Национальный музей рима термы диоклетиана. Термы диоклетиана, рим

Руины древнеримских бань – термы Диоклетиана – были возведены в далеких 298–305 годах нашей эры. В современном Риме эти старинные термы относятся к . Кроме бань музей включает в себя еще три объекта, расположенных отдельно: , крипта Бальби и .

История терм Диоклетиана

Римский император Гай Диоклетиан хотел построить самые большие термы, с которыми не могли бы сравниться никакие другие. Так появились бани, общая площадь которых вместе с садами занимала около 13 гектар.

С 537 года, после разрушения акведука остготским королем Витигесом, термы больше не функционировали по назначению.

В 1563 году, по поручению императора Пия IV, Микеланджело провел масштабную реконструкцию Диоклетианских терм. Так кальдарий терм был перевоплощен в церковь, посвященную Богородице, ангелам и мученикам. Было сооружено здание монастыря картезианцев. Благодаря столь усердной реконструкции эти древнеримские термы сохранились до наших дней намного лучше, чем другие.

Термы Диоклетиана могли одновременно вместить до 3 тысяч человек. Очень обширные сады украшали фонтаны и павильоны. На территории были залы для проведения собраний и спортивных упражнений, работала библиотека.

Музей в термах Диоклетиана

С 1889 года в термах расположена коллекция римского и греческого искусства . В целом, есть на что посмотреть и чем восхититься.

В музее терм вы увидите не только шедевры Микеланджело, воплощенные в жизнь в церкви и монастыре, но и старинные статуи, саркофаги, рельефы, алтари, гробницы и много другого.

Как доехать

Термы Диоклетиана в Риме расположены рядом с площадью Республики. Напротив главного вокзала Рима Термини.

Время работы : Музей-термы можно посетить со вторника по воскресенье, с 9:00 до 19:30. Стоимость билета составляет 7 евро. Лицам от 18 до 25 лет – 3,5 евро. В первое воскресенье каждого месяца для посетителей до 18 лет вход бесплатный. В стоимость билета включено посещение остальных объектов Национального музея Рима. Билет действителен 3 дня.

Термы Диоклетиана, строительство которых было закончено в 303 году нашей эры, занимали площадь 13 га и одновременно могли принять 3 тысячи человек. Помимо бассейнов с горячей и холодной водой, здесь были обустроены залы для философских диспутов, библиотека, амфитеатр, а вокруг - разбиты сады с фонтанами и павильонами.

От богатой внутренней отделке помещений сегодня мало что осталось, но все же Термам Диоклетиана повезло: их руины были преобразованы в такие шедевры архитектуры, как базилика Санта Мария дельи Анджели, возведенная по проекту Микельанджело, и церковь Сан-Бернардо-алле-Терме. Другие отреставрированные помещения переданы Римскому национальному музею, чья экспозиция вмещает прекрасную коллекцию античных скульптур.

Полезная информация

Где находятся термы Диоклетиана

Адрес терм Диоклетиана (оригинальное название - Terme di Diocleziano) следующий: Viale E. de Nicola, 79, Рим , Италия .

Как добраться до терм Диоклетиана

Термы Диоклетиана находятся на улице Энрико Де Никола, здание № 79. Ориентир - ж/д вокзал Термини - вход в Термы как раз напротив него. Удобнее всего добраться сюда на метро, линия Т.

Режим работы терм Диоклетиана

Термы открываются в 9:00 и закрываются в 19:45. Выходной день - понедельник.

Стоимость входного билета

И термами Траяна .
1.


Так выглядели термы на макете.
2.

Макет достаточно точно соответствует плану терм, изображенному на старинной гравюре.
3.

Сооружения терм вмещали до 3200 человек; сады были украшены фонтанами и павильонами. Водоснабжение терм осуществлялось через акведук Марция .
4.

Также было роскошным и убранство терм: облицовка мрамором, уникальные мозаичные полы, галереи со статуями богов и журчащими фонтанчиками.
5.

Термы выполняли функции не только бань, они служили местом отдыха, общения, очагом культурной и общественной жизни города. Вход в них разрешался всем свободным гражданам. На территории комплекса были разбиты сады с павильонами, фонтанами, мраморными скульптурами, здесь же находились залы для собраний, амфитеатр, библиотека и гимнастический зал.
6.

Термы Диоклетиана в современном виде - это площадь Республики , на месте центрального зала возведена церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири , некоторые помещения занимает Национальный римский музей с собранием римского и греческого искусства. Один из круглых залов терм перестроен в церковь Сан-Бернардо-алле-Терме .
Часть развалин в 1889 году была перестроена под музей.
7.

Термальное, или Диоклетианово, окно - окно, которое две вертикальные стойки (средники) делят на три отделения - центральное пошире и боковые поуже. Такие окна типичны для римских терм Диоклетиана. В эпоху Ренессанса великий итальянский архитектор Андреа Палладио возродил термальные окна, переработав античную форму в так называемое венецианское окно. С тех пор окна Диоклетиана прочно вошли в арсенал приёмов палладианства и его преемников.
8.

Площадь Республики
До 1950-х годов площадь назвалась Экседра. Это название до сих пор употребимо среди местных жителей. Старое название произошло от большой экседры терм Диоклетиана - полукруглой глубокой ниши с полукуполом. Форма античной экседры повторена в колоннаде, ограничивающей площадь с юго-запада. Полукруглые палаццо с портиками были возведены в 1887-1898 гг. по проекту архитектора Гаетано Коха . На площадь выходит фасад церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири. В центре площади расположен фонтан Наяд, созданный скульптором Марио Рутелли в 1901 году.
9.

Фонтан наяд [41.9030117N 12.4984825E ]
В последнем десятилетии своего понтификата Папа Пий IX заказал и финансировал реконструкцию древнего акведука Марция, который был сильно поврежден готами в шестом веке, и с тех пор остался неиспользованными. Строительство нового акведука было поручено в 1868 году компании "Acqua Pia Antica Marcia SpA", которая была долгое время одним из основных поставщиков водоснабжения города. Завершиться акведук планировалось большим фонтаном. Первый вариант фонтана был построен в 1870 году немного не в том месте, где он находится сейчас. Это был простой большой круглый бассейн, из которых выбивалось большое количество струй воды, направленной к центру. Композиция завершалась пятью вертикальными струями воды, причем центральная гораздо более высокая. Несколько лет спустя, в 1888 году, архитектор Алессандро Геррири полностью изменил внешний вид фонтана. Он стал состоять из трех концентрических круговых чашек на разных высотах, размещенных на восьмиугольном основании. Была попытка установить четырех львов, но она не увенчалась успехом, и проект был оставлен. Следующий проект работы скульптора Марио Рутелли , был построен и открыт в 1901 году. Фонтан наяд украшали четыре обнаженные женские фигуры из бронзы, изображающие наяд: Нимфа озер, держащая лебедя, Нимфа рек, лежащая на монстре рек, Нимфа подземных вод, лежащая на спине дракона, и Нимфа океанов верхом на морском коньке.
11.

В 1912 году, наконец, фонтан получил свой окончательный внешний вид с установкой в центре группы Глауко - обнаженной мужской фигуры, захватывающей дельфина и символизирующей владычество человека над естественной силой. Изо рта дельфина выходит центральная струя фонтана. Полностью работа была открыта в 1914 году.
12.

Национальный музей Рима [41.9030157N 12.4984127E ]
Национальный римский музей был открыт в 1889 году. В состав национального римского музея входит Музей терм, в котором хранится коллекция известных античных скульптур: "Трон Людовизи" , "Дискобол" , "Кулачный боец" , "Галл, убивающий свою жену" и многие другие, ранее находившиеся в термах Диоклетиана и Каракаллы.
14. Вход в музей

Музей располагает на сегодняшний день одним из богатейших собраний античной скульптуры. В залах античных терм Диоклетиана представлены коллекции надписей и скульптур.
16.

19. Коллекция античных масок

Сад музея
21.

На территории терм перед входом в музей также можно увидеть несколько весьма оригинальных скульптур.
31.

В залах музея выставлено множество древних скульптур, надгробий, масок и других древних экспонатов.
34.

Большой клуатр
40.

В центре большого клуатра среди зеленых насаждений что-то высматривают различные животные.
43.

Малый клуатр
45.

Национальный римский музей сегодня - комплекс из пяти объектов, посвящённых римской истории: Термы Диоклетиана, Палаццо Массимо, Палаццо Альтемпс, Крипта Бальби и Музей Палатино. Этот музей считается одним из лучших по устройству экспозиции, организации работы, удобству для посетителей. По одному входному билету можно посетить 4 объекта: Термы Диоклетиана, Палаццо Массимо алле Терме, Палаццо Альтемпс, крипта Бальби. Действует билет 3 дня.
46.

В 1563 году, по распоряжению папы, Микеланджело провёл реконструкцию развалин центрального зала бань. Развалины были превращены в церковь Санта-Мария-дельи-Анджели. Церковь очень интересная, с углубленным изучением астрономии. Ей будет посвящен отдельный пост, который опубликую в ближайшее время.
47.

Сан-Бернардо-алле-Терме [41.9036226N 12.4944699E ]
Сан-Бернардо-алле-Терме - монастырская церковь ордена цистерцианцев , посвящённая св. Бернару . Изначально здание церкви, возможно, служило сферистериумом (залом для игры в мяч), входящим в состав терм Диоклетиана. В 1593 г. этот участок земли купила племянница папы Юлия III и пожертвовала на постройку монастыря. Его строительство продолжалось до 1598 года, перестройка церкви была завершена в 1600 году.
48.

Строение купола церкви сходно с Пантеоном , однако значительно меньше в диаметре (всего 22 м).
49.

С 1670 года церковь является титулярной , в этом же году проводились первые реставрационные работы: обновлено внутреннее убранство, встроен орган, улучшен хор, на фасаде появилась фреска, изображающая св. Бернара. Последняя реставрация проводилась в 2000 году. В нишах церкви находятся 8 статуй святых работы Камилло Мариани .
50.

51. Главный алтарь

Алтарь св. Бернарда Клервоского
Алтарь св. Бернарда Клервоского пышно украшен скульптурами с древними зелеными колоннами. Алтарная картина "Видение святых, которые пролетают в экстазе, чтобы встретить Иисуса, снимаемого с креста" итальянского художника Джованни Одацци заменила другой холст кисти Томаса Лаурети.
52.

Алтарь св. аббата Роберио
Алтарь св. аббата Роберио, воспитанника Святого ордена цистерцианцев, оформлен аналогично алтарю св. Бернарда. На картине кисти Джованни Одацци изображена Богородица с младенцем, св. Иоанном, св. Иосифом и св. Роберто. Мадонна надевает на палец кольцо, символ защиты и преданности.
53.

Захоронение Иоганна Фридриха Обербека , лидера назарейцев , художника, графика и иллюстратора.
54.

Кроме того, совсем рядом с термами Диоклетиана можно увидеть пару достопримечательностей.
Обелиск Догали [41.9021613N 12.4974632E ]
Это один обелиск из двух, привезенных из Гелиополиса. Второй теперь установлен в садах Боболи во Флоренции. Изначально монумент был привезен в храм Исиды в Риме. Найден в 1883 году Родольфо Ланциани около Санта-Мария-сопра Минерва . В настоящее время памятник посвящен в честь битвы около Догали . Место расположения современного обелиска сменилось с площади перед вокзалом Термини на нынешнее в 1924 году.
55.

Статуя Иоанна Павла II работы Оливьеро Райналди под названием Conversazioni (разговоры) установлена 18 марта 2011 г. . За "спиной" памятника центральная автобусная станция Рима (станция Термини).
56.

Напоследок для лучшего понимания предлагаю посмотреть видео с трехмерной моделью древних терм Диоклетиана.

Термы Диоклетиана (Terme di Diocleziano)

Древний Рим – загадочный и удивительно развитый мир. С технической точки зрения в свое время он не знал равных. Взять хотя бы термы, которые обеспечивались водой по подземным акведукам (водопроводам). Это были не просто бани, а целые комплексы. Одни из них – Термы Диоклетиана.

Историческая справка

К строительству терм приступили в 298 г. В 303 г. они уже возвышались во всей красе и были освящены, получив название в честь Диоклетиана. Сооружение вышло настолько огромным, что могло одновременно вместить 3000 человек.

В период нашествия вандалов и готов Термы Диоклетиана продолжали частично функционировать. Но в 537 г. захватчики разрушили акведук, по которому поступала вода в бани, и их постигла разруха. В 1566 г. по распоряжению Папы римского термы начали восстанавливать. В работе принимал участие Микеланджело. Он превратил центральную залу в церковь Санта Мария дельи Анджели.

Но затем опять последовал целый период запустения. Так бани стали постепенно источником дешевого материала для строительства иных конструкций. Наиболее всего Термы Диоклетиана пострадали в период с 1586 г. по 1589 г., когда велось возведение виллы для Папы Сикста Пятого.

В 1889 г. часть Терм Диоклетиана была превращена в музей. А в начале 20 столетия власти Рима решили окончательно сделать эти бани памятником древней архитектуры и истории. Сегодня там располагается Национальный римский музей.

Любопытные факты

В Термах Диоклетиана имелись красивые сады. Они были украшены павильонами и фонтанами. Комплекс также включал гимнастический зал, помещения для собраний, библиотеку, парилку, комнаты для отдыха, залы с холодными ваннами, бассейн, амфитеатр. Все это имело очень богатое убранство.

Современные раскопки установили, что бани были сооружены не на пустом месте – до этого там находились еще более древние постройки, которые снесли. Вода в Термы Диоклетиана поступала по одному из ответвлений акведука Марция.

Архитектурные особенности

Эти термы – образец античной архитектуры. Они занимали достаточно большую площадь, охватывая свыше 13 гектаров. За основу строительства был взят проект двух предыдущих терм – императоров Траяна и Каракалла.

Что можно посмотреть?

В наши дни можно увидеть руины главного корпуса со стороны улицы Республики. Одна из аспид сохранилась в качестве входа в церковь Санта Мария дельи Анджели, которую Микеланджело переоборудовал из центрального зала терм. Еще одна часть стала Национальным римским музеем. В народе его называют просто Музеем терм.

Несколько круглых залов (предположительно 1-2) были перестроены в базилику Сан Бернардо алле Терме. Фрагмент еще одного подобного помещения можно посмотреть между улицей Виминале и площадью Чинквеченто. Имеются и незадействованные части Терм Диоклетиана в виде руин. Они расположены за несколько улиц до Национального римского музея, в котором собраны такие шедевры, как:

  • чный боец;
  • Трон Людовизи;
  • Галл, убивающий жену;
  • Дискобол и проч.

Полезная информация

Как добраться до терм? На метро – до станции Республика (Repubblica), далее – 5 минут пешего хода; до станции Termini (Термини), а дальше 10 минут пешком.

Время посещения: ежедневно – в 9:00-19:45, за исключением понедельника (это выходной). Касса закрывается в 19:15.

Цена входного билета: полный взрослый – 7 евро.

Адрес: г. Рим, улица Энрико Де Никола (Via Enrico de Nicola), строение 79.

При полном или частичном копировании обязательна активная ссылка на источник


Музей Терм Диоклетиана - это одно из четырех зданий, в которых располагается Национальный Римский Музей. Другие места следующие: Палаццо Массимо алле Терме , Палаццо Альтемпс , Крипта Бальби . Пост об музее Палаццо Массимо алле Терме , где через маршрут музея, можно вновь пережить историю, мифы и повседневную жизнь в Риме.


Изначально Термы Диоклетиана представляли собой колоссальный термальный комплекс имперской эпохи, построенный между 298 и 306 г. н.э., который занимал площадь более 13 000 м2.


По преданию, термы были построены осужденными на смерть христианами. Они вмещали более 3000 купающихся за раз, приблизительно в два раза превышая число людей, на которое были рассчитаны термы Каракаллы. На их строительство ушло 10 лет, по сравнению с 5 годами, которые ушли на строительство терм Каракаллы. При термах было три тысячи ванн и три просторных бассейна с чистой, прозрачной водой.

Во времена империи термы были открыты для мужчин, равно как и для женщин и детей, и даже очень скромная плата в один квадрант иногда покрывалась щедростью императора или какого-нибудь богача, который мог взять на себя целиком стоимость посещения бань на срок от одного дня до одного года. Римляне ходили в термы, чтобы встречаться с другими, погулять и поболтать, одни – чтобы поиграть в мяч и другие игры, другие – чтобы испытать более интенсивную физическую нагрузку, такую как борьба, или посмотреть, как это делают другие, и конечно же получить прохладу летом и тепло зимой. Холодные ванны находились во фригидарии – прохладной комнате в бане; имелись также теплое помещение, или тепидарий, а также отапливаемое помещение, калидарий, где были теплые ванны и горячий пар, чтобы вызвать потоотделение, как в наших современных турецких банях. Помещением еще горячее, лакоником, пользовались в основном больные. Тепло обеспечивалось яростным огнем под полом, разжигаемым рабами, с использованием большого количества дерева.

Купающиеся могли насладиться любым из них или всеми по очереди и в любом другом порядке. Сейчас мало что осталось от былой славы терм, но они все равно будоражат наши впечатления. Такие же чувства переполняют при виде .

Сегодня это месторасположение Национального Римского Музея, основанного в 1898 году. Его археологическое наследие - одно из самых богатых в мире, оно происходит из различных коллекций, а частично состоит из находок, найденных в термах. На территории термального комплекса Микеланджело умело расположил Церковь Санта Мария дельи Анджели в стиле эпохи Возрождения, которую пожелал Папа римский Пий IV в 1561 г.

В монастырском дворе, созданном Микеланджело, выставлены более 400 скульптур всех типов, принадлежащих римским мастерам (архитектурные находки, мраморные группы и статуи, саркофаги, алтари пожертвований).

Отделение музея в Термах Диоклетиана было задумано для ознакомления с началом римской истории.

В нем находится обширный эпиграфический раздел, демонстрирующий возникновение латинского языка благодаря текстам, написанным на различных носителях, относящимся к периоду с VIII века до н.э. до IV века н.э.