Национальный парк святые горы. Национальный природный парк "святые горы"

Реферат на тему:

Святые горы (национальный парк)



План:

    Введение
  • 1 Природное значение
  • 2 Историческое значение
  • 3 Состав
  • Примечания

Введение

Национальный природный парк «Святые горы» - национальный природный парк, расположенный в северной части Донецкой области Украины, в Славянском (11957 га), Краснолиманском (27665 га) и Артёмовском районах. Создан 13 февраля 1997 года Указом Президента Украины № 135/97. Парк в основном протянулся вдоль левого берега реки Северский Донец с большими выступами на правом берегу.


1. Природное значение

В парке находятся меловые горы, на которых сохранились редкие растения древности, например, сосна меловая, сохранившаяся с доледникового периода.

В 2008 году меловые горы (Святые горы) на территории национального природного парка «Святые горы» попали в Top-100 всеукраинского конкурса «Семь природных чудес Украины» .

Общая площадь парка - 40589 га, из них в собственности парка находится 11878 га.

Флора : общее количество видов растений, произрастающих на территории парка - 943, из них 48 занесены в Красную книгу Украины. Охраняется растительность долины реки Северский Донец: реликтовые боры сосны меловой, реликтовые и эндемические растительные группировки на отслоениях мела, байрачные леса, степи, луговая и болотная растительность заплав. Флора насчитывает 20 эндемических видов.

Фауна : на территории парка живут 256 видов животных, из них 50 занесены в Красную книгу Украины. Фауна насчитывает 43 вида млекопитающих, 194 - птиц, 10 - пресмыкающихся, 9 - земноводных, 40 - рыб.


2. Историческое значение

Свято-Успенская Святогорская лавра

Меловый кряж

На территории парка находится 129 объектов археологии (от палеолита до средневековья) и 73 памятника истории. В 1980 году на территории бывшего Свято-Упенского монастыря был основан Святогорский государственный историко-архитектурный заповедник. Основу комплекса памятников заповедника составляет - Свято-Успенская Святогорская лавра (основана в XIII - XVI веках, статус лавры получила в 2005 году), расположенная на скалистом правом берегу Северского Донца. К комплексу исторических памятников также относится монументальная скульптура Артёма работы И. П. Кавалеридзе. Рядом с памятником находится Мемориал Великой Отечественной войны. Также к заповеднику относится Дуб Камышева - дуб-памятник Герою Советского Союза, гвардии лейтенанту Владимиру Камышеву. В 2011г. к территории заповедника добавлено, с целью востановления, место, где ранее находилась так называемая "Дача Потемкиных"

На территории парка построены шоссейные и железные дороги, расположен ряд населённых пунктов (в том числе - город Святогорск). С юга к территории парка примыкает город Славянск.


3. Состав

В состав Национального природного парка «Святые горы» включены следующие памятники природы и заказники :

В Славянском районе:

  • «Маяцкая дача» - самый крупный в Донецкой области дубравный массив! Ботанический памятник природы общегосударственного значения.
  • «Пойма-1» - пойменный дубовый лес, лесной заказник местного значения площадью 590 га.
  • Урочище «Сосна» - сосновые насаждения искусственного происхождения, возрастом более 50 лет, лесной заказник местного значения площадью 527 га.
  • Памятник природы «600-летний дуб». Немного выше Лавры по течению Донца, на левом берегу, есть участок 200 - 300-летних дубов. Большинство из них достигает высоты 25 м и диаметра около 80 см, а некоторые деревья доходят в поперечнике до полутора метров. Здесь же, на одной из опушек, растет 600-летний дуб, самый старый на востоке Украины. Его параметры: высота - 29 метров, диаметр - около 2 метров, обхват ствола - 6,3 метра.
  • Дендропарк Маяцкого лесничества

В Краснолиманском районе:

  • Заказник «Ландыш» - лес в пойме реки Северский Донец, на которой произрастает ландыш майский, ботанический заказник местного значения площадью 43 га.
  • Заказник «Чёрный Жеребец» - место произрастания черноольшанников по реке Чёрный Жеребец, общезоологический заказник местного значения площадью 223 га.
  • «Чернецкое» - ландшафтный заказник местного значения площадью 197 га. На территории находятся сосновые насаждения искусственного и дубовые насаждения естественного происхождения.
  • Озеро Чернецкое - гидрологический памятник природы местного значения.
  • Болото Мартыненково - орнитологический заказник местного значения.
  • Подпесочное - ландшафтный заказник местного значения: вокруг озера Подпесочное находятся сосновые и дубовые высокобонитетные насаждения. Площадь - 197 га.

В г. Святогорске:

  • «Сосновые насаждения» - ландшафтный заказник местного значения, сосновые насаждения вокруг Святогорска, возрастом до 120 лет. Площадь заказника - 686 га. На 19 сессии Донецкий областной совет рассматривался вопрос об отмене статуса заказника.
  • памятник природы «Тополь»

Примечания

  1. 7 Чудес України - 7chudes.in.ua/selection6_17.htm (укр.)
  2. Источник Національний природний парк «Святі Гори» - www.info.dn.ua/nature/sprava/st.shtml (укр.)
  3. 19 сессия Донецкого областного совета - www.sovet.donbass.com/m1/ru/press_service/news/newsarchive/91281416
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 13.07.11 15:21:20
Похожие рефераты: Горы Рувензори (национальный парк) , Святые горы , Артурс-Парк (национальный парк) , Биа (национальный парк) ,

Добавить в закладки:


Природа Украины щедра, богата и разнообразна. Любая страна мира гордится, если на ее территории еще остались нетронутые и хорошо сохранившиеся уголки природы . С седой старины одно из таких мест нашей страны известно под названием "Святые Горы ". Это действительно необыкновенный уголок Донетчины. Как подчеркнули эксперты ЮНЕСКО, которые работали здесь весной 2001 года, "на Земле очень немного мест, где так органично объединены объекты мировой истории и культуры, ценнейшие природные комплексы и красивейшие ландшафты ". Сейчас эта уникальная территория входит в состав первого в левобережной Украине (НПП) "Святые Горы ", который создан согласно Указа Президента Украины Л.Д. Кучмы № 135/97 от 13 февраля 1997 года.

Территория парка площадью 40448 га расположена вдоль русла Северского Донца, от Харьковской области на северо-западе и до Луганской на востоке, в Славянском, Краснолиманском и Артемовском районах Донецкой области. В состав национального парка входит и город Святогорск.

Основными задачами НПП "Святые Горы " являются охрана и изучение ценных природных и историко-культурных комплексов и объектов на его территории, создание условий для организованного туризма и отдыха населения и экологическое просвещение посетителей.

Для эффективного выполнения этих задач территория парка разделена на функциональные зоны с дифференцированным режимом охраны и использования природных ресурсов.

Территория национального парка представляет собой ландшафтное и биоценотическое разнообразие прирусловой части бассейна реки Северский Донец.

Согласно физико-географическому районированию Украины территория НПП расположена в степной зоне на границе Донецко-Донской и Левобережно-Днепровской северо-степных провинций, которая проходит по Северскому Донцу.

Река Северский Донец упоминается в древнекиевской летописи. Как сообщает Нестор, в 1111 году дружины князя Владимира Мономаха перешли Донец и нанесли сокрушительное поражение половцам на их землях. Здесь разыгрались события, поведанные нам неизвестным автором в драгоценном памятнике славянской литературы "Слове о полку Игореве".

Северский Донец - наибольший из притоков Дона и четвертая по величине река Украины . Долина реки асимметрична, с крутым обрывистым правым берегом и большой хорошо обводненной поймой, которая переходит в надпойменные террасы на левом берегу.

Правый материковый берег Донца представляет собой плато, расположенное на высоте 120-230 м над уровнем моря и расчлененное оврагами и балками, устья которых открываются к реке. В некоторых местах Северский Донец вплотную подходит к материковому склону с обрывистыми обнажениями меловых пород туронского, коньясского, сантонского и верхнесеноманского ярусов мощностью 80-100 м, создавая своеобразный "горный" ландшафт . Эта меловая гряда образовалась из осадков древнего теплого моря, которое существовало здесь 100-80 млн. лет тому назад.

Пойма реки имеет ровный рельеф с характерными прирусловыми песчаными валами, озерами и старицами. Ее ширина достигает 3 км, но на большем протяжении более узкая, около 1 км. За пределами поймы на территории парка представлены первая надпойменная песчаная боровая и вторая надпойменная лессовая террасы. Поверхность террас с многочисленными буграми и впадинами густо покрыта лесом, овражно-балочная сеть развита слабо.

Для Донца и его притоков характерны: питание за счет атмосферных осадков, неравномерность стока и сезонные колебания уровня воды. Весенние паводки на реке Северский Донец наблюдаются ежегодно. Среднемноголетняя амплитуда колебаний уровня реки составляет 2,5 метра, однако высокие уровни подъема до 5,8 м наблюдаются один раз в 4-5 лет. В пойме Северского Донца много озер. Их питание зависит исключительно от паводка и атмосферных осадков, в засушливые годы они пересыхают. Озера, которые расположены на границе поймы и первой надпойменной террасы, более глубокие. На дне таких водоемов есть многочисленные родники, которые обеспечивают относительную стабильность уровня и температуры воды. Обмелевшие озера постепенно зарастают, образовывая под кронами ольшаника или в зарослях верб своеобразные неглубокие пойменные болота.

Климат умеренно-континентальный, степной с непродолжительной, умеренно-мягкой зимой и сухим теплым летом. Продолжительность солнечного сияния за год достигает 2000 часов, среднегодовое число дней без солнца - 88, в зимние месяцы - 16-20, в летние-1-3. Среднемесячная температура самого теплого месяца составляет +22оС, самого холодного -7,7оС.

В целом климат, с чистым умеренно-влажным воздухом, большим количеством солнечных дней, значительными тепловыми ресурсами, отсутствием сильных холодных ветров, а также резких температурных колебаний, благоприятен для рекреационно-лечебного использования и.сельскохозяйственной деятельности.

Растительность национального природного парка "Святые Горы " имеет огромную научную ценность. На площади 40,5 тыс. га произрастает половина видов высших растений, которые когда-либо отмечались на Юго-Востоке Украины - 943 вида, в том числе, 27 видов - деревья, 63 - кустарники и 853 - травянистые растения. Растительность НПП содержит много уникальных ассоциаций разного синтаксономического ранга, которые подлежат особой охране как редкие, эндемичные, реликтовые, а также эталонные и деградирующие под влиянием человеческой деятельности. Искусственные леса, занимающие большую площадь в НПП, очень разнообразны и представляют научный интерес как опыт создания культурфитоценозов с участием аборигенных и интродуцированных видов. Основные типы растительности представлены так: леса занимают более 91% площади парка, луга - около 1,5%, болота - 2,5%.

В разнообразных как типичных, так и специфических условиях рельефа правобережья произрастают широколиственные леса возрастом 90-110 лет с преобладанием дуба обыкновенного. Дубовые леса на таких значительных площадях сформировались благодаря рельефным условиям Донецкого кряжа и являются уникальным явлением на плакорах степной зоны. Ценные плакорные и байрачные Маяцкие дубравы впервые были взяты под охрану государством еще в 1703 году по Указу Петра I. Дубравы национального парка занимают треть его общей площади лесов. В лесном фонде Украины на долю дубовых насаждений приходится 27 %, а в Донецкой области - 57 %.

На территории национального природного парка произрастает естественная в Донбассе, значительная по площади (более 300 гектаров) пойменная дубрава, где сохранились семенные дубы в возрасте 200-300 лет и более со средней высотой 25 м, средним диаметром - 81 см, максимальным - 152см. На территории парка сохранился дуб-патриарх 600-летнего возраста, поражающий своими размерами. При высоте 29 метров, диаметр его достигает 2-х метров, а обхват ствола составляет 6,3 метра.

В жестких почвенно-климатических условиях Донецкой степи дуб выполняет климаторегулирующие, водоохранные, почвозащитные, санитарно-гигиенические, рекреационные функции и признан главной породой в степном лесоразведении.

Большой возраст, повреждения военных лет, высокие рекреационные нагрузки привели к тому, что только 5 % 285-летних деревьев Дубовой рощи не имеют повреждений. У четверти дубов имеются повреждения ствола. Часть деревьев усыхает, а гибель каждого дерева - невосполнимая потеря.

Особую ценность представляют уникальные меловые боры, сформированные сосной меловой - третичным реликтом, занесенным в Красную книгу Украины и в Международный Красный список МСОП (IUCN).

Как уникальный уголок природы , меловые горы издавна привлекают внимание ученых. Впервые их описал в 1774 году академик Гюльдентштедт, указывая, что они тянутся от монастыря до села Маяки. Он первый обратил внимание на то, что сосна растет здесь на меловом субстрате.

В 1895 году ботаник В.И.Талиев писал: "... в Святых горах сосна образует прекрасные чистые насаждения, причём, поверхность почвы в них спрятана под моховым покровом".

Выдающиеся ботаники Д.И.Литвинов, Б.М. Козо-Полянский считали, что меловые боры являются остатками доледниковой растительности конца третичного периода. Еще в 1914 году известный русский ботаник В.И.Талиев поставил вопрос о сохранении этих боров как выдающегося памятника природы. Ученые Е.М. Лавренко, М.И.Котов, М.И. Шалыт называли эти места "подлинной страной живых ископаемых". В 1963 году Горы Артема были объявлены памятником природы, а в 1975 году государственным ландшафтным заказником.

Сосна меловая отличается от сосны обыкновенной. У нее толще и короче хвоя (3-5 см), круглее и почти вдвое мельче шишки (2,5-3 см длиной), твёрже древесина, крупнее пыльца, зонтикообразная крона. В настоящее время сосна меловая сохранилась только на отдельных разрозненных участках на площади 85 га. Сосен в возрасте 70-100 и более лет с диаметром ствола 25-80 см при высоте от 8 до 28м насчитывается на территории парка более 700 шт.

НПП "Святые Горы " и заповедник "Меловая флора" - единственные места в Украине , где сохранилась сосна меловая. Произрастает она еще в России - Воронежской и Белгородской областях. Общая площадь меловых боров составляет около 250 га. Участки сосны меловой на территории парка в Горах Артёма самые большие и самые южные. Изучение сосны меловой помогает воссоздать историю формирования растительного мира Донбасса. Меловые боры Северского Донца - своеобразная ботаническая загадка, которая не разгадана ещё до конца и в настоящее время. Пожары и ураганы в 20-х годах, войны, хищническое истребление реликтовых лесов привели к тому, что у 60% деревьев сосны обнаружены различные повреждения и аномалии роста. Охрана, сбережение сосны меловой, восстановление меловых боров является важной задачей НПП "Святые Горы ".

Рядом с сосной меловой растут дуб обыкновенный, липа сердцелистная, осина, клены остролистный и татарский, яблоня ранняя и лесная, груша лесная, вяз. В кустарниковом ярусе господствует скумпия - реликтовое растение . Скумпия обыкновенная (райское дерево, желтинник, сафьяновое дерево) - это красивое деревце-кустарник, который когда-то называли "Святогорским листом ". В XVII веке монахи Святогорского монастыря поставляли побеги скумпии на царские сафьяновые заводы в Москву и Среднюю Азию. Краситель, полученный из листьев скумпии, использовали для окраски высококачественной кожи в коричневый цвет. Растение имеет разрозненный ареал, растёт в Крыму и на Кавказе, по Днестру и Южному Бугу. В Донецкой области это самая северо-восточная зона произрастания кустарника. Ранней осенью листья скумпии приобретают багряно-алую окраску, а меловые горы покрываются неповторимым по своей красоте убранством.

Большую научную ценность представляет раритетный фонд флоры парка международного уровня: иссоп меловой, боярышник украинский, дрок донской, погремок меловой, желтушник меловой, гусиный лук боровой, норичник меловой, пырей ковылелистный, подмаренник волынский, полынь беловойлочная, смолевка меловая, фиалка Лавренка. В Красную книгу Украины занесены 48 видов, 12 - в Европейский красный список, 123 вида имеют охранный статус, из которых 45 являются редчайшими для Донбасса и охраняются на местном уровне. В границах территории национального парка выявлены 43 ассоциации, которые занесены в Зеленую книгу Украины . Это прежде всего меловые боры, дубовые леса с грабом и кленом татарским, кретофильные и степные фитоценозы, водные группировки сальвинии плавающей. Следует также выделить и сфагновые болота-блюдца, которые в степной зоне расположены за крайней южной границей своего сплошного ареала.

Фауна водоемов парка представлена 40 видами рыб, среди которых занесены в Красную книгу вырезуб и елец Данилевского. Ниже слияния Северского Донца и Оскола на участке реки с большим количеством песчаных отмелей и кос, а также в родниках поймы Донца живет минога украинская - редкий вид, занесенный в Красную книгу Украины и Европейский красный список.

Преимущественно с пойменными биотопами связана жизнь 9 видов земноводных. Здесь очень многочисленны болотная черепаха и два вида ужей - обычный и водяной. В борах и дубравах сохранились лесная гадюка и медянка - вид, занесенный в Красную книгу Украины .

Для среднего Придонцовья в данное время известны более 200 видов птиц, которые составляют 52 % видов фауны Украины . Прежде всего, это лесные виды европейского фаунистического комплекса, широко распространенные и водно-болотные виды. Интересна фауна дневных хищных птиц, представленная довольно обычными: ястребом большим, канюком и чеглоком. В национальном парке постоянно гнездятся редкие и охраняемые виды: осоед, орлан-белохвост и орел-карлик. Ежегодно отмечаются: змееяд, орел-могильник, лунь полевой. На лишенных древесно-кустарниковой растительности меловых обрывах, в норах гнездится чрезвычайно редкая степная пустельга. Видовое разнообразие птиц объясняется также тем, что долина Северского Донца - важный миграционный путь для перелетных и кочующих видов.

Териофауна национального парка "Святые Горы " насчитывает 43 вида, при этом необходимо отметить, что не все группы изучены довольно хорошо. Очень высока численность хищных млекопитающих. Ласка, лесной хорек, американская норка, лесная и каменная куницы - обычные жители типичных биотопов национального парка. Встречаются также горностай, барсук и выдра, занесенные в Красную книгу Украины . На территории парка постоянно живет несколько групп волков. Лиса обычна во всех биотопах. Копытные представлены аборигенными для региона косулей и кабаном, таежным жителем лосем, который широко распространился во второй половине ХХ столетия, и акклиматизированным в 60-х годах из Приморья пятнистым оленем. Повсеместно, в том числе на территории населенных пунктов, встречается заяц-русак, причем в антропогенных ландшафтах его численность часто выше, чем в естественных. Характерными жителями поймы являются бобер и широко акклиматизированная ондатра. Бобер, который исчез в среднем Придонцовье еще в ХІХ столетии, снова появился здесь в начале 80-х годов XX столетия и с тех пор широко расселился по берегам Донца, озерам и болотам парка , улучшая своей деятельностью водный режим пойменных биотопов. Всего среди диких жителей национального парка "Святые Горы " 49 видов занесены в Красную книгу Украины и 13 - в Европейский красный список. Раритетный состав животного и растительного мира можно с уверенностью считать золотым фондом национального природного парка "Святые Горы ".


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД
Где находятся Святые горы?
30 июля 2008р.
Икона Божией Матери Святогорской

30 июля 2008г. Русская православная церковь почитает Икону Божией Матери Святогорской, а вместе с ней и к этому почитанию присоединяется и УПЦ МП. Тем более что 2008г. принес в церковную жизнь русской православной церкви, можно сказать ряд революционных изменений. И в этом году, чествование Иконы Божий Матери Святогорской, будет проходить на фоне торжеств, посвященный 1020-летия Крещения Руси и с личным участием Патриарха Алексия II, что для Украины уже само по себе является экстраординарным событием.
Но, в силу исторических реалий, с почитанием этой иконы у православной церкви возникла определенная историческая, и я бы даже сказал церковная коллизия, которую в РПЦ, где все увлечены новым церковным строительством, упорно не хотят заметить.
Ибо в Российской Федерации собственно, на канонической территории РПЦ, есть СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СВЯТОГОРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Псковская область) где имеется икона Божией Матери Святогорской и в Украине (Донецкой области) имеется восстановленный в 1992г. Свято-Успенский Святогорский монастырь.
А с 2004 г. он уже стал Святогорской Свято-Успенской Лаврой, где так же имеется чудотворная Святогорская икона Божией Матери.
И празднование этих икон происходит в один день, хотя история их появления и начала культа почитания, во временном промежутке, разнесена лет так на 300-400лет, в пользу Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря (Псковская область).
Да и у верующих, нет прежней уверенности, где же находятся Святые горы на Псковщине или на Украине? Как то не логично, иметь два места религиозного почитания одной и той же иконы, в монастырях с одним ем же названием и в местностях со сходными названиями?
Но если следовать логике последних событий, то решение Патриарх РПЦ Алексий II посетить 29 и 30 июля Донецк и Святогорскую Лавру, где в последний день своего пребывания в Украине он возглавит литургию в день празднования «Святогорской иконы Божией Матери" наверно говорит, о том, что «истинные» Святые горы» находятся в Украине….
Жаль, однако, что Александра Сергеевича Пушкина, в такой ситуации, как обидели, поскольку именно в этом СВЯТО-УСПЕНСКОМ СВЯТОГОРСКОМ МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ, что на Псковщине и находится родовая усыпальница Пушкиных. Видно современная политика, важнее исторической памяти всенародного русского любимца.
С учетом такого приоритета и внимание руководством РПЦ к Святогорской Свято-Успенской Лавре и ее главной святыни, мы и начнем наш очерк о двух монашеских обителях, с этой монашеской обители, чтобы, наконец, выяснить, где находятся Святые горы и чью иконно Божией Матери почитают 30 июля 2008г.

Глава 1 ч.1
Свято-Успенская Святогорская пустынь - Свято-Успенский Святогорский монастырь - CВЯТОГОРСКАЯ Свято-Успенская ЛАВРА (Украина)
Историческая часть
На правом берегу реки Северского Донца стоит возрожденная с 1992г. иноческая обитель - Успенский Святогорский мужской монастырь.
Эта обитель находится в том крае, который еще задолго до крещения Руси был по церковному преданию христианским.
Мы отбросим рассказы церковного предания о том, что монастырь первоначально основали беглые с Византии монахи и перейдем к документальным свидетельствам.
Так в «Истории Русской Церкви» митр. Макария указывается, что жившие здесь хазары, уже в середине VIII в. имели своего епископа, некоего затворника Сосфенского, сосланного в Херсон за иконопочитание.
Через столетие, греческий император Михаил по просьбе хазар послал свв. Кирилла и Мефодия в Хазарию, потому что “бяху тамо жидове крестьянскую веру вельми хуляще”.
Были ли Кирилл и Мефодий именно в Святогорском монастыре, история умалчивает. Но митрополит Макарий утверждает, что после неоднократных жарких прений с хазарами, сарацинами и особенно евреями братья с Божьей помощью достигли цели своего посольства - по свидетельству жития равноапостольных братьев, сам князь, бояре его и множество народа уверовали во Христа и приняли святое крещение.
Другой церковный авторитет архиеп. Филарет (Гумилевский). Объясняя название Святогоской пустыни писал так: “Почему же Донецкия горы названы святыми? –
- Это название объясняется лишь тем, что с 1540 года уже слишком известна была святыня Донецких скал - образ свт. Николая, обретенный иноками (в пещерах), и святость подвизавшихся здесь иноков...
С всею вероятностью можем предположить, что в XIV в. уже существовала Святогорская обитель...”
Обратите внимание, уважаемый читатель, что первой и главной иконой Святогорской пустыни уже с 1540г. стала икона святого Николая!
В XI-XIV вв. на территории края, в непосредственной близости от Святых Гор, существовала, по мнению некоторых современных археологов, как серия мелких поселений, так и крупный центр – «Царино городище», часть жителей, которых исповедовали христианство по греческому обряду.
Неоднократно Святые Горы упоминаются в исторических документах XVI в., таких как Московские и Львовские летописи, а в 1624 г. царь Михаил Федорович дарует игумену Симеону с братией жалованную грамоту.
В российской историографии дарование такой царского грамоты, это как бы официальное принятие монастыря под крыло Русской православной церкви и обычно считается как год основания.
А все, что было до этого, как бы, не в счет, мало ли тут хазар « жидовствующих» к тому же бродило?
Братья Кирилл и Мефодий, пришли и ушли, а хазары, но не славяне и вышедшие с них затем русские, украинцы и белорусы, остались на территории нынешней в Донецкой области.
В это время Святогорская пустынь, была самым передовым, южным, русским поселением в Дикой степи и стояла на пути крымско-татарских орд, неоднократно ходивших за данью в Московию, и так же разорялася татарами, хотя как мы знаем, они монахов в плен не брали и налогами церковь не облагали.
. В том, что монастырь был передовой крепостью и свидетельствует его расположение на почти неприступных скалах.

Но вот прошли лихие времена, настало царствование Екатерины II.
Украина была завоевана, Запорожская Сечь ликвидирована.
В 1782 году Екатерина II заключила с крымским ханом Сахиб-Гиреем мирный договор и надобность для Российской империи и естественно и для Русской православной церкви, в пустыне отпала.
В связи с этим в 1787 г. обитель была «упразднена». Согласно «Духовным штатам», изданным Екатериной II 26 февраля 1764 г., все монастыри, владевшие вотчинами и не упразднённые, за исключением лавр (Троице-Сергиевская и Киево-Печерская) и тех из них, которые сделаны были кафедральными, то есть, предназначены для архиереев (Александро-Невской, Чудов, Рождественский-Владимирский, Ипатиевский, Спасо-Преображенский, Новгород-Северский), были разделены на три класса и в них была установлена норма штатных монахов и монахинь.
В мужских монастырях I класса полагалось 33 монаха, во второклассных - по 17, а в третьеклассных - по 12 монахов; в первоклассных женских монастырях было, по штату, от 52 до 101 монахини, а во второ- и третьеклассных монастырях монахинь положено по 17.
Всех монастырей, пустыней и скитов в одних только великороссийских губерниях в 1762 г. состояло 881
Только штатные монастыри теперь получали от государства определенное денежное содержание.
Но, не все тут было чисто, без коррупции, как теперь говорят, не обошлось, и чудотворные иконы святогорские, не помогли.
Неожиданным поворотом в истории Святогорья, стало решение Екатерины II подарить этот «рай на земле», как выражалась сама императрица, своему фавориту - князю Григорию Потемкину. После чего территория пустыни стала его обыкновенной светской дачей.
Да чуть не забыл отметить, что к моменту закрытия пустыни ей принадлежало 27000 десятин земли и 2000 крестьян. Очень уж зажиточная была монастырская община! И не даром видно Потемкину « приглянулась».
С 1790 года Святыми горами владел князь Г. Потемкин, а после его смерти - его родственники Энгельгардты. Те самые, у которых Т.Г. Шевченко в казачках служил, кто не помнит. Церкви монастыря частично были разобраны, а частично стали просто церковным приходом.
Всех монастырей, пустыней, скитов и женских общин (не считая немногочисленных приписных монастырей, в которых живёт только несколько монахов для отправления богослужения) в России к 1 июля 1896 г. существовало 789 [
Но вернемся к теме повествования.
Почти через 54 года, Святогорская пустынь отрылась вновь. Это случилось в 1844 г. в связи с приходом на поселение первых 12-ти монахов во главе с игуменом Арсением (Митрофановым).
История этого « чуда» если выражаться церковным языком такова.
В 1842 году племянник Энгельгардта Александр Потемкин (однофамилец графа Потемкин) и его жена Татьяна (урожденная Голицына), побывав здесь, решили возродить обитель, для чего обратились в Синод с прошением о восстановлении монастыря.
И по "всеподданнейшему докладу св. Синода" Николай I указом от 15 января 1844 года "повелеть соизволил восстановить Святогорскую Успенскую пустынь на началах общежития и принять за основание внутреннему благосостоянию онаго устав Глинской пустыни Курской епархии". (Постынь эта и сейчас существует -Глинская пустынь в с. Сосновка Глуховского района Сумской области Украины)
Снова обращаю внимание читателя на тот факт, что царь разрешил основание не монастыря, а «пустыни».
И еще, обращаю на обычно по непониманию, а может по злому умыслу важную деталь «"повелеть соизволил восстановить Святогорскую Успенскую пустынь на началах общежития…».
Т. и в первом своем юридическом статусе это был не монастырь, а пустынь.
Это принципиально важно, потому что «Пустынь» это термин, обозначающий монашеское поселение, в традиции русского православия, обычно удалённый от основного монастыря скит.
А в православии, отшельничество - форма монашеского, «скитского» или «пустынного» жития, уединения, связанного с добровольным принятием помимо общих уставных дополнительных аскетических обетов (например, усиленной молитвы, строгого постничества, молчальничества).
Теперь поговорим еще об одной важной детали восстановления Святогорской пустыни. Об Уставе Глинской пустыни. Это особый документ в русском монашестве и он заслуживает подробного описания так как, поняв его суть, можно понять, чем должны были заниматься монахи Сятогорской пустыни.
Устав состоит из трех отделов, включающих 36 глав.
В первом определен порядок богослужения и трапезы.
С 24 часов в Глинской пустыни читались утренние молитвы и полунощница, совершалась утреня, лития, с 6 часов - акафист Богородице, с 8 часов - литургия, с 16 часов - вечерня, лития.
С 18 часов - повечерие с тремя канонами, читались также молитвы на сон грядущим и помянник. Воскресное и праздничное бдение начиналось в полночь и продолжалось в Господские и Богородичные праздники (кроме чтения кондаков и икосов акафиста) пять часов, а в прочие праздники – четыре часа.
В воскресенье, в 5 часов утра совершался соборный акафист Иисусу Сладчайшему. В монастыре был введен особый Глинский распев, Партесного пения прп. Филарет не допускал.
После литургии братия попарно шли в трапезную, служился чин Панагии. В пустыни совершались непрерывное чтение Псалтири и ежедневное поминовение по особому синодику. В первую неделю каждого месяца совершалось освящение воды.
Среди особенностей богослужения Глинской пустыни было ношение диаконами по храму дарохранительниц, каждение кациями (кадильницами с ручками).
Второй и третий отделы устава регламентировали обязанности настоятеля, старшей и рядовой братии. Иноки не имели никакой собственности, никого не принимали в калиях, с родственниками встречались изредка и только в гостинице. Женщинам вход везде, кроме храма, был воспрещен.
Каждый поступавший в обитель поручался для духовного окормления старцу. Помимо существовавших послушаний духовника и казначея, прп. Филарет ввел в Глинской пустыни должности благочинного, ризничего, уставщика, экклисиарха, эконома, больничного, гостинника и др.
Согласно 25 главе, братия, не исполнявшая устав, удалялась из пустыни.
Преподобный Серафим Саровский так ныне чтимый в России, эпохи Путина, называл Глинскую пустынь «великой школой иноческой жизни».
Глинский устав, заимствованный многими монастырями (около 15), послужил «краеугольным камнем прочного устройства и процветания».
Иеромонах Глинской пустыни Иннокентий стал первым настоятелем Святогорской пустыни.
В конце 1844 года начались работы по восстановлению церквей, расчистке пещер и подземных ходов.
С этого времени в течение второй половины XIX века старые строения у реки заменяются новыми каменными.
Подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских была восстановлена в 1846 году, а в 1859 перестроили главный собор пустыни – Успенский. Собор Успения имел высоту от основания до креста 53,5 м.
В 1850–1867 годах в одной из келий внутри отвесной скалы совершал подвиг затворничества преподобный Иоанн (Крюков).
Именно Святогорская обитель соорудила знаменитый на всю Российскую империю Спасов скит на железнодорожной станции Борки, где в катастрофе 17 октября 1888 года чудесно спаслась императорская семья. Это когда народовольцы, бомбу подложили под пути, если кто запамятовал школьную историю.
В 1874 году к вершине горы Фавор была устроена лестница, названная Кирилло-Мефодиевской.
Лестница насчитывала 511 ступеней и была выполнена в виде крытой галереи с 16-ю площадками, двумя башнями и 22 переходами.
В общем можно сказать, что за 70 лет в обители было проведено большое строительство: 8 храмов в обители, 5 храмов на хуторах, 2 скита, корпуса гостиницы, больница, школы, огромное образцовое хозяйство, возрождено старчество
Это хорошо видно на сохранившейся дореволюционной картине Святогорского монастыря и его окрестностей.
В «Полном географическом описании России, за 1903 год.» можно прочесть:
"Святогорская Успенская общежительная пустынь» находится в Изюмском уезде Харьковской губернии, в 155 верстах по грунтовому тракту от г. Харькова, в 35 верстах от г. Изюма и в 18 верстах от известного своими минеральными водами г. Славянска…
От города Славянска до вокзала того же имени на Азовской железной дороге три версты, и оттуда по чугунке до Харькова 237 верст"
Тем не менее, обитель принимала ежегодно тысячи богомольцев. Общее число монахов, послушников и просто жильцов (бельцев) и обслуживающего персонала составляла, имелось около 600 человек. Большое хозяйство требовало много рабочих рук.
Вот такой встретила обитель роковой для всей русской православной церкви 1917 год.
В 1922 году после периода репрессий и разграблений монастыря он был закрыт.
В сегодняшней церковной литературе можно встретить такие утверждения: «Предсказанное святогорскими старцами открытие обители состоялось в 1992 г.»
Автор считает, это предсказание, сделанное задним числом. И в доказательство своей точки зрения ссылается на исторический документ.
Он красноречивее любых слов, свидетельствует о том, как монахам жилось в пустыне при большевиках.
"Акт расследования злодеяний большевиков, совершенных в Светогорском монастыре Изюмского уезда". Датирован он 1919 годом.
"Нормальная жизнь в Святогорском Свято-Успенском монастыре, известном не только в Харьковской губернии, но и по всей России, была нарушена в 1918 году.
В начале января Великокамышевахский земельный комитет Изюмского уезда, так же как и Богородичанский и Славянский комитеты, взяли на учет имущество монастыря, имеющего в различных местах свои отделения (скиты) с хозяйством и различными мастерскими.
Взяв на учет монастырское имущество, комитеты начали немедленно ликвидировать его в свою пользу, а Великокамышевахский беспощадно рубил лес.
Таким образом, вывезен был весь запас хлеба, а скот распродан. От пользования землей монастырская братия была устранена. Монахи, составляющие рабочую силу, подверглись принудительному выселению, и из 600 человек осталось от 200 до 300 священнослужителей-стариков и часть монахов, укрывшихся в самом монастыре. Убытки обители, по самому скромному расчету, насчитывают около 250 тысяч. Такое положение не спасло монастырь от дальнейших нападок. С февраля начинаются многочисленные обыски, всякий раз сопровождаемые грабежом.
Уже 15 февраля в монастырь врывается вооруженная шайка человек в 15, как говорили местные крестьяне, преимущественно из изюмских милиционеров, требует контрибуцию в 15 тысяч рублей и, обходя кельи, отбирает все, что им нравится. Контрибуции получить на этот раз грабителям не удалось. 26 марта вновь появилась группа большевиков.
Под предлогом отыскания оружия непрошеные гости отправились в пещерные храмы, где вели себя кощунственно, входя сюда в шапках, куря папиросы, переворачивая престолы и сквернословя. К этому же времени относится конфискация церковной утвари, эвакуированной в монастырь из церквей Волынской и Виленской епархий. Отобрание этих предметов, по показаниям свидетелей, производилось необыкновенно грубо. Священные предметы с ругательством втискивались в ящики, из дароносицы были выброшены Св. Дары и растоптаны тут же.
После обыска большевики направились к настоятелю, потребовали церковное вино и тут же его выпили. Уходя, они захватили с собой монастырскую лошадь.
К началу апреля относится зверское убийство монаха Ипатия, вышедшего за монастырские стены. По-видимому, он был ограблен и зарублен шашками бродячими большевистскими отрядами. В июне в скит при деревне Горожовке явились вооруженные грабители (от 5 до 8 человек) и потребовали от эконома скита монаха Онуфрия выдачи денег, вырученных от продажи монастырского имущества. Эконом заявил, что денег у него нет. Его вывели за ограду и тут же у ворот расстреляли. Другой монах, по имени Израиль, убит при попытке к бегству.
Крестный ход в святой обители
Несколько ослабевший во времена гетманства бандитизм поддерживался, однако, все время бродившими в окрестностях отрядами большевиков, носившими в народе прозвище "лесовиков". К этому времени относится убийство нескольких лиц из духовенства Святогорской обители.
В октябре 1918 г. из села в село переносилась особо чтимая в местности икона Святогорской Божией Матери. Крестный ход остановился на ночлег в селе Байрачек. Здесь на помещение, занимавшееся духовенством, напала разбойничья шайка, взломала двери и выстрелами убила иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота, проживавшего в том же доме псаломщика местной церкви, хозяина дома и его дочь.
Пять трупов лежало у подножия иконы, стоявшей в луже крови. Денег у монахов не оказалось. Но не один мотив грабежа руководил разбойниками, судя по словам одного из них во время убийства: "Вы молитесь, чтобы Бог наказал большевиков".
При уходе немцев деятельность большевиков немедленно оживилась. Уже 1 декабря явилась группа вооруженных людей с требованием выдачи оружия, имевшегося для самосохранения монастыря. Оружие было выдано. Тогда ожидавшая результатов переговоров банда человек около 100 ворвалась в монастырь и приступила к грабежу монастырского и братского имущества.
Из монастырской кассы похитили 7 тысяч рублей, у монахов отнимали одежду, обувь, белье, часы и проч., и все награбленное увезли на монастырских же шести лошадях, захватив при этом еще два экипажа.
Дни 2 и 3 января 1919 года были самыми тяжкими для Святогорского монастыря и вместе с тем днями самого напряженного кощунства и издевательства над православной обителью и насилия над ее священнослужителями и монахами. 2 января, около трех с половиной часов дня, на 16 подводах приехали к монастырю красноармейцы числом до 60 человек.
На груди и на винтовках у них были красные ленты. С гиканьем ворвались они через ворота гостиницы и, обругав площадной бранью заведующего гостиницей монаха, избили его прикладом и рассеялись по корпусам монастыря.
Начался грабеж с самыми невероятными издевательствами. В это время шло богослужение в Покровской церкви. Несколько красноармейцев ворвались в храм в шапках, громко требуя настоятеля и выдачи ключей от монастырских хранилищ. Было предъявлено требование о выдаче 4 миллионов контрибуции и отнято 4 тысячи денег, бывших в монастырской кассе. Красноармейцы разбились на мелкие партии с целью повального обыска и грабежа монастырских помещений. У настоятеля монастыря архимандрита Трифона разбросали всю обстановку и вещи, с бранью и угрозами оружием требуя денег.
Обыски, грабежи и издевательства шли одновременно во всех кельях. У монахов отнималось их имущество до последней рубашки и сапог включительно. Разламывались и бросались на пол иконы, монахов принуждали курить и танцевать в коридорах.
От одного из них (монах Иосиф) под угрозой расстрела требовали, чтобы он ругал Господа и Божию Матерь, а после отказа заставили курить, побоями принуждая затягиваться глубже. Избитая, ограбленная и поруганная братия стала собираться во главе с архимандритом в храме для богослужения. Но и туда все время врывались красноармейские бандиты, в шапках и со свечами в руках, осматривая ноги молящихся и отнимая казавшиеся им годными сапоги.
Около 2 часов ночи, когда, казалось, наступило некоторое затишье, приступили было к совершению литургии.
Праздник в возрожденном монастыре
Литургию в соборе служил архимандрит с другим духовенством. Во время ектений в храм ворвалась группа красноармейцев. Один из них вбежал в амвон и с криком: "Довольно вам молиться, целую ночь топчетесь, долой из церкви!" - повернул назад за плечи провозгласившего ектению иеродиакона. По усиленным просьбам архимандрита и братии дано было позволение окончить литургию. Но красноармейцы не покинули храма.
Во время пения херувимской песни они входили к престолу и продолжали осмотр сапог молящихся. Братия, ожидая дальнейших страданий и даже смерти, причастилась Св. Тайн. К концу обедни в храм ворвалась новая банда красноармейцев. Один из банды, держа в руках ножницы, крикнул: "Стой, ни с места, подходи по очереди, буду стричь всех", - и немедленно отрезал волосы одному из монахов. Монахи пытались бежать.
Другой красноармеец вбежал в алтарь, открыл Царские врата и, стоя в них, закричал: "Не выходи, стрелять буду". Одновременно красноармейцы производили грабежи, кощунства и издевательства во всех помещениях монастыря.
В квартире архимандрита изуверы спали, укрываясь епитрахилью, в помещении казначея искололи портреты иерархов Русской Церкви. Издевательства и насилия продолжались повсюду. Нескольким монахам остригли волосы и бороды, побоями заставляли плясать, курить и даже пить чернила. Утром, когда вновь началась обедня, красноармейцы не допустили богослужения. Ворвавшаяся шайка набросилась на священнослужителей и стала вытаскивать их в ризах из храма, но, уступая просьбам священников, позволила им разоблачиться.
Затем все во главе с архимандритом были выведены из храма. С архимандрита сняли сапоги, дав ему какие-то опорки, и, несмотря на мороз, выстроили всех в ряды перед храмом. Началось сопровождаемое побоями и непристойной бранью издевательское обучение монахов маршировке и военным приемам.
В это время в соседнем храме кощунствовала другая группа красных. Один из них, надев ризу и митру, сел на престол и перелистывал Евангелие, а другие, тоже в ризах, кощунственно представляли богослужение, то открывая, то закрывая царские двери на потеху своим единомышленникам. Храм был осквернен испражнениями у свечного ящика.
Камни и образки с митр и икон - все было похищено. Все награбленное было вывезено из монастыря на 38 подводах. В это же время были ограблены поголовно все монахи "больничного хутора", расположенного рядом с монастырем.
Во время управления большевиков по распоряжению Изюмского исполкома на Богородичанскую волость была наложена контрибуция в размере 80 или 85 тысяч рублей. Богородичанский исполком потребовал в счет контрибуции 50 тысяч с монастыря. Братия собрала 10 тысяч рублей, а 5 тысяч было уплачено из монастырских сумм.
В монастырь весной 1919 года была прислана из Петрограда колония детей разного возраста, до 18-летнего включительно, и расположена в двух монастырских корпусах. Колонией численностью до 350 человек заведовал коммунист Полторацкий, ведя воспитание в соответствующем коммунизму духе. Все иконы из занятых корпусов были удалены, посещение церкви запрещено.
Во время своего отступления в конце мая настоящего года большевики еще раз посетили Святогорский монастырь.
Сначала явился какой-то военный и, называя себя генералом Шкура, требовал указать ему настоятеля, а затем ворвалась шайка "бойцов", потребовав 50 тысяч контрибуции. При этом заставляли иеромонаха Иоанна класть голову под удары шашки. Иеромонах отделался тем, что отдал насильникам бывшие при нем 40 рублей и получил два удара нагайкой.
При отступлении большевики обрезали волосы на головах и бороды иеромонахов Нестора и Вонифатия, в поле убили монаха Тимолая и изрубили оставшегося в живых с отрубленными пальцами послушника Моисея.
Настоящий акт расследования основан на фактах, добытых Особой комиссией с соблюдением правил, изложенных в Уставе уголовного судопроизводства. Составлен 17 июля 1919 года в г. Екатеринодаре".
И это все вчерашние ревностные прихожане, о которых так тепло писал А.П. Чехов в воем рассказе о посещении Святогорской пустыни, поистине Бог подверг своих лучших слуг, строгому испытанию….
А 8-12 июня 1922 года в городе Бахмуте, состоялось судебное заседание Донецкого Губернского Ревтрибунала.
Судили 9 человек святогорской братии во главе с архимандритом Трифоном. Главное обвинение - сокрытие церковных ценностей от изъятия в помощь голодающим.
Приговор был вынесен после 6-дневного суда, который приговорил архимандрита Трифона (Скрипченко) к 2 годам принудительных работ с лишением свободы.
Так, что к 1922г. если кто из монахов и сумел уцелеть, то им явно было не до прогнозов о возрождении монастыря.
Ибо большевики пришли всерьез и надолго. Времена для всех как верующих та и неверующих настали жуткие, даже жутчайшее…
Но после 1922 году советская власть сумела найти иное применение церковным строениям – в пустыне создана одной из известных в Украине здравниц.
В 1948 году оставшиеся здания монастыря были объявлены памятником культуры, а в 1980 году Святогорье провозглашено государственным историко-архитектурным заповедником, сотрудники которого сделали немало для фундаментального изучения истории Святых гор, восстановления изувеченных войной святынь
Но вот настал 1991г. СССР распался, и в свободной Украине, начали потихоньку возвращать присвоенное государством, церковное имущество.
Усилиями местной Горловской епархии в 1992 году Свято-Успенский Святогорская пустынь, возобновила свою деятельность как монастырь.
Цепь времен, как говорится, соединилась…. Но есть одно но. Чтобы понять его надо сделать отступление и пояснит неподготовленному читатели, что сегодня в РПЦ представляют собой монастыри.
В настоящее время все монастыри в России разделяются на общежительные и необщежительные, штатные и заштатные.
В общежительных монастырях монахи все необходимое получают от монастыря, а свой труд по священнослужению в монастыре и разным монастырским «послушаниям» по назначению настоятелей предоставляют в пользу монастыря;
Ни монахи, ни должностные лица с настоятелем во главе не могут здесь ничем располагать на правах собственности; настоятели избираются самими монашествующими (имеющими полное монашеское посвящение).
В монастырях необщежительных монахи, имея общую трапезу от монастыря, одежду и все прочее, необходимое для инока, приобретают сами на даваемое им жалованье или на доходы от богослужений и от разного вида монастырского «трудоделания», произведения которого могут идти в продажу (например, выделка крестиков, икон и т. д.).
Настоятели в эти монастырей назначаются епархиальным архиереем с утверждения Св. синода.
Штатными монастырями называются те, которые получают содержание в известных определённых размерах и имеют в своём составе число монашествующих, определённое по штату.
Они разделяются на три класса по размерам выдаваемого им содержания и по степени прав.
В первом классе некоторыми особенными привилегиями и правами выделяются четыре лавры, и семь монастырей ставропигиальных (Соловецкий, Симонов, Донской, Новоспасский, Воскресенский - именуемый Новый Иерусалим, Заиконоспасский и Спасо-Яковлевский).
Название ставропигиальных производят от слов - крест и - водружаю, и объясняют его в том смысле, что при учреждении их крест в них водружён был самими патриархами, в непосредственном управлении которых некоторые из них сначала находились.
Их преимущества ныне состоят в некоторых архиерейских особенностях богослужения их архимандритов (например, вправе осенять народ во время литургии трикирием и дикирием) и в том, что они изъяты из подсудности епархиальных архиереев, находясь в непосредственном заведовании Св. синода или московской синодальной конторы (московские ставропигиальные монастыри).
В управлении хозяйственными делами лавр принимает участие так наз. «духовный собор» из старейших монашествующих, а во всех прочих монастырях в управлении хозяйством настоятелю содействует «старейшая братия».
Внутренний строй монашеской жизни всех монастырей регламентирован общими монашескими правилами, особыми уставами и «инструкцией благочинному монастырей».
При некоторых из первокл. монастырей имеются, в некотором отдалении от них, в местах уединённых, по нескольку келий для более строгой подвижнической жизни, совокупность которых носит название скита (таковы, например, Анзерский скит Соловецкого м-ря, Гефсиманский - Троице-Сергиевой лавры и др.).
Заштатными монастырями называются монастыри, не получающие жалованья и существующие на доходы, добываемые священнослужением и трудами самих монахов.
И Святогорская Успенская пустынь до 1918 года, это заштатная, общежительная, монастырская община Харьковской епархии.
Но вернемся в наше время!
По состоянию на 2007г. в ведении обители было три наземных и три пещерных храма, две колокольни, на главной из них 17 колоколов, вес главного колокола “игуменского” более 6 т.
Среди прихожан УПЦ МП считается, что нет монастырских обителей, подобных Святогорской, по красоте и необычности постройки.
Пещерные хода, протяженностью около одного километра, с часовнями, усыпальницами, кельями почитаются как святыня.
Кроме них в монастыре хранится чудотворный образ Божией Матери Святогорской, мощи прп. Иоанна затворника, мощевики с частицами мощей многих святых, из которых есть мощи св. Иоанна Предтечи, евангелистов, а также часть Животворящего Креста Господня.
Наиболее почитаемые праздники в Святых Горах:
22 мая - свт. Николая. Крестный ход поднимается в этот день на Святую Скалу к храму чудотворца.
30 июля - Святогорской иконы Божией Матери. Совершается многолюдный крестный ход с чудотворной иконой вокруг обители.
24 августа - прп. Иоанна затворника, совершается крестный ход вокруг монастыря с иконой и мощами святого при стечении нескольких сот духовенства и до 10 тысяч паломников.
28 августа - Успение Пресвятой Богородицы - престольный день обители. Главные торжества проходят в Успенском соборе.
Богослужения совершаются ежедневно. Все послушания в обители в основном исполняют братия, из числа которой образован прекрасный хор.
Кроме того, братия трудится в столярной, пошивочной мастерских, кузне, пекарне, пасеке, огородах, просфорне, братской и паломнической трапезах, в гаражах, экскурсоводами и на других послушаниях, недостатка в которых у возрождающейся обители нет.
И все бы в монастыре было бы согласно уставу, была бы тишь, гладь и Божия благодать, если бы не политика…
(конец 1 части)

Наталья Коган , ф ото автора

Святые горы

Журнал “Очевидное и невероятное”, №3, 2010

Национальный природный парк «Святые горы» на Северском Донце хранит в себе неисчислимые природные, духовние и исторические богатства.

Тихо, мягко над Украйной,

Обаятельною тайной

Ночь июльская лежит,

Небо так ушло глубоко,

Звезды светят так высоко,

И Донец во тьме блестит.

Ф.Тютчев, «Святые Горы»

Заповедные места

Над гладью реки Северский Донец нависают меловые холмы высотой до 200 метров, поросшие реликовыми лесами. Наибольший интерес в растительном мире Святогорья представляет меловая сосна. Это реликовое дерево доледниковой эпохи внесено в Красную книгу. Другая достопримечательность – сумах, или скумпия. Этот кустарик с розовыми, как комья пуха, плодами известен издавна как древнерусский листовой дубитель под названием «святогорский лист» и использовался на царских сафьяновых заводах. Святогоркие дубравы давно являются предметом интреса ученых и лесоводов. К сожалению, основные площади дубрав вырублены еще в XVIII - XIX веках, однако отдельные их ареалы произрастания сохранились и сейчас: в дубовой роще парка главная достопримечательность – шестисотлетний дуб-патриарх. На меловых отложениях местных гор сохранились редкие эндемические растения ледникового и последникового периодов.

Еще одна особенность святогорского природного оазиса степной зоны Донецкого бассейна – богатейшая концентрация памятников культурного наследия практически всех исторических эпох и различных этнокультурных общностей. На протяжении последних ста лет в Святогорском историческом ареале работают археологические экспедиции научных учреждений и музеев Киева, Харькова, Донецка. Предметом их исследований являются стоянки и мастерские древнего человека каменного века, курганы и поселения эпохи меди-бронзы, скифо-сарматские памятники, первые поселения славян, средневековые городища времен Хазарского Каганата, Киевской Руси, Золотой Орды. Многие находки археологов представлены сегодня в экпозициях Святогорского исторического музея.

Живописная природа Святогорья, его древности, легендарная история притягивали к себе и вдохновляли на творчество многих художников и литераторов. Здесь побывали Г.Сковорода, Ф.Тютчев, А.Чехов, И.Бунин, С.Сергеев-Ценский, М.Горький, И.Репин.

История святой обители

Отсутствие точных свидетельств о времени основания Святогорской обители и обстоятельств появления первых святогорских пещер породили множество легенд и гиптез. По «византийской» версии Святогорская обитель была основана во времена иконоборчества и миссии св. Кирилла и Мефодия в Хазарии в VIII - IX веках. По другой версии основателями обители предположительно считают местное степное население «северской ветви» XI - XII веков или киевского монаха о. Никона во время его путешествия в Тмутаракань.

Одна из наиболее популярных версий относит начало обители к середине XIII века, когда после нашествия Батыя на Русь часть монахов Киево-Печерского монастыря якобы нашли свое пристанище в меловых скалах у реки Донец. Еще одна легенда гласит, что в середине XV века афонские монахи, покинув Святую гору в Афоне под натиском турок, двигались вверх по Донцу и, прельстившись красотами Святогорья, основали здесь монастырь.

Вполне реалистическую информацию о времени возникновения Святогорской обители дают письменные и археологические источники. Впервые название этой местности упомянуто германским послом при Московском дворе Сигизмундом Гербенштейном в 1526 году.

Русские летописи XVI века отмечают роль Святых гор как сторожевого пункта на южных рубежах Российского государства. Первое документальное свидетельство о пещерном монастыре в Святой горе относится к 1620 году: в нем упоминаются игумен Ефрем и 12 святогорских иноков. Согласно московким актам, Святогосркая пустынь царским жалованьем ежегодно получала помощь хлебом и деньгами. В 1624 году «по указу Великого Государя царя и Великого князя Михаила Федоровича всея России велено Успеяния Пресвятые Богородицы Святогорского монастыря черному попу Симеону с бартией или кто понеж в том монастыре иной игумен будет, давати годовые руги в Белгороде ржи по двенадцать четвертей, овса по двенадцати ж четвертей, денег по десяти рублей из кабацких и таможеных доходов».

Наиболее древним и уникальным памятником Святогорского монастыря являются пещеры меловой скалы. Внешняя опасность с юга, прежде всего с территории Крымского ханства, определила длительное нахождение и развитие монастыря непосредственно внутри меловой скалы. Вырубленные в скале вручную пещеры представляют собой сложную систему лабиринтов, соединяющих подземные церкви, кельи, трапезную, некрополь. Развитая инфраструктура общежительной пустыни формировалась в течение XVI - XVIII века и представляла собой пятиярусный комплекс сооружений пещерного типа. Известны имена большинства настоятелей XVII века, кроме игумена Ефрема и черного попа Симеона. В 1628-1631 году документы от имени монастыря подписывали старцы Давид и Александр, в 1640 году обитель возглавлял черный поп Кирилл, а в 1651 – Игнатий. Наиболее известным среди настоятелей пещерного монастыря был первый архимандрит Иоиль. При нем был сооружены первые наземные строения под меловой скалой и началось постепенное переселение иноков на «подол» - береговое плато реки. С тех пор Святогорский монастырь стал превращаться в уникальный архитектурный памятник, сочетающий в себе разные стили и разные эпохи.

Презент фавориту

В 1787 году Святогорский Успенский монастырь был упразднен согласно Манифесту Екатерины II о секуляризации церковного и монастырского имущества с передачей его земельных владений и подданных крестьян в казну. Именно в этом году мимо Святых гор по дороге из Крыма в Петербург следовал кортеж императрицы. Программа путешествия Екатерины II , места остановок, встречи, мероприятия полностью зависели от князя Григория Потемкина-Таврического. В монастыре императрицу ждали и очень надеялись на ее посещение. Однако кортеж проехал мимо. Видимо, светлейший князь уже тогда замыслил некий план, суть которого стала ясна позже. Существует предание, что накануне, когда Потемкин ехал из Петербурга в Крым, он проезжал этими местами. Когда князь увидел чудную Святогорскую местность, он приказал остановиться на дороге и долго любовался издали Святыми горами, распросил о них сопровождавшего его местного чиновника, записал полученные сведения в карманную книжицу и поехал дальше. А спустя некоторое время, общаясь с Екатериной, как бы между прочим заметил, что ему очень понравилась Святогоркая рощица. В «Русской старине» за 1876 год была опубликована переписка императрицы с ее фаворитом,в которой содержались сведения о дарственной на Святогорское имение светлейшему князю, датированное 1 октября 1790 года. Но воспользоваться царским подарком и реализовать свои планы относительно обстройства Святогорского имения Потемкин не успел, поскольку вскоре умер.

Наследник земного рая

Поскольку светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический официально женат не был и детей не имел, то наследование «земного рая» превратилось в отдельную сложную историю, которая длилась до событий 1917 года и в которой разобраться без составления целой рощицы генеалогических дерев просто нереально.

Итак, после смерти князя святогорское имение должны были разделить между собой ближайшие родственники – сестры Потемкина Мария, Пелагея и Марфа. Но к моменту раздела имущества сестры и их мужья уже умерли и наследниками автоматически становились их дети. Такими наследниками стали дети Марфы Александровны Энгельгардт (в девичестве Потемкиной) и Василия Андреевича Энгельгардта: сын Василий и пять дочерей.

Род барона фон Энгельгарта берет начало от Генриха Энгельгарта – члена городкого совета в Цюрихе в 1838 году. В XV веке Энгельгарты переселяются в Лифляндию, затем в Курляндию и Польшу. В XVII веке за воинские заслугипольский король Владислав IV пожаловал Энгельгартам вотчины в Смоленске. В конце XVII - начале XVIII веков Энгельгарты переходят на службу Российскому престолу.

Итак, после Григория Потемкина владельцем имения стал Василий Васильевич Энгельгардт, который к моменту получения наследства был уже в чине генерал-поручика, имел репутацию рачительного хозяина, содержал в порядке все свои имения, которые приносили значительный доход. По странному стечению обстоятельств В.В. Энгельгардт тоже женат не был и своих детей не имел, но принял на воспитание двух девочек, Александру и Екатерину, и троих мальчиков, Василия, Андрея и Павла, которым впоследствии было даровано дворянство и фамилия Энгельгардтов и все права наследников, но владельцами Святогорского имения никто из них не стал.

Святогорское имение Энгельгарта вошло в состав Изюмского уезда Слободско-Украинской губернии. За имением числилось 25 тысяч десятин земли и проживало более 4 тысяч жителей. В.В. Энгельгарт всячески способствовал налаживанию крестьянских хозяйств, развитию промышленных промыслов и торговле.

Жемчужина Святогорья

После смерти В.В.Энгельгарта Святогорское имение должно было быть разделено между его сестрами, а их было ни много ни мало - пятеро. Но хозяйкой имения стала младшая сестра, к тому моменту уже княгиня Татьяна Васильева Юсупова, скупившая себе четыре участка сестер, которые должны были перейти в их наследство, чтобы такое прекрасное имение не было разделено и раздроблено.

Татьяна родилась 1 января 1769 года, в 12 лет она была взята ко двору Екатерины II в качестве фрейлины. Императрица принимала активное участие в обустройстве личной жизни юной фрейлины, поэтому уже в 16 лет она вышла замуж за генерал-поручика Михаила Сергеевича Потемкина, который через 6 лет трагически погиб (утонул). От этого брака у Т.В.Потемкиной родились сын Александр и дочь Екатерина. Императрица по-прежнему заботится о судьбе теперь уже вдовы, и1793 году Татьяна Васильевна благодаря царскому сватовству выходит второй раз замуж – за князя Николая Борисовича Юсупова, но и этот брак был неудачным, но причинам, отличным от первого: можно сказать, что супруги не сошлись характерами. Княгиня жила отдельно от своего мужа и имела свой круг общения, отличающийся высоко интеллектуальным уровнем. Она общалась с Пушкиным, Жуковским, Державиным, Крыловым. Вместе с тем княгиня умело вела дела в своих многочисленных поместьях, слыла знатоком в финансовых вопросах. Имея значительные доходы от имений, она могла удовлетворять свою страсть к редким экземплярам драгоценных камней. Вколлекции Юсуповой были такие знаменитые камни, как бриллиант «Полярная звезда», алмаз «Альдебаран», жемчужина Филиппа II Испанского «Перегрина», серьги Марии Антуанетты, алмазная и жемчужная диадема Каролины Мюрет и другие. При таких дорогостоящих хобби княгиня вела очень скромный образ жизни и занималась благотворительностью. В истории Святых гор княгиня Юсупова известна своим отказом возобновить деятельность Святогорского монастыря во второй половине 1830-х годов. Это произошло лишь, когда владельцем имения стал ее сын, Александр Михайлович Потемкин, и Святогорье опять стало потемкинским.

Итальянская вилла

Можно сказать, что Александр Михайлович Потемкин был единственным прямым наследником в истории наследования Святогорского имения. В 1841 году он стал владельцем этих великолепных земель. К этому времени Потемкин был уже весьма известной фигурой в высшем обществе, предводителем Санкт-Петербургского губернского дворянства. В его петербургском доме на Милионной улице собирался высший свет, душой которого была его супруга Татьяна Борисовна Потемкина, урожденная княгиня Голицына. Граф С.Д.Шереметьев, близко знавший Потемкиных, писал в своих мемуарах: «Известный дом Потемкиных в столице был в свое время каким-то открытым домом, чуть не гостиницей для всякого, кто только носил рясу или слыл за святого. Кто только ни перебывал в этом доме, кому только ни давали приюта в бесчисленных комнатах и закоулках этого лабиринта, чето только ни выделывали в этом доме с ведома и без ведома хозяйки, всесильноТатьяны Борисовны, которая до сих пор для меня словно загадка… сам хозяин дома Александр Михайлович Потемкин безобидный старик, который хлопотал только об одном, чтобы его не тревожили и не мешали бесчисленным его привычкам».

В течение 1840-1860-х годов Потемкины старались ежегодное посещать Святогорское имение и проводить здесь вторую половину августа и сентябрь. Сохранились воспоминания современников о бурной жизни Святогорья, когда хозяином этих мест был А.М.Потемкин. Здесь проходили ярмарки, которые с высоты Святых Гор представляли чудную картину: « В дикой, но величественной местности необозримая масса народа в разноцветных старинных праздничных одеяниях суетится и копошится, точно муравейник, от самого села Богородичного и переправы на пароме через р. Донец и до Святых Гор… крестьяне и разный торговый народ сотнями возов и повозок становились, где кому вздумается… Изобилие всевозможных сельских продуктов было такое, что не только проехать, но пройти-то между ними едва было возможно… фруктов и овощей - хоть лопатой загребай, а из сельских крестьянских изделий было изобилие полотняных, шерстяных, кожевенных и древесных изделий». Кроме ярмарок многих помещиков привлекали Святые Горы великолепными балами с танцами и роскошными угощениям. Эти балы устраивались здесь святогорским управляющим в специально построенных павильонах. Как пишет историк Д.И. Миллер, помещики съезжали сюда из пяти уездов, и сотни карет и колясок стояли вокруг павильонов до рассвета.

Именно благодаря Татьяне Борисовне Потемкиной возродился Святогорский монастырь. Несмотря на свою занятость в столице, движимый неугасимым желанием супруги поскорее открыть Святогорский монастырь, А.М. Потемкин выделили 10 тысяч рублей и 300 десятин земли для восстановления и содержания древнего монастыря. И 15 января 1844 года Святогорский монастырь был возобновлен по докладу Святейшего Синода с высочайшим согласием императора николая I , а 12 августа того же года состоялось официальное открытие монастыря. Кроме того, на склоне Святых Гор близ монастыря был построен великолепный дом, в котором останавливались не только императорская семья и высокородные гости, но и многие деятели культуры, известные писатели, поэты, художники. Вот как писал о Святых Горах Василий Иванович Немирович-Данченко: «Совсем итальянская вилла! Приютилась на горе и закуталась в благоухающую чащу, точно отшельник, бегущий от мира… С верхнего балкона виллы - все как на ладони, и белые утесы, и сама обитель. Лучшего пункта нельзя было избрать для картины. Выступы гор за выступами – и все обрушиваются в Донец. Та же даль, что и с меловых скал, не наглядишься на нее…». Вот как писал об этих местах хороший знакомый Т.Б. Потемкиной, религиозный деятель и писатель Андрей Николаевич Муравьев: «живописная дача в полугоре, с обширными видами на всю долину Донца при безоблачном небе Украины, напоминала мне римские виллы Фраскати, с их просветами на чудную пустыню вечного города; особенно поразило меня с роскошной террасы нечаянное зрелище обители Святогорской и ее меловых утесов, просеченных келиями иноческими, под сенью вековой дубравы».

От А.М. Потемкина имение перешло его внучатому племяннику, потому как собственных детей он с супругой не произвел на свет, Т.Б. Потемкина скончалась раньше своего мужа в 1861 году, а родная сестра Потемкина и ее дети умерли раньше его.

Донецкая Швейцария

В 1861 году Святогорское имение Потемкиных посетил император Александр II семьей. Когда супруга императора вышла на открытую галерею дома Потемкиных и увидела вид на Святые горы над Северским Донцом, она воскликнула: «Это моя Швейцария!».

В 1872 году владельцем Потемкинского имения стал граф Георгий Иванович Рибопьер. Так украинской швейцарией завладел представитель древнего швейцарского рода. Род графа Г.И. Рибопьера вел свое начало от патрициев кантора Ваад в Швейцарии – одной из ветвей древнейшего дворянского рода Рибопьеров в Эльзасе. Род известен с XI - XII веков. В России представитель этого рода, прадед Георгия Рибопьера, Жан Рибопьер, появился во времена Екатерины II , имея на руках рекомендательное письмо Вольтера. Уроженец Франции Жан (Иван) Рибопьер был тепло принят вольтерьянкой-императрицей и получил должность адъютанта князя Г. Потемкина-Таврического. Всокре он женился на фрейлине императрицы Аграфене Александровне Бибиковой, от брака с которой родился сын Александр. Александр Иванович Рибопьер в 1809 году женился на Екатерине Михайловне Потемкиной, родной сестре Александра Михайловича Потемкина, владевшего Святогорским имением в 1841-1872 годах. От этого брака у четы Рибопьеров было четыре дочери и два сына – Михаил и Иван. Первый умер в малолетстве, а второй, женившись на Софье Васильевне Трубецкой, имел сына Георгия, который и стал владельцем Святогорского имения. К этому времени Рибопьеры уже носили графский титул, жалованный в день коронования императора Александра II – 26 августа 1856 года.

Георгий Иванович Рибопьер родился 15 августа 1854 года в Царском Селе. Его детство прошло в Италии и Швейцарии. С 12 лет Георгий занимался во Флорентийском гимнастическом обществе, а в 14 лет тренировался в цирке «Галем» и организовал собственный любительский цирк. В 1870 году Георгий вернулся в Россию и в 16 лет поступил в частный пансион Соколова, где продолжил увлекаться спортом. 1873-1885 годы Г. Рибопьер посвятил военной службе, после чего полностью отдал себя двум увлечениям, которые стали делом его жизни – коневодству и атлетическому спорту. Граф основал собственные конные заводы в Петербурге, Симбирской губернии и в своем Святогорском имении. При конных заводах граф построил ипподромы, где устраивались состязания чистокровных скакунов. В 1896 году Г.И.Рибопьер стал первым президентом Санкт-петербургского атлетического общества. Через год он провел Первый чемпионат России по тяжелой атлетике. В 1900 году он вошел в состав Международного Олимпийского Комитета и обеспечил участие спортсменов России в Олимпийских играх 1908 года. Фактически граф Рибопьер стоял у истоков олимпийского движения в Российской империи.

А в Святогорском имении граф провел серьезную реконструкцию, при нем была осуществлена застройка территории на левом берегу гостиницами, дачными участками и ресторациями, была проложена узкоколейная железная дорога протяженностью 8 километров от Святогорской станции до места проведения ярмарок. Конечная станция конки находилась напротив гостиницы монастыря.

Тем не менее, по свидетельству современников, граф не часто навещал Святогорье, изредка наезжала в имение и графиня Рибопьер. «Рибопьер вел крайне замкнутый образ жизни, и у него никто, кроме самых близких друзей, не бывал. Одна из причин этого – женитьба графа. Он был женат на венгерке… это была красивая, но очень взбалмошная женщина. Граф женился на ней, когда у нее родилась дочь., единственная наследница его громаднейшего состояния… Сам граф был очень красив, среднего роста, с тонкими чертами лица и прекрасными умными и добрыми карими глазами. Он носил небольшие бакенбарды, ходил довольно медленно, а в последнее время часто болел. Причиной тому был тот невозможный образ жизни, который он вел: граф превратил день в ночь и обратно. Ложился он очень поздно, часов в пять утра, а вставал в три-четыре дня». Граф Г.И. Рибопьер умер в 1916 году на 73-м году жизни после простуды и неудачного лечения. А через год Святогорское имение было национализировано советской властью. Святогорский монастырь опять был закрыт на долгие годы.

Символы эпох

Закрытие Святогорской обители в 1922 году привело к исчезновению многих архитектурных памятников этих мест, среди которых и Преображенская церковь, венчавшая одну из меловых гор над Северским Донцом,и сам господский дома, следы фундамента которого сегодня с трудом можно найти среди зарослей травы и деревьев. Другие культовые, жилые и хозяйственные постройки были приспособлены под Дом отдыха трудящихся масс, получивший символическое название Всеукраинского Дома отдыха имени Артема. В ознаменование этого знакового для советской державы события известным скульптором И.П. Кавалеридзе в 1927 году был вылит из железобетона 22-метровый монумент большевика Федора Андреевича Сергеева по кличке Артем, который водрузили на вершине одной из меловых гор (по счастливому стечению обстоятельств не на месте преображенской Церкви). Монументальная скульптура, созданная в стиле кубизма, прошла через войну, став памятником советского конструктивизма и символом советской эпохи. В период Великой отечественной войны здесь шли тяжелые бои. У памятника Артему были захоронены воины, погибшие при освобождении Святогорья от фашистских захватчиков, и создан мемориальный комплекс, где увековечены имена более чем 2000 солдат и офицеров.

Святогорский монастырь возобновил свою деятельность спустя 70 лет после его закрытия - в 1992 году. В 2004 году решением Синода Украинской Православной Церкви Свято-Успенский монастырь получил статус Лавры.

Восточная Украина

Святогорск. Национальный парк "Святые горы"

Святогорск. Национальный парк «Святые горы»

Парк, который был создан 13 февраля 1997 года, тянется вдоль левого берега р. Сиверский Донец. Это седьмой национальный парк в Украине и первый в восточном регионе страны. Раритетные составные растительного и животного мира можно назвать золотым фондом национального парка .

Парк «Святые Горы» являет собой уникальный уголок , который хранит тайны седой древности и геологическую историю наших времен, а также неповторимые памятки, созданные природой.

Много лет тому назад здесь шумело внутриконтинентальное море . Одним из доказательств этого есть высокий правый берег Сиверского Донца, который состоит из мела. На территории парка расположены знаменитые меловые горы , на которых сохранились редкие виды растений , например, меловая сосна , которая занесена Красную книгу Украины и подлежит охране. Кстати, в 2008 году именно меловые горы, которые находятся на территории природного парка, попали в список «Семь природных чудес Украины».

Уникальный комплекс памяток около Святогорска в 1980 г. был объявлен историко-архитектурным заповедником. Безусловно, основа комплекса достопримечательностей заповедной зоны - это Свято-Успенская Святогорская лавра , которая была основана в XIII - XVI веках, и расположилась на правом берегу р. Сиверский Донец. К комплексу исторических памятников также принадлежит памятник Артему , автором которого стал знаменитый скульптор Иван Петрович Кавалеридзе , который был автором памятника княгине Ольге в Киеве. Около монумента расположился Мемориал Большой Отечественной войны.

Настоящей жемчужиной заповедника являются пещерные храмы с Николаевской церковью , которая была построена в XVII в. на меловой скале. Это уникальное кирпичное сооружение с меловым алтарем воспроизводит в камне традиции деревянной народной архитектуры и является оригинальным творением украинского барокко во времена его наивысшего расцвета.

Живописность ландшафта, богатство культурно-исторических памяток, лечебные климатические условия, длительный комфортный период для отдыхающих обусловливают высокий рекреационный потенциал территории парка и создают замечательные возможности для круглогодичного отдыха, оздоровления, лечения и туризма.

Уникальные канатные экологические трассы в парке «Святые горы» . Национальный природный парк «Святые горы» может похвастаться уникальными для Украины подвесными экологическими трассами. Канатный парк имеет 3 трассы длиной 76 м, 110 м и 215 м. Кроме трасс в парке есть скалодром высотой 12 м. В сезон в Святогорской курортно-рекреационной зоне действует свыше 20 детских лагерей