Уничтожение исторической памяти было ещё в Древнем Риме. Римская империя (древний Рим) – от республики до империи Рим завоевал Италию

О повседневной жизни древнего Рима в преддверии одноименного курса лекций рассказал Максим Белкин, доцент кафедры истории Древней Греции и Рима исторического факультета СПбГУ

В чем особенности общественных отношений в Древнем Риме в эпоху расцвета?

Во-первых, нужно помнить, что древнеримская цивилизация - рабовладельческая. И общественные отношения зависели от отношения рабов и рабовладельцев. Конечно, внутри свободного коллектива были непростые взаимоотношения. Знать и бедняки, вступая в контакт, тоже влияли на развитие цивилизации. Но это не определялось в большой мере антагонистическим противостоянием.


Кроме того, надо помнить, что само понятие «римлянин» объединяло совершенно разные этнические группы. Рим не просто подчинил все народы, населявшие Средиземноморье, но успел их вовлечь в свою культуру, историю. И постепенно многие галлы, германцы и греки стали воспринимать себя, как римляне. Человек в Палестине и человек в Галлии - это гражданин Римской империи, если, конечно, он получал права гражданства.

Была легкость в усвоении латыни. Кроме того, римляне во всех областях своей империи проводили примерно схожую политику, связанную и с развитием римского права, и с хозяйственными особенностями, и с ценностными, ментальными моментами. Мы видим миграцию населения. Римские граждане начинают жить в Африке, а африканцы - наоборот, в районе Дуная. Те, кто сопротивлялся ассимиляции, испытывали сложности в интеграции. Например, иудеи, которые пытались внутри этого общего «котла» сохранить свою идентичность.

Быт в различных областях Древнего Рима был унифицирован?

Каждая область, каждый маленький городок стремился повторить Рим, насколько это было возможно. В каждом городе был свой амфитеатр, цирк - любовь к гладиаторским боям была крайне велика. Кроме того, было общее увлечение банями или термами. В каждом маленьком городе были десятки бань. С другой стороны, ритм жизни в Риме и в небольшом городе отличался . Рим, как город, часто привлекал бездельников в большом количестве, которые пытались заработать на жизнь подачками богачей и государства. В маленьких городках была совсем иная, трудолюбивая жизнь. Конечно, были отличия между западной частью Римской империи (Галлия, Иберия) и восточной.

На востоке многое сохранилось от греко-македонской цивилизации. Во-первых, распространение греческого языка. Если даже малограмотный галл знал латынь, то на востоке такого могло не быть. Императорские указы дублировались на греческом языке. Он же оставался основным языком для философии, ораторского искусства.

Заседания в Сенате могли идти только в светлое время суток.

Вы говорите, что население на востоке империи не воспринимало язык. Значит ли это, что центральная власть навязывала ему латынь?

Безусловно. Но большая часть населения империи язык все-таки воспринимала. Те же галлы десять лет сопротивлялись Риму, но после завоевания легко прошли романизацию, потому что значительная часть населения была сразу вовлечена в экономические процессы. Но на востоке долгое время существовала особая общность, которой были близки традиции восточных культур. Это же был не варварский мир Европы, а мир высокой культуры.

В чем сходство Рима, как города, и современных мегаполисов?

Это был большой вечно шумящий столичный город. Очень много занятых и спешащих куда-то людей, много государственных учреждений, вся имперская администрация. Еще большая, чем сейчас, концентрация населения на квадратный километр.

В Риме было классовое разделение по районам?

Конечно. Самые богатые жили в центре и на холмах, где воздух был чище. И были районы бедноты, застроенные многоэтажными домами.

Они были опасны для случайно забредшего?

Конечно. Вообще, весь Рим - особенно ночью - представлял собой определенную опасность. Сами императоры любили позабавиться ночными похождениями, грабежами. Тот же Нерон, надевая парик, врывался в кабаки и постоялые дворы, устраивал потасовки, грабил - а потом продавал награбленное, пока однажды его сильно не избили, из-за того, что он приставал к жене одного сенатора. После того он стал ходить не один.

А с сенатором что стало?

До поры до времени прощали, а потом, припомнив все, казнили.

Императоры выкупали землю у частных владельцев и строили форумы

Рим был таким грязным, как об этом писали в учебниках?

С одной стороны, конечно, в районах с многоэтажными домами часто все нечистоты просто выбрасывали на улицу. С другой стороны, Рим потреблял большое количество воды. Сами люди использовали воду при любой возможности. Ежедневный поход в терму считался нормой. Было большое количество общественных уборных. Мусор вывозили по ночам. Днем вообще был запрещен проезд повозок, кроме тех, что участвуют в жреческих процессиях или строительных работах. Была своя полиция, были свои пожарники. Была канализация - общегородская, не в каждом доме. Как могли, старались сохранять и личную, и городскую чистоту.

В период расцвета в Риме было до тысячи общественных бань и банных комплексов - императорских терм, где могло размещаться 5-6 тысяч человек одновременно. Это была не просто потребность в мытье, а даже норма жизни и общения. Нечто подобное сохранилось и до наших дней, как элемент поддержания некоего микроклимата в коллективе.

Есть Александрийская библиотека. Было ли в Риме что-то подобное?

Мы абсолютно точно можем сказать, что все городское население было грамотно. В сельской местности грамотность была ниже, но в период расцвета Римская империя была городской цивилизацией. Конечно, точной статистики нет, но можно предполагать, что чуть ли не половина населения жила в городах. И эта половина была полностью грамотной. Раскопки в Помпеях показали, что даже рабы и гладиаторы были грамотными - могли, например, нацарапать свое имя, оставить на стене послание к другу. Те, кто проходил обучение в школах, часто много читали. Были общественные, частные библиотеки. Особенно хорошо распространялась поэзия.

Они где-то продавались?

Конечно. Правда, поэты и писатели часто сокрушались, что своим творчеством трудно не то что богатство нажить - на жизнь порой не хватает. А так книги, конечно, переписывались, издавались. Еще были очень популярны письма. Частная переписка - отдельный важный жанр. Римляне считали, что письмо не носит личный характер. Те же письма Цицерона или Плиния младшего дошли до нас только потому что были изданы - иногда даже при жизни. Письма всегда читались вслух. Римляне вообще много читали вслух или просто бормотали что-то про себя.

Фривольным римским развлечениям пришел конец с появлением христианства

День мегаполиса сейчас - с 7.00 до полуночи - а как в Риме был регламентирован рабочий день?

От восхода до захода Солнца. Так шел рабочий день и простого человека, и сенатора. Вся официальная жизнь заканчивалась заходом Солнца. Если, к примеру, заседание Сената, суда, народного собрания к тому моменту не закончилось, то решение могло быть отменено.

Хотя, как правило, все дела заканчивались намного раньше. Последние 5 - 6 часов отводились на принятие пищи - такой обед, переходящий в ужин - мирную беседу, посещение бани.

В чем заключался упадок Рима?

Понятие упадка и разложения нравов довольно относительное. Римляне уже в конце республики сокрушались по поводу упадка нравов. Через сто лет восхищались тем, какие были нравы в конце республики. Вместе с тем, конечно, правдива знаменитая фраза, уже потерявшая автора, о том, что «Рим погубили симпозиумы»: все эти бесконечные возлежания, пиры. Отказ от производительной жизни. По Риму было видно, что деловая жизнь замирала. Провинции стремились к чему-то более прогрессивному. Там были более чистые нравы, там была выше деловая активность. Уже к III веку было понятно, что Рим просто потребляет, что центр, как связующее звено, уже не нужен. Тогда отдельные части империи стали задумываться о большей независимости.

Раскопки города Помпеи (на фото) позволили узнать о высоком уровне грамотности городского населения империи

Получается такой вариант лозунга «Хватит кормить Москву», только в римском варианте?

Да. На протяжении своей истории Рим прошел несколько стадий имперского пути. То есть сначала это была колониальная империя - такая, как, например, Британия или Франция к началу XX века. Потом Рим превратился в территориальную империю: такой была Россия или Аствро-Венгрия в начале XX века - когда многие окраины стали развиваться эффективнее и лучше, чем сам центр. До поры до времени политический центр был нужен - пока был сильный император. Как только власть в центре ослабевала, империя распадалась на разные части.

Как жизнь в Риме времен упадка империи отличалась от того, что было во II - III веках?

Конец империи - это уже времена христианства. Постепенно запрещались гладиаторские бои, языческие праздники, жертвоприношения. В зависимости от того, как быстро происходило приобщение населения к христианству, уменьшался интерес к публичным домам, которые в Риме в I - II веках были очень развиты.

Более того, происходит сокращение населения - прежде всего, городского. Это связано с варваризацией, переселением народов, которым была чужда римская цивилизация - прежде всего, готам, франкам, бургундам, саксам. В IV - V веках они несли быт и нравы своего общества. Городское население редело, сами города постоянно подвергались разграблению. И к IV веку нашей эры две трети - а, возможно, и пять шестых - населения империи жило в сельской местности под покровительством какого-нибудь богатого человека, который держит свою охрану, строит замок, забирает все произведенное себе и защищает свое население. Во многом, падение Рима - это падение городской культуры. На востоке она сохранялась дольше. А запад превратился в сельскую местность.

Обычные развлечения римлян времен расцвета (на картине - театр того времени) кончились, когда христианство стало государственной религией

В чем были особенности быта горожанина времен конца империи?

Они связаны, в первую очередь, с христианской культурой. Происходил отказ от многих развлечений. Древний человек в храме много времени не проводил, а при христианстве значительную часть времени люди стали проводить в молитве. Религия заполняла то, что было присуще римлянам I - II веков. Город приходил в упадок. Города стали грязнее, в них перестала поступать вода, отменились запреты на домашний скот и огороды на городской территории.

Как выглядела римская улица времен расцвета и упадка?

Заполненная населением дорога. Постоянно суетящийся народ. На этой улице можно встретить кого угодно: рабов, патрициев, туристов. К концу империи эта улица стала безлюдной. Меняется одежда. Римляне I - II веков брили бороды и носили короткую стрижку. С III века в моду входит борода, длинные волосы, темные одежды. Туники и тоги уходят в прошлое. Появляются штаны, римлянам несвойственные. На улицах исчезают мимические представления, уличные игры - в кости, в бабки - с ними боролась церковь. Их и в языческом Риме запрещали - но тогда на это никто внимания не обращал. В христианском Риме эти запреты проповедовались.

Каков был ранний Рим? Маленький и уютный городок?

Он был небольшой, но неуютный. Император Август говорил, что взял «Рим кирпичный». На самом деле, он был еще деревянный. Маленькие, кривые улочки. Намного меньше воды, богатых особняков, много грязи. Мало порядка.

Республиканский Рим к I веку уже был большим (200000 человек), но неуютным городом. Вот почему римляне часто, посещая другие города, восхищались ими и с ужасом возвращались в родной город, ничем не напоминающий «владыку мира». И только императоры - особенно самые первые - сделали его роскошным мраморным городом.

Древний Рим так часто грабили, что горожане в III веке из него побежали (на картине - руины римского храма в XVIII веке)

Сейчас ведь тоже много говорят о перестройке городов, обустройстве общественных пространств. Как императоры переделывали Рим?

Видите, тут еще одна важная связь между древностью и современностью. Императоры кардинально перестраивали город. Многочисленные пожары позволяли это сделать. Известно, что Нерон вообще собирался полностью перестроить Рим, но не успел это сделать. Пожар 64 года уничтожил три четверти территории года.

Императоры покупали участки земли - а она тогда была дорогая - у частных владельцев и строили там форумы, храмы, термы, театры. Или, к примеру, пользовались происшествиями - вроде пожаров и наводнений - и строили новые сооружения из доступного тогда мрамора. Уже тогда архитектура стала больше походить на греческую, с многочисленными портиками, колоннами. Появилось больше свободного пространства в центре города - создавались императорские и общественные сады. Уничтожались и переносились за окраины кладбища в центре города. На одном из знаменитых кладбищ был сделан сад Мецената - сторонника Августа. Иногда императоры срывали холмы для строительства площадей. Высота колонны Траяна как раз соответствовала величине срытого им холма.

Вообще, получается, что современный мегаполис на Рим очень сильно похож. Как вы считаете?

Конечно. Есть даже целые фильмы, снятые на эту тему. В Риме разве что не было машин и общественного транспорта.

Пиры и симпозиумы привели к тому, что Рим перестал что-либо производить

К приезжим тогда тоже было негативное отношение?

Однозначно трудно сказать. Под термином «римлянин» подразумевалось слишком много разных национальностей. Но, например, долгое время слово «грек» было ругательным, презрительным. Презирали выходцев с востока: сирийцев, иудеев. Долгое время иудеев от христиан не отличали. Сирийцев считали мистиками, астрологами, магами.

Многое зависело от того, являешься ли ты римским гражданином или нет. Если являешься, то ты оказываешься включенным в какое-то особое общество. Если нет - значит, ты стоишь особняком.

Как были развиты социальные лифты? Можно было из простого гражданина превратиться в чиновника?

Чтобы стать чиновником, конечно, нужно было гражданство. А вот в плане бедности и богатства все было намного проще. Вообще римское общество отличалось быстрой подвижностью. Бывшему рабу было проще разбогатеть, выбиться в люди. Ведь, получив вольную, он автоматически получал гражданство, часто у него было уже большое состояние. В некоторой степени, положение вольноотпущенника было немного ущербным. С другой стороны, бывший раб мог спокойно поступить на государственную службу - разве что верхние уровни чиновничьей карьеры были для него закрыты. Но многие бывшие рабы становились намного богаче свободных людей.

Какие средства массовой информации тогда были?

С конца республики существовали так называемые «Официальные ведомости». Они были устными, но со времени первых императоров в центре Рима вывешивалась табличка с краткой официальной информацией. Иного потока информации практически не было. Существовали слухи, молва. Самые простые римляне вообще мало знали о том, что происходило на других концах империи.

Реконструкция показывает, как выглядела часть великого Древнего Рима.

На макете Древнего Рима - остров Тиберина, цирк Массимо и театр Марцелла.

Термы (то есть бани) Каракаллы, некогда состоявшие из огромных залов, в том числе гимнастических и массажных, портиков, фонтанов, садов, библиотеки. Там были бассейны с прохладной, тёплой и горячей водой.

Участок древней городской дороги, дошедшей до наших дней. Дорога ведёт к Арке Тита.

Современная европейская цивилизация зародилась и выросла вокруг Средиземного моря. Достаточно взглянуть на карту или на глобус, чтобы понять - место это уникальное. По Средиземному морю довольно просто плавать: берега его очень извилисты, в нём много островов, особенно в восточной части, и расположены они недалеко друг от друга. И корабли бороздили Средиземное море ещё в те времена, когда скорость хода зависела от количества хлеба и пива, съеденного и выпитого гребцами, а парус считался модной новинкой.

Обитатели средиземноморского побережья рано узнали друг друга. Предприимчивые купцы и пираты (обычно это были одни и те же люди) знакомили окрестных варваров с хитроумными выдумками египтян и вавилонян. Это и сложные обряды почитания таинственных богов, и техника изготовления металлического оружия и красивой глиняной посуды, и удивительное искусство записывать человеческую речь.

Две с половиной тысячи лет назад самым развитым народом в Средиземноморье были греки. Они умели делать очень красивые вещи, их купцы торговали по всему побережью, а воины считались почти непобедимыми. От Испании до Аравии множество людей говорили на греческом диалекте койнэ («общая»). На нём писали стихи, пьесы и учёные трактаты, письма друзьям и доклады царям. У самых разных народов горожане ходили в гимнасии, смотрели театральные представления на греческом языке, по греческим образцам устраивали соревнования в беге и борьбе, а дворцы и храмы даже незначительных царей и богов украшали греческие статуи.

Но империю греки не создали. Они и не стремились её создавать, как, к примеру, муравьи не стремятся соединять свои уютные жилища в один супермуравейник. Греки привыкли жить небольшими общинами - полисами. Они ощущали себя одним народом, но в первую очередь оставались афинянами, спартанцами, эфесцами, фокейцами и т. д. Пришельцы могли жить в чужом полисе на протяжении нескольких поколений, но так и не становились его гражданами.

Другое дело Рим. Римляне были отличными организаторами. Они мужественно сражались, не терялись при неудачах и к тому же умели договариваться.

Первоначально на римских холмах селились люди из разных племён, тем не менее они довольно быстро нашли общий язык и превратились в уважаемых патрициев. С более поздними поселенцами - плебеями - патриции долго не хотели делиться властью, но в конце концов договорились и с ними. К тому времени, когда Рим приступил к широкомасштабным завоеваниям, патриции и плебеи уже слились в единый римский народ.

Постепенно в состав этого народа втягивались его соседи - италики. Однако самым крупным источником пополнения римской нации служили чужеземные рабы.

В Греции рабов отпускали на волю только в исключительных случаях; в Риме же это было, скорее, правилом. Получив свободу, бывший раб становился отпущенником - человеком свободным, хотя и не самостоятельным, зависимым от бывшего хозяина. Власть над свободными людьми, с точки зрения римлянина, была гораздо почётнее, чем власть над рабами. Позже этот взгляд унаследовали народы, поселившиеся на развалинах Римской империи. «В моей стране представители власти гордятся, что являются слугами общества; быть его хозяином считалось бы позором», - сказал в XX веке известный английский политик Уинстон Черчилль.

Отпускать рабов на волю было ещё и выгодно: за освобождение господин мог назначить такой выкуп, что на полученные деньги покупал нескольких рабов. Кроме того, римские сенаторы, которым обычай не позволял зарабатывать деньги «низкими» занятиями, через отпущенников покупали торговые корабли и доли в компаниях.

Что касается бывших рабов, то уже их внуки не несли на себе печать рабского происхождения и уравнивались со свободнорождёнными.

Какой отсюда урок?

Проявить себя может только большой народ. Благодаря тому, что римляне не шикали на пришельцев и не кричали «понаехали тут всякие», римский народ в течение нескольких веков оставался достаточно многочисленным, чтобы не только подчинить огромные густонаселённые территории, но и удерживать их в повиновении. Если бы римляне были склонны к разобщению, как греки, никакой Римской империи не было бы и в помине. А значит, не было бы и такой Европы, какую мы видим сегодня, и вообще вся история пошла бы по-другому.

И тем не менее у всякой медали есть две стороны.

Новые граждане усваивали римские обычаи. Но и сами они влияли на коренных римлян, которые постепенно растворялись среди многочисленных чужаков. Потомки отпущенных на волю рабов уже не желали рисковать жизнью, защищая Римскую империю. Это в конце концов и привело её к гибели.

Правда, случилось это спустя несколько столетий. К тому времени римляне оставили в истории такой яркий след, что стереть его уже было невозможно. (476 год принято считать конечной датой существования Западной Римской империи. Восточная, называемая Византией, просуществовала ещё тысячу лет.)

Цифры и факты

- Население Древнего Рима на пике его могущества составляло миллион человек. Европа вышла на тот же уровень только через 2000 лет: в начале ХХ века миллион жителей насчитывали лишь некоторые европейские города.

Римская империя, по разным оценкам, построила от 1500 до 1800 городов. Для сравнения: в начале ХХ века на территории всей Российской империи их было около 700. Почти все крупные города Европы основали римляне: Париж, Лондон, Будапешт, Вену, Белград, Софию, Милан, Турин, Берн...

14 акведуков длиной от 15 до 80 километров снабжали водой население Древнего Рима. От них вода шла к фонтанам, бассейнам, общественным баням и туалетам и даже в отдельные дома зажиточных граждан. Это был самый настоящий водопровод. В Европе подобные сооружения появились более чем через 1000 лет.

Общая протяжённость дорог Римской империи равнялась, по разным оценкам, от 250 до 300 тысяч километров - это семь с половиной экваторов Земли! Из них только 14 тысяч километров пролегало по самой Италии, а остальные - в провинциях. Если не считать грунтовые дороги, 90 тысяч километров были настоящими магистралями - с твёрдым покрытием, туннелями и мостами.

Знаменитая римская канализация - Клоака Максима - построена в VII-VI веках до нашей эры и просуществовала 1000 лет. Размеры её были столь велики, что работники могли на лодке передвигаться по подземным канализационным каналам.

Подробности для любознательных

Дороги Римской империи

Огромная по площади могущественная Римская империя (на её территории в наши дни находятся 36 государств) не могла существовать без дорог. Древние римляне славились умением строить первоклассные дороги, причём делали их на века. В это трудно поверить, но часть дорожной сети, построенной ими 2000 лет назад в Европе, использовалась по прямому назначению вплоть до начала ХХ века!

Римская дорога - это сложное инженерное сооружение. Сначала рыли траншею глубиной 1 м и забивали в дно дубовые сваи (особенно если грунт был сырой). Края траншеи укрепляли каменными плитами и внутри неё создавали «слоёный пирог» из крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка. Сверху на такую дорожную подушку клали собственно дорожное покрытие - каменные плиты. Не забудьте: всё делали вручную!

По краям римских дорог стояли каменные милевые (верстовые) столбы. Были даже дорожные знаки - высокие каменные колонны с обозначением расстояния до ближайшего населённого пункта и до Рима. А в самом Риме был заложен нулевой километр с памятным знаком. На всех магистралях действовала система почтовой связи. Скорость доставки срочных сообщений составляла 150 км в сутки! Вдоль дорог сея -ли чернобыльник, чтобы путники могли положить его листья в сандалии, если натёрли ноги.

Для римлян не было ничего невозможного. Они строили дороги на горных перевалах и в пустыне. В Северной Германии древние строители умудрялись прокладывать брусчатые дороги трёхметровой ширины даже через болота. До сих пор там сохранились десятки километров римских дорог, по которым может без риска проехать грузовик. А во времена империи это были дороги военного назначения, выдерживавшие тяжёлую военную технику - осадные орудия.

Скрещённые буквы Хи и Ро).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Основана на формах правления, которые, в свою очередь, отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.

    Царский период и республика

    Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация - области проживания племени латинов . В период Ранней Республики Рим значительно расширил свою территорию благодаря многочисленным войнам. После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом , хотя вертикальная система управления подчинёнными территориями в то время ещё не сложилась. После завоевания Италии Рим стал заметным игроком в Средиземноморье , что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном - крупным государством, основанным финикийцами в северной Африке. В серии из трёх Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию , Грецию, а затем Малую Азию, Сирию и Иудею .

    Римская империя

    В I веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, Октавиан Август , сформировал основы системы принципата и основал династию Юлиев-Клавдиев , которая, однако, не продержалась у власти и века. Расцвет Римской империи пришёлся на относительно спокойное время II века, однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. Установление системы домината Диоклетианом на некоторое время стабилизировало ситуацию с помощью концентрации власти в руках императора и его бюрократического аппарата. В IV веке под ударами гуннов разделение империи на две части было оформлено окончательно, а христианство стало государственной религией всей империи. В V веке Западная Римская империя стала объектом активного переселения германских племён , что окончательно подорвало единство государства. Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа германским вождём Одоакром 4 сентября 476 года считается традиционной датой падения Римской империи.

    Магистраты могли вносить законопроект (rogatio) в сенат, где он обсуждался. Первоначально в сенате было 100 членов, во время большей части истории Республики насчитывалось около 300 членов, Сулла удвоил численность членов, позднее их численность варьировалась. Место в сенате доставалось после прохождения ординарных магистратур, однако цензоры имели право проводить люстрацию сената с возможностью исключения отдельных сенаторов. Сенат собирался по календам, нонам и идам каждого месяца, а также в любой день в случае чрезвычайного созыва сената. При этом существовали некоторые ограничения на созыв сената и комиций в случае, если назначенный день объявлялся неблагоприятным по тем или иным «знамениям».

    Чрезвычайными полномочиями и, в отличие от ординарных магистратов, неподотчётностью обладали диктаторы , избиравшиеся в особых случаях и не более чем на 6 месяцев. За исключением чрезвычайной магистратуры диктатора , все должности в Риме были коллегиальными.

    Общество

    Законы

    Что до римлян, то для них задачей войны была не просто победа над врагом или установление мира; война только тогда завершалась к их удовлетворению, когда бывшие враги становились «друзьями» или союзниками (socii) Рима. Целью Рима было не подчинение всего мира власти и imperium (владычество - лат.) Рима, но распространение римской системы союзов на все страны земли. Римскую идею и выразил Вергилий , и это была не просто фантазия поэта. Сам римский народ, populus Romanus, был обязан своим существованием такому рождённому войной партнёрству, а именно, союзу между патрициями и плебеями , конец внутреннему раздору между которыми был положен известными Leges XII Tabularum . Но даже этот освящённый древностью документ своей истории римляне не считали боговдохновенным; они предпочитали верить, что Рим послал комиссию в Грецию для изучения тамошних систем законодательства. Таким образом, Римская Республика, сама основывающаяся на законе - бессрочном союзе между патрициями и плебеями - использовала инструмент leges главным образом для договоров и управления провинциями и общинами, принадлежавшими к римской системе союзов, иными словами, к беспрестанно расширяющейся группе римских socii, которые образовывали societas Romana.

    Социальная структура римского общества

    На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий - патрициев и плебеев . Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции - это коренные жители Рима, а плебеи - пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями , что обеспечивало замкнутость сословия патрициев . Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев (в этом случае патриций выступал по отношению к клиенту в роли патрона) и рабы .

    С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники - лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет .

    В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.

    Римляне заботились и о том, чтобы женщины получили образование в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В Римском государстве уже в I веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть всё более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.

    Грамотный раб стоил дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы. Образованные рабы назывались главной ценностью римского богача Марка Лициния Красса .

    Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемлёнными и проявляли упорство в борьбе за своё место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством.

    Войско

    Римское войско почти за всё время своего существования было, как доказала практика, самым передовым среди остальных государств Древнего мира, пройдя путь от народного ополчения до профессиональной регулярной пехоты и конницы с множеством вспомогательных подразделений и союзническими формированиями. При этом главной боевой силой всегда была пехота (в эпоху Пунических войн фактически появилась прекрасно показавшая себя морская пехота). Основными преимуществами римской армии были мобильность, гибкость и тактическая обученность, что позволяло ей действовать в условиях различного рельефа местности и в суровых погодных условиях.

    При стратегической угрозе Риму или Италии либо достаточно серьёзной военной опасности (tumultus ) прекращались все работы, останавливалось производство и в армию набирались все, кто мог просто нести оружие - жители этой категории назывались tumultuarii (subitarii ), a войско - tumultuarius (subitarius ) exercitus . Так как обычная процедура набора занимала больше времени, главнокомандующий этим войском магистрат выносил из Капитолия специальные знамёна: красное, обозначающие набор в пехоту, и зелёное - в конницу, после чего традиционно объявлял: «Qui respublicam salvam vult, me sequatur» («Кто хочет спасти республику, пусть последует за мной»). Военная присяга также произносилась не индивидуально, а вместе.

    Система наград

    Рим смотрел на земли завоёванных им провинций, как на свои родовые поместья (praedia populi Romani), и почти все классы римского населения стремились извлечь из этого собственную выгоду: нобилитет - управляя провинциями, всадники - занимаясь в них откупами, простые граждане - служа в легионах и обогащаясь военной добычей. Лишь столичный пролетариат, свободный от воинской повинности, не участвовал в общем дележе; впрочем государство гарантировало всем своим верноподданным продажу завозимого из провинций хлеба за более низкую цену. Это положение не касалось лишь рабов и иностранцев.Также оно не касалась вольно отпушеных.

    Культура

    Делами, достойными римлянина, особенно из знати , признавалaсь политика , война, земледелие , разработка права (гражданского и сакрального) и историография . На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие , проникавшие через греческие города юга современной Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии , воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы .

    Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во - вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслялись даже некоторые традиционные идеалы. В итоге, в эпоху императоров родилась новая формула управления римским обществом - хлеба и зрелищ должно быть в достатке. Ну,а определённое падение нравов среди толпы горожан всегда воспринималось деспотичными властителями с некоторой степенью благосклонности.

    Язык

    Латинский язык, появление которого относят к середине III тыс. до н. э. составлял италийскую ветвь индоевропейской семьи языков. В процессе исторического развития древней Италии латинский язык вытеснил другие италийские языки и со временем занял господствующее положение в западном Средиземноморье. В начале I тыс. до н. э. на латинском языке говорило население небольшой области Лаций (лат. Latium ), расположенной на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению Тибра . Племя, населявшее Лаций, называлось латинами (лат. Latini ), его язык - латинским. Центром этой области стал город Рим , по имени которого объединившиеся вокруг него италийские племена стали называть себя римлянами (лат. Romans ).

    Разделяют несколько этапов развития латыни:

    • Архаическая латынь.
    • Классическая латынь.
    • Постклассическая латынь.
    • Поздняя латынь.

    Религия

    Древнеримская мифология во многих аспектах близка греческой , вплоть до прямого заимствования отдельных мифов. Однако в религиозной практике римлян большую роль играли также анимистические суеверия, связанные с почитанием духов: гениев , пенатов , ларов , лемуров и манов. Также в Древнем Риме существовали многочисленные коллегии жрецов.

    Хотя религия играла значительную роль в традиционном древнеримском обществе, ко II веку до н. э. значительная часть римской верхушки уже относилась к религии индифферентно. В I веке до н. э. римские философы (прежде всего Тит Лукреций Кар и Марк Туллий Цицерон) в значительной степени пересматривают или подвергают сомнению многие из традиционных религиозных положений.

    Искусство, музыка, литература

    Одежда

    Нравы

    Однополые отношения в древнеримском обществе нельзя характеризовать с точки зрения современной западной культуры. В латинском языке отсутствуют слова для обозначения понятий, соответствующих сегодняшним понятиям гетеросексуальности или гомосексуальности . Любые сексуальные отношения характеризовались биполярностью - активной, доминирующей, «мужской» ролью с одной стороны и пассивной, подчиняющейся, «женской» ролью - с другой.

    Кухня

    Социальная эволюция римского общества была впервые исследована немецким учёным Г. Б. Нибуром . Древнеримский быт и жизнь базировались на развитом семейном законодательстве и религиозных обрядах.

    Для лучшего использования дневного света римляне обычно вставали очень рано, часто около четырёх часов утра, и, позавтракав, начинали заниматься общественными делами. Как и греки, римляне ели 3 раза в день. Ранним утром - первый завтрак, около полудня - второй, ближе к вечеру - обед.

    В первые века существования Рима жители Италии ели в основном густую, круто сваренную кашу из полбы , проса , ячменя или бобовой муки, но уже на заре римской истории в домашнем хозяйстве варилась не только каша, но и выпекались хлебные лепёшки. Кулинарное искусство начало развиваться в III в. до н. э. и при империи достигло небывалых высот.

    Наука

    Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно в сфере математики и механики) имела в основном прикладной характер. По этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь . В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший , Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека .

    Древнеримская философия развивалась преимущественно в фарватере греческой , с которой она была в значительной мере связана. Наибольшее распространение в философии получил стоицизм .

    Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины . Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорида - фармаколога и одного из основателей ботаники , Сорана Эфесского - акушера и педиатра , Клавдия Галена - талантливого анатома , раскрывшего функции нервов и головного мозга .

    Написанные в римскую эпоху энциклопедические трактаты оставались важнейшим источником научных знаний в течение большей части Средневековья.

    Наследие Древнего Рима

    Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона и справедливости в жизни общества дополнила древнегреческую культуру с её стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Античная культура, как совокупность этих двух культур, стала основой европейской цивилизации.

    Культурное наследие Древнего Рима прослеживается в научной терминологии, архитектуре, литературе. Латинский язык долгое время был языком международного общения всех образованных людей Европы. До сих пор он используется в научной терминологии. На основе латинского языка в бывших римских владениях возникли романские языки , на которых говорят народы значительной части Европы. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданное ими римское право , сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии юридической мысли. Именно в римских владениях возникло, а затем и стало государственной религией христианство - религия, объединившая все европейские народы и в огромной степени повлиявшая на историю человечества.

    Историография

    Интерес к изучению римской истории возник, помимо трудов Макиавелли , также в период Просвещения во Франции.

    Первым капитальным трудом стало произведение Эдуарда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи», охватившее период с конца II века до падения осколка империи - Византии в 1453 году . Как и Монтескьё, Гиббон ценил добродетель римских граждан, вместе с тем разложение империи по нему началось уже при Коммоде , а христианство стало катализатором крушения империи, подточившее её устои изнутри.

    Нибур стал основателем критического направления и написал труд «Римская история», где она доведена до Первой Пунической войны. Нибур сделал попытку установить, каким образом возникла римская традиция. По его мнению, у римлян, как и у других народов, существовал исторический эпос, сохранявшийся главным образом в знатных родах. Определённое внимание Нибур уделил этногенезу, рассматриваемому под углом образования римской общины.

    В наполеоновскую эпоху появилась работа В. Дюрюи «История римлян», делавшая акцент на популярный тогда цезарианский период.

    Новую историографическую веху открыли работы Теодора Моммзена , одного из первых крупных исследователей римского наследия. Большую роль сыграл его объёмный труд «Римская история» , а также «Римское государственное право» и «Собрание латинских надписей» («Corpus inscriptionum Latinarum»).

    Позже вышла работа другого специалиста, Г. Ферреро - «Величие и падение Рима». Вышел труд И. М. Гревса «Очерки по истории римского землевладения, преимущественно в эпоху Империи», где, например, появились сведения о хозяйстве Помпония Аттика, одного из крупнейших землевладельцев конца Республики, а образцом среднего поместья августовской эпохи считалось хозяйство Горация.

    Этим вопросом задался чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. И пришел к выводу, что с датами в древней истории не все в порядке: то тут, то там возникали неразрешимые противоречия. Объективный анализ непредубежденного исследователя камня на камне не оставляет от той официальной истории, к которой мы привыкли. Простая логика доказывает, что, скорее всего, никакого античного периода в развитии человечества не существовало. Этому нет никаких реальных доказательств – одни мифы и сомнительные «документы», первоисточники которых неизвестны.

    Интересно изучить скорость размножения рода людского. Например, в Англии с XV по XX век происходит рост населения с 4 до 62 миллионов. То есть 15-кратный рост населения за 500 лет. Во Франции с XVII по XX век, начиная с правления Людовика XIV, происходит рост населения с 20 миллионов примерно до 60 миллионов. И это притом, что Франция участвовала в страшных войнах: только наполеоновские унесли примерно 3 миллиона жизней.

    Напрашивается вопрос: каким было население в этих провинциях при распаде Римской империи в IV-V веках? Плодородные галльские провинции необъятной империи были густо заселены. Если восточная и западная части вместе насчитывали порядка 20 миллионов человек (минимальная оценка), то простая логика подсказывает, что и захлестнувшие империю орды варваров также должны были исчисляться миллионами.

    Значит, если мы пытаемся при расчетах использовать обратную геометрическую прогрессию, то получаем иррациональный результат. Выходит, что размножение людей на каком-то этапе вообще прекратилось или даже где-то начался «отрицательный рост».

    Попытки логичного объяснения, вроде того, что гигиена была недостаточна, или ссылки на эпидемии не убеждают. По историческим документам реального улучшения в санитарно-гигиенических условиях в жизни населения Западной Европы с V по XVIII век не было. К тому же с XV века пошли войны с применением огнестрельного оружия, уносившие гораздо больше жизней.

    Еще интереснее сравнить население античного мира времен Перикла (V в. до н. э.) и императора Траяна (II в. н. э.). Если брать за основу расчетов количество жителей в крупных городах и численность армий, то мы столкнемся с безумными темпами демографического роста. Конечно, Греция под эгидой Афин несопоставима с мировой империей с центром в Риме, но пропорции все равно не соблюдаются. Судите сами, 15 тысяч свободных афинских граждан - и полумиллионные Рим и Александрия. С одной стороны, полуторатысячный арьергард объединенной армии греческих городов-государств, включавший 300 прославленных спартанцев, остается прикрывать отступление основных сил в войне, где на карту было поставлено существование эллинов. С другой - 26 легионов (!) содержались Римом в мирное время и набирались без введения всеобщей воинской повинности. Это больше, чем смогла выставить Российская империя в 1812 году для отражения наполеоновской агрессии.

    Еще загадка. Посмотрим на размеры человека. Мы видим картины и описания древнегреческих атлетов. Это физически хорошо развитые люди, крупного телосложения. А потом мы видим доспехи средневековых рыцарей, которые впору разве что 15-летним юношам XX века. На фоне представлений о древнем могучем атлетизме это очень странно. Получается некая синусоида в развитии мускулатуры человеческого тела. С чего это вдруг произошло такое изменение?

    Чем дальше - тем больше странностей. В проверяемой части истории мы обнаруживаем совершенно невероятную тягу человека к открытиям. Буквально каждые десять лет что-то происходит, что-то открывают. Непрерывное развитие. Никаких «засыпаний на столетия» не наблюдается. В то же время в традиционной древней истории мы обнаруживаем, что человек будто бы погружался в многовековую спячку. Существовали процветающие древние империи, которые замирали на какой-то точке и дальше не развивались. Почему?

    Непонятно и то, что темпы технического и культурного прогресса в древнем мире абсолютно не укладываются в рамки человеческих способностей к практическому совершенствованию.

    Например, Рим все перенимает у Греции, но в области музыки ничего не происходит. Хотя якобы императоры, знать всячески поощряют развитие искусств. Но все застыло на одном уровне, достаточно примитивном. Нот - нет! Непонятно, как столь изысканное общество могло обходиться без системы записи звуков. В итоге никакие музыкальные памятники до нас не дошли.

    Дальше еще более загадочный парадокс: поразительная неспособность древнего Рима совершенствовать виды вооружений и тактику боевых действий. Империя ведет регулярные захватнические войны – но римляне так и не сумели выковать сталь и сражались короткими мечами из низкосортного железа. Спросите у историков, чем обрабатывал мрамор древний скульптор Фидий? Железное долото не даст такого филигранного результата - нужны закаленные стальные инструменты. Но, по официальной хронологии, каменный уголь впервые добыт в Англии в XI веке. Температуру белого каления древесный уголь не дает, нужен уголь каменный. Раз нет белого каления, значит, нет и стали.

    Если верить античным источникам, у римской конницы не было сбруи! Поводья были, но вот стремена появляются только в VIII веке н.э. – и тут же возникает рыцарство. Между тем древние римляне сражались с восточными народами, известными мастерами верховой езды. Не появились в Древнем Риме и арбалеты, луки. При этом многие герои древнегреческих мифов – отличные лучники.

    Прогресс в изобретении новых видов оружия начинается только в XIV-XV веках. И с тех пор не останавливается. А до этого много веков почему-то ничего не происходит.

    Кажется странным и то, что Римская империя прославилась разветвленной сетью дорог и коммуникаций, но вот географических карт – не было. Еще более загадочно то, что древние документы хранят полное молчание о банковской системе и товарном кредите в античном Риме. Между тем торговля в империи, - особенно в масштабах, о которых нам рассказывают, - нуждается в появлении кредитных институтов. Интересно, что, по официальной исторической версии, банковская система появится в средние века именно в Италии: в Генуе, во Флоренции, в Милане.

    Еще одна загадка античного мира. Мы знаем очень много об ученых Древней Греции – Аристотеле, Сократе, Платоне, Архимеде, Гераклите, Пифагоре, Евклиде подробно проходили. Но примерно с I века до нашей эры происходит обвал. Нет больше ученых! Развитие науки полностью прекратилось! Странно, что при изобилии сложных архитектурных сооружений не было в Риме и хорошей системы счета. Та, что была, не годится для серьезных вычислений. Попробуйте-ка разделить большие числа в столбик или вычислить объем сложной геометрической фигуры. Но римляне какие-то вычисления производили. Причем довольно сложные. А какой системой счета пользовались знаменитые древнегреческие ученые Архимед, Евклид, Птолемей? И почему прагматичные римляне, которые переняли у греков все самое лучшее, математику проигнорировали? Или такой системы у греков не было. Но тогда как же они считали? Арабский средневековый счет появился более чем через десять веков после создания фундаментальных трудов древнегреческих основоположников математики и физики. Получается совершенно невероятный временной разрыв!

    Ничего не слышно в древнем мире и о химических исследованиях. Не было ни химиков, ни алхимиков. Почему алхимики появились только в средние века? Добавим несколько слов об анатомии и медицине. Труды Гиппократа до нас не дошли, и это странно, потому что императорам и королям медицина была нужна. Почему-то поэмы Гомера в мрачную эпоху средневековья сохранились гораздо лучше, нежели бесценные трактаты об исцелении человеческого тела.

    Пытливая мысль античного гения за десять веков не смогла придумать ничего, что превзошло бы достижения европейцев, имевших за плечами максимум 300 лет прогресса эпохи Возрождения! В чем же дело?

    Есть версия, что средневековые авторы просто придумали всю «античную историю» в XV-XVI веках. Они брали бытовую обстановку своей эпохи и проецировали ее в прошлое - на Древнюю Грецию и Древний Рим. Жизнь создаваемого воображением «античного мира» улучшалась за счет того, что «всего у древних было больше». Но никаких нововведений ни в вооружениях, ни в науке, ни в бытовой обстановке, ни в культуре придумано, естественно, не было. Никого не смутило то, что XV-XVI века в официальной истории находились на том же уровне развития, что Римская империя в период своего наивысшего могущества.

    Повседневная жизнь Римской империи описана довольно подробно. Но посмотрим на бытовую обстановку. Вилки, ножи, стулья, функциональная посуда - этих предметов обихода нет. А ведь пиры на весь мир закатывали! Сразу вспоминается, что и в XVI веке европейская знать продолжала есть руками и громко чавкать!

    Смущает и отсутствие древних надписей с датами. На стенах многочисленных соборов, дворцов, церквей висят только таблички с датами в принятой сегодня хронологической системе. Вам сообщают, что этому собору 500 лет, но табличка прибита только в XIX либо в XX веке. Никаких старых дат. Даже от руки нацарапанных. В Западной Европе не найти ни одного по-настоящему старого сооружения, на стенах которого была бы надпись, аутентичная объявленному году окончания строительства.

    Тем не менее, человечество безоговорочно верит в нынешнюю панораму всемирной истории. Мы привыкли считать себя частью бесконечно древнего исторического процесса, в котором уютно расположились египетские фараоны и китайские императоры, греческие философы и римские гладиаторы. Этот мир формируется из детских книжек, школьных учебников, шедевров мировой литературы, отражается в кинофильмах, рекламных роликах, интернет-сайтах. Мир, в котором все расставлено по полочкам и на каждый вопрос есть ответ. Большинство людей предпочитает знакомиться с прошлым в кинотеатрах или у телеэкрана. Для них реальностью становятся голливудские версии знаменательных исторических событий.

    Но на деле мы имеем все признаки хронической многовековой фальсификации фактов. На древнегреческих мифах ученые сконструировали семь веков истории Древней Греции. Вопросы у меня возникали давно, но я не решался задавать их вслух, пока в 1996 году не прочел книгу Анатолия Фоменко «Империя». Тогда я впервые подверг сомнению всю официальную хронологию. Многое, математически просчитанное и предсказанное Фоменко, подтверждается в действительности.

    Сегодня много кричат о тотальном падении нравов и попирании семейных ценностей. И действительно - звезды порноиндустрии больше не являются персонами нон-грата, а возглавляют автопробеги, педофильские скандалы частотой уже затмили скандалы финансовые. Но те, кто восклицает - «куда катится мир!», даже не подозревают, в каком целомудренном обществе мы на самом деле живем.

    Вот во времена античности мир таки падал в тартарары. Что было нормой для древних греков и римлян, повергло бы нас в шок. Итак, экскурс во времена античных нравов.

    Пришел, увидел, поимел

    Чтобы понять психологию людей того времени, надо ознакомиться с их мифами.

    Ибо своих богов греки и римляне писали с себя, так что поведение небожителей - это воплощение сокровенных желаний простых смертных. Греческие мифы - то, что детям до шестнадцати лет читать не рекомендуется. Секса, крови и жестокости там столько, что порнофильмы уровня XXX кажутся невинной передачей «Спокойной ночи, малыши!». Возьмем Зевса (у римлян - Юпитера), повелителя неба, грома, молний, ведающего всем миром. Этот сексуальный террорист изменяет направо и налево своей супруге Гере и руководствуется одним: оплодотворить все, что движется. Ради этого он готов стать хоть тушкой, хоть чучелом. Он одинаково любит женщин и мужчин: в облике змея соблазняет Деметру и Персефону, в шкуре быка - Европу, под видом лебедя - Леду, прикинувшись орлом - прекрасного юношу Ганимеда, в облике муравья - Евримедусу, в качестве голубя - Фтию, в огненном обличье — Эгину, в качестве сатира - Антиопу, под видом облака - Ио, в облике ежика... нет, ежика, кажется, не было. Но даже подземный бункер, куда от этого маньяка спрятали Данаю, для него не преграда. Зевс превращается в золотой дождь, просачивается сквозь потолок и проникает в ее лоно. Ну а что вы хотите? У парня дурная наследственность: папа-богоед. Его отец Кронос глотал своих детей, чтобы не свергли, и Зевс не был переварен лишь потому, что мудрая мама подсунула мужу вместо новорожденного камень, завернутый в пеленки. Впрочем, папа Зевса выкидывал штуки и похлеще. Поскольку его собственный отец Уран плохо обращался с мамой Землей, Кронос однажды сел в засаду у родительской опочивальни и в самый момент папиного оргазма махнул серпом по яйцам, отчекрыжив папаше самое дорогое. Детородный орган отца он бросил в море, благодаря чему на свет появилась прекрасная Афродита.

    Да, разочарую прекрасных дам, уверенных, что богиня любви явилась из морской пены, нежной и ароматной, как немецкое средство «Бадусан». Все гораздо брутальнее. Вот что пишет на этот счет исследователь античной культуры Ганс Лихт: «В древнейшем источнике (Гесиод, «Теогония») недвусмысленно сказано следующее: «Долгое время член носился по морю, и вокруг него взбилась белая пена, исходившая из бессмертного члена, и в ней родилась Афродита». То есть детородный орган, отсеченный в момент полового акта, был полон семени, которое извергается теперь наружу, порождая Афродиту, в море и вместе с морем. Здесь нет и намека на морскую пену». А теперь на минуточку представьте, что для людей античного мира все это отнюдь не сказки. Это - история, столь же реальная, как для нас - татаро-монгольское иго. Древние греки не сомневались в подвигах Геракла и равнялись на богов во всем - от поступков до секса.

    Никаких секс- меньшинств

    Первое, что нас бы поразило в античном обществе, - отсутствие твердой сексуальной ориентации. Греки и римляне не делились на гетеросексуалов, гомосексуалов или бисексуалов - они были всесексуальны. Даже к зоофилии (от ритуальной до бытовой) они относились вполне терпимо, ибо ее не чурались и их сексуально озабоченные боги. Подтверждением чему могут служить мифы о Леде и лебеде, Минотавре, Тритоне, ненасытных козлоногих сатирах, кентаврах и уродливых кинокефалах - людях с собачьими головами. Все это - отголосок сексуальных контактов древних с представителями других биологических видов. Для античных язычников секс не был грехом ни при каких обстоятельствах. Наоборот - это бесценный дар богов. Это они сделали человека сексуально всеядным, и в знаменитом диалоге «Симпосий» Платона сказано, как это было. Зевс при создании человека сразу опирался на три пола: мужчину, женщину и муже-женщину (андрогина). Каждый пол он разделил пополам - вот почему те, кто произошел от изначального мужчины, ищут свою половинку в виде мужчин, кто произошел от изначальной женщины - предпочитают женщин. И лишь от андрогинов повели свой род мужчины, любящие женщин, и женщины, любящие мужчин. Так что любовь к своему полу естественна и богоугодна в Элладе и Древнем Риме. Даже специальных слов, соответствующих нашим «гей» или «лесбиянка», у них не было. А вот личное имя Педофил - было. И древние греки не видели в нем (как и в самом явлении) ничего предосудительного.

    Платоническая любовь

    Расхожую современную шутку про то, что «педофил отличается от педагога тем, что первый любит детей по-настоящему», древние греки вряд ли бы оценили. Педофилия и педерастия являлись важнейшей частью интеллектуального, духовного и физического становления юноши. Методом воспитания, санкционированным государством. По достижении двенадцатилетнего возраста каждый греческий подросток должен был обзавестись старшим наставником, который оказывал бы ему всяческие знаки внимания, дарил подарки, восхищался его красотой и наставлял во всех мужских доблестях, действуя как опекун, советник, друг, тренер и сексуальный партнер. Младший в таких парах именовался «аитом» - слушателем, а старший - «эйспнэлом», вдохновителем. И для мужчины считалось нарушением долга не привлечь к себе юношу, а для юноши позором - не удостоиться такой дружбы.

    Кстати, тем, кто выражение «платоническая любовь» считает синонимом любви без физического контакта, любопытно будет узнать, что как раз по Платону высшее проявление любви - это гармоничное слияние духовного начала и физических тел наставника и ученика. «Платоническая любовь» - это любовь гомосексуальная. Греки считали гомосексуальную любовь более возвышенной и глубокой, нежели расслабляющая и изнеживающая мужчин любовь к женщинам. Мир древней Эллады - это мужской мир. Женщина в нем - существо низшее, неспособное удовлетворить интеллектуальные запросы мужчин. Она пригодна лишь для деторождения и плотских утех. Тогда как юношам открыты высокие помыслы, вот почему лишь с ними возможны высокие отношения. Прекрасный юноша для грека всегда предпочтительней прекрасной женщины. Недаром Платон в «Протагоре» пишет: «Юношеский цвет двенадцатилетнего мальчика приводит меня в радость, но предпочтительнее мальчик лет тринадцати. Тот, кому четырнадцать, - еще более сладостный цветок Эротов, и еще прелестнее тот, кому только исполнилось пятнадцать.

    Шестнадцатый год - это возраст богов, а желать семнадцатилетнего - удел не мой, а Зевса...» Ему вторит Стратой: «Меня не прельщают ни роскошь волос, ни курчавые локоны, если они произведены не природой, а усердием искусства. Нет, мне мила густая грязь на мальчике, который только что из палестры, и нежный блеск его тела, увлажненного свежим оливковым маслом. Мне сладостна любовь без прикрас, а искусственная краса - дело женской Киприды». Никто бы не смог переубедить древнего грека в воспитательной пользе педерастии, ибо именно из педерастов, по их мнению, вырастали лучшие защитники отечества. Ведь влюбленный в своего партнера не бежал от врага, а яростно сражался за возлюбленного до самого конца. И это чистая правда. Сформированный в Фивах элитный Священный отряд, состоящий из 150 любовных пар, героически проявил себя на полях сражений и полностью полег в битве при Херонее. Наконец, любой в Элладе знал, что гомосексуализм - полезен для здоровья. Знаменитый Гиппократ был двумя руками за гомосексуальные связи, ибо «взрослым мужчинам они несут молодость и здоровье, а мужественность и другие положительные качества взрослого мужчины через его семя передаются подросткам». Правда, были и ограничения. Гомосексуализм - удел свободных граждан, рабы не имели права вступать в связь со свободнорожденными мальчиками. Не приветствовалась и мужская проституция - считалось, что торгующий собственным телом за деньги легко отречется и от общих интересов государства. Рим, перенявший от эллинов сексуальные обычаи, также был весьма лоялен к гомосексуализму. Эдуард Гиббон, английский историк 18 века, говоря о первых пятнадцати императорах, констатирует, что «Клавдий был единственным, чей вкус в любовных отношениях был полностью естественным». Все остальные сожительствовали с мальчиками. Более того, император Адриан, страстно влюбленный в грека-подростка Антиноя, после того как тот утонул, официально обожествил его и воздвиг ему статуи по всей империи.

    Закон суров

    И тем не менее ни древних греков, ни древних римлян нельзя назвать адептами свободной любви. У них существовали жесткие правила сексуального поведения.

    Римский гражданин мог предаваться любым сексуальным забавам с женщинами, мужчинами и подростками. Но - при соблюдении двух условий. Первое: в интимных отношениях с партнером он всегда должен доминировать. Быть активным, а не пассивным. Пассивная роль в анальном сексе считалась позором, так как гражданин становится «женоподобным» и, утратив свое virtus (мужество, доблесть), оказывается бесполезным в гражданском и военном отношении. В армии пассивный гомосексуализм считался преступлением, уличенного в нем солдата просто забивали палками. На гражданке же тех, кому нравилось исполнять пассивную роль, презрительно именовали «кинедами» или «патикусами», опуская их юридический статус ниже плинтуса. Подобно проституткам, гладиаторам и актерам пассивные гомосексуалисты не имели права голоса на выборах, а также не могли представлять себя в суде. Второе правило: предмет сексуального вожделения гражданина должен стоять на более низкой социальной ступени, чем он. Это диктовалось чисто экономическими причинами: чтобы появление незаконнорожденного сына того же ранга не подвергало опасности наследственные права законного потомства. Если оба правила соблюдались, никто и никогда не укорял римлянина в его сексуальных пристрастиях.

    Камасутра для рабов

    Сексуальная жизнь семейных пар была в Древнем Риме достаточно пресна. Хотя в римском доме открыто говорят о сексе, ничего не скрывая от подрастающего поколения. Зачастую жена и муж, удалившись в спальню, даже не задергивают полог над кроватью. Все могут видеть акт соития хозяина и хозяйки - вплоть до домашней прислуги, которая продолжает спокойно прибираться до дому. Однако на отношения мужа и жены в постели накладывался ряд ограничений. Жене никогда бы не пришло в голову попросить мужа доставить ей оральные ласки. Равно как об этом не попросил бы ее и муж. На оральный секс между равными в Древнем Риме существовало табу. Скажу больше - за это лишали гражданства. Свободный римлянин мог получать наслаждение, но не доставлять его. Это считалось постыдным и неприличным. Зато на рабов, вольноотпущенников и неграждан это табу не распространялось. А посему древнеримский гражданин, как и древнеримская гражданка, могли получить свое, прибегнув к услугам низших по рангу. Они могли позвать раба или рабыню, отправиться за недоступными ласками в ближайший бордель, но никак не получить их от законного супруга.

    Как пишет в свой замечательной книге «Один день в Древнем Риме» археолог и историк Альберто Анджела, «римляне были просто зациклены на рте. Для них рот - нечто благородное, почти священное. Это социальный инструмент, потому что люди говорят, обращаются друг к другу, обмениваются информацией, произносят речи а следовательно, он должен быть чистым и неоскверненным. В сенате же рот вообще становится политическим инструментом. Поэтому (...) обвинить сенатора в том, что он занимался оральным сексом, назвать его Fellator - значит нанести ему тяжкое оскорбление. Это было равноценно обвинению в измене за то, что он осквернил рот, имеющий столь важную функцию на службе обществу». В этом ключе любопытно выглядит скандал Клинтон - Левински, едва не стоивший президенту США его кресла. Наделенный нешуточной властью человек дал себя удовлетворить орально своей подчиненной. Был в своем праве. Живи Клинтон в античное время, ему не пришлось бы ни извиняться перед супругой, ни платить адвокатам. Зато Левински не превратилась бы в знаменитость и миллионершу, а оказалась бы на одной ступени с рабами и проститутками. Двери приличных домов закрылись бы перед ней навсегда...

    Ручная работа

    Христианские теологи и священники веками пугали рукоблудников дурдомом и кладбищем, утверждая, что онанизм приводит к слабоумию, слепоте, желудочным судорогам, поносу, чахотке и эпилепсии. А греки видели в мастурбации отдушину. Онанизм снижал, по их мнению, количество изнасилований, число незаконнорожденных и самоубийств по поводу неразделенной любви, поэтому дело полезное. Они обожали изображать такие сценки на вазах, а в их языке имелось поразительно много слов для отражения этого понятия, включая поэтичные «петь свадебную песнь рукой» и «сражаться рукой с Афродитой» К слову, руку греки для этой цели предпочитали использовать левую (ближе к сердцу). И не стеснялись делать это на людях. В частности, яркий представитель философской школы киников Диоген Синопский (тот, что жил в бочке, а точнее, в пифосе - здоровенном глиняном сосуде для зерна). Призывая на площади сограждан довольствоваться малым и отрешиться от страстей, дабы вкушать безмятежную радость бытия, он частенько задирал тунику и начинал мастурбировать, сопровождая действо мудрой сентенцией: «О, если бы я мог так же просто, потирая живот, избавиться от голода и нужды». Женщины в этой сфере не отставали от мужчин. В спальне каждой гречанки имелись приспособления, именуемые баубонами или олисбами. Эти фаллоимитаторы изготавливали повсеместно, но лучшими считались самоудовлетворители из города Милет, откуда они шли на экспорт по всей Ойкумене. Ими женщины гордились и частенько обменивались между собой. Так, в шестом мимиямбе Геронда, озаглавленном «Две подруги, или Доверительный разговор», девушка Метро сетует, что у ее подруги Коррито был замечательный олисб, но она, не успев им воспользоваться, передала его своей подруге Евбуле, а та еще кому-то, а жаль - ведь Метро очень хотела бы заполучить этот инструмент, поскольку сделал его искусный мастер.

    Верность - понятие относительное

    По свидетельству Еврипида, греки первыми из древних народов начали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в дом множество жен - обычай варварский и недостойный благородного эллина. Но при этом супружеская измена во времена античности распространялась лишь на женщин. Измена жены сурово осуждалась, и муж имел полное право убить ее любовника, а иногда и ее саму. На измену мужа и наличие у него множества наложниц общество закрывало глаза.

    Как пишет Ганс Лихт, «греческому общественному мнению были неизвестны доводы, воспользовавшись которыми, можно было бы осуждать мужчину, уставшего от вечного однообразия супружеской жизни и ищущего отдохновения в объятиях умной и очаровательной куртизанки или умеющего скрасить повседневную рутину беседой с хорошеньким юношей». И нельзя не признать, что в этом греки были более нравственны, нежели мы, так как они признавали наличие у мужчины склонности к полигамии и действовали не тайком, а в открытую.

    Посему поэтами восхвалялся идеал понимающей женщины, не мешавшей любовным похождениям мужа. К примеру, грек был в полном праве даже завалиться с друзьями в компании девочек к себе домой - супруге в этом случае полагалось проявить скромность, удалиться в женскую часть дома и терпеливо дожидаться окончания пирушки. В Спарте измена фактически приветствовалась. Это небольшое и воинственное государство было кровно заинтересовано в преумножении числа крепких телом и духом воинов. Более того, спартанские мужья в возрасте могли препоручать свои супружеские обязанности выбранным ими мужчинам помоложе, так как каждый из них одинаково распоряжался и своими детьми, и чужими.

    В Риме законы Августа предусматривали строгую кару за нарушение супружеской верности, за прелюбодеяние с чужой женой, однако за конкубинат, за связь с наложницей, мужчин не наказывали. Ну и, конечно же, каждый мужчина античного мира имел полное право посещать публичные дома. Ведь связь с проституткой изменой вообще не считалась.

    Ночные бабочки

    Недостатка в домах терпимости и проститутках не знали ни Древняя Греция, ни Древний Рим. На продажную любовь античный мир смотрел без предрассудков. Дело нужное, полезное, прибыльное. Причем весьма выгодное для госбюджета.

    Публичные дома находились в Греции под надзором городских должностных лиц, а содержатели публичных домов обязаны были выплачивать ежегодный налог государству. Римляне к посещению борделей относились примерно так, как мы к посещению общественных уборных. Шел, прижало, зашел, вышел. При этом жена могла запросто подождать мужа в таверне напротив и даже попросить его особо не торопиться. Нам это кажется диким. Для римлян - совершенно нормальным. Ведь прелюбодеяния они в этом не усматривали. Прелюбодеем муж становился только тогда, когда он занимался сексом с равной себе. А остальное - как справить нужду, как почистить зубы. Поэтому римская матрона запросто могла, скучая, грызть персик у себя в комнате, в то время как в соседней ее муж с дикими криками вовсю резвился с рабыней или рабом. И ее совершенно не шокировало, что вечером он отправлялся вместе с приятелями спустить пар в ближайший бордель. Борделей же (они назывались лупанариями) в Вечном городе было как грязи, и все они работали по принципу конвейера, которому позавидовал бы сам Генри Форд. Для ускорения обслуживания клиентов и автоматизации процесса оказания секс-услуг владельцы лупанариев ввели даже специальные жетоны - спинтрии. Они изготавливались из бронзы, реже - из кости, и напоминали монеты. На одной ее стороне изображался половой акт, на другой стояла цифра. Изображенная на спинтрии поза соответствовала оказываемой проституткой услуге за этот жетон, а цифра - то ли цену, то ли номер кабинки. По этому поводу у историков нет единого мнения. При этом цена была смехотворна. В среднем - 2 асса, как бокал дешевого вина. Широко была распространена и детская проституция. В Риме процветали целые фермы тружеников и тружениц секс-индустрии, владельцы которых покупали малолетних рабов и воспитывали детей-сирот для занятий проституцией. Их сексуальное использование было разрешено законом, за что исправно платились налоги в казну. Причем изнасилование сутенером рабыни или раба было ненаказуемо.

    В Риме законы августа предусматривали строгие кары за нарушение супружеской верности, но каждый мужчина античного мира имел полное право посещать публичные дома. ведь связь c проституткой изменой вообще не считалась.

    Размер имеет значение...

    Изображение фаллоса на улицах античных городов встречалось едва ли не чаще, чем в наши дни слово из трех букв на заборе. Фаллос боготворили. Ему поклонялись. Греки ставили перед храмами и домами квадратные колонны с мужской головой и эрегированным половым органом, которые, на их взгляд, охраняли дороги, границы и ворота. Римляне предпочитали огромные каменные члены, которые устанавливались на площадях, улицах, перед входом в дома и таверны. Они вырубались на стенках портиков, на мостовых, висели над детскими колыбелями, печами хлебопеков, были неотъемлемой частью пейзажа садов, полей и огородов. Бронзовые фаллосы (а зачастую целые связки из них) с бубенчиками внутри подвешивались к потолку жилища или у входа. Они назывались «тинтиннабулами» и звенели, если к ним прикасались. А прикасался к ним каждый, кто проходил мимо, ибо в противном случае он рисковал лишиться удачи и здоровья. А все потому, что люди античности верили, что эрегированный член - страшная сила. Он был для них символом процветания, достатка, изобилия, плодовитости и плодородия. Символом победы, богатства и успеха в делах. Кроме того, фаллосу как источнику семени и жизни приписывалась магическая способность отгонять беды, несчастья и отпугивать злых духов. И если христианин, столкнувшись с чем-то страшным и неведомым, в наши дни воскликнет «с нами крестная сила!», то древний римлянин с той же целью призывал бы силу фаллическую. Поэтому первое, что получал в дар от своих родителей древнеримский мальчик, были погремушка в виде члена и фасцинум - каменное, бронзовое или выполненное из кости изображение фаллоса, которое он носил на шее как амулет, иногда добавляя к нему для надежности еще и изображение фиги, кукиша - древнего символа полового акта. А в жизни древние римляне, как и греки, отдавали предпочтение члену скромных размеров. Большое мужское достоинство считалось у них непрактичным, неэстетичным и даже комичным. В чем несложно убедиться, бросив взгляд на античные статуи. Между ног у них болтается отнюдь не чудо размером XXL, а прибор, для изучения которого нужны пинцет и лупа. Практически детский размер. Древние считали, размер - не главное. Главное - любовный жар и способность оплодотворить. И полагали, что для этого чем короче прибор - тем лучше. Аристотель писал, что короткий член имеет массу преимуществ: выглядит краше, семени приходится преодолевать меньшее расстояние, а посему оно вернее достигает цели. Логика! Исключение составлял театр. В Вечном городе стали пользоваться спросом представления акробатического секса - своеобразный аналог современной кинопорнухи. Актеры на сцене пытались поразить зрителей своими невероятными позами, посрамлявшими Камасутру, а зрители - разглядеть все в деталях. Поэтому в этих шоу (показанных в перерывах между классическими комедиями и трагедиями) ценились актеры с огромными пенисами. Ведь их можно было разглядеть даже с дальних рядов. К гигиене члена античные люди относились трепетно. Регулярно мыли, умащивали маслом, а перед исполнением физических упражнений подвергали его инфибуляции, а именно: натягивали крайнюю плоть на головку и перевязывали лентой, чтобы, упаси боже, не повредить. Так что античный фитнес-зал выглядел гораздо забавней современных: толпа голых мужиков - и у каждого член с бантиком.

    Прекраснозадая богиня

    Если говорить о каноне женской красоты, то вкусы древних греков и римлян были близки вкусам нынешних кавказцев. Они ценили пышных блондинок. И чтобы быть конкурентоспособными со светловолосыми германскими рабынями, женщины изобрели много хитроумных рецептов. В ход шли парики, лимонная кислота, шелуха лука, молоко и даже известь. А поскольку светлая блестящая кожа, по мнению мужчин, свидетельствовала не только об аристократизме, но и о страстности, женщины старались не загорать и умывались козлиным и ослиным молоком.

    Однако чтобы прослыть секс-бомбой, требовалось большее. Был нужен невысокий лоб, прямой нос и большие выпуклые глаза, причем расстояние между глазами должно было быть не менее величины одного глаза, а рот - в полтора раза больше глаза. Кроме того, были необходимы широкие бедра, мощные ляжки, грудь, укладывающаяся в мужскую ладонь или чуть более того, и слегка нависающий выпуклый живот. Эти формы считались совершенными, так как служили гарантией плодовитости. Огромное внимание уделялось ягодицам. У греков на этот счет вообще был явный пунктик. Они боготворили Афродиту Каллипигу - Афродиту Прекраснозадую, построили ей специальный храм и регулярно проводили в ее честь состязания для выявления лучшей каллипиги Эллады. Эти конкурсы красоты женских попок пользовались невероятной популярностью во всех греческих полисах, филейная часть возбуждала греческих мужчин явно больше женских грудей. Кстати, привычный нам символ сердца, пронзенного стрелой, родом из Древней Греции. Но он не имеет ни малейшего отношения к сердцу анатомическому. Это стилизованная часть женской задницы, а пронзающая его стрела является одним из древнейших фаллических символов. Выводы делайте сами... Вторым греко-римским пунктиком в области сексуально-эстетических предпочтений была волосяная растительность. Они ее на дух не переносили, считали ужасно неэстетичным признаком варварства. Причем везде - и на ногах, и под мышками, и в области гениталий. Их идеалом была женщина с гладко выбритым лоном, и мужчин нисколько не заботило то, какими муками это достигается. И тут женщинам можно только посочувствовать. Так, комедиограф Платон говорит о «выщипываемых рукой кустах мирта», а согласно Аристофану, женщины часто использовали для этой цели зажженный светильник или горячую золу. Красота требует жертв. Хотя бы в этом мы с античным миром едины.

    Дмитрий Лычковский