Главный храм богини афины. Архитектурное и художественное оформление парфенона древней греции


главный храм афинского Акрополя, посвященный Афине Парфенос (т.е. Деве), богине-покровительнице города. Строительство началось в 447 до н.э., освящение храма состоялось на празднике Панафиней в 438 до н.э., однако отделка (главным образом скульптурные работы) продолжалась до 432 до н.э. Парфенон - шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения. История. Новый храм возведен в высшей точке Акрополя, на месте, посвященном богам. Древние храмы имели, вероятно, небольшие размеры, и потому значительного выравнивания Акрополя не требовалось. Однако в 488 до н.э. здесь был заложен новый храм, чтобы отблагодарить Афину за победу над персами при Марафоне. Его размеры в плане очень близки к нынешнему Парфенону, и потому посреди южного склона пришлось возвести подпорную стенку и произвести укладку в основание известковых блоков, так что южный край строительной площадки поднялся над скалой Акрополя более чем на 7 м. Задуманный храм представлял собой периптер, имевший, по-видимому, по 6 колонн со стороны торцов и по 16 по бокам (считая угловые колонны по два раза). Его стилобат (верхняя площадка) и ступени, как и сами колонны, а также прочие элементы конструкции были сделаны из мрамора (или во всяком случае задумывались как мраморные). Когда в 480 до н.э. Акрополь захватили и разграбили персы, строившийся храм, который к тому моменту довели только до высоты второго барабана колонн, был уничтожен огнем, и работы прервались более чем на 30 лет. В 454 до н.э. казна Делосского морского союза была перенесена в Афины, где властвовал тогда Перикл, и вскоре, в 447 до н.э., строительные работы на почти готовой площадке возобновились. Парфенон возводили архитекторы Иктин и Калликрат (называют еще и Карпиона), а также Фидий, который отвечал прежде всего за скульптуру, но сверх того осуществлял общий надзор за ходом работ на Акрополе. Создание Парфенона было частью задуманного Периклом завоевания Афинами первенства не только в военной и экономической области, но и в религии и искусстве. Относительно дальнейшей судьбы храма нам известно, что ок. 298 до н.э. афинский тиран Лахар снял с культовой статуи Афины золотые пластины, а во 2 в. до н.э. здание, пострадавшее от пожара, основательно отремонтировали. В 426 н.э. Парфенон был превращен в христианскую церковь, первоначально св. Софии. По-видимому, тогда же, в 5 в., статуя Афины была перевезена в Константинополь, где впоследствии погибла при пожаре. Первоначальный главный восточной вход закрыла алтарная апсида, так что теперь главным стал западный вход через отделенное прежде глухой стеной помещение позади целлы. Были осуществлены и другие изменения планировки, а в юго-западном углу храма возвели колокольню. В 662 храм был переосвящен в честь Пресвятой Богородицы ("Панагия Афиниотисса"). После турецкого завоевания, ок. 1460, здание было превращено в мечеть. В 1687, когда венецианский военачальник Ф.Морозини осаждал Афины, турки использовали Парфенон как пороховой склад, что привело к гибельным для здания последствиям: влетевшее сюда раскаленное пушечное ядро вызвало взрыв, разрушивший всю его среднюю часть. Никакого ремонта тогда не проводилось, напротив, местные жители принялись растаскивать мраморные блоки, чтобы выжигать из них известь. Назначенный в 1799 послом Великобритании в Османской империи лорд Т.Эльджин получил разрешение султана на вывоз скульптур. В течение 1802-1812 львиная часть сохранившегося скульптурного убранства Парфенона была перевезена в Великобританию и помещена в Британский музей (часть скульптур попала в Лувр и в Копенгаген, хотя кое-что осталось в Афинах). В 1928 был создан фонд, задавшийся целью, по мере возможности, поставить на место упавшие колонны и блоки антаблемента, и 15 мая 1930 была торжественно открыта северная колоннада храма.
Архитектура. Парфенон в его нынешнем виде - стоящий на трех мраморных ступенях (общая высота ок. 1,5 м) периптер дорического ордера, имеющий по 8 колонн на торцах и по 17 по бокам (если считать угловые колонны дважды). Высота составленных из 10-12 барабанов колонн перистиля 10,4 м, их диаметр у основания 1,9 м, угловые колонны чуть толще (1,95 м). Колонны имеют по 20 каннелюр (вертикальных желобов) и сужаются кверху. Размеры храма в плане (по стилобату) 30,9*69,5 м. Внутреннее помещение храма, или целла (внешний размер 21,7*59 м), поднято над стилобатом еще на две ступени (общая высота 0,7 м) и имеет по торцам шестиколонные простильные портики, колонны которых несколько ниже, чем во внешней колоннаде. Целла делится на два помещения. Восточное, более длинное и называвшееся гекатомпедон (внутренний размер 29,9*19,2 м), было разделено на три нефа двумя рядами по 9 дорических колонн, которые замыкались в западном конце поперечным рядом из трех дополнительных колонн. Предполагается, что существовал и второй ярус дорических колонн, который располагался над первым и обеспечивал нужную высоту перекрытий. В пространстве, ограниченном внутренней колоннадой, находилась колоссальная (12 м в высоту) хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) культовая статуя Афины работы Фидия. Во 2 в. н.э. она была описана Павсанием, а ее общий вид известен по нескольким уменьшенным копиям и многочисленным изображениям на монетах. Перекрытия западного помещения целлы (внутренний размер 13,9*19,2 м), которое называлось Парфеноном (здесь хранилась казна Делосского союза и государственный архив; со временем название было перенесено на весь храм), покоились на четырех высоких колоннах, предположительно ионических. Все элементы конструкции Парфенона, включая черепицу крыши и ступени стилобата, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого сразу после добычи, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Раствор или цемент не использовались, кладка велась насухо. Блоки были тщательно подогнаны друг к другу, горизонтальная связь между ними осуществлялась с помощью двутавровых железных скреп, помещенных в специальные пазы и залитых свинцом, вертикальная - с помощью железных штырей.
Скульптура. Убранство храма, дополнявшее его архитектуру, делится на три основные категории: снабженные горельефами метопы, или квадратные панели, располагавшиеся между триглифами фриза над внешней колоннадой; барельеф, который сплошной полосой опоясывал целлу снаружи поверху; две колоссальные группы свободно стоящих скульптур, заполнявших глубокие (0,9 м) треугольные фронтоны. На 92 метопах представлены сцены единоборств: богов и гигантов с восточной стороны, лапифов и кентавров (они сохранились лучше всего) - с южной, греков и амазонок - с западной, участников Троянской войны (предположительно) - с северной. Скульптурная группа на восточном фронтоне изображала рождение Афины, которая в полном вооружении выпрыгнула из головы Зевса после того, как бог-кузнец Гефест разрубил голову топором. Группа с западного фронтона представляла спор за Аттику между Афиной и Посейдоном, когда подаренное богиней оливковое дерево было признано более ценным даром, чем источник соленой воды, открытый в скале Посейдоном. От обеих групп сохранились немногочисленные статуи, но и по ним видно, что это было великое художественное творение середины 5 в. до н.э. Барельефная полоса поверху целлы (общая длина 160 м, высота 1 м, высота от стилобата 11 м, всего здесь было ок. 350 пеших и 150 конных фигур) изображала Панафинейскую процессию, ежегодно подносившую Афине новое одеяние - пеплос. Вдоль северной и южной сторон представлены движущиеся с запада на восток всадники, колесницы, граждане Афин, а ближе к голове процессии - музыканты, люди с дарами, жертвенные овцы и быки. Вдоль западной, торцевой стены, над портиком, помещены группы кавалеристов, стоящих возле своих лошадей, севших на них или уже уезжающих (эта часть барельефа осталась в Афинах). На восточном торце представлена центральная группа процессии, состоящая из жреца и жрицы Афины с тремя юными прислужниками: жрец принимает сложенный пеплос. По бокам от этой сцены помещены фигуры важнейших богов греческого пантеона. Они разделены на две группы и повернуты лицом наружу, к углам здания, как бы наблюдая за приближением процессии. Рядом с ними, справа и слева, изображены две группы граждан или официальных лиц, а по краям - медленно движущиеся возглавляющие процессию люди.
"Утонченности" Парфенона. Скрупулезная продуманность конструкции Парфенона, имеющая целью лишить здание механистичной прямолинейности, придать ему живость, проявляется в целом ряде обнаруживающихся только при специальном исследовании "утонченностей". Упомянем лишь некоторые. Стилобат несколько повышается к центру, стрела подъема по северному и южному фасаду составляет ок. 12 см, по северному и западному - 6,5 мм; угловые колонны торцевых фасадов немного наклонены к середине, а две средние, наоборот, к углам; стволы всех колонн имеют легкую припухлость, энтазис, посередине; лицевая поверхность антаблемента несколько наклонена наружу, а фронтона внутрь; диаметр угловых колонн, видимых на фоне неба, чуть больше, чем у остальных, а кроме того, они представляют собой в поперечном разрезе сложную фигуру, отличную от круга. Многие детали здания были раскрашены. Нижняя поверхность эхина (расширения на капителях колонн) была красной, как и тения (пояс между архитравом и фризом). Красный и синий цвет использовались на нижней поверхности карниза. Мраморные кессоны перекрытия колоннады оттенялись красным, синим и золотым или желтым цветом. Цвет применялся и с целью подчеркивания элементов скульптуры. В декоре здания применялась также бронзовые венки, о чем свидетельствуют просверленные в архитраве отверстия для их крепления.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Об особости назначения и бытия Парфенона, несомненно, знали создатели Афинского акрополя. Вселенские истины всегда прорываются из высей своего существования и обретают явь в деяниях творцов, наделенных Божественным провидческим даром. При этом смысл сокровенного знания может быть даже неведом им. Достаточно, что они — творцы, действующие в соответствии с намерениями Высших сил.

К людям, для которых открыто сокровенное знание, не могли не относиться создатели Афинского акрополя, уже потому что иначе божественно-прекрасным зданиям путь появления на белый свет был бы заказан. При этом авторы должны были пребывать в свободном поиске — самостоятельно выбирать, что им должно делать или не должно.

Фрагмент картины «Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям». Худ, Лоуренс Альма-Тадема. 1868

Цицерон писал о Фидии: «Когда он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощён им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух - этот небесный гость, по выражению Платона».

Фидий владел многими знаниями, например, из области оптики. Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом: обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны - на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Народ едва не побил его камнями. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна, а Алкамен был осмеян.

Многие считают, что «Золотое сечение» получило в алгебре обозначение греческой буквой φ именно в честь Фидия — мастера, воплотившего это соотношение в своих работах.

Слава Фидия была колоссальной, но большинство его работ не сохранилось, и мы судить о них можем только по копиям и описаниям античных авторов.


ПАРФЕНОН посвящен Афине Парфенос (Деве). Западный фасад.
Нынешняя, технически несравнимая с предыдущими реставрация

Нынешнее изучение Парфенона с помощью некого подобия «чертежного кульмана», которым в докомпьютерную пору пользовались проектировщики, позволяет неопровержимо строго и точно убедиться в разновеликости ВСЕХ колонн и ВСЕХ интерколюмниев (межколонных пространств), которые лишь кажутся одинаковыми и поставленными перпендикулярно.Нет ни одной цифры в этой поэме цифр, которая была бы идентичной в сравнении с другими и находилась бы в идентичном положении. Все колонны имеют общий наклон к центру колоннады и наклон этот меняется в зависимости от занимаемого места в общем ряду. Наклон очень мал - от 6,5 см до 8,3 см, но он имеет концентрический характер, и это построение колонных рядов вовлекает колоннады в общее «усилие, сходящееся в одной точке». Где эта точка? Где-то там, где царят Боги. Делаем выводы из общей курватуры, открытой исследованиями, предваряющими последнюю во времени реставрацию храма…

В ПАРФЕНОНЕ — СИМВОЛЕ НЕЗЫБЛЕМОСТИ ОБЩИХ УСТОЕВ —
НЕТ НИЧЕГО, ЧТО НЕ БЫЛО БЫ ИЗМЕНЧИВЫМ И НЕПОСТОЯННЫМ.
КОНЕЧНО, В ПАРФЕНОНЕ ЗАПЕЧАТЛЕНА ВЕЧНОСТЬ, НО ОСОБАЯ:
НЕ АБСТРАКТНОГО АБСОЛЮТА, А ЖИЗНИ ЖИВОЙ.

ЭТО НАДЕЛЯЕТ ПАРФЕНОН ТЕМ СОВЕРШЕНСТВОМ,
ЧТО ПРЕВРАЩАЕТ ЕГО В ОДУХОТВОРЕННОЕ СУЩЕСТВО —
ЗЕМНОЕ И БОЖЕСТВЕННОЕ, НЕРАЗРЫВНО.

СООТВЕТСТВЕННО ПАРФЕНОН СТАНОВИТСЯ ТОЙ СИЛОЙ,
ЧТО СВЯЗЫВАЕТ ВОЕДИНО ДВА МИРА: БОГОВ И ЛЮДЕЙ,
ИЛИ БЫТИЙНОГО И СО-БЫТИЙНОГО, НЕБЕСНОГО И ЗЕМНОГО,
СОВЕРШЕННОГО И ОТНОСИТЕЛЬНОГО, ВЕЧНОГО И ТЕКУЩЕГО…

СУЩЕСТВОВАНИЕ САМОГО ПАРФЕНОНА ТРАГИЧНО,
И ТРАГЕДИЯ ЭТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОН ПАРИТ.
НЕ ПРИНАДЛЕЖА НИ К РЕАЛЬНОМУ, НИ К ИРРЕАЛЬНОМУ МИРАМ.
ПАРФЕНОН ЕСТЬ, ОН ЗДЕСЬ? ЕГО УЖЕ НЕТ, ОН ТАМ…
ПРИ УТРАТЕ ПАРФЕНОНА В ЭПИЦЕНТРЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБРАЗУЕТСЯ ПУСТОТА, ЧТО СДЕЛАЕТ СТРЕМЛЕНИЕ
К ДОСТИЖЕНИЮ ИСТИНЫ И ДОБРА ПУСТЫМ — НАПРАСНЫМ.

МЫ ВСЕ РОДОМ ИЗ ЭЛЛАДЫ —
МЫ ГЕНЕТИЧЕСКИ С НЕЙ СВЯЗАНЫ НАВСЕГДА.


ПАРФЕНОН посвящен Афине Парфенос (Деве).
Фрагмент восточного фасада. За внешним периптером виден пронаос
с портиком из шести дорических колонн. Над ними — копия фриза, охватывавшего целлу по всему периметру

Все элементы конструкции Парфенона, включая кровлю крыши и ступени стилобата, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого сразу после добычи, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Раствор или цемент не использовались, кладка велась насухо. Блоки тщательно подгонялись друг к другу, горизонтальная связь между ними поддерживалась с помощью двутавровых железных скреп, вертикальная – с помощью железных штырей.

Все это очень интересно, но мало чем помогает постижению художественного содержания Парфенона. Подобный метод возведения позволял достигнуть математической и геометрической точности храма, что пленяет разум, как изящное решение теоремы.

Так и должно быть, ибо не может быть иначе. Все прямые, составляющие Парфенон, лишь относительные прямые, как всякие прямые в жизни. То же можно сказать о кругах и пропорциях. Математика материального Парфенона - не что иное, как стремление к математическому совершенству: в ней нет иной точности, кроме точности реального мира, познанной человеком и воспроизведенной искусством, - она всегда относительна и подвижна.

Последние исследования Парфенона приближают к постижению тайны, поднимающей метод его возведения над двутавровыми скрепами и железными штырями…


«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям»,
картина работы Лоуренса Альма-Тадемы, 1868

Античные источники называют Фидия руководителем работ по созданию большого и разнообразного скульптурного убранства Парфенона. То было время, когда лежал в развалинах Акрополь, застроенный до греко-персидских войн культовыми сооружениями, украшенный многими дарственными статуями.Выступая на Народном собрании, Перикл предложил афинянам: «Город достаточно снабжен необходимым для войны, поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые, после своего окончания, доставят гражданам бессмертную славу, во время же производства работ улучшат их материальное положение».

Каменистая скала Акрополя, которая доминирует в центре Афин, является самой большой и самой величественной древнегреческой святыней, посвященная, главным образом, покровительнице города, Афине.

С этим священным местом связаны самые главные события древних эллинов : мифы древних Афин, самые большие религиозные праздники, главные культовые мероприятия.
Храмы Афинского Акрополя гармонично сочетаются с природным окружением и являются уникальными шедеврами древнегреческой архитектуры , выражающие инновационные стили и направления корреляции классического искусства, они оказали неизгладимое влияние на интеллектуальное и художественное творчество людей на протяжении многих веков.

Акрополь V-го века до нашей эры, является наиболее точным отражением великолепия, могущества и богатства Афин в его наивысшем пике - «золотом веке». В том виде, в котором Акрополь предстаёт сейчас перед нами, он был воздвигнут после разрушения его персами в 480 г. до н. э. Тогда персы были окончательно разгромлены и афиняне поклялись восстановить свои святыни. Начинается реконструкция Акрополя в 448 г. до н.э., после битвы при Платеях, по инициативе Перикла.

- Храм Эрехтейон

Миф об Эрехтее: Эрехтей был любимым и почитаемым афинским царём. Афины враждовали с городом Элевсином , во время боя Эрехтей убил Эвмолла, предводителя элевсинского войска, а ещё и сына самого бога моря Посейдона. За это громовержец Зевс убил его своей молнией. Афиняне похоронили своего любимого царя и назвали его именем созвездие - Возничий. На этом же месте архитектором Мнесиклом был воздвигнут храм, названный именем Эрихтея.

Этот храм был построен между 421 и 407 гг до н.э., в нём хранился золотой светильник Каллимаха (Kallimachou). Строительство Эрехтейона не прекращалось даже во время продолжительной Пелопоннесской войны.

Эрехтейон являлся самым священным местом поклонения в Афинах. Древние жители Афин в этом храме поклонялись Афине, Гефесту, Посейдону, Кекропосу (первому афинскому царю).

Вся история города концентрировалась в этой точке и поэтому в этом месте началось строительство храма Эрехтеон:

♦ в этом месте разгорелся спор между Афиной и Посейдоном за собственность города

♦ в северном крыльце храма Эрехтейон расположено отверстие, где по преданию жил священной змей ерехтоний

♦ здесь находилась могила Кекропса

Восточное крыльцо имеет шесть ионических колонн, к северу расположен монументальный вход с украшенными воротами, с южной стороны крыльцо с шестью девушками, известными как кариатиды , которые поддерживают свод Эрехтейона, в данный момент они заменены на гипсовые копии. Пять из кариатид находятся в новом музее Акрополя , одна находится в Британском музее.

Вот уже почти 2500 лет над Афинами царит Парфенон, храм Афины-Девы – символ города, гордость античной архитектуры. Многие специалисты считают его самым красивым и гармоничным храмом Древнего мира. И большинство туристов, которые видят Парфенон воочию, разделяют это мнение.

История постройки

Многие годы после разрушения персами главного храма Афины, Гекатомпедона, в Афинах не было достойного покровительницы города святилища. Лишь после окончания греко-персидских войн в 449 году до н. э. у афинян появилось достаточно денег для масштабного строительства.

Начало строительства Парфенона пришлось на эпоху правления Перикла, одного из величайших политических деятелей Древней Эллады. Это был «золотой век» Аттики. Признание ведущей роли Афин в борьбе с персами привело к созданию Делосского морского союза, включавшего 206 греческих полисов. В 464 году до н. э. казна союза была перевезена в Афины. После этого правители Аттики фактически бесконтрольно распоряжались денежными средствами большинства государств Греции.

Деньги шли не только на борьбу с персами. Огромные средства были израсходованы Периклом на грандиозные строительные работы. Во время его правления на Акрополе вырос великолепный храмовый ансамбль, центром которого стал Парфенон.

Строительство Парфенона началось в 447 году до н. э. в высшей точке холма Акрополя. Здесь ещё в 488 году до н. э. была подготовлена площадка для нового храма и начаты работы по его возведению, однако на начальной стадии они были прерваны возобновившейся войной.

Проект Парфенона принадлежал зодчему Иктину, а ходом работ руководил Калликрат. Деятельное участие в постройке храма принимал великий скульптор Фидий, занимавшийся внешней и внутренней отделкой здания. К строительству были привлечены лучшие мастера Греции, а общий контроль работ осуществлял сам Перикл.

Освящение храма состоялось в 438 году на ежегодных Панафинейских играх, однако окончательно работы по отделке здания были завершены лишь в 432 году до н. э.

Архитектурный облик Парфенона

В архитектурном отношении храм - классический периптер с одним рядом дорических колонн. Всего колонн 50 – по 8 с торцевых и по 17 с боковых сторон. Ширина торцевых сторон больше традиционной – 8 колонн вместо 6-ти. Это было сделано по просьбе Фидия, стремившегося достигнуть максимальной ширины целлы, внутреннего помещения. Высота колонн составляла 19,4 метра при диаметре в нижней части 1,9 м. Угловые несколько толще – 1,95 м. К верхушке толщина колонн снижалась. На каждой колонне проточено 20 продольных желобков – каннелюр.

Всё здание покоится на трёхступенчатом основании высотой 1,5 м. Размер верхней площадки основания, стилобата, составляет 69,5 на 30,9 метров. За внешним рядом колонн были сооружены ещё две ступени общей высотой 0,7 м., на которых стоят стены храма.

Главный вход в Парфенон располагался на стороне, противоположной парадному входу на Акрополь – Пропилеям. Таким образом, чтобы попасть внутрь, посетитель должен был обойти здание с одной из сторон.

Общая длина храма (без колоннады) составляет 59 м., ширина 21,7. Восточная часть храма, где находилось само святилище Афины, имела внешний размер 30,9 м. и именовалась гекатомпедон, «стофутовый» (аттический фут – 30,9 см.). Длина целлы, составляла 29,9 м. Целла была разделена на три нефа двумя рядами по 9 дорических колонн. В среднем нефе находился алтарь богини, а также знаменитая статуя Афины Парфенос, творение Фидия.

Западную часть здания занимал опистодом – помещение, в котором хранились подношения Афине и государственный архив. Размеры опистодома составляли 13,9 х 19,2 м. Именно сюда перевезли казну Делосского союза. Название опистодома, Парфенон, впоследствии перенесли на весь храм.

Здание было выстроено из мрамора, добытого на горе Пентеликон в 20 км. от Афин. Особенность пентеликонского мрамора такова, что, будучи сразу после добычи практически белым, со временем он приобретает желтоватый цвет. Этим объясняется золотистый оттенок Парфенона. Мраморные блоки скреплялись железными штырями, которые вставлялись в просверленные пазы и заливались свинцом.

Уникальный проект Иктина

Историками искусства Парфенон считается эталоном стройности и гармоничности. Его силуэт безупречен. Однако на самом деле прямых линий в очертаниях храма практически нет.

Человеческое зрение воспринимает объекты несколько искажённо. Этим в полной мере воспользовался Иктин. Колонны, карнизы, кровля – все линии слегка изогнуты, тем самым создаётся оптическая иллюзия их идеальной прямоты.

Столь значительное здание, как Парфенон, расположенное на ровной площадке, визуально «продавливало» бы основание, поэтому стилобат был сделан возвышающимся к центру. Сам храм был отодвинут от центра Акрополя в юго-восточный угол, чтобы не подавлять вошедшего в цитадель посетителя. Святилище как бы вырастает по мере приближения к нему.

Интересно решение колоннады. Идеально ровные колонны казались бы слишком тонкими, поэтому они имеют незаметное утолщение в середине. Чтобы создать ощущение лёгкости здания, колонны были установлены слегка наклонёнными к центру. Угловые колонны были сделаны несколько толще остальных, что придавало зданию визуальную устойчивость. Пролеты между колоннами увеличиваются к центру, но идущему вдоль колоннады зрителю кажется, что они совершенно одинаковы.

Использовав в проекте Парфенона эту особенность человеческого восприятия, Иктин тем самым открыл один из основополагающих принципов, на которых выросла архитектура последующих столетий.

Скульптуры Парфенона

В работе над скульптурами храма участвовали лучшие мастера Греции. Общее руководство скульптурным оформлением святилища осуществлял Фидий. Ему же принадлежит авторство главной святыни Парфенона – статуи Афины-Девы.

Лучше всего сохранился барельефный фриз, опоясывавший весь храм над колоннадой. Общая длина фриза – 160 метров. На нём изображено торжественное шествие в честь Афины. Среди участников шествия – старцы, девушки с пальмовыми ветвями, музыканты, всадники, колесницы, юноши, ведущие жертвенных животных. Над входом в храм изображён финальный акт Панафиней – жрец Афины в окружении богов и виднейших граждан Аттики принимает в дар богине сотканный афинянками пеплос (род женской верхней одежды).

Замечательными произведениями искусства являются метопы Парфенона – рельефные изображения, которые располагались над фризом. Из 92 метоп до наших дней дошли 57. Рельефы сгруппированы по тематическому признаку и посвящены распространённым в Элладе сюжетам. Над восточным входом была изображена битва богов с гигантами, над входом в опистодом на западе – сражение эллинов с амазонками. Метопы юга воспроизводили битву лапифов с кентаврами. Больше других пострадали метопы северной части, рассказывавшие о Троянской войне.

Скульптуры фронтонов сохранились лишь фрагментами. Они изображали ключевые для Афин моменты. Восточная группа воспроизводила сцену рождения Афины, а на западном фронтоне был изображён спор Афины и Посейдона за право стать покровителем Аттики. Рядом с богами изображены легендарные личности истории Афин. Увы, состояние скульптур не позволяет точно определить принадлежность большинства из них.












В центральном нефе храма находилась статуя Афины высотой 12 метров. Фидий применил хрисоэлефантинную технику, когда сначала создавался деревянный каркас скульптуры, а на нём закреплялись пластины из золота, изображавшего одежды, и слоновой кости, имитировавшие открытые части тела.

Сохранились описания и копии изваяния. Богиня была изображена в гребенчатом шлеме стоящей во весь рост, но в остальном свидетельства очевидцев расходятся. Знаменитый географ II века н. э. Павсаний утверждал, что Афина в одной руке держала копьё, на ладони другой руки стояла вестница победы Ника. У ног Афина лежал щит, на груди богини находилась эгида – панцирь с головой Медузы-Горгоны. В копиях богиня опирается на щит, а копья нет совсем.

На одной стороне щита была изображена битва богов с гигантами, на другой - сражение греков с амазонками. Античные авторы передавали легенду о том, что на рельефе Фидий изобразил Перикла и самого себя. Позже за это он был обвинён в святотатстве и умер в тюрьме.

Дальнейшая судьба Парфенона

Храм высоко почитался во всей Греции и после заката Афин. Так, богатые пожертвования Парфенону делал Александр Македонский.

Однако новые правители Аттики относились к святилищу с гораздо меньшим почтением. В 298 году до н. э. по приказу тирана Лахара сняли золотые части статуи Афины. Во II веке н. э. в Парфеноне произошёл сильный пожар, однако здание восстановили.

Хронометраж изменения облика Парфенона с момента постройки до наших дней

В 426 году Парфенон стал храмом святой Софии. Статую Афины перевезли в Константинополь, где она погибла при пожаре. В 662 году храм переосвятили в честь Богоматери, к нему была пристроена колокольня.

Завоевавшие в 1460 году Афины турки устроили в Парфеноне мечеть, перестроив колокольню в минарет, а в 1687 году случилась трагедия. Во время осады Афин венецианцами в храме был устроен турецкий пороховой склад. Попадание пушечного ядра в бочки с порохом привело к мощному взрыву, в результате которого средняя часть здания была разрушена.

Разрушение храма продолжалось и в мирное время, когда жители города растаскивали мраморные блоки для своих нужд. В начале XIX века основная часть скульптур с разрешения султана была вывезена в Англию. О самом же здании никто не заботился вплоть до обретения Грецией независимости. Парфенон был признан частью исторического наследия Греции, а в 20-е годы XX века начались реставрационные работы. Создан Фонд сохранения Парфенона, внесённого в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Работы по восстановлению Парфенона ведутся постоянно. Увы, нет надежды увидеть храм в первозданном виде – слишком многое утрачено. Однако и в нынешнем состоянии Парфенон является шедевром античной архитектуры и не оставляет сомнений в гениальности некогда возводивших его зодчих и строителей.

Богиня Афина - наиболее странный (в плане мотивации) персонаж греческой мифологии.

Ведь она является богиней «умной» войны, но в то же время пытается решить все вопросы миром.

Она презирает мелочность других олимпийцев и редко вмешивается в их конфликты.

Но в случае угрозы самому Пантеону, Афина будет первой, кто вступит в бой.

Богиня Афина неоднократно служила карающим мечом Олимпа, наказывая наиболее самоуверенных смертных, но именно она основала самый великий город Греции, а потом осталась присматривать за этими смертными, после того, как боги Олимпа навсегда ушли.

И неудивительно, что её величайшее святилище, легендарный Парфенон тоже ждала очень непростая и временами просто удивительная судьба.

Где находится

Парфенон расположен в самом центре столице, на афинском Акрополе.
В центре Афин легко ориентироваться. Тут много пешеходных зон, а достопримечательности сосредоточены кучно. Заблудиться невозможно – над основной плоскостью города высятся две путеводных возвышенности: Акрополь и Ликавитос.
Акрополь (Akropolis) — в переводе с греческого: «верхний город» — построен на скалистом холме высотой 156 метров, который служил естественным укреплением при осадах.

Парфенон во времена античной Греции


Парфенон расположен на вершине Акрополя, ближайшая станция афинского метрополитена, от которой можно добраться сюда, так и называется – Akropolis.

От центра Афин до главной достопримечательности Греции ведет большая пешеходная улица Dionysiou Areopagitou.
Идите по ней прямо, никуда не сворачивая. Постепенно поднимаясь в гору, она приведет вас прямо к цели.

Парфенон в Афинах виден почти отовсюду и особенно красиво смотрится ночью, когда включают освещение.

Причём с первого взгляда на Акрополь можно понять, что боги играли в жизни греков очень важную роль - он буквально напичкан различными храмами и святилищами практически всех более-менее заметных олимпийцев, от могучего и грозного Зевса до вечно пьяного, но не менее грозного Диониса.

Стоит заметить, что Парфенон - не первое святилище Акрополя, посвящённое Афине. За 200 лет до его постройки, неподалёку от его нынешнего местонахождения существовал другой храм - Гекатомпедон. Учёные даже допускают, что какое-то время, храмы существовали параллельно.

История храма, кто построил Парфенон

Парфенон во время реставрации

Строительство Парфенона началось в 447 году до нашей эры. Проект приписывают архитектору Иктену, а строительством руководил Калликрат, который был практически придворным мастером правителя Перикла.

Помимо Парфенона, Калликрат построил ещё несколько храмов на Акрополе, а также активно поучаствовал в мирской жизни города, доведя до ума и закончив проект Длинных Стен, которые потом очень неприятно удивили спартанское войско во время Пеллопонесских войн.

Правда, обиженные спартанцы всё равно сровняли стены с землёй тридцать лет спустя, но, увы (а может, и наоборот, к счастью), Калликрат этого уже не застал. К тому же жители города восстановили стены и они ещё триста лет служили символом афинской независимости.

Парфенон же является главным шедевром мастера. Храм все никак не получался таким, каким его задумал Калликрат. Строительство заняло более девяти лет, причём все эти годы афинское правительство исправно отчитывалось перед своим народом за каждую монету, потраченную на постройку (археологам удалось найти мраморные таблички с отчётами).

Праздник Панафинеон

На празднике Панафиней 438 года до н. э., храм был торжественно открыт для посетителей, но декоративные работы продолжались ещё шесть лет под руководством скульптора Фидия, преемника Калликрата и создателя одного из семи Чудес Света - статуи Зевса в Олимпии. Для Парфенона Фидий создал не менее прекрасное изваяние Афины Парфенос, ставшее главным украшением храма.


Увы, но славная история святилища не продолжалась и двухсот лет - последним правителем, действительно чтившим Афину, был Александр Македонский. После его посещения храма в 323 году до н. э., Афины постепенно скатились в тиранию, а позже были неоднократно захвачены сначала варварскими племенами, а потом и римлянами. Примерно в это же время в храме произошёл большой пожар и статуя Афины Парфенос была утеряна (впрочем, к моменту пожара она уже практически ничего не стоила - все золотые элементы были заранее сорваны для того, чтобы тогдашний правитель Афин мог заплатить солдатам).

Византийская эпоха Парфенона

После пожара храм восстановили и он служил последним пристанищем богини ещё почти 800 лет, пока при патриархе Павле III не был превращён в собор святой Софии.

Все сокровища были вывезены в Константинополь, впрочем, к тому моменту их оставалось немного. Храм был значительно перестроен, но в целом сохранил свой характерный вид.

Но в 1458 году Афины опять сменили государственную принадлежность, став частью уже Османской империи.

Турки разместили в Акрополе военный гарнизон, а Парфенон превратили в мечеть, перестроив в очередной раз и серьёзно повредив росписи внутри храма. Что интересно, помимо закрашивания всех противоречащих мусульманской культуре сюжетов, никаких других изменений во внутреннее убранство храма внесено не было.

В 1687 году, во время войны между Османами и Священной Лигой, Парфенон, служивший туркам складом и укрытием, был обстрелян с господствующей высоты - холма Филопаппу. Прямое попадание в пороховой склад буквально уничтожило храм, похоронив под ним более 300 турок.

Парфенон в 1840 году

Следующие двести лет руины Парфенона служили историческим памятником, пока в 1840 годах не началась их реставрация.

Процесс восстановления главного древнего храма идёт до сих пор, с переменным успехом, но тот факт, что было сделано множество археологических открытий отрицать сложно.

Правда, в последние годы, проект реставрации был заморожен - после вступления в ЕС у Греции просто не осталось денег на восстановление памятников.

Как выглядел Древнегреческий Парфенон

Древнегреческий Парфенон представлял собой действительно величественное зрелище.

Парфенон в разрезе

Основой храма является сохранившийся до наших дней стилобат - трехступенчатый подъём, ведущий к храму. Сам храм - прямоугольной формы здание, с колоннадой по каждой из четырёх сторон. Размеры прямоугольника-основы составляют 69,5×30,9 метра.

На фасадах храма было по 8 колонн, по бокам - ещё по 17, что в сумме даёт нам 48 опор (угловые колонны являются одновременно элементами как фасада, так и боковой части).

Что интересно, колонны были не перпендикулярны, а располагались под углом, склоняясь внутрь. Причём угол наклона угловых колонн намного меньше, чем у прочих. Сами же колонны являлись классическими образцами дорийского ордера, хотя и имели непривычно большой размер.

Один из уцелевших фризов Парфенона

Внутри храма были сделаны дополнительно две ступени, которые вели на центральную площадку, окружённую с фасадов ещё 12 колоннами.
Площадка делилась на три нефа, большой центральный и два маленьких по бокам. Центральный неф был окружен с трёх сторон 21 колонной. В его центре располагалась та самая, позднее пропавшая, статуя Афины Парфенос.

Внутренний фриз храма был выполнен в ионическом стиле и изображал праздничное шествие в последний день Панафиней.


Всего уцелело 96 пластин этого фриза, большая их часть - в Британском музее. Греческое правительство на протяжении многих десятилетий тщетно добивается возврата мраморных фрагментов отделки Парфенона на их историческое место.

Что же касается экстерьера, то о нём известно довольно мало. Фронтоны Парфенона были уничтожены ещё в Средние века, так что восстанавливают их в основном по догадкам.

Восточный фронтон мог изображать рождение Афины, но деталей скульптур почти не осталось. Западный, скорее всего, показывает спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Всего сохранилось 30 статуй с фронтонов, но их состояние довольно плачевное, в особенности у тех, что были в Британском музее в конце XX века - их подвергли довольно варварской чистке.

Внешние фризы Парфенона сохранились немного лучше - по крайней мере, точно известно, что было на них изображено.

На восточной стороне храма была запечатлена история войны кентавров и лапифов, на западной - Троянской войны, на севере - гигантомахия, а на юге - сцены из битвы греков и амазонок.

Большинство уцелевших горельефов находятся в афинском музее, а их точные копии постепенно занимают свои места в отреставрированном Парфеноне.

Статуя Афины

Самая удачная копия знаменитой статуи Фидия

Статуя Афины описывается как одна из величайших работ Фидия. Изваяние богини было выполнено из дерева покрытого золотом (около тонны) и украшенного слоновой костью.

Вместо того чтобы подчеркнуть недоступность и отчуждённость божества (как он сделал с Зевсом Олимпийским), Фидий изобразил Афину простой и приближенной к своему народу.

Статуя была относительно невысока (13 метров) и изображала гордо стоящую Афину, держащую в одной руке копьё, а в другой - двухметровую фигуру богини победы Ники.

Голова богини была украшена трехгребневым шлемом, а в ногах находился щит, на котором изображены сцены из битв.

Увы, но статуя стоила зодчему Парфенона жизни - в порыве увековечить не только божественную Афину, но и самого себя, мастер вписал в одну из сцен, украшающих щит богини, плешивого старика с молотом скульптора.

Фидий на щите скульптуры Афины-Девственницы

Афиняне не оценили юмор и осудили его за богохульство. В тюрьме Фидий скончался.

Знаменитая статуя, вероятно, погибла при пожаре, предположительно в V веке до н. э., но существует несколько копий разной степени точности.

Наиболее достоверную, под названием «Афина Варварикон», можно увидеть в национальном археологическом музее.

Современный Парфенон

Современный Парфенон

Подробно описывать как выглядит Парфенон сегодня, не имеет смысла - греческие археологи и строители максимально приблизили его к храму античному.

Конечно, весь лоск и красота скульптур Парфенона утеряны, но здание всё равно поражает воображение.

С каждым годом храм становится все более красивым, а истории гидов - все более впечатляющими, так что посещение Парфенона - это процесс, который интересно повторять каждые несколько лет.

Сколько стоит посещение

Сохранившиеся скульптуры на фронтоне крыши Парфенона

Доступ к главному памятнику античного зодчества эллинов открыт с 8.30 до 18.00.
Рекомендуется посещать его в ранние часы или под вечер, когда жара не особо сильна и наплыв туристов не очень большой. При входе есть небольшой ларек, где продают газированную воду и свежевыжатые соки (4,5 евро). Учтите, что со стаканом вовнутрь вас не пустят, а стакан довольно большой.

Запаситесь бутылкой с водой, наверху перед входом и слева есть фонтанчики и туалет.
Вход с большими сумками также воспрещен, но на территории имеются камеры хранения, где их можно оставить.

Всего входов и касс тут несколько, в том числе со стороны музея и на юго-восточной стороне, у театра Диониса.

Очередь в кассах со стороны музея обычно меньше.

Цена билета за вход на территорию Парфенона (12 евро) включает в себя посещение 6 достопримечательностей, в том числе храм Зевса Олимпийского, Древнюю и Римскую Агору, театр Диониса и древнейший район Афин – Керамик.
Билет действует 4 дня.

Древний храм Парфенон в Афинах- не только грандиозный памятник. Это ещё и национальный символ Греции, которым страна очень гордится.

Невероятно красивое в своей простоте здание с успехом выдержало испытание временем и пало лишь под снарядами из тяжелых пушек, сделанных тысячелетия спустя после постройки последнего святилища Афины.

Разве это не достойно восхищения перед работой античных мастеров!

Несмотря на то, что храм греческой богини уже много времени реставрируется и окружен строительными лесами, пребывание рядом с ним – поразительное и волнующее ощущение.
Если вам доведется побывать в Афинах обязательно посетите Парфенон — великий дух древней Эллады, застывший в пентелийском мраморе.