Чем промышляла лиса темной ночью. Стрельба лисиц у привады

Относят к хищным млекопитающим семейства псовых. Этот вид чаще всего встречается в лесах нашей необъятной родины, поэтому неудивительно, что про этого умного и хитрого зверя придумано много народных сказок, былин и песен. В этой статье будут приведены самые интересные факты о лисе, которые понравятся как взрослой аудитории, так и детям.

Внешний вид животного

Как правило, у представителей псового семейства имеются одинаковые признаки, касающиеся внешнего вида:

Вытянутая голова;

Заостренные уши;

Худые лапы;

Длинный и пушистый хвост.

Читая интересные факты о лисицах, можно узнать много информации о строении тела животного и его повадках. Зверек имеет красивый окрас. Рыжие лисицы, которых можно встретить в русских лесах, обладают телом среднего размера и большим пушистым хвостом. Расцветки и размеры могут меняться, исходя от местности, где обитают эти животные. Длина тела зависит от породы и составляет от 55 до 90 см, а хвост - 60 см. Шерсть на груди, а также кончик пушистого хвоста белого цвета. Уши заостренные и с задней стороны имеют темный окрас.

Шерсть лисиц и периоды линьки

Если животное обитает в северных районах, оно обладает крупным телом с густой светлой шерстью. Южные лисицы мельче, их шерсть намного тусклее, чем у собратьев, живущих на севере. В холодные дни лисы во сне прикрывают мордочку и лапы хвостом, используя его как одеяло.

Линька у взрослых лис начинается в феврале-марте, и окончательно животное теряют свой «зимний наряд» в апреле. Летний мех у рыжих представительниц вида появляется в начале июня, а с середины лета уже начинает «созревать» зимнее убранство.

Летняя шерсть лисиц более редкая и короткая, поэтому в этот период звери выглядят забавно: с длинными лапами и большой головой.

Эти интересные факты о лисах, а именно об их линьке, часто используются в народном фольклоре. Люди веками подмечали особенность этих зверей «переодеваться». Охотники старались добывать их шерсть в зимнее время, когда лисицы гуляют в шикарных рыжих шубках.

Места обитания рыжих лисиц

Рыжие лисы и их подвиды обитают практически везде. Их нельзя встретить разве что в арктической тундре и на некоторых островах.

Лисы, обитающие в многоснежных районах, стараются избегать территорий со сплошными таежными массивами.

Рыжие лисицы, как правило, не охотятся рядом со своим логовом. Некоторые интересные факты о лисах как раз строятся на этой особенности, которая наблюдается у большинства Натуралисты часто замечают соседство лисиц с утками, на которых они обычно и охотятся. Но, находясь рядом с таким опасным зверем, уткам удается выводить своих птенцов. Также иногда лисицы занимают территорию недалеко от барсучьих городков.

Рыжая красавица лисичка с большим пушистым хвостом - частый персонаж старых и современных сказок и мультфильмов. Дети знают об этом хищнике как о хитром зверьке, способном выкрутиться из любой неприятности или же, наоборот, умеющим создать ее. Маленьким натуралистам приглянулось это яркое животное из-за своеобразного озорного поведения.

Интересные факты про лису:

  • Часто лисицу называют Патрикеевной. Это имя дали ей в честь одного новгородского князя Патрикея Наримунтовича, который был очень хитер и изворотлив.
  • Не зря лисиц называют очень умными животными. У них существует один интересный способ избавления от блох. Лисы заходят глубоко в воду с палкой в зубах, и блохи перебираются в эту ловушку. Через время зверек выбрасывает палку, а с ней и надоедливых блох.
  • Уходя от своих врагов, лисица запутывает следы.
  • Эти животные считаются всеядными. Они не отказываются и от растений.
  • Самой маленькой лисицей в мире считается фенек - длина едва достигает 40 сантиметров.
  • Часто этих зверей заводят в качестве домашних питомцев, и с этой ролью животное справляется на ура.
  • Лисы - ночные хищники.

Интересные факты о лисе детям известны еще с самого раннего возраста. В русских народных сказках, которые известны почти каждому, рассказывается о повадках и характере зверька. Например, сказка «Лисица и журавль», в которой хитрую плутовку проучил мудрый журавль.

Рацион лисиц

Лисы хоть и хищные животные, но в их рационе есть и растительность.

Конечно, чаще всего обыкновенные рыжие лисы охотятся на грызунов. Также они могут поймать себе на обед птиц, зайцев или рыбу, которую хищники ловят на нерестовых реках. Не откажутся лисички и от яиц. Помимо всего этого, зверь может питаться разными растениями, ягодами и дикими плодами. Во времена, когда пищи слишком мало, лис не пройдет мимо падали.

В зимний период этим животным наиболее трудно добывать себе пропитание. Их «спасают» от голода на которых лисицы чаще всего и охотятся в холодную пору. Сам процесс охоты очень увлекателен. Лисы передвигаются по снежному покрову и прислушиваются к писку полевок. Когда они обнаруживают свою жертву, то сразу начинают буквально нырять в снег, при этом помогая себе передними лапами. Лисицы очень терпеливы, они могут стоять без движений долгое время, прислушиваясь к своей потенциальной жертве, выжидая её ошибки.

Это не единственный интересный способ охоты лисиц. Порой эти умные хищники скидывают ежей в воду, для того чтобы те раскрылись и появилась возможность схватить их за незащищенное колючими иголками место.

О лисицах и их поведении

Существуют и другие интересные факты о лисах, которые нельзя оставить без внимания:

  1. В Японии этот рыжий хищник является символом искусства перевоплощения, а белую лису считают посланником бога Инари.
  2. Иногда перед своими «жертвами» эти животные способны устроить целое представление. Они показывают своим видом, что не заинтересованы в охоте, а когда добыча теряет бдительность, лисы нападают.
  3. Представители этого вида часто являются переносчиками бешенства.
  4. Маленькие лисята очень игривы и непоседливы, но когда мать их окликает, то они сразу же прекращают свои игры и бегут к ней.
  5. Песец не относится к роду лисиц, но в народе его часто называют арктической лисицей.
  6. В Африке обитает вид с очень большими ушами. Этот лис ест насекомых, чаще всего термитов.
  7. В нашей стране обитают три вида лисиц: обыкновенные, афганские и степные.
  8. Животные часто прячут оставшуюся пищу для голодных времен.
  9. Главные враги лисиц - это волки и орлы.
  10. Эти зверьки могут издавать много звуков. Например, они могут сымитировать собачий лай.
  11. В Древнем Риме лисиц считали демонами огня.

Одомашненные представители

Всё чаще этих умных животных стали заводить в роли домашних питомцев.

Вот некоторые интересные факты о лисах, живущих рядом с человеком:

  • лисы, подобно собакам, любят бегать за мячиком;
  • животные боятся долгого одиночества: они начинают плакать, если хозяина долго нет;
  • лис можно приучить ходить в лоток, как кошек;
  • питомцы любят купание и готовы запрыгнуть в ванну, если не закрыть дверь;
  • лисы - и для того, чтобы они не нахулиганили, их следует запирать на ночь в вольер или в клетку;
  • вилянием хвоста животные показывают радость;
  • лис легко приучить к ошейнику.

Как видно из описания, эти животные обладают красотой, грацией и умом. Они способны выжить в дикой природе и легко приспосабливаются к домашним условиям содержания.

Лисицы – очень красивые животные, которые характеризуется как чрезвычайно хитрыми существами. Эти черты их характера, которые передаются из поколения в поколение, позволили животным дожить до наших времен. Если вас действительно интересуют эти животные, тогда специально для вас мы подготовили интересные факты о лисах.

Самые удивительные и интересные факты о лисах

Лисы – одинокие животные


Лисицы относятся к семейству псовых, а это значит, что их родственниками являются волки, шакалы, собаки. Они имеют средние размеры (немного меньше среднего размера домашней собаки), а вес колеблется от 3 до 6,5 кг. Также особо выделяющей чертой лисов является их пушистый хвост.

Но в отличие от своих родственников лисы не проживают стаями. При воспитании своих детенышей лисица живет маленькой семьей, называемой «подводок лисиц», в подземных норах. В противном случае, они охотятся и спят в одиночестве.

Лисицы имеют много общего с кошками



Как и коты, лисы наиболее активные ночью. Благодаря уникальному зрению эти животные хорошо ориентируются в темное время суток. Они даже охотятся аналогичным образом, как и коты.

И это только одно из множества сходств. Как и кутов, у лисов имеются чувствительные волоски и колючки на язык. Передвигаются они также схожим образом, имея элегантную походку. У лисиц также есть «выдвижные» когти, которые помогают им лазать по деревьям и даже забираться на крыши домов. Некоторые лисицы даже спят на деревьях также как и кошки.

Рыжая лисица является наиболее распространенным видом



Рыжих лисиц можно встретить во множестве уголков мира (от Северного полярного круга до Северной Африки и от Центральной Америки до азиатских степей). В то же время естественная среда обитания этих животных представляет собой смешанные ландшафты кустарников и лисов.

Такая широкая популяция этого вида лисиц обусловлена их гибкой диетой.

Лисицы используют магнитное поле Земли

Как управляемые ракеты, лисицы используют магнитное поле Земли, чтобы охотится. Такие же способности есть и других животных, таких как акулы, черепахи, некоторые виды птиц, но лисы пока единственные из них используют свои умения для того, чтобы поймать жертву.

Согласно New Scientist, лиса может видеть магнитное поле Земли как «кольцо тени» на ее глазах, которое темнеет, когда животное направляется к магнитному северу. Когда тень и звук жертва создают линию — пришло время, чтобы наброситься на неё. Вот лиса в действии:

Лисы – хорошие родители

Еще одним интересным фактом о лисах является их забота о потомстве. Лисицы размножаются один раз в год, но, при этом, рождаются у них от 1 до 11 детенышей (в среднем 6). Детеныши рождаются слепыми, глазки открываются у них через девять дней после рождения. В течение этого времени они остаются с лисицей (самкой) в норе, в то время, как лис (самец) приносит им пищу.

Маленькие лисята проживают с родителями до семи месяцев. Самки защищают своих детенышей с удивительной верностью.

Лисицы очень игривы

Лисицы, как известно, очень дружелюбны и любопытны. Они любят играть между собой, а также с другими животными, такими как кошки и собаки. Также лисы обожают шарики, которые они часто воруют с полей для гольфа.

Несмотря на то, что лисы – дикие животные, но у них очень хорошие отношения с людьми. В 2011 году исследователи обнаружили могилу, которая находилась на кладбище в Иордании и датируется более 16500 летним возрастом. Археологи обнаружили в могиле останки человека и его домашнего животного – лисицы. Это было 4000 лет до того, как первый известный человек и собака были похоронены вместе.

Вы можете приобрести одомашненную лисицу

В 1960 — е годы, советский генетик Дмитрий Беляев занимался изучением лисиц и вывел более тысячи особей, прежде чем достичь одомашнивания лисиц. В отличии от прирученных лисов, которые научились терпеть людей, одомашненные лисы послушны к людям от рождения. Сегодня вы можете купить домашнюю лису за $ 9000 (или около этой суммы).

Песцы не замерзают даже при -70 по Цельсию

Песец, проживающий в районах северного полярного круга, способен выдерживать холод лучше, чем большинство других животных. Они не замерзают даже тогда, когда температура опускается до отметки в -70 градусов по Цельсию. Их белый мех помогает маскироваться от хищников, но с изменением времен года их «пальто» также изменяется в цвете (темнеет). Это позволяет им смешиваться с камнями и грязью тундры.

Вид лисиц, который может слышать насекомых

Большеухая лисица так называется не только благодаря их 5-дюймовыми ушами, но и из-за того, что они используют свой слух, как летучие мыши, для того чтобы слышать насекомых. Когда наступает ночь эти лисицы выходят в африканскую савану, чтобы начать «слушать жертв». Большую часть их рациона составляю термиты. Кроме того, большеухие лисицы часто делает свои дома в термитникиах.

Лисы могут издавать множество звуков

Последний и, наверное, самый интересный факт о лисах – их способность издавать звуки. Эти животные могут воспроизводить около 40 различных звуков, но самым поразительным из них является крик.

Задание 1

ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ

Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер… Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись в старом кресле, и вздрагивал во сне, когда тёмная дождевая вода хлестала в окна.

Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как нас никто не навещал…

Лучше всего было по вечерам. Мы затапливали печи. Шумел огонь.

Ярко горели лампы, и всё пел и пел свою нехитрую песню медный самовар… Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно – может быть, оттого, что стёкла запотевали и не было видно одинокой берёзовой ветки, день и ночь стучавшей в окно… (К. Паустовский)

Наиболее наглядно смена сезонов года в лесу выражается в смене окраски листьев на деревьях и кустарниках. Причина изменения цвета листьев в том, что в них есть красящие вещества, которые проявляются в зависимости от количества тепла и света. Летом самым активным является зелёное вещество – хлорофилл. Осенью хлорофилл разрушается, появляются жёлтые и красные вещества, и начинает меняться окраска листьев. Потом они начинают опадать.

2. 2. По сигналу учителя отметь то место, где ты читаешь, карандашом.

3. 3. Дочитай текст.

4. 4. В каком из текстов чувствуется присутствие автора, его настроение?


а) в первом

б) во втором

1. 5. Подчеркни прямой линией фразы, подтверждающие твой ответ.

2. 6. Определи, какой текст художественный, какой научный. Обведи ответ:

а) 1 – художественный, 2 – научный

б) 1 – научный, 2 – художественный.

1. 7. В одном из текстов есть олицетворение. Найди и подчеркни его пунктирной линией.

2. 8. В научном тексте найди слова и выражения, свойственные научному стилю. Подчеркни их волнистой линией.

Задание 2

Всё я делаю для мамы;

Для неё играю гаммы,

Для неё хожу к врачу,

Математику учу.

Все мальчишки в речку лезли,

Я один сидел на пляже,

Для неё после болезни

Не купался в речке даже.

Для неё я мою руки,

Ем какие-то морковки…

Только мы теперь в разлуке.

Мама в городе Прилуки

Пятый день в командировке.

И сегодня целый вечер

Что-то мне заняться нечем!

И, наверно, по привычке

Или, может быть, со скуки

Я кладу на место спички

И зачем-то мою руки

И звучат печально гаммы

В нашей комнате. Без мамы.

(А. Барто)

1. 1. Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.

а) весело, задорно;

б) с возмущением и негодованием;

в) тихо, задумчиво, печально;

г) громко, торжественно

1. 3. Найди рифмы в первых двух четверостишиях. Соедини карандашом рифмующиеся строки.

2. 4. Раздели стихотворение на две части.

3. 5. О чём это стихотворение, какую мысль хотел донести до нас

а) мальчик всё делает для мамы;

б) мальчик очень любит маму и тоскует по ней;

в) у мальчика очень строгая мама, он её беспрекословно слушается.

1. 6. Подчеркни самые главные, на твой взгляд, строчки.

Задание 3

1. 1. Прочитай текст.

На рябине, что росла у забора, неведомо откуда появилась белка.

Распушив хвост, сидела она в развилке ствола и глядела на гроздья, которые качались под ветром на тонких ветвях.

Белка побежала по стволу и повисла на ветке, качнулась – перепрыгнула на забор. Она держала во рту гроздь рябины.

Быстро пробежала по забору, а потом спряталась за столбик, выставив наружу свой пушистый, воздушный хвост.

«Веер» - вспомнил я. Так называют охотники беличий хвост.

Белка спрыгнула на землю, и больше её не было видно, но мне стало весело. Я обрадовался, что поглядел на белку и вспомнил, как называется её хвост, очень хорошо – веер .

Ю. Коваль

Ответь на вопросы:

- «Белка сидела в развилке ствола» - это значит, где она сидела?

Почему хвост белки называют веером?

Задание 4

Медвежата.

Медвежата родились в берлоге в январе, а первый раз вылезли из берлоги и увидели солнышко в апреле, когда таял снег. Тогда в лесу еще не было ягод. А сейчас, летом, и черника поспела, и малина. Мама – медведица отыскала в дупле диких пчел и накормила медвежат сладким медом. И еще медвежата научились разгребать муравьиные кучи. Запустят в муравейник лапу, слижут муравьев и снова запустят.

Г. Снегирев

Вопросы и задания.

1. Когда и где родились медвежата? А когда первый раз увидели солнышко?

2. Чем питаются медвежата?

4. Чему научились медвежата?

5. Какой представляешь семью медведей? Расскажи.

Задание 5

Лиса и барашек

Ночевало за оградой стадо овец. Пастухи спали, и собаки спали.

Подходит лиса, смотрит через плетень, а перепрыгнуть не смеет: собак боится.

Увидал лисицу барашек и спрашивает:

Чего ты ищешь? – Мал он был и беды не видал.

Ищу сенца душистого, - шепчет в ответ лиса.

А я ведь думал, что ты ягнят ешь! – сказал барашек. – Прыгай сюда, вот тебе сено.

Спасибо, барашек, - говорит лиса. – Подойди ко мне, я тебя поцелую за это.

Барашек хотел было уж подойти к лисе, но собаки залаяли, и плутовка убежала в лес.

Вопросы и задания

1. Чем промышляла лиса темной ночью?

2. Объясни значение слова плетень .

3. Как встретил лисицу маленький барашек? Почему он так вел себя с лисой? Ответь словами из текста.

4. Какой представляется тебе лиса? Как ее в тексте называет автор? Как ты понимаешь слово плутовка ?

5. К кому можно отнести каждое из этих слов: неосторожный, неопытный, хитрый, глупый, беды не видал, лукавый ?

; ; ; ; ; ; ; ;

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХОТНИЧЬЕГО ПРОМЫСЛА Ю.А. ГЕРАСИМОВ (Заготиздат, Москва, 1950)

Основные положения в организации охотничьего промысла утверждает правительство СССР. Правила охоты устанавливают на местах Управления по делам охоты при советах министров союзных и автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах депутатов трудящихся. Каждый охотник должен хорошо знать правила охоты, установленные для местности, где он промышляет зверей.

Охотничий промысел организуют низовые заготовительные организации В/О Заготживсырье Министерства заготовок СССР. Они привлекают колхозы к участию в промысле, ведут учет и вовлекают новых охотников, заключают с ними договора, снабжают боеприпасами и охотничьим инвентарем, организуют между охотниками социалистическое соревнованием, внедряют передовые методы труда, своевременно принимают пушнину, проводят биотехнические мероприятия, по распоряжению специальной комиссии организуют пробные отстрелы для установления правильных сроков начала промысла.

Порядок взаимоотношений колхозов, охотничьих бригад и отдельных охотников с той или иной заготовительной организацией определяется двусторонними типовыми хозяйственными договорами, заключаемыми между охотниками и заготовительными организациями.

Основная форма организации труда в охотничьем промысле - бригада. Охотничьи бригады проводят промысел и подготовку к нему гораздо организованнее и намного успешнее, чем охотники-одиночки. Это особенно заметно при промысле лисиц, который включает несколько способов коллективной добычи зверей, например охота с флажками, загоном, нагоном и др

При капканном и другом самоловном промысле весьма важно правильно распределить охотничьи угодья между охотниками, места привад и расстановки у них капканов. И в этом случае охотники, объединенные в бригады, могут гораздо лучше использовать свое время и охотничий район.

Бригадир, обычно опытный охотник, заранее, еще в мае, а затем за месяц до начала охоты проводит предпромысловую разведку и определяет условия промысла, выявляет численность лисиц, места их обитания и наиболее подходящие участки для проведения различных охот. По распоряжению специальной комиссии он проводит пробный отстрел лисиц для определения спелости их шкурок и уточнения срока начала охоты. Тем временем члены бригады готовят капканы, самоловные орудия, флажки и другой охотничий инвентарь, выкладывают привады, подготовляют приманки, натаскивают и наганивают собак и выполняют другие поручения бригадира.

С началом промысла бригадир руководит организацией всех охот и передает членам бригады свой опыт и навыки, повышая этим квалификацию других охотников и способствуя успешному проведению промысла.

ПОДГОТОВКА К ПРОМЫСЛУ

Привада. В промысле лисицы большое значение имеют привады. Стягивание ими лисиц в небольшой район облегчат и ружейные охоты, и капканный промысел. Применение привад обеспечивает быстрое отыскание короткого и прямолинейного следа сытой лисицы, предопределяя тем самым успех охоты в короткий зимний день. При использовании самоловов на подходах к приваде ставят капканы, что также значительно облегчает промысел лисицы.

Выкладывать привады следует за месяц-два до начала промысла и по мере надобности постоянно подновлять их в течение всего охотничьего сезона.

Желательно, чтобы охотник имел 2-3 привады, положенные в 8-10 километрах одна от другой. Для привад следует использовать трупы крупных сельскохозяйственных животных (лошадей, коров), павших от незаразных заболеваний. Если волков в районе нет, то можно использовать ободранные тушки собак и мелких животных. Чтобы собаки не растаскивали туш и не попадали в капканы, надо выкладывать приваду вдали от деревень (не ближе 5-8 километров) и, по возможности, подальше (за километр) от проезжих дорог - где-либо на лесной опушке, у края болота, урема или другого крепкого места, которыми лисицы пользуются для дневки, либо вблизи обычных лисьих переходов и мест жировки.

Места выбирают на открытой поляне в 50-100 метрах от кромки леса или зарослей кустарников и камышей. Это значительно облегчает осмотр привады зимой и установку капканов на подходах и выходах лисиц.

Чтобы птицы не растаскивали привады, тушу животного следует зарывать в землю, оставляя снаружи лишь голову и шею. При таком способе выкладывания привады лисицы прокапывают к туше лазы, в которых удобно устанавливать при запоздалой зиме по чернотропу капканы.

Если охотник предполагает подкарауливать лисиц у привады с ружьем, то тушу следует выкладывать на возвышенном месте, а в 30 шагах от нее в направлении преобладающих ветров отрывать яму для засидки. Делают это так, чтобы из ямы привада и посетившая ее лисица были видны на фоне неба. Это значительно облегчает стрельбу в темную ночь.

За месяц-два до начала охоты привады регулярно обходят хотя бы один раз в неделю по окружности радиусом в 50- 100 метров, а затем подходят и к самой туше, чтобы проверить, посещают ли ее лисицы. У туши и на лисьих подходах к ней рекомендуется разбрасывать куски железа (подковы, жестянки из-под консервов и т. п.), приучая этим лисиц не бояться посторонних железных предметов и запаха человека.

Пахучие приманки. При капканном промысле для приваживания зверей применяют пахучие приманки. Для этого заранее нарезают мелкими кусочками мясо, наполняют ими на 2/3 стеклянную банку объемом 2 литра и прибавляют немного рыбьего жира. Затем банку завязывают тряпочкой и выставляют на солнце. Когда мясо совсем разложится, приманка готова.

Для приманки лисиц применяют также и протухших ящериц. Тушки их для этого мелко рубят и накладывают в банку, завязав ее бумагой. Банку ставят на солнце или в теплое место. Помимо ящериц можно использовать рыбу, готовя ее тем же способом.

Знатный охотник Нефтегорского района Краснодарского края В. М. Василенко лучшей приманкой на лисиц считает земляную жабу, пропитанную несоленым кошачьим жиром. Крупных жаб он при этом делит на 2-3 части, мелких использует целиком, отлавливая их в сентябре-октябре и складывая в посуду с топленым кошачьим жиром.

Очень успешно используют лисью мочу, собирая ее от только что убитых зверей в бутылку или используя замороженную мочу, оставленную лисицами у столбиков и кустиков. Хранить такую мочу следует в холодном месте. В местах лисьих переходов мочой обрызгивают кочки, кустики или какие-либо другие возвышения, около которых и устанавливают капканы.

При капканном промысле применяют и другие искусственные приманки, с которыми можно подробно ознакомиться в книге П.О. Вардунаса и С.Н. Корчева (см. список литературы в конце книги).

Подготовка капканов. При подготовке к капканному промыслу большое внимание уделяют очистке старых капканов от ржавчины при помощи подпилка, наждачной бумаги и песка; новые капканы нужно тщательно очистить от масла. Затем регулируют взаимодействие частей каждого капкана, чуткость насторожки, силу пружин и т. п., добиваясь безотказной работы. Необходимо чтобы дуги не имели заусениц и зарубок по сторонам (где скользят кольца пружин) и захлопывались без задержки при заведении пружин под прямим углом к станине капкана. Важно также правильно отрегулировать насторожки, чтобы тарелочка у настороженного капкана не стояла косо и не поднималась выше дуг, а была бы в горизонтальном положении, строго в середине развернутых дуг и ниже их верхних краев на 0,5-1 сантиметр. Настороженный капкан не должен срабатывать от 100-граммовой гирьки, поставленной на середину тарелочки. В то же время давящее усилие не должно превышать 200 граммов, т. е. капкан должен срабатывать при постановке на тарелочку гирьки а 150-200 граммов.

К каждому капкану прикрепляют на вертушке стальной трос толщиной 0,3-0,5 сантиметра и длиной 1-2 метра для прикрепления капкана к волоку-палке в руку толщиной и в метр длиной. Затем для переноски и установки капканов следует изготовить холщевые рукавицы с двойной ладонной стороной, холщевый или брезентовый мешок и ключ для сжатия пружины. Капканы со всеми этими принадлежностями помещают я чистый котел или ведро и, залив водой, кипятят в течение 2-3 часов, периодически меняя воду. Вываренные капканы хранят в сухом месте во дворе. Перед началом промысла их еще раз проваривают или обрабатывают каким-либо другим способом в зависимости от мест и способов установки самоловов (см. об этом ниже).

Подготовка ружья. При ружейной охоте на лисиц особенно важно иметь безотказно работающее надежное двуствольное или трехствольное ружье 12-го, 16-го или даже 20-го калибра, чтобы из него можно было уверенно бить зверя. Каждый охотник должен заблаговременно позаботиться об исправности своего оружия и принадлежностей к нему.

Чтобы избежать осечек и затяжных выстрелов, ружье следует тщательно вычистить, удалив с ударно-спускного механизма летнюю густую смазку и смазать части веретенным или жидким машинным маслом. Для улучшения боя ружья, большей кучности и резкости необходимо удалить насвинцование в стволе, пользуясь для этого медной щеткой-ершиком или пучком тонкой (0,3-0,5 миллиметра) медной проволоки, накрученной на конец толстого деревянного шомпола. Такой шомпол несколько раз туго прогоняют через ствол. Так же надо чистить ружье и в дальнейшем, после каждых 20-З0 выстрелов. В случае надобности ружье надо отдать мастеру для удаления шата, ремонта запирающего механизма, смены ослабевших боевых пружин, обитых и укороченных бойков и т. п.

После этого необходимо подобрать к ружью папковые и латунные гильзы, обжать раздутые, вычистить и вымыть их внутри от порохового нагара при помощи ершика и насыщенного горячего раствора технической (кальцинированной) соды.

Когда ружье и гильзы приведены в полный порядок, необходимо тщательно пристрелять каждый ствол в отдельности и добиться максимальной кучности и резкости, так как лисицу часто приходится стрелять на расстоянии 50-70 шагов, и при этом важно уложить ее на месте. Иначе легко раненый зверь может далеко уйти в крепкие места или спрятаться в нору. Поэтому пристреливать ружье следует увеличенными (насколько позволяют вес и прочность ружья) зарядами.

Вес заряда для пристрелки прочных нестарых ружей (нешустованных, без шата и раздутий, с чистыми стволами или небольшими раковинами внутри) из хорошего отборного черного пороха (Хороший черный порох - блестящий на вид, не имеет комков, крупинки его сходны между собой по размеру. Кучка такого пороха, сожженная на листе белой бумаги, оставляет лишь слабый серо-желтый налет, тогда как плохой порох - матовый, имеет много пыли и крупных зерен, а после сгорания на бумаге оставляет черный нагар.) должен составлять 0,2%, а из дроби до 1% к весу ружья (без ремня). Следовательно, для ружья 12-го калибра весом 3500 граммов требуется: черного пороха 3500х0,2%/100%=7 граммов на каждый заряд и дроби 3500х1%/100%=35 граммов.

Для ружья 20-го калибра весом 3000 граммов требуется на заряд черного пороха 3000х0,2%/100%=6 граммов и дроби 3000х1%/100%=30 граммов.

Стрелять бездымным порохом разрешается только из ружей, специально испытанных под нитропорох. При употреблении бездымного пороха расчет и вес заряда дроби остаются такими же, как и при стрельбе черным порохом, заряд бездымного пороха точно отвешивают на аптекарских весах. Для ружья 12-го калибра пороха надо не более 2,3 грамма, для ружья 16-го калибра - не более 2 граммов и для ружья 20-го калибра - не более 1,8 грамма.

Заряжать патроны для пристрелки следует особенно аккуратно и тщательно, обязательно запыжовывая порох картонной прокладкой и просаленными войлочными пыжами. Непросаленные войлочные пыжи, пробковые, из бумаги и пакли непригодны.

Забивать пыжи следует равномерными усилиями в 40- 50 килограммов для зарядов черного пороха и в 4-5 килограммов - для бездымного пороха. Ни в коем случае нельзя забивать пыжи молотком, так как это усиливает отдачу, разброс дроби и может привести к разрыву ружья.

При стрельбе бездымным порохом рекомендуется применять папковые гильзы под специальные сильные закрытые капсюли типа Жевело. Такие патроны дают большую кучность, резкость, постоянную и равномерную осыпь. Поэтому для пристрелки и стрельбы по зверю рекомендуется использовать в первую очередь папковые гильзы под закрытый капсюль.

При стрельбе бездымным порохом из латунных и папковых гильз с обычными открытыми охотничьими капсюлями нередко получаются затяжные выстрелы. Объясняется это в значительной мере слабым пламенем, которое дает открытый капсюль.

В таких случаях разрешается подложить в капсюльное гнездо 5-10 крупинок черного пороха, а затем забить капсюль.

Стрелять лисицу рекомендуется твердой шлифованной (откатанной в графите) дробью № 0 и № 00, т. е. дробинками, которые имеют в диаметре 4,25-4,5 миллиметра. Чтобы определить диаметр и номер дроби, берут 10 дробинок, размещают их в один ряд на сгибе согнутой бумажки и измеряют сантиметровой линейкой весь ряд от края до края. Десять дробинок № 1, положенные в ряд, будут иметь в длину 4 сантиметра, т. е. диаметр каждой дробинки равен 4 миллиметрам. Увеличение каждой дробинки на 0,25 миллиметра, или 10 дробинок на 0,25 сантиметра, будет соответствовать порядку нулевых номеров дроби. Например, дробинки-нулевки имеют диаметр 4,25 миллиметра, а дробь № 0000 - 5 миллиметров. По такой же закономерности изменяется диаметр мелкой дроби. Например, дробинки № 3 имеют диаметр 3,5 миллиметра, № 5 - 3 миллиметра и т. д. Зная этот принцип изменения и прием подсчета, каждый охотник может безошибочно определить или проверить номера имеющейся у него дроби.

Подобрав боеприпасы и тщательно зарядив патроны, проводят с расстояния в 40 шагов пристрелку ружья по 10- 12 мишеням величиной в два склеенных вместе газетных листа. На каждой такой мишени, простреленной одним зарядом, чернилами отмечают пробоины дробинок, а затем сравнивают их между собой и выбирают мишени с наибольшей кучностью и равномерной осыпью.

Для точного определения сгущения к центру, процента кучности и равномерности осыпи на мишень раскладывают специально вычерченный на кальке (восковке) круг диаметром 80 сантиметров, разделенный сеткой на 100 полудециметровых клеток. По ним и определяют результаты стрельбы по каждой мишени.

Если ружье рассеивает, не дает хорошей кучности и равномерности в осыпи (например, в туловище нарисованной лисицы попадает всего лишь 3-5 дробинок), то следует применить концентратор-укучнитель. Для ружей сверловки "чок" (с сужением у дульного среза) рекомендуется пересыпать дробь тальком или крахмальной мукой.

С этой целью в заряженный порохом патрон следует насыпать 1 грамм талька или крахмальной муки, а сверху заряд дроби, затем постучать навойником по верхнему ряду дробинок, отчего они утрясутся, а поверх них выступит тальк. Таким образом, все дробинки заряда окажутся равномерно пересыпанными тальком.

Такой способ зарядки патронов намного улучшает равномерность осыпи и кучности и дает возможность стрелять лисицу на расстоянии до 70-80 шагов.

Применяют еще и другие укучнители, например, смазку дроби маслом; для ружей с цилиндрической сверловкой применяют кольцо Элея, заворачивание дроби в бумажный цилиндр и т. п. Однако все эти способы очень трудоемки и мало эффективны, поэтому останавливаться на них мы не будем.

Резкость ружья, т. е. пробивная способность дроби, определяется по глубине, на которую она уходит в сосновую доску. Если с расстояния 40 шагов центральные дробинки заряда углубились в доску всего на 0,5 сантиметра, а крайние даже видны, то это слабая резкость ружья, и лисицу таким зарядом не убить. С хорошей резкостью центральные дробинки должны пробивать насквозь 1,5-2-сантиметровую доску.

Чтобы добиться от ружья хорошей резкости, необходимо уменьшить заряд дроби на 2-3, а то и 5 граммов. При чрезмерном уменьшении заряда дроби увеличивается разброс ее, поэтому рекомендуется пристреливать ружья разными зарядами по 10-20 большим мишеням, чтобы по ним можно было выбрать наиболее подходящий заряд с хорошей резкостью, кучностью и равномерной осыпью дроби.

Пристрелка ружья по поленьям, пенькам и т. п. не дает возможности судить о бое ружья, а поэтому подобного рода бесцельной стрельбой заниматься не следует.

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец III четверти.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для контроля можно предлагать только читающим детям. Не рекомендуется проводить строгий контроль оценки навыка чтения первоклассников – это может привести детей к стрессу. Текст для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть текст потому, что он уже «хорошо читает». «Ситуация успеха» должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1-й класс

А.Н. Плещеев

Добрые вести
Капля дождевая
Говорит другим:
– Что мы здесь в окошко
Громко так стучим?
Отвечают капли:
– Здесь бедняк живёт,
Мы ему приносим
Весть, что хлеб растёт. (24 слова)

Вопросы и задания:

1. Какую весть принесли дождевые капли человеку?
2. Почему они постучали именно в окно бедняка?
3. Почему автор назвал стихотворение «Добрые вести»?
4. С каким чувством ты будешь читать это стихотворение?

Народная песня

Сорвём в саду по цветку, совьём себе по венку. Понесём венки к батюшке, ко родимой матушке:
– Сударь ты мой батюшка, сударыня ты моя матушка! Который венок алее? Кто из нас милее?
– Дитя моё милое! Все венки алые, все дети милые.

(40 слов)

Вопросы и задания:

1. Как ты думаешь, каким голосом нужно читать эту народную песенку?
Подчеркни нужные слова: ласково, нежно, громко, сонно, торжественно, лениво, с любовью, дружно, печально. Почему так?
2. Сколько девочек плели веночки?
3. Что они хотели узнать у батюшки и матушки?
4. Что ответили им родители?

Май

1. Ласковый месяц май насыпал по лесам целые сугробы черёмухи. Зацвели нежные звонкие колокольчики ландышей. Берега ручьёв пожелтели от стройных лютиков.
2. Вернулись домой птицы. В лесах запели дрозды. Над рощами и садами полились заливистые песни соловьёв.
3. Ожили муравьи. Погрелись трудяги на солнышке и принялись за работу.

(45 слов)

Вопросы и задания:

1. Какое настроение возникло у тебя после прочтения этого рассказа?
2. Сколько законченных частей в этом рассказе?
3. Озаглавь вторую и третью части плана текста:

а) Цветут растения.
б) ?
в) ?

4. Попробуй пересказать текст по плану.

Г. Цыферов

Зелёный заяц

Летом всё было зелёное на лугу: зелёная трава, зелёная листва, зелёные деревья. По зелёной траве скакали зелёные лягушки и громко кричали: «Квак-квак».
Ну а потом на эту зелёную лужайку пришёл заяц. Его увидел лягушонок и говорит:
– Квак-квак, зимой ты белый, а летом серый. Летом надо быть зелёным. Ступай и перекрасься.
Пошёл заяц и перекрасился. Никто его не узнал. Только все сказали: «Посмотрите, какая смешная лягушка, у неё очень-очень длинные уши».

(74 слова)

Вопросы и задания:

1. Как ловко лягушки подшутили над глупым зайцем?
2. Внимательно прочитай текст и отыщи готовую загадку про одного из героев сказки.
3. Выпиши загадку: ______________________ .
4. Найди в тексте слова, читая которые, хочется смеяться. Посмейся и ты!

2-й класс

Хитрый старик

Бедняк старик нарубил в лесу большую вязанку хворосту и несёт домой. Нести было далеко, и старик измучился. Бросил он дрова наземь и говорит:
– Горькая моя жизнь! Хоть бы смерть пришла скорее!
Смерть пришла и говорит:
– Вот я! Зачем звал меня?
Старик испугался смерти и сказал:
– Помоги мне поднять вязанку дров!

(49 слов)

Вопросы и задания:

1. Зачем отправился старик в лес?
2. Какими словами можно заменить выражение «вязанку хворосту»?
3. Почему у старика вырвались такие горькие слова?
4. Что произошло, когда явилась смерть?
5. Какие чувства ты испытывал, когда читал этот рассказ?
6. Прочитай пословицу и объясни её значение: «Жить трудно, а умирать не хочется».

Из букваря Д.И. Тихомирова и Е.Н. Тихомировой

Лиса и барашек

Ночевало за оградой стадо овец. Пастухи спали, и собаки спали.
Подходит лиса, смотрит через плетень, а перепрыгнуть не смеет: собак боится.
Увидал лисицу барашек и спрашивает:
– Чего ты ищешь? – Мал он был и беды не видал.
– Ищу сенца душистого, – шепчет в ответ лиса.
– А я ведь думал, что ты ягнят ешь! – сказал барашек. – Прыгай сюда, вот тебе сено.
– Спасибо, барашек, – говорит лиса. – Подойди ко мне, я тебя поцелую за это.
Барашек хотел было уж подойти к лисе, но собаки залаяли, и плутовка убежала в лес.

(84 слова)

Вопросы и задания:

1. Чем промышляла лиса тёмной ночью?
2. Объясни значение слова плетень.
3. Как встретил лисицу маленький барашек?
Почему он так вёл себя с лисой? Ответь словами из текста.
4. Какой представляется тебе лиса? Как её в тексте называет автор? Как ты понимаешь слово плутовка?
5. К кому относятся эти слова: осторожный, неопытный, хитрый, глупый, беды не видал, лукавый, трусливый?

И. Мазнин

Давайте дружить

Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
со всеми нами!..

Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!..

Давайте будем
Беречь планету,
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас
Она?.. (68 слов)

Вопросы и задания:

1. Какое настроение возникло у тебя после прочтения этого стихотворения?
2. Какой смысл вкладывает автор в призыв «Давайте дружить»?
К чему призывает нас автор?
3. Вспомни пословицы, соответствующие содержанию текста, в которых звучит призыв.

Например:

Не имей сто рублей, а...
Нет друга ищи, а...

Д.И. Тихомиров, Е.Н. Тихомирова

Находка

(Рассказ мальчика)

Раз я иду мимо оврага и слышу: кто-то в овраге жалобно скулит.
Я спустился в овраг и вижу в траве крошечного щенка. Когда я подошёл к щенку, он ещё жалобнее стал плакать. Я взял щенка в руки. Он был ещё слепенький. Кожа на нём сморщилась. Он дрожал всем телом и всё плакал жалобно.
Принёс я щенка домой и выпросил у матери молочка. Налил в черепок и подставил щенку. Но щенок не видит молока и тычется во все стороны головой. Мать сунула щенка мордочкой в молоко и подержала немного. Щенок стал лакать и перестал плакать.
С тех пор я подружился с моей собачкой, поил и кормил её. Мы дали собачке кличку – Находка.
Находка жила у нас долго и очень любила меня.

(120 слов)

Вопросы и задания:

1. Кого нашёл мальчик в овраге? Как он назвал щенка?
2. Как выглядел маленький щенок?
3. Как поступил мальчик?
4. Как мама отнеслась к бездомному малышу?
5. Какое решение приняли мама и мальчик?
6. Прочитай и объясни, к кому могут относиться эти слова: беспомощность, жалость, привязанность, дружба.

Текст для чтения про себя

По Л. Глебову

Красивая

Была зима. Ребята катались на санках и на лыжах. И Лиза тоже решила пойти кататься.
Сначала она взяла старую шапку, а потом надела новую белую. Она посмотрела на себя в зеркало и сказала:
– Ребята не узнают меня сегодня. Я такая красивая! Какие у меня большие голубые глаза!
Она взяла санки и вышла на улицу.
– Лиза, – сказали ребята, – дай нам санки.
– Не дам, – ответила Лиза. – Это мои санки.
Потом пришла Маша. Она тоже была в белой шапке.
– Маша, – сказали ребята, – дай нам санки.
Маша дала санки Кате, Вите и Мише. Володя был ещё маленький и гулял с мамой, но и ему Маша дала санки.
– Хорошая ты, Маша, девочка, добрая, красивая. И глаза у тебя большие, голубые, – сказала Володина мама.
– Я тоже красивая... У меня тоже глаза голубые, – сказала Лиза и посмотрела на Володю и его маму.
Но они ничего не ответили.

(140 слов)

Вопросы и задания:

1. Как готовилась к прогулке Лиза?
2. Как отнеслась она к просьбе друзей?
3. Почему слова благодарности достались Маше?
4. Как чувствовала себя Лиза?
5. Что ты посоветуешь Лизе?

3-й класс

В. Шелыгин

Северные цветы

На Севере цветов весною много.
Растут везде: в канавах, у реки,
В сырых местах и около дороги
И всюду по-весеннему ярки.

Везде желто, и радостно, и мило.
Ромашки венчик трогаю рукой.
Опять весна мне щедро подарила
Цветы, воспоминанья и покой.

Я становлюсь нежней и терпеливей,
Мне кажется уютней белый свет.
Наверное, цветы есть и красивей,
Но радостней и ярче этих нет! (61 слово)

Вопросы и задания:

1. Какие цветы стали символом России?
2. О чём они напоминают русскому человеку?
3. Какие чувства испытывал автор, увидев милую северную ромашку?

И. Тургенев

Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы почуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда и сидел неподвижно, растопырив крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг с дерева старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный он прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!
Мой Трезор остановился и попятился... Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.

(103 слова)

Благоговея – относясь
с глубоким уважением.

Вопросы и задания:

1. Прочитай отрывок, где говорится о том, как старый воробей бросился защищать своё дитя?
2. Подумай: что мог чувствовать воробей, бросившись на страшного врага?
3. Что чувствовала собака, когда увидела перед собой воробья?
4. Что означает слово благоговея?
5. Что ты чувствовал, когда читал этот рассказ?

Н. Сладков

На неведомой дорожке

Я иду по муравьиной тропе и считаю: шестьдесят три... Ого! Это моих больших шагов, а сколько же муравьиных?!
Я присел на камень – отдохнуть. Сижу смотрю, как бьётся под ногами живая жилка. Проглянет солнце – засверкает ручеёк.
Вдруг будто волна прошла по муравьиной дороге. Змейка по ней вильнула и – нырк! – под камень, на котором я сидел. Я даже ногу отдёрнул: наверное, это вредная гадючка. Ну и поделом – сейчас муравьи её обезвредят.
Я знал, что муравьи смело нападают на змей. Облепят змею – и останутся от неё одни чешуйки.
Сижу, жду. Под ногами бьётся и бьётся живой муравьиный ручеёк. Осторожно приподнимаю камень. А под камнем живая змея. Змейка, которую должны были съесть муравьи, спокойно сама ела муравьёв. Она прижимала их мордочкой и втягивала языком в рот. Змейка эта была не гадючка, а слепозмейка. Живёт она в норах под землёй. Там ей глаза не нужны.
Вот к какому невиданному зверю меня привела муравьиная дорожка.
Каждая дорожка куда-то ведёт. Только идти не ленись.

(156 слов)

Вопросы и задания:

Х. К. Андерсен

Ель

В лесу стояла чудесная ёлочка. Место у неё было хорошее, воздуха и света вдоволь, кругом росли подруги постарше – и ели, и сосны. Ёлочке ужасно хотелось поскорее вырасти; она не думала ни о тёплом солнышке, ни о свежем воздухе, не было ей дела и до болтливых ребятишек, что собирали в лесу землянику и малину. Они нанизывали ягоды на тонкие прутики и садились отдыхать под ёлочку и говорили:
– Вот славная ёлочка! Хорошенькая, маленькая!
Таких речей деревцо и слушать не хотело.
– Ах, если бы я была такой же большой, как другие деревья, – вздыхала ёлочка. – Тогда бы и я широко раскинула свои ветви, высоко подняла голову, и мне бы видно было далеко-далеко вокруг! Птицы свили бы в моих ветвях гнезда, и я при ветре так же важно кивала бы головой, как другие!
И ни солнышко, ни пение птичек, ни розовые утренние и вечерние облака не доставляли ей ни малейшего удовольствия.
«Да, расти, расти и поскорее сделаться большим, старым деревом – что может быть лучше этого!» – думалось ёлочке.
...Подошло наконец и Рождество...
...
«Все прошло, прошло! – сказала бедная ёлка. – И хоть бы я радовалась, пока было время! А теперь... всё прошло, прошло!»
Пришёл слуга и изрубил ёлку в куски – вышла целая связка растопок...

(188 слов)

Вопросы и задания:

1. О чём мечтала маленькая славная ёлочка?
2. Как о ёлочке отзывались деревенские ребятишки?
3. Как ты думаешь, что могло произойти с ёлочкой за это время? Какие чувства она пережила? Расскажи.
4. Как ты понимаешь самые последние слова сказки: «Конец, конец! Всё на свете имеет свой конец!»?
5. Найди эту сказку и прочитай её. Она поможет тебе подумать о смысле жизни.

4-й класс

Ю. Дмитриев

«Бархатная» дорожка

Сосновый лес кажется хмурым. Стволы деревьев – тёмные, хвоя – тёмно-зелёная, а на земле – ни травинки. Да и как же им вырасти, если всю землю покрывает толстый ковёр из опавших сухих иголок – хвоинок!
Мы с Алёнкой любим хвойный лес. Здесь пахнет как-то особенно хорошо и дышится особенно легко. В сосновом лесу и видно далеко вокруг.
Однажды идём мы с Алёнкой по такому лесу, смотрим вокруг – и вдруг... Мы даже остановились от неожиданности. Вот это да!
Яркая, изумрудно-зелёная полоска перечеркнула наискось лес.
– Пойдём скорее к ней! – говорит Алёнка.
И вот мы у этой зелёной полоски. Не больше полуметра, она бежит мимо нас. Алёнка присела на корточки и погладила полоску ладошкой.
– Бархатная, – говорит она. – Бархатная дорожка, – и смотрит на меня вопросительно, ждёт, что я скажу.
Но я молчу: подумай сама. И Алёнка думает. А я терпеливо жду.
Ведь я знаю, в чём дело. Вся земля в хвойном лесу покрыта иголками. Они не дают расти траве. А по тропинке ходит человек. Он ходит и раскидывает хвою. Да, от хвои-то он её очищает, но и утаптывает так, что ни одна травинка не вырастет. А мох вырос. Всю дорожку покрыл сплошным ковром.
Это я рассказал Алёнке. Она так и не догадалась. Маленькая ещё.
А потом мы пошли по «бархатной» дорожке. Ведь не каждый же день случается найти «бархатную» дорожку.

(212 слов)

Вопросы и задания:

1. Дай оценку авторскому названию текста.
2. Вместе с героями ты бродил по сосновому лесу. Расскажи о своих ощущениях, чувствах.
3. Раздели текст на части. Составь план текста.
4. С помощью устной речи «напиши» изложение.

Б. Заходер

Что красивей всего?

Ребёнок спросил
Ни с того ни с сего:
– А ну-ка скажи,
Что красивей всего?

Ответить
Я сам не сумел на него.
И вот я решил
Послушать ответы
Других обитателей
Нашей планеты.

Деревья и Травы
Сказали в ответ:
– Да что же прекрасней,
Чем солнечный свет?!
– Да что же прелестней
Ночной темноты?! –
Откликнулись Совы,
Сычи и Кроты...

Спрошу Мотылька,
Отвечает: – Цветок!
Спрошу у Цветка,
Говорит: – Мотылёк!
Кто славит поля,
Кто – полярные льды,
Кто – горы, кто – степь,
Кто – мерцанье звезды...

А мне показалось,
Что все они правы –
Все: Звери и Птицы,
Деревья и Травы...
И я не ответил,
Увы,
Ничего
На трудный вопрос:
«Что красивей всего?» (102 слова)

Вопросы и задания:

1. Просмотри содержание стихотворения и ответь: о чём говорили обитатели природы, отвечая на вопрос, заданный в заголовке?
2. Как ты считаешь, что на свете красивей всего?
3. Что помимо природы интересует и радует человека?

Саша Черный

Дневник фокса Микки

(отрывок)

...
Скребутся мыши. Хотя фоксам не полагается, но я очень люблю мышей. Чем они виноваты, что они такие маленькие и всегда хотят есть?
Вчера один мышонок вылез и стал катать по полу прошлогодний орех. Я ведь тоже люблю катать всё круглое. Очень хотел поиграть с ним, но удержался: лежи, дурак, смирно! Ты ведь большой, как слон: напугаешь малыша, и он больше не придёт. Разве я не умница?
Сегодня другой до того осмелел, что взобрался на диван и понюхал мою лапу. Я прикусил язык и вздрогнул. Тяф! Как я его люблю!
Вот только как их отличать одного от другого?..
Если кошка посмеет их тронуть, я её загоню на самую высокую ёлку и целый день сторожить буду... Гав! Дрянь! Ненавижу!..
Почему ёлки всю зиму зелёные? Думаю, потому, что у них иголочки. Ветру листья оборвать очень просто, а иголочки – попробуй! Они тоненькие – ветер сквозь них и проходит, как сквозь решето...

(146 слов)

Вопросы и задания:

1. От чьего имени идёт повествование в рассказе?
2. О чём размышляет фокс Микки?
3. Как характеризует Микки его отношение к мышам?
4. Как фокс воспринимает ветер? Удалось ли автору показать, что это не просто оригинальное восприятие окружающего мира, но именно собачье восприятие?

Тексты для чтения про себя

До чего я исхудал, если бы вы знали! Зинина тётя была бы очень довольна, если бы была теперь похожа на меня. Она ведь всё похудеть хочет. А сама целый день всё лопает и лопает.
Проклятый садовник и консьерж сговорились: съедают всю провизию сами, а мне готовят только эту ужасную овсяную кашу. Дворовому псу дают большие кости и суп с чёрствым хлебом. Он со мной делится, но где же разгрызть такую кость, когда она твёрже утюга? А суп...
Даже молока жалеют, жадины! Молоко ведь даёт корова, а не они. Уж я бы её сам подоил: мы с ней дружны, и она мне всегда в глаза дышит, когда я прибегаю в сарай. Но как я её буду доить моими несчастными лапами?..
Придумал штуку. Стыдно очень, но что ж делать – есть надо. Когда дождь утихнет, бегаю иногда в соседнее местечко к знакомому трактирщику. У него по вечерам под граммофон танцы. Пляшут фокстрот. Должно быть, собачий танец.
Я на задние лапки встану, живот подтяну, верчусь и головой киваю.
Все пары и танцевать бросят... В кружок соберутся и хохочут так, что граммофона не слышно.
И уж такую порцию мяса мне закажут, что я еле домой добираюсь. Да ещё телячью косточку в зубах принесу на завтрак... Вот до чего ради голода унижаться приходится! Жаль только, что нет другой маленькой собачки. Мы бы с ней танцевали вдвоём и всегда были бы сыты.

(216 слов)

Вопросы и задания:

1. Какая речь используется в тексте?
2. Как собака оценивает свою жизнь и какой выход она нашла к существованию?
3. Чем интересны тебе эти два отрывка?
4. Вспомни рассказы, в которых героями являются тоже оригинальные собаки.
5. Сравни их и расскажи, чем они отличаются друг от друга.

Голубика

(ненецкая сказка)

У Солнечного Луча и у Цветущей Фиалки родилась красавица дочь. Назвали её Вечерняя Зорька. Быстро она росла и скоро стала большой мастерицей: за один день сшивает она семирисунчатые пимы, или малицу с окантованным швом, или белый совик.
Выросла Вечерняя Зорька, стала невестой.
Много сватов приезжало к её отцу.
– Солнечный Луч, отдашь ли свою дочь замуж? – просили они.
Но у Солнечного Луча был один ответ:
– Никому не отдам я своей дочки.
Услышал о Вечерней Зорьке Непобедимый Холод. Запряг он семь белых медведей и направил к чуму Солнечного Луча.
Доехал до чума, оперся на свой ледяной посох и сказал:
– Солнечный Луч, отдашь ли ты за меня замуж свою дочь?
– Никому не отдам я своей дочери, – ответил Солнечный Луч.
Но Непобедимый Холод не уехал. Три дня и три ночи повторял он снова и снова:
– Солнечный Луч, отдай за меня свою дочь!
В тёплый полдень ослабевает Непобедимый Холод, а ночью, когда холодно, грозно звучат его слова. А Солнечный Луч ночью и слов не находит, зато в тёплый полдень смело повторяет он:
– Разве же отдам я когда-нибудь свою единственную дочку Непобедимому Холоду?
Горько плачет Вечерняя Зорька. Мать её тоже плачет и приговаривает:
– Непобедимый Холод, уйди! Наша дочка не может быть твоей женой. Ведь она замёрзнет в твоём ледяном чуме.
Но неумолим Непобедимый Холод.
Когда наступил четвёртый день, Непобедимый Холод грозно сказал:
– Солнечный Луч, если не отдашь добром дочь, я увезу её силой.
Проговорил так Непобедимый Холод и подул холодными ветрами. Стало замерзать всё вокруг. Испугался Солнечный Луч, заплакал:
– Что делать? Ты сильнее! Приходится отдать тебе мою дочь.
Усадил Непобедимый Холод Вечернюю Зорьку на свою нарту, запряжённую семью белыми медведями, и направился на Север, навстречу снежным бурям и ледяным горам. Холодно Вечерней Зорьке, окоченела она, стала, как льдинка, постукивать о доски нарты, а потом скатилась на землю и превратилась в ягоду голубику. Доехал Непобедимый Холод до своего чума. Стал он искать свою невесту, а её и следа нет. Рассердился Непобедимый Холод. Лицо у него потемнело, как ночь:
– Я заморожу тебя, гордая красавица!
Дунул он – побелела земля, замёрзло всё кругом. Глубоким снегом покрыло ягоду голубику.
Но пришла весна, Солнечный Луч растопил снег, и ожила Голубика. Собирают люди сладкую ягоду и вспоминают девушку-красавицу, ставшую ягодой голубикой.

(357 слов)

Вопросы и задания:

1. Укажи признаки сказки и выдели ее части.
2. Найди наиболее красивые и необычные отрывки сказки. Выразительно прочитай их.
3. Сколько персонажей в этой сказке? Отыщи обобщённый персонаж. Назови его.