Наследие юнеско в сша. Всемирное наследие юнеско: исторические памятники сша

22 из 981 объекта мирового наследия ЮНЕСКО находятся в США. Эти достопримечательности были избраны благодаря своему значению для природы или культурного наследия. Среди них – экосистема Серенгети в Танзании, египетские пирамиды, Большой Барьерный Риф в Австралии и Гранд-Каньон в США.

Предлагаем вам список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, которые находятся в США.

Парки и резерваты Клуэйн, Р энгел-Сент-Элайас, Глейшер-Б эй и Татшеншини-Алсек , Аляска и Канада

Занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году.

Эта система парков включает в себя впечатляющий ряд ледников и гор по обе стороны американо-канадской границы. В Глейшер-Бэй находится крупнейшее в мире неполярное ледяное поле, а также одни из самых длинных и красивых ледников мира.

Национальный парк Гранд-Каньон, Аризона

Гранд-Каньон также называют одним из Семи природных чудес света. Ландшафт каньона меняется под влиянием течения реки Колорадо даже в наши дни, хотя начался этот процесс примерно 17 миллионов лет назад. Уникальное сочетание ярких цветов породы и оригинальных форм эрозии делает каньон зрелищной природной достопримечательностью. Гранд-Каньон растянулся на 446 километров и достигает до 29 километров в ширину и 1,6 километров в глубину. Каждый год посмотреть на это чудо света приезжает почти 5 миллионов туристов, и для них есть множество точек доступа к каньону для любования его красотой.

Национальный парк «Редвуд», Калифорния

Занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1980 году.

В парке «Редвуд» находится лес из красных деревьев, среди которых – самые древние и высокие в мире. В пределах парка также охраняются просторные прерии, лесные насаждения дубов, течения диких рек и почти 64 километра нетронутого побережья. Для посещения парка работают 5 центров приема посетителей, которые открывают туристам возможность увидеть поближе этот разнообразный и красивый ландшафт.

Йосемитский национальный парк, Калифорния

Занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1984 году.

В самом сердце Калифорнии, в Йосемитском национальном парке, открываются прекрасные пейзажи и впечатляющие виды. Его долины, множественные водопады, озера, блестящие ледниковые купола и изогнутые долины являются примером того, как гранитные монолиты изменялись под влиянием оледенения. Планируйте посещение этого объекта мирового наследия заранее – на веб-сайте парка содержится полезная информация относительно транспорта и проживания.

Национальный парк Меса-Верде, Колорадо

Исключительные археологические локации в парке Меса-Верде очень хорошо сохранились и являются свидетельствами древних культурных традиций коренных американцев. Они – визуальный мост между прошлым и современным стилями жизни народов пуэбло на юго-западе Америки. На территории парка находится около 5000 известных археологических мест раскопок, в том числе 600 поселений в скалах. В разное время года здесь разные возможности для посещения, поэтому рекомендуется планировать поездку в Меса-Верде заранее.

Национальный парк Эверглейдс, Флорида


Занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году.

Этот парк – самая большая природная субтропическая резервация в США площадью полтора миллиона акров. Здесь живут многие редкие и вымирающие виды животных – ламантины, американские крокодилы и флоридская пума. В Эверглейдс есть возможности для кемпинга, плавания на лодках, туристических походов, наблюдения за птицами и туров с рейнджерами.

Археологический памятник «Курганы Каокия», Иллинойс

Занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1982 году.

Каокия в свое время была городом, не сравнимым с другими. Жители миссисипского ареала, населявшие город, построили в нем многие жилищные структуры, от обычных домов до монументальных зданий, сохранивших свое величие на века. На территории памятника находятся интерпретативный центр и удобства для посетителей; гулять здесь можно самостоятельно или с гидом.

Йеллоустонский национальный парк, Айдахо, Монтана и Вайоминг

Занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1978 году.

Половина геотермальных объектов мира (10 000) и крупнейшая в мире группа гейзеров (более 300, или две трети от общего мирового количества) находятся в Йеллоустоне. Парк также известен благодаря своей дикой природе – в нем живут медведи гризли, волки, американские бизоны и олени-вапити. Йеллоустон – первый национальный парк Америки, и посетители съезжаются сюда из всего мира.

Национальный парк «Мамонтова пещера», Кентукки

«Мамонтова пещера» — самая длинная пещерная система в мире длиной более 644 километров. Здесь обитает около 130 видов флоры и фауны, а также множество диких пещерных животных. Посетителям предлагаются туры в пещеры, скалолазание, плавание в каноэ, места для пикников, поездки верхом и на велосипедах, кемпинг и другие занятия на свежем воздухе. Если вы собрались в «Мамонтову пещеру», рекомендуется предварительное планирование поездки.

Национальные парки Глейшер и Уотертон-Лейкс, Монтана и Канада

Занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 году.

Национальный парк Уотертон-Лейкс (Альберта, Канада) и Национальный парк Глейшер (Монтана, США) в 1932 году были объединены в первый в мире Международный парк мира. Парки радуют посетителей нетронутыми лесами, альпийскими лугами, скалистыми горами и невероятными озерами. Здесь также настоящий рай для любителей турпоходов – более 700 миль туристических троп среди завораживающих ландшафтов. На вебсайте парка есть много информации для планирования поездки.

Национальный парк «Карлсбадские пещеры», Нью-Мексико

Занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 году.

Под этими скалами, каньонами, кактусами, травой и редкими деревьями находится более 118 пещер. Все они сформировались под воздействием серной кислоты на окружающий известняк. Возраст некоторых достигает 250-280 миллионов лет.

Национальный исторический парк Чако , Нью-Мексико

Занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 году.

Эта коллекция монументальных общественных и официальных зданий свидетельствует о том, что ее строители точно знали астрономические феномены. Понять смысл жизни и почувствовать связь с людьми, которые жили здесь раньше (850 и 1250 г. до н. э.) помогают экскурсии по Чако, его туристические и велосипедные маршруты, вечерние посиделки возле костра и программы наблюдения за ночным небом.

Таос-Пуэбло, Нью-Мексико

Занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году. Это селение из глинобитных построек в долине небольшого притока Рио-Гранде представляет культуру индейцев пуэбло из Аризоны и Нью-Мексико. Глиняные жилища и церемониальные здания стоят как свидетельства вечной культуры этнической группы, сформировавшейся на рубеже 13 и 14 столетий. В этих домах, занесенных в список мирового наследия ЮНЕСКО, люди жили постоянно на протяжении более чем 1000 лет.

Национальный монумент «Статуя Свободы», Нью-Йорк

Занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1984 году.

Статуя «Свободы, озаряющей мир» — это подарок в знак дружбы от народа Франции на 100-летие американской независимости, открытая 28 октября 1886 года. Статуя стоит в нью-йоркской гавани, и с момента своего появления встретила миллионы иммигрантов, приплывающих в Америку. Чтобы наверняка попасть к Статуе Свободы, нужно планировать визит заранее.

Индепенденс-холл, Пенсильвания

Занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году.

В этом доме в Филадельфии были подписаны Декларация независимости и Конституция Соединенных Штатов. Универсальные принципы свободы и демократии, изложенные в этих документах, имеют огромную важность для американской истории и оказали значительное влияние на законодателей многих стран мира. Вместе с Индепенденс-холл можно посмотреть также Первый банк Соединенных Штатов, Конгресс-холл, Олд-сити-холл, Франклин-корт и Центр Колокола Свободы.

Ла-Форталеза и Сан-Хуан, Пуэрто-Рико

Занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1983 году.

Массивные фортификации Сан-Хуана включают крепость Ла-Форталеза и 3 форта – Сан-Фелипе-дель-Морро, Сан-Кристобаль и Сан-Хуан-де-ла-Круз. До сегодняшнего дня существует часть старой городской стены, построенной между 16 и 19 столетиями с целью защитить город и залив Сан-Хуан. При посещении этого исторического места можно исследовать фортификации, пойти на экскурсию, посмотреть видеопрограмму и просто получить удовольствие.

Национальный парк Грейт-Смоки-Маунтинс, Теннесси и Северная Каролина

Занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1983 году.

Грейт-Смоки – самый посещаемый национальный парк Америки. И это неудивительно – среди ландшафтов невероятной красоты растет более 3500 видов растений, и местная природа практически не подверглась влиянию человека. Автотуры, велосипедные и туристические маршруты, кемпинг, ловля рыбы и просто прогулки среди красоты дикой природы доставят вам невероятное удовольствие.

Монтичелло и Виргинский университет, Виргиния

Занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 году.

Усадьба Монтичелло спроектирована третьим президентом США и автором Американской Декларации независимости Томасом Джефферсоном. И этот дом, и кампус находящегося рядом Виргинского университета невероятным образом вписываются в естественный ландшафт местности и являются образцами архитектуры неоклассицизма.

Национальный парк «Олимпик», Вашингтон

Занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1981 году.

В парке «Олимпик» есть и невероятной красоты побережье, и живописные озера, и величественные горы с ледниками, и даже тропический лес. Благодаря такому разнообразию экосистем создается впечатление, будто вы посетили 3 парка сразу. На его территории действует 5 туристических центров – воспользуйтесь их услугами, чтобы получить максимум от отдыха на побережье.

Статья подготовлена по результатам поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 гг. Авторами предпринята попытка обобщить основные данные, полученные при изучении истории и наследия Русской Америки, подвести итоги первого опыта полевых междисциплинарных исследований и обозначить перспективу в изучении русского влияния на всё многообразие жизни и деятельности в регионе. Статья не претендует на всеобъемлющий и подробный анализ источников и литературы по заявленной теме - эта цель ставится в монографии, над которой работает коллектив.

В 1867 г. Россия продала США полуостров Аляску, и прилегающие к ней острова. Америка получила огромную территорию со значительными природными ресурсами, суровым климатом, на которой обитает один из самых крупных хищников планеты - кадьякский бурый медведь. Удивительно, но всё это - и обширная территория, и природные богатства, и климат, и медведь - стало для американцев символом Советского Союза, а потом и современной России. Другими словами, Аляска перед жителями американских континентальных штатов предстала своего рода Россией в миниатюре.

Долгое время в российско-американских отношениях превалировали стереотипы, они распространились и в научной среде. Так, некоторые учёные тему Русской Америки полагали незначительной, при этом затруднялись отнести её к отечественной или к американской истории. В школьных и вузовских учебниках практически ничего не говорится о великих русских географических открытиях в северной части Тихого океана и об истории Русской Америки. В то же время распространено множество мифов. Лишь в последние годы, благодаря усилиям учёных-специалистов и участников научно-исследовательских экспедиций на Аляску, изучение Русской Америки вышло на новый уровень.

Наследие Русской Америки как историко-культурный феномен мы предлагаем рассматривать в разных аспектах. В узком смысле - это Аляска, группы Алеутских островов, поселения в Калифорнии, на Гавайских, Курильских и Командорских островах. Это район деятельности Российско-американской компании, управлявшей данными территориями в 1799-1867 гг. В широком смысле мы понимаем Русскую Америку как Новый Свет, новые рубежи в сознании наших предков. "Америка" - термин, который обозначает не столько континент, сколько новую, неизвестную землю, границу. Только в первой половине XIX в из России отправилось более 50 кругосветных экспедиций. Они составили гордость отечественного флота, привели к качественным изменениям в науке, ведь было сделано немало крупных географических открытий. Важно подчеркнуть, что конечной целью практически всех экспедиций была Аляска, а снаряжены они были на средства Российско-американской компании (РАК). Без понимания этого фактора и должной оценки финансово-хозяйственной деятельности РАК в России и за её пределами крайне сложно составить "русский глобус" и изучать российское наследие за рубежом. Поэтому в широком смысле под Русской Америкой мы подразумеваем страны и регионы, которые посетили участники российских кругосветных экспедиций.

Предлагаем краткий обзор некоторых итогов отечественных исследований в данной области.

Исторические исследования. Основу изучения Русской Америки и Российско-американской компании заложили отечественные историки П. А. Тихменёв и С. Б. Окунь . Позднее сформировалось несколько направлений в историографии. Одно из них связано с изучением географических открытий. Значительное количество работ посвящено продвижению русских к тихоокеанскому побережью в конце XVII - первой половине XIX в., отечественным экспедициям, организации пушного промысла и картографии Аляски и Алеутских островов .

Признанным лидером второго направления, связанного с изучением дипломатических отношений стран в северной части Тихого океана, был академик Н. Н. Болховитинов. В серии работ, посвященных русско-американским связям, он детально изучал все аспекты дипломатических контактов между США, Россией, Испанией, Великобританией и другими державами в этом регионе. Русско-испанские отношения на Тихом океане в последней трети XVIII в. отражены в трудах М. С. Альперовича .

Третье направление можно назвать историко-этнографическим. Ряд учёных написали монографии и опубликовали сборники документов по истории взаимоотношений русских с местным населением Аляски и Калифорнии (алеутами, эскимосами, атапасками, тлинкитами, помо и др.). В их работах прослежены также проблемы культурного развития народов Аляски в период российской колонизации этого региона .

Накопленный материал, устоявшиеся методические принципы исследований позволили современным учёным создать капитальный труд по истории Русской Америки, в котором получили освещение многие стороны почти полуторавекового процесса российской колонизации Аляски . Исследовательская работа авторов книги пришлась на начало 1990-х, когда было мало известно о влиянии русских на внутренние районы Аляски, ограниченными были знания по археологии и лингвистике Русской Америки. Вообще работали по этой теме почти исключительно историки и историки-этнографы. Изучение финансово-хозяйственной деятельности РАК, организация специальных научных исследовательских экспедиций во внутренние районы Аляски были ещё вопросами будущего. Основываясь на тогдашнем источниковом и научно-исследовательском багаже знаний, Н. Н. Болховитинов высказал мысль о том, что русское наследие исчезло: «От некогда обширных американских владений России не сохранилось ничего. Последние остатки русского наследия в конце XIX века смыла гигантская волна авантюристов и золотоискателей, хлынувшая в район Клондайка, а затем и на саму Аляску. Призрак русского влияния рассеялся "как дым, как утренний туман"» .

По инициативе Н. Н. Болховитинова в Институте всеобщей истории РАН был создан центр по изучению истории Русской Америки, куда вошли многие известные учёные. Основные направления работы центра легли в основу образованной им же ведущей научной школы, поддерживаемой Президентом РФ. В настоящее время получили развитие региональные центры, действующие в основном при университетах. Учёные этих центров ведут специальные курсы по истории Русской Америки, проводят конференции и семинары, публикуют монографии и статьи в отечественных и зарубежных изданиях. Развитие связей с этими центрами - часть большой программы Центра по изучению исторического, культурного и духовного наследия Русской Америки, который возглавляет академик А. О. Чубарьян.

Современные тенденции в изучении Русской Америки характеризуются попыткой обобщения имеющихся знаний, в то же время появляются новые направления исследований, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности РАК, развития колониального права в Русской Америке и деятельности РАК в Сибири и на Дальнем Востоке. В последние годы прилагаются усилия по формированию международной ассоциации учёных - специалистов в данной области.

Православие в Русской Америке. Частью исторических исследований и одновременно самостоятельным направлением стало изучение деятельности на Аляске Русской православной церкви. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, именно распространение православия стало существенным подтверждением русского культурного влияния на жизнь аборигенов в этой части Нового Света. Православные миссионеры тесно взаимодействовали с паствой и в своей духовной деятельности опирались на изучение и сохранение особенностей культуры коренных народов. Их стараниями сложилась письменность основных этнических групп Аляски, переводились на туземные языки книги Священного писания, богослужебные и вероучительные тексты. В русский период РПЦ оказала цивилизационное воздействие на автохтонное население колонии, внеся значительный вклад в развитие самосознания, культуры и оздоровление социальных отношений в местной среде. В отличие от РАК Русская православная церковь продолжила свою деятельность на Аляске и после того, как та стала американским штатом. Проводя пастырскую работу в многоконфессиональной стране с резко отличающимся от России государственно-политическим и общественно-экономическим строем, православное духовенство защищало интересы своей паствы перед органами власти всех уровней, а также перед американскими коммерческими структурами и представителями иных конфессий. Н. Н. Болховитинов отмечал, что именно православная церковь стала главной хранительницей русского наследия в Северной Америке. Но этот уникальный опыт пока мало отражён в исследовательской литературе.

Публикации о православии на Аляске в XIX – начале XX в., в том числе книги святителя Иннокентия (Вениаминова), очерки о первой духовной миссии, походные журналы миссионеров, имели в основном описательный характер. В советское время по идеологическим причинам данная тема была запретной, неугодные властям сведения изымались, даже при публикации архивных документов слов «святой» исключалось из названий кораблей и даже географических названий. В это время изучением вопросов церковной истории на Аляске занимались американские авторы .

Отечественные публикации исследовательского характера по данной теме появились в постсоветское время. Н. Н. Болховитинов был первым светским ученым, написавшим отдельную работу о распространении русской духовной культуры на Аляске. Наследие православных миссионеров, трудившихся в Русской Америке, стало темой статей Р. Г. Ляпуновой и Г. И. Дзенискевич, вошедших в сборник «Русская Америка». Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) первым предпринял изучение деятельности РПЦ на Аляске после 1867 г. В его монографическом исследовании истории православия на этой территории с момента ее открытия до 1917 г. охвачены как русский, так и американский период присутствия РПЦ на Аляске. Последние его публикации раскрывают отдельные вопросы распространения православия в Русской Америке .

Культурное наследие и коллекции материальной культуры Русской Америки. Судьба российского наследия и в целом влияние русской культуры на современную жизнь Аляски - тема специальных исследований, выполненных научным сотрудником Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН С.А. Корсуном на основе отечественных музейных коллекций. В публикациях по результатам этой работы ему удалось показать всё богатство естественно-научных, историко-антропологических и этнологических коллекций по истории народов Русской Америки .

Археологические исследования. Надо заметить, что русский период в истории Аляски оставил прекрасные объекты для археологических исследований - крепости, редуты и торговые посты. Столица Русской Америки город Ново-Архангельск уже давно привлекает внимание специалистов как уникальный объект культурного наследия России, центр мореплавания и один из крупных портов западного побережья Северной Америки первой половины XIX в. В 2000-х годах в течение нескольких сезонов российско-американской группой исследователей в составе А.В. Харинского, В.В. Тихонова, Т. Диллиплейна и Д. МакМехана были проведены археологические раскопки в Ново-Архангельске (ныне Ситха), включая так называемый замок Баранова - место пребывания главного правителя колоний. Артефакты, найденные и идентифицированные во время этих раскопок, а также и в других русских поселениях, позволят выяснить, как проходили торговые пути, насколько интенсивной была торговля, каков был быт русских, креолов и местных жителей Аляски. Объектами археологических исследований стали и некоторые регионы, связанные с Русской Америкой, - поселения на Курильских островах, здания контор Российско-американской компании на Дальнем Востоке, Форт Росс в Калифорнии и даже строения на Гавайских островах .

Эти же исследователи стали первыми подводными археологами, обследовавшими акваторию Русской Америки. В 2003 г. недалеко от острова Кадьяк был найден корабль Российско-американской компании с одноимённым названием "Кадьяк", затонувший в 1860 г. во время перевозки льда в Калифорнию. Он стал объектом тщательного изучения методами подводной археологии, которые позволили точно оценить возможности флота компании, надёжность постройки кораблей, грузовместимость и т.д.

Филологические исследования. Перу ведущих отечественных специалистов в области лингвистики Русской Америки А. А. Кибрика и М. Б. Бергельсона принадлежат работы, подготовленные по результатам экспедиций на Аляску. Там изучались язык и культура верхнекускоквимских атабасков (русские называли их "кольчане"), а также русский диалект, сохранившийся на полуострове Кенай со времён Русской Америки. В этих работах речь идёт не только о языке, но и в целом о культурном наследии русских на Аляске. А. А. Кибрик проследил пути проникновения русских заимствований в верхнекускоквимский язык атабасков. Всего было выявлено около 80 лексических заимствований из русского языка. Исследование показало, что какая-то их часть попадала в язык верхнекускоквимцев во время прямых, хотя и очень редких контактов с русскими первопроходцами, другая часть - через посредство родственных атабаскских языков или эскимосского языка. Основные культурные контакты проходили по водному маршруту - реке Кускоквим . Исследования языков коренных народов Аляски, в частности алеутского языка, проводятся Е. В. Головко, Н. Б. Бахтиным и А.С. Асиновским .

Накопленный богатый материал позволяет приступить к подготовке фундаментального словаря языков народов Аляски, что существенно обогатит отечественную науку.

Естественно-научные исследования. При изучении наследия Русской Америки весьма эффективным может оказаться сотрудничество представителей естественных и гуманитарных наук, например, в области истории освоения природных ресурсов северо-запада Тихого океана. Даже первых отечественных исследователей здешней фауны в XVIII-X1X вв. интересовал не только промысел сам по себе, но и разнообразие органической жизни на островах и побережье, причины сходства или различия животных, обитающих на двух близко расположенных континентах, и т.д. Одной из первых попыток обобщения имеющихся работ можно считать исследования B. C. Шишкина, который пришёл к выводу, что необходима дальнейшая кооперация историков, биологов, представителей других специальностей для освоения естественно-научной деятельности РАК и работавших в Русской Америке натуралистов .

В начале своей деятельности Российско-американская компания вела хищнический промысел морских животных. Однако в 1840-х годах из-за истощения пушных богатств стали применяться рациональные способы охоты. Были учреждены так называемые "запуски" - запреты на ловлю животных на определённой территории. Благодаря сбалансированной схеме промыслов удавалось сохранять и регулировать численность морских животных. Способы и методы охоты на пушного зверя, а также влияние объёмов его добычи на популяцию животных и экосистему региона являются перспективными направлениями в изучении Русской Америки и относятся к междисциплинарным подходам.

В настоящее время в Русском географическом обществе уделяется пристальное внимание междисциплинарным исследованиям, связанным с географией, историей и наследием Русской Америки.

Антропологические, этнологические и другие исследования. Сотрудничество археологов, этнологов, антропологов и судебных медиков в последние годы привело к удивительным открытиям. Так, в результате работы специалистов во главе с учеником и последователем М. М. Герасимова профессором В. Н. Звягиным (Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития РФ) был восстановлен по черепу облик капитан-командора Витуса Йонассена Беринга. Оказалось, что хрестоматийно известный портрет принадлежал вовсе не знаменитому путешественнику, а его дяде - датскому историку и поэту Витусу Педерсену Берингу . В настоящее время в планах В. Н. Звягина и его сотрудников исследование некрополя Форта Росс с целью воссоздания облика его основателей и увековечения их памяти.

Изучение музейных и архивных коллекций. Российские музеи располагают богатейшими материалами по этнографии коренных народов Тихоокеанского региона, собранными российскими мореплавателями и исследователями в ходе экспедиций. Многие коллекции уникальны и сохранились только в России. Кроме того, в нашей стране есть архитектурные сооружения, культовые памятники и просто места, связанные с кругосветными путешествиями, историей Русской Америки (дома контор Российско-американской компании в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске и других городах, храмы, сооружённые землепроходцами, памятники самим путешественникам и т.д.). Музеи или специальные экспозиции на эту тему находятся во многих городах от Сахалина до Санкт-Петербурга.

В исследования, посвященные освоению Аляски, вовлечены представители отечественных федеральных и региональных архивов - более 20 архивов и рукописных отделов библиотек и музеев, и их число растёт с каждым годом. Особенно тесными оказались связи коллектива учёных Института всеобщей истории РАН, занимающихся историей Русской Америки, с Российским государственным архивом Военно-морского флота в Санкт-Петербурге. В архиве находятся богатейшие коллекции документов и карт, всё ещё не в полной мере введённые в научный оборот, здесь работают превосходные специалисты - знатоки Русской Америки. Нельзя не отметить поддержку названного архива в установлении взаимодействия с архивами Крыма, в частности, с Государственным архивом Севастополя.

Изучение художественного наследия Русской Америки и философские исследования. История Русской Америки насыщена яркими, порой драматическими событиями. Художественные произведения, основанные на американских сюжетах русской истории, стали тем отражением наследия, которое доступно и известно не только специалистам, но и огромному числу ценителей прекрасного. Именно в художественных образах ("Юнона и Авось" А. Рыбникова и А. Вознесенского, романы В.Н. Исаева и Г. Шавиньи) закрепляются символы, важные для общественного сознания.

Направление искусствоведческих и философских исследований пока только обозначено, эта темы касался в своих работах историк и писатель В.В. Ружейников .

Геополитические исследования особенно актуальны в связи с приближающимся саммитов стран Азиатско-Тихоокеанского региона на Дальнем Востоке 2012 г. Развитие знаний об истории Русской Америки очень важно для понимание стратегии внешнеполитической деятельности России в регионе.

Итоги полевых исследований последних лет. В 2009 и 2010 гг. были проведены две научно-исследовательские экспедиции по рекам Юкон, Кускоквим и Инноко на Аляске. В августе-сентябре 2011 г. состоялась третья экспедиция по изучению Аляски в районе реки Нагашак. Комплексный анализ результатов трёх экспедиций будет представлен в виде специального исследования. Участники двух первых экспедиций прошли маршрут на байдарках в условиях, максимально; приближенных к середине XIX в. Они повторили путь знаменитого русского исследователя Аляски, Лаврентия Загоскина, который в 1842-1844 гг. изучил внутренние территории Русской Америки. Результатом экспедиции Л. А. Загоскина стала его книга "Пешеходная опись части русских владений в Америке, произведённая лейтенантом Л. Загоскиным в 1842, 1843 и 1844 годах", изданная в двух томах в Санкт-Петербурге в 1847 г. Она была переиздана в 1956 г. под названием "Путешествия и исследования лейтенанта Лаврентия Загоскина в Русской Америке в 1842-1844 годах". Во время экспедиций 2009 и 2010 гг. в общей сложности было пройдено около 2500 км по рекам Аляски и проведены научные исследования в 35 труднодоступных населённых пунктах. Это крупнейшие российские экспедиции на Аляску со времён Российско-американской компании. Они являлись составной частью проекта, посвященного 200-летию со дня рождения; Л. А. Загоскина. Одним из итогов экспедиций стало создание Рязанского музея путешественников и Русской Америки на базе дома Загоскина в Рязани, развитие контактов между исследовательскими, образовательными, общественными и деловыми организациями России и США.

Научные цели экспедиций включали описание современных социально-экономических условий проживания коренного населения по рекам Юкон и Кускоквим, проведение историко-географических и этнографических исследований в рамках изучения влияния русской культуры на современную жизнь и культуру местных народов, сравнительное описание исследуемых территорий в сопоставлении со сделанным Загоскиным, поиск укреплённого поселения в устье Юкона, известного из его дневников.

Основными методами социологического исследования были наблюдение и опрос, использовалась методика экспресс-наблюдения, хорошо зарекомендовавшая себя в условиях жёстко лимитированного времени и большой физической нагрузки. Суть методики заключается в чётком распределении блоков исследования между участниками экспедиции с подробной детализацией схемы наблюдения и описания объекта - планировочно-пространственной структуры, системообразующих объектов в населённых пунктах, улиц, экстерьеров и интерьеров построек, приусадебных участков и т.д.

Особое внимание уделялось выяснению традиционного и нового, присущего местному населению и заимствованного русского, сравнению виденного Загоскиным с тем, что есть на той же территории сейчас. Опросы велись на английском языке. С целью выявления русских слов применялись два подхода: первый - респондента напрямую спрашивали, какие русские слова он знает или считает русскими; второй - русские слова выявлялись в ходе полуструктурированного интервью. Качественные методы исследования подкреплялись количественными данными переписей 2000 и 2008 гг. Кроме того, в администрациях населённых пунктов запрашивалась информация о социально-экономическом состоянии (паспорт) и истории села.

Во многом благодаря широкому охвату территории в ходе экспедиций был определён значительный пласт российского наследия, который до настоящего момента не являлся предметом специального исследования и не был осмыслен как единое явление.

Исследования проводились на территории проживания двух основных этнических групп - это атабаски (коюконы, ингалики, верхнекускоквимцы) и эскимосы-юпик (незначительно - эскимосы-инупиаты). Большинство обследованных поселений малонаселённые - 50-500 человек, 90% из них - коренные жители. Одни посёлки полностью отрезаны от других, существует только авиасвязь. В 1950-1970-е годы наблюдалось двукратное сокращение числа населённых пунктов и их укрупнение.

Основное занятие коренных народов - охота и рыболовство, но только для самообеспечения. Везде отмечается высокий уровень технической оснащённости домохозяйств (стиральная машина, холодильник, иногда посудомоечная машина, микроволновая печь, телевизор), подавляющее большинство семей имеют квадроцикл, снегоход, лодку с мотором (часто не одну). В каждом поселении имеются централизованные водоснабжение, канализация и очистные сооружения, есть школа, церковь, почта, магазин, аэропорт (взлётно-посадочная полоса), клуб.

Динамика численности населения в посёлках атабасков за 2000-2008 гг. отрицательная и по всем населённым пунктам варьируется в узких пределах - 11.3-13%. В поселениях эскимосов по реке Юкон эта динамика, наоборот, положительная и варьируется в пределах 9.4-9.6%. Интересен тот факт, что в поселениях эскимосов на океанском побережье численность населения стабильна, чего нельзя сказать о "речных" эскимосах. В свою очередь прирост/убыль эскимосского населения по берегам реки Кускоквим отличается от таких же показателей у эскимосов Юкона и побережья. Это свидетельствует о наличии чётких этнодемографических границ, совпадающих с историческими границами этнических групп и подгрупп коренных народов Аляски, и, несомненно, заслуживает серьёзного анализа.

Практически во всех поселениях на Юконе и Кускоквиме количество постоянных рабочих мест весьма ограниченно. Основной работодатель здесь - государство. Рабочие места предоставляют школа, почта, заповедники, пожарная часть, учреждения культуры (библиотека), медицинский пункт. Некоторые постоянные рабочие места обеспечивают частные лица, владельцы магазинов, аэродромов, авиакомпаний, гостиниц, кафе, речного транспорта.

Официально регистрируемый уровень доходов относительно низкий, если сопоставлять его со средним по Соединённым Штатам Америки, - 30-40 тыс. долл. в год на домохозяйство. Важными источниками дохода являются сезонные заработки (на вахтах, в шахтах, коммерческом рыболовстве), а также средства, получаемые от деятельности корпораций, образованных в 1970-х годах в рамках закона о признании исков коренных народов.

За последние 100 лет культура коренных народов претерпела кардинальные изменения - от кочевания в середине XIX в. и использования каменных орудий до оседлого хозяйства и новейших технических средств к концу XX в. Местное население испытало воздействие европейской культуры - русской и американской. На современном этапе многие традиции, которые описывали исследователи прошлого, утрачены. Национальные языки забываются (в основном на них говорит только старшее поколение). Бытует традиционный обряд поминовения с раздачей подарков, танцами и песнопениями, большим столом с яствами (зафиксирован последней экспедицией). С XIX в. сохранилась, к примеру, двойственная система самоуправления инородцев Русской Америки, отражённая в уставах РАК, подчиняющая коренных жителей, с одной стороны, колониальной администрации, с другой - выборному тоену: в современных поселениях есть глава местного самоуправления (он может называться мэром) и глава сообщества коренных жителей (вождь).

Вопросами наследия русского православия на исследуемой территории в составе экспедиции 2010 г. занимались два священнослужителя из Калужской епархии РПЦ. Они проводили научные исследования в соответствии с разработанными митрополитом Климентом инструкцией и планом и совершали богослужения в православных храмах совместно с духовенством православных общин на Аляске. Почти все они относятся к православной церкви в Америке, которая находится в каноническом общении с РПЦ. Было выяснено, что в населённых пунктах по Юкону и Кускоквиму присутствуют различные христианские церкви и направления, среди которых ключевую роль играет православная церковь. Свои представительства имеют также католическая церковь и протестантские деноминации (епископальная церковь, библейская церковь, баптисты и др.). Следует отметить, что православные общины существуют большей частью в селениях эскимосов. В памяти местного населения сохраняются представления об образе действий первых православных миссионеров, которые примиряли враждующие племена, а для христианской проповеди собирали жителей в специально установленных для этого палатках - походных церквах. В сознании местного населения запечатлелась святость новой религии, необходимость соблюдать благоговение в доме Божием. Объявляя во время крещения всех братьями во Христе, причащая их от одной чаши, миссионеры изменяли социальные взаимоотношения, искореняли межплеменную вражду и рабство. Именно через призму православия многие представители коренных народов воспринимают и осознают русский период своей истории. Большинство из них знают имена американских православных святых - мученика Петра Алеута, преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Вениаминова, праведного Иакова Нецветова.

Результаты экспедиционных исследований показали, что, несмотря на то, что русский этап на Юконе и Кускоквиме был по продолжительности совсем незначительным (40-60-е годы XIX в.), многие влияния русской культуры сохранились до нашего времени и играют значительную роль в жизни коренных народов. Среди заимствований - русские слова, встречающиеся в языке индейцев и эскимосов, обозначающие продукты и предметы быта: "чай", "сахар", "молоко", "ложка", "платок", "баня" и т.д. Подобного словаря русских заимствований не создано до сих пор, но их большое количество даёт основание говорить о существовании особого аляскинского диалекта русского языка. Широкое распространение получили русские фамилии и имена (Кожевников, Иванов, Васка, Питка, Исмалка, Николай и пр.). Все эскимосы и атабаски обязательно говорят, что в них течёт русская кровь, и это считается предметом гордости.

Посёлки, состоящие из срубных построек, изб, лабазов, и их планировка - предмет заимствования (изначально коренные народы - кочевые, и идея постоянного поселения впервые привнесена русскими колонистами, которые по сути и сформировали облик современных поселений). Широко распространены русские топонимы и гидронимы.

В ходе экспедиции сделано уникальное открытие - обнаружен комплекс метрических книг на русском языке (порядка 30 книг) за 1852-1950-е годы, который содержит информацию по статистике и истории сёл практически всей внутренней части Аляски. Данные книги не были известны научной общественности Америки и России. Наиболее ранняя из них (1852) содержит автографы и, возможно, написана рукой священника Якова Нецветова, причисленного к лику святых Американской православной церковью. После экспедиции почти все книги перевезены в архив на остров Кадьяк.

Никогда ранее не использовавшиеся в научных целях документы позволили сделать вывод о том, что влияние русской культуры было велико и после продажи Аляски США. Всё делопроизводство до начала XX в. велось на русском языке, имена и фамилии местных жителей русские, значительной была креольская прослойка (потомки русских, эскимосов и алеутов), указаны и этнические русские выходцы из губерний России, которые остались жить на Аляске. Местное население представлено несколькими племенами - это квихпакцы, инкалиты, куюканцы, кольчане, кускоквимцы.

На Аляске сохранилось большое число памятников истории русского освоения, многие из которых никак не изучены и не поставлены на охрану. В ходе экспедиции были выявлены могилы и могильные плиты русских колонистов и креолов (в Рашен Мишен), сохранились остатки русских фортов и одиночек (форт в Нулато, в Рашен Мишен, Колмаковский редут и др.). Требуется составление реестра объектов, связанных с русской колонизацией, нанесение их на карту и детальное изучение.

В 1844 г. Л.А. Загоскин обнаружил и дал краткую характеристику разрушенного укреплённого поселения в 7 милях от устья крайнего правого рукава Юкона - реки Апхун. Оно характерно для многих среднерусских и сибирских городищ - острогов - и полностью вписывается в русскую традицию. В устье Юкона другие русские поселения неизвестны. Более того, местные племена, по свидетельству американских археологов, никогда не строили укреплений. Таким образом, данные Загоскина не укладываются в привычную схему освоения Аляски. Возможно, это городище имеет отношение к давней легенде о первом русском поселении на Аляске, основанном в XVII в. людьми с потерявшихся судов Семёна Дежнёва или какой-либо другой экспедиции.

В 1985 г. под руководством американского археолога К. Пратта в низовьях Юкона проводились полевые исследования по выявлению как существующих, так и заброшенных эскимосских поселений. В ходе экспедиции в нескольких километрах выше современного поселка Котлик по реке Апхун были зафиксированы остатки заброшенного поселения эскимосов-юпик. Поселение было обследовано и внесено в приложение к Соглашению о землепользовании аборигенов Аляски.

Во время экспедиции 2010 г. южный отряд обследовал Колмаковский редут, основанный в 1841 г. русскими промышленниками. Это один из памятников Русской Аляски, включённый США в число национальных исторических сокровищ, в ближайшее время планируется его реставрация. Тогда же был впервые проведён уникальный исторический эксперимент по изучению маршрутов движения русских первопроходцев и возможностей транспортно-торговых коммуникаций по рекам и озёрам Аляски. Северный отряд экспедиции совершил водно-сухопутный переход из Юкона в Кускоквим по тому маршруту, которым пользовались местные жители Аляски и русские землепроходцы, в том числе и Л. А. Загоскин. Выяснилось, что роль природно-климатических условий (уровень воды, время года и другие явления) часто недооценивалось исследователями, изучающими местное население Русской Америки и русскую колонизацию этих территорий. В ходе эксперимента установлено, что транспортные возможности перехода в большой степени зависели от природно-климатических условий (например, высокий уровень воды способствовал усилению контактов населения разных районов).

В результате проведённого исследования установлено, что русское наследие на Аляске не исчезло под натиском переселенцев из континентальной части США, а сохранилось до настоящего времени, несмотря на продолжительный период отсутствия взаимодействия с Россией. Собранные в ходе экспедиций материалы, а также выявленные архивные источники позволили сделать вывод о том, что относительно кратковременное взаимодействие русских с аборигенами внутренних и труднодоступных районов Аляски оказало на них весьма сильное влияние. Оно оставалось значительным и после продажи Аляски США. Результаты предварительных исследований показывают глубину проникновения русских традиций, особенно духовной культуры России - православия, в культуру коренных жителей Аляски, что сохранилось и в их современной жизни.

Финансово-хозяйственная деятельность Российско-американской компании лежала в основе освоения огромного региона. Результаты рекогносцировочных работ показывают, что история Русской Америки является фундаментом для развития положительного образа России в США. Данные, которые предоставляет историческая наука, можно считать отправной точкой для дальнейших исследований в смежных и других дисциплинах. Политический потенциал российского наследия на настоящий момент задействован недостаточно, в перспективе это может стать важнейшим элементом научно-культурной политики России в США. Колониальное и международное право, межкультурная коммуникация и иные явления, получившие развитие в первой половине XIX в., укоренились и при определённой трансформации продолжают оказывать влияние на современную жизнь на полуострове.

Конечно, есть ещё обширное поле для дальнейшего взаимодействия. Аляска до сих пор не была предметом специальных междисциплинарных исследований. Несмотря на то, что русские элементы культуры проявляют значительную устойчивость к процессам, происходящим в Соединённых Штатах, но и они постепенно уходят из народной жизни. В связи с этим крайне важным представляется изучение и сохранение этих традиций. На Аляске существует обширный комплекс материальных объектов - свидетельств активной деятельности России на территории Америки. Они нуждаются в научном описании и дальнейшем исследовании. Здесь хранятся удивительные памятники письменности - многочисленные архивы церковных приходов, многие из которых ещё не выявлены. Первым этапом исследований могут стать реестр и карта российского наследия на северо-западе Америки. Используемую методику можно применить и на других территориях США. В связи с этим важнейшим направлением исследований должны стать работы по формированию путеводителя по архивам России и Америки, посвященного рассматриваемой теме.

Одной из острых проблем остаётся подготовка молодых учёных на местах, защита ими диссертаций и вовлечение их в общий процесс изучения истории и наследия Русской Америки. Более активно следует использовать имеющиеся архивные материалы в местных региональных музеях и библиотеках для подготовки новых специалистов. Особое внимание нужно уделить интернет-ресурсам. Пока отечественные разработки в этом отношении отстают от аналогичных в США как по объёму, так и по популяризации привлекаемых источников.

Следует, однако, отметить, что в Институте всеобщей истории РАН под руководством академика А. О. Чубарьяна разработан план по расширению международного сотрудничества в данной области. Это особенно актуально в связи с приближающейся юбилейной датой - 200-летием основания Форта Росс. Важно, чтобы в предстоящих научных мероприятиях приняли участие представители всех научно-образовательных и исследовательских центров по изучению Русской Америки. Итоги исследования приводят к необходимости объединения усилий учёных разных специальностей и представителей церковной исторической науки для выхода на новый этап изучения наследия Русской Америки. Настоящее исследование можно рассматривать как базис для проработки культурно-исторического наследия, реализация которого способна стать важным фактором внутренней и внешней политики России. Данная статья призвана определить основные направления нового этапа изучения российского наследия за рубежом на примере Русской Америки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тихменёв П.А. Историческое обозрение образования Русско-американской компании и действий её до настоящего времени. СПб.: Тип. Эдуарда Веймара, 1862-1863. Т. 1-2; Окунь С.Б. Российско-американская компания. М.-Л.: Соцэкгиз, 1939.

2. Берг Л.С. Открытие Камчатки и экспедиция В. Беринга, 1725-1742. М.: Изд-во АН СССР, 1945; Ефимов А. В. Из истории великих русских географических открытий. М.: Географгиз, 1950; Дивин В.А, Русские мореплаватели на Тихом океане в XVIII веке. М.: Мысль, 1971; Макарова Р.В. Русские на Тихом океане во второй половине XVIII века. М.: Наука, 1968; Пасецкий В.М. Арктические путешествия россиян. М.: Мысль, 1974; Постников А.В. Русская Америка в географических описаниях и на картах, 1741-1867. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

3. Болховитинов Н.Н. Становление русско-американских отношений, 1775-1815. М.: Наука, 1966; 9. Он же. Русско-американские отношения, 1815-1832. М.: Наука, 1975; Он же. Русско-американские отношения и продажа Аляски, 1834-1867. М.: Наука, 1991; Он же. Russian America and International Relations // Russian American Colony. Durham: Duke University Press, 1987. P. 251-270; Альперович М.С. Россия и Новый Свет (последняя треть XVIII века). М.: Наука, 1993.

4. Дзенискевич Г.И. Атапаски Аляски. Очерки материальной и духовной культуры. Конец XVIII - начало XX века. Л.: Наука, 1987; Ляпунова Р.Г. Алеуты. Очерки этнической истории. Л.: Наука, 1987; Фёдорова С. Г. Русское население Аляски и Калифорнии. Конец XVIII века - 1867 год. М.: Наука, 1971; А. В. Гринёв. Кто есть кто в истории Русской Америки. М.: Academia, 2009; Истомин А.А. "Индейский" фактор в калифорнийской политике Российско-американской компании на начальном этапе колонизации (1807-1821) // История и семиотика индейских культур Америки. М.: Наука, 2002. С. 452-463; Россия в Калифорнии: русские документы о колонии Росс и российско-калифорнийских связях, 1803-1850. В 2-х т. / Сост. и под-гот. Истомин А.А., Гибсон Дж. Р., Тишков В.А. М.: Наука, 2005. Т. 1.

5. История Русской Америки. 1732-1867. В 3-х т. / Ред. акад. Болховитинов Н.Н. Т. 1. Основание Русской Америки. 1732-1799. М.: Международные отношения, 1997; Т. 2. Деятельность Российско-американской компании. 1799-1825. М.: Международные отношения, 1999; Т. 3. Русская Америка: от зенита к закату. 1825-1867. М.: Международные отношения, 1999.

6. Bensin B.M. Russian Orthodox Church in Alaska 1794_1967. N.Y., 1967; Gregory (Afonsky), bishop. A History of the Orthodox Church in Alaska (1794-1917). Kodiak Saint Herman"s Theological Seminary Press, 1977; Smith B.S. Orthodoxy and Native Americans: The Alaskan Mission. N.Y.: Syosset, 1980.

7. Болховитинов Н.Н. У истоков православия в Северной Америке (середина XVIII века - 1794 год) // Американский ежегодник 1993. М.: Наука, 1994. С. 127-132; Русская Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев / Отв. ред. Дридзо А.Д., Кинжалов Р.В. М.: Мысль, 1994; Климент (Капалин), митрополит. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М.: ЗАО "ОЛМА Медиа групп", 2009; Он же. К вопросу об участии священнослужителей во Второй Камчатской экспедиции // Вестник Тамбовского университета. Сер. "Гуманитарные науки". 2010. Вып. 2 (82) С. 219-224; Он же. Вопросы истории Кадьякского викариатства и синодальное управление миссионерской деятельностью на Аляске // Вестник Тамбовского университета. Сер. "Гуманитарные науки". 2010. Вып. 3(83). С. 307-316.

8 Корсун С.Л. Русское наследие на Аляске // Кунсткамера: Этнографические тетради. 2003. Вып. 13. с. 57-69; Этнография и археология коренного населения Америки. СПб.: МАЭ РАН, 2010.

9. McMahan D. An Overview of the Archaeology of Russian America: the Past, Present and Future // Русская Америка. Материалы III международной научной конференции "Русская Америка" (Иркутск, 8-12 августа 2007 г.). Иркутск: ООО "Репроцентр АI", 2007. С. 328-344; Диллиплэйн Т., Исаев А.Ю., Клементьев A.M. и др. Исследования у здания конторы Российско-американской компании в Иркутске // Там же. С. 133-148.

10. Кибрик А.А. Русские заимствования в верхнекускоквимском языке и экспедиция Л.А. Загоскина // Лаврентий Загоскин. Русский путешественник и общественный деятель. Исследования и материалы. Рязань: ОАО "Рыбновское полиграфическое предприятие", 2008. С. 141-147; Бергельсон М.Б. Прагматическая и социокультурная мотивированность языковой формы. М.: Университетская книга, 2007.

11. Язык командорских алеутов: диалект острова Беринга / Сост. Головко Е.В., Бахтин Н.Б., Асиновский А.С. СПб.: Наука, 2009.

12. Шишкин ВС. Отечественные исследователи животного мира Русской Америки: исторические и экологические аспекты // Американский ежегодник за 1999. М.: Наука, 2001. С. 155-163.

13. Звягин В.Н., Мусаев Ш.М., Станюкович А.К. Витус Йонассен Беринг (1681-1741). Медико-криминалистический портрет // Баку: Азернешр, 1995; Звягин В.Н. Исторические памятники Второй Камчатской экспедиции. М.: Научный мир, 2002.

14. Ружейников В.В. Русская Америка: отражение историко-географического феномена в отечественном менталитете // Лаврентий Алексеевич Загоскин и исследования Русской Америки. Экспедиции и путешествия российских исследователей в международном контексте. Сборник материалов конференции. Рязань: ИП "С.К. Фомин", 2008.

ПЕТРОВ Александр Юрьевич - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

Митрополит КЛИМЕНТ (КАПАЛИН) - кандидат исторических наук, председатель Издательского совета Русской православной церкви.

МАЛАХОВ Михаил Георгиевич - кандидат медицинских наук, Герой России, почётный полярник, руководитель Рязанского отделения Русского географического общества.

ЕРМОЛАЕВ Алексей Николаевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института экологии человека СО РАН.

САВЕЛЬЕВ Иван Вячеславович - кандидат исторических наук, доцент Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова.

Затерянные среди вод Тихого океана острова, известные на весь мир загадочные статуи моаи, невероятной красоты колониальные города и религиозные памятники с богатым убранством – вот лишь некоторые неповторимые достопримечательности, которые могут увидеть гости Южной Америки. Некоторые природные заповедники и памятники архитектуры, расположенные на территории континента, были признаны объектами Всемирного наследия, сегодня эти достопримечательности хорошо знакомы даже тем, кто никогда не бывал в Южной Америке. Уникальные объекты для исследования здесь найдутся абсолютно для всех, любителям природы обязательно понравятся национальные парки, а любителям истории – древние города и археологические районы.

Национальный парк Игуасу был основан в 1934 году, его площадь составляет более 55 000 кв. км. Каждый год парк посещает более 1,5 миллионов человек, они приезжают полюбоваться великолепными водопадами, прогуляться по вековым лесам и сказочно красивым горным районам. На территории заповедника произрастает более 2 000 видов растений, он стал местом обитания для 70 видов млекопитающих, 40 видов рептилий и 400 видов птиц. Главной же особенностью парка Игуасу остаются прекрасные водопады, которых на его территории насчитывается более 270.


Сегодня вблизи самых красивых водопадов для туристов оборудованы удобные мостики и смотровые площадки, поэтому природные достопримечательности можно рассмотреть во всей красе. В парке много стремительных рек, сплавы по которым тоже пользуются большой популярностью у туристов, а многие предпочитают просто прогуливаться по самым живописным районам заповедника пешком. Не так давно на территории парка Игуасу был построен отель для туристов, поэтому все желающие могут задержаться в этих живописных местах подольше.


Главной природной достопримечательностью заповедника является водопад с устрашающим названием «Глотка Дьявола», над которым каждый день формируется радуга. По территории заповедника проводят сафари на джипах, во время которых можно увидеть многих редких представителей местной фауны. Пешие прогулки популярны у тех, кто любит наблюдать за птицами, в экзотических лесах обитают милые красочные попугайчики, туканы и более экзотические виды птиц, которые не встречаются больше нигде в мире.


С испанского название пещеры Куэва-де-лас-Манос можно перевести как «пещера рук», эта пещера является одной из самых интересных в мире с палеонтологической точки зрения. Исследователями в ней было обнаружено множество древних наскальных рисунков, в том числе многочисленные изображения человеческих рук. По оценкам исследователей, возраст некоторых наскальных рисунков составляет более 10 000 лет, это свидетельствует о том, что пещеру на протяжении тысяч лет населяли люди.

В ближайших окрестностях Кордовы расположен исторический иезуитский квартал, прогуляться по нему будет интересно тем, кто любит изучать исторические достопримечательности. Квартал представляет собой комплекс сохранившихся построек, которые возводились иезуитскими миссионерами. В историческом районе сохранилось здание Национального университета, который является одним из самых старых в Южной Америке. Кроме того, здесь можно увидеть здание старой школы, несколько сохранившихся жилых домов и старую церковь.

Любителям прогулок по историческим местам в Боливии обязательно стоит посетить старинный город Сукре. Его главной ценностью являются многочисленные сохранившиеся памятники колониальных времен, некоторые из них строились в первые годы после основания города. Официальной датой основания города считается 30 ноября 1538 года, первоначально он назывался Чукисака, а свое нынешнее название получил в 1825 году. Значительная часть исторических построек, которые сегодня можно увидеть в городе, строилась в первой половине 17 века.

Тем же, кто неравнодушен к природным достопримечательностям, массу впечатлений подарит прогулка по национальному парку Ноэль-Кемпфф-Меркадо. Находится он в восточной части Боливии, на самой границе с Бразилией, площадь этого парка составляет немногим менее 16 000 кв. км. Среди главных особенностей парка многообразие ландшафтов, на его территории присутствуют и скалистые районы с глубокими каньонами, и просторные равнины, и вечнозеленые амазонские леса.

В Бразилии тоже есть удивительный исторический город, полюбоваться которым исследователи и обычные туристы съезжаются со всего мира. Город Ору-Прету находится на территории штата Минас-Жерайс, когда-то он был процветающей столицей этого штата. Основанный в 1711 году, Ору-Прету стал настоящим центром бразильской «золотой лихорадки». Искатели золота съезжались сюда со всех уголков света, в городе с каждым годом увеличивалось количество роскошных дворцов и особняков, среди которых есть уникальные памятники в стиле барокко.

Расположенный в бразильском городе Конгоньяс церковный комплекс Бон-Жесус-ду-Конгоньяс был построен в 18 веке, он является ярким архитектурным памятником в стиле барокко. Белоснежная церковь отличается дивными интерьерами, в ее стенах сохранилось множество первозданных украшений, в том числе и прекрасные скульптурные композиции с библейскими мотивами. Прекрасная церковь строилась по проекту известного архитектора Франсиско Лимы Серкиры, ее строительство было полностью завершено в 1773 году.

В северо-восточной части Бразилии расположен известный на весь мир национальный парк Серра-да-Капивара, который славен не только своими природными достопримечательностями, но и бесценными памятниками наскальной живописи. Первым археологом, который исследовал эти удивительные места, был Ньеде Гидон, после его удивительных открытий парк признали объектом Всемирного наследия. Площадь парка Серра-да-Капивара составляет более 1 200 кв. км, со времен первых археологических экспедиций его исследования не прекращаются.

Среди городов Венесуэлы одним из самых интересных является Санта-Ана де Коро. Сегодня население этого старинного городка составляет около 174 000 человек, он расположен на самой окраине полуострова Парагуана, на берегу Карибского моря. Небольшой портовый городок был основан здесь еще в 1527 году, за считанные годы его масштабы увеличились в десятки раз, каждый год в городе появлялись новые постройки.

В Колумбии находится известный на весь мир археологический парк Сан-Агустин, посетить который стремятся не только исследователи со всего мира, но и любознательные путешественники. Здесь археологами была обнаружена самая крупная на территории Южной Америки группа религиозных монументов, увидеть которые сегодня могут абсолютно все. Скульптуры, обнаруженные во время раскопок в парке, получили название «чинас», как удалось выяснить исследователям, они изготавливались из вулканических пород. На многочисленных скульптурах запечатлены люди, облаченные в разнообразные традиционные одежды.

Островок Мальпело, затерянный среди бескрайних вод Тихого океана, тоже является достопримечательностью мирового значения. Скалистый остров является необитаемым, его протяженность составляет порядка 1 850 метров, а ширина достигает 600 метров. Фактически, главный интерес представляет вовсе не скалистый островок, а окружающие его воды, в которых обитают редкие виды акул, рыб и других жителей морских глубин. Именно здесь исследователям удалось одновременно увидеть несколько редких видов акул: шелковых, китовых, плащеносных и акул-молотов, а еще в окрестностях островка встречается редкая песчаная акула.

Госдепартамент объявил о выходе США из Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Решение вступит в силу 31 декабря 2018 года. В Госдепе пояснили, что на такую меру Вашингтон пошел из-за «растущих задолженностей (по членским взносам.- “Ъ” ) в ЮНЕСКО, необходимости фундаментальной реформы организации и ее продолжающейся антиизраильской политики». В 2011 году США отказались от участия в финансировании ЮНЕСКО после того как в ее ряды на правах полноправного члена была принята Палестина. Гендиректор ЮНЕСКО Ирина Бокова выразила «глубокое сожаление» в связи с последним решением Вашингтона. Вслед за США премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху распорядился подготовить выход страны из состава организации.


«12 октября 2017 года Госдепартамент уведомил генерального директора ЮНЕСКО Ирину Бокову о решении Соединенных Штатов выйти из организации и о намерении учредить постоянную наблюдательную миссию при ЮНЕСКО»,- говорится в сообщении , распространенном внешнеполитическим ведомством США. Решение вступит в силу 31 декабря 2018 года.

«Данное решение было нелегко принять. Оно отражает обеспокоенность США растущей задолженностью (по членским взносам.- “Ъ” ) в ЮНЕСКО, необходимостью фундаментальной реформы в организации и продолжающейся антиизраильской предвзятостью в ЮНЕСКО»,- говорится в пояснении Госдепа.

Вместе с тем США, как следует из заявления, намерены продолжать взаимодействие с ЮНЕСКО «в качестве страны-наблюдателя».

Вашингтон планирует участвовать в выполнении ЮНЕСКО ряда ее функций, включая охрану всемирного культурного наследия, защиту свободы прессы, содействие научному сотрудничеству и образовательному процессу.

Как стало известно позднее, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху распорядился подготовить выход страны из состава ЮНЕСКО параллельно с США, дав соответствующее поручение МИДу страны. Решение президента США Дональда Трампа он поприветствовал, назвав его «смелым и высокоморальным». «За последние годы ЮНЕСКО превратилась в странную организацию, утратившую свой профессиональный путь и отстаивающую политические интересы отдельных стран»,- прокомментировал представитель Израиля при ЮНЕСКО Кармель Шам Коэн решение главы израильского правительства.

Комментируя заявление Госдепартамента, пресс-секретарь американского посольства в России Мария Ольсен сообщила ""Ъ"", что на сегодняшний день задолженность США в ЮНЕСКО составляет около $550 млн. При этом она добавила, что в последние годы в рамках ЮНЕСКО было принято несколько резолюций «анти-израильской» направленности, которые не признают за Израилем прав на доступ к священным для него местам, включая Храмовую гору, и в которых Израиль называется «государством-оккупантом». В то же время дипломат подчеркнула, что выход США из ЮНЕСКО «не повлияет на политику США по поддержке международного сотрудничества в области образования, науки, культуры и СМИ, если такие проекты будут нести техническую, экономическую или политическую пользу США».

Гендиректор ЮНЕСКО Ирина Бокова выразила «глубокое сожаление в связи с тем, что США приняли решение покинуть организацию». В заявлении, опубликованном на сайте ЮНЕСКО , сказано, что в 2011 году, после решения о приостановлении финансового участия США в ЮНЕСКО, Ирина Бокова говорила, что «ЮНЕСКО никогда не была так важна для США, и США никогда не были так важны для ЮНЕСКО». «Эта истина стала еще более очевидна сегодня, в то время, когда рост экстремизма и терроризма требует новых долгосрочных решений во имя мира и свободы, в условиях борьбы с расизмом и антисемитизмом, в сражении с невежеством и дискриминацией»,- отмечает Ирина Бокова. По ее словам, «партнерство между ЮНЕСКО и США было глубоким и опиралось на общие ценности».

Постоянный представитель России при ЮНЕСКО Александр Кузнецов в эфире ""Ъ FM"":

Организация сейчас в трудном положении, но она, несомненно, выживет, потому что государства-члены заинтересованы в этой организации, это незаменимая организация системы ООН, которая занимается гуманитарным сотрудничеством. Поэтому, конечно, финансовые сложности большие, но никаких сомнений в том, что организация будет функционировать, нет.

В 2011 году США отказались от участия в финансировании ЮНЕСКО после того как в ее ряды на правах полноправного члена была принята Палестина. Членство в организации стало крупной победой палестинской дипломатии, подавшей заявку на вхождение в организацию за два десятилетия до этого. «США не будут проводить очередной платеж в размере $60 млн по уплате взносов в адрес ЮНЕСКО... Голосование членов организации по Палестине является преждевременным, оно наносит ущерб нашим общим целям»,- заявила тогда официальный представитель госдепартамента Виктория Нуланд. Американский взнос в бюджет организации составлял около 22%. О прекращении финансирования ЮНЕСКО заявил тогда и Израиль.

В июле 2017 года ЮНЕСКО приняла решение о включении Старого города палестинского Хеврона в список Всемирного наследия, а также в перечень объектов, находящихся под угрозой. При этом место, почитаемое как иудеями, так и мусульманами, было названо палестинским. Такая формулировка вызвала негодование Израиля: премьер-министр Биньямин Нетаньяху назвал принятое решение «бредовым». Израильтян возмутило то, что организация проигнорировала роль Хеврона в истории еврейского народа.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал новость о выходе США из ЮНЕСКО «печальной».

Ответственный секретарь комиссии России по делам ЮНЕСКО Григорий Ордзоникидзе:

Если страна, которая сама стояла у истоков создания этой организации, сейчас выходит из нее, то об этом только можно сожалеть. Это та организация, в рамках которой мы с американцами, несмотря на все политические разногласия, могли бы продолжать сотрудничество по интересующим нас в области науки, образования, культуры. Я думаю, что это решение опрометчивое.

По словам главы комитета по международным делам Совета федерации РФ Константина Косачева, «даже в череде прочих отказов Вашингтона от продолжения своих международных обязательств этот шаг выглядит весьма одиозно - это поведение реального изгоя, а не ответственной международной державы, коей себя повсеместно презентуют сами США». «Пользы здесь для США никакой (кстати, они сами входят в десятку стран с наибольшим числом объектов всемирного наследия ЮНЕСКО - их более 20), а вот удар по своей претензии на, прежде всего, моральное лидерство в мире они нанесли серьезный»,- написал политик на своей странице в

Наследие США

Это подводит нас к Дворковичу.

Конституция и история Соединенных Штатов делает нас источником и моделью лидерства, необходимого цивилизации. Эта модель существует со времен колонии Массачусетс Бэй 17-го века, где возникла эта идея. Корни ее в Европе, но выношена она была в Новой Англии. В Массачусетсе впервые возник прообраз Соединенных Штатов. И все, что происходило потом, было следствием того, что сложилось в Массачусетсе в особых условиях, когда там появилась какая-то степень независимости, в этом был смысл колонизации – вывезти здравомыслящих людей из Англии и Голландии в Северную Америку, на безопасное расстояние от англичан и европейской политики.

Мы видим, что до сегодняшних дней у европейцев нет конституционной концепции государственного управления или экономики, заложенных в основу Соединенных Штатов и проявившихся в Массачусетсе в 17-ом веке. Мы – единственная страна на планете с таким наследием. И во времена кризиса в нашей истории проявлялись эти традиции, так было во время гражданской войны и во время мировых войн.

(Но в Первой мировой войне мы были не на той стороне. Мы были на стороне англичан, так вышло потому, что англичане организовали убийство президента Маккинли, в результате которого к власти пришел Теодор Рузвельт. И мы обменяли правое дело в истории на неправое. И оставались не на той стороне до тех пор, пока к власти не пришел президент Франклин Рузвельт.)

После смерти Ф. Рузвельта мы опять оказались в лагере неправого дела. Президент Кеннеди был убит после попыток вернуться к политике Франклина Рузвельта, на что в некоторой степени его подвигла Элеонор Рузвельт. В основе была экономика. Кеннеди пытался спасти экономику США, заставить ее развиваться, этим объясняется его поддержка космической программы. И он пытался предотвратить вмешательство США в войны в Азии.

За его убийством стояли британские интересы, ставившие целью гибель США после затяжной войны, которая действительно продолжалась 10 лет в Юго-Восточной Азии. И с тех пор при разных президентах мы непрерывно ведем такие войны.

В этом процессе был момент, когда я сыграл свою роль в истории. В середине 50-х, когда я работал экономистом, у меня уже сложились экономические взгляды, которых я придерживаюсь сегодня. Они основаны на моем осмыслении в 1953 году концепций Бернхарда Римана. С тех пор главная область моих исследований – физическая экономика, и я смотрю на вещи с точки зрения Римана, и соответственно с точки зрения идей Эйнштейна и Вернадского. Это единственная верная точка зрения в сегодняшней физической науке. Придерживаются ее очень немногие, и в этом корень некоторых наших проблем.

Со смертью Рузвельта было покончено с целями Соединенных Штатов, как продолжением традиций Массачусетса времен Винтропов и Мазеров. Мы стали марионеткой Британской империи, дураками, задирающими СССР и Китай. Во времена Трумэна страну захлестнула невиданная политическая коррупция, и она продолжается в том или ином виде до наших дней.

Мы – коррумпированная нация, легко втягиваемая в бессмысленные войны, и сегодня мы видим перспективу израильского нападения на Иран, посмотрите, что делается в Афганистане. Мы губим сами себя, руками наших правительств. А Россия возвращает комплимент при новом президенте устами Аркадия Дворковича.

Из книги Ковчег завета автора Хэнкок Грэм

НАСЛЕДИЕ ТУТАНХАМОНА В своей правоте я убедился после того, как посетил Каирский музей. Расположенное в самом центре египетской столицы, у восточного берега Нила, это внушительное здание является не имеющим себе равных хранилищем изделий рук человеческих времен,

Из книги Бессмертие уже реально! [В поисках эликсира вечной жизни] автора Кассе Этьен

Наследие Горца На первый взгляд, это маловероятно. Атлантида скрылась под водой, и никто – или почти никто – не сумел с нее спастись. С другой стороны, остались ведь тайные базы в Тибете и на Бермудских островах: бывших горах Шаккаб, где в лучшие времена, собственно говоря,

Из книги К барьеру! 2009 № 04 автора Газета Дуэль

НАСЛЕДИЕ ГОРБАЧЕВА Ситуация в Афганистане заметно осложнилась, считает эксперт по вопросам обороны фракции СДПГ в бундестаге Райнер Арнольд. В интервью германской радиостанции «Дойчландрадио культур» он заявил, что в районе Кундуза на севере страны подразделения

Из книги Газета Завтра 847 (6 2010) автора Завтра Газета

НАСЛЕДИЕ ПОЭТА 17-18 февраля 2010 г. Литературный институт им. А. М. Горького совместно с Институтом мировой литературы РАН, Бюро пропаганды СП России проводит Четвертую научно-практическую конференцию, посвященную творческому наследию крупнейшего русского поэта рубежа XX

Из книги Литературная Газета 6330 (№ 26 2011) автора Литературная Газета

Венецианское наследие Путешествие во времени Венецианское наследие ОДНАЖДЫ С АЛИСОЙ ДАНШОХ Однажды мы обедали с моей иностранной гостьей в итальянском ресторане в Москве. Она удивилась вкусности всего подаваемого и высокому качеству обслуживания. Нам с гордостью

Из книги Сохранять достоинство автора Бернанос Жорж

Наследие Чемберлена Перевод А. В. ДубровинаМарт 1942 г.Некоторые факты позволяют предсказать скорое признание союзниками руководства «Свободной Франции». Любой здравомыслящий человек скажет, что с этим слишком долго медлили.Я как-то пообещал моим читателям не писать

Из книги Тем временем [Телевизор с человеческими лицами] автора Архангельский Александр Николаевич

5. НАСЛЕДИЕ Но ни свобода, ни покаяние невозможны, если беспамятство становится культурной нормой. В «лихие 90-е» тотальному равнодушию к судьбе, например, классических усадеб, можно было найти хоть какое-то оправдание (большинство занято выживанием; новые деньги слишком

Из книги Врата в будущее. Эссе, рассказы, очерки автора Рерих Николай Константинович

Великое наследие Почти сорок лет тому назад довелось обратить внимание на замечательные по стилизации своей скифские древности и родственные им в духе, так называвшиеся тогда, чудские бляшки. Тогда еще скифские древности понимались лишь как перетолкование греческого

Из книги К барьеру! Беседы с Юрием Мухиным автора Мухин Юрий Игнатьевич

Наследие царя - Ю.И., вы уже сказали, что основной причиной поражений Красной Армии в Великой Отечественной войне были ее плохие офицеры и генералы. Не могли бы вы более подробно рассказать об этом? Чем они были плохи?- Тем, что это была всего лишь улучшенная модификация

Из книги Испания. Фиеста, сиеста и манифесто! автора Казенкова Анастасия

Кельтское наследие Когда еще только въезжаешь в Галисию со стороны центра полуострова и тебе даже не видны пока ее изрезанные морем скалистые побережья, уже понимаешь: что-то здесь не то. Холмы, поросшие вереском, многовековые деревья у их подножий, участки, где вода

Из книги Люди и фразы [сборник] автора Десницкий Андрей Сергеевич

Мавританское наследие Говорят, одним из пунктов доктрины Бен Ладена было возрождение на территории Испании мусульманского господства. Человек, мало знакомый с историей Иберийского полуострова, вряд ли свяжет один из мировых символов христианства, страну с третьим

Из книги Экономика во лжи [Прошлое, настоящее и будущее российской экономики] автора Кричевский Никита Александрович

Из книги «В Датском королевстве…» автора Апдайк Джон

Скудное наследие Экономика – наука молодая, ей лет триста от роду (сравните с многовековыми традициями философии, психологии или обществознания). До середины XVIII в., то есть до начала промышленной революции, учение о рациональном хозяйствовании в основном было встроено

Из книги Утешение историей автора Бузина Олесь Алексеевич

Литературное наследие

Из книги Будущее без Америки автора Ларуш Линдон

Наследие Богдана В чаду новой майданной смуты мы совершенно забыли о 360-летии события, навсегда изменившего судьбу не только украинской, но и общерусской истории - Переяславской Раде. Официально она датирована 8 января 1654 года - именно в этот день казачья старшина во

Из книги автора

Британское наследие В России есть проблема, это политическая, моральная и интеллектуальная проблема, которая коренится, хотя и не полностью, в Марксе. Значение Маркса, или марксизма в истории двояко. Он был взращен англичанами. Маркс – продукт английских спецслужб. И