Кемеровская рыбалка отчет путешествие по монголии на «девятке. Проезд в монголию

Девушка по пути домой из Владивостока решила на недолго заскочить в Монголию. Публикуем ее рецепт путешествия.

Цены актуальны на дату публикации. € 1 = 2864 монгольских тугрика

Почему Монголия?

Немногие путешественники посещают Монголию, а те, кто посещают, называют ее одной из самых впечатляющих стран, которые они когда-либо видели. Это была первая причина, по которой я поехала в эту страну. Вторая – в июне там проходил «Дом для всех»: проект Академии Вольных Путешествий, который периодически организуется в разных странах мира. В таком доме может бесплатно пожить любой путешественник. Меня привлекло это возможностью пообщаться с разными путешественниками и узнать от них что-то новое.

Русские путешественники и туристы Монголию не особо балуют. Я встречалась с такими, кто жил у самой границы с родиной Чингисхана, но ни разу там не был. А зря! Страннику будет что посмотреть в этой стране, а бонусом станет то, что большая часть населения говорит по-русски (многие в разговоре со мной называли Монголию 16-й республикой СССР).

Как добраться?

Главный аэропорт Монголии находится недалеко от Улан-Батора и называется Буянт-Уха – Международный аэропорт Чингисхан . В среднем самолет от Москвы в обе стороны стоит € 500, полет займет 6 часов. Гражданам Украины и Беларуси придется добираться до Монголии с пересадкой в Москве.

Другой вариант – это долететь до близлежащих к стране российских городов: Иркутска или Улан-Удэ. Сюда уже билеты на самолет будут стоить дешевле: порядка € 200. Из Иркутска до столицы Монголии уже можно добираться на поезде (€ 90), а из Улан-Батора на автобусе (€ 20) или тоже на поезде (€ 60).

Среди европейских туристов очень большой популярностью пользуется легендарный Транссиб – дорога от Москвы до Улан-Батора. Билет на поезд будет стоить € 260, путь займет чуть больше четырех суток. Поезд отправляется только по вторникам и средам с Ярославского вокзала.

Виза, валюта, жилье

Россиянам не нужна виза в Монголию, если они планируют посещать эту страну менее 30 дней. Украинцам и беларусам повезло больше: им виза не понадобится, если они планируют пробыть в этой стране менее 90 дней.

В качестве валюты тут используют те самые тугрики. На банкнотах изображен основатель Монгольской империи – великий Чингисхан. В целом с его именем или изображением ты будешь встречаться сплошь и рядом в Монголии – в названиях гостиниц, магазинов, пива и разных блюд. Монголы до сих пор очень любят и чтят Чингисхана.

«С именем или изображением Чингисхана ты будешь встречаться в названиях гостиниц, магазинов, пива и разных блюд»

Большинство гостиниц Монголии сосредоточено в столице – Улан-Баторе, тут можно найти жилье на любой вкус и кошелек. Так, самый дешевый хостел будет стоить от € 3, а «президентский люкс» в гостинице «Улан-Батор» обойдется в € 500. В целом каучсерфинг по стране тоже стоит искать только в Улан-Баторе. Правда, тебе могут попытаться продать через каучсерфинг какой-нибудь тур по стране – будь то в пустыню или же к настоящим кочевникам, не соглашайся. Лично мне поступило много таких запросов (я даже вспомнила , где была ровно такая же ситуация с каучсерфингом), но писали и обычные монголы, которые с радостью приглашали меня к себе домой. Так я останавливалась у мужчины, который заведовал хостелом, где познакомилась с крутыми ребятами со всего мира.

Транспорт

Про транспорт в Монголии много не напишешь, просто потому, что он отсутствует. По городу и на маленькие расстояния ты вполне можешь доехать с помощью автобусов, а вот если захочется поехать в пустыню Гоби или в какие-то другие интересные города, то тут единственный вариант – это машина (либо автостоп, либо аренда).

На мой взгляд, автостоп в Монголии прекрасный, люди подбирают очень охотно. Но тут придется столкнуться сразу с тремя сложностями – иногда эти же прекрасные люди будут просить у тебя денег, вторая – в отдаленных от Улан-Батора частях трафик намного менее оживленный. Один раз мне даже пришлось ждать одну машину два часа. Третья сложность в том, что дорог в некоторых частях Монголии нет совсем.

Если автостоп не для тебя, то выбирай аренду машины. Средняя цена машины на трое суток на bookingcar составляет € 300. В менее известных сервисах можно арендовать машину от € 70 за сутки. Самым выгодным вариантом будет аренда «Буханки», поскольку туда может поместиться до 8 человек.

Маршрут

Мне не хотелось ехать в пустыню Гоби, потому что я уже была в Сахаре, поэтому я строила свой маршрут таким образом, чтобы провести в стране как можно больше дней и посмотреть как можно больше интересностей. Заезжала в Монголию я из Улан-Удэ, а выезжала в Кызыле.

Улан-Батор (4 дня)

Приготовься: Улан-Батор – это практически единственный город в Монголии в том понимании, в котором мы привыкли его видеть. Здесь – уникальное сочетание советских высоток вместе со стоящими рядом маленькими юртами.

В Улан-Баторе можно застрять надолго, особенно если вокруг тебя хорошая компания! В хостеле, где я жила по каучсерфингу, было много классных иностранцев. Иногда я могла проводить полдня, не выходя из дома и общаясь с ребятами. Просто удивительно, насколько иностранцы тащятся по Монголии! Возможно, нам стоило бы перенять это? В мою последнюю ночь в хостеле мой хост приготовил на нас всех голову барана – это настоящее монгольское лакомство, которое не было похоже на все то, что я когда-либо пробовала раньше. Помимо самого мяса, я впервые ела бараньи глаза и мозг. Звучит ужасно, но на самом деле это очень вкусно и стоит обязательно попробовать!

«Помимо самого мяса, я впервые ела бараньи глаза и мозг. Звучит ужасно, но на самом деле это очень вкусно»

Помимо зависания в хостеле, в Улан-Баторе есть много интересного и для культурного путешественника. Начни с центральной площади Чингисхана, где находится памятник национальному герою Монголии – Сухэ-Батору. Отсюда можно пешком дойти до Национального музея истории Монголии (Juulchin 1) . Сюда стоит прийти, чтобы посмотреть на быт монголов с доисторических времен до наших дней, вход в музей € 5.

От музея истории можно отправиться к другому музею – динозавров (Independence Square, 5th Khoroo, Chingeltei District/Чингэлтэй дүүрэг 5-р хороо) , вход – чуть меньше € 2. На территории Монголии ученые нашли множество останков динозавров и познакомиться с ними можно в этом музее (это же кости самых настоящих динозавров!).

Закончив знакомство с динозаврами, пройдись к Зимнему дворцу Богды-гэгэна (Khoroo 11) , где можно увидеть, в каких условиях жил последний император Монголии. Прогулка из центра займет примерно полчаса, но лучше-таки идти пешком, потому что в Улан-Баторе страшные пробки. Стоимость билета в музей составляет € 3.

От дворца тебе будет рукой подать до памятника боевой дружбе советских и монгольских войск Зайсан (гора Зайсан) . Отсюда будет здорово встретить закат и увидеть свысока весь Улан-Батор.

Насладившись исторической частью Улан-Батора, второй день можно спокойно посвятить буддистскому аспекту. Начни с самого большого буддистского монастыря Монголии и с первого религиозного центра страны – монастыря Гандантэгченлин . Здесь постоянно проживают больше 600 монахов и проводятся различные буддистские ритуалы. Монастырь прославился в том числе благодаря полой 26-метровой статуе Будды из меди и золота. Вход сюда обойдется тебе в € 1,25. Помимо этого монастыря в Улан-Баторе много маленьких дацанов, но они менее интересны для путешественника.

Отдельный расслабленный день можно выделить на шопинг. Для этого приходи на рынок Наран тул (Khoroo 14) . Здесь можно в первую очередь закупиться на дальнейшее путешествие по Монголии, а также просто купить национальные сувениры. Помимо всего прочего, тут можно найти кости динозавров, изделия из верблюжьей шерсти и шерсти яка, национальные платья. Осторожно: на рынке орудуют карманники, поэтому держи все свои вещи впереди себя и ни за что не упускай их из виду!

Национальный парк Горхи-Тэрэлж (2 дня)

Побыли немножко в городе и хватит, пора ехать на природу! Благо в Монголии только одна природа и есть, а также множество национальных парков. Доехать до Горхи-Тэрэлж можно на автобусе, который будет стоить чуть меньше евро, ехать примерно два часа.

Парк очень красивый: между гор пасутся сами по себе верблюды, а кто-то даже предлагает покататься на них. Наибольшую известность парку принесли скалы необыкновенной формы, созданные природой.Также внутри парка находится буддийский храм Арьяабал , куда стоит обязательно заглянуть! Это место силы, место, где отдыхает душа и тело. Во время подъема к храму тебе придется преодолеть 100 белых и 8 черных ступенек, в это время тебя будут окружать деревянные таблички, на которых написаны буддистские мудрости.

Остаться можно тут же, в парке. Сейчас тут понастроили множество туристических баз, которые предлагают отдых, в том числе, в национальной юрте (будет стоить от € 30). Я же положилась на авось и во время автостопа познакомилась с чудесной семьей, которая позволила мне пожить в своей юрте.

Поездку в национальный парк советую совместить с поездкой к статуе Чингисхана в Цонжин-Болдоге . Это самая высокая конная статуя в мире. Помимо осмотра статуи снаружи ты можешь зайти внутрь, где тебя будет ждать музей, посвященный Чингисхану, а также можно забраться на смотровую площадку наверху статуи. Вход внутрь € 3.

«Огромные дюны и свистящий ветер – это то, что позволит тебе почувствовать себя в самой настоящей пустыне»

Национальный парк Элсэн-Тасархай (1 день)

Если ты, как и я, не хочешь тратить много времени и денег на посещение Гоби, езжай в парк Элсэн-Тасархай, где ты сможешь увидеть кусочек пустыни. Ехать от Улан-Батора сюда порядка четырех часов и вот сюда уже не ходит общественный транспорт, поэтому у тебя два варианта: автостоп либо аренда машины. Огромные дюны и свистящий ветер – это то, что позволит тебе почувствовать себя в самой настоящей пустыне. Ночью же здесь как никогда ярко светят звезды. Чтобы увидеть это все, бери с собой палатку, либо напросись на ночлег к местным кочевникам.

Хархорин (1 день)

Из парка будет удобно доехать до Хархорина – древней столицы монгольской империи в XIII веке (которая раньше называлась Каракорум). Несмотря на былое величие, сегодня город выглядит как обычный поселок и в целом тут делать нечего. Будет интересно тут тем, кто хочет увидеть место, где становилась Золотая Орда и начинался путь Чингисхана. Тут стоит побывать на руинах древнего города Каракорум, от которых, к сожалению, мало что осталось, взглянуть на монастырь XVI века Эрдене-Дзу. Также сюда любят приезжать, чтобы посмотреть на огромный каменный фаллос, торчащий из земли. Фаллос направлен к лощине, которую местные называют женским лоном. С этим своеобразным «памятником» местные связывают сразу несколько легенд. По их словам, бездетная женщина должна посидеть на фаллосе, молясь, чтобы у нее появились дети, – и тогда, говорят, проблема разрешится. Другая легенда гласит, что тут раньше находился мужской монастырь. Фаллос стал напоминанием монахам, чтобы они научились усмирять свою плоть, вместо того чтобы бегать на свидания к девушкам из соседнего села.

Улаангом (2 дня)

Поскольку монгольская граница с Россией не работает на этом КПП по выходным, то мне пришлось подольше застрять в Монголии. Улаангом маленький, ничем не примечательный городок, куда часто ездят россияне для закупки китайских товаров. Тут есть гостиницы, в которых можно остановиться за € 2, я же расставила свою палатку рядом с речкой, протекающей за городом. Тут же стояли «летние дачи» – юрты монголов, а также паслись целые стада коров, лошадей и яков.

Остановиться здесь стоит, чтобы пообщаться с милыми монголами, попробовать себя в качестве пастуха, пасущего скот (мне разрешили бесплатно прокатиться на лошади, погоняя медленных коровок!), и просто отдохнуть от только что совершенного большого путешествия по Монголии.

Лайфхаки

Не стоит покупать тур, чтобы побывать в настоящей монгольской юрте. Монголы очень приветливый народ, и они пригласят тебе просто так к себе домой, если ты им понравишься.

Не жди от монгольских супермаркетов ничего интересного, в основном тут встречается вся та же еда, которую мы привыкли видеть на полках своих супермаркетов. За национальными вкусностями следуй прямиком в кафешки или на рынок.

Основной продукт, который едят монголы – мясо. Вегетарианцу тут будет очень тяжело, поэтому прихвати с собой пару килограммов овощей: в Монголии они на вес золота.

В Монголию можно приехать без повода, а можно и с ним. Самый главный повод приехать сюда – это самый большой национальный фестиваль в Монголии, Наадам (в 2019 году будет с 11 по 15 июля). Тут тебя будут ждать монгольская борьба, скачки и стрельба из лука, все это очень впечатляюще.

Даже если ты едешь в Монголию летом, прихвати с собой теплые вещи. Ночью в пустыне и степи может быть очень холодно.


Бюджет на одного на 10 дней:

Еда – € 25

Музеи – € 5

Транспорт – € 2

Сувениры – € 6

Ночлег – каучсерфинг и палатка

Всего: € 38

Фото:

Обновление от 18.11.2015 года

18 ноября 2015 года во многих информагентствах прошла новость, о том что с 1 января 2016 года Монголия в одностороннем порядке вновь вводит визовый режим для жителей России. Это якобы связано с повышенной террористической активностью в мире, а также, что в 2016 году Монголия готовится принять 20 юбилейный саммит АСЕМ (международной организации, объединяющей страны Восточной Азии и Европы), который пройдет в последнюю неделю июля в Улан-Баторе.

Хотим отметить что это очередная газетная «утка», никаких официальных заявлений по поводу ввода виз не было. Напротив, Россия и Монголия тесно развивают сотрудничество в туристической и экономической сфере и визы никто вводить обратно не собирается. Причем первоисточник этой «утки» портал asiarussia.ru удалил данную статью в течении нескольких часов после публикации, но крупные и солидные новостные порталы успели подхватит эту новость, что привело к неразберихе и легкой панике во многих туристических фирмах, работающих в данном направлении.

14 ноября 2014 года вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Монголии, подписанное 3 сентября 2014 года во время визита Президента России В.В.Путина в Монголию.

В соответствии с Соглашением граждане Российской Федерации и граждане Монголии, являющиеся владельцами дипломатических, служебных, заграничных паспортов, могут въезжать, выезжать, следовать транзитом и пребывать на территории другого государства БЕЗ ВИЗ до 30 дней. При этом суммарный срок пребывания не должен превышать 90 дней в течение периода в 180 дней, начиная с даты первого въезда.

Граждане одного государства, намеревающиеся пребывать, либо проживать на территории другого государства более 30 дней, либо осуществлять трудовую или коммерческую деятельность на его территории, должны получить визу в соответствии с законодательством государства въезда.

Таким образом, для посещения Монголии теперь требуется только заграничный паспорт, документы на машину, если управляете автомобилем по доверенности - нужна нотариально заверенная.

Со стороны Республики Алтай действует только один пограничный переход - многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) «Ташанта» со стороны России и КПП Цаган-Нур со стороны Монголии. Все иные переходы на территорию Монголии или обратно являются незаконными, и преследуются уголовной ответственностью!

Время работы МАПП «Ташанта»: в летнее время с 9:00 до 18:00, в зимнее время с 9:00 до 17:00, технологический перерыв с 13:00 до 14:00. Без выходных.

Для граждан третьих стран также возможен переход на МАПП Ташанта - Цаган-Нур, однако для иностранцев порядок прохождения и перечень документов будет иной. Если в группе, например, окажутся граждане бывших союзных республик, их, как граждан третьих стран, через границу без виз не пропустят.

Готовьтесь стоять в очереди на границе, это неизбежно. Если Монгольскую границу проходишь быстро, то на Российской проверяют с особой тщательностью, не вздумайте брать с собой всякие запрещенные предметы. Повышенная бдительность русских пограничников объясняется огромным количеством монгольских челноков, ввозящих всякое китайское барахло в Россию.

Для въезда на территорию Монголии на своем автомобиле достаточно одних международных водительских прав, никаких других разрешительных документов российского ГИБДД или замены российских автомобильных номерных знаков на монгольские знаки не требуется. Проехать через границу на автомобиле, управляемом по простой письменной доверенности нельзя - действительны только нотариально заверенные доверенности. При пересечении границы данные автомобиля заносятся в таможенную декларацию владельцем и фиксируются в компьютерной базе данных монгольской таможни.

МАПП Ташанта - Цаган-Нур расположен в высокогорной местности. Между российским и монгольским КПП (нейтральная зона) более 20 км грунтовой дороги и перевал Дурбэт-Даба высотой 2400 м. По правилам, в нейтральной зоне запрещено останавливаться, ее нужно как можно быстрее пересечь, тем более там нельзя оставаться на ночевку. Поэтому возможен такой случай, что вы пересечете российскую КПП, но к 18:00 не успеете пересечь Монгольскую, поэтому вам придется возвращаться обратно на российскую КПП и на следующее утро опять проходить все заново.

При пересечении границы взимаются местные сборы. Российская сторона взимает деньги за оформление документов (около 90 р.) на выезде из России и санитарную обработку машин $5-7 при въезде. Монгольская сторона взимает налог на транспорт - около $10 и страховку автомобиля - $20-25.

Для провоза через границу домашних животных требуется ветеринарный сертификат международного образца.

Пользование автомобильными рациями (27 МГц), спутниковыми телефонами и GPS не запрещено (закона о пользовании радиостанциями гражданского диапазона в Монголии нет) - ввоз их в Монголию и работа с ними разрешены. Проблемы начинаются на российской таможне - нужно разрешение на радиостанции, установленные на машинах. Для декларирования на российской таможне рекомендуется иметь сертифицированные в России приборы и указать в декларации их заводские номера, что облегчит их ввоз обратно. Например, GPS, которая, согласно действующим инструкциям, запрещена к ввозу в Россию.

Разрешен ввоз в Монголию охотничьего оружия при наличии международной лицензии и соблюдении правил ввоза охотничьего оружия. На границе охотника должен встречать представитель принимающей монгольской стороны с разрешением от монгольской полиции, которой владелец заранее сообщает серийный номер ствола и название оружия.

Провоз огнестрельного и газового оружия, металлоискателей, при соответствующих разрешительных документах, декларируется на таможне. Но провести металлоискатели без разрешения на археологические раскопки нельзя.

Каких либо ограничений для временного ввоза спортивного и экспедиционного снаряжения (парапланов, разборных летательных, спортивных аппаратов, снаряжения для подводного плавания, байдарок, горных велосипедов и т.д.) нет, это снаряжение можно ввозить в Монголию, декларируя его на таможне при въезде в страну. Принято дополнение к таможенному кодексу, которое предусматривает освобождение от пошлины товаров и оборудования, ввозимого в Монголию для туризма.

Запрещён ввоз наркотических, взрывчатых и отравляющих веществ, не консервированных мясопродуктов. Ограничения на ввоз и вывоз валюты отсутствуют.

Рыболовы, посещающие озеро Хубсугул, часто не знают, что установлен запрет на ввоз на территорию России рыбы и мяса из Монголии, и пытаются провезти с собой выловленную рыбу, которую на границе естественно конфискуют.

После отмены виз, поток туристов в Монголию удвоился, и поэтому сейчас идет обсуждение о реконструкции МАПП «Ташанта» и перевода ее в круглосуточный режим работы.

Приятного вам путешествия!

Монголия – родина Чингисхана. Страна ветров, баранины и степей.
Это отзыв о коротком самостоятельном путешествии в Монголию. Аренда автомобиля с водителем в Улан Баторе.

Мобильная связь и интернет в Монголии. Погода в Монголии. Монгольская кухня – что едят монголы. Национальные парки Монголии и фотографии из них

Сегодня 1 сентября. Как и в России, в Монголии этот день объявлен днем знаний. Празднуется сей день выступлениями самодеятельности, скачками на лошадях и верблюдах, а так же запретом на продажу алкоголя в ресторанах Уланбатора.

Поэтому сижу я, уважаемые читатели сей темы, в унынии, в самом центре Уланбатора, со стаканом воды и жду заказанные харчи.

Завтра поеду кушать мясо тушенное с камнями. . А потом .
Кстати продавать не продают, а пьяных в хлам на улице полно.

Самостоятельно в Монголию

Совершить эту поездку я хотел именно из Улан Батора.
В прошлые разы предлагалось поехать сообща из Томска или Барнаула. Но я таков, что терпеть не могу ни от кого зависеть – ехать предлагалось в компании кого-то кого я лично не знаю и с кем до этого никуда не ездил.

А я очень трепетно отношусь к попутчикам и абы с кем давно зарёкся ездить. Поэтому рассматривал только Улан Батор и аренду джипа тут, в Монголии.

Выяснилось, что автомобили в аренду даются в Монголии только с водителями.
Выяснилось, буквально перед отъездом, что компания SIXT дававшая авто в аренду в аэропорту Улан Батора – закрыла своё представительство.

Представьте ситуацию: я имею на руках билеты взятые за мили в компании Аэрофлот, билеты уже раз переносились с июня на сентябрь так как планы несколько поменялись… и тут такой облом.

Что делать? Конечно же ехать!
Я же Винский и должен на личном примере показывать как надо вести себя настоящим самостоятельным путешественникам.

В день отлёта в Улан Батор (30 августа), я разослал в несколько монгольских компаний, найденных по поисковому запросу “rent car Ulaanbaator” через Google однотипные письма и из нескольких мгновенных ответов выбрал самый меня устраивающий:

  • по цене
  • по отсутствию просьбы что-то предоплачивать (терпеть не могу давать бабло вперёд)

Замечу, что российские фирмы, попавшие в рассылку, дали самые чудовищные цены.
Я так понял, что они просто умножили цены существующие в Монголии на два.

Итак, у меня есть встречающая сторона за 4 часа до вылета.
В рюкзак летят ветровка, носки, пара футболок, а так же ноутбук, таблетка, телефон.
Я готов.
В дьюти фри покупается водка в мелкой фасовке на подарки и упаковка печения для того же.

Виза в Монголию

Монгольская виза была сделана заранее. Стоит 100 долларов. Из всего необходимого перечня документов (билеты, анкета, фото, справка с работы, копия первой страницы з/паспорта) лишь приглашение вызывает затруднение, но оно делается легко через российскую фирму сидящую в Улан Баторе. Приглашение стоит 800 руб. По другим вопросам лучше выходить напрямую на монголов.

Сейчас виза в Монголию не нужна

Аэропорт Уланбатора

Монголия встретила меня табличкой “Sergey Vinskiy – Welcome to Mongolia” и солнечным утром.
Немногословный водитель проводил меня до заказанного джипа – Лэнд крузер 80 и передал купленную по моей просьбе симку монгольского оператора Mobicom

Мобильный интернет в Монголии

По традиции расскажу про мобильный интернет в стране где планируется путешествие
Симку брал для свеже купленной таблетки Самсунг – нормальных размеров, не микро.
В таблетке она не заработала. Тогда я отобрал у водителя его телефон Самсунг и на нем создал точку доступа.

Всё. Интернет хоть и слабенький – GPRS – у меня был.
Оговорюсь, что в тех ебенях, откуда я сегодня вечером вернулся в Улаанбаатор, сотовой связи нет вообще. Но по дороге туда, в небольших посёлках, можно было проверить почту.

Маршрут в Монголии

Так как у меня на всё про всё было 4 дня (для пробы я решил не рисковать и слетать в Монголию не надолго), то маршрут, который я составил используя англоязычные сайты монгольских компаний, был логичным:
– Гоби я не укладываю по времени
– озера и рыбалка меня для первого знакомства не интересовала
– Улаанбаатор меня не интересовал тем более

Что есть в пределах 300-400 км от столицы Монголии?
Есть Khustain nuruu – песчаные дюны (Elsen Tasarkhai), на деле оказавшиеся туристической заманухой с потемкинскими шатаниями на верблюдах
Есть Kharkhorin – древняя столица Монголии (можно потратить 30 минут на осмотр, а после пообедать в Dream World)
Есть Orkhon valley – а вот это уже интересно.

Первый раз в Монголии

Сразу на что обращаешь внимание в Монголии – её идентичность России: такие же разбитые дороги, обилие внедорожников и разъебос вдоль дорог. Те же невзрачные дома в городе – в Улан Баторе и на переферии: у меня возникло стойкое ощущение, что попал я не в Монголию, а приехал в Бурятию или Иркутскую область. Одинаково.

Выехали из аэропорта и поехали в город забрать продукты в дорогу.
Так как поехал я на полный инклюзив, то меня собирались кормить 3 раза в день, предоставить ночлег на маршруте, оплачивать любые входные билеты и таксы, а так же заправлять автомобиль.

Цена была озвучена по мэйлу и я с ней согласился: 5 дней 4 ночи = 1050 долларов, не включая отель в последнюю ночь в Улан Баторе.

Попытался поменять деньги в аэропорту, но водитель мягко сказал (у меня был русскоговорящий и понимающий по-русски водитель):

– Не надо терять время. Если будут нужны тугрики – я дам. Потом, по приезду – отдашь.

Кириллица в азиатской стране выглядит нелепо и смешно.
Монгольская письменность была тут запрещена в 30-е годы прошлого века, когда Чайбалсан стал строить в Монголии социализм, равняясь на CCCP.

Такая преданность была щедро вознаграждена массовым строительством хрущёвок, панельных домов с голубой плиточкой (а-ля Бирюлёво), заводов, шахт и электростанций.

Их в Монголии три. Одна находится при выезде в город по пути из аэропорта – памятник социализма. Один в один дымящее чудовище на МКАД в районе Капотни.

В магазинах полно продуктов из РФ, а так же местная водка (естественно Чингисхан) и пиво.

Водка у меня была с собой, а пиво попробовал – обычная порошковая дрянь типа Сибирской короны или Клинского.
Берите проверенный Tiger.

Пока забирали продуктовую корзину (реально была корзина набитая консервами), начался дождь. Небо посерело и просело почти до земли. Ужасно – вокруг всё серое, а тут ещё сверху грусть-тоску набросили.

Выезжали из города по вдрызг разбитой дороге. Поминутно кто-то пытался нас подрезать, стоял устойчивый гул клаксонов, новенькие Лэнд Крузеры соревновались с разбитым корейским хламьём кто кого сделает.

Не хватало только буханок и уазиков – они бы показали вам кузькину мать. Но они были впереди.

Впереди была настоящая Монголия.
Такая – какой я её и представлял: пустынная, бескрайняя, холодная, ветреная и безумно красивая

Немного о культуре вождения в Монголии

Культуры нет. Уважения нет. Пешеходы – это чмо. И они это осознают.

Дороги в Монголии

Дорога на запад. Асфальт. Местами попадаются ямы, выбоины, колдобины. Водитель ругается, бормочет, что вообще асфальт – это зло и лучше его (асфальта) вообще бы не было.

Все препятствия объезжаются по встречке или обочине (чаще). Несмотря на то, что на обочине ямы чаще больше чем на асфальте видимо в этом есть какой-то резон – часто замечал автомобили на обочине с торчащими из под них ногами и куски лопнувшей покрышки именно после таких ямок на дороге.

Дорогой занимаются, но мало. То, что кладётся в ямы, кладётся в воду, в лужу и через пару месяцев выскакивает как пломба из гнилого зуба.
Я же говорил, что монгол с русским – братья на век.

Придорожные кафешки в Монголии

Два часа в дороге. Надо позавтракать. Заезжаем в придорожную столовку.
Очень любопытно, пока мне несут заказанный суп с пельменями, я рассматриваю публику: шоферня.

Используют эту столовку как гостиницу – на втором этаже есть комнаты и получив постельное белье тут же, в столовке, они идут наверх, держа под мышкой свернутый в трубочку матрас.

Работники общепита не отрываясь смотрят российский сериал в монгольской озвучке. Канал Россия2.

Спрашиваю своего водителя:
– да, у нас люди любят российские сериалы и хотя есть корейские, китайские сериалы – смотрят именно российские и они поэтому идут в прайм-тайм.
Я же говорю, что монгол с русским – братья на век.

Обо и хадак в Монголии

В Монголии то ту то там встречаются кучи, а иногда и кучищи камней, набросанных вперемешку с денежными купюрами и конфетами.
Как правило (вернее всегда), в центре такой пирамиды стоит шест, к которому привязаны разноцветные ленты.
Видел подобное в Бурятии. Спросил у водителя – это что, шаманские завлекалки?

– Нет, говорит, – это уже будийская тема, обо называется. Каждый, кто хочет получить благословение небес должен обойти кучу по часовой стрелке и кинуть подношения. Обычно это конфеты или водка – водку плещут небесам, а потом на все 4 стороны.
– А ленты?
– Это хадак. Синий означает небо, белый душу, красный отвагу, желтый богатство.

Однако, синий хадак нам бы сейчас не помешал, – подумал я, стоя под моросящим дождиком. Потом взял из рюкзака бутыль виски и раздал каждой стороне света… и ещё небеса смочил.

Баранина в Монголии

Асфальт постепенно закончился.
Вернее, закончился он в поселке, название которого я естественно забыл. Одна достопримечательность – аэродром. Почти зарос бурьяном. А ведь когда-то (во времена СССР) сюда летали АН-2 из Улан Батора.

В этом поселке мы купили мяса.
Баранина, килограмм стоит около 2 долларов.

– Что-то ваша баранина излишне пахучая. В смысле козлятиной пахнет….
Открою секрет: я большой поклонник баранины. Был. Но после супа с пельменями из муфлона (козла), который я съел в столовке, хоть и запил это всё обильно водкой…. мне кажется, что меня преследует этот запах. И вид мяса вызывает у меня рвотный рефлекс.
– Да ты что!…

И тут начался экскурс в процесс разделки туши барана или ягненка.
Сначала было сказано, что корейцы, китайцы и прочие народности не умеют забивать скотину:

– Они им горло перерезают и оставляют привязанными вверх ногами так, чтобы кровь вытекла…

– Любишь кровушку пить? – не удержался съязвить я, но водитель не обратил на это внимания.

– Сначала режут кожу барана на животе….

– Неужели ему не больно? – опять перебил я

– Не знаю, я же не баран… Вот, после того как сделали разрез, засовывают туда руку и лезут ей в сторону позвоночника. А там есть две артерии. Так вот, надо почувствовать, которая пульсирует. Взять её крепко и оторвать.

– Опа…, – только и смог я сказать. Представил, передёрнулся, но не отступать же.

– Ну и почему это хорошо?

– А потому, посмотри сам: наше мясо красное, так как в нём есть кровь, а у горцев оно белое, так как вся кровь вытекла.

– Круто. Я наверно сегодня откажусь от обеда….

Дикая Монголия

И вот началась та Монголия, которую я представлял себе на основе произведений к/ф Монгол, Урга территория любви, книги Чапаев и Пустота… Хотя последнее скорее барона Унгерна касается – о нём пытал водителя постоянно, впрочем как и про клад Чингисхана – это вообще из других источников.

Про Монголию я много в детстве читал.
Начались сопки поросшие елью, начались прыгающие по валунам речки, начались поля от сопки к сопке с газонной травой из серии “гольф”.

Джип мерно взбирался по проселочному тракту, огибая черную пемзу застывшей лавы, которой тысячи лет.

Такая дорога – не асфальт. На каждом шагу взору открывается что-то новое: пейзаж, зверёк, птица, сопка. И как хорошо, что здесь мало людей.

Монгольская деревня

– Сергей, пообедаем? – голос водителя прервал мои любования за окнами джипа.
– Почему нет, а где?
– Сейчас будет посёлок. Там мои знакомые живут – я их предупредил, что заедем.
Почувствуешь монгольское гостеприимство заодно.

Конечно же. Я так и хотел – побыть в семье. Не показушной, для туристов. А настоящей. Итак, время кушать и пить горькую.

Поселок ничем не отличается от виденного в последней поездке на Байкал: такие же не асфальтированные улицы, разноцветные крыши, и всякий хлам во дворе словно тут деревня Плюшкиных живёт.

Изба, вернее дом – добротный из цельной лиственницы. Внутри предсказуемо дёшево с китайскими светильниками на потолке и линолиумом. Но всё же получше. чем в нашей российской глуши.

И народ – не старухи с пьяными дедами: молодые относительно (кстати, узнал возраст водителя – ему то же как мне 46, но выглядит он как мой дедушка (царство ему небесное).

Хозяйка при виде нас зашуршала. Поставила к расписному сундуку, застеленного клеенкой, низенькие табуретки.

На стол метнула алюминиевый тазик бууз – это вариант бурятских поз и плагиат китайских цзяоцзы – пельменей на пару. Отверстие сверху для выхода пара.

Нехитрая начинка из рубленной баранины, но свежаааак. Да, свежак, да с холода и дождя около весело трещащей печки-буржуйки. Это то что надо.

Достаю чекушку Финляндии. Будешь? Как хочешь.
Беру пиалу из под чая и наливаю холодненькой. После кладу руками себе в тарелку несколько бууз и сверху лечо, привезённое с собой (мой инклюзив, однако).

Ем первую, обжигаюсь соком. Вставляет сразу и без водки.
Выпиваю пиалу махом и ещё один буус в рот.
Вся морда в томатной пасте. Водитель даёт тряпку – салфеток нет. Потянет.

Вот так, за разговорами о политике, экономике и женщинах приканчиваем тазик и полбутылки водовки…
Ву!!!
Теперь бы поспать… Но впереди ещё 50 км сложной теперь дороги

Как готовят сурка в Монголии

Легенда гласит, что жил был храбрый воин, который мог поразить любую цель из лука. И вот однажды сказал он всем – я подстрелю Солнце. И прицелился он в Солнце, и натянул тугую тетиву, и выстрелил и стрела точно бы попала бы в Солнце, если бы не ласточка.

Ласточка оказалась крайней так как сбила прицельный полёт стрелы. С ней ничего не произошло – полетела по своим делам. А храбрый и меткий стрелок поклялся:
– Если я не убью эту проклятую птицу, то отрублю себе большие пальцы на руках и буду жить под землёй.

Минул год.
Стрелок так и не смог попасть и убить ласточку.
Вот и появился на свет сурок….

Убивать сурков запрещено так как их уже почти всех съели. Поэтому приходится связываться с браконьерами, чтобы повторить процесс готовки с видео.

Сам процесс покупки сурка напоминает процесс покупку марихуаны: оглядываясь заходим в подворотню. Там нам вручают полиэтиленовый пакет с тушкой, берут 45000 и исчезают.

Надо проверить – не больной ли сурок. Это делается путём визуального осмотра подушечек лап. Если они черные – всё хорошо и сурок был здоровым как бык. Ну, а если они красные, то есть шанс заразиться какой-нибудь чумой или сибирской язвой.

Но мы все равно лоханулись – нас провели как студентов: обязательно надо убедиться, что сурка застрелили в голову. Делается это так: надуваешь сурка как воздушный шарик через то место где была когда-то голова (не перепутайте с противоположным!) и становится понятно: герметичный или нет ваш зверь. Наш оказался дырявым как решето.

Шмальнули в него дробью, не иначе… Но это тоже лечится: латаем подручными средствами – типа жгута для автомобильных покрышек.

Каракорум

Древняя столица Монголии – Каракорум
Стоит ли её посетить?
Не стоит. Ничего очень сильно интересного, чтобы переться 350 км из Улан Батора сюда.

Если только по пути на 30 минут заехать. Сфотографировать стену, бурьян на территории и несколько зданий не оригинальной архитектуры “пагода”.

Ну, и если вы верующий буддист, то сможете крутануть барабаны с мантрами, а так же посмотреть на большой горшок из бронзы, в котором готовили еду для 200 монахов.

Рядом несколько ресторанов: Dream World (в момент моего визита сюда был закрыт и охранник помахал перед моим носом метлой, чем-то огорчённый) и ещё пара при кемпингах.

В кемпинги привозят старичков и старушек из Европы и США, так чтобы они немного в шкуре монголов побывали. Юрты с кондиционерами и обогревателями. Туристы ходят открыв рты на макет монгольского война в латах, стоящий в ресторане.

Кормят отвратительно – комплекс. Обслуживание таково, что персоналу видимо так эти деды надоели, что с их лиц навсегда стёрта улыбка и как ботакс капает на пол ненависть к посетителям

Вместо посещения древней столицы Монголии, города Каракорум , я посоветовал бы попробовать подоить яка.
Увлекательное занятие я вам доложу.

Национальный парк Горхи-Тэрэлж

От Улан Батора ехать минут 30-40. Главное выехать из Улан Батора. Пробки здесь похуже чем в Москве.

Оплатив въезд и заехав в парк мгновенно расслабляешься после столицы. Тут мало машин. Красивая природа. Много мест где остановиться: посоветую гольф-отель UB-2. Не дорого – примерно 80 долларов за сингл. В лесу. На дороге стоят тетки и продают ягоды (сейчас пошла черника в Монголии).

Используя UB-2 как базу, можно в течении дня побродить или поездить на лошади по окрестностям. В парке есть озеро, есть река. Относительно рыбалки не знаю. Не видел – монголы рыбу не ловят.

Долина, по которой проходит дорога, окружена красивыми округлыми скалами. Здесь находится знаменитая скала-черепаха, возле которой назойливые торговцы будут предлагать вам сделать совместную фотографию с орлом за 1000 тенгэ.

Вообщем можно провести день и ночь. Годится для тех, кто проезжает Монголию транзитом и хочет в ней отметиться.

Хорхог

В этом месте я решил попробовать хорхог . Это национальное монгольское блюдо из тушенной баранины с картошкой, молковкой и капустой. Делается в бидоне.

Делается на 6-10 человек.
Так как я заказывал на себя, то мне сделали лайт версию.
Знаю, что сделали не правильно.
Но больше чем вкусовые качества блюда – это блюдо я хорошо знаю как ягнятина под-сачем в Черногории и Хорватии, или как куэрдак в Казахстане – меня интересовало:

Зачем камни раскалённые класть в скороварку, если всё равно мясо тушится на огне?

На этот вопрос мне так толком и не ответили. Подозреваю, что раньше, когда скороварки были в дефиците, монголы действительно делали мясо с раскалёнными камнями, как это делают или козу (барана с камнями не делают, так как у него ложа лопается от жара).

Готовили в семье, которая имеет участок земли в национальном парке Горхи-Тэрэлж. С
ообщаю, что каждый монгол имеет право на бесплатный участок земли размером 70 на 70 метров.

Это не касается земли в Улан Баторе и в национальных парках.
Просто этой семье повезло, что их предки здесь жили. Семья сдаёт юрты горожанам, приезжающим в парк на пикник.

Одна из женщин сидит на корточках у дороги с плакатом GER и если есть интерес – провожает гостей на место.

Не знаю почему, но монголы привязаны к этим самым юртам.
У нас принято приехав на пикник сидеть на открытом воздухе, а они сидят и лежат в этих самых юртах.


Многие юрты снабжены спутниковой тарелкой и солнечной батареей. Но не в одной юрте я не видел душа и туалета.
Недоработка. Надо монголам поработать над этим вопросом.

Как разделать и скушать баранью голову

Написано отдельной статьёй: .

5 /5 (9 )

Путешествие в Монголию

На Монгольский Алтай мы собирались давно. У многих членов нашей команды из 8 человек там был свой интерес. Экспедицию запланировали на конец сентября – начало октября. Решено было ехать на двух микроавтобу сах-внедорожниках. По карте составили маршрут, посчитали смету..


Как договаривались, все встретились рано утром 24 сентября воз ле памятника вождю на централь ной площади пос. Кош-Агач – райцент ра Горного Алтая. Загрузили багаж и двинулись к пограничному КПП «Та шанта». В каждой машине по 4 чело века, личные вещи, лагерное снаряже ние, продукты. 45 км от Кош-Агача до «Ташанты» проехали практически без поворотов и подъёмов. Вокруг только осенняя степь да чёткие силуэты хреб та Сайлюгем на горизонте.


На новой российской таможне всё «по-взрослому»: весь багаж, как в аэ ропорту, пропускают через рентгенов скую установку, проверяют паспорта и сами автомобили. Но проходит всё по деловому, быстро и чётко. К туристам на таможне особое отношение, грани чащее с удивлением: что там, в Монго лии, делать-то? С учётом заполнения всех таможенных бумажек процедура заняла не более 2,5 часов. (Необходи мо иметь заграничный паспорт с мон гольской визой и международные авто мобильные права.)


За «Ташантой» километровых стол бов уже нет. Но дорога вполне прилич ная. Ещё около 20 км тягун с постоян ным набором высоты – и мы на погра ничном перевале Дурбэт-Даба (2481 м), который встретил нас холодным про низывающим ветром. Полуразвалив шийся домик погранпоста с привязан ным худым Мухтаром. На меже, на не большой грязной бетонированной пло щадке, сиротливо стоят два столби ка – красно-зелёный и сине-коричне вый, символизирующие государствен ные границы России и Монголии. Не вы ходя из машины, показали документы, и шлагбаум был поднят.


Сразу за российской границей ас фальт закончился. Ни сантиметра на монгольской стороне! Подъез жаем к новому таможенному термина лу. Ворота на замке. Мы как законопос лушные иностранцы терпеливо ждём. Через некоторое время подошёл мон гол в марлевой повязке на лице и зна ками объяснил, что надо ехать в объезд этого нового комплекса по крутому от косу горы. Если бы не этот человек, так бы и ждали до темноты. Старая таможня называется «Улан Байшинт» («красная юрта»).


Терминал больше похож на пункт приёма зерна вконец разорённого колхоза. На тамож не без особых заморочек нам оформи ли какие-то бумаги на монгольском язы ке, и мы двинулись дальше. На первом же мосту у оз. Даншиг Нуур с нас взяли плату за проезд (до рожная пошлина 1500 тугриков плюс транспортный налог 6000 тугриков с каждого микроавтобуса). Объяснили, что эти деньги пойдут на содержание дороги. Но понятно, что никто её никак и никогда не содержал.


Дороги здесь – это именно то, что называется направ лениями: несколько десятков парал лельных накатанных колей, идущих в одном направлении и неизменно схо дящихся на перевалах и у мостов. Эда кий 20-полосный монгольский хайвэй. На нём надо быть предельно вниматель ным: любое малозаметное ответвление может в сумерках запросто завести в ту пик к какому-нибудь одинокому стойби щу. Дорога разбита тяжёлыми грузови ками и «УАЗами» (грунт – твёрдая гли на с камнем), наша скорость даже на от носительно ровных участках редко пре вышала 35–40 км/ч.


Передний мост не включали, так как дорога шла в основ ном под уклон. Участки со щебнем, пес ком и даже с крупными камнями маши ны преодолевали без особых усилий. Но за 1,5 часа, пока солнце ни начало скрываться за невысокие хребты, мы проехали всего 30 км. Машины встреча лись редко. В основном это были тяжё лые грузовики и бензовозы с россий скими номерами. Из местных машин – в основном старенькие «УАЗики».


Уже в сумерках проехали городок Цаган-Нуур – небольшой одноэтажный посёлок с развалинами ферм и кошар. Решив разбить бивуак, столкнулись с проблемой: ровных мест было много, но вся почва усыпана довольно крупными камнями, и поставить палатку так, что бы было удобно спать, непросто. Да и с водой «напряг». Уже почти в темно те заехали в долину пересохшей реки Хара-Магнай-Гол и начали ставить па латки.


Быстро на газу вскипятили чай и, рассудив, что «утро вечера мудре нее», легли спать под низким чёрным, усыпанным россыпью ярчайших золо тых звёзд небом Монголии. Утром на себе прочувствовали, что такое осенний монгольский рассвет. Газ в баллонах замёрз и никак не хотел го реть в полную силу. Наконец из-за горы выглянуло солнце, и все зашевелились быстрее. Дружно свернули лагерь, и наш маленький караван двинулся даль ше. Сразу же начали встречаться полу разрушенные курганы. (Мы тогда ещё не знали, как много будет их на нашем пути.)


Едем по дну сухой долины, кото рую окружают невысокие горы. Вот и перевал Оботын-Даба (2643 м). Дует холодный, почти обжигающий ве тер. На самом перевале насыпана гру да камней – знаменитое обо. Рядом с ним множество сломанных самодель ных костылей. Дальше дорога прак тически постоянно идёт вниз, в сторо ну центра самого западного аймака – г. Баян-Улэгей. Птиц почти не видно, зато местные сурки ещё не легли спать и бесстрашно стоят вдоль дороги. Поч ти у самого города встретился неболь шой табун лошадей.


П ри въезде в город у первого по павшегося таксиста спроси ли дорогу до турфирмы «Canat Tour». В хорошем одноэтажном офисе с кафе почти в центре города нас встре тили очень радушно. Пока мы гуля ли по городу, со трудники «Canat Tour» оператив но оформили для нас регист рацию и пропуск в национальный парк. Баян-Улэгей – по нашим меркам, скорее большой посёлок. Но в центре его есть базар, почта с Интернетом, не большие гостиницы, кафе, музей и про чие атрибуты города.


Имеется и сото вая связь. Первым делом посетили базар. На улице около него стоит целая вереница мотоциклов – красных «Ижей» и старых «Уралов». На них сидят парни в жёлтых строительных касках. Первая мысль: тусовка байкеров. Но оказалось, это обыкновенные такси. Ездят, куда тво ей душе угодно, хоть в Улан-Батор. Не вдалеке стоят такси уже посерьёзнее: в основном «УАЗы» разных конструк ций и степеней сохранности.


Видимо, техосмотр им не приходилось прохо дить никогда. На многих такая резина, что торчит не только корд. Тем не менее на лобовых стёклах таблички «Барна ул», «Усть-Каменогорск», «Павлодар», «Астана». Рядом с такси – передвиж ные «обменные пункты»: такие же ста ренькие авто с наклеенными на лобо вые стёкла денежными знаками: рос сийскими рублями, казахстанскими тен ге, китайскими юанями, американскими долларами.


Большинство рыночных товаров разложено прямо на земле или на кар тонных коробках; в основном, китайско го производства. За небольшим компь ютерным залом прямо на улице стоят биллиардные столы (около 20), и на род, включая 8–10-летних подростков, с азартом гоняет шары. Чуть дальше, на соседней улице, прямо на пыльной земле разложены груды шкур баранов, яков и прочего скота. Тут же рядом – разделанные туши животных. Вернулись в офис турфирмы. Прики нули, что солярки на весь маршрут нам не хватит, и, купив на местном рынке несколько китайских канистр, залили их под горлышко.


Ближе к вечеру, ког да документы были готовы, выехали в сторону Сагсай-Гола. Ещё во время подготовки к экспеди ции мы прочитали много отчётов. Все их авторы рекомендовали взять с со бой местного проводника. Мы не стали пренебрегать советами и не пожалели. С нами поехал Тогоо Цеденбал. Единст венная трудность состояла в том, что он совсем не говорил по-русски или по-анг лийски. Но хорошо изъяснялся по-ка захски. Из-за перегруза машин пере водчика мы взять не могли, а из тюрк ских «толмачей» среди нас оказался только Андрей Юрченков.


Опять знаменитая монгольская «гребёнка» (дорога с глубокими колеями и ухабами). На некото рых участках так трясёт, что даже гид роусилитель не помогает и руль бук вально выбивает из рук, одновременно включаются правый поворот и «дворни ки». Если бы ехали на «УАЗах», то на верняка что-нибудь бы отвалилось на первых же километрах. У нас лишь на крутом подъёме на перевал Модон-Хо шоётийн-Даваа (2384 м) у машины, на летевшей на валун, оторвалась защита картера (картер – это ёмкость для ав томобильного масла).


Как могли, под правили кувалдой, привязали верёвкой (проволоки там не найти) и уже осто рожнее двинули дальше, в долину реки Сагсай-Гол. За посёлком Сагсай, пере ехав по мосту реку, встали лагерем на берегу у одинокой лиственницы. Под общее «Ура!» подняли флаги России, Казахстана, Монголии и выпили за на чало экспедиции. Сегодня мы проеха ли всего 114 км.

Весь следующий день можно назвать горным: сплошные подъёмы на перевалы и плато.


Модон-Хошоётийын Даба (2384 м), Ачагардаг-Даба (2698 м), оз. Хар-Нуур (2493 м)… Кругом голые безжизненные скалы, сплошные камен ные россыпи. Классические маренные отложения, оставленные древним лед ником. Воды практически нет. Неза метно подъехали к посту национально го парка «Алтай Таван Богд» («Altai Ta van Bogd»). Большая монгольская юрта, хозяйственные постройки. Пока про веряли наши разрешения, пригласили внутрь юрты. Казалось, нас там жда ли.


Горячий чай с молоком, курт (солё ный сушеный овечий сыр), еримшик (сушёный творог), каймак (густая сме тана) и много других местных угоще ний. В юрте чисто, аккуратно, на не большом комоде стоит китайский теле визор, на стенах ковры, шкуры зверей, чучела птиц. Поели, попили, расплати лись, попрощались с радушными хозя евами – и «по коням». На горных дорогах подозритель но часто стали попадаться кепки-бейс болки.


Их обычно теряют пассажиры грузовиков, гружённых юртами и про чим скарбом. Причём поклажа намного больше самого автомобиля. А на вер ху этой горы восседают сами кочевни ки с детишками. Нередко встречаются полуразобранные грузовики, которые местные водители пытаются отремон тировать прямо на обочине пыльных дорог. А рядом с ними стоят не менее 7–10 пассажиров. За машинами идут многочисленные стада баранов, козлов, сарлыков (так местные жители называ ют яков), коней, удивительно мохнатых коров, верблюдов.


Это местные жители кочуют вниз – на зимние пастбища. А мы поднимаемся вверх! Становится немно го неуютно от мысли о возможном сне ге и льде на перевалах. Но в горных до линах ещё белеет много юрт, и мы пока не одни. В долине Годон-Гол довольно многолюдно: то и дело встречаются не большие стойбища из 2–5 юрт на рас стоянии нескольких сотен метров друг от друга. Возле моста через реку есть даже АЗС: закопанная в землю цистер на и одна механическая колонка.


В сво бодной продаже бензин А-80 по цене чуть выше городской. Хозяин с удоволь ствием позирует. Демонстрирует работу колонки, не вынимая изо рта зажжённой сигареты. Но солярки нет. Хорошо, что мы запаслись заранее. Уже к вечеру подъезжаем к погра ничной с Китаем заставе, стоящей на берегу красивого озера Даян-Нуур. Дальше вдоль юго-восточного бере га озера нас не пускают. Пора ставить лагерь. Невдалеке на склоне горы ви ден небольшой лесок.


Воды нет, но зато есть дрова, и можно хоть немно го укрыться от холодного ветра. Пока ребята ставили лагерь, мы втроём по ехали на озеро. Вечерело. Быстро раз мотали рыболовные снасти, чтобы уз нать, что такое знаменитая монголь ская рыбалка. Рыба не заставила себя долго ждать: практически на пятый за брос клюнул довольно приличный по размерам хариус. До темноты, минут за 25, успели поймать ещё по пароч ке рыб. На спидометре 125 км – наш дневной переход.


Утро началось с сильного ветра. Ни о какой рыбалке не приходится и мечтать: на озере шторм срыва ет пену с крутых гребней волн. Тучи пыли поднимаются в воздух. Изредка порывы ветра бросают в нас пригорш ни крупного прибрежного песка. Мед ленно подъехали к южному берегу озе ра Хурган-Нуур (2072 м). Сплошные ка менные террасы, большие остроуголь ные валуны, заболоченные участки,

броды через небольшие горные речки.


Навстречу попалась очень живопис ная группа местных жителей на верб людах, гружённых юртами, кроватями, бочками и прочим домашним скарбом. Вот, наконец, первые древние захоро нения, о которых мы читали в отчётах. Все как по команде достали фотокаме ры. Два небольших тюркских кургана прямоугольной формы. Древние тюр ки для поминального обряда после по хорон сооружали своеобразный храм: на земле выкладывали оградку в виде квадрата.


Возможно, квадратная фор ма символизировала родину, которую тюрки представляли в виде квадрата, по углам которого располагаются вра ги. Возле каждой могилы изваяние – каменная баба, а дальше – два ряда вертикально стоящих небольших ка менных столбиков, уходящих куда-то вдаль, в степь. Подъехал «УАЗик» с местными номерами. Пассажиром ока залась француженка средних лет, ко торая уже 25 лет живёт здесь под мон гольским именем Тунга.


Пишет книги о Монголии. На ночь встаём в неболь шом лиственничном лесочке, защища ющем нас от сильного ветра. Наш се годняшний пробег 68 км. Термометр в машине утром показы вает минус 11°С, но ветер почти стих, и светит яркое горное солнце. Цель на шего сегодняшнего перехода – озеро Хотон-Нуур. Вскоре на пути опять попа дается погранзастава. Вышедшие на встречу офицеры приветливо здоро ваются с нами, проверяют документы.


Ещё через 500 м подъезжаем к мосту через протоку Сыргал между озёрами Хотон-Нуур и Хурган-Нуур в районе зи мовки Шаргалга. Вот где мы по-насто ящему узнали, что такое монгольская рыбалка! Практически каждый заброс снасти был удачлив: ловился крупный, весом до 1 кг, хариус. Рыба гналась за любой блесной и часто зацеплялась то боком, то жабрами, то брюхом. Мест ные пацаны без особых затей просто кидали кусок толстой лески с голым тройником на конце и также не оста вались без добычи.


Через полчаса, ре шив, что на ужин нам рыбы хватит, а впрок всё равно наловить и, главное, сохранить не удастся, поехали дальше. На прощание подарили пацанам 100 м лески и пару небольших блёсен. Мост через протоку сделан из проч ной лиственницы, а в качестве насти ла использованы жерди из той же лист венницы диаметром до 10 см. Но наши машины проехали без проблем. Разго няемся, как только можем, по гремяще му жердями мосту и с разгону выска киваем на крутой песчаный противопо ложный северный берег протоки.


Даль ше наш путь лежит по северо-западно му берегу озера Хотон-Нуур к самому северному его окончанию. Там, по слу хам, есть многочисленные наскальные рисунки. И пока одни отправилась на поиски петроглифов, другие опять рас чехлили спиннинги. Заснеженные вершины Монголь ского Алтая отражались в зеркаль ных водах озера. В этот раз рыбалка

не была столь удачной: далеко в воду зайти невозможно, да и снасти часто цеплялись за каменистое дно.


Поймав десяток хариусов и оторвав пару блё сен, решили на сегодня рыбалку закон чить, тем более что дневной улов обес печил нам хороший ужин. Вернулись наши друзья. Их экскурсия была куда более удачной: на обрывистых склонах горы они нашли сотни петроглифов: в основном изображения животных. Оче редной лагерь поставили возле пус той зимовки в низовьях реки Ут-Хай тон-Гол. Наскоро соорудили очаг, за крывающий огонь от ветра, и на углях запекли рыбу.


Ночевали в деревянных постройках зимовки. В этот день одо лели всего 28 км. Утро вновь «порадовало» своей «свежестью». Пока не взошло солн це, все ходили в тёплых куртках или кутались в одеяла. Провели ревизию солярки. Похоже, что её не хватит на путь в долину реки Цаган-Гол, к гор ному узлу Таван-Богд-Уул (4374 м). Жаль… Что ж, дороги на этом не кон чаются. Ещё встретимся со священны ми вершинами!


Решено было вернуть ся через перевалы восточнее озёр в долину реки Кобдо-Гол и через посё лок Цэнгэл возвращаться в Улэгей. По карте эта дорога казалась более про ходимой. Во время подготовки к экс педиции, сидя дома и по карте наме чая маршрут, мы закладывали никак не менее 150 км в день. В реальности же оказалось гораздо меньше... На обратном пути опять побало вали себя рыбалкой в протоке меж ду озёрами.


Дорога через перевалы стала уже почти привычной. Всё те же камни, камни, камни… Места ми, где дороги сходятся, выбита глу бокая колея. В сотый раз порадова лись, что взяли местного проводника. Даже имея большой опыт езды в горах, иногда удивлялись, как он безошибоч но указывал именно ту колею, по кото рой надо ехать. День был на редкость «урожай ным» на исторические достопримеча тельности. В этот день мы видели не один десяток каменных баб.


Но боль ше всего поразили огромные курганы в урочище Могойт. Диаметр некоторых из них был больше 50 м, а высота до стигала 4 м. Начали спускаться вниз по долине реки Могойтын-Гол и, пере ехав мост через р. Кобдо-Гол, встали лагерем у небольшой зимовки. А вече ром торжественно отметили день рож дения Александра Лебедева. Сегодня почти «рекорд» – 61 км. Эта ночь была, пожалуй, самой холодной за всё путешествие. Утром на градуснике было -15°С.


Не согре вал даже горячий кофе с алтайским бальзамом. Собрали лагерь и по ехали вдоль реки Кобдо-Гол. Доро га сносная, но всё равно разогнаться не получается. Проехав километров 5, на берегу реки увидели бортовой «ЗИЛ-131» с десятком весёлых людей в кузове и помятый «УАЗ»-«санитар ку». Оказалось, что «УАЗик» с амери канскими туристами попытался вброд пересечь глубокую реку и, как и мож но было ожидать, заглох посередине русла. На счастье, в этом месте ока зался «ЗИЛ-131».


Туристам крупно по везло: самим им не выбраться бы, а мы вряд ли смогли бы помочь, так как от берега было около 20 м при глуби не до метра. Да и самого брода мы не знали. Из щелей «УАЗа» всё ещё вы ливалась вода. Вокруг были разбро саны мокрые вещи и прочий багаж ту ристов. Весёлые пассажиры «ЗИЛа» с шумом загрузились в кузов и резво, разгоняя волны Кобдо, покатили назад на левый берег. Через 43 км и два часа пути въез жаем в пос. Цэнгэл. На центральной площади всё та же пыль и те же сар лыки. Но в магазине есть настоящее монгольское пиво!


Дорога от Цэнгэла в сторону г. Улэ гей идёт через перевал Мушгирагийин Даба (2251 м). Впереди видим не сов сем понятный автомобильный след. Явно не от «УАЗика». Через некото рое время встречаем старый «Mitsubi shi Galant» с торчащими из-под него ногами. Остановились, спросили, не надо ли помочь. Из-под машины от ветили, что всё в порядке. Позавиду ешь бесстрашию местных водителей. С перевала Хаар-Даба уже виден Улэ гей. Наконец-то мы проехали за день аж 164 км! Как домой вернулись! Циви лизация. Хоть и разбитый, но асфальт, магазины, заправки, отель. Правда, го рячей воды нет.


Ясным утром следующего дня от правляемся в пос. Сагсай-Гол, в окрестностях которого завтра начинается красивый праздник бер кутчи. Десятки казахов-охотников с ловчими птицами (беркутами, соко лами) собираются в предгорьях и уст раивают состязания. Нас встречают и размещают в лагере «Blue Wolf» . Вечером к нам подходят ребята из Израиля, Иорда нии, Англии, с которыми мы познако мились в г. Улэгей, а также друзья из Горно-Алтайска. Опять праздничный ужин.


На этот раз день рождения у Андрея Юрченкова. И как много лет подряд, опять в дороге, опять с новы ми друзьями… Среди зрителей на фестивале мно го туристов и детей. Школьники в ак куратных пиджачках, взрослые в яр ких национальных одеждах. Вдоль ве реницы машин местные умельцы пря мо на кошме разложили свои сувени ры. Среди продавцов выделяется пара молодых людей явно не азиатской на циональности с маленьким ребёнком.


Оказалась, это семья из США, кото рая уже три года живёт в Монголии и зарабатывает на жизнь изготовлени ем и продажей сувениров. Ближе к вечеру решили вернуться в Улэгей. Чтобы не терять время, по ехали на юг, на озеро Толбо-Нуур, ко торое описывают все, кто здесь побы вал. Оно славится большим количест вом рыбы и редкими птицами. Уже в полной темноте, боясь застрять в бат паке (топкой грязи), ставим лагерь. Ут ром оказалось, что до более или менее удобного места для лагеря не дотяну ли каких-то 600–700 м. ...


Первые лучи солнца робко осве щают спокойные воды Толбо-Нуура. Несмотря на холод, фотографы уже за работой. Остальные небольшой коман дой отправились ловить рыбу. В 2 км от лагеря видны привлекательные скалки. Хариус хотя и брал, но не так активно, как на протоке Сыргал. Сворачиваем лагерь и, почти не ос танавливаясь в Улэгее, едем в сторо ну российской границы. Вот уже наш «старый знакомый» – перевал Обо тын-Даба.


У обо оставляем несколько монет в надежде на возвращение. За ночевали на берегу небольшого озер ца Даншиг-Нуур. Проснулись от рёва тяжелых грузо виков и бензовозов, тянувшихся в сто рону границы. Местный житель посо ветовал поторопиться, так как сегод ня понедельник и после выходных на таможне большая очередь. Потеряв полдня в очереди, пересе каем долгожданную границу. Мы сно ва в России…


Несколько советов. Если вы едете на своём автомобиле, то в Баян Улэгии гораздо надёжнее на нять «УАЗ». Свою машину можно ос тавить на стоянке. Монгольская валюта – тугрики. 1 р. равен 45,6 тугрикам. В Баян-Улэ гии дизельное топливо стоит пример но 920 тугриков за 1 л, А–80 – 780 туг риков за 1 л. Бензин в горах есть не везде, и только А–80. Не помешает взять с собой очиститель двигателя и запасные воздушный и топливный фильтры.


В холодное время года мож но добавлять антигель, т.к. в местной солярке есть парафин. Не помешает и вторая запаска. Шиномонтаж есть только в Баян-Улэгии. От постоянной пыли выручают влажные салфетки и капли для глаз. Надо учитывать особенности мон гольских дорог. В этой стране на иболее используемый транспорт – «УАЗики» российского и китайско го производства и наши «ЗИЛ-130», поэтому колея накатана под эти ма шины.


Если вы хотите путешество вать по Монголии на своём транс порте, надо знать, что для «паркет ных» джипов это довольно серьёз ное испытание. Не оставляйте без присмотра свои вещи. На таможне будьте вниматель ны, аккуратны, вежливы, спокойны, терпеливы, не поддавайтесь на про вокацию, шантаж, вымогательство,

В мае 2016 года состоялось наше с Аней первое большое путешествие на автомобиле. Поездка получилась настолько нераспланированной по дням, что приходилось импровизировать на ходу. Каждый день мы куда-то ехали, не зная, где и как остановимся вечером на ночевку.

Незабываемая ночь в пустыне Гоби. Фантастическое место, похожее на другую планету.


Для посещения Монголии мы выбрали маршрут через Иркутскую область и Бурятию. Конечно же, можно было поехать через соседнюю Туву, но по другую сторону госграницы дороги пока почти не заасфальтированы.

В этой поездке я впервые в жизни увидел Байкал. Вот его первый кадр:

За три недели мы проехали 7,5 тысяч километров.
Цена литра 92-го бензина в Монголии - около 70 рублей.

В Монголии все асфальтированные дороги платные. Оплата производится на въезде и выезде из городов.

Талончики за оплату проезда по монгольским дорогам. Тысяча монгольских тугриков - это около 30 рублей.

Трасса через пустыню Гоби в сторону Китая. За все время пребывания в Монголии, мы не встретили ни одной машины с российскими номерами.

В Монголии весьма необычное качество дорог. В России бывают хорошие дороги, где ездить - сплошное удовольствие, а бывают плохие. По плохой российской дороге просто едешь без проблем не спеша, объезжаешь ямы и кочки.
В Монголии же ситуация немного другая. Все дороги с виду отличные. Летишь на большой скорости по идеальному асфальту, и вдруг неожиданно глубокая яма, причем такая, что ее не объехать сбоку! Страшный удар, маты... Сбрасываешь скорость до 60 км/ч, едешь так дальше по абсолютно идеальному асфальту, километров через двадцать-тридцать это надоедает, постепенно разгоняешься до сотни и тут снова такая же огромная яма! Аааааа! Или вдруг налетаешь на лежачего полицейского посреди пустынной степи, где нет никаких населенных пунктов и предупреждающих знаков об этом полицейском.
В общем, асфальт в Монголии какой-то контрастный, другой характеристики и не подберешь.

Монголы не знают зачем нужен ближний свет фар, все ездят исключительно на дальнем. А еще по правилам не принято включать фары в светлое время суток. Все встречки моргали нам, думая, что мы забыли выключить свет, хотя он был включен специально: безопасность важнее правил.

Первое монгольское выражение, которое невольно пришлось выучить - «дугуй засвар» - шиномонтажная мастерская. Про монгольские реалии я еще много чего расскажу, но, забегая вперед, хочу отметить, что во всей стране ни в одной шиномонтажке нет аппарата для балансировки колес. Монголы про такой прибор даже не слышали, зачем вообще балансировать колеса они не знают.

В Монголии мы посетили заброшенные в пустыне советские военные базы и городки.

Удивительные места и объекты! Как же я такое люблю...

В сельской местности многие монголы до сих пор живут в юртах.
На фото - придорожная закусочная. Причем семья, которая ее содержит, живет в этой же юрте!

Столица страны - Улан-Батор. Современный развивающийся город среди степей и пустынь. Здесь живет большая часть населения страны.

Мир с каждым годом становится все более одинаковым. Невиданными темпами традиционное монгольское жилье заменяют стандартными безликими многоэтажками. Страна скоро станет похожей на Китай, очень уж сильное здесь экономическое и культурное влияние южного соседа. Успевайте посетить Монголию, пока еще сохраняется национальный колорит и самобытность.

Посещенные населенные пункты в рамках этой поездки: Канск, Тулун, Ангарск, Иркутск, Тальцы, Листвянка, Слюдянка, Байкальск, Бабушкин, Улан-Удэ, Тарбагатай, Десятниково, Иволгинск, Гусиноозерск, Кяхта, Алтан-Булаг, Дархан, Улан-Батор, Налайх, Баянтал, Чойр, Айраг, Сайншанд, Замынь-Уд.