Красноводск самые последние видики. Паромная переправа Туркменбаши-Баку

Город Красноводск обязан своим появлением русским мореплавателям, а именно российской экспедиции, которую возглавлял подполковник Николай Григорьевич Столетов. Произошло это в 1869 году, в результате путешествия русских моряков, цель которого был выбор места на берегу Каспийского моря для будущего города. Однако из-за сильного шторма, который разбросал по морской стихии все три корабля, входивших в состав экспедиции, время их прибытия в бухту расположения будущего города существенно отличалось. Таким образом, первое судно причалило к берегу 31 октября, а последнее - 6 ноября. В связи с этим возникают споры относительного того, когда точно был основан город Красноводск Туркменистан. И, несмотря на то, что в 1993 году город был переименован в Туркменбаши, для многих он навсегда остался Красноводском.

Выбор места основания города

Выбор территории, на которой производилась застройка города, был весьма неслучайным, поскольку бухта была максимально комфорта для жизни людей. Это было связано, в первую очередь с тем, что вода в ней не замерзала даже в зимнее время года, а кроме этого она была защищена от ветров. Поэтому именно дикое побережье залива стало местом постройки крепости Фактории и укрепленного форта. Сегодня на месте форта расположен местный музей. Данное место было обследовано еще во времена Петра І, и между тем, Красноводск далеко не единственная столица среднеазиатских государств, которую основали русские, которые оккупировали территории в те времена.

Итак, после того как русские моряки высадились на берег, они достаточно системно распространили своё влияние на развитие торговли с местными жителями, а также культуру отношений с ними. Кроме этого они взялись за отстройку поселений, которые и сегодня среди многих новостроек Туркменбаши привлекают внимание туристов.

Современный Туркменбаши

К сожалению очень немногие архитектурные строения, основанные в далеком прошлом, уцелели на сегодняшний день. Причиной тому может быть разрушающие последствия войн, которые также коснулись этого славного города, или недостаточное внимание со стороны людей, населяющих его - это трудно рассудить. Однако, несмотря на то, что время внесло свои коррективы в архитектуру города он по-прежнему остается интересным с исторической и культурной точки зрения. Кроме этого, в связи с тем, что Туркменбаши обладает всеми шансами стать туристическим центром этой страны, актуальность его будущего переходит на первый план. Разумеется, безусловной истинной является правило, относительно взаимосвязанности прошлого и будущего, а также зависимости будущего от прошлого. В контексте данного правила важно помнить историю и с уважением относится к её памятникам. А в этом городе таковых хватает. По довольно-таки амбициозным прогнозам Туркменбаши может достигнуть статуса Анталии, а возможно даже превзойдет его.

Несмотря на то что многие исторические памятники представляют большой интерес для туристов, постепенно их количество уменьшается. Увы, так устроен мир, и вполне естественно то, что как дань времени - территории столицы Туркменистана, где еще недавно располагались развалины старого города, застраиваются современными зданиями, и учреждениями, соответствующими требованиям нового времени. И в этом отношении обязательно найдутся сторонники того, чтобы оставить неприкосновенными исторические места города и обеспечить их целостность как культурное достояние страны. Вместе с этим многие наверняка поддержат инициативы государства, направленные на обновление инфраструктуры города и повышение его уровня комфорта до современного.

Транспортное сообщение Туркменбаши

Обязательным условием развития любого города является наличие системы транспортного обеспечения. В данном вопросе Туркменбаши является обеспеченным городом, поскольку на его территории находится железнодорожный вокзал, аэропорт, а также Морской торговый порт. Особого внимания заслуживает архитектура вокзала, которая исполнена в мавританском стиле, и является одной из самых выдающихся в стране. Благоприятное географическое расположение города способствовало развитию Морского торгового порта Туркменбаши. Сегодня порт насчитывает более 10 пристаней. Новым украшением города недавно стало административное управление порта «Туркмендениздеряеллары», которое спроектировано в виде корабля. Разнообразие маршрутов туркменских судов существенно возросло последнее время, теперь они ходят до морских ворот Гибралтара. Также, очень основательно реконструкция коснулась и самого порта. Возрастание популярности перевозок именно морским транспортом вынудило руководство порта обновить портовую технику, и в первую очередь - краны, с помощью которых осуществляется погрузка. В арсенале порта находится следующая техника:

  • немецкий автокран «Либхер», управление данного крана полностью компьютеризировано, а его грузоподъемность составляет 500 тонн;
  • автокары «Комацу»;
  • грузовые автомобили «Мазманы»;
  • автопогрузчики «Кальмар»

Ожидается, что после постройки нового порта, который будет соответствовать самым высоким международным стандартам, он откроет двери многочисленным зарубежным кораблям, туристическим круиз лайнерам, яхтам и прочим судам.

Также, следует заметить, что в постройке огромного комплекса (Дворец культуры нефтяников) в 1951 году были задействованы взятые в плен японцы.

Безусловно, главным достоянием города Красноводск Туркменистан является море, которое привлекаем многочисленные армии туристов. Туркменистан Красноводск набирает популярность последнее время во многом, благодаря именно ему. И в том случае если стоит вопрос выбора где провести отпуск со своей семьёй, стоит рассмотреть возможность посетить этот знаменитый город, который не оставит равнодушными даже искушенных туристов.

Видео: Красноводск в нынешнее время

Экскурсия по городу Туркменбаши.

«От своего города я требую: асфальта, канализации и горячей воды. Что касается культуры, то культурен я сам»

Карл Краус .

В ноябре этого года исполняется 150 лет основанию города Красноводска (нынешний Туркменбаши). Красноводск старейший из современных городов Туркменистана.
История города, неразрывно, связана с историей российско-туркменских отношений, которые имели как белые, так и черные страницы.
Первые русские военно-научные экспедиции к восточному берегу Каспия были организованы ещё в начале XVIII века, в частности трижды в период с 1715 по 1717 года.
В 1716 году на восточном берегу Каспия были построены три крепости с не большими гарнизонами, одна из которых располагалась в заливе Кизыл-Су.
В 1717 году организуется большая экспедиция под руководством Бекович-Черкасского.
В ней приняли участие до 3 тысяч человек, 6 тысяч лошадей, большое количество верблюдов. Не смотря на то, что Бекович-Черкасский направил послов к хану Хивы Ширгази, что он посол Русского государства, последний в 120 километрах от Хивы напал на него.
В результате боев, хивинцы понесли большие потери, не смотря на многократное превосходство. Русские войска были лучше вооружены и дисциплинированы. Поняв, что победить в честном бою не получится, хан Хивы прибег к хитрости.
Он выразил сожаление произошедшем, и пригласил Бековича-Черкасского и весь его отряд в гости. Отряд разделился на пять частей. В скором времени с ними по отдельности расправились.
Самому Бековичу-Черкасскому отрубили голову. Так печально закончилась первая крупная русская экспедиция в Центральную Азию. События 1717 года не стали большим препятствием дальнейшего расширения отношений туркмен с Россией.
В 1719-ом и 1726 годах были снаряжены новые экспедиции, в результате которых была создана первая научная карта Каспийского моря. Во второй половине 18-го века Российское государство несколько раз направляло экспедиции на туркменское побережье Каспия.
В 1773-м и в 1781 годах на острове Челекен находились экспедиции под руководством С. Гмелина и графа М. Войновича. Они подчёркивали, что их людей туркмены побережья принимали радушно, дружественно.
В 1801 - 1802 годах представители туркмен Мангышлака прибыли в С. Петербург с прошением принять их в подданство России. В мае 1802 года Александр Первый специальным указом объявил о принятии туркмен Мангышлака под покровительство и подданство России.
В 1811 году часть туркмен Мангышлака переселяется в Астрахань, где их предки проживают и по ныне. По данным переписи населения 2002 года в Астраханской области проживало около 2200 туркмен.
Экспедиции организуются в 1819-1821 годах, 1832-м, 1836-м. В 1836 году в Эсенгулы состоялся Маслахат прикаспийских йомудов. В нём участвовали 118 представителей, выбранных приблизительно от 180-тысячного населения края.
После общего обмена мнениями было принято решение о необходимости просить у России покровительства. В 1859 году организована экспедиция по исследованию восточного побережья Каспия, а также подбор места для строительства форта.
Подробно обследован Красноводский
залив, произведён промер глубин. В ноябре 1869 года войсковой отряд под руководством Н.Г. Столетова заложил город Красноводск, на месте древнего колодца Шагадам. Начинается процесс вхождения Туркменистана в состав Российской империи, который не везде носил добровольный характер.
В 1870-1872 годах из Красноводска организованы несколько экспедиций в глубь туркменских земель. В 1874 году создается Закаспийский военный отдел, центром которого становится Красноводск.
Ранее в 1873 году создается Красноводское приставство. На базе отдела в 1882 году создается Закаспийская область. В июне 1880 года начинается строительство первой в истории Туркменистана железной дороги.
Магистраль начиналась от берега Михайловского залива Каспия и уже в сентябре 1881 года была доведена до Кизыларвата. Красноводск становится морским торговым портом.
Будучи важным перевалочным пунктом грузов, он превращается в «ворота Средней Азии». В 1908 году число рабочих в городе достигло 1,5 тысяч человек. В 1913 году по Закаспийской железной дороге перевезено около 1 млн. тонн грузов.
К 1913 году в Красноводске проживало 7000 человек. Этнический состав населения, как в то время, так и в последующем был пёстрым – русские, персы, татары, поляки, азербайджанцы, курды, казахи.
Туркмен проживало не много, преимущественно в близ лежавших аулах. В городе расположены торговые склады, базар, гостиницы, портовые сооружения, конторы компаний и сообществ, в том числе по добыче нефти.
В 1917 году после Октябрьской революции власть в городе переходит к большевикам. В июле 1918 года власть в результате переворота захватывают правые эсеры и меньшевики.
В феврале 1920 года Красная армия вновь овладела городом. В 30-тые годы в Красноводске, как и во всем Туркменистане, наблюдается быстрый рост промышленности. В 1939 году в городе проживает уже 21 тысяча человек.
Развитие города требовала квалифицированных специалистов. За счёт их притока и происходил рост населения города. В 1943 году в тяжелые годы войны первую продукцию дал Красноводский нефтеперерабатывающий завод.
Страна в то время особенно нуждалась в нефтепродуктах. В 1940 году в ТССР уже добывала 540 тысяч тонн нефти в год. В 50 - 60-тые годы Красноводск становится крупным индустриальным центром Туркменистана.
Здесь развивается нефтеперерабатывающая, пищевая промышленность, производства строительных материалов, энергетическая промышленность. В 1972 году в городе проживает уже 51 тысяча человек.
В Красноводске работают педагогическое и медицинское училище. В 1989 году численность населения приморского города достигло 58900 человек. Надо отметить, что в 70-80-тые годы рост населения значительно замедляется.
В Красноводске уже тогда стали отчетливы тенденции к оттоку населения в Ашхабад и центральные районы СССР. Город до 1987 года административный центр Красноводской области, которая в последующем упраздняется и вновь создается в январе 1991 года, но уже с центром в городе Небит-даг.
С 1992 года переименована в Балканскую. В 1993 году город переименован в честь президента Туркменистана – Туркменбаши. В 90-тые годы наблюдается сильный отток жителей в республики бывшего СССР и в Ашхабад.
По переписи 1995 года, Красноводск – единственный насёленный пункт Туркменистана, где русские составляли большинство населения (32,8%). Красноводск продолжал оставаться одним из самых многонациональных городов Туркменистана.
Здесь были представлены многочисленные общины азербайджанцев, армян, татар, украинцев, немцев, лезгин, узбеков, казахов. В 1999 году в городе рождается пятимиллионный житель Туркменистана.
В 2005 году в городе проживает 68300 жителей. Красноводск во многом уникальный город в Туркменистане. И дело не только в его приморском расположении. Он единственный, где сохранились целые кварталы, застроенные зданиями, которым по сто и более лет.
Оригинальна и архитектура города, которая имеет определенные кавказские черты, чем то схожую с Бакинской. Как и раньше, так и сейчас главная проблема города – водообеспечение.
Не смотря на то, что в этом плане проделана большая работа, подобная проблема продолжает иметь место. Во второй половине 20-го века Красноводск значительно вырос в размерах.
Построены новые микрорайоны – Черемушки, а также жилые кварталы западнее города. Однако, за последние 20 лет в городе не построено не одного нового многоэтажного жилого дома, но этому есть логические объяснения, в том числе ввиду сильного оттока населения в этот период.
Важная проблема для города – экология. Этот вопрос особенно актуален, из-за соседства городского КНПЗ и теплоэлектростанции. В 2010 году начата масштабная работа по очистке городского порта от старых судов.
Последних набралось десятки. В 2000 году в Красноводске и его окрестностях построены первые две современные гостиницы – Туркменбаши и Сердар. В 2007 году президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов выдвинул идею строительства Национальной туристической зоны в местечке Аваза, что в 12 километрах западнее Туркменбаши.
За эти 4 года здесь уже построены 10 новых отелей, несколько домов отдыха, два детских оздоровительных лагеря, котеджные дома отдыха, кафе, амфитеатры и прочие объекты.
Среди них семи километровый канал. В будущем запланировано строительство аквапарка, крытого лыжного комплекса, парков, отелей и прочих объектов туристического значения.
Есть планы и строительства нового города, озвученные президентом страны в 2008 году. Большим событием для города стало открытие нового аэропорта международного класса, отвечающего всем требованиям, с взлетно-посадочной полосой почти в 4 километра.
В настоящее время из аэропорта осуществляются международные и местные рейсы, в частности в Стамбул и Москву. В этом году открыта крупная транспортная развязка, а также новые шоссе.
В городе расположен один из старейших православных храмов, заложенного в 1895 году. Проходя по улицам старой части города погружаешься в своеобразную атмосферу, Красноводска прошлого, такого,каким он был при своем возникновении.
Не смотря, что многим зданиям по сто и более лет, все они функциональны. Многие и сейчас являются жилыми домами.

Туркменбаши - город-порт, находящийся в Балканском велаяте на берегу Каспийского моря. С городом Баку на западном берегу город соединяет паромная переправа в 270 км. До 1993 года город назывался Красноводск - название города в действительности являлось переводом местного топонима «Кызыл-Су». В 1993 он был переименован в честь первого президента Туркменистана Туркменбаши Сапармурата Ниязова. Согласно переписи 2005 года, численность населения составляет 68 тысяч человек. Здесь развита нефтеперерабатывающая, пищевая (а также рыбная), легкая промышленность, расположен нефтеперерабатывающий завод, судоремонт, мемориальный музей 26 Бакинских комиссаров, краеведческий музей. Работают отели «Сердар», «Туркменбаши», «Толкун», «Аваза».

Город Туркменбаши является первым по значению портом и воротами Каспия в Туркменистане, а национальная туристическая зона «Аваза» - первой зоной отдыха в стране.

Транспорт
Город важен как транспортный узел, образованный морским портом с паромным терминалом, железной дорогой и аэропортом с взлётно-посадочной полосой, способной принимать все типы самолетов. Также в настоящее время строятся новый аэропорт, железная дорога и многорядная скоростная автомагистраль Ашхабад - Туркменбаши.

История Туркменбаши
Туркменбаши - относительно молодой город. Он был основан в1869 году российской экспедицией во главе с подполковником Николаем Григорьевичем Столетовым. Ровно 140 лет назад в октябре месяце русские вышли в открытое море и направились именно сюда, чтобы создать на побережье Каспийского моря город. Но по воле случая во время их плавания случился сильный шторм, и все суда разбросало по морю. Поэтому каждое судно прибыло в Красноводский залив в разное время. Первое причалило в бухту Муравьева 31 октября, второе - 3 ноября и третье - 6 ноября. И по этой причине дата основания города Красноводска является спорным вопросом: каждую из трех можно считать знаменательной и избрать ее как день рождения нового замечательного города Туркмении. Здесь, на диком побережье Красноводского залива и было решено заложить крепость - факторию. Эта бухта показалась строителям наиболее благоприятным местом расположения нового города, так как она почти никогда не замерзает и со всех сторон защищена от сильных ветров. Еще при Петре I эти места обследовали и описали сподвижники руководителя первой экспедиции князя Бекович-Черкасского. На новом месте и были заложены новая крепость и укрепленный форт. От него осталась только блокгауз батарея, где сейчас находится местный музей.

Как и многие другие центры государства, Красноводск обязан своим возникновением русским, оккупировавшим эту среднеазиатскую территорию. Итак, высадившиеся на берег моряки, начали отстраивать здесь не просто поселение, а целую систему торговых, экономических и культурных отношений с местными племенами туркмен.

Сегодня внимание туристов в Туркменбаши могут привлечь не только современные новостройки, которые так активно возводятся, но также и некоторые старые здания и постройки, способные рассказать о прошлом города.

Каждый город имеет свою историю, хранит давние тайны бытия и, безусловно, Туркменбаши не является исключением из этого исторического правила. К сожалению, многие задания прошлых лет не сохранились на этой территории. Причиной тому, возможно, послужили какие-то определенные обстоятельства, как, например, захватнические или оборонительные войны, разрушавшие все на своем пути, не оставляя ничего кроме груды пепла. А может быть, виной всему стали сами люди, не сумевшие сделать так мало - сохранить свое наследие, оставленное им предками, по сути, их собственными праотцами; а может, это произошло по чьему-то непониманию сущности исторической ценности и привлекательности старины. Кто знает? И кого теперь судить? Но главная задача сейчас попытаться сохранить хотя бы то, что осталось. Тем более что в настоящий момент город Туркменбаши претендует на то, чтобы превратиться в крупный туристический центр страны. И для этого у него есть все предпосылки. Пока город живет тем будущим, которое может перед ним открыться, временем, когда он, наконец, достигнет желаемой цели - стать второй Анталией или даже чем-то большим.

Безусловно, для туристов излюбленными местами посещения являются древние исторические памятники былых времен. Но с каждым днем таких мест становится все меньше. Прошлое края неизбежно несется в никуда. На месте развалин старого города возводятся новые постройки - современные гостиницы и административные здания. Конечно, подобные меры, производимые государством тоже нельзя игнорировать, ведь Туркменбаши - это современный город современного государства, которому также необходимо развиваться, двигаться вперед, а не жить постоянной памятью о прошлом. Но, во всяком случае, этот вопрос - палка о двух концах, при котором любое принятое решение не будет приветствоваться массами, такова уж людская натура.

Любой приморский город всегда начинается с вокзала и морского порта. Вокзал Туркменбаши в мавританском стиле был построен в 1895-96 гг., но, к сожалению, ни архитектор, ни производитель работ до сих пор не выяснены. Здание вокзала - одно из красивейших на всей железной дороге Средней Азии. Привокзальная площадь соседствует с мемориалом воинам, погибшим в годы войны.

Морской торговый порт в Туркменбаши развивался очень быстро. Было построено около десятка пристаней. А недавно было возведено оригинальное здание управления порта «Туркмендениздеряеллары» в виде корабля в море.

Не так давно было намечено строительство нового международного морского порта. Туркменские суда за последнее время освоили многие морские трассы, вплоть до морских ворот Гибралтара. Да и сам порт стремительно развивается. Осуществляется фронтальная модернизация портальных кранов и судов дальнего плавания. Ведется радикальная реконструкция портовых сооружений, логистических центров и нефтяных терминалов. С возрастанием объемов перевозок морским транспортом в порту уже задействован мощнейший автокран немецкого производства "Либхер" с компьютерным управлением и грузоподьемностью до 500 тонн. Такой автокран является гордостью любого порта мира. Грузовые терминалы объемом 5000 кубометров обслуживают автокары "Комацу" и 20-тонные грузовики "Мазманы", а 40-тонные автопогрузчики «Кальмар» заняты на транспортировке тяжеловесных морских контейнеров.

Новый порт, который строится в соответствии с современными международными стандартами, будет принимать как зарубежные суда, так и теплоходы для морских круизов, яхты и другие суда, которыми скоро пополнится Национальный флот Туркменистана.

В 1951 году был построен большой комплекс дворца культуры нефтяников, в строительстве которого принимали и военнопленные японцы.

Ну а главной гордостью Туркменбаши конечно же является море. В него влюблены все - и приезжие, и местные жители. Равнодушным подобное чудо природы оставить не сможет никого.

Туркменбаши-Красноводск действительно своеобразный и красивый город. И если Вы приняли решение посетить именно Туркменистан, поездка в этот город должна стоять в Вашем списке первой.

Достопримечательности Туркменбаши

Аваза - активно развивающийся морской курорт, расположенный в 12 км к западу от центра города.

Мечеть Парау-биби . Небольшая белая мечеть Парау-биби - священное место паломничества мусульманок. Она в полном одиночестве стоит на одной из скал Копетдага.
Существует красивая легенда, посвященная истории возникновения мечети. Согласно этой легенде, Парау-биби была красивой туркменкой, жившей в одной из деревень. Как-то ее пообещали отдать на откуп наступающим врагам. Спасаясь, она убежала в горы и молилась. Тогда скала раздвинулась и спрятала Парау-Биби навсегда. На этом месте и возникла мечеть. К мечети ведет кривая лесенка. На полпути можно увидеть отпечатки в скале, которые оставила Парау-биби: от колена, локтя, пальца и лба. Сегодня к небольшой мечети приходят сотни женщин и просят Парау-биби - покровительницу беременных женщин и детей, чтобы она помогла им сохранить красоту, обрести хорошего мужа и много детей.
Также, по преданию, лежащие чуть поодаль, несколько серповидных камней были раньше кусками дыни, которые Парау-биби в панике бросила в приближающихся врагов. По обычаю, молодые женщины наступают на эти камни. Если камень начинает вращаться, значит - все будет хорошо. Если не вращается, то через год надо пробовать снова, вернувшись в эти прекрасные места.

Мавзолей Шир-Кабиб . В 6 км от Дехистана находится древнее захоронение Машад - мусульманский некрополь с расположенным в центре известным мавзолеем Али ибн Суккари или «Шир-Кабир». Памятник относится к постройкам престижной серахской архитектурной школы и датируется 10 веком. Стены здания из квадратного сырцового кирпича были украшены от основания до купола резным ганчем с завитками, лиственными узорами и куфическими надписями, и раскрашены в синий, красный и фисташково-зеленый цвета.
«Шир-Кабир» также называют мечетью «на деревянных столбах». Это самая старая из сохранившихся на территории Туркменистана мечетей. Причем ориентированный на Мекку уникальный резной михраб (молельня), состоящий из трех вписанных друг в друга ниш, говорит о том, что этот мавзолей, прежде всего, использовался именно как мечеть, а не просто как усыпальница.
К сожалению, «Шир-Кабир» неоднократно подвергался реконструкции, в его интерьере сохранились элементы декора 10 века. И внутреннее убранство до сих пор несет на себе отпечаток величия и красоты.
Это место также является святыней для паломников, которые, посетив его, утверждали, что после Мекки это единственное место на земле, благословленное Аллахом.

Караван-сарай Ташарват . Живописные развалины караван-сарая Ташарват лежат в 38 км от города Балканабад - столицы Балканского велаята. Во времена функционирования Великого Шелкового Пути караван-сарай имел не последнее значение для проходивших мимо караванов, в котором они делали остановку на пути своих долгих странствий.
Здание караван-сарая представляет собой прямоугольное укрепление с каменной стеной, внутри которого расположены развалины жилого строения. Возле караван-сарая была раскинута роща карагача в 100 деревьев. Первые упоминания об укреплении Ташарват обнаружены в 1871-1872 годах. Археологические исследования показали, что еще в конце 19 столетия строение было обитаемо.

Дехистан - это глинистая, безводная равнина на юго-западе Туркменистана вблизи Каспийского моря. Но такой безлюдной и неприметной эта местность была не всегда. Когда-то, во времена своего расцвета, здесь кипела жизнь, цвели сады, зеленели поля, окруженные живительными водами рек. Уже в 3 тысячелетии до н.э. эта территория активно осваивалась пришедшими сюда первыми земледельцами, а в 3-6 веках в оазис, орошаемый рекой Атрек, начали приходить многочисленные тюркские племена: саки, массагеты, эфталиты. Но наиболее мощный племенной союз возглавили дахи (отсюда и название местности), которые создали крупные укрепленные опорные пункты и поселения (Шадур-кала, Акга-кала).

Мисриан - городище, расположенное на территории Дехистана и являющееся его крупнейшим историческим памятником. До нас дошли только руины этого огромного поселения, но даже по ним можно сказать, что в свое время это было место с высочайшим уровнем развития культуры. Город состоял из шахристана (цитадели), рабата (пригорода) и окружавших его со всех сторон густонаселенных кварталов ремесленников. Истинные размеры древнего города ясно не установлены, так как сведений об этом сохранилось не достаточно. В 10-13 веках цитадель была обнесена мощной крепостной стеной, которую охраняли два ряда дозорных.
Мисриан может считаться центром ремесла. Доказательством этому служат остатки сотен мастерских, производивших первоклассный кирпич, бронзовые котлы, светильники, другие изделия из металла, прекрасную, в том числе фаянсовую, глазурованную керамику. Последняя поражает обилием и высочайшим художественным уровнем орнаментальной и сюжетной росписи. В большом ассортименте производились также всевозможные изделия из стекла, а мастера-ювелиры создавали свои шедевры из драгоценных металлов и отличались высоким профессионализмом и утонченным вкусом в художественной обработке камня. Помимо этого в Мисриане также были обнаружены совершенная для своего времени система водоснабжения, многочисленные бани, городская канализация, что является показателем развитой городской культуры.
Относительно сохранившиеся памятники Дехистана - два двадцатиметровых минарета. Интересно, что, находясь всего в 120 м друг от друга, они, судя по сохранившимся надписям, сооружены с интервалом почти в 200 лет.
От одной, вероятно, соборной мечети остались лишь два пилота портала с восхитительным богатейшим декором растительно-эпиграфического стиля с использованием полихромной глазури высшего качества.
За время правления Хорезмшахов город успел пережить бурный расцвет, однако впоследствии был до основания разрушен монгольскими войсками. В 15 веке город умер навсегда.

Сегодня хочу рассказать вам про город Туркменбаши, названный в честь прошлого великого вождя и отца всех туркмен Туркменбаши. Забавно, что почти все русскоязычные туркмены продолжают по старинке называть его Красноводском. Новое название плохо приживается. Это, кстати, повсеместное явление в Туркменистане. Несмотря на то, что в Туркменистане давно переименовали все основные улицы и города, местные новыми названиями пользуются неохотно. До сих пор в ходу улица Ленина вместо Туркменбаши или Московская вместо... Да какая разница, как она называется сейчас, трое опрошенных мной туркменов не смогли вспомнить новое название.

Но вернемся к Туркменбаши. Город молодой. Его основали в 1869 году русские военные. В XX веке Красноводск превратился в транспортный, торговый и нефтеперерабатывающий центр Туркменистана.

Туркменбаши интересен тем, что он совсем не туристический, а значит, можно посмотреть, как живет простой народ. Особенно полезно это будет всем тем, кто пускает розовые слюни по вылизанным декорациям Ашхабада. Посмотрите, как люди живут.

Как минимум последние пять лет Туркменбаши находится на грани гуманитарной катастрофы. Дело в том, что рядом с ним активно отстраивают туристическую зону под названием Аваза. Она перетянула на себя внимание городских и государственных властей и оставила Туркменбаши практически без воды и электричества.

В оппозиционных туркменских СМИ рассказывают , что жители Туркменбаши каждый день испытывают нехватку питьевой воды. Коммунальная система уже многие годы не видела ремонта, канализация и водопровод находятся в ужасном состоянии. Воды не бывает неделями, прошлым летом ее включали на 3–4 часа по вечерам, и то не каждый день. Характерная примета города – баки для воды во всех дворах.

Люди уже не знают, куда жаловаться, они звонят и пишут в Ашхабад, но власти говорят, что они ничего не могут сделать. Одна местная жительница рассказывала журналистам, что она отправляет сумки с грязным бельем родственникам в столицу, потому что ей негде и нечем его стирать.

Местные мне подтвердили, что с водой все действительно очень плохо, но еще хуже с электричеством и дорогами. Ничего нет.

Аэропорт построили новенький, но он ориентирован на туристов, которые приезжают в Авазу. Аэропорт даже называется международным, хотя международных рейсов из него нет. На выходе толпа туркменов предлагает услуги таксистов.

01. Сам город небольшой, раскинулся на прибрежных холмах.

02. Как и весь Туркменистан, он делится на две части. Первая – парадная. Эта то, что могут увидеть потенциальные туристы. Идеальные дороги, идеальная чистота. Город-сказка, город-мечта. Вторая часть – настоящая: грязная, разваленная и нищая.

03. Одно из немногих исторических зданий, дошедших до наших дней – вокзал.

04. Вокзал отреставрировали, зачем-то вставили уродливые пластиковые окна.

05. Советские памятники тоже оставили, но с оговоркой. Во-первых, их все перекрасили в золотой цвет. Во-вторых, на многих памятниках головы славянской внешности заменили на головы туркменской внешности (если можно так сказать).

06. Памятник рыбаку. В народе его называют памятником браконьеру.

07. На центральной улице сохранилась советская застройка.

08. На фото хорошо видна туркменская показуха. Тут красят только главный фасад, только то, что могут увидеть проезжающие мимо гости.

09. С другой стороны уже неважно что.

10. Ворота

11. Старая советская гостиница дошла до наших дней без изменений.

12. Настоящие улицы выглядят как-то так.

13. И так. Женщина раздобыла воду и несет ее в дом. Это центр города, воды нет уже три дня.

14. Главная улица: идеально ровный асфальт, чистые домики, фонарики. Слева стоят два дворника. Женщины в случае обнаружения окурка или бумажки бросятся на мусор, как голодный студент на пачку "Доширака".

15. Фасад дома, который выходит на главную улицу, с новыми тонированными окнами, чтобы через них не было видно квартир. «А можно вставить прозрачные окна?» – спросил я местного жителя. «Если твои окна выходят на главную улицу, нельзя, только синие...» – грустно ответил местный житель. «Лучше бы розовые ставили, веселее бы было!» – пошутила его спутница. Пара рассмеялась. Обратите внимание на баки с водой слева от дома.

16. С другой стороны дом выглядит так. Это настоящий Туркменистан, который никто вам не покажет. Опять же, посмотрите на гигантские баки с водой на дальнем плане. Обратите внимание, что асфальта тоже нет.

17. За декорациями – жизнь! Без воды, электричества и дорог. В те часы, когда по трубам в Туркменбаши начинает течь вода, жители города бросают все дела и бегут ее запасать. Вода из крана обычно течет грязная, но это никого не волнует, потому что другой нет. В ход идут тазы, кастрюли, ванны и, конечно, специальные резервуары. От этих резервуаров люди прокладывают импровизированные водопроводы для того, чтобы подача воды шла напрямую в квартиры.

18.

19. У всех тарелки.

20. Первые этажи захватывают себе дворики.

21.

22.

23.

24. Опять баки для воды, из них водопровод в квартиры идет.

Без этого здесь не выжить.

25. Вместо того, чтобы починить водопровод, власти возводят дворцы и золотые статуи вождям. Чтобы дорогие читатели могли попускать слюни по поводу того, как все хорошо у туркменов. Зачем вода, зачем электричество в домах, лучше дворец зафигачим!

26. А вот так выглядит школа на главной дороге.

27. А это образцово-показательный детский садик. Я не видел там детей, хотя был будний день. Его обязательно показывают туристам как символ успешного и процветающего Туркменистана.

28. А это отель Туркменбаши. Да, именно про него шутка была "Приехать в Туркменбаши (город) в Туркменбаши (месяц) по Туркменбаши (улица) в Туркменбаши (отель)". И все это через аэропорт Туркменбаши.

29. Красота! Внимание на баннеры.

30. Баннеры вдоль дороги закрывают неприглядную застройку.

31. Настоящий Красноводск.

32. Свадебное украшение машины

33. Красиво

34.

35. Шаурму тут называют кебабом (

36. Рыбу продают прямо на тротуаре.

37. Женщины ходят в национальных платьях.

38. Школьницы по всей стране – в зеленой форме.

39.

40. Молодняк

41. Мальчики обязательно в костюмах.

42. Хотел зайти в банк...

43. Хрен там! В банк просто так не зайти! В кроссовках не пускают! Да, это не шутка.

44. В Туркменистане о сих пор на ходу куча советской техники. Ни в одной стране я не видел столько ретро-хлама, сколько ездит в Туркменистане. Страна-то на самом деле нищая, если соскрести позолоту с декораций.

45. Рынок

46.

47. Прошлым летом туркменбашинцы жаловались журналистам, что на местном рынке очень дорогие продукты. В скачке цен они винят приезжих рабочих, задействованных на стройках объектов в Авазе:

Их стало так много, что они теперь составляют половину всего населения нашего города. Говорят так: если всех трудовых мигрантов отправить домой, то и цены на базаре придут в норму, и на работу устроиться станет легче.


48.

49. Овощи все турецкие, своего почти ничего нет. Помидоры по 100 рублей. Недорого.

50. Все пластиковое, как и в Москве.

51.

52. Золотые зубы;) Напомню, что Туркменбаши одно время с ними боролся.

53. Вот так.

Часто в комментариях Туркменистан почему-то сравнивают с ОАЭ, а точнее, с эмиратом Дубаи. Сравнение в корне некорректное. В Дубае не так много местного населения, в этом они очень похожи с туркменами. Но вот только коренные жители Дубая живут вот так:

А это район Аль-Барша. Купить иностранцу здесь недвижимость нельзя. Роскошные виллы, хорошие машины. Я не видел в Дубае ни одного разваленного дома или бедного дубайца. В нищете живут всякие гастарбайтеры из Бангладеш или индусы. А в Туркмении, одной из самых богатых постсоветских республик, все богатства прибрал вождь. И он теперь решает, построить ему новую золотую статую, новый дворец или обложить все белым мрамором. А обычные люди живут так же, как и у нас. Никакого туркменского чуда нет.

Завтра продолжим.

, азербайджанцы , армяне

Конфессии мусульмане, христиане Этнохороним туркменбашинцы, красноводчане Официальный язык туркменский Цифровые идентификаторы Телефонный код + 993 243 Почтовый индекс 745000 Автомобильный код BN Аудио, фото и видео на Викискладе

История [ | ]

Станция Бахми Транскаспийской железной дороги в 1890 году

Первая попытка закрепления Российской империи на восточном берегу Каспия относится к 1716 году, когда князь Бекович-Черкасский основал укрепление на побережье Красноводского залива («в устье Узбоя »), готовя поход на Хиву . Укрепление имело кронверк , было окружено рвом и валом. На вооружении имелись пушки. Гарнизон насчитывал до 1000 человек, однако смертность от болезней была весьма высока. Комендантом крепости был полковник фон дер Виден .

Символические ворота в Центральную Азию в городе Туркменбаши

В 1869 году под руководством полковника Николая Столетова был повторно основан укреплённый форт русской армии (УФРА) Красноводск . Ныне на месте расположения форта находится посёлок Кенар (часть города Туркменбаши). Место, где был основан Красноводск, называлось Шага-дам. Форт использовался как база для операций против туркменских кочевников и для походов на Бухарское и Хивинское ханства. Была образована Закаспийская область , Красноводск был её центром до строительства Ашхабада (см. Среднеазиатские владения Российской империи). Это был небольшой городок, заселённый русскими военными и чиновниками, а также торговцами - персами и армянами . После строительства Закаспийской железной дороги , начавшегося из Красноводска, из Средней Азии через паром в Баку в конце XIX - начале XX веков, Красноводск превратился в важный транспортный центр и стал расти.

В городе действуют три современных отеля.

Герб города [ | ]

Население [ | ]

Транспорт [ | ]

Современный терминал аэропорта Туркменбаши

Город важен как транспортный узел, образованный морским портом с паромным терминалом, железной дорогой и аэропортом . Через город проходит транстуркменская автотрасса М37 , связывающая Карабогаз , Ашхабад , Туркменбаши и Бухару .

Аэропорт [ | ]

В 1990 году аэропорт Красноводска отметил 50-летний юбилей. Первоначально, в 1940 году, он располагался внизу плато, в районе госпиталя. Во время Великой отечественной войны был переведён наверх плато и являлся аэродромом совместного базирования вместе с частями ВВС. Считался приписным аэропортом Ашхабадского предприятия. Как самостоятельное подразделение существует с 1959 года, после создания 225-й отдельной объединённой авиа-эскадрильи (ООАЭ).

В 2010 году Туркменбашинский аэропорт был реконструирован и получил статус международного . Имеет две взлётно-посадочные полосы, связывает город с Ашхабадом , велаятскими центрами и Стамбулом . Регулярные грузовые рейсы в Туркменбаши осуществляет люксембургская авиакомпания Cargolux . До аэропорта из города можно добраться на машине или автобусе. Время в пути до города на машине занимает 10-15 минут.

Железнодорожное сообщение [ | ]

Туркменбашинский вокзал был построен в 1895 году по проекту архитектора Алексея Бенуа . Бенуа - автор дворца Великого князя Николая Константиновича в Ташкенте и многих других проектов в бывшем Туркестане . Здание вокзала - одно из красивейших на всей железной дороге Средней Азии. Привокзальная площадь соседствует с мемориалом воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны . Со станции Туркменбаши ежедневно курсирует поезд № 605/606 из Ашхабада.

Морское сообщение [ | ]

Международный морской порт [ | ]

Береговая охрана

Крупнейшим морским портом в Туркменистане является Туркменбашинский международный морской порт. 15 августа 2013 года в Туркменбаши начато строительство нового порта стоимостью 2 млрд долларов США, объект возводит турецкая компания «Gap Insaat » .

На территории порта в настоящее время также ведётся строительство судостроительного и судоремонтного заводов «для расширения возможностей Туркменистана в области международных перевозок нефти и нефтепродуктов» .

В 2014 году был открыт морской пассажирский вокзал .

Паромная переправа Туркменбаши-Баку [ | ]

Составной частью транспортной системы Туркменистана в международных транспортных проектах и коридорах являются железнодорожные паромные переправы Туркменбаши-Баку и Туркменбаши-Астрахань .

Транспорт
Порт города Туркменбаши Судно «Алсион » в порту города Туркменбаши. Туркменистан . 1998 год Железнодорожный вокзал города Туркменбаши - депо

География [ | ]

Климат [ | ]

Отель «Сердар» в туристической зоне «Аваза»

В районе города проходили съёмки советских художественных фильмов «Дни затмения» Александра Сокурова , «Сорок первый» Григория Чухрая и «Бархан» Санжара Бабаева (в самом городе).

В 1998 году, в рамках своей трёхмесячной экспедиции на Каспий , город посетила «Команда Кусто » на судне «Алсион » .

Религия [ | ]

Русская православная церковь [ | ]

Храм Архистратига Михаила

Армянская апостольская церковь [ | ]

Армянский храм построен в 1903 году, ныне не действует и нуждается в капитальной реконструкции .

Спорт [ | ]

В городе есть стадион, на котором базируется туркменский профессиональный футбольный клуб «Шагадам» .

Сотовая связь [ | ]

В городе работает оператор сотовой связи: «TM CELL» - национальная компания, начавшая работать c 2007 года , с 2010 года имеется сеть «четвертого поколения» () с поддержкой технологии LTE, сеть охватывает все районы города Туркменбаши и международный аэропорт .

Международные отношения [ | ]