Проводка стоячего такелажа бушприта. Судовой такелаж Что такое бушприт корабля

– А что с ним разбираться? Просто наклонное бревно! – сказала Ксеня.

– Даже у "простого бревна" необходимо знать названия частей… Задний конец бушприта называется ш п о р, как у мачты. Передний – н о к, как у гика, гафеля или рея.

Шпор бушприта закрепляется между двумя крепкими брусьями (б и т е н г а м и), которые идут от палубы до самого днища. Кроме того, к форштевню бушприт притягивается специальной скобой, она называется в а т е р – в у л и н г.

– Но ведь он же сверху, на палубе, а не у воды, – удивился Слава. – Почему же "ватер…"?

– Дело в том, что передняя часть форштевня, которой он рассекает воду, называется в о д о р е з о м. К нему-то и крепится ватервулинг… Вообще-то слово "вулинг" оначает "крепление из троса". Потому что именно тросами в прежние времена бушприты закреплялись на водорезе…

Видите, сколько всего связано даже с "простым бревном". Но простые, то есть из одного дерева бушприты бывают лишь на небольших судах. А мы строим п о л н ы й фрегат, со всеми деталями рангоута. Поэтому наш бушприт имеет два продолжения, они крепятся друг к другу б у ш п р и т н ы м и э з е л ь г о ф т а м и.

Вторая часть бушприта имеет название УТЛЕ ГАРЬ. А продолжение у т л е г а р я – БОМ-УТЛЕГАРЬ.

– Логичнее было бы "брам-утлегарь", – заметил Слава.

– Может быть. Но так уж повелось: "бушприт, утлегарь, бом-утлегарь".

Бушприт, утлегарь, бом-утлегарь!

Как хорошо по ним побегать! -

сочинил Антон Штукин.

– Иногда матросам приходится там и пробежаться, – согласился Яков Платонович. – Но делать это надо умело и осторожно. А то недолго оказаться в воде.

– Но ведь под бушпритом натягивают сетку! – воскликнула Ксеня. – Вот, на модели "Меридиана"…

– Да. Но так делалось не всегда. На старых больших парусниках бушприты были громадные – целые мачты! Попробуйте сделать сеть для такого великана! Да еще когда он ощетинивается длинными рангоутными отростками.

– Какими отростками? – удивился Антон.

– Иногда на бушприте крепится рангоутная перекладина, которая называется БЛИНДА-РЕЙ. "Блинд" в переводе на русский язык означает "слепой". В прошлые века к блинда-рею привязывался четырехугольный парус, который помогал при маневрировании тяжелого судна… Помогать-то помогал, но с палубы видно его было плохо, потому и назывался он слепым. Отказались от использования блинда еще в восемнадцатом веке. Но рей остался – для растяжки тросов, которые с боков держат бушприт. Впрочем иногда сейчас вместо блинда-рея, ставят два отростка – БЛИНДА-ГАФЕЛЯ.

А под бушпритом, примерно в том же месте, где крепится блинда-рей или блинда-гафели, часто ставится еще одна рангоутная деталь. Такой отросток, который смотрит наклонно или вертикально вниз. Это МАРТИН-ГИК. Почему "гик" – понятно. Он похож на мачтовые гики. А почему "мартин", я, по правде говоря, не знаю. Может быть его придумал кораблестроитель с таким именем…

Я знал одного курсанта, который любил сочинять стихи про паруса и бури. Помню такие его строчки:

Сошлись вода и небо в шумном споре,

И океан бурлил в кипеньи диком.

И наш корабль вперед летел над морем,

Распарывая гребни мартин-гиком…

Антоша Штукин завистливо вздохнул. Такие красивые стихи придумывать он еще не умел.

– А в конце сегодняшних занятий сделаем последний рангоутный рисунок, – сказал Яков Платонович. – Бушприт со всеми деталями. Я попробую начать, а ты, Слава, помогай…

Так они и сделали…

– Прямо настоящее развесистое дерево на корабельном носу, – сказал Вася.

– Да, – согласился Яков Платонович, отряхивая с ладоней мел. – А во времена Магеллана и Френсиса Дрейка на тяжелых судах вроде галеонов и старинных линейных кораблей на ноке утлегаря или бом-утлегаря ставили дополнительную мачту – с одним или двумя реями, с марсом. Она так и называлась – б у ш п р и т н а я м а ч т а.

А позади бизани на таких кораблях стояла иногда еще одна мачта – тоже маленькая, вспомогательная. Б о н а в е н т у р – м а ч т а. "Бонавентура" на некоторых языках значит "счастливая судьба". Наверно, моряки считали, что эта мачта сделает управление кораблем более удачным.

Основные части палубы и надстроек парусного судна (начиная с
носа), сформировавшиеся в парусном флоте:

гальюн – ? свес в носовой части парусного судна, на котором устанавливалось носовое украшение, а по бортам? отхожие места для эки-
пажа (в настоящее время все туалеты на кораблях и судах, независимо от расположения, называются гальюнами);

бак -? надстройка в носовой оконечности судна, начинающаяся от форштевня, служащая для защиты палубы от заливания на встречной
волне, для размещения служебных помещений (малярной, шкиперской
и др.). Такая частично утопленная в корпусе судна надстройка (обычно на половину высоты) называется полубаком;

шкафут ?- часть верхней палубы от фок-мачты (первой от носа), или от носовой надстройки до грот-мачты (второй от носа), или кормовой надстройки;

квартердек (шканцы) ?- кормовой верхний участок палубы, приподнятый уступом, где располагались все средства управления парусным судном;

ют ?- часть палубы между бизань-мачтой (третья кормовая мачта) и кормовым флагштоком.

XV?-XVI веках на судах устанавливали и четвертую кормовую мачту, которую англичане называли бонавентур ? мачтой, а итальянцы? пало .

Сильно наклоненная носовая мачта называется бушприт , угол его наклона к горизонту ныне около 20°, на старинных судах и галионах примерно 36°.

На мачтах размещались паруса, которые обеспечивали приведение судна в движение. Состояли паруса из нескольких сшитых полотнищ из специальной льняной ткани? парусины.

Есть два главных типа парусов?- прямые и косые . Прямые паруса несут на реях, косые -? на штагах (стаксели ) и на гафелях (трисели ).

Кромки парусов, называемые шкаторинами , для крепости обшивают специальным канатом, он назывался ликтросом . В связи с большим числом разных парусов, такелажа и снастей существуют специальные их названия, которые составляют своего рода морскую специфику и предмет особой гордости настоящих моряков.

Представление о парусах судов XVIII века дает рис. 9.8, на котором показан трехмачтовый корабль 1-го ранга с полным вооружением. Такие корабли несли следующие паруса.

Прямые паруса (названия указаны на рисунке цифрами по порядку снизу вверх):

на бушприте блинд (1) и бовен-блинд (2); на фок-мачте? фок (3), фор-марсель (4), фор-брамсель (5); на грот-мачте? грот (6), грот-марсель (7), грот-брамсель (8); на бизань-мачте?- крюйс-марсель (9), крюйс-брамсель (10). Косые паруса: на бушприте?фор- или фок-стаксель (11), фор-стень-стаксель (12), кливер (13); между фок- и грот-мачтами? грот-стаксель (только на судах с количеством пушек меньше 50), грот-стень-стаксель (14), мидель-стаксель (15), грот-брам-стаксель (16), грот-бом-брам-стаксель; между грот- и бизань-мачтами?бизань-стаксель или апсель (17), крюйс-стень-стаксель (18), крюйс-брам-стаксель (19); на бизань-мачте? бизань (20).

При благоприятной погоде для повышения скорости кроме основных прямых парусов ставились и дополнительные?- лисели :

на фок- и грот-мачтах? ундер- и марса-лисели. К концу века начали применять и брам-лисели.

Следует отметить, что парусное вооружение весьма разнообразно, зависит от типа судна и периода развития судостроения.

Размещение вооружения, балласта и провизии на парусных судах было строго регламентировано, что являлось результатом долгой проверки временем.

Загрузка парусного судна в XVIII веке осуществлялась следующим образом (рис. 9.9). В нижней части корпуса в так называемом водном трюме располагался чугунный балласт. Это были чугунные бруски весом 8 и 2,4 пуда*), которые укладывали, плотно прижимая друг к другу, от одного борта к другому. Причем в районе грот-мачты, в центре тяжести судна, размещалось наибольшее количество брусков. Для предотвращения перекатывания балласта из стороны в сторону во время качки трюм делили на продольные отсеки, которые назывались банками. После того как чугунный балласт засыпался мелким камнем, на него ставили пустые бочки для воды. При этом самые крупные бочки в нижнем ряду плотно приставляли друг к другу и до половины зарывали в каменный балласт. После укладки нижнего слоя (лага, отсюда морской термин “встать лагом”, т. е. бортом) бочки, начиная со средней, расположенной в диаметральной плоскости судна, наполняли водой из шланга. Средний лаг бочек меньшего размера помещали на нижний слой.

Для работы матросов в трюме над бочками оставляли пространство около одного метра. Пустоты между бочками заполняли дровами. В некоторых бочках хранилась провизия (вино, масло, солонина).

Скапливающуюся на дне трюма воду выкачивали за борт с помощью помп, установленных возле грот-мачты. Для предохранения помп от засорения и повреждения от самого днища до нижнего дека вокруг грот-мачты сооружался специальный ящик, который назывался льяло или вель.

Для размещения всего сухого провианта (кулей с мукой, солью, крупою) и хозяйства кока (котлов, тарелок, чарок, весов) под нижней палубой на всю ширину корабля на расстоянии 1,9 м делали помост
(кубрик).

Пространство под кубриком (трюм) делилось поперечными переборками на ряд крупных отсеков: в центральной части судна? водяной трюм, носовая (большая) и кормовая (малая) крюйт-камеры.
Крюйт-камеры предназначались для хранения пороха в бочках, которые плотно укладывались на стеллажах. Порох насыпался в картузы*) на специально отведенных местах.

В капитанском и офицерском погребах, которые размещались перед кормовой крюйт-камерой, хранили провизию. Дно этих погребов засыпали песком. В них также были специальные отделения для бомб
и гранат. Артиллерийские принадлежности и припасы (рога, кокоры, кожи и зажигательные трубки) раскладывались над крюйт-камерами. Около выхода из крюйт-камеры размещались каюты шкиперов. Здесь же хранились парусина, тенты, парусные нитки, лини, свайки, молотки и другие судовые принадлежности.

Галереи вдоль бортов кубрика использовались плотниками и конопатчиками для заделки пробоин во время сражений.

Для больных и раненых предназначалась средняя часть кубрика, как место с наименьшим воздействием качки.

Матросы, канониры и солдаты жили на нижней палубе, ближе к носовой части судна. Тут же находились якорные клюзы. В месте втягивания якорных канатов располагался клюзбак для хранения якорной цепи или каната. Клюзбак назначался для предотвращения растекания воды по судну при выборе якоря, он хорошо проконопачивался и просмаливался, имел шпигаты для стока воды.

Артиллерийские офицеры и штурманы жили в каюте за грот-мачтой. Рядом располагалась корабельная канцелярия. Неподалеку хранилось абордажное оружие (мушкеты, пистолеты, пики и т. д.). Перед бизань-мачтой отводилось специальное место для ружей.

Для выборки якорей использовался большой шпиль, который находился между грот- и бизань-мачтой. Он имел два барабана: один?на первой, а другой на второй батарейной палубе. Для подъема тяже-
стей применялся малый шпиль, который размещался на верхней палубе между фок- и грот-мачтами.

Капитан-лейтенанты и лейтенанты занимали кают-компанию, которая размещалась в кормовой части корабля на верхней палубе (опердеке). Мичманы и гардемарины жили под шканцами.

На шканцах (квартердеке) размещался судовой компас в нактоузе. На верхней палубе между фок- и грот-мачтой находились ростры?подставки для шлюпок и запасного рангоута. Капитанская каюта рас-
полагалась в корме корабля.

Судовой священник жил в каюте по правому борту.

Камбуз (кухня на корабле) находился в носовой части под баком.

Впереди него с одного борта размещался судовой лазарет, а с другого крепился фитиль и устанавливалась бочка с водой.

На верхней палубе между малым и большим шпилями во время плавания размещались загородки и клетки для кур, уток, гусей, свиней и телят.

На кораблях работорговцев (в средней части) при приеме на борт “живого товара” на палубу опускались верхние реи и брам-стенги, которые закреплялись на высоте 2,5-?3,0 м. Таким же образом по бортам корабля на уровне поручня укреплялись бревна. На получившуюся раму набивали доски. Так вся верхняя палуба оказывалась под решеткой с отверстиями около 30 см. Сверху для защиты от солнца сооружение покрывалось бамбуковыми матами. Поступающие на корабль рабы не могли выпрыгнуть за борт: часть палубы, где они находились, отгораживалась стеной из толстых деревянных досок? “баррикадой”.

Вокруг всего корабля по бортам внутри натягивались сетки, в которых хранились в свернутом состоянии катки -? личные вещи команды. Во время боя они защищали личный состав от картечи и пуль врага.

Особого внимания заслуживает размещение артиллерии на парусных кораблях военно-морских флотов. На нижней палубе?- гондеке располагались самые тяжелые орудия, пушки среднего калибра?- на верхней палубе, а самые мелкие -? на шканцах и баке. Такое расположение диктовалось стремлением лучше обеспечить остойчивость судна.

Пушки устанавливались на лафеты (рис. 9.10) и вместе с ними крепились толстыми (5?-8 дюймов) просмоленными канатами (брюками) в 2,5 длины пушки, соединенными с бортовыми рымами (кольцами). Под
орудийными лафетами находились ломы и ганшпуги (деревянные рычаги для изменения прицела пушек при стрельбе), а под пушками? банники (в виде ерша? для чистки канала ствола), прибойники (для досылки заряда до места) и пыжевики (похожие на штопор приспособления для удаления остатков пыжа). Рядом с пушкой в кольцах из толстого каната (кранцах), не позволявших ядрам раскатываться по палубе, находилась часть ядер. Для защиты палубы от повреждений, под ядра “подстилали” деревянные подушки с выемками. Остальная часть ядер размещалась посередине палубы и вокруг люков трюмов. Хранили ядра в ящиках, расположенных в трюме около грот-мачты.

Особое внимание уделялось креплению орудий по-походному (рис. 9.11). Это не удивительно, ибо масса пушек достигала 500 кг. Легко представить, что могла наделать такая масса, движущаяся по палубе при качке судна. Следует отметить, что и прочные связи орудийных палуб делались больших размеров (рис. 9.12).

Среди конструктивных особенностей парусных судов (их появление относится к XIX в.) специалисты отмечают замену рычажных систем рулевого управления с кольдерштоком на более современные со штурвальным колесом (штурвалом) . Именно с тех пор штурвал стал одним из символов морской профессии.

Конструкции рулевого привода с кольдерштоком и штурвалом с тросовой проводкой (которая называется штуртросовой) приведены на рис. 9.13. Штуртросовая проводка позволила существенно увеличить угол отклонения пера руля (до 15° против прежних 5°), что улучшило маневренность парусных кораблей.

Надо сказать, что не только внутренним конструкциям уделялось внимание при строительстве парусного корабля. В рассматриваемый период у кораблестроителей внешний вид считался не менее важным. Каждое судно было сооружением индивидуального производства, и
судостроители старались придать ему черты произведения корабельного искусства.

Резные скульптурные изображения религиозного и мифологического содержания, орнаменты и позолота? все шло на убранство корабля. Особенно много украшений было на носу и в корме. Представление о декоре такого рода дает рис. 9.14.

В последующий период развития парусного флота (конец XVIII ?первая половина XIX в.) художественное оформление кораблей становится более скромным; скульптуры, барельефы с кормы практически исчезают, остаются лишь носовые резные фигуры. С приходом металла и пара судостроители полностью отказываются от такого рода украшения корпуса.

Рангоут - совокупность сооружений из металлических труб, профилей и листов, установленных на верхней палубе корабля и прочно соединенных с его корпусом. К рангоуту корабля относятся: мачты с их вооружением (стеньгами, реями, гафелями), выстрелы, флагшток и гюйсшток, грузовые стрелы, шлюпбалки, трапбалки, тралбалки и др.

Такелаж - совокупность снастей (тросов) всех видов, надежно крепящих отдельные части рангоута на местах и служащих для оснастки и управления им. Такелаж разделяется на бегучий и стоячий.

Конструктивное оформление рангоута и такелажа зависит от размеров и класса корабля, а также от назначения самого рангоута с такелажем. С развитием мореплавания и кораблестроения назначение и роль рангоута с такелажем непрерывно изменяются, что влечет за собой и конструктивные их изменения.

М а ч т ы являются основным видом рангоута корабля. Большие корабли, как правило, имеют две мачты: фок-мачту (переднюю, т. е. первую от носа) и грот-мачту (вторая мачта от носа); малые-одну фок-мачту. Мачты служат для подъема зрительных сигналов, размещения сигнальных огней, радио- и радиолокационных антенн, установки грузовых стрел, а на парусных судах и для подъема, крепления парусов и управления ими. На военных кораблях мачты предназначаются также для размещения постов управления кораблем и его боевыми средствами.

Устанавливаются мачты в диаметральной плоскости корабля вертикально или с некоторым наклоном к корме. Как и весь рангоут, мачты претерпели в своем развитии большие изменения. Конструктивно мачты выполняются одинарными, треногими, четырехногими, а также в виде башенноподобных мачтовых конструкций. В общем случае мачта состоит из прочных вертикальных балок набора, воспринимающих все усилия от веса, давления ветра и сил инерции при качке, и из тонких обшивочных листов. Балки набора мачт (ноги) обычно проходят сквозь верхнюю палубу и укрепляются на второй палубе.

Одинарная мачта (рис. 1.26) - водонепроницаемая по швам стальная труба (или рангоутное дерево), устанавливается на малых кораблях, вспомогательных и парусных судах. Одинарные мачты бывают цельными и составными. Нижний конец мачты (шпор) проходит через верхнюю палубу и крепится к средней палубе (платформе); на парусных судах - к килю. Верхний конец мачты называется топом. К топу мачты, если она составная, крепится нижний конец стеньги, которая является продолжением мачты. В зависимости от того, на какой мачте установлена, стеньга называется соответственно фор- или грот-стеньгой. Стеньга заканчивается клотом (клотиком) - деревянным или металлическим диском, который имеет по краям шкивы для сигнальных фалов. На клотике устанавливаются красный и белый клотиковые фонари. Верхняя часть мачты со стеньгой удерживается в диаметральной плоскости корабля с помощью стоячего такелажа.

Рис. 1.26. Одинарная сигнальная мачта:
1,2 - топенанты; 3 - клотиковый огонь; 4 - антенный рей; 5 - стеньга; 6 - сигнальный рей; 7 - ванты; 8 - сигнальные фалы; 9 - стальная труба (или рангоутное дерево)


Треногая мачта состоит из трех стальных водонепроницаемых труб. Верхние концы прочно скреплены горизонтальной площадкой из стальных листов, которая называется марсовой. Ноги мачты проходят через отверстия в верхней палубе и своими нижними концами крепятся к настилу средней палубы (платформе корабля). На площадках, расположенных по всей длине мачты, размещаются: радио- и радиолокационные антенны, дальномеры, прожекторы, сигнальные и ходовые мостики и другие посты управления.

На современных кораблях мачты часто имеют форму, показанную на рис. 1.27. Каркас мачты снаружи обшит стальными листами. Такая мачта имеет большое число горизонтальных площадок, на которых размещаются радио- и радиолокационные антенны. Для подъема флагов и сигналов мачта имеет разного размера краспицы, выполняющие роль реев.


Рис. 1.27. Мачта современного корабля:
1 - краспицы; 2, 3 - площадки и устройства для размещения радиолокационных антенн; 4 - стальные листы обшивки; 5 - радиоантенна


Башенноподобные мачтовые конструкции - развитая надстройка с площадками, расположенными в несколько ярусов и представляющими собой закрытые помещения, используемые для различных боевых и командных постов.

Р е и (рейки) бывают металлические или деревянные различных размеров; крепятся к мачтам или стеньгам в горизонтальном положении перпендикулярно к диаметральной плоскости корабля. Они предназначаются главным образом для подъема сигналов. На них располагаются одношкивные блоки, в которые основывают фалы из специальных плетеных незакручиваю- щихся линей. Середина рея называется топом; концы - правым и левым ноками соответственно бортам корабля. Ноки рея поддерживаются рей-топенантами, концы которых прикреплены к обушкам бугеля на мачте или стеньге. Мачты вооружают двумя и даже тремя реями. Нижний рей на фок-мачте называется фока-реем; на грот-мачте - грота-реем. Верхние реи соответственно называются фор-марса-реем, грот-марса-реем.

Г а ф е л ь располагается на грот-мачте, ниже грот-рея, под углом к мачте и удерживается в диаметральной плоскости эренс-бакштагами, которые крепятся к ноку гафеля и идут к бортам. Нижняя часть гафеля называется пяткой, верхняя-ноком; нок гафеля поддерживается топенантом. В нок гафеля врезан шкив, через который проходит фал для подъема Военно-морского флага на походе или гафельных огней ночью.

Ф л а г ш т о к - металлический пустотелый или деревянный шток, устанавливаемый на корме корабля и предназначенный для подъема Военно-морского флага, когда корабль стоит на якоре или у стенки. На верхний конец флагштока (топ) насажен клот. Конструкция флагштока позволяет в случае необходимости быстро заваливать его на палубу.

Г ю й с ш т о к устанавливается в носовой части корабля и служит для подъема гюйса, а ночью - якорного огня при стоянке корабля на якоре. При плавании ночью в задней части гюйсштока зажигается огонь ящичного типа для ориентировки рулевого на корабле, идущего в кильватер переднему.

Стоячий такелаж (рис. 1.28) - снасти, предназначенные для поддержки и крепления рангоута в вертикальном, горизонтальном или ином положении. Снасти стоячего такелажа крепятся непостоянно и не проводятся через блоки; к ним относятся: ванты, штаги, бакштаги, штаг-карнак, топенанты, струны реев и др.


Рис. 1.28. Схема стоячего такелажа:
1 - штаг-карнак; 2 - фор-штаг; 3 - топенанты реев; 4 - струны рея; 5 - ванты; 6 - талрепы; 7 - бакштаги


Б а н т ы - снасти, которыми укрепляют мачты и стеньги, чтобы они не клонились, в сторону бортов. Верхние концы вант крепятся за обухи бугеля на топе мачты или стеньги; нижние концы - через винтовые талрепы к специальным обушкам (вант-путенсам), которые прикреплены к фальшборту, бортовой обшивке или палубе у бортов.

Ф о р - ш т а г и - снасти, расположенные в диаметральной плоскости корабля, которые не дают мачте и стеньге клониться к корме корабля.

Б а к ш т а г и - боковые снасти, идущие от топа мачты к борту несколько позади мачты и удерживающие совместно с вантами мачту в диаметральной плоскости корабля и не дающие ей клониться в сторону носа корабля.

Ш т а г - к а р н а к - горизонтальная снасть, заводимая между мачтами, которая удерживает мачту и стеньгу и не дает им клониться в сторону носа (кормы) корабля.

Т о п е н а н т ы и с т р у н ы р е е в служат для подвешивания и удержания реев в положении, перпендикулярном к диаметральной плоскости корабля.

Стоячий такелаж всегда выполняется из стального жесткого троса, имеющего большую прочность и малую гибкость.

Бегучий такелаж - снасти, находящиеся в движении и предназначенные для обслуживания и изменения положения частей рангоута, а также для подъема и спуска грузов, катеров, шлюпок, трапов, сигналов, парусов. К бегучему такелажу относятся: фалы (сигнальные и др.), лопаря талей, гордени, шлюпбакштаги, выстрел- брас, бурундук, оттяжки, шкоты и другие подвижные снасти. Для бегучего такелажа используются гибкие стальные и расти гельные тросы.

Фламандская каракка – ванты


Ванты ― растяжки, которые удерживают мачту, чтобы не упала, чего доброго.
А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля



Модель каракки из Нюрнберга (Schlüsselfelder Schiff ), серебро, позолота, 1503 г. Автор предположительно Альбрехт Дюрер-старший.


Конструкция крепления вант грот-мачты к корпусу фламандской каракки необычна. Первые несколько снастей крепятся непосредственно к борту, остальные – к широкому русленю.

Появление широкого горизонтального русленя на гравюре, которая, как полагают, относится к периоду свадьбы Карла Смелого и Маргариты Йоркской в 1468 году, с детальным изображением юферсов на нем – достаточно необычно. Ванты в тот период крепили в основном на палубе или непосредственно на бортах, а способы, которыми их набивали, распознать на имеющихся изображениях было невозможно (о вант на галерах и связанных с этим процессом терминах можно прочитать в одном из наших прежних постов). Обычно художники ограничивались какими-то непонятными зигзагами. Одним из первых достоверно датируемых (1493 год) изображений горизонтального русленя является гравюра Михаэля Вольгемута «Улисс и Цирцея» в «Нюрнбергской хронике» Хартмана Шеделя.


Гравюра по дереву из Нюрнбергской хроники Шеделя (Schedel"schen Weltchronik ), лист 41 recto


Но и на ней устройство для набивания вант – это лишь какие-то зигзаги вокруг снастей.

Необычность изображения фламандской каракки подкреплена отличием стиля этой гравюры от стиля других сохранившихся работ Мастера WA: изображение каракки никак не соотносится с периодом 1468 года, а больше соответствует стилю последних работ Мастера, приходящихся на 1485-1490-е годы. Возникшую проблему можно разрешить, предположив, что оригинальное изображение, изготовленное к свадьбе, было переделано в более поздние годы. Если еще раз взглянуть на увеличенное изображение каракки в районе крепления вант


то можно рассмотреть следы удаленного фрагмента изображения между грузовым портом в борту каракки и русленем над ним.Частично удаленная деталь видимо представляла собой грузовой порт, который был расположен выше и ближе к корме, чем порт на окончательном изображении. Перемещение порта на новое место можно легко объяснить. Погрузка тяжелых предметов через грузовой люк в борту зачастую осуществлялась с помощью талей на грота-рее, которая использовалась как грузовая стрела. Широкий руслень, как он изображен на гравюре, расположенный сразу же над старым изображением порта, делал погрузку через этот порт невозможным. Видимо, руслень является более поздним дополнением на гравюре, и вместе с ним были внесены изменения и в расположение грузового порта.

Теперь о самом способе крепления вант. Рассмотрим вкратце его эволюцию. Увеличение размеров парусных кораблей и рост в связи с этим сил натяжения стоячего такелажа требовали новых способов набивания вант. Всего можно отметить три таких способа. Первый был подобен методу, который используется при натягивании струн музыкальных инструментов. Концы вант наматывали на колышки (подобно колкам на скрипке). Натяжение снастей осуществлялось с помощью барашков, прикрепленных на этих штифтах, что также очень смахивает на прием настройки струнных инструментов. Хорошую иллюстрацию к этому варианту можно увидеть на гравюре Ганса Буркмайра (1511 год), находящейся в книге комментариев страсбургского проповедника Гайлера фон Кайзерсберга к поэме Себастьяна Бранта «Корабль дураков » .


Таким образом, в этом случае натяжение вант осуществлялось с помощью своеобразного ворота, небольшого брашпиля, снабженного, как полагают некоторые исследователи (H. H. Brindly, 1913), храповым механизмом (храповик с собачкой). Впрочем, нельзя исключать. что штифты удерживались в необходимом положении с помощью обычного фрикциона, что было более естественным в ту эпоху. Следует отметить, что других изображений подобного способа натяжения вант не найдено, поэтому выдвинута гипотеза, что изображение воскрешает давно забытый, возможно, исторически первый, способ.

Другим возможным способом набивания вант являлся способ закрутки снасти. Для понимания его сути рассмотрим вантовые тросы, которые существовали в то время. В принципиальном плане существуют два типа витых тросов: левого спуска и правого спуска. В 1973 году для обозначения этих двух типов навивки троса даже был введен особый международный стандарт ISO 2:

Прописной латинской буквой S обозначались тросы левого спуска, а прописной Z – правого. Эти буквы были выбраны потому, что направление линии в их средней части соответствует направлению пряди в соответствующем тросе. Для нас удобнее, думаю, будет другое правило: если смотреть вдоль троса, то для троса левого спуска прядь, удаляясь от наблюдателя, идет в левом направлении, а для правого, соответственно, в правом. (Для знатоков нарезного оружия здесь прямая аналогия с определением направления нарезки ствола: правого – «слева, вверх, направо» (исторически это Россия, США и др.) и левого (Англия, Франция и пр.)) Тросы правого спуска наиболее распространены, и, как правило, именно они использовались для изготовления вант.

Если трос правого спуска (a) «закручивать» против часовой стрелки (b), то он становится короче, натяжение ванты возрастает, если по часовой стрелке (c) – трос удлиняется. Это свойство витых тросов использовалось для набивки вант.

К нижнему концу ванты, прошедшему через отверстие в борту, прикрепляли клеванту (о клевантах мы уже ). Вращая клеванту в желаемом направлении, увеличивали или уменьшали натяжение вант.

Существуют изображения и даже модели парусных кораблей с подобным способом набивания вант. К примеру, в иллюминированной Псалтыри Латтрелла (1320–1340) на миниатюре к псалму 89 как раз показаны ванты с клевантами.


Luttrell Psalter (British Library), фрагмент миниатюры к псалму 89


Ну и конечно, замечательная серебряная модель каракки из Нюрнберга, фотография которой приведена в начале поста, а увеличенное изображение приводится ниже.

Кольхаузен (H. Kohlhausen. Nürnberger Goldschmiedekunst des Mittelalters undder Durerzeit 1240 bis 1540 , Berlin, 1968) делает предположение, что возможный автор модели Альбрехт Дюрер-старший в качестве образца для нее взял гравюру фламандской каракки Мастера WA. Однако имеется одно препятствие: на модели Дюрера использован способ крепления вант с помощью клевантов, а на фламандской каракке, как мы видели, использованы юферсы и руслень.

И, наконец, рассмотрим третий способ натяжения вант – с помощью блоков. Первоначально ванты набивали с помощью одношкивного блока, дающего, как известно, двукратный выигрыш в силе. Дальнейшее усовершенствование этого способа привело к замене простого блока парой юферсов – бесшкивных блоков с тремя сквозными отверстиями в щеках, расположенными в виде треугольника, через которые проводят лопари талрепа (см. приведенное выше увеличенное изображение фламандской каракки в районе вант). Новая конструкция теоретически позволяла добиться пятикратного выигрыша в силе.

Исторически введение юферсов по времени совпадало с введением руслений для их крепления: усиление натяжения вант в новом способе их крепления грозило отрывом обшивки борта, поэтому крепились блоки уже не за борт, а на специальной горизонтальной доске – руслене. Первоначально эта доска крепилась к борту пластью, вертикально. Такой способ крепления мы видим, например, на каракке с картины Ганса Мемлинга «Семь радостей Марии»


Ганс Мемлинг (Hans Memling) Семь радостей Марии (1480). Старая мюнхенская Пинакотека

Художник в пределах одной огромной доски изобразил восемнадцать разных эпизодов из жизни Марии и Христа. Нас интересует сцена на заднем фоне, изображающая погрузку волхвов и их лошадей на корабли (на обратном пути из Святой Земли после поклонения Христу).

Разрешения имеющихся репродукций с этой картины не хватает, чтобы в деталях разглядеть корабли на горизонте. Приведем поэтому иллюстрацию из статьи A. W. Sleeswyk The Carrack of Hans Memling (1987)


Каракки волхвов (1480)

Хотя и на этом изображении мы особенно не различаем интересующих нас деталей, предлагается поверить на слово, что на левом корабле крепление вант осуществляется через юферсы, которые укреплены на доске, плоскостью своей прижатой к бору корабля.

Продолжим эту тему в следующий раз.

Величественно рассекающего морские волны - поистине завораживающее зрелище. Сейчас увидеть его воочию можно, разве что на параде парусных кораблей в Амстердаме, проходящего раз в пять лет. Несколько столетий назад наблюдать за парусником было привычным делом среди прибрежных жителей. Чем массивнее корабль, тем большее количество парусов необходимо для его быстрого и плавного хода. У парусника сложная конструкция, и каждая мачта на нем имеет свое предназначение. Рассмотреть строение парусного корабля можно с самой передовой его детали.

Брус в авангарде парусника

В дословном переводе с голландского языка бушприт - это "наклонный шест". Конструкция представляет собой вынесенный вперед носовой брус парусного судна. Иными словами, бушприт - это рангоутный брус, являющийся продолжением носа корабля и выступающий за форштевень. Он играет роль передней мачты и устанавливается наклонно под углом 30-36 градусов. Изначально он состоял из одной секции. В последствии на больших кораблях он стал составным: в качестве его продолжения устанавливался утлегарь, а за ним следовал бом-утлегарь. Как у любой мачты, заднее основание бушприта называется шпор. Передний конец именуется ноком, как у гика, гафеля или рея.

Предназначение конструкции

Основной целью бушприта является вынос вперед передних косых треугольных парусов - кливеров. За счет данной конструкции увеличивается парусная площадь корабля, что способствует лучшей управляемости и более высокой маневренности. Кроме того, бушприт частично используется для крепления фок-мачты. На этом функции его не заканчиваются, т.к. он также необходим для крепления и подъема носового якоря. Таким образом, бушприт корабля - это многофункциональная мачта плавательного средства.

Размеры передней мачты

Для кораблей разного профиля длина бушприта была различной. Как правило, на купеческих судах длина передней мачты была равна трем пятым длины грот-мачты. На кораблях, предназначенных для ведения морского боя, длина его приравнивалась к восьми девятым длины фок-мачты. В диаметре носовой брус был сопоставим с диаметрами фок- и грот-мачт средних размеров. При этом толщина бушприта уменьшалась от основания к ноку почти в два раза.

Иногда нос корабля украшался гальюнной (или носовой) фигурой, которая обычно располагалась над бушпритом и изображала, чаще всего, русалку, привлекательную девушку или голову льва. Примечательно, что с другой стороны на том же свесе размещались уборные для экипажа.