Монастырь наланда, буддийский университет древней индии. Наланда — Энциклопедия буддизма Монастырь наланда индия

знаменитый исторический буддийский монастырский комплекс и университет в Северо-Восточной Индии , возникший в V веке.

Он просуществовал семь столетий, и был уничтожен в XII веке в ходе мусульманского вторжения.

Фактически это был первый университет Южной и Восточной Азии, где обучали не только буддизму и не только буддистов.

В университете Наланды располагались мастерские по копированию книг, буддийской живописи и бронзовой скульптуре.

Возможно, именно в Наланде сложились основные буддийские изобразительные каноны, которые в дальнейшем были принесены в искусство Непала и Тибета индийскими буддийскими монахами, бежавшими в XII века от исламского преследования.

Образовательная программа университета Наланда

Наланда славилась на весь мир не только выдающимися наставниками, но и строгим распорядком, а также высокими требованиями к студентам, которые должны были заучивать базисные тексты наизусть, хорошо знать комментаторскую литературу, участвовать в публичных тематических диспутах.

Программа-минимум предусматривала основательную подготовку по "пяти великим наукам":

Вторжение

В 1193 году унивеситет был разрушен в ходе мусульманского вторжения армии захватчиков во главе с Бахтияром Халджи, насаждавшим ислам огнем и мечом. Тысячи буддийских монахов были сожжены живьем или обезглавлены, богатейшая в мире библиотека Наланды уничтожена в огне. Эти события нанесли сокрушительный удар развитию буддизма в Индии, с этого момента начался его упадок в этой стране. Это привело к тому, что в современной Индии всего 0,5% коренного населения исповедуют буддизм, этот показатель меньше, чем в России.
В XII веке укрываясь от преследования, многие буддийские монахи из Индии бежали в соседние Непал и Тибет .
В 1351 году на территории Тибета был создан монастырь, где обучались буддийской философии, под тем же названием - Наланда.

Современность

С XII века на месте Наланды остались частично сохранившиеся руины - теперь это исторический памятник, которым знаменита индийская провинция Бихар. Руины находятся в 90 км к юго-востоку от г.Патна, когда-то этот город являлся древней столицей Индии.

Поблизости от Наланды теперь расположился современный центр традиции Тхеравада.

Раскопанная археологами зона занимает площадь около 150 тысяч кв.м., но еще значительная часть территории не изучена. В расположенном поблизости музее хранятся манускрипты, которые были обнаружены при раскопках.

Индия, Сингапур и ряд других стран Юго-Восточной Азии обсуждают возрождение международного университета Наланда на протяжении последних 10 лет.

В 2007 году для этих целей был сформирован совет во главе с выдающимся индийским экономистом, лауреатом Нобелевской премии, Амартией Сеном. По его замыслу, возрожденный прославленный вуз должен стать в один ряд с такими известными в истории университетами, как Болонский, Кембриджский или Гарвардский.

Литература :
Андросов, Валерий Павлович . Индо-тибетский буддизм: энциклопедический словарь. М., 2011, С.294-295.

Когда Сюань-цзан отправился в свое далекое и полное опасностей путешествие, он особенно стремился попасть в Наланду – небольшое поселение, которое теперь трудно даже найти на карте. В его времена слава этого места, расположенного вблизи Раджагрихи, древней столицы царства Магадха, достигала самого Китая. Что же привлекало сюда буддистов из далеких стран?

Здесь можно было получить не только религиозные заслуги, которые обретает паломник при посещении святого места, но и глубокие знания. В Наланде в течение многих веков процветала буддийская ученость, это был своего рода университет. Длинная череда монастырей тянулась с запада на восток, и в каждом жило множество монахов, проходивших обучение у знаменитых учителей. Они изучали санскрит, канонические тексты и целый ряд философских дисциплин.


(фото: Реставраторы)

К VII веку буддизм как массовая религия уже уступал место индуизму и претерпевал упадок, однако за этим упадком было скрыто высокое развитие философской мысли: за стенами монастырей шла напряженная полемика по очень сложным доктринальным вопросам. Узкий круг буддистов-интеллектуалов находил среду для общения в таких местах, как Наланда. По словам Сюань-цзана, попасть туда было непросто: «Если кто, пришедший из другой страны, из другого города, хочет участвовать в обсуждениях, то привратник задает ему трудные вопросы, и тогда многие терпят неудачу и уходят. Только тем, кто глубоко изучил и новейшие, и древние [труды], разрешается вход. Затем вновь пришедшие проявляют свои способности в изощренных диспутах. Из десяти бывает по семь-восемь отвергнутых, а оставшиеся двое или трое, наиболее просвещенные, оказавшись внутри общины, могут не избежать посрамления в другой раз и потерять свою репутацию».

Выйдя из монастыря, монахи видели выстроенные в ряд ступы, из которых самой большой и богато украшенной была ступа Шарипутры. Так звали одного из главных учеников Будды, который отличался выдающимися способностями к философским рассуждениям.



(фото: Ступа Шарипутры)

В наше время ступа Шарипутры представляет собой массивное сооружение из кирпича, квадратное в плане, внутри заполненное землей. Раскопки показали, что ступа меняла свой облик семь раз. Первые три ступы были очень невелики – около 3,5 м в высоту. Наиболее кардинальные изменения произошли при пятой перестройке, тогда ступа и приобрела нынешний облик с четырьмя башнями по углам, позднее были изменены только лестницы, ведущие вверх.

Судя по найденной здесь надписи, пятая ступа относится к VI веку. Предполагают, что в святилище наверху ступы, к которому ведет лестница, была очень большая статуя Будды, исходя из размеров пьедестала. Башни по углам ступы очень красивы, в их нишах были помещены фигуры Будды и бодхисаттв.



(фото: На углу ступы Шарипутры)

Это большое здание окружено множеством малых ступ. Такие постройки обычно сооружались богатыми мирянами – приверженцами буддизма – чтобы улучшить свою судьбу в следующей жизни.


(фото: Малые ступы и храм в Наланде)

Китайский паломник Фа-сянь, посетивший Индию в V веке, упоминает ступу Шарипутры, но ничего не говорит о монастырях: «Пришли к Наланде – селению, где родился Шарипутра. Сюда же он вернулся для достижения паринирваны – на этом месте воздвигнута ступа, существующая и ныне». Вероятно, монастыри возникли позднее, между V и VII веками. Рассматривая раскопанные археологами руины монастырей, можно представить себе их устройство. Все монастыри имеют сходную планировку и почти одинаковы по размеру. В центре каждого находился открытый двор, по периметру которого располагались монашеские кельи. Перед входами в кельи тянулась крытая галерея, о ней свидетельствуют остатки колонн, когда-то поддерживавших крышу. В глубине двора, напротив входа, располагался храм с почитаемой статуей внутри. Перед ним проходили общие молитвы и обязательные ритуалы. Во дворе обнаружены колодцы и углубления, служившие печами; вероятно, здесь готовили пищу. Судя по сохранившимся лестницам, в монастырях был второй этаж, скорее всего, из дерева.


(фото: Один из монастырей Наланды)

Недалеко от Наланды есть живописное озеро. Согласно поверьям, в нем обитал нага (змееподобное полубожественное существо) по имени Наланда. Когда строили монастыри и копали землю, его тело случайно было поранено. Тогда прозвучало предсказание о том, что монахи в этих обителях легко будут достигать совершенства во всех областях знания, но над ними будет тяготеть некое проклятие – иногда их будет тошнить кровью. Так в буддизме утонченная ученость философов сочеталась с простонародными суевериями.


(фото: Озеро в окрестностях Наланды)

Главный Храм

Наланда

Наланда комплекс

Наланда (Nâlandâ) - знаменитый буддийский университет и монастырский комплекс, существовавший на протяжении около 1000 лет, в котором работали, преподавали и обучались многие выдающиеся буддийские философы Индии и зарубежных стран, cюда съезжались многочисленные паломники. Среди учителей и учеников были такие прославленные как Нагарджуна , Арьядева , Шантидева , Асанга , Васубандху и сам Падмасамбхава (см. Семнадцать Мастеров Наланды). Расположен университет на месте манговой рощи, которое посещал сам Будда Шакьямуни , неподалёку от Горы Грифов (Раджгир , провинция Бихар, Индия), в нескольких часах езды на автомобиле из Бодхгайи , главного места паломничества буддистов, где Будда Шакьямуни достиг просветления, в 90 км к юго-востоку от Патны, древней столицы Индии.

В настоящее время - исторический памятник и место паломничества. Даже современный человек, посетивший руины Университета Наланда не может не восхитится великолепием древнего образовательного института. Там преподавало около тысячи профессоров, училось десять тысяч студентов, университету принадлежали девятиэтажные строения, 6 храмов и 7 монастырей, в библиотеке хранилось около 9 миллионов книг. Расцвет Наланды пришёлся на империю Гупта. О Наланде пишет также китайский паломник Сюаньцзан.

Точная дата основания университета точно неизвестна, но некоторые историки считают, что это произошло ещё во времена царя Ашоки (III век до н.э.) Что известно так это то, что в течение около тысячи лет университет Наланда являлся самым значимым учебным центром в древнем мире не только по философии Махаяны и Хинаяны но также по таким наукам как медицина, логика, астрология и многим другим до тех пор пока он не был разрушен в результате нашествия Моголов в XII-м веке.

Одним из самых ярких достопримечательностей Наланды является ступа, построенная в честь Шарипутры , который, согласно традиции родился и умер в той местности. Великая библиотека Наланды была так велика, что, как утверждают источники, она горела в течение 3-х месяцев после того, как её подожгли Моголы.

В 1193 университет был разрушен в результате вторжения тюркской захватнической армии во главе с Бахтияром Халджи. Это событие нанесло большой удар по буддизму в Индии, который после этого пришёл в упадок. Многие буддийские монахи, спасаясь от преследований, смогли убежать на Тибет. В 1351 на Тибете открылся учебный центр под тем же именем.

Современный тибетский буддизм (Ваджраяна) сформировался благодаря деятельности учителей из Наланды в IX-XII веках. Учёные из Наланды сформулировали принципы

Школы Понятия Хронология Критика буддизма Проект | Портал

В университете Наланды располагались мастерские по переписке книг, а также мастерские по производству буддийской живописи и бронзовой скульптуры. По всей вероятности в Наланде были выработаны ваджраянские каноны изображения буддийских божеств, которые в дальнейшем вместе с бежавшими от исламских иконоборцев монахами были перенесены в искусство Непала и Тибета.

На месте университета остались частично сохранившиеся руины. Поблизости располагается современный центр тхеравады . Раскопанная археологическая зона занимает площадь около 150,000 кв. м, но ещё значительная часть раскопок не произведена. В расположенном поблизости музее хранятся манускрипты , обнаруженные при раскопках.

С 2006 года силами буддистов Индии и других стран было запланировано возрождение университета Наланды под именем (англ.) .

1 сентября 2014 года прошли первые занятия в современном Международном Университете Наланды в близлежащем городе Раджгир с участием 15 студентов.

Дань памяти

Монастырь упоминается как источник традиций ныне действующих монастырей.

Некоторые современные буддийские организации названы в честь Наланды, например, Монастырь Наланда во Франции .

Выдающиеся учёные Наланды

  • Бодхидхарма - основатель буддистского направления Чань (яп. Дзэн), крупнейший проповедник буддизма в Китае.
  • Васубандху - автор трактата Абхидхармакоша и основатель школы Йогачара .
  • Нагарджуна - основатель крупнейшей буддистской школы Махаяны и учения Мадхъямики .
  • Наропа - основатель тибетской буддистской традиции Кагью

См. также

Напишите отзыв о статье "Наланда"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Наланда

«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»

Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.
Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых.
Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его.
Дочь укладывала за спину и под него ситцевые пуховые подушки. Свояченица старушка тайком сунула узелок. Один из кучеров подсадил его под руку.
– Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! – пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточку. Отдав последние приказания о работах земскому и в этом уж не подражая князю, Алпатыч снял с лысой головы шляпу и перекрестился троекратно.
– Вы, ежели что… вы вернитесь, Яков Алпатыч; ради Христа, нас пожалей, – прокричала ему жена, намекавшая на слухи о войне и неприятеле.
– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.
Два раза покормив дорогой, к вечеру 4 го августа Алпатыч приехал в город.
По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле.
Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча.
Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом.

Наланда, подобно Риму, строилась не сразу. Понадобилось несколько столетий, чтобы она приобрела известность и распространила свое цивилизованное влияние не только на всю страну, но и на такие отдаленные земли, как Япония, Ява, Корея, Китай или Тибет.

Легенда гласит, что манговая роща Паварика в Бихаре была освящена самим Гаутамой Буддой. А позже царь Ашока построил здесь Вихару (монастырь) и тысячи ученых получили возможность заниматься наукой в бесчисленных залах и храмах.

Считается, что по названию этих монастырей вся область, а потом и индийский штат стали именоваться Бихар. Теперь же, благодаря богатому наследию, университет Наланды превратился в международный центр образования и культуры. Добуддийское наследие состояло из древних знаний Вед и Пуран, буддийское - из сводов Питаки, Дхаммапады, Абхидхаммы с комментариями таких древних мыслителей как Нагарджуна и Васибунду, которые свели воедино и придали огранку разрозненным знаниям.

Наланда всегда была университетом с общежитиями, тем, что сейчас принято называть кампусом. Сейчас, в пору вступительных экзаменов, особенно интересным воспринимается следующее. В "штате" университета Наланды издревле находились "Привратники или Хранители ворот" - ученые очень высокого ранга, хорошо знающие свой предмет и отобранные из числа лучших по стране с тем, чтобы экзаменовать абитуриентов сразу же по приезде. "Входной" экзамен был очень жестким. Лишь семь или восемь ученых из каждой десятки могли пройти его успешно. Потому недостаточно сведущие в науках приходили к воротам Наланды снова и снова - до тех пор, пока уровень их подготовки не устраивал Привратников. И только собственные заслуги, но не богатство или чины могли быть при этом критерием. Имеются записи о том, что даже ученым из семей правителей было отказано, хотя расходы Наланды покрывались именно царскими грантами (правда, обеспеченными налогами, взимаемыми с сельских жителей; имеется свидетельство, что такие сборы с нескольких деревень были пожалованы Наланде на содержание ее общежитий и управление храмами и монастырями). Многие китайские ученые прошли обучение в Наланде, оставив мемуары, по которым можно воспроизвести стиль академической жизни университета.

Например, согласно И-Сингу, минимальный возраст для абитуриента равнялся годам. А те, кто уже прошел обучение в каком-либо другом университете, принимались сюда с тем, чтобы получить еще более высокие знания. Так, китайский паломник Хиуен Тсанг, прибывший в Наланду во времена "доброго короля Харша" свидетельствует, что "ученые мужи из разных городов, стремящихся быть признанными в дискуссиях, приходили сюда во множестве, чтобы развеять свои сомнения". Привратники Наланды фактически были хранителями сокровищницы знаний Индии. При этом приветствовался любой желающий принять участие в открытой дискуссии по любому вопросу, касающемуся философии, религии, юриспруденции или просто каких-либо жизненных ситуаций.

Учиться в величайшем центре знаний было весьма престижно. К тому же людей из самых отдаленных земель привлекал сюда многопредметный подход к обучению. Правда, теология была обязательным предметом, но и другие дисциплины, включая медицину, преподавались с неменьшим усердием. Грамматика и фонетика, этимология, история и йога - все было включено в расписание. Преподавалась даже… стрельба из лука.

Вышеупомянутый Хиеун Тсанг добирался в Индию через пустыню Гоби и Гималаи. Он оставался в университете в течение 17 лет: вначале в качестве студента, затем - профессора при руководителе Шилабхадре. В Наланде он был встречен у ворот тысячью светильников, поскольку слух о его эрудиции и репутации достиг университета раньше, чем он сам. Здесь он занимался, чтобы получить степень магистра юриспруденции, а затем стал вице-директором всего огромного университета. Абитуриент очень быстро превратился в студента, которому поручались глубокие исследования, требующие длительных и опасных путешествий.

Согласно описаниям Тсанга, распорядок дня в Наланде был насыщен различными ритуалами. Утро начиналось с призыва к омовению. Кажется, принятие ванны было обязательным для каждого. Более того, утреннее омовение предписывалось совершать каждому в специально отведенный для него час. Затем следовало осыпание священного изображения Будды лепестками цветов - в сопровождении декламации и пения гимнов. После скудного завтрака все собирались в залах для дискуссий и учебных занятий. После обеда проходил другой ритуал - священники собирались в главной келье монастыря и пели молитвы во славу Будды. А на сотнях кафедр для молебствий студенты должны были ежедневно проводить хотя бы по нескольку минут. Вечерами наступало время прогулок. Ночь предназначалась для отдыха.

Знание санскрита было обязательным. Оно включало не только совершенное владение грамматикой этого праязыка, но и правильное произношение. Очень большое значение в университете придавалось дискуссиям, которые могли длиться до суток. Ученые всегда приветствовали их, поскольку были преданы любимым наукам, а в дискуссиях шло активное обогащение интеллектов и то, что в наши дни называется "брейнштормингом".

На Тсанга большое впечатление произвела дисциплина Наланды. За 700 лет существования университета (ко времени его поступления) не было зафиксировано ни одного случая забастовки или каких-либо волнений за исключением ученых споров. Правда, в тех из последних, которые касались важных принципов, сражения шли "не на жизнь, а на смерть". Обязательных письменных работ не существовало, хотя обычным было переписывание рукописных текстов. Хиуен Тсанг и И-Синг привезли с собой в Китай из Наланды огромный груз таких книг.

Плата за пищу, одежду и проживание со студентов не взималась. Не существовало никаких наказаний. Точнее. Каждый провинившийся, как правило, сразу осознавал свой проступок и наказывал себя сам. А между учителем и учеником отношения были подобными отношениям между отцом и сыном. Самой большой радостью и высшей наградой для учителя становилось, если ученик затмевал своего наставника. Студенты и профессора носили одинаковые желтые робы "закутанные вокруг талии и спины и подхваченные на поясе; исподняя одежда, обернутая вокруг поясницы, спускалась ниже колен". Пища была очень простой - из продуктов, доставляемых двумя сотнями домовладельцев из разных сел.

Но и спорту находилось место в стенах университета. Студентам разрешалась борьба, боксирование, разные игры (но не игра в кости, несмотря на то, что такое развлечение было очень популярно в индийском обществе того времени).

К несчастью, благословенная многовековая жизнь Наланды однажды была резко оборвана. Завоеватели разрушили Город Знаний за несколько часов. Легенда гласит, что несколько монахов кинулись под ноги врагам, пытаясь спасти хотя бы Ратнаводхи - всемирно известную библиотеку. Однако сами были брошены в огонь вместе с книгами. Оставшиеся в живых сбежали. Так осталась лишь память о Наланде и история ее, изложенная европецам впоследствии сначала Гамильтоном, а затем Алексанром Каннингемом.

Настал двадцатый век. В 1915 году были организованы первые раскопки в пределах древнего университета. Продолжались они около двадцати лет. И вот теперь, снова, ученые съезжаются в город Нав, расположенный неподалеку от древней Наланды - чтобы восстановить славу этого величайшего центра знаний.