Красноводск самые последние видики. Международный морской порт

Город Красноводск обязан своим появлением русским мореплавателям, а именно российской экспедиции, которую возглавлял подполковник Николай Григорьевич Столетов. Произошло это в 1869 году, в результате путешествия русских моряков, цель которого был выбор места на берегу Каспийского моря для будущего города. Однако из-за сильного шторма, который разбросал по морской стихии все три корабля, входивших в состав экспедиции, время их прибытия в бухту расположения будущего города существенно отличалось. Таким образом, первое судно причалило к берегу 31 октября, а последнее - 6 ноября. В связи с этим возникают споры относительного того, когда точно был основан город Красноводск Туркменистан. И, несмотря на то, что в 1993 году город был переименован в Туркменбаши, для многих он навсегда остался Красноводском.

Выбор места основания города

Выбор территории, на которой производилась застройка города, был весьма неслучайным, поскольку бухта была максимально комфорта для жизни людей. Это было связано, в первую очередь с тем, что вода в ней не замерзала даже в зимнее время года, а кроме этого она была защищена от ветров. Поэтому именно дикое побережье залива стало местом постройки крепости Фактории и укрепленного форта. Сегодня на месте форта расположен местный музей. Данное место было обследовано еще во времена Петра І, и между тем, Красноводск далеко не единственная столица среднеазиатских государств, которую основали русские, которые оккупировали территории в те времена.

Итак, после того как русские моряки высадились на берег, они достаточно системно распространили своё влияние на развитие торговли с местными жителями, а также культуру отношений с ними. Кроме этого они взялись за отстройку поселений, которые и сегодня среди многих новостроек Туркменбаши привлекают внимание туристов.

Современный Туркменбаши

К сожалению очень немногие архитектурные строения, основанные в далеком прошлом, уцелели на сегодняшний день. Причиной тому может быть разрушающие последствия войн, которые также коснулись этого славного города, или недостаточное внимание со стороны людей, населяющих его - это трудно рассудить. Однако, несмотря на то, что время внесло свои коррективы в архитектуру города он по-прежнему остается интересным с исторической и культурной точки зрения. Кроме этого, в связи с тем, что Туркменбаши обладает всеми шансами стать туристическим центром этой страны, актуальность его будущего переходит на первый план. Разумеется, безусловной истинной является правило, относительно взаимосвязанности прошлого и будущего, а также зависимости будущего от прошлого. В контексте данного правила важно помнить историю и с уважением относится к её памятникам. А в этом городе таковых хватает. По довольно-таки амбициозным прогнозам Туркменбаши может достигнуть статуса Анталии, а возможно даже превзойдет его.

Несмотря на то что многие исторические памятники представляют большой интерес для туристов, постепенно их количество уменьшается. Увы, так устроен мир, и вполне естественно то, что как дань времени - территории столицы Туркменистана, где еще недавно располагались развалины старого города, застраиваются современными зданиями, и учреждениями, соответствующими требованиям нового времени. И в этом отношении обязательно найдутся сторонники того, чтобы оставить неприкосновенными исторические места города и обеспечить их целостность как культурное достояние страны. Вместе с этим многие наверняка поддержат инициативы государства, направленные на обновление инфраструктуры города и повышение его уровня комфорта до современного.

Транспортное сообщение Туркменбаши

Обязательным условием развития любого города является наличие системы транспортного обеспечения. В данном вопросе Туркменбаши является обеспеченным городом, поскольку на его территории находится железнодорожный вокзал, аэропорт, а также Морской торговый порт. Особого внимания заслуживает архитектура вокзала, которая исполнена в мавританском стиле, и является одной из самых выдающихся в стране. Благоприятное географическое расположение города способствовало развитию Морского торгового порта Туркменбаши. Сегодня порт насчитывает более 10 пристаней. Новым украшением города недавно стало административное управление порта «Туркмендениздеряеллары», которое спроектировано в виде корабля. Разнообразие маршрутов туркменских судов существенно возросло последнее время, теперь они ходят до морских ворот Гибралтара. Также, очень основательно реконструкция коснулась и самого порта. Возрастание популярности перевозок именно морским транспортом вынудило руководство порта обновить портовую технику, и в первую очередь - краны, с помощью которых осуществляется погрузка. В арсенале порта находится следующая техника:

  • немецкий автокран «Либхер», управление данного крана полностью компьютеризировано, а его грузоподъемность составляет 500 тонн;
  • автокары «Комацу»;
  • грузовые автомобили «Мазманы»;
  • автопогрузчики «Кальмар»

Ожидается, что после постройки нового порта, который будет соответствовать самым высоким международным стандартам, он откроет двери многочисленным зарубежным кораблям, туристическим круиз лайнерам, яхтам и прочим судам.

Также, следует заметить, что в постройке огромного комплекса (Дворец культуры нефтяников) в 1951 году были задействованы взятые в плен японцы.

Безусловно, главным достоянием города Красноводск Туркменистан является море, которое привлекаем многочисленные армии туристов. Туркменистан Красноводск набирает популярность последнее время во многом, благодаря именно ему. И в том случае если стоит вопрос выбора где провести отпуск со своей семьёй, стоит рассмотреть возможность посетить этот знаменитый город, который не оставит равнодушными даже искушенных туристов.

Видео: Красноводск в нынешнее время

, азербайджанцы , армяне

Конфессии мусульмане, христиане Этнохороним туркменбашинцы, красноводчане Официальный язык туркменский Цифровые идентификаторы Телефонный код + 993 243 Почтовый индекс 745000 Автомобильный код BN Аудио, фото и видео на Викискладе

История [ | ]

Станция Бахми Транскаспийской железной дороги в 1890 году

Первая попытка закрепления Российской империи на восточном берегу Каспия относится к 1716 году, когда князь Бекович-Черкасский основал укрепление на побережье Красноводского залива («в устье Узбоя »), готовя поход на Хиву . Укрепление имело кронверк , было окружено рвом и валом. На вооружении имелись пушки. Гарнизон насчитывал до 1000 человек, однако смертность от болезней была весьма высока. Комендантом крепости был полковник фон дер Виден .

Символические ворота в Центральную Азию в городе Туркменбаши

В 1869 году под руководством полковника Николая Столетова был повторно основан укреплённый форт русской армии (УФРА) Красноводск . Ныне на месте расположения форта находится посёлок Кенар (часть города Туркменбаши). Место, где был основан Красноводск, называлось Шага-дам. Форт использовался как база для операций против туркменских кочевников и для походов на Бухарское и Хивинское ханства. Была образована Закаспийская область , Красноводск был её центром до строительства Ашхабада (см. Среднеазиатские владения Российской империи). Это был небольшой городок, заселённый русскими военными и чиновниками, а также торговцами - персами и армянами . После строительства Закаспийской железной дороги , начавшегося из Красноводска, из Средней Азии через паром в Баку в конце XIX - начале XX веков, Красноводск превратился в важный транспортный центр и стал расти.

В городе действуют три современных отеля.

Герб города [ | ]

Население [ | ]

Транспорт [ | ]

Современный терминал аэропорта Туркменбаши

Город важен как транспортный узел, образованный морским портом с паромным терминалом, железной дорогой и аэропортом . Через город проходит транстуркменская автотрасса М37 , связывающая Карабогаз , Ашхабад , Туркменбаши и Бухару .

Аэропорт [ | ]

В 1990 году аэропорт Красноводска отметил 50-летний юбилей. Первоначально, в 1940 году, он располагался внизу плато, в районе госпиталя. Во время Великой отечественной войны был переведён наверх плато и являлся аэродромом совместного базирования вместе с частями ВВС. Считался приписным аэропортом Ашхабадского предприятия. Как самостоятельное подразделение существует с 1959 года, после создания 225-й отдельной объединённой авиа-эскадрильи (ООАЭ).

В 2010 году Туркменбашинский аэропорт был реконструирован и получил статус международного . Имеет две взлётно-посадочные полосы, связывает город с Ашхабадом , велаятскими центрами и Стамбулом . Регулярные грузовые рейсы в Туркменбаши осуществляет люксембургская авиакомпания Cargolux . До аэропорта из города можно добраться на машине или автобусе. Время в пути до города на машине занимает 10-15 минут.

Железнодорожное сообщение [ | ]

Туркменбашинский вокзал был построен в 1895 году по проекту архитектора Алексея Бенуа . Бенуа - автор дворца Великого князя Николая Константиновича в Ташкенте и многих других проектов в бывшем Туркестане . Здание вокзала - одно из красивейших на всей железной дороге Средней Азии. Привокзальная площадь соседствует с мемориалом воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны . Со станции Туркменбаши ежедневно курсирует поезд № 605/606 из Ашхабада.

Морское сообщение [ | ]

Международный морской порт [ | ]

Береговая охрана

Крупнейшим морским портом в Туркменистане является Туркменбашинский международный морской порт. 15 августа 2013 года в Туркменбаши начато строительство нового порта стоимостью 2 млрд долларов США, объект возводит турецкая компания «Gap Insaat » .

На территории порта в настоящее время также ведётся строительство судостроительного и судоремонтного заводов «для расширения возможностей Туркменистана в области международных перевозок нефти и нефтепродуктов» .

В 2014 году был открыт морской пассажирский вокзал .

Паромная переправа Туркменбаши-Баку [ | ]

Составной частью транспортной системы Туркменистана в международных транспортных проектах и коридорах являются железнодорожные паромные переправы Туркменбаши-Баку и Туркменбаши-Астрахань .

Транспорт
Порт города Туркменбаши Судно «Алсион » в порту города Туркменбаши. Туркменистан . 1998 год Железнодорожный вокзал города Туркменбаши - депо

География [ | ]

Климат [ | ]

Отель «Сердар» в туристической зоне «Аваза»

В районе города проходили съёмки советских художественных фильмов «Дни затмения» Александра Сокурова , «Сорок первый» Григория Чухрая и «Бархан» Санжара Бабаева (в самом городе).

В 1998 году, в рамках своей трёхмесячной экспедиции на Каспий , город посетила «Команда Кусто » на судне «Алсион » .

Религия [ | ]

Русская православная церковь [ | ]

Храм Архистратига Михаила

Армянская апостольская церковь [ | ]

Армянский храм построен в 1903 году, ныне не действует и нуждается в капитальной реконструкции .

Спорт [ | ]

В городе есть стадион, на котором базируется туркменский профессиональный футбольный клуб «Шагадам» .

Сотовая связь [ | ]

В городе работает оператор сотовой связи: «TM CELL» - национальная компания, начавшая работать c 2007 года , с 2010 года имеется сеть «четвертого поколения» () с поддержкой технологии LTE, сеть охватывает все районы города Туркменбаши и международный аэропорт .

Международные отношения [ | ]

Туркменбаши - город-порт, находящийся в Балканском велаяте на берегу Каспийского моря. С городом Баку на западном берегу город соединяет паромная переправа в 270 км. До 1993 года город назывался Красноводск - название города в действительности являлось переводом местного топонима «Кызыл-Су». В 1993 он был переименован в честь первого президента Туркменистана Туркменбаши Сапармурата Ниязова. Согласно переписи 2005 года, численность населения составляет 68 тысяч человек. Здесь развита нефтеперерабатывающая, пищевая (а также рыбная), легкая промышленность, расположен нефтеперерабатывающий завод, судоремонт, мемориальный музей 26 Бакинских комиссаров, краеведческий музей. Работают отели «Сердар», «Туркменбаши», «Толкун», «Аваза».

Город Туркменбаши является первым по значению портом и воротами Каспия в Туркменистане, а национальная туристическая зона «Аваза» - первой зоной отдыха в стране.

Транспорт
Город важен как транспортный узел, образованный морским портом с паромным терминалом, железной дорогой и аэропортом с взлётно-посадочной полосой, способной принимать все типы самолетов. Также в настоящее время строятся новый аэропорт, железная дорога и многорядная скоростная автомагистраль Ашхабад - Туркменбаши.

История Туркменбаши
Туркменбаши - относительно молодой город. Он был основан в1869 году российской экспедицией во главе с подполковником Николаем Григорьевичем Столетовым. Ровно 140 лет назад в октябре месяце русские вышли в открытое море и направились именно сюда, чтобы создать на побережье Каспийского моря город. Но по воле случая во время их плавания случился сильный шторм, и все суда разбросало по морю. Поэтому каждое судно прибыло в Красноводский залив в разное время. Первое причалило в бухту Муравьева 31 октября, второе - 3 ноября и третье - 6 ноября. И по этой причине дата основания города Красноводска является спорным вопросом: каждую из трех можно считать знаменательной и избрать ее как день рождения нового замечательного города Туркмении. Здесь, на диком побережье Красноводского залива и было решено заложить крепость - факторию. Эта бухта показалась строителям наиболее благоприятным местом расположения нового города, так как она почти никогда не замерзает и со всех сторон защищена от сильных ветров. Еще при Петре I эти места обследовали и описали сподвижники руководителя первой экспедиции князя Бекович-Черкасского. На новом месте и были заложены новая крепость и укрепленный форт. От него осталась только блокгауз батарея, где сейчас находится местный музей.

Как и многие другие центры государства, Красноводск обязан своим возникновением русским, оккупировавшим эту среднеазиатскую территорию. Итак, высадившиеся на берег моряки, начали отстраивать здесь не просто поселение, а целую систему торговых, экономических и культурных отношений с местными племенами туркмен.

Сегодня внимание туристов в Туркменбаши могут привлечь не только современные новостройки, которые так активно возводятся, но также и некоторые старые здания и постройки, способные рассказать о прошлом города.

Каждый город имеет свою историю, хранит давние тайны бытия и, безусловно, Туркменбаши не является исключением из этого исторического правила. К сожалению, многие задания прошлых лет не сохранились на этой территории. Причиной тому, возможно, послужили какие-то определенные обстоятельства, как, например, захватнические или оборонительные войны, разрушавшие все на своем пути, не оставляя ничего кроме груды пепла. А может быть, виной всему стали сами люди, не сумевшие сделать так мало - сохранить свое наследие, оставленное им предками, по сути, их собственными праотцами; а может, это произошло по чьему-то непониманию сущности исторической ценности и привлекательности старины. Кто знает? И кого теперь судить? Но главная задача сейчас попытаться сохранить хотя бы то, что осталось. Тем более что в настоящий момент город Туркменбаши претендует на то, чтобы превратиться в крупный туристический центр страны. И для этого у него есть все предпосылки. Пока город живет тем будущим, которое может перед ним открыться, временем, когда он, наконец, достигнет желаемой цели - стать второй Анталией или даже чем-то большим.

Безусловно, для туристов излюбленными местами посещения являются древние исторические памятники былых времен. Но с каждым днем таких мест становится все меньше. Прошлое края неизбежно несется в никуда. На месте развалин старого города возводятся новые постройки - современные гостиницы и административные здания. Конечно, подобные меры, производимые государством тоже нельзя игнорировать, ведь Туркменбаши - это современный город современного государства, которому также необходимо развиваться, двигаться вперед, а не жить постоянной памятью о прошлом. Но, во всяком случае, этот вопрос - палка о двух концах, при котором любое принятое решение не будет приветствоваться массами, такова уж людская натура.

Любой приморский город всегда начинается с вокзала и морского порта. Вокзал Туркменбаши в мавританском стиле был построен в 1895-96 гг., но, к сожалению, ни архитектор, ни производитель работ до сих пор не выяснены. Здание вокзала - одно из красивейших на всей железной дороге Средней Азии. Привокзальная площадь соседствует с мемориалом воинам, погибшим в годы войны.

Морской торговый порт в Туркменбаши развивался очень быстро. Было построено около десятка пристаней. А недавно было возведено оригинальное здание управления порта «Туркмендениздеряеллары» в виде корабля в море.

Не так давно было намечено строительство нового международного морского порта. Туркменские суда за последнее время освоили многие морские трассы, вплоть до морских ворот Гибралтара. Да и сам порт стремительно развивается. Осуществляется фронтальная модернизация портальных кранов и судов дальнего плавания. Ведется радикальная реконструкция портовых сооружений, логистических центров и нефтяных терминалов. С возрастанием объемов перевозок морским транспортом в порту уже задействован мощнейший автокран немецкого производства "Либхер" с компьютерным управлением и грузоподьемностью до 500 тонн. Такой автокран является гордостью любого порта мира. Грузовые терминалы объемом 5000 кубометров обслуживают автокары "Комацу" и 20-тонные грузовики "Мазманы", а 40-тонные автопогрузчики «Кальмар» заняты на транспортировке тяжеловесных морских контейнеров.

Новый порт, который строится в соответствии с современными международными стандартами, будет принимать как зарубежные суда, так и теплоходы для морских круизов, яхты и другие суда, которыми скоро пополнится Национальный флот Туркменистана.

В 1951 году был построен большой комплекс дворца культуры нефтяников, в строительстве которого принимали и военнопленные японцы.

Ну а главной гордостью Туркменбаши конечно же является море. В него влюблены все - и приезжие, и местные жители. Равнодушным подобное чудо природы оставить не сможет никого.

Туркменбаши-Красноводск действительно своеобразный и красивый город. И если Вы приняли решение посетить именно Туркменистан, поездка в этот город должна стоять в Вашем списке первой.

Достопримечательности Туркменбаши

Аваза - активно развивающийся морской курорт, расположенный в 12 км к западу от центра города.

Мечеть Парау-биби . Небольшая белая мечеть Парау-биби - священное место паломничества мусульманок. Она в полном одиночестве стоит на одной из скал Копетдага.
Существует красивая легенда, посвященная истории возникновения мечети. Согласно этой легенде, Парау-биби была красивой туркменкой, жившей в одной из деревень. Как-то ее пообещали отдать на откуп наступающим врагам. Спасаясь, она убежала в горы и молилась. Тогда скала раздвинулась и спрятала Парау-Биби навсегда. На этом месте и возникла мечеть. К мечети ведет кривая лесенка. На полпути можно увидеть отпечатки в скале, которые оставила Парау-биби: от колена, локтя, пальца и лба. Сегодня к небольшой мечети приходят сотни женщин и просят Парау-биби - покровительницу беременных женщин и детей, чтобы она помогла им сохранить красоту, обрести хорошего мужа и много детей.
Также, по преданию, лежащие чуть поодаль, несколько серповидных камней были раньше кусками дыни, которые Парау-биби в панике бросила в приближающихся врагов. По обычаю, молодые женщины наступают на эти камни. Если камень начинает вращаться, значит - все будет хорошо. Если не вращается, то через год надо пробовать снова, вернувшись в эти прекрасные места.

Мавзолей Шир-Кабиб . В 6 км от Дехистана находится древнее захоронение Машад - мусульманский некрополь с расположенным в центре известным мавзолеем Али ибн Суккари или «Шир-Кабир». Памятник относится к постройкам престижной серахской архитектурной школы и датируется 10 веком. Стены здания из квадратного сырцового кирпича были украшены от основания до купола резным ганчем с завитками, лиственными узорами и куфическими надписями, и раскрашены в синий, красный и фисташково-зеленый цвета.
«Шир-Кабир» также называют мечетью «на деревянных столбах». Это самая старая из сохранившихся на территории Туркменистана мечетей. Причем ориентированный на Мекку уникальный резной михраб (молельня), состоящий из трех вписанных друг в друга ниш, говорит о том, что этот мавзолей, прежде всего, использовался именно как мечеть, а не просто как усыпальница.
К сожалению, «Шир-Кабир» неоднократно подвергался реконструкции, в его интерьере сохранились элементы декора 10 века. И внутреннее убранство до сих пор несет на себе отпечаток величия и красоты.
Это место также является святыней для паломников, которые, посетив его, утверждали, что после Мекки это единственное место на земле, благословленное Аллахом.

Караван-сарай Ташарват . Живописные развалины караван-сарая Ташарват лежат в 38 км от города Балканабад - столицы Балканского велаята. Во времена функционирования Великого Шелкового Пути караван-сарай имел не последнее значение для проходивших мимо караванов, в котором они делали остановку на пути своих долгих странствий.
Здание караван-сарая представляет собой прямоугольное укрепление с каменной стеной, внутри которого расположены развалины жилого строения. Возле караван-сарая была раскинута роща карагача в 100 деревьев. Первые упоминания об укреплении Ташарват обнаружены в 1871-1872 годах. Археологические исследования показали, что еще в конце 19 столетия строение было обитаемо.

Дехистан - это глинистая, безводная равнина на юго-западе Туркменистана вблизи Каспийского моря. Но такой безлюдной и неприметной эта местность была не всегда. Когда-то, во времена своего расцвета, здесь кипела жизнь, цвели сады, зеленели поля, окруженные живительными водами рек. Уже в 3 тысячелетии до н.э. эта территория активно осваивалась пришедшими сюда первыми земледельцами, а в 3-6 веках в оазис, орошаемый рекой Атрек, начали приходить многочисленные тюркские племена: саки, массагеты, эфталиты. Но наиболее мощный племенной союз возглавили дахи (отсюда и название местности), которые создали крупные укрепленные опорные пункты и поселения (Шадур-кала, Акга-кала).

Мисриан - городище, расположенное на территории Дехистана и являющееся его крупнейшим историческим памятником. До нас дошли только руины этого огромного поселения, но даже по ним можно сказать, что в свое время это было место с высочайшим уровнем развития культуры. Город состоял из шахристана (цитадели), рабата (пригорода) и окружавших его со всех сторон густонаселенных кварталов ремесленников. Истинные размеры древнего города ясно не установлены, так как сведений об этом сохранилось не достаточно. В 10-13 веках цитадель была обнесена мощной крепостной стеной, которую охраняли два ряда дозорных.
Мисриан может считаться центром ремесла. Доказательством этому служат остатки сотен мастерских, производивших первоклассный кирпич, бронзовые котлы, светильники, другие изделия из металла, прекрасную, в том числе фаянсовую, глазурованную керамику. Последняя поражает обилием и высочайшим художественным уровнем орнаментальной и сюжетной росписи. В большом ассортименте производились также всевозможные изделия из стекла, а мастера-ювелиры создавали свои шедевры из драгоценных металлов и отличались высоким профессионализмом и утонченным вкусом в художественной обработке камня. Помимо этого в Мисриане также были обнаружены совершенная для своего времени система водоснабжения, многочисленные бани, городская канализация, что является показателем развитой городской культуры.
Относительно сохранившиеся памятники Дехистана - два двадцатиметровых минарета. Интересно, что, находясь всего в 120 м друг от друга, они, судя по сохранившимся надписям, сооружены с интервалом почти в 200 лет.
От одной, вероятно, соборной мечети остались лишь два пилота портала с восхитительным богатейшим декором растительно-эпиграфического стиля с использованием полихромной глазури высшего качества.
За время правления Хорезмшахов город успел пережить бурный расцвет, однако впоследствии был до основания разрушен монгольскими войсками. В 15 веке город умер навсегда.




Туркменбаши
- город-порт, находящийся в Балканском велаяте на берегу Каспийского моря.

До 1993 года город назывался Красноводск - название города в действительности являлось переводом местного топонима «Кызыл-Су». В 1993 он был переименован в честь первого президента Туркменистана Туркменбаши Сапармурата Ниязова. Согласно переписи 2005 года, численность населения составляет 68 тысяч человек. Здесь развита нефтеперерабатывающая, пищевая (а также рыбная), легкая промышленность, расположен нефтеперерабатывающий завод, судоремонт, мемориальный музей 26 Бакинских комиссаров, краеведческий музей.

Город Туркменбаши является первым по значению портом и воротами Каспия в Туркменистане, а национальная туристическая зона «Аваза» - первой зоной отдыха в стране.

Транспорт.
Город важен как транспортный узел, образованный морским портом с паромным терминалом, железной дорогой и аэропортом с взлётно-посадочной полосой, способной принимать все типы самолетов. Также в настоящее время строятся новый аэропорт, железная дорога и многорядная скоростная автомагистраль Ашхабад - Туркменбаши.

Достопримечательности Туркменбаши


Аваза
- активно развивающийся морской курорт, расположенный в 12 км к западу от центра города.


Мечеть Парау-биби . Небольшая белая мечеть Парау-биби - священное место паломничества мусульманок. Она в полном одиночестве стоит на одной из скал Копетдага.
Существует красивая легенда, посвященная истории возникновения мечети. Согласно этой легенде, Парау-биби была красивой туркменкой, жившей в одной из деревень. Как-то ее пообещали отдать на откуп наступающим врагам. Спасаясь, она убежала в горы и молилась. Тогда скала раздвинулась и спрятала Парау-Биби навсегда. На этом месте и возникла мечеть. К мечети ведет кривая лесенка. На полпути можно увидеть отпечатки в скале, которые оставила Парау-биби: от колена, локтя, пальца и лба. Сегодня к небольшой мечети приходят сотни женщин и просят Парау-биби - покровительницу беременных женщин и детей, чтобы она помогла им сохранить красоту, обрести хорошего мужа и много детей.
Также, по преданию, лежащие чуть поодаль, несколько серповидных камней были раньше кусками дыни, которые Парау-биби в панике бросила в приближающихся врагов. По обычаю, молодые женщины наступают на эти камни. Если камень начинает вращаться, значит - все будет хорошо. Если не вращается, то через год надо пробовать снова, вернувшись в эти прекрасные места.

Мавзолей Шир-Кабиб. В 6 км от Дехистана находится древнее захоронение Машад - мусульманский некрополь с расположенным в центре известным мавзолеем Али ибн Суккари или «Шир-Кабир». Памятник относится к постройкам престижной серахской архитектурной школы и датируется 10 веком. Стены здания из квадратного сырцового кирпича были украшены от основания до купола резным ганчем с завитками, лиственными узорами и куфическими надписями, и раскрашены в синий, красный и фисташково-зеленый цвета.

Караван-сарай Ташарват . Живописные развалины караван-сарая Ташарват лежат в 38 км от города Балканабад - столицы Балканского велаята. Во времена функционирования Великого Шелкового Пути караван-сарай имел не последнее значение для проходивших мимо караванов, в котором они делали остановку на пути своих долгих странствий.
Здание караван-сарая представляет собой прямоугольное укрепление с каменной стеной, внутри которого расположены развалины жилого строения. Возле караван-сарая была раскинута роща карагача в 100 деревьев. Первые упоминания об укреплении Ташарват обнаружены в 1871-1872 годах. Археологические исследования показали, что еще в конце 19 столетия строение было обитаемо.

Дехистан - это глинистая, безводная равнина на юго-западе Туркменистана вблизи Каспийского моря. Но такой безлюдной и неприметной эта местность была не всегда. Когда-то, во времена своего расцвета, здесь кипела жизнь, цвели сады, зеленели поля, окруженные живительными водами рек. Уже в 3 тысячелетии до н.э. эта территория активно осваивалась пришедшими сюда первыми земледельцами, а в 3-6 веках в оазис, орошаемый рекой Атрек, начали приходить многочисленные тюркские племена: саки, массагеты, эфталиты. Но наиболее мощный племенной союз возглавили дахи (отсюда и название местности), которые создали крупные укрепленные опорные пункты и поселения (Шадур-кала, Акга-кала).

Мисриан
- городище, расположенное на территории Дехистана и являющееся его крупнейшим историческим памятником. До нас дошли только руины этого огромного поселения, но даже по ним можно сказать, что в свое время это было место с высочайшим уровнем развития культуры. Город состоял из шахристана (цитадели), рабата (пригорода) и окружавших его со всех сторон густонаселенных кварталов ремесленников. Истинные размеры древнего города ясно не установлены, так как сведений об этом сохранилось не достаточно. В 10-13 веках цитадель была обнесена мощной крепостной стеной, которую охраняли два ряда дозорных.

Туркменбаши Словарь русских синонимов. красноводск сущ., кол во синонимов: 1 туркменбаши (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

Название г. Туркменбаши до 1992 … Большой Энциклопедический словарь

См. Туркменбаши Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

У. г. Закаспийской обл., на берегу Красноводского залива Каспийского моря; лучшая гавань на вост. берегу Каспийского моря, но страдает от недостатка и недоброкачественности воды. Климат здоровый и континентальный (см. Закаспийская область);… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

См. Туркменбаши. * * * КРАСНОВОДСК КРАСНОВОДСК, название г. Туркменбаши (см. ТУРКМЕНБАШИ) до 1992 … Энциклопедический словарь

Город в Туркменской ССР, крупный порт на восточном берегу Каспийского моря, у подножия хребта Кубадаг; соединён (с 1962) морским ж. д. паромом с Баку. Начальный пункт железной дороги, связывающей К. с республиками Средней Азии. 51 тыс.… …

Красноводск - геогр. город, который ныне именуется Туркменбаши (Туркмения) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Красноводск - см. Туркменбаши … Топонимический словарь

Красноводск - КРАСНОВОДСКЪ. См. Ахалъ текинскія экспедиціи … Военная энциклопедия

- (Туркменистан Совет Социалистик Республикасы) Туркменистан. I. Общие сведения Туркменская ССР образована первоначально как Туркменская область в составе Туркестанской АССР 7 августа 1921; 27 октября 1924 преобразована в… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Des Prinzen Arnulf von Bayern Jagdexpedition in den Tian-Schan , . Мюнхен - Берлин, 1910 год. Издание "Verlag von R. Oldenbourg" . Богато иллюстрированное издание с 2 картами, 114 иллюстрациями в тексте, 11 иллюстрациями на отдельных листах и фронтисписом с…