Храмовый комплекс "Пещеры Эллоры", Индия. Пещеры Эллора: Храмы в скалах

Если вы хотите лучше узнать историю правящих династий и религиозных культов Индии, сделать это вам помогут сохранившиеся памятники архитектуры, наглядно рассказывающие о величии древних империй. Безусловно, одним из важнейших памятников древней истории являются пещерные храмы Индии, служившие убежищем и основным центром обучения для последователей буддизма индуизма и джайнизма с начала нашей эры.

Самые знаменитые и хорошо сохранившиеся пещерные храмы расположены в штате Махараштра рядом с г. Аурангабад - древней столицей могольской империи. Задолго до прихода моголов, этот регион был центром развития торговли и религии. Древние торговые пути проходили через равнины Декана а паломники находили себе убежище в пещерах, которые перестраивались под духовные обители.

Я хочу рассказать о пещерных храмах Аджанта и Эллора - истинных бриллиантах древнеиндийского искусства и архитектуры. Еще в начале нашей эры существовали торговые пути по территории плато Декан (современный штат Махараштра), вместе с торговцами шли первые буддийские подвижники, неся свою веру на территорию южной Индии. Чтобы спасаться от сезонных дождей и палящего солнца путешественникам были необходимы укрытия. Строительство монастырей и храмов – дело долгое и затратное, поэтому первые пилигримы выбирали своим убежищем пещеры в скалистых горах, которые давали прохладу в зной и оставались сухими в сезон дождей.

Первые буддийские пещеры вырезались во 2 веке до н.э., тогда это были простые и незамысловатые убежища. Позже на рубеже 4-6 веков пещерные храмовые комплексы разрослись в огромные монастырские города, где жили сотни монахов, а пещеры превратились в трехэтажные монастыри, искусно украшенные скульптурами и настенной живописью.

В пещерных городах Аджанта и Эллора последовательно исповедовались три религии – индуизм, джайнизм и буддизм. Сейчас на территории комплексов можно увидеть древние статуи и настенную живопись этих трех религий. Так, первыми жителями пещерных городов были буддисты, затем пришли индуисты, и последними по времени вырезались джайнистские храмы, хотя не исключено, что последователи всех религий уживались здесь одновременно, создавая толерантное религиозное общество в середине первого тысячелетия.

Аджанта


Пещерный храмовый комплекс Аджанта находится в 100 км от г. Аурангабад, он расположен в русле реки Вагхур и вырубался со 2 века до н.э. по середину 7 века н.э. На протяжении столетий древние скульпторы методично вынимали грунт из базальтовой породы а интерьер пещер украшался изящными скульптурами и фресками.

В конце 5 века пала династия Харишена, которая являлось основным спонсором строительства пещер, и постепенно комплекс был заброшен. Монахи покинули их уединенную обитель, а местные жители постепенно забыли о существовании пещерных храмов. Джунгли поглотили пещеры, замуровав входы толстым слоем растительности. В пещерах образовался искусственный микроклимат, который сохранил до наших времен фрески начала первого тысячелетия, аналогов которым нет не только в Индии, но и во всем мире. Таким образом, пещеры донесли до наших дней красоту древних мастеров.

Комплекс был обнаружен офицером британской армии Джоном Смитом в 1819 г. во время охоты на тигра. С противоположенного берега р. Вагхар он увидел арку входа в пещеру №10.

"Граффити" офицера Джона Смита, которое он оставил в 1819 году.

Позднее было обнаружено 30 пещер, комплекс был расчищен и частично отреставрирован, а в 1983 г. комплекс пещерных храмов Аджанта был включен в мировое наследие Юнеско.

Сейчас это одна из самых известных достопримечательностей центральной Индии. На данный момент в комплексе можно посетить 28 пещер, относящихся к буддийской традиции. В пещерах 1,2,9,11,16,17 сохранились древние фрески а в пещерах 9,10,19,26 вы увидите изящную буддийскую скульптуру.

Некоторые пещеры служили местом исполнения ритуалов и групповых молитв, они называются «чатьи» или залы для собраний, другие служили местом обитания монахов, они называются «вихары» или монастыри. Пещеры имеют разную планировку и степень декорации.

Некоторые пещеры находятся на стадии разработки, по этим примерах наглядно видно как происходила постройка комплекса.
С противоположенного берега реки Вагхар открывается прекрасный вид на весь комплекс, масштаб комплекса действительно впечатляет.

Ранее у каждой пещеры был свой персональный спуск к реке для забора питьевой воды, была разработана система накопления дождевой воды, и водотока в период муссонов. Стены большинства пещер были расписаны детальными фресками, секрет нанесения которых до сих пор не разгадан, отдельные хорошо сохранившиеся участки убеждают нас в высоком уровне мастерства древних живописцев, а перед глазами встает забытая история и обычаи тех веков.

"Визитная карточка" Аджанты - изображение бодхисатвы Падмапани!

Безусловно, посещение пещерных храмов Аджанты создаст одно из самых интересных впечатлений от Индии, но оно будет не полным без посещения комплекса Эллора, который находится неподалеку. Не смотря на то, что оба комплекса схожи по идее, они абсолютно разные по исполнению.

Эллора


Пещерных храмовый комплекс Эллора, находится в 30 км от Аурангабада, вырубался комплекс в период 5-11 века, и насчитывает 34 пещеры, 12 из которых буддийские(1-12) 17 индуистские (13-29)и 5 джайнистские(30-34), вырубавшиеся в хронологическом соответствии.

Если комплекс Аджанта знаменит своими фресками, то в Эллоре - это безусловно скульптура. Истинный рассвет Эллора приобрела с увяданием Аджанты, видимо большинство монахов и мастеров перебралось сюда начиная с 6 в н.э. В Эллоре зрителя потрясает масштабность построек, так например некоторые пещеры представляют собой трехэтажные «вихары» - монастыри где могло проживать до нескольких сот монахов монахов. Безусловно такой размах потрясает, особенно если учесть что даты строительства относятся к 5-7 векам н.э.

Но истиной жемчужиной комплекса является храм Кайласанатх (владыка Кайласа) или пещера №16.

Этот 30 метровый храм высекался на протяжении 100 лет в течении 8 века. Для его строительства было извлечено 400 000 тонн горной базальтовой породы, при этом не одна деталь не заносилась в храм снаружи, все вырезалось в горной базальтовой породе сверху вниз как на современном 3Д принтере. Безусловно, ничего подобного я не встречал нигде в Индии. Этот шедевр древнего зодчества встает на один уровень с храмами «Ангор Ват» в Камбодже и «Баган» в Бирме, вот только даты постройки практически на тысячелетие раньше!

Храм является аллегорией священной горы Кайлас в Тибете, на которой по легенде пребывал в медитации господь Шива. Раньше весь храм был покрыт белой штукатуркой, дабы походить на заснеженую вершину Кайласа, все скульптуры были искусно расписаны красками, детали которой можно разглядеть и сейчас, множество галерей храма украшены детальной резьбой по камню. Чтобы понять величие храма Кайласанатх, его надо увидеть своими глазами. Фотографии с трудом могут передать его величие и красоту!

Аурангабад

Храмы Аджанты и Эллоры притягивают множество туристов из Индии и со всего мира, в праздники здесь может быть достаточно многолюдно, а чтобы лучше понять историю в камне рекомендуется совершать осмотр в сопровождении гида.

Базой для осмотра храмов лучше выбирать город Аурангабад, здесь множество отелей на любой вкус и кошелек, добраться сюда можно на поезде, самолете или автобусе из Мумбаи и Гоа. Отдыхающие в Гоа могут совместить посещение пещерных храмов с пляжным отдыхом.

Помимо пещерных храмов сам город хранит множество памятников истории, правда намного более позднего периода. В 17 веке здесь правил великий могольский султан Аурангазеб. Самый впечатляющий памятник того времени-это мавзолей «Бибика Макбара», который часто называют маленький Тадж. Этот прекрасный мавзолей из белого мрамора возвел император Аурангзеб в память о своей жене Рабиа Уд Даурани, он имеет большое сходство с Тадж-Махалом в Агре, где похоронена мать Аурангзеба.

Посещение пещерных храмов Аджанта и Эллора безусловно одно из самых ярких и запоминающихся впечатлений от Индии.

Поездку в Аурангабад легко совершить за 2 дня, осмотр пещерных храмов будет прекрасным дополнением к отдыху на пляжах Гоа. Присоединяйтесь к нашим турам и откройте древние сокровища Индии.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Индия - страна с удивительно богатой историей и самобытной культурой, ее духовное и материальное богатство нашли свое отображение в частности и в пещерных храмовых комплексах Аджанта и Эллора. Круглый год тысячи туристов со всего мира приезжают в центральный индийский штат Махараштра , чтобы взглянуть на непревзойденной красоты храмы, высеченные в огромных скалах и щедро украшенные настенными фресками, резными колонами и многочисленными скульптурами.

Если Аджанта славится своей необыкновенной живописью, повествующей о светской жизни Индии, то Эллора - это сокровищница уникальных барельефов, вырезанных в скалах, которые таят в себе многовековую мудрость индийской мифологии.

Как добраться

Добраться до Эллоры можно рейсовым автобусом из Аурангабада, дорога займет не больше часа. Вход в каждый храм оплачивается отдельно, самый дорогой входной билет стоит около пяти долларов США. По вторникам комплекс закрыт для посетителей.

Поиск авиабилетов в город Мумбай (ближайший а/п к Махараштре)

Немного истории

Эллора - это целый комплекс пещерных храмов трех самых популярных в Индии религиозно-философских течений: буддизма, индуизма и джайнизма. Они были созданы в 6-11 веках нашей эры, бытует мнение, что именно сюда перебрались монахи, покинувшие Аджанту. В отличие от последней Эллора имеет более выгодное расположение, в непосредственной близости проходят маршруты государственного значения, сюда часто приезжали с визитом самые знатные особы и представители правящей династии Индии.

Так как храмы Эллоры возводили в совершенно иную историческую эпоху, уже при правлении Раштракутов, которые имели не малое влияние на мировой политической арене и обладали поистине несметными богатствами, они могут похвалиться более сложным устройством и непередаваемой красоты декоративным оформлением.

Храм Кайласанатха

Самым впечатляющим из всех храмов Эллоры несомненно является Кайласанатха. Чтобы его создать понадобилось целых полтора столетия, ведь храм полностью высечен в скале, а его общая площадь составляет около двух тысяч метров квадратных. Кайласанатха как бы возвышается над всеми остальными храмами, и символизирует священную для многих религий одну из гималайских вершин - Кайлас, которая считается духовным центром всего мироздания. Именно на этой горе восседал верховный бог в индуизме - Шива, поэтому Кайласанатха посвящен именно ему. Здесь есть множество статуй божества, изображений из индийской мифологии искусно высеченных в камне.

Фасад и внутренние стены храма щедро украшены барельефами, изображающими сюжеты индийских мифов, они как бы защищены от влияний извне огромной стеной, полностью покрытой рельефными изображениями. Просто завораживает сцена сражения Шивы с олицетворением сил зла - Раваной.

Скульптор настолько точно передал все черты персонажей, что даже непосвященный человек сможет с легкостью интерпретировать события, запечатленные в камне. Особенно грандиозно смотрятся эти барельефы в лучах заходящего солнца.

Благодаря особому составу горной породы храм прекрасно сохранился до наших дней, более того в некоторых местах можно обнаружить остатки белой краски, которой когда-то были покрыты стены, что придавало Кайласанатху особое сходство с заснеженной вершиной. У ее подножья высечены статуи львов и слонов, причем слоны размещены таким образом, что со стороны фасада видно только троих слонов, на спинах которых, согласно мифологии, держится мир.

Пещеры Эллоры и Аджанты

Храм Тин-Тхал

Кайласанатха считается самым крупным монолитным каменным изваянием. Но все же центральным храмом Эллоры принято называть Тин-Тхал, он имеет целых три этажа и является одним из самых масштабных пещерных храмов в мире. Что касается архитектурных особенностей Тин-Тхала. То здесь все выполнено предельно просто и сдержанно. Шестнадцатиметровый фасад украшают лишь мощные квадратные колоны, расположенные в три ряда, далее следует небольшой прямоугольный двор, вход в который, увенчанный довольно узкими воротами, высеченными в скале. Каменная лестница ведет непосредственно в огромные залы, своды которых поддерживают массивные квадратные колоны. В глубине каждого из них расположены грандиозные статуи, овеянные полумраком. Вся эта аскетическая простота и монументальность производит на присутствующих неизгладимое впечатление.

Храм Рамешвара

Храм Рамешвара несколько уступает по своей площади, но вполне может конкурировать по богатству внутреннего оформления. Здесь каждый сантиметр стен украшен изящной резьбой по камню, таким же образом декорированы и массивные колоны. Попадая сюда, оказываешься в таинственном и всепоглощающем мире индийской мифологии, со стен на вас смотрят высеченные из камня мифические существа, мастерски вписанные в сцены из самых важных сказаний Древней Индии. Узнать храм Рамешвара несложно по необычному фасаду с изящной резьбой и колонами в виде стоящих девушек.

Пещерные храмы джайнов

Интересно также посетить и пещерные храмы джайнов, их всего три, но они также украшены резьбой и искусными барельефами с изображением Махавира - основателя джайнской философии, а также величественных львов и лотосов.

Посетить древние пещерные Храмы Эллоры приезжает огромное количество путешественников, потому что эти загадочные религиозные пещеры оставляют неизгладимое впечатление на каждом человеке.

Пещерные Храмы Эллоры — это эталон древних храмов. Всего в скальной породе вырезано 34 священных пещеры, расположенных по единой линии, на протяжении двух километров. Трудно даже представить себе, насколько сложно было создать два километра сплошных старинных залов, имея примитивные строительные инструменты. Некоторые из них достигают приличных размеров — около десяти соток. В пещерах есть множество красивых колонн и скульптур.

Скалы Эллоры приютили культуры трех религий: буддизма, индуизма и джайнизма. Просто удивительно, как могли так тесно, буквально бок обок существовать эти три, совершенно разных религиозных направления. Глядя на древние пещерные Храмы Эллоры невольно приходят воспоминания о древнейшем Храме Иерусалима.

Самые первые пещеры Эллоры — буддийские. Эти храмы были созданы с VI по VIII столетие нашей эры. В некоторых из священных храмов можно увидеть скульптуры нетрадиционно сидящего Будды — его ноги опущены вниз. В остальных пещерах Будда изображен в привычной позе лотоса. Абсолютно все скульптуры Будды «смотрят» лицом на восток, то есть навстречу восходящему солнцу.

Некоторые из храмов остались незавершенными, а остальные напротив — вырезаны на уровне трех этажей и полностью заполнены колонами и скульптурами. Есть и такие скульптуры, которые не относятся к буддийской религии. На них явно просматриваются элементы индуисткой эстетики.

Для европейских путешественников священные Храмы Эллоры — это своеобразный музей, но для индийцев любого вероисповедания древние пещеры являются «живыми» храмами. Перед тем как войти в некоторые пещеры индийцы снимают свою обувь.

Далее начинаются священные индуистские пещеры, которые были созданы с VI по VIIII столетие. Всего индуистских храмов 17 и они очень сильно отличаются от буддийских пещер. В этих священных пещерах все скульптуры «танцуют», ни одна из них не сидит, свесив ноги. Многие изображения наполнены эротизмом и это особенный культ. Только в древней эротика и танцы были наполнены духовностью и божественностью.

Создание пещер датируется примерно с VI по IX столетия нашей эры. Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге — буддийские, 17 в центре посвящены индуистским богам, 5 пещер к северу — джайнские.

Практически все индуистские пещеры посвящены Богу Шиве, а также его близкому окружению. Также в этих храмах можно увидеть скульптуры быка Нанти, этот бык был «транспортным средством» Шивы. Нанти означает дарующий радость. Как известно, в Индии коровы издавна являются священными животными.

В самом центре линии священных пещер расположена главная обитель Бога Шивы — храм Кайласанатха. Этот храм был вырезан из цельной скалы в восьмом столетии нашей эры методом «сверху вниз». 7000 камнерезов за 150 лет вынули очень большой объем камня — около двух сотен тысяч тонн. В то время мастера располагали только примитивными инструментами, поэтому их труд можно назвать настоящим подвигом. Кстати, именно теме подвигов посвящены основные барельефы главного Храма Шивы. На них изображены сцены сражений.

Стоит сказать еще и о том, что весь вынутый камень кажется «ничем», если вспомнить о том, что весь древний Храм Кайласанатха полностью расписан. Именно в этих древних местах художественное трудолюбие индусов явно зашкаливает за все допустимые нормы.

Эллора буквально переполнена жизненной священной энергетикой, которая чувствуется буквально в каждом изображении, каждом камне и трещине. Именно в древних Храмах Эллоры живет сама жизнь!

В индийском штате Махараштра есть деревня Эллора с 34 удивительными пещерами, вырезанным в вертикальной поверхности горы Чаранандри. Эллора – официальный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пещеры состоят из 12 буддистских, 17 индуистских и 5 джайнских храмов и монастырей, построенных в период с VI по X век.

Эти пещеры – знак религиозной гармонии, царившей в Индии в этот период. Пещеры Эллора – самые популярные древние достопримечательности в штате, обязательный пункт для каждого туриста.

(Всего 25 фото)

Спонсор поста: Новости : BezFormata.Ru - это первый мультирегиональный агрегатор новостей.

1. Буддистские пещеры (Вишвакарма) – самые ранние из всех пещер Эллора (500-750 гг. н.э.). Все, кроме одной из них, являются вихарами (монастырями). (Girl in the Rain)

2. Вихары использовали для учений, медитации, общественных ритуалов, обедов и ночевок. (Raj Photography)

4. (Kareem Mayan)

5. Самые ранние индуистские пещеры датируются 600 годом н.э., прямо в середине периода расцвета буддизма. (Xinoda)

6. На фото: буддистские пещеры Эллоры. (Koshy Koshy)

7. Созданные в период процветания и возрождения индуизма, индуистские пещеры представляют собой совершенно другой стиль творческого видения и умений, чем буддистские пещеры. (Jon Baldock)

8. Индуистские храмы высекали сверху вниз, а для придания им формы требовалось ни одно поколение. (A Lip Rim Toke)

10. Контрастируя с умиротворенными и мрачными ранними буддистскими пещерами, стены пещер индуистов покрыты живыми барельефами с изображением сцен из священных индуистских писаний. (Priya Sivaraman)

12. Джайнские храмы, датируемые концом 800-900-ых гг спускаются вниз на 2 км по асфальтированной дороге (где могут проехать рикши). (Gui Stafford)

13. Они отражают особенности джайнской философии и традиции, включая ощущение строгого аскетизма в сочетании с изысканными украшениями. (Girl in the Rain)

14. Эти пещеры небольшие, по сравнению с другими, но в них есть очень детально проработанные украшения. (Xinoda)

15. Во многих джайнских пещерах были богатые рисунки на потолках, фрагменты которых до сих пор видны. (Sonal Vaz)

16. Джейнские пещеры Эллоры. (Emy Lou)

17. Все джайнские пещеры принадлежат секте Дигамбара. (Mskadu)

18. Этот ансамбль святилищ трех главных религий Индии составляет одно из лучших произведений искусства Индии средних веков. (Xinoda)

Архитектуры, включающие фасады сложной работы и изыскано украшенные внутренние интерьеры.
Создание эллорских пещер датируется примерно с 6 по 9 столетья нашей эры. Предполагается, что в Эллору перебрались скульпторы и буддистские монахи, по неизвестным причинам оставившие Аджанту на произвол стихий.
Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге - буддийские, 17 в центре посвящены индуистским Богам, 5 пещер к северу - джайнские.

Доступ в пещеры Эллора ежедневно с утра до заката, выходной вторник . в храм Кайласантха 250 рупий, остальные пещеры можно посмотреть бесплатно.

Буддистские пещеры Эллоры

Пещеры начинаются с самых простых и маленьких и дорастают до трехэтажных, огромных и богато декорированных (местами) храмов. В отличие от джайнских и индуистских пещер, которые являются храмами, в некоторых буддийских пещерах изображения отсутствуют вовсе, очевидно они использовались для проживания и хозяйственных потребностей.
Первая интересная пещера - №2, на крыльце встречают статуи хранителей ворот - дварапала, которые будут изображаться так же и внутри храмов у алтарей и в храмах индуистской традиции тоже. Пещера представляет собой небольшой зал с колонными, в дальней центральной части которого в нише находится изображение Будды, в окружении боддхисаттв кажется Падмапани с лотосом Ваджрапани с ваджрой, соответственно. Стены вихары украшены горельефами с Буддами в его различных состояниях. Этот дизайн или похожий будет встречаться почти во всех остальных буддийских храмах раннего периода, отличаясь лишь сюжетами и персоналиями, делая лишь немногие из них по настоящему запоминающимися.
Пещера № 4 интересна тем, что изображение бодхисаттвы Авалокитешвары (на его короне есть изображение маленькго Амитабхи Будды) больше, нежели изображение самого Будды, последнего Будды, Сидхартхи Гаутамы Шакья Муни.
Пещера 5 мне понравилась - это огромный прямоугольный зал, с каменными скамьями и маленькими комнатами по периметру, украшений тут нет, колонны грубо обработаны, пол и потолки не обтесаны. В дальнем конце в нище Будда и боддхисаттвами по традиции. Из-за аскетичности пещеры тут почти нет туристов, поэтому тут осталась атмосфера покоя и еще чего то, вобщем посидеть тут приятно.
Пещера 10 - чайтья, то есть монолитная ступа, вырезанная внутри пещеры. На фасаде восседает Будда. Причем архитекторы пытались придать максимальное сходство с деревянными конструкциями, вырезая стропила, переходящие в колонны, портики коих украшены скульптурой. К сожалению здешние храмы очень плохо освещены и разглядеть, а уж тем более снять, некоторые сюжеты почти не возможно. Фасад чайтьи двухэтажный, но вход на второй этаж был закрыт. Фасад богато украшен нимфами, фризом, пересказать трудно, лучше посмотреть на .
Пещера № 11 - двухэтажная, а № 12 - трехэтажная, вход в них из небольшого дворика. Самая интересная на верхнем этаже, куда можно забраться по боковой лесенке. Кстати, если раньше Будда царил над метущимся миром в окружении полу просветленных, то теперь 1) у его ног появляются люди с дарами или мольбами, 2) если людей вокруг нет, он множится и меняет позу на падмасану. По периметру 3 этажа вырезана скульптура -и, по бокам от центральной алтарной части сидят по 3 девицы и несколько Будд в медитации, по сторонам зала Будды сидят в различных позах.

Индуистские пещеры Эллоры

Стены пещеры 14 и следующих индуистских храмов покрыты барельефами с разнообразными мифологическими сценами, как то игра Шивы и в кости, чета и Лакшми, аватар Вишну кабаноголовый Вараха, Танцующий , Шива побеждает Адхакасура...
Все стены этой пещеры покрыты изображениями, сохранившимися очень хорошо. Барельефы находятся в небольших нишах и отделены друг от друга рельефными панелями. В центральной части пещеры есть алтарное помещение, но место божества пустует. Пещера большая, помимо рельефов на стенах резьбой украшены и колонны, в пещере есть также обходной коридор вокруг алтаря, в конце которого сидят существа, в числе которых я признала только господа Ганешу- сына Парвати и Шивы, Калу- богиню времени, ее трудно не узнать, она похожа на скелет, и одну из воинственных ипостасей Божественной Матери - с черепами на шее...
15 пещера двухэтажная, и по размеру больше предыдущей. Она находится во дворике за зданием Дашаватар мандапы с каменными резными наличниками и решетками на окнах, которое для посещений закрыто. Первый этаж не очень интересен, а вот на втором есть и колонны с влюбленными парочками на капителях и несколько примечательных рельефов например выход Шивы из лингама или Вишну почивающий на змее Шеше. Остальные рельефы сюжетно не сильно отличаются от предыдущей пещеры, но либо сделаны, либо сохранились хуже.

Наиболее интересен среди прочих храмов Эллоры Храм Кайласанатха (Kailasanatha), значащийся как пещера 16, который является колоссальным монолитом с витиеватым внешним видом, целиком вырезанный из базальтовой , поэтому представляется редкая возможность осмотреть храм и изнутри и снаружи сверху. Особенно интересно бродить вокруг Кайлаша на закате, когда лучи заходящего солнца делают рельефы золотисто-розовыми.
Благодаря прочному материалу породы которой он хорошо сохранился, кое где остались также фрагменты окраски, предполагают, что изначально храм Кайласантха был выкрашен белой краской чтобы быть похожим на снежный пик горы Кайлас, обиталище Шивы и оси мироздания. Шикхара сооружена и покрыта резьбой в дравидском архитектурном стиле, по плоским площадкам крыш бродят львы, возможно это популярные в Тибете и Непале снежные львы, охраняющие вход на небеса. Башня храма имеет сходство с башнями храмов Мамалллапурама (Mamallapuram) около Ченная в Тамил нанду, построенных примерно в то же время. Храм Кайласанатха похож по стилю на архитектурный стиль династии Паллавов, установившийся в Мамаллапураме и получивший широкое распространение. Считается, что для создания храма были специально найдены архитекторы из южного королевства Паллавов.
Изумляет в Кайласанатхе то, что в отличие от других храмов, которые обычно строились снизу вверх, скульпторы этого храма вырезали храм сверху и с боковых сторон. Этот храм является одним из наиболее сложных произведений архитектуры в мире.
Храм начал строится в период с 757 и 773 годы, на его строительство ушло более века. Храм занимает около 60.000 кв.футов и его башня имеет в высоту около 90 футов. Храм Кайласантха в Эллоре был создан путем выдалбливания примерно 400 000 тонн скалы сверху вниз, что говорит о незаурядной фантазии и фантастической точности инструмента и мастерства его создателей.
Комплекс отгорожен от остального мира стеной, покрытой 3-4 метровыми рельефами с невысоким гопурамом, так же обильно декорированным внутри.
Комплекс включает в себя центральный двухэтажный храм, по бокам которого со стороны фасада стоят колонны - mansthumb, являющиеся эмблемой комплекса, и перед ними статуи слонов в натуральную величину, к сожалению искалеченных. По сторонам храма с скале находятся боковые двухэтажные помещения, украшенные скульптурой, там где они заканчиваются начинается колоннада и коридором, в нишах которого находятся многочисленные образы Шивы и Вишну, которая огибает наверное около 150-180 градусов периметра храма.
Стены центральной мандапы по периметру украшены в нижней части слонами, а над ними в проемах между окнами и перекрытиями рельефы в обрамлении растительных орнаментов, в передней ко входу части мандапа с двух сторон украшена рельефами, повествующими о деяниях героев Махабхараты. На первом этаже под переходом из основной части в переднюю 2 больших рельефа с изображением Шивы...
Могу сказать точно - храм Кайласантха великолепен, это одно из величайших произведений искусства и его стоит посетить.
Вход в Кайласанатху платный 5 баксов или 250 рупий с иностранца.

Что до остальных индуистских храмов, если время есть сходите к пещерам 14-18, стоящим на отшибе.
Рельефы этих пещер весьма скромны, но в пещере 18 есть потолочные росписи, о которых путеводители не упоминают. И вообще место там интересное - даже в засушливом феврале была , хоть и немного, и небольшие разноуровневые озерца причудливой формы были наполнены и в их приятную прохладу можно окунуть ножки.
Замечателен гигантским размахом и храм № 29. Храм в плане имеет крест и похож на храм острова Элефанты. Барельефы сохранились хорошо, но главное сохранились гиганты, охраняющие лингам во внутреннем святилище храма.

3 пещеры джайнов находятся недалеко от храма Кайласа. 32 пещера украшена тонкой резьбой с изображением цветов лотоса и львов под манговыми деревьями. Одна из пещер имеет скульптурное изображение сидящего Махавира.

Как доехать в Эллору

из Аурангабада можно на автобусе, что занимает час, или на такси 40 минут (800 рупий в оба конца), тогда на пол-дороге Вы сможете остановиться и посетить форты Даулатабада, возвышающегося над выжжеными холмами.
В городке Эллора на рассториянии около 2 км. от скальных храмов находится шиваитский храм 17 века Гришнешвар мандир.
В Эллоре есть гестхаусы, но выбор их весьма невелик, если вы не планируете прожить здесь долго (такой соблазн есть, надо сказать) лучше останавливаться в Аурангабаде .