Аномальные зоны Татарстана (3 фото). Жизнь, которую мы потеряли, или карта погибших татарстанских сел и деревень Где в татарстане находится заброшенные сады

В России три крупные аномальные зоны: М-ский треугольник в поселке Молебка, Жигулевские горы и Медведицкая гряда. Но как оказалось, и в республике Татарстан найдется не один десяток загадочных и любопытных мест.

Аномальные зоны отличаются по природе своего происхождения: где-то люди фиксируют большое количество появлений НЛО, в других встречаются приведения и загадочные существа, в каких-то местах наблюдается резкое ухудшение здоровья, а другие наоборот считаются святыми.

Аномальные зоны делятся на два типа. Есть гепатогенные зоны, которые существуют в природе, они научно доказаны, их исследуют геологи и их можно проверить. Такие зоны встречаются там, где идет излом земной коры и из недр выходят газы, которые влияют на состояние человека: ему становится плохо, он может потерять сознание, - объясняет финалистка 8 сезона «Битвы экстрасенсов» Алсу Газимзянова.

Таких мест на карте Татарстана предостаточно.

Долгая Поляна в Тетюшском районе

На территории заказника внимание привлекают две поляны - Кроличья и Каменная. На них совсем не растут деревья, а техника начинает вести себя странно: сбивается ход часов, не работает компас. Это одно из наиболее аномальных энергетических мест в республике, которая напрямую связана с космосом.

Говорят, что эти места благотворно влияют на здоровье людей: восстанавливается давление, проходят простудные заболевания, наступает умиротворение и покой. А неподалеку очевидцы даже видели зависание больших «тарелок» в небе.

Целительные возможности этой зоны использовали еще булгары. Легенды гласят, что ханы останавливались здесь, чтобы запастись энергией.

Поселок Ундоры

Сотню миллионов лет назад здесь было море, жили ихтиозавры и плезиозавры. Здесь же был найден скелет неизвестного ящера, которого назвали «ундорозавром». Энергетика места положительная, рядом много целебных источников, а само название переводится, как десять лекарств.

Еще больше в нашей республике исторических мест, где велись сражения и захоронены войны и ханы. Такие края несут огромный заряд энергии и большое количество преданий.

Есть зоны старинных зданий, сокровищ, вещей, там призраки появляются с какой-то периодичностью: или в какие-то праздники, или в день своей смерти, или чтобы о чем-то предупредить. Ритуально их изгнать практически невозможно. Когда экстрасенс с этим работает, то он должен понять, почему они появляются, - считает Алсу Газимзянова.

Гора Чатыр-тау в Азнакаевском районе

Здесь расположено порядка 57 штолен, на территории множество воронок и обвалов. Согласно легенде здесь был Пугачев со своим войском, также предания гласят о найденных кладах и оружии. Старые шахты считаются нечистым местом, были случаи исчезновения скота и людей.

А бывает, что аномальные зоны образуются на месте трагедии, где есть сгусток негативной энергии. Это место может быть и своеобразным порталом между другими пространствами. Часто такое бывает, когда меня приглашают в нечистую квартиру, где люди видят приведения. Я приезжаю и понимаю, что тут есть какой-то портал, где они переходят, - говорит еще об одном виде аномальностей экстрасенс.

Кирмень в Мамадышском районе. Ханское кладбище

На трассе М-7 напротив деревень Малая, Средняя и Русская Кирмень с правой стороны находится древнее Кирменское городище. По преданию сюда приходит сама Сююмбике и ее муж Гарай-хан. Часть трассы проходит прямо по части кладбища, поэтому здесь лежит известная среди водителей аномальная зона: количество ДТП на этом участке неоправданно велико. При въезде на гору стоит знак, что данный отрезок дороги является опасным.

Когда на кладбище строят дороги, то естественно она потенциально опасна. Получается, что мы ездим по чьим-то костям и те, кто там захоронен, забирают людей в иной мир. Если люди знают такие места, то это можно попытаться почистить, заговорить, поставить предупредительные знаки, для того чтобы человек был более бдителен. Сейчас у нас есть столько возможностей изучать эти явления, верим мы, не верим, но люди видят приведения, и мы должны проинформировать об этом других. Вообще, когда на дороге человек видит кресты, это сразу должно быть для него сигналом снизить скорость, - поясняет Газимзянова.

НЛО

НЛО в небе над Татарстаном наиболее часто появлялось в 90-2000-ых годах. Как говорят в организации «Космопоиск-Казань», сейчас таких аномальных активностей не наблюдается.

До нас уфологией в Татарстане занималась группа «Окно», они тогда выделяли Агрызский район: там есть ряд деревень, где постоянно видели НЛО, красные шары. В 2007 году мы ездили на место предполагаемой посадки НЛО, для них характерны некоторые следы при взлете, посадке и разгоне. Там мы нашли три вывала леса: сосны на высоте 2-3 метров были сломлены, - рассказывает руководитель местного «Космопоиска» Мария Петрова.

Удивительно, но татарстанцы не только время от времени видят в небе неопознанные летающие объекты, но некоторые утверждают, что были похищены пришельцами.

Лес рядом с деревней Шихазда (Пестречинский район) немного странный. Лет 20 назад одного мальчика инопланетяне взяли на свой борт и показали карту: там был указан как раз этот лес, а в углу стояло две точки, что это означает он так и не понял. Мы туда тоже выезжали, нас заинтересовали там деревья: они искривлены и растут розетками по три-пять дерева из одной точки. Если встать в эту розетку, то ощущается бессилие, из человека уходит энергия, - поделилась Петрова.

Районы, где сейчас появляется НЛО:

Спасский
- Тетюшский
- Пестречинский
- Верхнеуслонский

Блудные места

И таковых в наших краях найдется немалое количество. Жители некоторых деревень и сел пугают страшными рассказами и байками о блудных лесах рядом. Есть такие загадочные зоны и совсем недалеко от Казани.

В таких местах человек может погибнуть, заблудиться, пропасть. Это могут быть леса, а может и просто поле, - объясняет руководитель «Казань-Космопоиска». - Недавно к нам обратилась жительница поселка Юдино, которая три года назад как обычно пошла по грибы в районе детской железной дороги. Совсем немного пройдя вглубь леса, она поняла, что заблудилась и потеряла ориентир. Вдруг женщина увидела пробегавшего рядом мужчину в бежевом плаще и поспешила за ним, но тот не оборачивался и шел дальше. Опомнилась она только тогда, когда почувствовала, что под ногами хлюпает вода - женщина заходила в болото. Тогда она произнесла короткую молитву, её резко развернуло в обратную сторону, и она шла по лесу, пока не вышла к дороге на Юдино. Самое интересное: она вышла с другой стороны дороги. И не помнит, чтобы переходила обратно детскую дорогу и шоссе. Как тогда она могла оказаться на другой стороне леса?

На этом участке дороги часто случаются аварии, со смертельным исходом. По обоим сторонам стоят условные могилы. Справа - большой, высокий крест. В этих районах возможно «гуляет» какая-то червоточина, то есть пространственно-временное искривление, при попадании туда человек подчиняется другому измерению.

Загадочные существа

То в одном районе, то в другом становятся известны случаи порчи домашних животных каким-то существом. Особенно участились такие нападения этой осенью. Однако, как утверждают в «Космопоиске», это дело рук не загадочной чупакабры.

Мы сейчас выезжаем на каждый практически случай и можем сказать, что в Татарстане, как и в России чупакабры нет. Животных убивают другие хищники: дикие собаки, лисы, хорьки, норки, - поясняют там.

Однако есть случаи, в которых сложно что-то выяснить и доказать. Об этом говорит и руководительница Мария Петрова:

Несколько лет тому назад в заброшенной деревне Агрызского района бродил какой-то монстр по ночам, он крал животных домашних из загонов и уносил в лес. Люди слышали рычание, видели отпечатки лап, но самого существа никто так и не разглядел.

Районы, где появлялся неизвестный хищник:

Альметьевский район, село Васильевка
- деревня Азьмушкино рядом с Набережными Челнами
- поселок Сухая Река (Казань)
- Арский район, деревня Каратай
- Поселок Кичкальня
- Деревня Чита
- Поселок Победилово
- Камско-Устьинский район
- Поселок Шильнебаш
- Поселок Суровка
- Поселок Сидоровка (Набережные Челны)
- Высокая Гора
- Кукморский район
- Верхний Услон

Неблагоприятные места в Казани от экстрасенса Алсу Газимзяновой:

Мне не нравится место около Ветеринарной лечебницы, там, где поезд проходит. Когда я там бывают, меня как будто в какую-то воронку закручивает. Потом у нас есть яркое место, где Горьковское шоссе, там есть какая-то аномалия. Поворот на Левченко на Восстании.

С правой стороны озера Кабан, ближе к Тукаю. Я бы не рекомендовала там находиться больше времени, чем надо. И само озеро Кабан мне не нравится, мне там плохо, не по себе, тянет прямо в центр, там на самом деле что-то есть. И с людьми, которые пытаются там что-то найти или снять фильмы, что-то случается: они болеют, пропадают, попадают в аварии.

Перед заездом в Лениногорск по объездной есть негативное место, сколько там билось людей. Вообще места перекрестков очень страшные сами по себе, там скапливается негативная энергетика.

Писать про эти заброшенные лагеря особо нечего, ну был когда-то детский лагерь, ну кормили детишки местных комаров своей кровью, а потом лагеря не стало. Все эти лагеря напоминают мне поездку в Зону отчуждения Чернобыльской АЭС.

Чтобы вам было интересней смотреть фотографии, я решил добавить к ним детские страшилки, помните были раньше такие? Все страшилки авторства Эдуарда Успенского. В сюжет вошли сразу три лагеря: Ласточка (Высокая Гора), ДОЛ им. Гайдара (Семиозерка) и ДОБО Здоровье (Ташевка).

У одной женщины умер муж. Она поплакала-поплакала и решила отрубить себе его палец на память. Обычно на память отрезают локон. Видимо, муж был лысоват. Взяла и отрубила. Прошло несколько дней. Встала она ночью доить корову. И вдруг муж заходит. Она спрашивает: «Ты что здесь, за пальцем пришёл?».
А он:
- Да!

К одной женщине часто приходили гости. Это были мужчины. Они целый вечер ужинали. А потом оставались. А что было потом, никто не знал. У этой женщины были дети - мальчик и девочка. Женщина всегда кормила их красным печеньем. И ещё у них было красное пианино. Однажды к детям пришли гости - дети. Они играли на красном пианино и случайно нажали кнопочку. Вдруг пианино отъехало. И там открылся ход. Дети по нему спустились вниз и увидели бочки, а в бочках были мёртвые люди. Из их мозгов женщина делала красное печеное и давала детям. Они его ели и всё забывали. Женщину посадили в тюрьму, а детей отдали в детский дом.

Одна женщина работала в морге. У неё была странная привычка: когда она ложилась спать, то клала свою руку под подушку. Её товарищи узнали об этом. Как такое можно узнать? Очевидно, она спала на работе. И решили над ней подшутить. Однажды они пришли к ней в гости и незаметно положили ей под подушку руку мертвеца. На следующий день женщина не пришла на работу. Шутники пришли к ней домой. А она сидит на полу, растрёпанная, и грызёт эту руку.

Женщина сошла с ума.

В одном городе-жила девочка со своими родителями и двухлетним братишкой. Однажды семья собралась к родственникам в другой город. Вещей было много, а чемодана не было. И девочку послали в магазин за чемоданом. Чемоданов, как ни странно, в магазине не оказалось. Девочка вышла на улицу и увидела дряхлую старушку, продававшую чёрный чемодан. Делать нечего, девочка купила чемодан и принесла домой. После обеда, как обычно, она легла спать. Когда она проснулась, в квартире не было ни родителей, ни братишки.

Начиналась гроза. В комнате стало темно. Девочка перепугалась. В чемодане что-то зашуршало. Девочка пригляделась и увидела на нём три красных пятнышка. Чей-то голос в чемодане сказал: «Ни с места, а то убью!». Девочка застыла на месте и дрожала от страха, пока не пришли родители.

Оказалось, что они ездили по магазинам - искали нужные вещи. Отец открыл чемодан. В нём ползал сынишка. В руке он держал нитку, к концу которой был привязан таракан. Кряхтя, он шептал: «Ни с места, а то убью!». Выяснилось, что он испугался грозы и забрался в чемодан. Чтобы не было скучно, он взял с собой таракана, а так как в чемодане было темно, проделал в крышке три дырочки, через которые виднелась его красная рубашка.

Жили в квартире мать и дочь. У них была одна комната, а посреди этой комнаты из пола торчал большой гвоздь. Девочка не знала, откуда он взялся, а мать ей ничего не рассказывала. Дочь все время спотыкалась об этот гвоздь и просила его выдернуть, но мать отвечала, что этого делать нельзя, - произойдет несчастье.

Девочка выросла. Умерла её мать. А гвоздь так и торчал посреди комнаты, потому что дочь не осмеливалась ослушаться материнского наказа. Но однажды к девушке собрались на вечеринку друзья. Начались танцы, и всем этот гвоздь стал мешать. Друзья стали уговаривать девушку вынуть гвоздь из пола и уговорили. Выдернули гвоздь…

Раздался страшный грохот, и погас свет. Вдруг слышат звонок в дверь. Открывают - на пороге стоит женщина, вся в чёрном, и говорит:
- Вам-то что, а у меня люстра упала…

Спит ночью семья: отец, мать, дочь и сын. Вдруг слышат на кухне: кап-кап-кап. Встал отец, пошёл и не вернулся. Снова слышится: кап-кап-кап. Пошла мать и не вернулась. Опять: кап-кап-кап. Пошла дочь и тоже не вернулась. И снова слышится: кап-кап-кап.

Лежит мальчик один, боится пошевельнуться, но набрался смелости и тоже пошёл. Идёт, идёт, заходит на кухню…

… А там вся семья кран закручивает.

Одна девочка увидела на потолке небольшое жёлтое пятно. Пятно росло и росло, становилось всё больше. Девочка испугалась и позвала бабушку. Бабушка посмотрела на потолок, увидела растущее пятно и упала в обморок.

Девочка позвала маму. Маме тоже стало плохо. Девочка позвала папу. Увидев пятно, папа испугался и вызвал милицию. Милиционеры полезли на чердак, а там в углу писал котенок. Потом пришлось делать ремонт! Потому что в этом месте писало не одно поколение котят.

Одна семья переехала в новый дом. А там на полу было большое чёрное пятно. Мать велела дочери оттереть пятно. Дочь тёрла-тёрла, но пятно не оттиралось. А ночью девочка пропала. На следующий день пятно стал оттирать сын. Пятно начало шевелиться, но не оттёрлось. Ночью мальчик пропал. Мать сообщила в милицию. Милиция приехала и обнаружила люк в подвал. В подвале стоял негр, а рядом с ним - связанные дети. Милиция спросила: «Ты зачем крадёшь детей?» Негр ответил: «А чего они мою голову трут!».

У одного мужчины была собака, которую он очень любил. Но когда он женился, его жена Татьяна невзлюбила собаку и велела ему убить её. Мужчина долго сопротивлялся, но жена стояла на своем. И ему пришлось убить собаку.

Прошло несколько дней…

И вот спят они ночью. Вдруг видят - летит челюсть собаки. Влетела в комнату и съела жену. На следующий вечер мужчина закрылся на все замки и лёг спать. Вдруг видит: залетает через окно челюсть и бросается на него…

Проснулся он утром, думая, что это сон. Поглядел на себя и видит, что лежит не он, а его скелет… Пролежал он три дня, а через три дня стал челюстью и ел своих родных.

Ехал поезд. Вдруг машинист видит: на рельсах стоит женщина в чёрном и машет платком. Машинист остановил поезд, вышел. Смотрит - никого нет. Поехал дальше. Смотрит - опять женщина стоит. Он вышел - её опять нет. Он стал смотреть кругом и увидел двух детей, привязанных к дереву.

Вот что потом выяснилось. У этих детей умерла мать, и отец женился на другой. Мачеха невзлюбила детей, отвела их в лес и привязала к дереву. А сама ушла. Машинисту стали показывать фотографии родственников, ведь надо узнать, кого он видел. И он показал на фотографию матери.

Когда ребята возвращались домой после дискотеки, к ним всегда подходил бледный мальчик и говорил: «Дайте мне деньги». И все ему давали деньги. Однажды шла группа ребят, они не хотели давать деньги, они пошли к этому мальчику, а он стал уходить. А ребята всё шли и шли. И вдруг они зашли в старую часовню. И пол под ними провалился. Когда они очнулись, они уже были в больнице. Они там долго лежали, и никто к ним не приходил навещать. Однажды только к ним пришёл бледный мальчик.

Однажды мама с дочкой пошли в магазин покупать банты. Мама купила девочке несколько красных и большой белый бант. Она сказала: «Не надевай белый бант без меня!» - а сама ушла на работу. Девочка вышла погулять и всем показывала красные банты. «А есть у тебя ещё банты?» - спросили подружки. «Да, есть, - сказала девочка. - У меня ещё есть белый бант». И она побежала домой за бантом. Девочка забыла, что говорила ей мама, и надела белый бант. Но внезапно бант развязался, обвился вокруг шеи девочки и задушил её!

Одной девочке мать купила пёстрые туфли. Но предупредила, чтобы та не надевала их раньше, чем через год. Вечером мать ушла из дома. А к девочке пришел жених и пригласил её на танцы. Девочка и говорит: «Мне нечего надеть, только старые тапочки!» А жених отвечает: «А это что за туфли стоят?» Девочка по-думала-подумала и надела пёстрые туфли. Поздно вечером она вернулась домой с танцев и видит, что мать её без ног сидит. «Мама, - спрашивает, - кто тебе ноги отрубил?»
- Ты!

Как учитель информатики из Актанышского района воссоздает историю для будущих поколений

Революция, урбанизация и ряд других социальных и политических факторов стали палачами для сотен населенных пунктов республики. Сегодня о многих деревнях и селах напоминают только заброшенные кладбища. Несколько лет назад энтузиаст из Актанышского района решил встать на защиту истории. Так появился проект «Исчезнувшие села и деревни Республики Татарстан». Специально для «БИЗНЕС Online» автор проекта Ильназ Шарипов написал статью, в которой размышляет о том, зачем нужно спасать свою малую родину.

В ТАКИХ МЕСТАХ КАЖЕТСЯ, ЧТО ТЫ ПОТЕРЯЛ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ДОМ

Все началось два года назад. Тогда у нас в Актанышском районе проходил ежегодный молодежный форум. В то время я еще не знал, что буду серьезно заниматься созданием карты исчезнувших сел и деревень Татарстана. На этом форуме собирается инициативная молодежь. Наш район в последние годы заметно развивается, сюда приезжают молодые специалисты - больше всего обновлений в сфере образования. Особенно это заметно в нынешнем году.

И вот тогда, в 2013 году, нас собралось человек 20, мы сели в «ПАЗик» и поехали в одну деревню. Вернее, туда, где она когда-то располагалась. Чувства, которые нас посетили, - это, конечно, в первую очередь уныние и печаль. Потому что когда находишься в таких местах, возникает ощущение того, что это твоя родная земля, что это твой родной дом время стерло с лица земли. В той, первой деревне, не осталось уже ни единого дома - чистое поле. Сейчас о том, что в тех краях жили люди, напоминает только старинное кладбище, пришедшее в запустение. Последние старожилы покинули те места еще в конце 70-х. А то, что творится на кладбище, - это вообще кошмар. Все завалено деревьями, ограждения полностью развалены, поросло кустами. Некоторые камни упали и лежат на земле. Там есть очень древние захоронения, на плитах которых надписи сделаны арабскими буквами.

После той поездки и появилась идея создать сайт и сохранить память о деревнях и селах, которые мы потеряли. Я изучал этот вопрос, у нас в республике нет информационного ресурса в сети интернет, где бы были приведены данные о вымерших населенных пунктах республики. В «Википедии» есть несколько разделов, посвященных городам Татарстана, но чего-то более полного нет.

Я работаю один, периодически мне помогают, но в основном все делаю в одиночку. Просто тогда, те 20 человек - это были участники форума, и эта поездка была, можно сказать, в рамках патриотического воспитания, а массового интереса к этой теме, к сожалению, нет. Так как преподаю в школе, иногда мне помогают мои ученики. Правда, преподаю не историю, а информатику. А интерес к истории Татарстана - это просто увлечение, которое появилось еще во времена учебы в школе.

ТАКОГО КОЛИЧЕСТВА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ, КАК В ТАТАРСТАНЕ, НЕТ НИ В ОДНОЙ ИЗ СОСЕДНИХ ОБЛАСТЕЙ

Каждое село, каждая деревня имеет свою судьбу. Когда и каким образом, почему появилась деревня, кто был первым поселенцем в этой деревне? Почему ее не стало? Попала в зону затопления гидроэлектростанции, попала под пресс государственной политики, попала в разряд бесперспективных или в деревне просто закрыли образовательное учреждение и магазин? Можем ли мы чем-то помочь, спасти свою «малую родину»? На эти вопросы и пытаюсь найти ответ.

Я создал сайт avyllarrt.com в декабре 2013 года - спустя несколько месяцев после той первой поездки. На поездки по отдаленным районам республики, к сожалению, пока нет времени, но как только появится возможность, хочу снять документальный короткометражный фильм на эту тему. В прошлом году мой проект выиграл поощрительный грант. На полученные деньги приобрел фотокамеру, чтобы двигаться дальше к осуществлению своей задумки. До начала осени по плану у меня была поездка в одну деревню на реке Белой - деревня Дербышка. Она была достаточно крупной - там даже была пристань. Предметы крестьянского быта или антикварные вещи нам еще ни разу не попадались - это все нашли те, кто был там до нас. Перед нами открываются только природные просторы, и мы уже дальше можем только фантазировать о той жизни, которая когда-то здесь бурлила.

На территории нашей республики в настоящее время известно свыше 5 тыс. археологических памятников. Такого количества археологических объектов нет ни в одной из соседних областей и республик. В книге «Очерки по археологии Татарстана» под редакцией П. Н. Старостина этому дается следующее объяснение: «Это объясняется двумя причинами. Во-первых, Татарстан - это зона слияния крупнейших рек Восточной Европы: Камы и Волги, это территория стыка двух природных зон - леса и степи. Широкие пойменные луга и степи всегда привлекали к себе скотоводов. Плодородные земли края тысячелетия назад позволяли заниматься земледелием. С глубочайшей древности в наш регион стремились собиратели, охотники, рыболовы. Во-вторых, большое количество археологических памятников на территории Татарстана - один из убедительных показателей богатой и сложной истории нашего края».

НА ПРОСЬБУ ПОМОЧЬ ОТКЛИКНУЛИСЬ ГЛАВЫ РАЙОНОВ И ПРОСТЫЕ ЖИТЕЛИ

Мы работаем и с сообщениями бывших жителей деревень, и с архивными документами. Часть информации находим в книгах по истории Татарстана. Часто нам отправляют информацию директора музеев. В мае прошлого года я разослал официальные письма главам районов, где рассказывал о том, что существует такой проект. Мне хотелось подключить к работе все районы. И главы поселений пошли на контакт - они по мере возможности стали отправлять уже готовую информацию. Например, очень много информации имеется об исчезнувших селах и деревнях по Актанышскому району: там прекратили существование более 60 населенных пунктов. В Азнакаевском районе таких сел и деревень более 70... В Мензелинском районе тоже много вымерших деревень. И процессы исчезновения везде запустились примерно в одно и то же время - сначала в 30-х годах, а потом в 70-х прошлого века.

На сайте есть формуляр, заполнив который, люди рассказывают о тех местах, где они или их предки когда-то жили. Я верю, что люди не обманывают, зачем им это? После обработки и проверки подлинности информации выставляю сообщения об этой деревне на сайт. Я хочу обобщить имеющуюся информацию, а этот сайт оставить будущим поколениям. Хочется собрать всю разрозненную информацию в единую базу, чтобы было удобно смотреть и изучать историю, которую мы потеряли. Деревня должна процветать. Если деревня умрет, то и город не проживет, потому что корнями все уходит именно туда - в деревни.

На страничке группы в социальной сети «ВКонтакте» пользователь Фарит Галимов написал: «Может, причины исчезновения деревень больших и малых в природных катаклизмах и стихийных бедствиях, страшных засухах и наводнениях, но наши края ничем не хуже других мест, а где-то и лучше, и более благосклонней к разумному земледелию». Но для меня основная причина этого бедствия видится в другом. Это причина, которую я склонен считать стихийным бедствием вселенского масштаба, разрушавшим устои, связь между человеком и землей. Эти непомерные аппетиты в преобразовании мира, государств, людей и стали тем самым бедствием, которое и без ураганов и наводнений уничтожило естественное сельское хозяйство, вытравило из душ людей села чувство единения с землей, чувство подлинного хозяина на им же обрабатываемой земле. Земле, которая кормила и обеспечивала не одно поколение людей. И это стихийное бедствие - революция, да-да, та самая Великая октябрьская социалистическая революция, именуемая на современный манер теперь переворотом. Но не слишком ли много у революций всяких «пере»: перестройка, перековка, перегибы, еще тысяча всяких «пере»... А ведь за каждой «пере» стоит ошибка или заблуждение, а за каждой ошибкой - тысячи и миллионы искалеченных судеб, а часто и загубленных жизней простых и незаметных людей, чья вина только в том, что они невольно стали тем самым «исходным материалом» для этих грандиозных целей: преобразование Мира и преображение Человека.

Я сам с удовольствием живу в селе. Даже больше скажу, я бы с радостью возродил какую-нибудь вымершую деревню, если бы были возможности оснастить местность всем необходимым - провести электричество и газ. Такая альтернатива городской жизни меня не пугает, главное, чтобы условия были.

Ильназ Шарипов

Так сложилось, что в нашей стране не все культовые здания разрушили, но и не все восстановили. И Татарстан не исключение. И Казань с окрестными уездами (ныне районами) тоже. Если уж в самом городе немало полуразрушенных или основательно перестроенных зданий бывших православных храмов, используемых по иному назначению, то уж вокруг города, где сотни сел и деревень исчезли или почти исчезли за последние несколько десятков лет, такие строения тоже есть.
Часть из них привлекательны для местного путешественника (и не только начинающего), не только возможностью прикоснуться к истории края и посмотреть на здания девятнадцатого, а то и восемнадцатого века в непеределанном виде, потрогать руками кирпичи сто или двухсотлетней давности, полазить по заброшенным строениям, что невозможно в условиях действующей церкви, но и некоторым экстримом в процессе "добраться" туда.
Каких-то уж совсем непреодолимых трудностей в том, чтобы доехать до какой-либо заброшенной церкви в соседних в Казанью районах, нет, но многие строения практически или совсем недоступны значительную часть года - зимой или в период весенне-осенней слякоти и распутицы. Да и в хорошую солнечную погоду летом дорога ко многим "объектам" кроет в себе определенные трудности. Если не рассматривать те храмы, что стоят практически на асфальте или в центре многолюдных населенных пунктов (Чирпы, Шуран в Лаишевском районе или Вехрние Девлизери, урочище Русская Серда в Пестречинском) , то остается несколько очень интересных мест, куда без автомобиля, знания маршрута и некоторых проблем, как правило в виде плохой дороги и всяких неожиданностей на ней, не доберешься. Вот о таких местах, которые могут быть интересными для местных туристов, сегодняшний рассказ.
Среди заброшенных православных церквей, расположенных в Лаишевском и Пестречинском районах Татарстана, я бы выделил пять. Если вы побывали во всех пяти местах, можете смело считать, что некий минимум, позволяющий именовать вас местным путешественником, вы выполнили. Дипломов, грамот и сертификатов вам, конечно, никто не вручит, но от этого менее приятно после всех таких поездок не становится.
Итак, по порядку, по часовой стрелке, начиная от Казани.

5. Колокольня Троицкой церкви в том месте, где раньше находилось село Рождествено, до того, как его перенесли на пару километров при строительстве Куйбышевской ГЭС и создании Куйбышевского водохранилища. Церковь была построена в 1830-52 годах, до нашего времени не сохранилась. А вот колокольня пережила смутные времена и стоит и поныне. Наверно, из всего, что я описывал в этом посту, самое известное место. В паре сотен метров протекает река Мёша (собственно, из-за опасений подъема в ней воды и было перенесено село), и весной и летом рыбаков здесь большое количество. Как раз мимо колокольни их дорога к воде и пролегает. А до этого надо ехать по дороге на Атабаево и свернуть налево к заброшенной ферме вскоре после нынешнего села Рождествено, ферму объехать справа и вырваться на просторы полевой грунтовки. А дальше ориентироваться на небольшой лесочек, в котором находится сельское кладбище, в паре километров впереди. Как раз за лесочком и находится колокольня, да и видна она становится очень скоро.

Вот такая, на мой взгляд, пятерка самых интересных недействующих и разрушающихся объектов, связанных с православной архитектурой, в окрестностях Казани. Конечно, многое интересное путешествующему вдали от туристических центров, в список не вошло. Например, Пятницкая церковь в Русском Ходяшево (Пестречинский район) или Введенская в Хохлово (Высокогорский). Но, надеюсь, об этом в следующий раз.

Свой реестр угасших и угасающих деревень Камско-Устьинского района ведёт Роза Чумакова. По архивам она восстанавливает историю этих населённых пунктов с XVIII века и родословные семей.

Исчезнувшая деревня Брынка. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

«В районе исчезли: Казыево-Ключище, Шершалан, Менситово, Кайпердино, Чернышовка, Эмикеево, Барские Каратаи, Чапай, Тарловка, Комаровка, - перечисляет Роза Ибрагимовна. - Живут только кладбища. Деревень нет, а на погостах - свежие могилы. Родители просят детей: «Похороните в родной деревне».

Деревня Брынка в XX веке. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

О деревнях, которых уж нет на карте, Роза Ибрагимовна написала книгу «Утерянный рай». Её отец из Бикеево. Раньше это было большое село. В начале XX в. здесь было волостное правление, мечеть, школы, мельницы. А осталось три дома. Газа нет, добраться до деревни можно только летом в сухую погоду - с двух сторон болота, мост через реку разрушен. Вместе с Бикеево угасают и Бишалабы, хотя и стоят на асфальтированной дороге. Два-три дома осталось в Бибеево. Кое-как держатся Балчиклы, Архангельские Кляри, Малаевка, Азимово-Курлебаш и Менгличево.

Ирина Коновалова

Люди противятся исчезновению деревень как могут. Одни приезжают на кладбище на субботник. Другие строят мечети. Третьи благоустраивают родники, устанавливают указатели, мол, эта дорога вела в такую-то деревню. На повороте к д. Эмикеево, что исчезла в 1979 году, установили памятный знак - белый камень-куб. Памятник стоит и на месте деревни Казыево-Ключище, исчезнувшей в 1981 году 77-летний Николай Соловцов в одиночку пытается сохранить д. Ново-Сергиево. Поставил летнюю кухню с названием «Родина», рядом с домом - обелиск павшим в Великой Отечественной войне землякам, самодельную мини-часовню. Он живёт без электричества и газа, пьёт из родника.

В Рыбно-Слободском районе на берегу реки Ошнячки каждый год встречаются жители несуществующей ныне деревни Брынка. Они ночуют в палатках, варят уху, поют. Раньше тут кипела жизнь, был сад, потом большой колхоз, ферма, кузница, клуб, теперь всё поросло травой. Деревня исчезла в 1971 г. Через 45 лет на её месте установили камень с памятной надписью. Готовят к изданию книгу о Брынке по воспоминаниям старожилов.

Крепостное право

Чахнут Старые Нохраты Алькеевского района. В 4 км от райцентра живут четыре человека. Столько же душ во Владимировке Аксубаевского района. По данным переписи населения, к 2010 г. на грани вымирания были 9 деревень в Высокогорском районе, 8 - в Пестречинском, по 7 - в Агрызском, Альметьевском, Зеленодольском, по 6 - в Заинском, Кукморском, Мамадышском, Чистопольском. При этом сельское население сокращается стремительнее, чем число населённых пунктов, - с 1959 по 2010 год сельчан стало на 44% меньше. Как следствие, почти на 80% выросло число малых деревень с населением до 50 человек - всего их 707. А крупных сёл убавилось. В большинстве сёл РТ живут от 201 до 500 человек.

Деревня Брынка. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

«Для опустения деревень были предпосылки, - рассуждает Роза Чумакова. -Две мировые войны, революция массово забирали мужчин. С 1920-х рабочие руки утекали на стройки предприятий. До 1958 года каждый колхозник должен был сдавать мясо и молоко (даже если не было коровы!), платить от 12 до 120 руб. за то, что имеет сотку колхозного поля. Свободу крестьяне почувствовали только в 1961 г., когда получили паспорта. Это напоминает отмену крепостного права. Все стремились в город за образованием и на крупные предприятия - за зарплатой».

Дороги не найдёшь!

К 2010 году лишь каждый четвёртый татарстанец жил на селе. Больше 100 деревень сохранилось в Мамадышском, Арском, Высокогорском, Кукморском и Зеленодольском районах. Меньше 40 сёл - в Новошешминском, Менделеевском, Ютазинском и Бавлинском районах.

Деревня Брынка. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

Обитатели малых деревень попадают в замкнутый круг - на них не рассчитаны программы строительства дорог. Зачем тратиться на дорогу до села, если никто там жить не хочет? Если крупные сёла могут собрать деньги на условиях само-обложения и получить доплату из бюджета РТ, то деревням на три-пять дворов это не под силу. Да мало построить дорогу, нужно транспорт организовать. А тут само-обложение не поможет!

Ренат Халиуллин из Зеленодольска не может доехать до родного села Татарское Ходяшево в Пестречинском районе. Раньше он держал возле отчего дома пчёл, кормил мёдом всю округу. «Село находится на маршруте «Казань - Богатые Сабы», ехать 45 минут, - рассказывает Халиуллин. - Но регулярное сообщение на этом маршруте отсутствует с мая 2015 года. Зимой 2016 года объявили было, что появилось новое расписание - три рейса в неделю. Но к лету перевозчик, который выиграл обслуживание этого маршрута, отказался от него, так как там нет устойчивого пассажиропотока. Неужели придётся совсем порвать связь с родной деревней?»

Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

«С инициативой организовать межмуниципальные маршруты выходят муниципалитеты, и по всем заявкам сейчас рейсы организованы, - говорит пресс-секретарь миндортранса РТ Наиля Клевлеева. - А в малые населённые пункты из-за одного-двух человек перевозчики просто не поедут». Впрочем, сейчас в минтрансе разрабатыают порядок планирования регулярных перевозок, документ позволит организовать регулярное сообщение на межмуниципальных маршрутам, в том числе по направлению Казань-Б.Сабы.

Пока теплится надежда…

И всё же приходят из малых деревень радостные вести. Так, первую за 25 лет свадьбу сыграли в Смысловке Нижнекамского района. А в пос. Восточная Звезда Верхнеуслонского района родился первый за 45 лет малыш. Каждое такое событие даёт сельчанам пусть и маленькую, но всё же надежду на возрождение.

Если у вас душа болит за родное село, которое раньше славилось на весь район, а потом зачахло, напишите в редакцию и не забудьте указать телефон для обратной связи. Самые интересные письма и истории мы опубликуем.

На чём держимся?!

Елена Кузнецова, жительница с. Чирпы Лаишевского района:

«Не первый год я добиваюсь благоустройства родного села. Освещения нет, дороги непроходимые, озёра нужно чистить. Собираю документы, отправляю по всем инстанциям, отовсюду отписки. Школу закрыли лет шесть назад, детсад не строят. Старый клуб хотели продать, но мы воспротивились. Сейчас он пока «базируется»… в коридоре бывшей школы. ФАП работает три часа в день. Весной соседке стало плохо, поздним вечером вызвали скорую помощь из Лаишева, так она не приехала, мол, дороги развезло, а света в селе нет.

Работы нет, молодёжь едет за ней в город. Раньше у нас был колхоз, маслозавод, 3,5 тыс. га пашни, больше 1000 коров. В 1961 году у нас дали свет, почти в каждом доме появились корова, гуси, поросята. Но в 90-е фермы пустили под бульдозер, технику распродали, мы остались ни с чем.

Мы в прошлом году по 300 рублей собрали и сделали ограждение на кладбище. Нынче хотим на средства самообложения сделать детскую площадку и фонари развесить. Парни своими силами расчистили поле под спортплощадку, а нам даже на сетку для волейбола денег не дали. Многие бы уехали в город, да возможности нет».

Официально

Председатель совета муниципальных образований РТ Минсагит Шакиров:

«За 10 лет сельское население Татарстана поредело на 44 тысячи человек, хотя в республике действует 49 программ поддержки производителей продукции сельского хозяйства, создают социальную, грантовую инфраструктуру. 44 тысячи - это же население двух районов! В некоторых районах каждый год жителей становится на 2% меньше. Особенно стремительно сокращается число жителей в Камско-Устьинском, Тетюшском, Мензелинском и Дрожжановском районах. Сельчане стали меньше строиться, так как больше не связывают своё будущее с деревней. На селе нет работы, платят мало. Муниципалитетам не хватает бюджетных средств, чтобы решить проблемы села. За счёт самообложения в Дрожжановском районе построили 41 км дорог, в Кукморском - расширили 35 км улиц, в деревнях построили мосты».

Почему нас тянет в деревню?

Замдиректора Института социально-философских наук КФУ Мария Ефлова:

«Вернуться на малую родину, человека толкают воспоминания детства. Они всегда приятные. Во-вторых, сейчас модно знать историю рода, люди идут в архивы. Многие берут фамилии предков. Закончился советский период, когда все были равны, не было связей между поколениями. Теперь родословная - ресурс, которым человек хочет подчеркнуть своё достоинство, что он не из неоткуда появился, а у его рода есть история. В-третьих, есть те, кто за свой счёт обустраивает родные места. Таким образом, они также показывают свою значимость. Те же, кто просто приезжают на субботники, проявляют уважение к предкам. Они восстанавливают кладбища, мемориалы, а фактически происходит то, что называют реконструкцией памяти».