Город паленке. Храм Солнца (Паленке)

Город Паленке

В речной долине был расположен древний город майя Лакм-Ха (современное название Паленке) столица царства Бак, (VII-VIII вв.). Его храмы признаны наиболее изящными произведениями цивилизации майя «классического периода», далекие от первобытной тяжести сооружений Тикаля и от пышного великолепия Копана.

Центр города, где расположена главная группа зданий, пересекает горный ручей Отолум, над который сооружен сводчатый туннель. На запад от ручья лежит дворцово-храмовый комплекс, на восток – прямоугольная площадь, к которой примыкают храмами.

Здания в Паленке возведены из щебня, уложенного в известковый раствор, и облицованы кусками камня, покрытых стуком.

Храмы главной группы сооружены по одинаковой схеме. Они представляли собой невысокие ступенчатые пирамиды. Лестница главного фасада вела к святилищу на вершине пирамиды, увенчанного гребнем. Камеры святилища были гораздо просторнее, а стены более тонкими в сравнении с святилищами Тикаля. Под гребнем, вдоль всего строения святилища, проходила массивная стена, несущая на себе его вес. На главном фасаде святилища размещались три широких входных проема с деревянными перемычками. Столбы главного фасада были тонкими, от чего он приобретал вид портика.

Храм увенчивает невысокий гребень, значительно больших размеров, чем в Тикале, с пустотами для облегчения его веса. И святилище, и храм были покрыты стуком с тонко выполненной резьбой.

Три храма в городе являлись также гробницами жрецов и вождей, которые размещались в толще пирамиды, что в целом не было характерно для культуры майя. Единственное уцелевшее захоронение - короля Ханаба Пакала II - находится в храме Надписей (первая половина VII в.), обращенного фасадом к площади перед Дворцом.

Саркофаг Пакала Великого, украшенный барельефами и накрытый каменной плитой тонкой работы, был помещен в специальной сводчатой камере в основании восьмиступенчатой пирамиды. Стены крипты были украшены стуковыми рельефами.

Перед камерой располагается каменная урна с останками шести юношей, принесенных в жертву. От святилища храма к погребальной камере вела двухмаршевая лестница на глубину 24 м, проход в которой был закрыт огромным камнем. Вдоль одной из стен прохода проходил квадратного сечения канал для «общения» с душой погребенного из святилища. Вход в камеру перекрывала каменная плита, проходы к саркофагу был засыпан щебнем и крупными камнями.

Дворцовый комплекс Паленке был возведен на гигантской платформе высотой 10 м, на которую вели две лестницы, подходящие к воротам ограды. Дворец неоднократно перестраивался. В основном, строения дворцового комплекса группировались вокруг двух больших (на северной стороне) и двух малых дворов. Предполагают, что северная часть комплекса являлась резиденцией правителя, а в южной помещались слуги и гарнизон. Каждое помещение было разделено продольной стеной и содержало два ряда сводчатых комнат, освещаемых через дверные проемы. Стены Дворца были украшены стуковыми рельефами и фресками. Вода в помещения поступала от ручья Отолум подземным акведуком, вблизи башни были устроены паровая баня и уборные

Многоэтажные здания редко встречались в архитектуре майя, таким примером является башня Дворца в Паленке. Башня поднималась на 4 яруса, нижний был сплошной. Лестницы проходили в каменной толще башни. На верхнем ярусе были обнаружен трон. Как во многих городах Древней Америки, в Паленке поблизости от Дворца были обнаружены руины стадиона для игры в мяч

По завершении исторического отрезка времени, который у историков называется периодом Древнего царства, произошло переселение народа майя из центральных районов Мексики на полуостров Юкатан. Здесь ими было построено множество больших городов: Ушмаль, Чичен-Ица, Кабах и ряд других. Но крупнейшим и наиболее выдающимся среди них является Паленке. В переводе с языка индейцев племени цельталь это означает «Змеиный город». Так называлась небольшая деревушка, которая появилась здесь уже во времена прихода испанцев. Однако тогда никто не догадывался, что рядом с ней столетиями раньше находилась столица государства майя.

Этот древнейший город был случайно обнаружен воинским патрулём, который заблудился в непроходимых Лакандонских джунглях на территории штата Чьяпас. Тогда солдаты наткнулись в лесу на небольшую деревушку, о которой колониальным властям не было известно. Рядом с ней находились руины огромного древнего храма. Первая научная экспедиция пришла сюда только 25 лет спустя. Она сразу же дала ошеломляющие результаты. У гряды холмов, в глубине тропического леса было обнаружено множество древних зданий, украшенных росписями и фризами. Всего было обнаружено более 1400 различных построек, большая часть которых хорошо сохранилась. Глазам исследователей предстало много сложных технических сооружений, использовавшихся для подачи в город свежей воды и отвода стоков, таких как акведуки, каналы и сточные канавы. Учёные считают их самой совершенной технической структурой из всех когда-либо созданных в Новом Свете в доколумбовую эпоху.

Найденный город занимал площадь вчетверо большую, чем любое из известных поселений майя. В центральной части города было найдено множество зданий, игравших большую роль в общественной и религиозной жизни столицы: дворцовый комплекс, включающий 25 зданий и единственную в архитектуре майя башню, Пирамиду Надписей, Храм Креста, Храм Солнца, Храм Черепов, стадион для игры в мяч и другие. Все пирамиды Паленке отличаются небольшой высотой, но при этом каждая имеет в верхней части святилище, украшенное богатейшими орнаментами. Главный Дворец представляет собой огромное четырёхугольное здание, размерами 104×80 метров.

На протяжении своей истории он неоднократно перестраивался. Внутри находятся четыре внутренних дворика- два больших и два маленьких. Их окаймляют, разделенные на ряд помещений, галереи. С северной стороны к входу во дворец поднимаются широкие ступени. Внешние стены дворца украшают барельефы, часть которых хорошо сохранилась. Главным культовым сооружением города являлся Храм или пирамида Надписей, относящаяся к 692 году н.э. Она представляет собой погребальный некрополь и состоит из множества огромных каменных плит, покрытых иероглифами. На протяжении всей своей истории Паленке правили 12 монархов, из которых каждый был одновременно главой государства, верховным жрецом и главнокомандующим. Самыми выдающимися из них были Пакаль и его сыновья. Все основные городские сооружения были возведены именно в период их царствования. Усыпальница Пакаля находится под пирамидой Надписей. Тело правителя, положенное в саркофаг, было богато убрано украшениями из нефрита. Лицо закрыто нефритовой маской. Плиту саркофага украшает тонкая резьба. Пирамида или Храм надписей является самым известным из всех сооружений возведенных этим правителем. Его начали детально исследовать, только начиная с 1952 года. Он имеет восьмиуровневую архитектуру. Его общая высота составляет 23 метра. На вершину храма ведут 69 больших ступеней. Святилище расположено на самой вершине. Его наружные стены и колонны украшают барельефные изображения, которых нет ни в каком другом храме древних майя. Среди них есть изображения женщин, которые держат на руках детей, невероятно уродливого вида. Лица детей закрыты масками бога дождя, вместо ножек из их тел вырастают змеи. Учёные полагают, что на этих странных изображениях запечатлено типичное для индейцев Центральной Америки верование, что все матери, умершие во время родов, попадают в ту часть загробного мира, которая предназначается только им и воинам, погибшим в сражении.

Сын Пакаля Кан-Ксул во время своего 23-х летнего правления полностью перестроил дворец и придал ему его современный вид. При нём к дворцовому комплексу была добавлена башня, служившая, по всей видимости, обсерваторией. Здесь жрецы по движению звёзд пытались угадать волю богов. Древний город представляет для исследователей непочатый край работы. Из всех обнаруженных в нём строений к настоящему моменту полностью изучено только 34. Вокруг руин города, в окрестных лес.

Крупнейшее собрание древних строений цивилизации майя на северо-востоке штата Чапьяс в . Археологический комплекс в общей сложности занимает около 15 км². Основные часть построек была возведена между II и VII вв. н.э., как раз во время расцвета цивилизации. Сегодня руины Паленке входят в по версии нашего сайта.

Город был покинут после 900 года. В связи с высоким уровнем осадков вся территория поросла тропическими зарослями и до середины XVIII века была скрыта от глаз. В 1746 году Паленке обнаружили испанцы. Они же придумали такое название поселению, хотя в сами майя называли его Лакам-Ха, что в переводе означало «Большая вода». На данный момент для посещения открыта лишь малая часть комплекс; 90% древнего города все еще находится под непроходимыми джунглями.

Среди дошедших до нас построек выделяют руины Главного дворца и несколько культовых храмов: Храм Солнца, Храм Креста, Храм надписей. Последний был тщательно исследован учеными, так как в нем хранился саркофаг фактического правителя города и всего Баакульского царства. Его звали Пакаль, а для самых близких и подданных он был «Сияющим мечом». Именно во время правления Пакаля были возведены эти царственные храмы и пирамиды.

Паленке находится в 2,5 часах езды от международного аэропорта Виллаэрмоза. От столичного региона это довольно далеко - примерно в 15 часах езды. От современного Паленке до руин регулярно отправляются маршрутные такси. На территории комплекса открыт Археологический музей.

Фото достопримечательности: Руины города Паленке

Пожалуй, самый известный из древних городов майя. Он расположен в северной части мексиканского штата Чьяпас. Отроги Чьяпасских гор образуют здесь естественное плато около 70 м высотой. На этом плато и был в VII в. построен Паленке - На- чан, «Змеиный город» майя.
По-испански Паленке означает «палисад», «изгородь». Этот огромный храмовый центр майя в 1759 г. случайно обнаружил воинский патруль, заблудившийся в чьяпасских джунглях. Но только спустя двадцать пять лег после этого колониальная администрация послала для изучения города первую экспедицию, давшую блестящие результаты.

Руины Паленке обладают особым очарованием. Это самый красивый майяский город эпохи Древнего царства. Индейцы майя выбрали для его постройки исключительно удачное место. Сразу в нескольких местах над лесными зарослями встают, словно белые призраки, величественные здания: квадратная, похожая на колокольню средневекового собора башня дворца правителей Паленке, изящные храмы-близнецы на высоких пирамидальных основаниях - Храм Солнца, Храм Креста. Храм Лиственного Креста и, конечно, великолепный Храм Надписей. Буквально в нескольких метрах за пирамидами и дворцом поднимаются покрытые густой зеленью горы, служащие естественным фоном для этого древнего индейского города. Прямо на ступенях древних святилищ и дворцов сидят попугаи невероятно яркой окраски. А с вершин белых пирамид открывается великолепный вид на море непроходимых лесов, протянувшееся более чем на сто километров, вплоть до залива Кампече…

Красоту пейзажа и удивительно гармоничное сочетание архитектуры с окружающим ландшафтом отмечают все, кто здесь побывал. Вот как описывает первую встречу с городом известный французский путешественник Мишель Пессель: «Величественные белые и серые здания на горном уступе поднимались над морем зелени, и все же джунгли не отступали от города, сбегая к нему по склонам окружающих гор. Эта картина в таком диком, безлюдном месте произвела на меня неотразимое впечатление. Руины вообще таят в себе особое романтическое очарование, а руины Паленке, возникающие так неожиданно среди бескрайнего лесного океана, просто потрясали. Здесь передо мной предстала загадка столетий, загадка цивилизации, погибшей и исчезнувшей, но удивительным образом продолжающей жить в этих грандиозных постройках - свидетелях былого могущества и славы».
В древности Паленке являлся, по-видимому, крупным религиозным центром. Его история насчитывает без малого десять столетий. Этот город существовал с конца I тысячелетия до н.э. по конец I тысячелетия н.э. Расцвет его пришелся на VII-VIII вв. В это время архитекторы Паленке воздвигли высокие пирамиды, увенчанные изящными храмами, и построили каменные дамбы через овраги, отделяющие одну часть города от другой. С вершин пирамид и башенок-обсерваторий жрецы изучали небесный свод и проникали в тайны мироздания. Скульпторы воплотили в камне удивительные образы майяских богов и правителей, жрецов и воинов. Эти безмолвные свидетели прошлого видели расцвет великого города и то. как с течением времени творения их исчезнувших создателей попали во власть всепоглощающих джунглей…

В конце I тысячелетия н.э. внутренние неурядицы и нашествия воинственных племен привели к гибели города. Его безмолвные руины надежно скрыла непроходимая лесная чаща. Паленке пришлось открывать заново уже в наши дни. И сделали это путешественники и ученые из многих стран Европы и Америки.
Узкий ручей Отолум делит город почти пополам. В древности специальный акведук подводил его воды к самому дворцу правителей Паленке. Мелкий ручей был заключен в большую каменную трубу. К востоку от Ото- лума, на травянистых холмах у подножия горной гряды Тумбата, запирающей южные и западные подступы к городу, высятся несколько великолепных белых пирамид. Вся их архитектура словно бы обращена к небесным божествам. На вершинах пирамид установлены небольшие по размерам храмы, с богатым геометрическим орнаментом на фронтонах. Все или почти все паленкские строения украшены рельефами. Резчики-майя создавали их здесь с небывалым размахом: рельефы помещены на платформах и пирамидах, в основании храмов и на лестницах, на столбах и стенах, на фризах и гребнях. Они выполнены с суровым реализмом, отличающим паленкское искусство от искусства других городов майя.
Центр города образуют четыре пирамиды, среди которых выделяется Дворец правителей - обширное (104 x 80 м) здание, сооруженное на искусственной платформе, Это массивная постройка с множеством комнат, расположенных вокруг четырех углубленны в землю двориков. С северной стороны к дворцу вела широкая лестница.

Стены дворца украшены целой галерее рельефов. Часть из них посвящена военным победам: плененные противники сидят на земле, жалкие и безоружные, бессильные перед мощью правителей могущественного Па- ленке. На других рельефах изображены застывшие в сурово-торжественных позах правители города в затейливых головных уборах из перьев и ритуальных одеждах. Некоторые из них держат в руках жезлы, украшенные перьями - знаки власти. У их ног сидят покорные подданные. Другие персонажи предстают в позах исступленного танца: их обутые в сандалии ноги взлетают над землей, тела наклонены вперед, распростертые руки протянуты к изваяниям идолов, рты раскрыты - они в экстазе. Местами на рельефах уцелел» следы синей и красной краски, которые ко да-то покрывали серо-белые изображения
К дворцу примыкает совершенно необычная для майяской архитектуры пятиэтажная башня. Очевидно, она служила астрономической обсерваторией; на верхнем этаже еще сохранилась каменная скамья, из которой сидел жрец-астроном, наблюдавший за движением небесных светил. Лестница, ведущая в обсерваторию, начинается только на втором этаже. Для того чтобы попасть с первого этажа на второй, паленкские астрономы, вероятно, должны были пользоваться приставной лесенкой.
По соседству с дворцом стоят три пирамиды, на вершинах которых находились главные святилища города: Храм Солнца, Храм Креста и Храм Лиственного Креста. Эти временные названия произведены от главных сюжетов алтарных плит, находящихся внутри святилищ.

Широкий фасад Храма Солнца, построенного на невысокой пятиступенчатой пирамиде, разделен тремя входами. Колонн главного входа украшены иероглифически ми надписями: Внутри храма находится святилище. На его задней стене укреплен большой, хорошо сохранившийся барельеф, представляющий солнце, изображенное виде щита, проткнутого двумя скрещенными копьями. По правую и левую сторону от него на телах поверженных рабов стоят два жреца, приносящих жертвы. Барельеф дополняет ряд иероглифов, по которым можно определить дату постройки храма, — 642 год.
Эта же дата сохранилась на рельефе, украшаюшем Храм Креста. Крест, образующий центр всей композиции, является символом священного растения майя - кукурузы. В верхней части рельефа изображена птица кетцаль, которую обожествляли индейцы Центральной Америки. Так же, как в Храме Солнца», и здесь изображены два жреца, приносящие жертву.

Третье из паленкских святилищ, Храм Лиственного Креста, получил свое название по великолепно выполненному барельефу. Его главный мотив - крест, из которою вверх и в стороны распускаются листья, напоминающие языки пламени. Из острия верхнего листа вырастает стилизованное человеческое лицо. Горизонтальные перекладины креста также украшены человеческими головами, только меньших размеров. А но обеим сторонам в четыре ряда тянутся иероглифические надписи.
Особое место среди древних памятников Паленке занимает легендарный Храм Надписей, поразивший своим величием его первооткрывателей - Дж. Л. Стефенса и Ф. Казервуда. В ясную погоду белокаменная пирамида храма видна с равнины за многие километры. Свое название Храм Надписей получил из-за обилия иероглифических надписей, высеченных на его стенах, лестнице и колоннах. Стены храма когда-то были украшены огромными плитами, сплошь покрытыми многочисленными барельефами необычайной выразительности и реализма. Среди храмовых надписей исследователи отыскали несколько дат, одна из которых - 692 год.

Храм Надписей - уникальная для доколумбовой Америки пирамида. Она выполняла одновременно функции мавзолея, где покоился правитель этого города-государства, подобно тому, как это было принято в Древнем Египте. Это открытие было сделано в 1952 г. мексиканским археологом Альберто Рус Луилье.
В течение четырех лет, начиная с 1949 г., Альберто Рус Луилье, ориентируясь на интуицию и научный опыт, шел к разгадке тайны, скрывавшейся под пирамидой. В гу пору ученый занимался реставрацией Храма Надписей. Исследуя внутреннюю часть пирамиды, Альберто Рус случайно обратил внимание на одну из каменных плит, выступавшую над уровнем пола. Когда плиту удалось приподнять, под ней открылась узкая лестница, засыпанная камнями. На глубине 18 м располагался гигантский склеп, в котором под 5-тонным надгробием покоились останки «халач виника», верховного правителя Паленке, обожествленного еще при жизни. Это открытие гробницы «Американского Тутанхамона» имело исключительное значение. До этою считаюсь, что американские пирамиды, в отличие от египетских, не являются усыпальницами.
За пределами центра города находятся Храм Графа, Храм Льва и десятки других строений. Истинные размеры Паленке все еще неизвестны, гак как руины многих древних построек скрыты густыми зарослями джунглей. Развалины домов и святилищ встречаются на протяжении 7,5 километров.
Паленке был полностью покинут майя, очевидно, в конце 900-х гг. Руины некоторых ею построек сохранили следы насильственного захвата города чужеземцами, однако наиболее внушительные сооружения Паленке остались нетронутыми. Они стали памятником творческому гению майя, создавшим величайшую из всех цивилизаций доколумбовой Америки.

Храм Креста (англ.: Temple of the Cross) – это самая большая и значимая пирамида комплекса пирамидальных храмов, расположенного в разрушенном древнем городе майя Паленке на территории современного мексиканского штата Чьяпас.

Вышеупомянутый комплекс Храма Креста находится на юго-восточной окраине Паленке и состоит из 3 главных сооружений: Храма Солнца (англ.: Temple of the Sun), собственно Храма Креста и Храма Лиственного Креста (Temple of the Foliated Cross).

Храм Креста представляет собой ступенчатую пирамиду с имеющимися внутри неё резными барельефами. Он был построен в ознаменование восшествия на престол Чан-Балума после смерти его отца, правителя Баакульского царства майя Пакаля Великого. На резных барельефах изображён Чан-Балум, получающий великий дар от своего предшественника. Храм имел несколько предназначений, в частности, в нём должны были располагаться панели с надписями, рассказывающими о родословной правителя, истории его вступления на престол, а также о божественности происхождения его рода. Кроме того, в святилищах, находящихся внутри храмовых пирамид комплекса, имеются каменные панели, по одной в каждой пирамиде, с высеченными на них иероглифическими надписями, рассказывающими о предназначении каждого из 3 храмов, а также о триаде богов Паленке (БI, БII и БIII) и их праве на главенство. При этом главная из пирамид, Храм Креста, ассоциируется с богом БI, первородным божеством триады, также известным как Хунапу.

Мотив креста, присущий комплексу, является намёком на названия пирамидальных храмов, однако в действительности крест символизирует Древо мира, которое, согласно мифологии майя, расположено в центре мироздания.

История

Комплекс Храма Креста был построен в поздний классический период истории Мезоамерики при Чан-Балуме, который правил Баакульским царством в период с 684 по 702 год нашей эры. Строительство пирамид осуществлялось в соответствии с основными традициями мезоамериканской архитектуры. Использованные при их возведении каменные блоки с замысловатой резьбой придают их ступенчатой конструкции особое великолепие.

Благодаря содержащимся внутри надписям, три эти храма являются единственными в государстве майя сооружениями, которые как три отдельные части выполняют ту же функцию, что и так называемые Кодексы майя (рукописный иероглифический жреческий требник, написанный на лубочной бумаге). На панелях внутри пирамидальных храмов описана и реальная, и мифическая история майя. Содержащаяся на них информация изложена связно: переходя от храма к храму, вы можете, словно в книге, прочитать историю этой цивилизации.

Имеются археологические свидетельства того, что в 599 и 611 годах Паленке подвергся нападениям со стороны столицы Канульского царства майя, города Калакмуль. Возможно, именно эти вражеские нашествия послужили сначала для Пакаля, а затем для его сына Чан-Балума и внука Акуль-Мо-Наба стимулом к совершенствованию традиций строительства.

Около 800 года, после нападения со стороны города Тонина, возведение тщательно спроектированных и сложных зданий прекратилось, и в это же время произошло сокращение численности населения Паленке.

Когда в 16-м веке в эту местность пришли испанцы, город был давно покинут, и никто из живших в его окрестностях индейцев майя уже не помнил о его существовании.

В 1567 году испанский монах-доминиканец Педро Лоренцо де ла Нада первым из европейцев исследовал развалины древнего города, названного им Паленке. Свои исследования он проводил на участке, располагавшемся неподалёку от русла реки Усумасинта, где наткнулся на каменные храмы и площади.

Раскопки, а также работы по сохранению и реставрации комплекса Храма Креста начались лишь в 1940 году. Объём средств, выделявшихся на проведение консервационных работ, стал расти после того, как в 1952 году мексиканский археолог Альберто Рус Луилье обнаружил внутри так называемого Храма Надписей (англ.: Temple of Inscriptions), гробницу Пакаля Великого. С этого момента городище стало одним из наиболее активно изучаемых мест раскопок во всей Америке.

В период с 1967 по 1974 год археолог Хорхе Акоста увеличил площадь раскопок и консервационных работ на территории комплекса Храма Креста. В рамках проекта Паленке, которым руководил археолог Арнольдо Гонсалес Крус, в 1989 году начались масштабные работы по исследованию, реставрации и консервации комплекса. В 1993 году исследователи обнаружили в Храме Креста жертвоприношение, содержавшее более сотни кадильниц с благовониями.

Архитектура

Комплекс Храма Креста расположен у основания горы Йемаль-К"ук"-Лакам-Виц (Гора Нисходящего Кецаля), которую индейцы майя считали священной, так как из неё вытекает множество природных источников, питающих пресной водой реку Отулум.

Сооружения комплекса Храма Креста построены из известняка, который широко распространён повсюду в этой местности.

Согласно свидетельствам, датируемым 16-м веком, каменные пирамидальные храмы были покрыты штукатуркой и окрашены в голубой и красный цвета.

В горизонтальной проекции 3 главных храма комплекса образуют крест. Храм Лиственного Креста находится через двор от Храма Солнца, при этом оба они примыкают к Храму Креста. Между храмами Солнца и Креста возвышаются 2 пирамиды меньшего размера (храмы XIV и XV).

Барельефы

Резные барельефы в Храме Креста описывают восшествие на престол Чан-Балума. На них изображены 2 фигуры. Первоначально учёные предположили, что меньшая из этих фигур принадлежит Пакалю Великому, а более крупная – его сыну Чан-Балуму. Однако более глубокие современные познания в области иконографии и эпиграфики могут свидетельствовать о том, что обе фигуры изображают правителя-сына: первая – это Чан-Балум в молодости, совершающий обряд перехода (обретения более высокого статуса), а другая – он же в зрелом возрасте в момент восшествия на престол. Между двумя этими фигурами изображено Древо мира.

Каждый из трёх пирамидальных храмов посвящён определённому божеству триады Паленке, олицетворяя собой пути в потусторонний мир, которые имели решающее значение для правителя майя, так как он должен был пройти их, чтобы вернуться назад с дарами жизни и процветания для своего народа.