолена планка ускорения, самолет вышел за пределы эксплуатационного режима. Судно можно было бы вернуть в эксплуатационные рамки, опустив ручку управления, но она осталась в положении набора высоты, что лишь усугубило ситуацию", - отметил Буйяр.

По его словам, пилоты полностью потеряли контроль над ситуацией.

"На данной стадии только крайне решительный и хорошо осознавший ситуацию экипаж мог бы вернуть самолет в рамки эксплуатационного режима", - заявил эксперт.

Вместе с тем, глава BEA Троадек отметил, что Бюро не устанавливает юридическую ответственность виновных в крушении лайнера, которое стало крупнейшей авиакатастрофой за всю историю Air France. Виновных определит суд, который ведет свое расследование. В среду были обнародованы выдержки из доклада судебных экспертов, в котором отмечена потеря данных из-за обморожения датчиков "Пито" и отсутствие нужной реакции со стороны экипажа.

Сегодня мировые СМИ комментируют загадочное исчезновение над Атлантикой самолета компании Air France, на борту которого находились 228 человек. Аэробус А-330 попал в зону сильной грозы с громом, молниями и турбулентностью, но его конструкция считалась весьма надежной. Первые интервью дают счастливчики, не допущенные на роковой рейс.

С ужасом наблюдая за ходом поисков пропавшего над Атлантикой самолета авиакомпании Air France, датчанин Стефан ван Осс благодарит Бога за то, что он спас его от гибели. Дело в том, что Стефан тоже должен был лететь на этом самолете.

Три недели назад он решил отправиться отдохнуть в Бразилию. Страна ему очень понравилась, и очень хотелось продлить этот отпуск, но нужно было возвращаться. В понедельник Стефану предстояло вернуться назад в Европу и он купил билеты на рейс AF 447.

Как рассказал ван Осс в интервью датскому телешоу Hart van Nederland, его спасло чудо - позвонил очень хороший друг и сказал, что случится что-то плохое и Стефану не следует лететь этим рейсом. Тот послушался и не стал заходить в самолет, о чем впоследствии не пожалел.

Напомним, что в Атлантическом океане продолжаются поиски авиалайнера Airbus 330-200, пропавшего с экранов радаров при выполнении рейса Рио-де-Жанейро - Париж, сообщает Washington Post. "На борту находились 12 членов экипажа и 216 пассажиров - граждане 32 стран", - пишут корреспонденты Эдвард Коди и Шолнн Фримен.

В 4:00 по парижскому времени самолет попал в зону сильной грозы с громом, молниями и турбулентностью. С 4:14 авиалайнер подал несколько автоматических сигналов об отключении электросети и падении давления воздуха в салоне, после чего связь оборвалась.

"Если самолет затонул посреди Атлантики, найти материальные следы катастрофы будет непросто. Центральные районы океанов - одни из самых удаленных от цивилизации уголков мира", - пояснил изданию эксперт из Массачусетского технологического института.

Современные авиалайнеры обычно обходят фронт грозы, хотя их конструкция рассчитана на удар молнии. Airbus 330-200 славится своей надежностью, и все же борт, летевший на высоте 35 тыс. футов, мог угодить прямо в опаснейшую часть грозового фронта, который в этом районе тянулся вверх до высоты 50 тыс. метров, приводит издание пояснения специалиста-метеоролога.

Неясно, как долго самолет оставался в воздухе после последнего автоматического сообщения и почему экипаж не подал сигнал SOS. "Черные ящики" снабжены радиомаяками, работающими 30 дней, но обнаружить их в воде будет затруднительно, добавляет газета.

Как пишет The Times, наиболее вероятной причиной катастрофы А-330 представляется турбулентность. Вот уже 40 лет не было случая, когда главной причиной авиакатастрофы стала бы молния, пишет автор статьи Чарльз Бремнер.

С известной регулярностью молнии ударяют в авиалайнеры, но это не представляет значительной опасности. Согласно свежим данным американской статистики, ежегодно молния попадает в каждый коммерческий борт в среднем один раз.

С другой стороны, сильная турбулентность представляет угрозу даже для крупных самолетов, указывает корреспондент. Небольшие самолеты, попадая в шторм, периодически оказываются разломанными на куски и рухнувшими на землю. Самый известный случай подобной катастрофы произошел в 1966 году в Японии, вблизи горы Фудзияма: тогда погибли 124 человека.

Немецкая Der Tagesspiegel, сообщая об авиакатастрофе, приводит слова руководителя Air France Пьера-Анри Гуржона: спасатели "локализовали зону поисков" авиалайнера, следовавшего через Атлантику. "Катастрофа произошла на полпути между побережьем Бразилии и африканским побережьем".

В качестве одной из возможных версий крушения Гуржон назвал удар молнии. Однако, комментирует издание, эксперты опровергают эту версию, указывая на то, что современные авиалайнеры оснащены специальными устройствами, защищающими от грозовых ударов.

Это самая страшная и на сегодняшний день самая загадочная катастрофа в истории французской авиации, пишет Le Temps. Пока Air France выдвигает гипотезу, объясняющую инцидент метеорологическими условиями. Как отмечает метеоролог Météo France Этьен Капикян, "это одна из зон, где происходит больше всего гроз в мире".

По мнению Франсуа Гранжье из Бюро расследования и анализа, рейс 447, по-видимому, стал жертвой "чего-то крайне внезапного и мощного", поэтому пилоты не успели сообщить о проблеме. Аварийные маяки не подавали сигналов - значит, они были повреждены до того, как смогли подать сигнал.

Еще одна загадка заключается в том, что Британка Патриция Коакли, муж которой находился на борту аэробуса A330-200, 1 июня пропавшего во время полета над Атлантикой, считает, что самолет не затонул. Женщина мотивирует это тем, что при звонке своему супругу на мобильный телефон она слышит гудки. Таким образом, телефон все еще работает и находится в зоне досягаемости, заявляет британка, пишет «NEWSru.com» со ссылкой на The Sun.

Муж 58-летней Коакли, Артур, последний раз звонил жене, чтобы сообщить, что ему удалось сесть на борт самолета, отправлявшегося из Рио-де-Жанейро в Париж. Перед этим два рейса, которыми собирался лететь британец, были отменены.


По материалам прессы.