Триумфальные ворота история. Арка победы

Понятие «триумфальная арка» возникло еще в Древнем Риме. Именно там для более торжественного приема победителей возводилось подобное сооружение.

Наиболее известными являются арки Тита, Траяна, Константина и т. д. Изображения некоторых из них во времена Нерона и Августа даже чеканились на медалях.

Париже, пожалуй, самая известная из них, была построена в честь победы Наполеона Бонапарта и его армии в битве под Аустерлицем в декабре 1805-го года. Проектов для воплощения было предложено очень много, все они были разные и оригинальные. Была даже версия представить ее в виде огромного слона из камня с музеем, расположенным внутри, чтобы каждый мог узнать обо всех победах императора. И тем не менее, Триумфальная арка, которую мы знаем сегодня, стала праобразом аналогичного сооружения в Риме, автором которого был Тит. И колонны, и проемы - все полностью скопировано с итальянского оригинала.

Это величественное строение поднимается ввысь на пятьдесят метров при почти такой же ширине. Однако такие сухие цифры не могут передать всю красоту и монументальность, которой обладает парижская Триумфальная арка. Проект сделан в античном стиле. Прекрасные крылатые девы, трубящие в фанфары, и славу императора. Их автором является швейцарский архитектор Жан Жак Прадье, удостоенный премии за свои не только скульптурные, но и художественные достижения.

Парижская Триумфальная арка, фото которой вместе с изображением Эйфелевой башни можно считать визитной карточкой города, является, по словам авторов, драгоценной наградой и его легиону. Столица Франции - не единственное место, где можно встретить подобное сооружение. Их по миру раскидано достаточно много, и о многих из них большинство из нас и не слышало. Однако парижская арка знакома любому.

Она украшена скульптурами, каждую из которых можно назвать отдельным шедевром. Например, «Марсельеза», символизирующая протест против русской армии, «Триумф», посвященный подписанию Венского мира, «Сопротивление» и «Мир», авторами которых является Этекс. К сожалению, этого архитектора в мире практически не знают, да и в самой Франции он известен только в узком кругу, хотя его творениями в некотором роде и знаменита Триумфальная арка.

Наполеону было не суждено увидеть, как выглядит построенный в его честь памятник во славу победы, силы и власти Франции. Сооружение было завершено в 1836-ом, когда в живых императора не было. И лишь раз, в 1810-м, он увидел макет проекта своей мечты: на каменном фундаменте была сооружена деревянная арка с обтяжкой из декорированного под будущий проект полотна.

В России подобные помпезные врата устраивались при входах в столицу и предназначались для торжественного въезда полководцев. Впервые они были устроены при Петре Первом в 1696-ом, когда он возвращался с победой из-под Азова.

А в 1703-м была сооружена не одна триумфальная арка, а целых три: в честь Репнина, Шереметьева и Брюса - сподвижников по войне против Ингерманландии. Они красовались у Мясницких и Ильинских ворот, а также рядом с Заикоспасским монастырем.

Помимо Парижа и Москвы, сегодня такие триумфальные врата стоят в городе на Неве, Новочеркасске, Потсдаме, Барселоне, Бухаресте, Берлине и даже Пхеньяне.

Триумфальные врата впервые были построены в Древнем Риме и предназначались для торжественных церемоний по случаю въезда в город армии-победителя. Иностранный опыт первым в России перенял Пётр Великий , а позже арки возводились по случаю каждой крупной победы русского оружия или просто к знаменательной дате.

Триумфальные ворота в Москве

С идеей сооружения триумфальных ворот в Москве, посвящённых победе над армией Наполеона , выступил Николай I . Арка была создана по проекту одного из крупнейших архитекторов того времени Осипа Бове . Во время торжественной закладки ворот 30 августа 1829 года (по новому стилю) на Тверской заставе в фундамент легла бронзовая плита и горсть серебряных монет чеканки 1829 года, «на счастье». Строительство ворот велось довольно долго из-за недостатка денежных средств: открытие состоялось только 20 сентября 1834 года. Надпись на аттике была утверждена Николаем I и гласила: «Благословенной памяти Александра I , воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826».

В 1936 году, во время реализации сталинского Генплана, арка была разобрана. Часть скульптур передали в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. Восстановлению ворот Москва во многом обязана Юрию Гагарину , который на VIII съезде ЦК ВЛКСМ 1965 года заявил: «В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность? Я бы мог продолжить перечень жертв варварского отношения к памятникам прошлого. Примеров таких, к сожалению, много». На это ему ответил Никита Хрущёв : «Гагарин есть Гагарин. Поэтому первое, что мы сделаем, — это обязательно восстановим Триумфальную Арку». Арку восстановили в 1966- 1968 годах на Кутузовском проспекте, рядом с музеем «Бородинская битва». Текст на аттике был изменён: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Московские Триумфальные ворота. Фото: РИА Новости / Сергей Гунеев

Красные ворота в Москве

Красные ворота. Фото: Commons.wikimedia.org

Красные ворота существовали в Москве с начала XVIII века до 3 июня 1927 года. Первая арка, которая появилась на этом месте в России, была создана в 1709 году, в честь победы Петра I над шведами, и позже многократно перестраивались. Так, Екатерина I перестроила их в 1724 голу в честь своей коронации, но спустя 8 лет это деревянное строение сгорело.

В 1742 году уже Елизавета Петровна построила на этом месте новые ворота, но через 6 лет они были вновь уничтожены огнём. Первая каменная арка была построена взамен сгоревших ворот в 1753 году архитектором Д. Ухтомским . Она была выполнена в стиле барокко, с красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями. 50 ярких рисунков олицетворяли «Величество Российской Империи», а венчала арку золотая фигура ангела. Арка была снесена вместе со стоящей неподалёку церковью Трёх Святителей в связи с расширением Садового кольца. Сегодня о ней напоминает только одноимённая площадь и открывшаяся в 1935 году станция метро.

Нарвские триумфальные врата в Санкт-Петербурге

Нарвские триумфальные ворота, как и московская триумфальная арка, были посвящены победе в войне 1812 года. Первоначально триумфальная арка была построена для встречи войск, которые возвращались домой из Европы в 1814 году, у Нарвской заставы. Эти врата были выполнены из алебастра и дерева за один месяц и быстро пришли в негодность. Николай повелел построить новые каменные врата на новом месте, рядом с рекой Таракановка. В целом новые врата сохранили облик первой арки, но были и особенности. Конструкция ворот была кирпичной, обшитой медными листами, а скульптуры римских воинов заменили медными русскими богатырями. На арке имеются надписи о местах решающих сражений. Свой привычный облик врата приняли позже, когда медь в суровых северных условиях стала ржаветь. Во время блокады Ленинграда ворота сильно пострадали от бомбёжек (они получили более двух тысяч бомб, были отбиты части декора, разрушен карниз). Именно через Нарвские врата части Ленинградского гарнизона отправлялись на фронт. После войны ворота были отреставрированы. Сейчас в помещениях ворот находится музей-памятник «Нарвские Триумфальные ворота».

Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. Фото: РИА Новости / Д. Чернов

Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге

Эти врата были сооружены в 1834- 1832 годах в честь победы русского оружия в русско-турецкой войне. Созданные по проекту В. Стасова , они были расположены на пересечении Московского и Лиговского проспектов, на одноимённой площади. В 1936 году ворота были разобраны в связи с планируемым переносом центра города. Однако власти не планировали разрушать памятник архитектуры: ими собирались украсить парк. Однако проект так и не был реализован, и в 1959- 1960 годах ворота восстановили на прежнем месте.

Московские Триумфальные ворота. 1834-1838 годы. Архитектор Василий Стасов. Фото: РИА Новости / Б.Манушин

Александровская триумфальная арка в Краснодаре

Памятник императрице Екатерине II и Александровская триумфальная арка в Краснодаре. Фото: РИА Новости / Михаил Мокрушин

Триумфальные арки сроили не только в Москве и Петербурге, но и в других городах, и посвящены они были не только военным победам. Александровская арка в Краснодаре были построена в честь приезда императора Александра III в столицу Кубани в 1888 году.

Простояв на пересечении улиц Седина и Мира полвека, она была снесена новыми властями в 1928 году. Восстановить арку было решено жителями Краснодара в 2006 году. Трудность восстановления арки заключалась в том, что чертежей оригинальной арки не сохранилось, и поэтому воссоздание затянулось на 2 года. Арка была установлена на новом месте, возле реконструированного фонтана на пересечении улиц Красной и Бабушкина. Рядом с аркой разбит сквер, а сама она вскоре стала новой достопримечательностью города.

Бранденбургские ворота в Калининграде

Первые деревянные врата в Калининграде (тогда — Кёнигсберге) на этом месте были построены в 1657 году, а через 100 лет по указанию Фридриха II были заменены каменными. Первоначально эти врата не были триумфальными, а несли практическую функцию: защищали город от вражеских набегов. За стенами всегда дежурил гарнизон караульных, были здесь и подсобные помещения. В середине века врата перестали носить фортификационную функцию. В 1843 году они были перестроены и украшены декоративными фронтонами, крестообразными цветами, листьями на навершиях, гербами и медальонами. Также на них были установлены портреты знаменитых прусских военных. Ворота были сохранены советской властью и дошли до наших дней. Сегодня они продолжают выполнять транспортную функцию, оставаясь проездными.

Бранденбургские ворота в Калининграде входили в систему обороны города и служили укрытием при въезде в него. Это единственные городские ворота Калининграда, до сих пор использующиеся по прямому назначению. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

Амурские ворота в Иркутске

Эти врата были выстроены для встречи генерал-губернатора Николая Муравьёва-Амурского , который подписал на Амуре договор с Китайской империей и возвращался в Иркутск. По этому договору Россия получала левый берег Амура и обширные территории. Кроме того, именно этим документом определялась граница между государствами. В 1891 году ворота реконструировали, но уже через 29 лет они вновь обветшали и были снесены. Во время празднования в 2009 году 350-летия Иркутска врата предлагалось восстановить, но работы так и не были начаты.

Амурские ворота на открытке XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

Московские триумфальные ворота в Иркутске

Есть в Иркутске и другие триумфальные врата, сооружённые в 1813 году в честь восшествия на престол императора Александра I. Арка была расположена на выезде из Иркутска в сторону европейской части России, на Московский тракт, и поэтому она и получила такое название. В арке располагались несколько помещений, которые занимали смотрители московской заставы и станция общества спасения на водах. В 1890 году здесь разместился архив. Обветшавшие ворота были снесены в 1928 году, но перед этим была проведена масштабная работа по фотографированию и обмеру памятника. Это и позволило восстановить арку в первозданном виде. Воссоздание велось на частные средства и было завершено в 2011 году. После восстановления Московских ворот планируется создать музей, посвящённый истории этого памятника архитектуры.

Сергей Петров и Татьяна Ермакова около Московских Триумфальных ворот в Иркутске во время эстафеты Олимпийского огня. 2013 год. Фото: РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Николаевские триумфальные врата во Владивостоке

Николаевские Триумфальные ворота во Владивостоке построили в честь прибытия Цесаревича Николая. Фото: Commons.wikimedia.org / Russian.dissident

Николаевские Триумфальные ворота во Владивостоке построили в честь прибытия Цесаревича Николая (позже коронованного как Николай II) в 1891 году, во время его путешествия на Дальний Восток.

Строительство велось на частные средства: в нём участвовали промышленники, купцы и другие богатые жители города.

Простояла арка недолго: с приходом советской власти она была снесена. Восстановить её было решено в год 135-летия со дня рождения и 85-летия со дня гибели последнего российского императора. В мае 2003 года состоялось её торжественное открытие.

Эта арка также посвящена посещению цесаревича Николая и построена в тот же год, что и во Владивостоке.

20-метровую каменную арку украшали двуглавые орлы и иконы. В 1936 году она была уничтожена наводнением. Реконструкция арки началась в 2003 году на средства предпринимателей, епархии и простых жителей Благовещенска. Открыта арка была в 2005 году.

Триумфальная арка в Благовещенске. Фото: Commons.wikimedia.org / Студент АмГУ

Триумфальная арка «Курская дуга» в Курске, Россия

В Курске триумфальная арка была построена в 2000 году, в честь победы советских войск на Курской дуге. Фото: Commons.wikimedia.org / Георгий Долгопский

В Курске триумфальная арка была построена в 2000 году, в честь победы советских войск на Курской дуге. В самые короткие сроки был разработан и утверждён проект. Работы начались в 1998 году и длились два года. У северного фасада арки возвели памятник советскому полководцу Георгию Жукову . Арку украсила скульптурная композиция Георгия Победоносца, разящего копьём дракона.

Триумфальная арка «Грозный»

Ещё одними триумфальными вратами, построенными совсем недавно, стала арка «Грозный» в Чечне. Это сооружение было открыто 5 октября 2006 года на Ханкальской улице Грозного и посвящено 30-летнему юбилею главы Чечни Рамзана Кадырова . Арка расположена над автомагистралью и украшена по боками чеченскими боевыми башнями семнадцатиметровой высоты, а также двумя портретами — президента РФ Владимира Путина и первого президента Чеченской республики Ахмата Кадырова . Арка является главными вратами в город Грозный.

Московские Триумфальные ворота - триумфальная арка в Москве, построенная в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Как правило, москвичи не употребляют полное название памятника и называют его просто Триумфальной аркой.

Триумфальная арка - восстановленный памятник: изначально она была возведена в 1829-1834 годах по проекту Осипа Бове на площади Тверская Застава, затем разобрана в 1936 году при реконструкции площади и вновь построена в 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте вблизи Поклонной горы.

Триумфальная арка на Тверской заставе

В 1814 году, когда русские и союзные войска вошли в Париж, и был достигнут мир, российские города стали готовиться ко встрече возвращавшихся из Франции войск. На пути их следования в городах возводились триумфальные ворота, и Москва не стала исключением: вблизи Тверской заставы, где традиционно с почестями встречали императора, стали возводить временную триумфальную арку из дерева.

В 1826 году император Николай I распорядился возвести в Москве Триумфальные ворота в качестве памятника победе русского оружия, подобные Нарвским триумфальным воротам, которые строились в то время в Петербурге. Разработку проекта поручили видному российскому архитектору Осипу Бове; мастер разработал его в тот же год, но необходимость перепланировки площади затормозила процесс, и проект потребовал изменений.

Триумфальные ворота по новому проекту Бове построили в 1829-1834 годах, заложив в основание бронзовую закладную плиту и горсть серебряных рублей "на счастье" - что, к слову, совершенно не помогло: строительство затянулось на 5 лет из-за нехватки средств. Скульптурное оформление арки выполнили скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев, работавшие по рисункам Бове. Колонны и скульптуры отлили из чугуна, а сами ворота возвели из белого камня из села Тартарово ("тартаровский мрамор") и камня из разбираемого Самотечного канала.

На аттике ворот была нанесена надпись (на русском и латинском языках с разных сторон):

В 1899 году прямо под аркой прошла первая в Москве линия электрического трамвая, а в 1912 и в 1920-х годах их даже чистили и реставрировали.

К сожалению, в 1936 году согласно Генплану реконструкции Москвы ворота были разобраны для реконструкции площади. Изначально их планировали восстановить вблизи прежнего места, поэтому при демонтаже провели тщательные замеры и сохранили некоторые скульптурные и архитектурные элементы, но в итоге восстанавливать ворота не стали.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте

В 1960-х, учитывая художественную ценность и историческую значимость ворот, к идее их восстановления решено было вернуться, и в 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте вблизи Поклонной горы и Музея-панорамы "Бородинская битва" была сооружена их копия.

Проект осуществлён под руководством архитектора-реставратора Владимира Либсона группой архитекторов (И. Рубен, Г. Васильева, Д. Кульчинский). При возведении использовались сделанные при демонтаже ворот рисунки и обмеры, а также авторская модель сооружения, предоставленная Музеем архитектуры.

В целом Триумфальная арка на Кутузовском проспекте представляет собой внешнюю копию предшественницы, но с рядом конструктивных изменений: вместо кирпича в конструкциях стен, сводов и цоколя использовали железобетон, белый камень заменили на крымский известняк, а кордегардии и решётки решили не восстанавливать. Сохранившиеся скульптуры и детали оформления использовать не стали, и всё было отлито из чугуна заново. Кроме того, были изменены тексты на аттике - вместо слов об императоре Александре I там появились строки из приказа Михаила Кутузова к русским воинам и выдержка из надписи на закладной доске 1829 года:

В 2012 году Триумфальная арка была отреставрирована в ходе подготовки к торжествам по случаю 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года.

Триумфальную арку расположили в сквере, разбитом между встречными полосами движения Кутузовского проспекта. В 1975 году в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне этот сквер стал называться площадью Победы.

На сегодняшний день Триумфальная арка стала одним из узнаваемых символов Москвы: виды памятника украшают популярные открытки и календари, арку изображают на картинах художников и производят большое количество сувенирной продукции с её образом.

Добраться до Триумфальной арки можно пешком от станции метро "Парк Победы" Арбатско-Покровской линии.

И многими другими городами, где есть такие же или похожие сооружения. Вместе с тем московская Триумфальная арка, несмотря на внешнее сходство с ними, при ближайшем рассмотрении оказывается совсем другой: самобытной, со своей изюминкой и, конечно же, с собственной неповторимой историей. Она впечатляет своей красотой и величием. В этих воротах даже самый неискушенный турист видит воплощение высокого самосознания русского народа, его гордости своими сынами, которые на полях сражений отстаивали свободу родного Отечества.

Немного предыстории


В мае 1814 года русские войска, наголову разгромившие французов, возвращались из Парижа домой. Глава Кабинета министров Российской империи Сергей Кузьмич Вязмитинов распорядился о торжественной встрече наших подразделений, разослав по всем губерниям соответствующее постановление. Одновременно с этим государь Александр I официально известил генерал-губернатора Москвы графа Федора Васильевича Растопчина о заключении Парижского мирного договора, юридически закрепившего разгром Великой армии Наполеона и победу России в этой кровопролитной войне.

Московский градоначальник распорядился устроить пышные празднества в честь вступления во французскую столицу союзных войск и достижения долгожданного мира. По его же приказу в июне 1814 года началось возведение деревянных триумфальных ворот у Тверской заставы. Почему было выбрано именно это место? Других вариантов, похоже, просто не было. Когда император приезжал в Первопрестольную, именно здесь его встречали руководители Москвы вместе с многочисленной свитой из представителей местного дворянства и купечества.


Следует заметить, что упомянутые ворота были не единственными, установленными по маршруту следования русских войск из поверженной Франции . Строительство аналогичных сооружений велось еще в двух местах: на Нарвской заставе, что на въезде в Санкт-Петербург (это вблизи Обводного канала), и в столице Донского казачества городе Новочеркасске .

Вместе с тем император Александр I боялся, что торжественная встреча победителей может перерасти в народные волнения, и в связи с этим он в начале июля 1814 года запретил проведение массовых встреч и приемов. На тот момент Триумфальная арка в Нарве была уже практически готова, оставались только работы по внешнему декорированию, которые завершили до конца месяца.

Строительство Триумфальной арки в Москве

Триумфальные ворота в столице воспринимаются сегодня как некий собирательный символ всех наших побед над иностранными захватчиками, которые когда-либо ступали на нашу землю и получали достойный отпор. Между тем, история этой достопримечательности начиналась с одной победы – в Отечественной войне 1812 года. Бессмертный подвиг именно ее героев было призвано увековечить это уникальное архитектурное сооружение.

Инициатива строительства в Москве арки наподобие петербургской принадлежит императору Николаю I, который озвучил ее в апреле 1826 года во время торжеств по случаю собственной коронации. Разработка проекта была поручена Осипу Ивановичу Бове, самому авторитетному отечественному архитектору того времени. С задачей он справился в сжатые сроки, но возникла необходимость внесения корректировок, на которые ушло значительно больше времени – целых два года. И вот 17 августа 1829 года, после утверждения окончательного варианта государем, состоялась церемония закладки Триумфальной арки, обставленная очень торжественно. Присутствовали генерал-губернатор Москвы Дмитрий Голицын и митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов).

Следует отметить, что церемония закладки была большей частью формальностью, так как к тому моменту работы по возведению ворот уже шли полным ходом. Фундамент, в основу которого легла закладная плита из бронзы, уже довели до уровня поверхности. Также было забито 3000 свай. Интересный факт: в фундамент положили горсть серебряных монет того же года чеканки, что называется, «на счастье».

Для сооружения Триумфальной арки в Москве использовался самый разнообразный материал из разных мест. Стены облицовывались камнем из Самотечного канала, который, так совпало, как раз разбирали, и «татаровским мрамором» – камнем, завозившимся из села Татарово Московского уезда. Колонны же и венчающая сооружение скульптура были чугунными, а вот над скульптурным декором ворот работали Иван Тимофеевич Тимофеев и Иван Петрович Витали. Мастера ориентировались на рисунки «отца» проекта, архитектора Бове.


На декоративном аттике, венчающем Триумфальную арку, имеется надпись, текст которой в 1833 году утвердил лично император. Она на двух языках – русском и латинском, оба варианта идентичны. Первый можно было прочитать со стороны города, второй – на противоположной стороне. Из надписи мы узнаём, что триумфальные ворота посвящены «благословенной памяти Александра I».

В тексте также отмечалось, что государь воздвиг из пепла и украсил многими памятниками «первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный». И указан год: «1826». Правда, он не соответствует дате официального открытия памятника, которое состоялось только в сентябре 1834 года. Строительство растянулось по времени в силу двух главных причин: недостатка финансирования и безразличия к проекту со стороны властей Москвы .

С московскими триумфальными воротами, пусть и косвенно, связано такое историческое для столицы событие, как начало эксплуатации в 1899 году первого в городе электрического трамвая – он прошел как раз под ними. Трамвайная линия пролегала от Пушкинской площади (она тогда называлась Страстной) до Петровского парка, который ныне примыкает к Ленинградскому проспекту. На подходе к арке кондуктор неизменно объявлял: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».

К 100-летнему юбилею Бородинской битвы, который праздновался в 1912 году, столичную Триумфальную арку почистили и отреставрировали. В день торжеств по случаю этой эпохальной даты руководство Москвы возложило к ее подножию венок. В следующий раз памятник обновлялся уже после Октябрьской революции, в середине 20-х годов. Реставрационными работами руководил талантливый русский и советский архитектор Николай Виноградов.

Впоследствии, однако, судьба памятника сложилась незавидно. В соответствии с планом реконструкции расположенной на Кутузовском проспекте площади – это в районе его пересечения с улицами Барклая, Генерала Ермолова и 1812 года – летом 1936 года триумфальные ворота были разобраны. Архитекторы перед демонтажем тщательно обмерили арку, сфотографировали ее и сделали соответствующие чертежи и зарисовки, поскольку планировалось, что ее в будущем восстановят на новом месте, а именно на площади Белорусского вокзала. Но поскольку этого сделано не было, детали ворот и часть скульптур остались там, куда были отправлены на хранение после демонтажа – в Музее архитектуры, на территории бывшего Донского монастыря. Чугунные же колонны ворот несколько лет пролежали на Миусской площади, пока во время Великой Отечественной войны не ушли на переплавку. Все, кроме одной.


Колесница с шестеркой лошадей и скульптурой богини Ники

В 1965 году советское правительство таки признало, что Триумфальная арка имеет большую общественно-историческую и художественную ценность, приняв соответствующее постановление об ее восстановлении. Был сформирована группа архитекторов в составе И. П. Рубена, Д. Н. Кульчинского и Г. Ф. Васильева под руководством архитектора-реставратора В. Я. Либсона, которая в течение двух лет (1966-1968) соорудила новую Триумфальную арку. На Кутузовском проспекте для нее нашли новое место – рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва», открытом к 150-летию крупнейшего сражения Отечественной войны 1812 года.

Несмотря на то, что при сооружении ворот были использованы сделанные перед демонтажем зарисовки и обмерные чертежи, получившаяся копия все же отличается от арки-предшественницы. Приведем основные различия: стены, своды и цоколь сделали железобетонными (на прежних воротах они были кирпичными), сероватый крымский известняк и гранит заменили на облицовке белый камень, а решетки и кордегардии и вовсе не восстановили. Не пригодились и подлинные детали, которые хранились в бывшем монастыре – те же статуи и чугунные рельефы. На заводе в Мытищах отлили «с нуля» более 150 скульптур, а на заводе «Станколит» – 12 новых чугунных колонн, взяв за основу ту самую единственную оригинальную колонну, уцелевшую во время войны. Высота каждой составляет ни много ни мало 12 метров.

Изменения коснулись и текстов на памятных досках. В частности, в них нашли свое место строки из приказа главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова от 21 декабря 2012 года, в котором он чествует наших воинов-победителей, указывая, что будущие поколения сохранят их подвиги в памяти своей.

И вот настал долгожданный день открытия новой столичной Триумфальной арки. Торжественная церемония состоялась 6 ноября 1968 года.

Триумфальная арка в Москве в наши дни

В 2012 году в России отмечалось 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. В рамках подготовки к торжествам было принято решение отреставрировать этот уникальный памятник. Руководство Москвы устами мэра Сергея Собянина официально объявило, что Триумфальная арка находится в аварийном состоянии, из чего следовало, что ремонтно-реставрационные работы властями планируются масштабные.


Триумфальная арка в ночной подсветке

Их выполнением занималось государственное казенное учреждение «Мосреставрация». Пришедшая в негодность облицовка была заменена практически полностью, основательно расчищены каменные стены и скульптурные группы. Венчающая арку колесница с шестеркой лошадей и скульптурой богини Ники тоже была снята (31 мая 2012 года их вернули на прежнее место). Реставраторы не обошли вниманием даже те элементы ворот, которые демонтажу не подлежали и еще какое-то время могли послужить.

Реставрация триумфальных ворот обошлась казне столицы в 231,5 миллиона рублей. Обновленная и помолодевшая красавица-арка была торжественно открыта 4 сентября 2012 года в присутствии председателя правительства России Дмитрия Медведева – за три дня до исторической даты 200-летия начала Бородинского сражения. В ходе этой битвы, как известно, ни одна из сторон не добилась решающей победы, однако французам, получившим серьезный урон, не удалось уничтожить русскую армию и вынудить Россию к капитуляции на своих условиях, что в конечном итоге предопределило поражение Наполеона.

Как добраться

Триумфальная арка в Москве находится по адресу: площадь Победы, 2, к1.

Добраться можно на метро, доехав до станции «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии. Оттуда можно дойти пешим ходом.

    Достопримечательность Московские Триумфальные ворота Московские Триумфальные ворота, сооружённые в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года … Википедия

    МОСКВА город (см. ГОРОД) в центре Европейской части России, столица Российской Федерации, город герой. Москва имеет статус города федерального значения, является субъектом Российской Федерации и вмессте с тем административным центром Московской… … Энциклопедический словарь

    1) река, лп Оки; Смоленская, Московская обл. Для объяснения гидронима Москва в XIX XX вв. предлагался ряд этимологии на основе фин. угор. языков: коровья река. Обе мотивировки вполне реалистичны: река и начинается в болоте (Москворецкая Лужа или … Географическая энциклопедия

    Бранденбургские ворота в Потсдаме Ворота проезд в стене или ограде, запираемый створами. Предназначены для проезда гужевого или автомобильного (реже иных видов) транспорта. Сами створы ворот также часто называют воротами. Обычно… … Википедия

    Москва. I. Общие сведения. Население М. столица СССР и РСФСР, центр Московской области. Крупнейший в стране и один из важнейших в мире политических, научных, промышленных и культурных центров, город герой. М. относится к крупнейшим по численности … Большая советская энциклопедия

    Москва (гостиница, Москва) Достопримечательность Гостиница «Москва» Гостиница «Москва» в нач … Википедия

    Столица СССР и РСФСР, крупнейший транспортный узел, порт, главный политический, научно культурный и промышленный центр СССР. Упоминается в летописях с 1147. Наиболее древняя часть Москвы ансамбль Кремля (см. Кремль Московский) с… … Художественная энциклопедия

    Москва - столица России. Расположена на одноим. реке (притоке Оки), от к рой получила свое имя. Среди многочисл. этимологий наиб. вероятно выведение из балт. и слав. языков со знач. сырой, мокрый, влажный. Впервые упоминается как село 28 марта 1147,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Столица Российской Федерации, город федерального значения, центр Московской области, город герой. Крупнейший политический, экономический, научный и культурный центр России. Расположен в Европейской части территории России, в… … Города России

Книги

  • Достопримечательности Москвы , Сборник. Сегодняшняя Москва – растущий, быстро изменяющийся город. Город, где переплелись Европа и Азия, архаическое и сверхсовременное, где перезвон мобильных телефонов сливается с гулом церковных…