Русская шамбала. Сакральные места — Шамбала, Беловодье, Тебу


Поверье о «Беловодском царстве» бытовало у русских старообрядцев так называемого «никудышного» толка. Известно, что «никудышники», не признававшие священства греко-католической церкви и не примкнувшие ни к одному из «поповских» старообрядческих согласий, не раз отправлялись в Беловодье, надеясь найти там дониконовское православие «во всей его чистоте и благодати». В 1903 году Русское географическое общество выпустило брошюру «Путешествие уральских казаков в «Беловодское царство». Ее написал уральский казак Г. Т. Хохлов, который в 1898 году вместе с двумя товарищами совершил далекое путешествие в Палестину, на Цейлон, в Индокитай и Японию в поисках Беловодья. В предисловии к этой брошюре писатель В. Г. Короленко отмечал, что легенда о Беловодье «не нова и давно уже потрясает простые сердца своей заманчиво-мечтательной прелестию». По его сведениям, на протяжении всего прошлого века «были известны случаи, когда из деревень Алтайского округа (Бухтарминской волости) люди уходили за… границу для отыскания «Беловодья». Далее В. Г. Короленко пишет: «Некоторые из статистиков, исследовавших Алтайский округ, уже в последние годы сообщали пишущему эти строки, что и в настоящее время известны еще случаи этих попыток проникнуть в Беловодию через таинственные хребты и пустыни Средней Азии. Некоторые из этих искателей возвращаются обратно, перетерпев всякие бедствия, другие не возвращаются совсем. Нет сомнения, что эти «другие» погибают где-нибудь в Китае или в суровом, негостеприимном для европейца Тибете. Но наивная молва объясняет это исчезновение иначе… По ее мнению — эти пропавшие без вести остаются в счастливом Беловодском царстве. И это обстоятельство манит новых и новых мечтателей на опасности и на гибель».

Мечта о добре

Теперь подведем некоторые итоги. Из всего сказанного становится ясным, что легенды о Шамбале — это переплетение вполне земных, реальных представлений (например, о тех же «оазисах» среди горных пиков) с фантастическими рассказами, всплывшими из глубин восточных мифологий. В Шамбале будто бы существует «лекарство правды», приняв которое человек очищает душу от лжи и впредь говорит только правду. Чувствуя приближение старости, жители Шамбалы постятся некоторое время, затем пьют чудесный напиток из родника вечной юности и вновь становятся молодыми. Тибетская молва повествует об «орлиных камнях» Шамбалы, которые исправляют зрение, могут излучать тепло и холод, освещать и ввергать окрестности в тьму.
Может быть, все-таки еще раз вспомним ставший уже банальностью древний афоризм о том, что новое — это хорошо забытое старое. Дети XX века, возымевшие фантастическую технику, подчас с изрядной долей снисходительности говорят о своих далеких предках, считая их примитивными созданиями с каменными топорами в руках. А между тем эти «примитивы» создавали литературно-философские шедевры, которые поражают нашего современника глубиной проникновения в тайны бытия. Вот фрагмент одного из космогонических гимнов Ригведы:

«Тогда не было ни сущего, ни несущего;
не было ни воздушного
пространства, ни неба над ним.
Что в движении было? Где? Под чьим покрывалом?
Чем были воды
непроницаемые, глубокие?
Тогда не было ни смерти, ни бессмертия.
Не было различия между ночью и днем».

Представления авторов этого гимна о становлении мироздания вписываются и в наши сегодняшние воззрения. А между тем гениальные творцы Ригведы, столь «современно» излагающие происхождение вселенной, жили, как утверждают некоторые ведологи, в пятом или даже шестом тысячелетии до нашей эры. Что касается лам, посвященных в тайну Шамбалы, то они по сей день детально рассказывают о геологических катаклизмах, которые в незапамятные времена разрушили неведомые теперь континенты в Атлантике, Индийском и Тихом океанах…

Каким образом сохранились эти сведения и насколько они истинны — неизвестно. Но подобная память о «делах давно минувших дней» служит прежде всего предостережением против новых катаклизмов в будущем. А что может быть страшнее катаклизма, которым грозит нашему миру накопление запасов смертоносного термоядерного оружия?! Таким образом, символика Шамбалы и в этом смысле вполне современна.

Сольем воедино мифы и легенды о Шамбале — и мы получим, что главная суть их — мечта об избавлении человечества от кошмара суеверий, социальной несправедливости и насилия, мечта о великой судьбе, уготовленной «человеку разумному» на нашей Земле, о добре и искоренении величайшего зла, которое когда-либо знали цивилизации, — войн. В конечном итоге мечта о сохранении для себя и для потомков замечательной голубой планеты, на которой мы живем.
А ведь для нас, людей XX века, такая мечта перестала быть недосягаемым идеалом, это — задача, требующая незамедлительного решения.

Реальность и легенда

Легенда о Шамбале, Беловодье, Белом острове, о таинственной земле обетованной, полной чудес, вот уже много веков живет и не умирает на просторах Азии. Она привлекала неослабное внимание русских путешественников и ученых. Н. М. Пржевальский в одном из своих трудов писал: «Другой весьма интересный рассказ, слышанный нами… было предсказание о Шамбалыне… обетованной земле буддистов… Вышеназванная страна есть остров, лежащий где-то далеко на Северном море. В нем очень много золота, хлеб родится необыкновенной величины, бедных нет вовсе».
Известный русский художник, крупный ученый и путешественник Н. К. Рерих во время своей Центрально-Азиатской экспедиции, длившейся с 1923 по 1928 год, собрал большой материал об этой таинственной стране. Тщательно проанализировав его, он пришел к выводу о типологической общности легенд о Беловодье, Шамбале, Белом острове. Различные же названия страны, упоминаемой в сказаниях, свидетельствуют лишь о разнообразии и обширности регионов распространения этой легенды: Индия, Тибет, Алтай… Доктор исторических наук Н. Н. Покровский в докладе, прочитанном им в 1976 году, сообщил о том, что археографические экспедиции, проводимые Сибирским отделением АН СССР, зафиксировали легенду о Беловодье в Восточном Казахстане, а также в долинах верхнего Енисея. В связи с этим академик А. П. Окладников обратил внимание на предание о земле «бородатых людей», распространенное на востоке Сибири. Такая широкая география легенды ставит ее в один ряд с преданием о потопе, реальность которого подтверждена археологическими исследованиями.

Рассматривать легенду о Шамбале, или Беловодье, однозначно нельзя. Она крайне многослойна, что свидетельствует о ее значительном возрасте. На заре какой исторической эпохи она появилась? Ответить на это трудно. Мы только знаем, как правильно сообщает С. Буланцев, что о ней есть упоминания в добуддистских источниках Тибета. Есть много вариантов этой легенды, существует значительное количество подробностей самого разного характера, связанных с ней. Но основная канва может быть найдена в любом варианте.
Н. К. Рерих вскрыл в легенде о Шамбале один из ее древнейших пластов, связанный с эпохой переселения народов. Ученого натолкнули на эту мысль многочисленные сказания о подземных ходах и пещерах, в которые якобы уходили и навсегда исчезали целые племена и народы. Таким образом, заповедная страна превращалась в подземное царство, куда устремлялись эти племена и народы. «Каждый вход в пещеру, — писал в связи с этим Н. К. Рерих, — предполагает, что кто-то уже вошел туда. Каждый ручей — особенно подземные ручьи — побуждает к фантазии о подземных ходах». Продолжая свою мысль, Рерих замечает: «Народ определяет эти проблемы много проще: для них все, что исчезло, отправилось под землю».

Передвижение кочевых народов в отдаленные времена, их исчезновения из мест первоначального заселения, их внезапные появления в неожиданных районах питали народную фантазию, облекали реальные факты прошлого в легендарную форму.

Легенда о Беловодье, на мой взгляд, является более поздним слоем основного предания. Несколько веков назад в России началось староверческое движение.

И древняя легенда о заповедной земле счастья и справедливости получила новую жизнь. Русские крестьяне, уходившие от преследований официальной церкви и феодального произвола, мечтали о стране, где кончатся их беды и страдания и где они мирно займутся земледельческим трудом. Они уходили в отдаленные районы Сибири, начинали обживать Алтай. Легенда о заповедной стране продолжала жить среди староверов еще два века спустя. Она обрастала новыми подробностями, реальными н фантастическими, и несла в себе заряд какой-то странной действенности. Люди неутомимо стремились на поиски чудесной страны. Они пускались в трудный, неизведанный путь в одиночку, группами, а иногда целыми «обществами». Крупнейшие русские путешественники Н. М. Пржевальский и П. К. Козлов с пристальным вниманием следили за этими передвижениями. «К лучшим результатам, — писал Пржевальский, — привели расспросы относительно давнего пребывания русских староверов на Лобноре. О них рассказывали нам лица, видевшие собственными глазами пришельцев, явившихся в эту глушь Азии, вероятно, искать обетованную страну Беловодье». Козлов во время своей экспедиции в Монголию и Кам в 18S9 году беседовал со старовером Рахмановым, который сам ходил на Лобнор в поисках Беловодья.

Путешествия в поисках Беловодья, рассказы о чудесах заповедной страны нашли отражение даже в русской художественной литературе. Короленко, Мельников-Печерский, Шишков на страницах своих произведений запечатлели рассказы странников, будивших воображение не одного поколения русских крестьян. «Но дошли мы все-таки до Беловодья. Стоит там глубокое озеро, да большое, ровно как море какое, а зовут то озеро Лопонским и течет в него от запада река Беловодье. На том озере большие острова есть, и на тех островах живут русские люди старой веры», — рассказывает один из героев романа Мельникова-Печерского «В лесах». Беловодьем русские староверы называли множество мест, где, как им казалось, начинается земля обетованная.

Реальность и легенда шли рядом, часто незаметно подменяя друг друга. И поэтому реальность была похожа на легенду, а легенда на реальность. Такое соотношение легенды и реальности было зорко подмечено Н. К. Рерихом: «В этих оберегаемых и сохраняемых преданиях вы можете узнать реальность прошлого. В каждой искре фольклора есть капля Истины, приукрашенной или искаженной».

Пока, к сожалению, удовлетворительной расшифровке не поддается ряд сведений, связанных с легендой о Шамбале, — таких, как данные о контакте Шамбалы с космическими цивилизациями и предания о затонувших материках и погибших культурах.

Очерк С. Буланцева, написанный на основании многочисленных источников, дает нам повод утверждать, что в легенде о Шамбале наряду с фантастическими моментами есть реальные или отражение таковых. Но у читателя должен возникнуть естественный вопрос: существовала все-таки или нет таинственная страна Шамбала, Беловодье, Тебу?

Ряд редких особенностей самой легенды и ее необычная историческая судьба заставляют нас отнестись к ней серьезно и продолжить ее исследование. Нет ничего более легкого, чем отрицание или тенденциозный подбор доказательств для опровержения того или иного предания, пришедшего к нам из древности. Много труднее осмыслить эти предания, проанализировать их, вскрыть их временной пласт и суметь увидеть реальность, стоящую за ними. Только такой путь может быть плодотворным.

Л. Шапошникова, кандидат исторических наук, лауреат премии имени Джавахарлала Нерy

«Сайт VokrugSveta.ru (ВокругСвета.ру)



Тайная земля, в которую могут быть допущены лишь достойные.

Царство Божье на земле

В русских преданиях Беловодье называли Страной справедливости и благоденствия, Запретной Страной, Страной Белых Вод и Высоких Гор, Страной Светлых Духов, Страной Живого Огня и неизменно сравнивали с земным раем.

По одной из версий, она размещалась на Крайнем Севере, в Поморье, «а проход был от Зосима и Савватия соловецкими кораблями через Ледское море» - распространяли эту легенду соловецкие мятежники, бежавшие в конце XXVII века в поморские леса и известные как «бегуны», или «странники».

Согласно славяно-арийским ведам, Беловодье - тот же остров Буян, который находился некогда на месте современной Восточной Сибири.

На Востоке искал по поручению великого князя Владимира Красное Солнышко чудесную страну и киевский монах отец Сергий. 56 лет провёл он в скитаниях, а вернувшись в 1043 году в Киев глубоким стариком, поведал удивительную историю о своём путешествии в Беловодье. По его рассказу, множество людей, пришедших из самых разных стран, безуспешно старались войти в эту область. Но существовал строгий закон, по которому посещать её разрешалось только семерым людям за столетие. Шестеро из них должны возвратиться во внешний мир после того, как получат секретные знания, седьмой оставался в обители мудрецов, не старея, так как время для него переставало существовать. История эта сохранилась в летописи из Вышенского Успенского монастыря на Тамбовщине.

В самой восточной точке мира помещали и Опоньское царство (ещё одно название Беловодья в XVIII веке). Легенду «Путешествие инока Марка в Опоньское царство» приводит русский писатель-этнограф П.И. Мельников (псевдоним - Андрей Печерский). «От Москвы на Казань, от Казани до Екатеринбурга и на Тюмень, на Каменогорск, на Выборскую деревню, на Избенск, вверх по реке Катуни, на деревню Устьюбу, во оной спросить странноприимца Петра Кириллова. Около их пещер множество тайных, и мало подале от них снеговыя горы распространяются на триста вёрст, и снег никогда на оных горах не тает. За оными горами деревня Умьменска (по другому списку - Устьменска), и в ней часовня; инок, схимник Иосиф. От них есть проход Китайским государством, 44 дня ходу; через Губань (Гоби?), потом в Опоньское государство. Там жители имеют пребывание в пределах окияна-моря, называемое Беловодие. На острове нет ни войска, ни самого государства. Здесь все живут исключительно по «божецкому закону» - так описывается путь в Запретную Страну в легенде, записанной Мельниковым.

Продолжение читайте в июньском номере (№6, 2012) журнала «Чудеса и приключения».

В течение долгого времени человечество искало землю обетованную. Сначала это была Атлантида, царство Иоанна, затем другие места силы, тайна, мистика и новое знание. В 19. век нашел новый объект своего поиска и, таким образом, стал Шамбалой.

В Европе они впервые услышали об этом от иезуитов в 1627. Эти монахи отправились в Азию и рассказали местным жителям об Иисусе. Но они сказали, что там было место, где жили большие учителя. Они назвали его Шамбалой и указали на север. И многие искали его в Гималаях, пустыне Гоби и Памире, только не в России...Известный исследователь Сибири и автор замечательной книги «Греческая жизнь» (в оригинальной реке Угруум, примечательно) Вячеслав Шишков записал много сибирских легенд. Вот один из них: «В мире есть такая экзотическая страна, которую называют Бородатой. Она поет о ней в песнях, рассказывая ей в сказках. Находится в Сибири, может быть, за ней или где-то еще. Вы должны пройтись по степям, горам, бесконечной тайге, все еще на восток до пути солнца, и если бы вам дали рождение счастья, тогда вы увидите Возлюбленного собственными глазами.

Почва плодородна, дождь теплый, солнце полезно, пшеница растет круглый год, ей не нужно пахать; яблоки, дыни, виноград и бесчисленные стаи в цветущей траве без конца. Бер, правительство. Эта страна никому не принадлежит, в ней все будет, вся правда с древних времен. Это необыкновенная страна.

Нынешние эзотерики утверждают, что именно в Беловодье есть вход в таинственную Шамбалу. Алтайские шаманы защищают ее мир. Из-за большого количества туристов они часто должны восстанавливать энергетический уровень этой зоны.
Выдающийся художник и путешественник Николай Рерих, который искал Шамбалу, воспевал Белухскую гору и ее уникальное окружение в своих работах. Но главная цель любой поездки в Алтайские горы по-прежнему остается способом самоопределения.

Старики рассказывают об экстраординарном камне, найденном в долине реки Джарли. Они называют это Камень Силы, потому что он имеет очень сильную энергию и постоянно расширяется. У этого есть мистическая аура, поэтому шаманы делают свои ритуалы в окрестностях, и йоги выбрали это как наиболее подходящее место для их медитации. На камне есть древний символ: круг и три круга в нем. Этот макет можно увидеть на некоторых иконах раннего христианского периода. По образу Николая Рериха Мадонна Орифламма держит Святую Богородицу на холсте с изображением этого персонажа.

Но Алтай не только искал искателей таинственной Шамбалы. В России есть много легенд и легенд о святой стране в Сибири. Это место, так же как и легендарный город Китхе, на протяжении веков оставалось невидимым и недоступным для сил Зла. Сообщается, что великий киевский князь Владимир отправил 979 в Азию, группу во главе с сергиевским монахом, чтобы найти Королевство Белых Вод.

После нескольких десятилетий 1043 в Киев приехал старик, который утверждал, что он монах Сергий, и что ему удалось выполнить поручение князя. Он жил в Стране Чудес или, как они это называли, в Белой Вод. Он сказал, что все члены его группы погибли по дороге, и ему удалось добраться до этой чудесной страны. После того, как он был один, он нашел проводника, который привел его к «белому озеру», цвет которого он подавал. Гид отказался идти дальше и рассказал ему о некоторых «Хранителях снежных пиков», которых все боялись. Поэтому Сержи пришлось идти своим путем. Несколько дней спустя к нему поговорили два иностранца, говоря о незнакомом ему языке.
Они отвезли его в небольшое поселение и дали ему работу. Через некоторое время он вошел в другую деревню, где жили невидимые Мудрые Учителя, которые знали все, что происходило не только в ближайших населенных пунктах, но и в том, что происходило во внешнем мире. Сергей сказал, что существует строгий порядок, и был закон, согласно которому только семи представителей человечества было разрешено посещать это место в каждом столетии.

Из этих семи из них шесть человек должны были вернуться в мир после того, как они научили некоторому тайному знанию, но один ученик навсегда остался с Учителем. В Мудрецах Мудрецов этот человек мог жить так долго, как он хотел, без старения, потому что понятия времени здесь не существовало.

С тех пор легенды таинственного Возлюбленного обеспокоили умы многих искателей и паломников. Не исключено, что влияние тибетской Шамбалы распространилось на территорию России, независимо от большого расстояния и многочисленных препятствий. Поэтому вполне возможно, что Земля Чудес была расположена в России, в труднодоступном месте где-то на границе Сибири и горных регионов Азии.

Мудрые Учителя этого мистического поселения считаются высшими существами, Махатмами или Великими Душами и поклоняются в Тибете и Индии. Согласно Восточной Веры, они обладали таинственными способностями, и они были фактически теми, кто прошел эволюцию Земли, но чтобы защитить Землю, они остались на нашей планете.

Существует презумпция того, что по крайней мере два россиянина остались в 20. века в таинственной Беловеде. Это был Николай Рерих и его жена Елена. Им удалось добраться до легендарной Обители Истины и Света, таинственной Шамбалы. В 1925 Николай Рерих в Москве передал правительственным чиновникам «Послание тибетского Махатса». В 30. лет спустя два супруга вернулись в Индию и жили в предгорьях Гималаев на всю оставшуюся жизнь.
Создание Рериха этого периода приобрело новое, более совершенное направление. И его жена прославилась своими многочисленными работами в области культуры и философии. Многие книги, статьи и картины Николая Рериха связаны с Тибетом и таинственным знанием Учителей человечества. И в новом мистическом философском учении Елены Рерих под именем Анги Йоги она указывает на то, чтобы привести свою семью вместе с тибетскими махамами.

Многие знали о тибетской Шамбале, но в Беловодье информации о русском не было. Оказалось, что нет необходимости «идти на три моря», чтобы получить мистическую Шамбалу, потому что Земля Истины и Света прямо за гулом!

Говоря о таинственной Шамбале, нельзя игнорировать одно чрезвычайно загадочное место в России. Речь идет о озере Светлояр (Нижегородская область). Эксперты считают озеро ледниково-карстовым. Давным-давно, глубина озера поднялась до двадцати пяти футов после землетрясения. Озеро определяется следующим образом:

«Жемчуг падает с неба, снабженный зеленой рамкой леса». В окрестностях этого озера часто наблюдаются chronomiráže (chrono = время, изумление, изображения городов, события или явления, которые на самом деле далеки от места наблюдения или имели место в прошлом, но есть также отдельные описания хронографов, которые были образами будущего; признает.), в том числе купола таинственных отражений Китежа и колокольного звона.

Есть много интересных легенд о Светлояре. Со времен язычников происходит история сердитой богини Турции. Она поехала на своей лошади и вогнала людей, которые хлестали себя за те грехи, которые они совершили. Но внезапно земля под ее лошадью упала, и богиня немедленно исчезла. И здесь было построено озеро. Другая легенда относится к периоду хана Батый (внук Чингисхана) , Один из заключенных не смог противостоять пыткам, которые татары разоблачили и показали им тайные пути. Но высшие силы услышали молитвы жителей Китизы и спрятали город и людей на дне прекрасного озера.
И все же, ни в коем случае, исследователи считают это озеро «русским Шамбалой». Именно здесь они увидели розовые фиолетовые цвета НЛО, пролетая над озером и двигаясь как «падающий лист». В 1996 свидетели говорили о двух лучах, которые исходили из разных концов озера, чтобы создать блестящий крест. Местные жители убеждены, что озерная вода обладает целебными свойствами.

Время работает. Скоро не будет никаких неисследованных мест на планете. Но великая Шамбала защитит свои тайны, пока человечество не поймет простую истину: мир спасет добро, любовь и желание творить, а не разрушать. Может быть, тогда люди смогут увидеть гроссмейстера Шамбалу.

Шамбала, как и Атлантида, остается в сознании людей легендарной страной. На ее поиски в Гималаи до сих пор отправляются исследовательские экспедиции. Интересен вопрос: почему так долго и стойко в нашей памяти сохраняются мифы, передаются из поколения в поколения? Быть может из-за связи легенды с будущим, с сюжетом о генеральном сражении сил добра и зла, в результате которой якобы наступит золотая эра человечества? Ответы на эти вопросы в разное время искали совершенно разные по национальности и своей культуре люди: буддийские верующие, мистики всевозможных школ и направлений, искатели приключений и авантюристы, нацисты и рериховцы.

Интересно, что своя Шамбала была и у русских людей. Это Беловодье - «царство благоденствия и равенства, где люди не болеют, а зерно родится само». Изначально помещали ее на Урале. Затем на Севере, в те места, где позднее вырос Сургут - город, который зачинали четыре человека, а теперь здесь проживают почти 300 тысяч. В конце концов, старообрядцы, отправившиеся в XVIII веке на поиски Беловодья, остались жить на алтайском озере Аккем у подножия Белухи.

Белый Север

Белый цвет, символизирующий чистоту, священен для русских людей, мечтавших о лучшей жизни и устремлявших свой взор на Север. Именно здесь находилась, по мнению книгочеев, проповедников и просто мечтателей, благословенная страна, сравнимая разве что с земным раем. Разные ей в фольклоре давались названия: «Страна справедливости и благоденствия», «Страна Запретной», «Страна Белых Вод и Высоких Гор», «Страна Светлых Духов», «Страна Живого Огня». Наиболее известна северорусская легенда о Беловодье. Согласно «Мазуринскому летописцу», легендарные русские князья Словен и Рус еще задолго до Рюрика «обладали северными землями по всему Поморью: и до реки великой Оби, и до устья Беловодной воды». И эта вода была «бела, как молоко…». В легендах северных народов IX века говорится о священном храме «на горе, окруженном морским рукавом». Возможно, прообразом Беловодья явился храм бога Ямала на полуострове Ямал близ устья Оби. Или остров Буян, находившийся в древности на Восточном море, на месте Восточной Сибири.

Беловодье именуют «прародиной Мудрости, универсального знания и Счастья». Также как и Шамбалу, но многие исследователи неправильно стремятся отождествить их, ведь простое сравнение сюжетных деталей буддийского мифа о чистой земле и христианского мифа старообрядцев о справедливом обществе где-то за Уралом, показывает, что различий больше, чем совпадений. По вере русских, Беловодье - реальное место на земле, где нет гнета бояр, и царит справедливость. Напротив, Шамбала у буддистов - это невидимая земля, ставшая таковой после посвящения в Калачакру. Если Беловодье стремились найти ради спокойной мирской жизни, то Шамбалу искали ради получения знаний и духовного просветления. Немаловажная деталь: миф о Беловодье возник почти на семь столетий позже первых свидетельств о Шамбале.

Поиски страны счастья

В XVII веке преобразования русского митрополита Никона не приняли многие православные и откололись от ортодоксальной церкви. В старообрядческих преданиях, в рукописях говорится о бегстве из Соловецкой обители и прочих мест государства Российского немалого числа раскольников. Даже приводятся конкретные сведения о колонистах, мол, живут они «в глубине окияна-моря, в месте, называемом Беловодием, где и озер много, и семьдесят островов, некоторые из них по 600 верст» и т.д. Правда, после русские странники изменили свои представления о местонахождении Страны Счастья и искали ее и в Китае, и в Монголии и в Тибете, вплоть до некоего «Опоньского государства».

В 1893 году у старообрядцев появилась легенда о великом князе Владимире Красное Солнышко, снарядившем отца Сергия с посольством искать Беловодье. На это предприятие якобы ушло 56 лет, но тот привез лишь рассказы о сказочной обители вечной красоты и истины. И об одной ее особенности: в эту страну не всякий может доехать и проникнуть, а только избранный. Постепенно русские поселенцы продвигались на восток, и не найденная земля блаженного Беловодья смещалась в представлении людей все дальше в неосвоенные территории. Например, в «Донесении правительству крестьянина Дементия Бобылева», составленному в начале XIX века, говорится о популярном среди старообрядцев древнем поверье: «Тот, кто пойдет по следам завоевателей-татар в Монголию, найдет Землю Белых Вод, предположительно озеро Лобнор - белое озеро, покрытое слоем соли, откуда тропа вела в предгорья Куньлуня».

По легенде, записанной Н. Рерихом, дорога в Беловодье лежит через Алтай: «Отсюда пойдешь между Иртышем и Аргунью. Коли не затеряешься, то придешь к соляным озерам. И дойдешь ты до гор Богогорши, а от их пойдет еще трудней дорога. Коли осилишь ее, придешь в Кокуши. А затем возьми путь, через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Беловодье… В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества».

Путь в страну Беловодье описан в рукописном «Путешествии инока Марка в Опоньское царство», где он якобы обнаружил 179 православных церквей и среди них 40 русских. Подробный рассказ о путешествии алтайских староверов в Западный Китай на озеро Лобнор и дальше, в высокие нагорья Куньлуня, приводится в романе П.И. Мельникова «В лесах». Первая партия русских в поисках вольной земли отправилась в путь в 1840 году, но самая многочисленная группа в 130 человек пришла на Лобнор в 1860 году, где путники обосновались, построили поселок, начали пахать землю.

Белодью, русской мечте, возникшей на Алтае в XVII-XVIII веков, отводят район озера Лобнор на юге пустынь Гоби. Примечательно, что это один из самых важных археологических районов земного шара, открытый лишь в начале XX века шведским исследователем и географом Свеном Гединым. В Такла-Макане, самой коварной и опасной пустыне мира, он с группой из пяти человек натолкнулся тогда на следы Лоуланя. Песчаная буря обнажила руины города, стоявшего некогда на острове и засыпанного 1500 лет назад дрейфующими песчаными дюнами. Последующие раскопки подтвердили проживание здесь людей еще десять тысяч лет назад, когда климат был благоприятнее, чем в наши дни. Особенности сухого климата и песок оказались превосходными консервантами. Древние предметы, которые в других местах земного шара разлагаются от времени, здесь остаются целыми. Интересно, что Лоулань, новый претендент на звание Шамбалы, расположен на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, в 520 км юго-восточнее Урумчи.

Выдающийся исследователь Центральной Азии П.М. Пржевальский ревностно искал следы 130 старообрядцев с Алтая в окрестностях Лобнора. Свидетельства о поисках русскими староверами Беловодья зафиксированы также первопроходцами в Центральной Азии П.К. Козловым. Г.Е. Грум-Гржимайло, В. Рокхаллом, Г. Бонвало. Сохранились сведения о путешествии братьев Семена и Хрисанфа Бобровых, группы под руководством Емельяна Зырянова, отряда под водительством некоего Ивана и т.д. Они искали Беловодье, подразумевая под этим мифическую страну, где с древних времен в чистоте, то есть в виде, не затронутом реформами патриарха Никона, сохранилась православная вера. И просто вольное место, где можно жить в достатке, укрыться от религиозных притеснений и стать недосягаемыми для властей. Многие руководители староверческих походов вглубь Китая предварительно выезжали в район Лобнора на разведку. Поэтому отлично знали, что никаких описываемых в легенде о Беловодье старинных православных городов с «церквями, митрополитами и епископами» в китайских землях нет. На что надеялись люди? Что «кинули они в краю далеком, что искали они в краю чужом»?

Мекка для туристов

Сегодня потомки старообрядцев, отправившихся в XVIII веке на поиски Беловодья, зовутся «кержаками», «каменщиками», «стариковскими». Они обособленно проживают в больших поселках и очень щепетильно относятся к приему новых членов в свою среду. Например, на Алтае одним из таких поселений является районный центр Усть-Кокс. А Верхнему Уймону, находящемуся в пятнадцати километрах от Мульты, около 300 лет. Отличительная особенность - чистота в поселке и раскрашенные яркими красками палисадники и фасады домов. Раньше староверы жили в русских избах-пятистенках и носили льняную одежду, украшенную символическими узорами. Сегодня их быт изменился, появилось большое количество кирпичных домов и обычная европейская одежда, но по-прежнему приезжие отмечают изобилие молока и меда в селениях староверов, колоритные колодцы-журавли и ухоженные сады.

Сложившаяся на Алтае в XVIII веке община староверов жила по своим правилам и порядкам, по своим неписаным, но строго соблюдавшимся законам. Им запрещалось пить алкоголь, курить табак. Воровство и ложь считалось самыми страшными грехами. За тяжелые проступки изгоняли из общины. Семьи у староверов были большие, до 15-20 человек. Это были очень трудолюбивые и чистоплотные люди, привыкшие много и честно работать с детских лет.

Сегодня Алтай с его староверами, знаменитым снежным массивом Белухой - высочайшей вершиной Алтая и Сибири (4506 метров) является своеобразной Меккой для туристов. Именно у подножия Белухи, в живописной Уймонской долине, Н. Рерих добивался получить концессию на разработку месторождений. Его «Великий план» по созданию монголо-сибирского буддистского государства предусматривал строительство здесь будущей столицы под названием Звенигород. Но его планы не сбылись. А распространенные им легенды о Беловодье и Шамбале причудливо перемешались в сознании людей и стали ошибочно связываться с горой Белуха. Наибольший приток паломников приходится на август, когда, по убеждению последователей Рериха, гора Белуха «открывается» для связи с Космосом. Туристский маршрут так и называется «Беловодье», от молочно-белой реки Катуни, которая берет свое начало у подножия Белухи к озеру Аккем (в переводе с алтайского - «Белая река»).

О Шамбале говорят и пишут достаточно часто, но при этом как-то забывают, что Россия имеет и свою собственную историю и, вполне вероятно, то, что часто подразумевают под словом Шамбала. В России издавна существовали предания о некой святой земле, находившейся где-то в Сибири, которая, подобно легендарному граду Китежу, веками остается невидимой и недоступной для сил Зла. Многие паломники пытались достигнуть этого Города Святых, но об их результатах почти ничего достоверного неизвестно.
Известно, однако, что киевский князь Владимир в 979 г. отправил отряд во главе с монахом Сергием, поведавшим ему о загадочном Царстве Белых вод, находящемся в Азии, в той самой святой земле.

Лишь спустя многие десятилетия, в 1043 году в Киеве появился старец, заявивший, что он – монах Сергий, вернувшийся из Чудесной Страны или Страны Белых Вод. Он сообщил, что все члены экспедиции, посланной князем Владимиром, погибли в пути, а достичь цели посчастливилось лишь ему одному. То, что он рассказал, воспринималось не иначе, как чудо. Оставшись один, он нашел проводника и сумел дойти до некоего «белого озера», покрытого слоем соли. Проводник после этого наотрез оказался продолжить путь, в страхе перед некими «стражами снежных вершин». Сергий пошел один. Несколько дней спустя, к нему подошли два незнакомца, говорившие на неизвестном языке.

Монаха отвели в селение и дали ему работу. Затем он попал в другое селение, где его приняли уже как брата. В том селении находились невидимые Мудрецы-Учителя, от сверхвнимания которых не ускользало ничего из событий, происходящих как в селении, так и во внешнем мире. Здесь царил строгий закон, разрешавший посещать Чудесную Страну лишь семерым представителям Человечества в каждое столетие. Из этих избранных, шестеро обязаны были по прошествии срока обучения тайным знаниям вернуться в Мир, а один должен был остаться вместе с Учителями. В обители Мудрецов он мог жить сколько угодно не старея, так как время, в обычном понимании, там переставало существовать.

Трудно сказать, что именно отражали легенды о Беловодье: то ли имелась в виду обитель Учителей Человечества непосредственно вблизи с российскими землями, в зоне прямого культурного влияния на русских людей, то ли влияние Тибетской Шамбалы простиралось и на Россию, несмотря на расстояние и преграды. С другой стороны, маловероятно, чтобы многочисленные российские паломники стремились достигнуть Беловодья среди заоблачных высей Тибета. Вполне возможно, что невидимая Страна Чудес существовала, а может быть и продолжает существовать где-нибудь в труднодоступных местах на границе Сибири с горными районами Азии. Община Мудрецов, которой стремились достичь русские паломники, вполне могла соответствовать сообществу тех высших существ, которых в Индии и Тибете называют Махатмами, те. Великими Душами. По восточным представлениям, Махатмы обладают сверхчеловеческими способностями, так как они уже закончили свои пути земной эвоюции, но ради духовного прогресса всех людей остались на нашей планете.

Самое интересное в истории с Беловодьем, так это то, что двоим из великих русских людей, кажется, удалось, в столь близком к нам 20-м веке, осуществить вековую мечту многих поколений искателей Истины. В наше время уже можно открыто говорить о том, что знаменитый художник, философ, общественный деятель Николай Рерих, вместе со своей женой Еленой Рерих, сопровождавшей его всех гималайских экспедициях, по-видимому, достиг легендарной Обители Света, таинственной Шамбалы.

Ведь недаром Рерихи в 1925 году передали в Москве представителям Советской власти «Послание Тибетских Махатм». В конце 30-х годов Рерихи окончательно поселились в Индии, в предгорьях Гималаев. Творчество Николая Рериха приобрело совершенно законченное новое направление, а Елена Рерих прославилась своими работами в области философии и культуры. Многие картины, статьи, книги Рериха посвящены Тибету, Шамбале и загадочным Учителям Человечества, а Елена Рерих в мистико-философском учении «Агни-Йога» указывает на связь их семьи и Тибетских Махатм.

Итак, в 20-м веке в тибетскую Шамбалу двоим русским, похоже, все-таки удалось попасть. А как же Беловодье, может быть не обязательно ради Истины из первых рук «ходить за три моря», а Страна Чудес ждет нас где-то не так уж и далеко от родины?

Мои фантастические произведения на сайте:

Подводные авантюристы - фантастика

Приключения мага-1 Болотный ужас - фэнтези

Приключения мага-2 Стража преисподней - фэнтези

Приключения мага-3 Полтергейст - фэнтези

Звездные врата богов - мистика

НЛО Поле боя - Земля - история и политика

Чудеса древнейшей истории - история и политика

Вечная молодость (3) - фэнтези

Полная неуязвимость - фантастика (6)

Мегахрямсек - фантастика (7)

Спасти Юлия Цезаря - фантастика (7)

Зазеркалье и Ясав Вокибуд - фэнтези (10)

Настоящая машина времени - фантастика (4)

Человек - оружие - фантастика (12)

Перемещалка - фантастика (10)

Бойтесь Альканта - фантастика (15)

Мастернюх - детектив в фантастическом ключе (27) #52

Тоннель - фантастика - мини-повесть (16) #53

Гарантия безопасности - фантастика - мини-повесть (14)

Тихая война миров - фантастика - мини-повесть (12) #63

Деревня коолдунов - фэнтези (15)

Студенты и машина времени - фантастика-повесть (34)

Тайна Мухомора. Вступление - фантастика-детектив (2)

Тайна Мухомора. Гл-1 Две головы - фантастика (3)

Рецензии

Спасибо, Александр, что затронули эту интересную тему, интересующую многих. Но фактически о русской Шамбале вы и не рассказали, лишь эти строки:"Вполне возможно, что невидимая Страна Чудес существовала, а может быть и продолжает существовать где-нибудь в труднодоступных местах на границе Сибири с горными районами Азии".
Вполне возможно... может быть... но... этого мало! С уважением,