Площадь Венеции – великолепное место для туристов в Риме. Площадь Венеции — туристический центр Рима

Решил вспомнить одно из наших самых первых путешествий в далеком уже 2008 году. Два полных дня в Венеции. Как обычно разобью все на несколько частей, еще не знаю на сколько. Я не ставлю перед собой описать всю Венецию, это будут просто заметки о тех местах где мы успели пройтись за два дня. В этой части - прибытие и прогулка от Пьяцале Рома до отеля в районе Канареджио у моста Скальци.

Это путешествие, как и все последующие с авиакомпанией Ryanair родилось спонтанно. Мы люди свободные, в том смысле, что способны организовать себе отпуск в нужное время. Просматривая как-то долгими зимними вечерами интересные предложения на сайте авиакомпании Райанэйр (Ryanair) Мария наткнулась на интересный вариант перелета из финского Тампере в Венецию на май 2008 года. И это был не прямой рейс, а с одной пересадкой ни где-нибудь, а в Лондоне, при этом цена туда и обратно чуть более 100 евро на человека.

Это был наш первый перелет с авиакомпанией Ryanair и он произвел такое впечатление, что в последующем мы так летали много раз. На этом сайте авиакомпании Ryanair сейчас посвящен отдельный раздел, который так и называется "Авиакомпания Райанэйр (Ryanair) - аэропорты и полеты" . Про аэропорт в Тампере , про лондонский аэропорт Станстед , о том как мы использовали время между рейсами в Лондоне и про аэропорт в Тревизо , куда прилетаешь с Ryanair, я уже писал на сайте ранее. Теперь пришло время вспомнить как мы провели два приятных дня в Венеции.

Автобус из аэропорта Тревизо, впрочем как и все прочие автобусы, прибывает в Венецию на Римскую площадь или Пьяцале Рома (Piazzale Roma). Это большая площадь, основное предназначение которой, как раз и состоит в приемке и распределении путешественников и район вокруг нее вряд ли можно отнести к самым красивым или самым интересным в Венеции.

Он может быть интересен тем кто в Венеции уже давно или не впервые, тогда можно прогуляться и здесь, чтобы увидеть что-нибудь нетипичное, отличающееся от стандартных видов с открыток.

Мы задержались на Пьяцале Рома лишь для того чтобы сориентироваться с направлением на наш отель по карте и навигатору. Похоже сориентироваться удалось не очень, судя по последовательности сделанных фотографий, мы слегка покружили. Прилетели мы рано, время указанное на фотографиях - российское, т.е. для 2008 года разница на два часа.

В этот раз в Венецию мы прилетели, но являясь большими поклонниками путешествий по Европе на машине, всегда рассматриваем и этот вариант. Венеция - город свободный от автомобилей, поэтому во время отдыха машина здесь не нужна, да и стоянки дороги.

Самый большая парковка Венеции как раз на Пьяцале Рома - крытый многоярусный паркинг "Autorimessa comunale". Паркинг оснащен автоматизированной системой распознавания номерных знаков и камерами видеонаблюдения, работает 365 дней в году 24 часа в сутки. Здесь более двух тысяч машиномест и то ли двести, то ли триста мест для мотоциклов. Допускается парковка автомобилей высотой до 2.20 м.

Тарифы на парковку зависят от ширины машины, а так же вида оплаты и лежат в диапазоне €23 -29 в сутки. Есть возможность немного сэкономить. На сайтах сообществ автопутешественников рекомендуют базироваться в материковой части Венеции - Местре, где оставлять машину значительно дешевле, а на остров добираться на местном автобусе.

Наш отель, забронированный через booking.com был расположен в районе Венеции под названием Канареджио (Cannaregio). И если бы мы побывали в Венеции не в мае 2008 года, а сегодня, то добраться до него было бы проще, перейдя Гранд-Канал по новому мосту Конституции (Ponte della Costituzione), здорово сокращающего путь от Пьяцале Рома к ж.д.вокзалу.

Мост Конституции был построен как раз в 2008 году, но во второй его половине (сентябрь). Автор проекта испанский архитектор Сантьяго Калатрава, поэтому мост так же известен под наименованиями Мост Калатравы.

Это арочный мост с большим радиусом кривизны. Основа моста выполнена из железобетонных балок, для ступенек использован местный камень. Основа моста из закалённого стекла, парапеты так же стеклянные. Приборы освещения скрыты в поручнях, украшенных бронзой. Длина моста - 79,7 м, ширина от 9,4 до 17,7 м, высота свода над водой в высшей точке - 7,04 м.

Несмотря на свою очевидную нужность и полезность мост изначально не нравился ни жителям ни специалистом. Все считают его слишком современным для Венеции и плохо вписывающимся в существующее окружение. Впрочем, подобной критике подвергались и Эйфелевая башня в Париже и Фостеровский "огурец" в Лондоне, сегодня считающиеся символами этих городов.

Мы же по навигатору от Пьяцале Рома пошли к каналу Рио Ново (Rio Nono), который пересекли по одному из мостов (второму от Гранд-Канала). У канала Рио Ново есть набережные и они довольно оживленные. Между Рио Ново и следующим каналом небольшим, но с длинным именем Rio de la Cazziola e de Ca"Rizzi расположен городской сквер, что не часто встретишь в Венеции. Это сад Пападополи (Giardini Papadopoli), названный по имени бывшего владельца.


Когда-то в этом сквере стояла церковь Санта-Кроче, которая дала название всему району. Сейчас в глубине сквера можно разглядеть памятник Пьетро Палеокапа (Pietro Paleocapa). Он был инженером, генеральным директором департамента общественного строительства Венеции, министром общественных работ и отметился в период борьбы Италии за объединение и против австрийцев.

Канал Rio de la Cazziola e de Ca"Rizzi переходим по небольшому мостику у места его впадения в Гранд-Канал и попадаем на одну из его набережных, под названием Санта-Кроче (S. Croce). Эта набережная, да еще набережная напротив - у ж.д. вокзала, вот пожалуй и все места на Гранд-Канале, где можно пройтись пешком. Достопримечательности есть на той и другой стороне, но расположенные на противоположной проще разглядеть.

Начнем мы все же с нашей стороны. Здесь над другими зданиями квартала Санта-Кроче возвышается, выделяясь своим светло-зеленым куполом церковь Сан-Симеоне Пикколо (San Simeone Piccolo).

Ее купол со статуей Спасителя подпирается с фронтальной стороны массивными колоннами. Церковь в том виде, который видим мы появилась здесь в начале XVIII века, благодаря архитектору Джованни Антонио Скалфаротто. Это самая последняя церковь из построенных в Венеции, поэтому и вид у нее менее потрепанный временем, чем у других церквей, но и поэтому она не может похвастать фасадом от Паладио и картинами Тициана, Веренезе или Тинторетто.

Вход в церковь Сан-Симеоне Пикколо совершенно свободный, и она ближайшая к ж.д. вокзалу Венеции, поэтому здесь полно туристов, как посещающих службы так и покупающих иконки, свечки или сувениры. Внутри царит атмосфера уюта и умиротворения, множество статуй и старинных картин, есть ценные религиозные реликвии. Сан-Симеоно Пикколо - единственная венецианская церковь, где служба ведется на латыни.

Название церкви Сан-Симеоне Пикколо весьма обманчивое, вряд ли ее можно назвать маленькой, вероятнее оно идет как противовес к названию более старой церкви Сан-Симеоне Гранде (San Simeone Grande) находящейся где-то неподалеку.

Еще одно заметное здание на набережной Санта-Кроче - Палаццо Фоскари Контарини (Palazzo Foscari Contarini). Стоящий между церковью Сан-Симеоне Пикколо и мостом Скальци хорошо сохранившийся дворец в стиле Ренессанс был построен в XVI веке. С тех пор он сменил многих хозяев, а с 1951 года принадлежит какому-то государственному институту, который поддерживает дворец.

Железно-дорожный вокзал Венеции, расположенный на другой стороне Гранд-Канала носит название Санта-Лючия. Ранее на месте сегодняшнего вокзала располагалась церковь Санта-Лючия, где хранились мощи святой Лючии, покровительницы слепых.


Когда в Италии появилась железная дорога она быстро добралась до Венеции и возникла необходимость в постройке вокзала. Станция стала конечной на линии, связавшей Милан с Венецией. Чтобы построить железнодорожный вокзал пришлось разобрать церковь, а мощи святой перенести в другой храм. Зато вокзалу Венеции в наследство осталось красивое имя. Архитектуру вокзала, так же вряд ли можно считать соответствующей остальной Венеции.

Венеция популярна у туристов их количество достигает шестидесяти миллионов в год, поэтому к 16-ти платформам вокзала Санта-Лючия примерно каждые четверть часа приходят и уходят поезда. На поезде приехать в Венецию можно изо всех крупных городов Италии - Рима, Неаполя, Флоренции, Милана. Есть и международные рейсы в европейские столицы - Лондон, Париж, Мадрид и даже в Москву.

Церковь Santa Maria di Nazareth

Рядом с вокзалом Санта-Лючия расположилась церковь Святой Марии из Назарета, так же известная под названием Скальци (Scalzi). Последнее означает "босоногие", как называли себя монахи Ордена босых кармелитов построившие церковь в XVII веке. Своды капелл церкви в 1743-44 годах были расписаны знаменитым мастером фресок Джова́нни Батти́ста Тье́поло.


Тьеполо отличался поражающей специалистов и зрителей способностью к свободе в выборе композиции и расстановке фигур, смело обращался с красками и направлениями динамики развёртывания композиции и при акцентировке деталей. К сожалению в 1915 году в церковь попала австрийская бомба, разрушившая крышу и уничтожившая фрески Тьеполо.

Так же церковь Святой Марии из Назарета известна как место упокоения последнего дожа Венеции Лодовико Манина, при котором республика пала к ногам Наполеона.

Мост Скальци (Ponte degli Scalzi)

Путь по набережной Санта-Кроче приводит нас к Мосту Скальци (Ponte degli Scalzi), перекинутому через Гранд-Канал и соединяющему районы Санта-Кроче и Канареджио.

Скальци, как нам уже известно из написанного ранее означает «босоногие». Вероятнее всего он получил свое название от расположенной неподалеку церкви Ордена босоногих кармелитов - Святой Марии из Назарета. Впрочем есть и другая версия, по которой в районе моста проживало много нищих, все время ходивших босиком, так как обувь была им не по карману.


Современный мост был введен в эксплуатацию в 1934 году по проекту известного архитектора Эуженио Миоцци (Eugenio Miozzi). Ранее же на этом месте был другой мост Скальци - железный, построенный в 1856 году, сильно пострадавший от времени и соленой воды. Первый мост Скальци после своего открытия подвергся резкой критике за несовместимость с историческим обликом Венеции (знакомо не правда ли?) и маленькие размеры, которые не позволяли проходить судам по Гранд-Каналу.

С тех пор не одна тысяча туристов и местных жителей, босых и обутых, прошагала по мосту Скальци из Санта-Кроче в Канареджио и наоборот, любуясь видами на Гранд-Канал. Среди них 12 мая 2008 года были и два скромных путешественника из России. Цель нашей первой прогулки по Венеции - отель Флорида находится недалеко от моста Скальци, но о нем и других прогулках этого дня напишу в следующей статье.

В центральной части Рима находится площадь Венеции. Название ей дал одноимённый дворец. Расположилась она рядом с подножием Капитолия в некой отдалённости от Римского Форума. Это важный транспортный пункт ещё с тех времён, когда существовала Римская республика. С него удобнее всего пускаться в поход по городским улочкам.

История возникновения

В пятнадцатом столетии архитектор Франческо дель Борго создал в Риме великолепный дворец. Изначально он был резиденцией папы Павла II, после здесь находилось венецианское посольство в Риме. Позже здание стало местом жительства австрийских дипломатов и их семей. В двадцатом столетии замок занял Муссолини. Когда-то на этом месте стояло античное римское здание, облюбованное евангелистом Марком в час его визита в Рим. Этот святой - покровитель Венеции, потому венецианцы так любят дворец. Современный вид сформировался в 1885-м. В то время площадь украсил памятник Виктору Эммануилу II. В 2009-м шли раскопки - подготовка к строительству метро, в их ходе были найдены руины Афинеума, который принадлежал императору Адриану.

Архитектура

Над площадью Венеции возвышается памятник первого италийского короля Виктора Эммануила Второго. Северный склон холма Палантина идеально подошел для его расположения. Дабы возвести памятник, пришлось снести не один средневековый квартал. Строительный процесс длился с 1885-го по 1911-й год. Когда закончилась Первая Мировая война, композицию дополнили частью, которая посвящена неизвестному солдату. Произведение стало называться «Алтарём отечества». Окончательное формирование монументальной композиции было завершено в 1935-м. На площади Венеции есть дом, в котором в девятнадцатом столетии проживала матушка Наполеона - Лютеция. Ей очень нравилось наблюдать за бурлением жизни в Риме. Она оставалась здесь обитать, даже когда Наполеон потерпел поражение. Западная сторона площади украшена Дворцом Венеции. Зайдя в это помещение, ты стаёшь посетителем музея декоративного искусства и музея Чере. В последнем можно полюбоваться восковыми фигурами и интерьером кабинета Муссолини. Почти вплотную к Дворцу Венеции стоит церковь Сан Марко. Её датируют четвёртым столетием. Не единожды она подвергалась перестройкам и реконструкциям. Многие изменения были внесены в восемнадцатом столетии, именно тогда изменился её архитектурный стиль.

Окрестности

Вблизи площади Венеции очень много различных достопримечательностей. К примеру, Форум Траяна. Его создал в 106-113-м году архитектор Аполлодор Дамасский за счёт государственных субсидий (средства помогла накопить война с даками). Длинна форума триста метров, ширина сто восемьдесят пять. В процессе строения была срезана вершина Квиринальского холма. Колонна Траяна возвышается на уровне сорока метров. Её вершина была украшена статуей Траяна, которая, к сожалению, утеряна. В 1587-м - сменила статуя Святого Петра. Внутри монумента есть зал с урной, в которой хранится императорский прах. В кирпичном строении работает одноимённый рынок. В здании Курии некогда заседал римский сенат. Строилось оно ещё во времена Цезаря и, не раз было очагом пожара.

Туристу на заметку

Красивая площадь с красивым цветником посредине. Мраморные скамейки всегда дадут вам передохнуть и удобно покушать мороженое. На площади Венеции вас ждут кони, запряжённые в повозки. Это место многолюдно в любое время года. Особенно много туристов стремится попасть сюда с началом зимы, ведь в декабре это место превращается в сказку. Высокую ель украшают ленты, шары и гирлянды, слышен гул машин и цокот копыт.

Уже в одном этом названии, Piazza Venezia, сливаются воедино слава Вечного города и красота «королевы Адриатики». Площадь считается сердцем столицы Италии, одним из ее красивейших мест. А для туристов Piazza Venezia – начало путешествия по великолепному и удивительному Риму, ведь множество экскурсий стартуют отсюда.

Что посмотреть на Piazza Venezia

Никто не сможет обойти своим вниманием памятник в честь Витторио Эммануэле II, первого короля новой Италии. Его называют (в путеводителях) величественным и великолепным . А сами жители Рима шутят над этой достопримечательностью, он именуется и «открытым роялем», и «тортом», и «пишущей машинкой». Но все юмористические прозвища отнюдь не отнимают у монумента его значимости и уникальной возможности для туриста. Каждый, кто поднимется повыше по лестнице, сияющей ослепительной белизной мрамора, будет поражен уникальным видом, открывшимся со смотровой площадки. Перед ним, как на ладони, раскинется центральная часть Рима.

Внутри монумента расположены два музея: Рисорджименто, посвященный освободительной борьбе итальянцев в середине XIX века, и знамен военного флота.

За эклектичным памятником возвышается строгое здание дворца Венеции, давшего название площади. У него удивительная история, изобилующая событиями и уникальными фактами:

  • возведение сооружения было начато в XV веке и для строительства дворца использовались элементы Колизея, его балки и камни, в связи с финансовыми затруднениями тогдашнего правительства;
  • расположение окон подчинено странному и несимметричному алгоритму, что базируется на нежелании дать проникнуть внутрь злым духам;
  • строительство было начато кардиналом Венеции Пьетро Барбо, ставшим в дальнейшем папой Павлом II;
  • в нем располагалось правительство Венеции, позднее была резиденция Бенито Муссолини, а ранее, по легендам, на этом месте располагалось здание, где ночевал святой апостол Марк.
Ныне здесь музей дворца Венеция, представляющий интереснейшую коллекцию эпохи Возрождения, где есть керамика, оружие, картины известных мастеров, и музей Чере с экспозицией восковых фигур.

Церковь Сан Марко, древняя и наполненная историческими реликвиями, окружена стенами дворца. Стоит зайти в нее, чтобы полюбоваться мозаикой аспиды и прилегающим сквером со статуей Лукреции при посещении Piazza Venezia. Также нужно осмотреть дом, где жила мать Наполеона, мадам Летиция Бонапарте. Церковь Санта Мария ди Лорето тоже находится на площади. Здесь интерес представляет мозаика руки Паоло Розетти, мастера XVI века.

Площадь Венеции всегда многолюдна и оживленна, ее оккупируют туристы, готовые пройтись по самым интересным местам Рима, на ней можно найти укромную лавочку и съесть огромную порцию мороженого. Она сказочно преображается в преддверии Нового года. Здесь устанавливается гигантская елка, сверкающая огнями и фантазийными гирляндами. Отсюда лучами расходятся главные артерии Рима, ведущие к Колизею, императорским Форумам и скоплению магазинов – тут начинается главная шоппинговая улица, .

|
|

Одна из самых грандиозных площадей Рима - это площадь Венеции (piazza Venezia), на которой пересекаются шесть значимых римских улиц - via del Corso, via Nazionale, via Cesare Battisti, via del Plebescito, via del Teatro Marcello, via Nazionale. Отсюда расходятся лучами улицы римского шоппинга, ведет прямая дорога в колоритный римский квартал Трастевере и на площадь Святого Петра в Ватикане. Здесь же берет свое начало величественная улица Императорских Форумов (via dei Fori Imperiali), по которой можно прямиком дойти до Колизея.

Поэтому площадь Венеции - это почти идеальный геометрический центр Рима и пульсирующее сердце Вечного города.

История, мифы и любопытные факты

Образовалась площадь Венеции в середине 15 века сразу после строительства одноименного Палаццо Венеция, резиденции венецианского кардинала Петро Барбо, вскоре ставшего Папой римским под именем Павел II. Строили дворец Венеции из травертина, взятого из каменоломен Колизея и театра Марцела: во времена средневековья этим античным памятникам не придавали никакого значения - на Римских Форумах пасли коров, а Колизей превратился в огромный карьер строительных материалов для римских церквей и дворцов.

Любитель праздников и карнавалов, римский Папа Павел II постановил перенести место проведения Римского Карнавала из района Тестаччо на площадь Венеции и улицу via del Corso. Главным событием карнавала были скачки диких лошадей под названием «corsa dei Barberi». Лошади без всадников, пришпоренные горячей смолой бежали по улице Корсо до самой площади Венеции. В конце улицы Корсо были натянуты огромные красные полотна, наткнувшись на которые, лошадь должна была остановиться.


Скачки имели невероятную популярность у римского народа до тех пор, пока король Виктор Эммануил II в 1874 после гибели подростка, случайно попавшего под копыта лошади, постановил отменить это публичное развлечение.

Современная площадь

Примерно в то же время, уже после смерти короля Виктора Эммануила, площадь Венеции кардинально поменяла свой облик - началось строительство монумента Витториано (Алтарь Отечества) и часть домов на площади, примыкающей к Капитолийскому холму, пришлось снести. А саму площадь перенести ближе к улице via del Corso.

В углу площади, неподалеку от церкви Сан Марко, находится женский бюст. Это знаменитая римская «говорящая» статуя мадам Лукреция. Говорящими статуями в папском Риме называли скульптуры, к которым можно было анонимно прикрепить листки с критикой власти, сатирические памфлеты на политическую тему и любые выражения общественного недовольства. Открытая критика власти в эти времена строго преследовалась и очень часто вела к тюрьме и казни, поэтому римский народ изобрел такой способ выражения своего недовольства. Памфлеты часто клеили ночью, чтобы никто не мог поймать их автора.


Если смотреть с площади Венеции в сторону улицы via del Corso, вы увидите дворец с зеленым балконом, закрытым ставнями. Это так называемый дворец Боннапартов, любимый балкон матери Наполеона - Летиции Бонапарт. Его ставни хранят римскую легенду о том, что мадам Бонапарт была на редкость болтлива и любопытна - сидя вместе со служанкой на балконе, она громко обсуждала наряды проходящих мимо дам. Такое фрировольное поведение портило репутацию французского правителя, и он повелел закрыть балкон матери ставнями.

Дворец Венеции и округа

На площади Венеции стоит фонтан Шишки, когда-то этот древний фонтан нашли здесь при раскопках, его оригинал расположен сейчас в Музеях Ватикана. Во времена возрождения этот фонтан, перенесенный в Ватикан, служил верующим и паломникам, прибывающим в собор Святого Петра. В фонтане они омывали руки и лицо перед тем, как зайти в собор и обратиться к Богу.

Дворец Венеции в разные времена и эпохи сменил множество хозяев. Помимо изначального предназначения - Папской резиденции, он был посольством Республики Венеция, позже стал австрийской собственностью и использовался как посольство Австрии, а позже - Австрии-Венгрии. И в 1916 году, наконец-то вернулся в собственность Итальянского государства. С 1929 года во дворце разместилась фашистская партия во главе с Бенито Муссолини.

Балкон с флагом Италии и Европейского союза во дворце Венеции - не что иное, как балкон кабинета Муссолини, откуда он торжественно объявил в 1940, обращаясь к многолюдной публике, войну Франции и Британии.


Сейчас внутри дворца находится Музей региона Лацио: здесь можно увидеть картины, посвященные истории Италии от средних веков до 18-19 века, мебель, скульптуры, предметы быта.

Музей открыт каждый день, кроме понедельника с 8.30 до 19.30 (касса закрывается в 18.30). Стоимость входного билета: 5 евро. Вход: via del Plebiscito 18

Площадь Венеции - площадь в центре Рима откуда еще во времена Римской Республики начиналась дорога на север Италии, которая соединяла Рим и Римини и была названа по имени цензора Гая Фламиния. Именно он был ее инициатором. Площадь названа по имени Дворца Венеция, построенному в 1567 году папой Павлом 2, правда тогда он был еще просто Пьетро Барбо. В этом здании размещалось посольство Венецианской Республики. Позднее здание принадлежало австрийскому императору, а после здесь заседало правительство Муссолини. Сейчас во дворце размещаются два музея: Национальный музей Палаццо Венеция (музей декоративного искусства) и Музей Чере, где можно осмотреть восковые фигуры и воссозданный интерьер последнего кабинета Муссолини.


Здание декорировано зубцами в виде ласточкиного хвоста. Такие же хвосты можно увидеть на стенах Московского кремля. Еще одной особенностью здание является нессиметричность окон. В те времена считалось, что через окна, расположенные на одинаковом расстоянии могут влетать злые духи. В здание дворца встроена базилика Сан Марко. Ее главная достопримечательность мозаика апсиды (IX), где Христос изображен в византийской манере на золотом фоне в окружении евангелиста Марка, Папы Марка и других святых, а у входа в мраморной колонне выдолблена чаша для святой воды с остатками древних письмен.
Напротив дворца Венеции стоит очень похожее здание. Это дворец страховой компании, построенный в 1906-1911 году. Достопримечательностью дворца является барельеф крылатого льва, снятый со стены бастиона в Падуи.
Рядом с дворцом Венеции по правую руку находится еще один интересный объект - дворец Бонапарта. Название это здание получило в связи с тем, что здесь в 19 веке поселилась мать Бонапарта. В честь этого на фасаде остался орёл, символ императорской власти и титульная надпись Бонапарта. Примечательным в этом здании является закрытый ставнями балкон на втором этаже. Закрыли ставни по приказа Наполеона, так как до него дошли слухи, что мать с сестрами проводит много времени на балконе, обсуждая прохожих. - Этих бездельниц и сплетниц уже не переделаешь, так пусть хотя бы невидно будет, что они целыми днями торчат на балконе, позоря моё имя!» сказал тогда Наполен.
Напротив Дворца Наполеона стоит самое грандиозное белоснежное здание, видно которое из многих уголков города. Это не что иное, как Витториано монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Строительство здания продолжалось с 1885 по 1935 год. Частью монумента является двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля. Под ней находится могила Неизвестного солдата, так называемый «Алтарь Отечества». Перед строением устроены два фонтана. Левый символизирует Адриатическое море, расположенное к востоку от Италии, которое олицетворяет венецианский лев святого Марка. Правый фонтан посвящен Тирренскому морю, омывающему полуостров с запада, и его символы - волчица, эмблема Рима, и сирена Парфенопа, символ Неаполя.
От площади поднялся я на Капитолийский холм.