Устройство яхты. Классы яхт

Наверняка многие до конца не понимают значение слова яхта, и сто процентов, большинство людей даже не видали судно данного типа в реальной жизни, не говоря уже о прогулке на ней. Слово яхта появилось в 17 веке, однако, пошло оно с прогерманского понятия «jachtschip», что означает «судно для преследования». В более позднее время и до наших дней, под яхтой подразумевается парусное, моторное или парусно-моторное судно для дальних путешествий, спортивных состязаний или морских прогулок. Первые парусные лодки появились у Египтян в 4 веке до нашей эры, информацию об этом хранят таблички с изображениями плавучих конструкций с одной мачтой и прямым парусом. С тех незапамятных времен конструкция и вид парусного судна претерпел разительные изменения, и сегодня современная яхта стала венцом технологического прорыва с использованием материалов для изготовления деталей космических кораблей.

Типы яхт:

  • Парусные яхты (Килевые, швертботы и компромиссы).
  • Моторные яхты – это комфортабельные лодки, отлично подходящие для коротких прогулок и якорной стоянки. Но из-за отсутствия фальшкиля, передвижение в сильный ветер и большие волны становится крайне тяжелым, доставляющим дискомфорт пассажирам.
  • Гоночные яхты– это морские болиды, созданные для скоростных коротких переходов или регат в узкостях и закрытых акваториях. Обычно такие лодки не имеют кают и большого списка электронных приборов и средств навигации.
  • Крейсерские яхты – суда ориентированы на длительные морские переходы с большим ассортиментом оборудования и средств безопасности.
  • Однокорпусные, двухкорпусные, трехкорпусные – катамараны и тримараны.

Конструкция яхт

Изначально, яхта – это лодка, спроектированная для хождения в открытых водах (Океаны и моря). Их конструкция позволяет судну передвигаться в неограниченном районе, вдали от берега при шквальном ветре, достигающем 30 метров в секунду при низкой температуре воздуха или воды, и волнами до 7 метров в высоту. Вдобавок к таким сложным условиям плаванья, судно должно идти автономно, а также иметь возможность преодолевать последствия аварий без надежды на спасение. Яхты этой категории имеют:

  1. Тяжелый балластный киль с погруженностью не менее 1,8 метров.
  2. Длина по ватерлинии не должна быть меньше 42 футов (14 метров).
  3. Электронное оборудование и навигация:
  • эхолот – это гидролокатор, направленный на узкий участок дна, с целью получения оцифрованного изображения ландшафта, расстояния от днища судна до морского дна. Эхолот является отличным помощником для поиска рыбы;
  • ЛАГ – навигационный прибор, измеряющий скорость судна и пройденное расстояние. С помощью этого прибора можно легко узнать поправку на дрейф, если вышел из строя GPS ;
  • GPS – расшифровывается как Глобальная спутниковая система для быстрого и точного определения местонахождения судна в пространстве;
  • радар – это прибор для пеленга, использующий высокочастотные волны, способные видеть подводные, наводные и воздушные цели, а также береговые объекты. Чувствительность прибора очень высока. С помощью радара можно видеть мелкие объекты в виде навигационных буев. Прибор позволяет управлять судном в условиях нулевой видимости;
  • автопилот – комплекс электронно-механических устройств с программным обеспечением, позволяющий автономно следовать заданной траектории;
  • морская радиостанция;
  • стационарный двигатель;
  • плавучий якорь.
  1. Рулевое управление осуществляется с помощью пера руля, которое приводит в движение штурвал или румпель.

Помимо бороздящих просторы океана яхт категории А и В, существуют лодки, предназначенные для прибрежного плавания и закрытых акваториях (реки, озера). В силу стремительного развития мореходства, морского спорта и растущего числа состоятельных граждан, эти типы яхт (относящиеся категории C и D ), обрели большую популярность. Их главные отличия от категорий А и В в килевом блоке. Вместо тяжелого и длинного киля, дающего хорошую остойчивость, в конструкции яхт этого класса используется шверт. Выглядит он как короткий плавник без груза. В некоторых случаях, с возможностью уборки его в специальную нишу, расположенную в днище корпуса. В остальном же их конструкция практически не отличается от лодок более высокого класса. Оборудование судов для прибрежного плавания и движения в закрытых акваториях может ограничиваться такими приборами и средствами навигации, как:

  • ЛАГ;
  • эхолот;
  • навигационные огни;
  • морская радиостанция;
  • подвесной двигатель.


Парусное вооружение яхты

Современные парусные яхты могут быть построены по многим схемам, но самой популярной сегодня считается «бермудский шлюп». Парус яхты этого типа издалека напоминает акулий зуб. Паруса «бермудского шлюпа» крепятся к мачте на фалах и управляются шкотами.

Яхта имеет одну мачту и целый набор парусов:

  • грот – основной парус с большой площадью. Трисель – штормовой грот;
  • стаксель – вспомогательный гроту второй основной парус для движения на полных курсах и движении судна в сильный ветер. В арсенале современной парусной яхты есть штормовой стаксель. Парус имеет небольшую площадь и сделан из прочного материала;
  • спинакер – гоночный парус большой площади из легкого материала;
  • геннакер – гоночный парус, напоминающий парашют с большой площадью;
  • генуя – самый большой по размеру парус, устанавливаемый на баке яхты. При хорошем бакштаге может дать лучшую скорость яхте.

Внутри яхты

Внутреннее пространство большинства лодок, исключением могут быть разве что гоночные, насчитывает как минимум одну каюту с четырьмя спальными местами. Яхта, рассчитанная на длительные морские переходы, обладает высоким уровнем комфорта для команды и пассажиров. На судне есть комфортабельный гальюн с электрической помпой и душем. Камбуз, на котором кок может приготовить любой кулинарный шедевр. Просторная, уютная кают-компания, в которой команда будет проводить время между вахтами. На яхте может быть несколько спальных кают, в каждой из них может разместиться от двух до шести человек.

Быт на круизной яхте ничем не отличается от домашнего. Современные яхты могут быть оборудованы опреснителями морской воды, спутниковым телевидением, акустическими системами и даже целым кинотеатром. В ванных комнатах иногда устанавливают не простые ванны, а джакузи на двоих. В каютах установлены полноценные двухспальные кровати. Одним словом, прибывание на яхте будет не менее комфортно, чем прибывание в гостиничном номере класса люкс.

Моторные яхты

Моторные яхты будут отличным выбором для тех, чьи амбиции заканчиваются короткими переходами или передвижениями в закрытых акваториях. Такой лодкой легко управлять. Но приобретая яхту такого типа, нужно понимать, что о серьезных путешествиях не может быть и речи, из-за конструктивных особенностей. Первым недостатком будет большой расход топлива, причем многие экземпляры работают на бензине. Такой вид топлива делает мотор высоко оборотистым, что позволяет достигать хорошей крейсерской скорости, ускорения, дает возможность глиссировать и маневрировать при парковке. Но эти плюсы относительны, так как расход топлива на подобных судах составляет не менее сорока литров в час. Еще одним серьезным недостатком является отсутствие фальшкиля. Это делает лодку менее остойчивой и неспособной двигаться при сильном волнении. К тому же, при больших волнах экипаж испытывает самую тяжелую бортовую качку. На килевых яхтах бортовая качка менее заметна.


Яхтинг ежегодно набирает популярность и в странах СНГ. За последние годы стали появляться новые знаменитости в кругах яхтсменов. Все чаще на просторах интернета появляются новые личности, совершившие кругосветные путешествия. И эти туристы самые обычные люди, они далеки от профессионалов, участников экспедиций. Теперь «кругосветки» совершают семейные пары с детьми, и даже пенсионеры. В интернете можно найти много блогов о жизни на яхте. Такую морскую жизнь выбирают многие жители США. По их мнению, жить на яхте выходит дешевле, чем на суше. Особенно, если судно стоит на мертвом якоре, ведь за такую стоянку не нужно платить. Вдобавок, каждая круизная яхта представляет собой автономный дом на плаву.

Одним из большинства путешественников стоящих внимания, стал экипаж яхты «Юрий Гагарин». Сами путешественники называют себя офисными клерками, и как сами о себе говорят – являются дилетантами в яхтинге, однако, с 2013 года успели обогнуть большую часть земного шара. Но в истории мореплавания есть люди, сумевшие обойти весь земной шар в одиночку. Одним из таких путешественников-энтузиастов стал Сергей Морозов. На своей 30 футовой яхте Dreammaker , купленной всего за 1000$, он сумел обойти мир за несколько лет. Свое захватывающее путешествие он запечатлел на видео, которое можно найти на его youtube канале. Ну и конечно, стоит упомянуть Lenny Rossolovski, который создал видео блог, где делится опытом жизни под парусом.

Сколько стоит жизнь на яхте?

Для непросвещенных и неискушенных яхтингом людей, приобретение яхты сравнимо с покупкой элитной недвижимости, небольшого графства или новейшего суперкара. Но, как и все в этой жизни, цена яхты – вещь относительная. Да, конечно, совершенству нет предела, и шестидесяти футовая яхта стоит не меньше, чем жилье в центре Москвы. Но человек, знающий, что ему нужно от путешествия, легко может сократить сумму с шестью нулями до тридцати тысяч долларов. За эти сравнительно небольшие деньги вы обретаете настоящую свободу, а также, пятнадцати метровый парусник с классификацией «В». Такая бывшая в употреблении яхта позволит уверенно бороздить морские просторы и совершать увлекательные, полные приключений трансокеанские переходы, кругосветные плаванья. Став обладателем такого парусника, вы получаете:

  • просторную кают-компанию с камбузом, штурманским местом, удобным угловым диваном и вместительным столом;
  • двадцати метровую мачту, с возможностью установки как минимум трех парусов;
  • минимум двухметровый балластный фальшкиль, обеспечивающий превосходную остойчивость лодки;
  • от шести спальных мест и несколько кают;
  • гальюн и душ;
  • стационарный дизельный мотор и штурвальное управление;
  • просторный кокпит закрытый спрейхудом и тентом, защищающие от солнца ветра и воды рулевого и шкотовых;
  • серьезное навигационное электронное оборудование и даже автопилот;
  • автоматическую закрутку стакселя и грота, что сильно упрощает работу с парусами и маневрирования яхтой. Эти вспомогательные механизмы дают возможность управлять яхтой в одиночку;
  • панель солнечного питания или небольшой ветряной генератор. В тандеме эти источники питания позволят пользоваться электроприборами круглые сутки;
  • бак на двести литров пресной воды и восьмидесятилитровый для дизельного топлива;
  • комфорт подобной яхте обеспечат: холодильник, ЖК телевизор, газовая плита, аудио магнитофон.

Несмотря на внушительный список опций и установленного оборудования, тюнинг парусной лодки не имеет границ. Если к источникам электропитания добавить опреснитель воды, такое судно станет настоящим автономным домом для небольшого экипажа.

В случае если у вас недостаточно материальных возможностей для покупки яхты или вам просто некуда ее ставить, а желание бороздить морские просторы велико — отличный вариант исполнить свою мечту. Стоимость аренды яхты значительно ниже ее покупки, и вам не придется думать о ее обслуживании, швартовании и налогах.

Сколько стоит аренда яхты?

Аренда яхты в Сочи распространенная и востребованная услуга. Множество судовладельцев сдают свои яхты в аренду посуточно и почасово. Стоимость оказания такой услуги сильно разниться и составляет от 4500 до 70000 рублей в час. Здесь учитывается классность, вместимость, размеры, отделка яхты и дополнительные услуги, а также срок аренды. Забронировать яхту будет дешевле онлайн — в этом случае мы гарантируем самую выгодную цену и приятный сюрприз: комплимент от капитана.

Сколько стоит путешествие на небольшой яхте?

У каждого человека свой образ жизни и свои нужды. Кто-то привык ужинать в ресторанах, а кого-то устроит скромный ужин в открытом море. Это могут быть всего лишь макароны по-флотски и горячий чай. Бюджет путешествия можно сократить, увеличив расстояние, пройденное под парусами. Хорошей экономией бюджета станет увлекательная . А разнообразить кухню поможет установленный в кокпите мангал. Исходя из информации от экипажа яхты «Мамушка», полутора годовые расходы четырех членов экипажа составили менее 16 000 долларов США. Получается, что незабываемое путешествие с посещением многих удивительных, живописных мест, не покидая комфортабельных апартаментов, обойдется в 200 долларов в месяц с человека. Это ничтожная сумма для увлекательного, полного романтики и драйва приключения, а для кого-то – мечты всей жизни!


ЯХТА
Значение:

(англ.). Небольшое судно, употребляемое для увеселительных морских поездок.

(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)

(английск.) небольшое судно, служащее для увеселительн. морских прогулок.

(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Павленков Ф., 1907)

англ. yacht, гол. jakt, датск. jagt, от нем. jagen, гнать, охотиться. Однопалубное судно для прогулок.

(Источник: «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865)

небольшое парусное судно для прогулок по морю.

(Источник: «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке». Попов М., 1907)


Значение:

(от голл. jacht), парусное, парусно-моторное или моторное судно для водного спорта и прогулок. Спортивные парусные яхты различают по конструкции корпуса, площади парусов, наличию киля или шверта. Морские яхты делают с постоянными балластными килями.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

яхта

Значение:

Я́ХТА, -ы, ж.

1. Большая и лёгкая спортивная парусная лодка. Олимпийские яхты (нек-рые типы шверботов, килевых яхт, катамаранов).

2. Небольшое судно для прогулок, спорта. Моторная я.

| прил. яхтенный , -ая, -ое и яхтовый , -ая, -ое. Яхтенный киль. Яхтовый клуб (яхт-клуб).

(крейсерские)

  • по приводу: парусные , парусно-моторные и моторные
  • по мореходности: морские и яхты для внутренних водоемов (рек, озер)
  • по типу корпуса: классические однокорпусные (англ. Monohull ), катамараны и тримараны
  • Первые упоминания о спортивных парусных яхтах относятся к XVII веку . Практически все современные парусные яхты, предназначенные для туризма, имеют вспомогательный мотор (подвесной мотор) для маневрирования в порту или движения с небольшой скоростью в отсутствие ветра. Парусные яхты, не имеющие мотора, чаще всего предназначены для спорта.

    Парусные яхты

    За первенство в создании парусных яхт борются греки , египтяне и финикийцы . Историки заявляют о появлении первых парусных судов более 10 тыс. лет назад в водах Эгейского моря . Парусным яхтами считаются суда, использующие аэро - и гидродинамику и приводимые в движение силой ветра, дующего в паруса. Современные парусные яхты часто оборудованы мотором.

    Корпуса первых парусных яхт изготавливались из дерева. Современный перечень материалов очень велик. Корпуса парусных яхт изготавливают из стали, алюминия, армоцемента и стеклопластика и др. материалов.

    Количество парусов на парусных яхтах может быть различно и зависит от целей используемой яхты. Гоночные яхты, как правило, оснащены большим количеством парусов, на крейсерских яхтах для удобства управления количество парусов минимально. Самые большие в мире парусные суда - «Крузенштерн » и «Седов » - имеют по 34 паруса. Условно паруса можно разделить на четыре вида: основные, передние, дополнительные и штормовые.

    По своему назначению парусные яхты делятся на крейсерские , имеющие комфортабельные каюты и рассчитанные на дальние туристические походы; гоночные, имеющие только кокпит для экипажа и не имеющие кают, предназначенные для непродолжительных гонок; а также гоночные крейсерские, имеющие малокомфортные каюты, предназначенные для многодневных гонок. По принципу обеспечения остойчивости яхты делятся на килевые яхты, у которых днище переходит в балластный киль (точнее фальшкиль), который смещает центр тяжести вниз и препятствует сносу (дрейфу) яхты при ходе под парусами; швертботы , имеющие шверт (выдвижной киль), который лишь препятствует сносу, а центр тяжести изменяется размещением экипажа по бортам яхты; и компромиссы, имеющие балластный фальшкиль и выдвижной шверт. Также имеются конструкции с двумя килями, которые позволяют сохранить вертикальное положение яхты при отливе на мелководье. Другой принцип обеспечения остойчивости используется на катамаранах и тримаранах . На катамаранах остойчивость обеспечивают два широко разнесенных корпуса судна, на тримаранах - два поплавка, разнесенных по обоим бортам судна. Существуют яхты, состоящие более чем из трех корпусов.

    Основными частями яхты принято считать корпус и парусное вооружение . Парусное вооружение может быть одномачтовым (шлюп) и многомачтовыми (например, шхуна , йол и кетч). Парусное вооружение разделяют на рангоут , стоячий и бегучий такелаж .

    Популярным видом отдыха на парусных яхтах являются регаты .

    Ведущие страны-производители

    Моторные яхты

    Известные яхты

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Яхта"

    Примечания

    Литература

    • Ловягин Р. М. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Der Brockhaus in 3 Bänden. - Prockhaus Enzyklopädie, Bd. 2., 2004, S.259.

    Отрывок, характеризующий Яхта

    Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским.
    Проведя его шагов десять, Вилларский остановился.
    – Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел.
    Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел.
    При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.
    Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу.
    – Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?
    В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос.
    – Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер.
    – Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро.
    – Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах.

    Яхта это судно, предназначенное для спорта или туризма. Разновидностей яхт чрезвычайно много. В мире яхт столько же типов, размеров, сколько же и вкусов, привязанностей людей. Ведь яхта, являясь предметом развлечения, часто является символом сбывшейся мечты. А люди очень часто мечтают и осуществляют мечты по-разному.

    Классифицируя яхты, в первую очередь следует разделить их на моторные и парусные яхты. Это яхты из разных идеологических лагерей, из различного представления о мечте. И хотя те и другие в конечном итоге объединены одной стихией, морем, о каждом из них стоит говорить раздельно. В этой статье мы уделим внимание классифиции парусных яхт.

    1. Предназначение.

    В первую очередь стоит разделить парусные яхты по их основному признаку, ради чего их собственно и строят. По назначению. Поскольку яхты предназначены для двух основных видов развлечений: путешествия и гонки, то и яхты, в первом приближении следует разделить именно так. Яхты для путешествий и яхты для гонок. Конечно, и на тех и на других можно и путешествовать и гоняться, но мы говорим именно о предназначении, заложенном конструктором. Итак, в первую очередь, разделим яхты на:

    • Яхты для путешествий
    Рис1. Гоночная яхта "Archambault 35" и обычная крейсерская яхта той - же длинны - 35 футов

    Яхты для путешествий имеют прочную, порой утяжеленную конструкцию. Задача конструктора в этом случае - обеспечить комфорт и надежность.

    Гоночные яхты проектируются для того, что бы выиграть в гонках. Поэтому удобству размещения экипажа и прочностному запасу уделено меньшее внимание. Конструкторы, рассчитывая на боле высокую квалификацию экипажей, уменьшают вес яхты, форсируют напряжение в её узлах, что бы достичь максимальной энерговооружённости. С другой стороны, гоночные яхты оснащаются элементами, расширяющими диапазон регулировок, настроек, парусов для того, что бы яхта шла быстро во всем диапазоне ветров.

    2. Удаление от берега

    По способности яхт удаляться от берега можно разделить яхты на те, которые предназначены для плавания возле берега, в заливе, и на те, которые могут совершать длительные автономные плавания со значительным удалением от портов - убежищ. То есть, яхты можно разделить на:

    Рис 2. Гоночные яхты: для прибрежных соревнований и для гонок в открытом море

    • Прогулочные яхты имеют легкую конструкцию, в них нет существенных запасов воды и еды для экипажа, навигационное оборудование рассчитаны на то, что экипаж видит и знает акваторию для прогулок.
    • Крейсерские яхты имеют прочную конструкцию способную нести запас снабжения (вода топливо, продукты и т.д.). Веутренние помещения дают возможность полноценно отдыхать команде. Такие яхты не имеют ограничения по удалению от берега.
    • Прибрежные яхты (дневной крейсер) имеет ограниченные бытовые удобства и небольшой запас снабжения, позволяющие провести день на прогулке возле залива.

    3. Количество корпусов.

    Если ширина корпуса создает устойчивость, то почему бы не расширить его как можно больше? Об этом в своё время задумались конструкторы и стали проектировать широкие корпуса. Такие корпуса обладают высоким начальным моментом спрямления. Однако у них есть крупный недостаток. Такой корпус имеет высокое сопротивление трения о воду и плохую мореходность. Для решения этого конфликта были созданы многокорпусные яхты: катамараны (два корпуса) тримараны (три корпуса). Несмотря на то, что переворот многокорпусника, в отличии от переворота килевой яхты - это фатальное событие, поставить его обратно, на «ровный киль», без посторонней помощи, невозможно, они весьма популярны. Дело в том, что целый ряд конструктивных мер свел риск переворота некоторых многокорпусных яхт, например крейсерских, практически к нулю.

    Катамараны имеют два одинаковых узких длинных корпуса, разнесенных на такое расстояние, чтобы обеспечить большую остойчивость. Сопротивление таких корпусов значительно меньше, чем корпуса обычной яхты, поэтому катамаран на попутных ветрах, как правило, развивает большие скорости, чем килевые яхты. Крейсерские катамараны, на которых успешно совершают и океанские плавания могут иметь весьма высокий и ход, и остойчивость.

    Тримараны имеют три корпуса: средний (более широкий, чем у катамаранов, но намного уже, чем у яхт) и два разнесенных и слегка приподнятых боковых, очень узких. Боковые корпуса, по существу, являются поплавками, обеспечивающими остойчивость. При крене тримаран идет на среднем корпусе и одном из боковых. Тримараны получили в свое время большую популярность как крейсерские яхты. Однако в настоящее время наиболее широко используются трейлерные тримараны, то есть такие тримараны, которые можно перевозить на трейлере за легковым автомобилем. Таким образом, по количеству корпусов, парусные яхты делятся на:

    • Однокорпусные
    • Многокорпусные (катамараны и тримараны)
    Рис 4. Однокорпусная яхта, катамаран, тримаран.

    4. Способ создания остойчивости однокорпусных яхт

    Парусные яхты используют для движения энергию ветра. Ветер передает свою энергию яхте через паруса. Паруса и парусное вооружении вообще, установлено на яхте, и под действием ветра (особенно когда он направлен в борт) стремится опрокинуть всю яхту. Что бы создать остойчивость, то есть способность яхты противостоять опрокидыванию, существует два основных способа. Во-первых, с помощью балласта , расположенного как можно ниже в корпусе или в специальном плавнике (фальшкиле). Во-вторых, с помощью остойчивости корпуса , когда сам корпус, благодаря своим характеристикам, прежде всего ширины, создает спрямляющий, то есть восстанавливающий момент.

    Первый способ создания остойчивости, то есть с использованием балласта, используют килевые яхты. Благодаря балласту конструкция килевой яхты обладает очень стабильной остойчивостью. Эти яхты весьма надежны, поскольку, например, «прощает» многие промахи экипажа и может приспосабливаться к различным ветро - волновым условиям. Это настоящий «хит» в мире парусных яхт. Двойное предназначение фальшкиля - размещение балласта и создание гидродинамической силы, препятствующей дрейфу, делают эти яхты, ни мало ни много, уникальными изобретениями человечества.

    Второй способ создания остойчивости, с помощью остойчивости формы, используют яхты, в которых подводное крыло лёгкое, не имеющее балласта. Такое крыло называется «шверт», а яхта с таким крылом называется «швертбот». Швертбты не имеют балласта, и могут легко поднять шверт при подходе к мелководью. Также на них активно используют вес самого экипажа. Его перемещают, в зависимости от ветровых условий в то или иное место на том или ином борту яхты, а то и выводят за борт на специальных подвесках – трапеции.

    Есть и промежуточный вариант. Это так называемые яхты – «компромиссы» . Эти яхты имеют так называемый «тяжелый» шверт. То есть балласт в таком шверте участвует в создании остойчивости. Его веса, однако, недостаточно, поскольку вес шверта должен быть таким, что бы экипаж мог поднять его достаточно оперативно, например, при подходе к пирсу. Для создания необходимой остойчивости «компромиссы» могут также использовать вес экипажа или балласт, установленный в неподвижных, нижних частях корпуса. Таким образом, по способу создания остойчивости однокорпусные яхты можно разделить на:

    • Килевые
    • Швертботы
    • Компромиссы
    Рис 3. Килевая яхта, швертбот и компромисс.

    5. Материал корпуса.

    Яхты можно сделать из самых различных материалов. Наиболее распространенный материалы: пластик, металл, дерево. У каждого материала есть свои преимущества и недостатки. Дерево красиво, деревянные яхты – это настоящая одухотворенная история владельца и его экипажа. Металлические яхты считаются одними из самых прочных. Они популярны там где условия наиболее тяжелы, например, там, где встретить лед на прогулке - не редкость. Пластиковые яхты – самые массовые. В основном из-за низких эксплуатационных расходов по уходу за их корпусами. Также пластиковые яхты можно признать как наиболее легкими в случае применения промышленных технологий.

    6. Cтатусу.

    По своему предназначению, а вернее по своему отношению яхта – владелец, парусные яхты делятся на чартерные, то есть яхты предназначенные для извлечения прибыли владельцем и частные яхты, когда владелец строит или приобретает яхту для собственного использования. Чартерные яхты, как правило имеют максимальное количество кают, которое моно разместить в корпусе. Тогда арендатор сможет пригласить больше гостей и уменьшить свои расходы на яхтинг. Частная яхта, как правило, независимо от размера обладает не более чем тремя каютами. Одну для владельца и, максимум, две для гостей. Количество кают для команды, если владелец яхты предполагает таковую использовать, не ограничено.

    7. Парусное вооружение

    Парусное вооружение весьма разнообразно. Конструкторы постоянно его совершенствуют, применяя все более новые материалы и технологии. Рассмотрим их весьма кратко.

    Одномачтовые яхты:

    Типов парусных вооружений, использующих одну мачту огромное количество, однако лишь один из них, а именно «Бермудский шлюп» абсолютно господствует в мире одномачтовых яхт, более того, пожалуй, даже и во всем мире яхт.

    Бермудский шлюп. Это такой тип парусного вооружения, когда с помощью установленной мачты и стоячего такелажа можно поставить два основных паруса. Парус, стоящий перед мачтой называют "стаксель". Стакселей огромное разнообразие. Они могут иметь различную форму и размер. Необходимость иметь большое количество стакселей связано с тем, что они слабо регулируются, настраиваются для использования при различных ветровых условиях.

    В стаксели различают по плотности материала (чем плотнее материал, тем на более тяжёлые условия он рассчитан) и по размеру нижней шкаторины (кромки) паруса. Различают стаксели с короткой нижней шкаториной, не заходящей за мачту и "генуэзские" стаксели, это такие стаксели, которые "заходят за мачту. На мачте передней шкаториной крепится второй парус. Он называется "грот". Грот регулируется в широком диапазоне ветров и как правило не требует смены при изменении параметров ветра или курса яхты.

    Различают бермудский шлюп с «топовым» и «дробным» вооружениям. Дробным вооружением называют такое вооружение бермудского шлюпа, когда передний трос, раскрепляющий мачту («форштаг» или просто «штаг») крепится к самому верху (топу) мачты

    Двухмачтовые яхты:

    Двухмачтовые яхты отличаются огромным разнообразием парусного вооружения. Приведем лишь несколько из них.


    – имеет основную переднюю мачту ("Грот-мачту") и гораздо меньшего размера заднюю мачту ("Бизань-мачту"). Бизань мачта Йола не создает тянущую силу, а лиш только балансирует яхту. Это качество йола весьма востребовано в свежую погоду, когда основные паруса сильно уменьшены ("зарифлены") или на якорной стоянке, когда работа паруса, стоящего на бизань - мачте существенно снижает нагрузку на якорь.

    – по сравнению с йолом имеет бизань мачту, соизмеримую с гротом по размеру. Таким образом, бизань кеча участвует в создании тяги. Этот тип парусного вооружения также весьма практичен в свежую погоду. Особенно его любят владельцы яхт, находящиеся в преклонном возрасте, когда сил на работу с одной огромной мачтой и большими парусами уже недостаточно. Им уже проще разнести общую площадь парусности яхты на две похожие мачты. К то му же этот вариант существенно увеличивает общую надежность яхты

    – этот тип вооружения можно считать устаревшим, поскольку его массовое применение когда-то было основано на технологиях позволявших раскрепить самую большую мачту – «грот», лишь в самом широком месте корпуса. С точки зрения аэродинамической эффективности, это нелогичное, можно сказать даже ошибочное решение, поскольку большая часть парусов на самой большой мачте, на грот мачте, начинают работать в ветровой тени передней мачты. Переднюю мачту в этом случае называют "фок - мачта". Более или менее вооружение типа «шхуна» оправдано лишь на попутных ветрах.

    Однако, если нужно стилизовать яхту под старину, что часто бывает вполне оправдано, или вооружить её как то по особенному, то почему бы и нет! Ваши романтические мечты – чем не повод для воплощения в парусном вооружении!

    Выводы

    Итак, мы можем классифицировать парусные яхты по целому ряду параметров:

    1. Назначению (гоночные, яхты для путешествий)
    2. Способности удаляться от берега (прогулочные, крейсерские)
    3. Количеству корпусов (одно корпусные, многокорпусные)
    4. Статусу (чартерные - частные)
    5. Материалу корпуса (пластик, дерево, металл, армоцемент)
    6. Парусному вооружению (Бермудский шлюп, йол, кеч, шхуна и т.д.)
    7. И однокорпусные яхты можно разделить по способу создания выравнивающего момента (Килевые, швертботы, компромиссы). Учитывая, что это далеко не полный перечень, таким образом, из всего многообразия яхт всегда можно выбрать или спроектировать такую яхту, которая наиболее точно подходит под ваш запрос.
    

    Яхта - любое парусное, моторное или парусно-моторное судно, предназначенное для спортивных или туристских целей. Наиболее распространены парусные яхты. Парусная яхта имеет две главные части: корпус и вооружение. На корпусе размещается экипаж и предметы снабжения яхты. Под вооружением понимают паруса и все устройства для установки парусов и управления ими.

    Типы парусных яхт

    В парусном спорте используются яхты самых различных видов и размеров. В зависимости от условий плавания в том или ином районе применяют большие или маленькие яхты той или иной конструкции.

    Существует два основных критерия, по которым можно определить тип яхты: назначение и район плавания; конструкция корпуса и вооружение.

    По первому признаку различают крейсерские и гоночные яхты.

    Основное назначение гоночных яхт - парусные гонки на ограниченных дистанциях, поэтому гоночные яхты строят предельно легкими. Для дальних плаваний они недостаточно прочны и не имеют бытовых удобств.

    Крейсерские яхты имеют очень прочную конструкцию и максимум бытовых удобств. Основное назначение - крейсерские плавания и гонкам в открытом море с большим удалением от базы.

    Крейсерско-гоночные яхты - наиболее распространённый тип яхт, сочетает в себе свойства выше приведённых яхт.

    По конструкции корпуса.

    Швертбот – это один из типов яхт. У швертбота мелкосидящий и относительно широкий корпус. В середине корпуса сделана щель, в которой помещается плоский (металлический или деревянный) выдвижной киль - шверт. Когда нет необходимости в дополнительном боковом сопротивлении (например, при попутных ветрах) или когда проходят мелкое место, шверт можно поднять и даже совсем убрать в швертовый колодец. Остойчивость швертбота (способность судна возвращаться на воде в исходное положение мачтами строго вверх, после уменьшения воздействия какой-либо силы, которая вызвала отклонение) много меньше, чем килевой яхты. В основном остойчивость швертбота обеспечивается соответствующей формой корпуса - плоского и широкого. Швертбот не может перевернуться при неумелом управлении, поэтому он менее безопасен при плавании в море и открытых водоемах, чем килевая яхта.

    Днище корпуса килевой яхты переходит в глубокий плавник, создающий значительное боковое сопротивление. Для придания большей остойчивости к нижней части этого плавника крепится чугунный или свинцовый груз, называемый балластным килем или фальшкилем. Яхты такого типа предназначены для плавания на морях и озерах с глубокой водой и сильными ветрами и волнением. Килевая яхта обладает очень большой остойчивостью и в обычных условиях не может перевернуться. Плавать на килевых яхтах по рекам и мелким озерам затруднительно из-за большой осадки.

    Промежуточный тип яхт совмещет характеристики описанных судов. Так, для получения повышенной остойчивости при небольшой осадке строят суда, имеющие шверт, проходящий внутри балластного киля. У этих судов осадка без шверта меньше, чем у килевых яхт, но больше, чем у швертботов. Такие яхты называют компромиссами .

    Парусные яхты могут иметь не один, а два или даже три корпуса. Тогда они называются и .

    Яхты различаются также по размерам и классу.

    • Яхты до 30 футов (10 м) предназначены для однодневных прогулок на небольшие расстояния.
    • Яхты от 30 до 56 футов (10-18 м) - наиболее популярный и демократичный класс яхт. Такие яхты позволяют путешествовать на большие расстояния и выходить в открытое морское пространство без создания экстремальных ситуаций.
    • Яхты от 56 до 70 футов (18-24 метра)для и их обслуживания, как правило, необходима команда.
    • Яхты свыше 70 футов (24 метров) принято называть V.I.P. мегаяхтами. Они обычно строятся по индивидуальному проекту или являются представителями лимитированной серии.

    Кроме такой общей классификации существует еще спортивная классификация яхт, определяющая разделение их на классы. Спортивная классификация яхт необходима для создания равных условий спортивной борьбы в гонках. В рамках каждого класса по возможности обеспечиваются равные шансы на выигрыш соревнования (в той мере, в какой эти шансы определяются самой яхтой).

    Корпус

    Килевая яхта и ее части:

    1 - носовой свес; 2 - плавник и фальшкиль; 3 - трюм; 4 - перо руля; 5 - кормовой свес; 6 - подзор; 7 - транец; 8 - ют; 9 - кокпит; 10 - рубка; 11 - входной люк; 12 - каюта; 13 - палуба; 14 - светлый (световой) люк; 15 - леерное ограждение; 16 - носовой и кормовой релинги; 17 - якорное устойство (якорь, цепь, битенг, палубный клюз); 18 - бак; 19 - кубрик; 20 - форпик; 21 - компас.

    Вооружение

    Основные части вооружения яхты - паруса, рангоут и такелаж.

    Паруса - основной движитель яхты.

    Они делятся на три комплекта: основные (или лавировочные), дополнительные и штормовые паруса. Основные паруса яхта несет в обычных плаваниях. Эти же паруса определяют обмерную площадь парусности яхты. Участие в гонках требует особых парусов, увеличивающих площадь парусности в некоторых ситуациях, возникающих на дистанции (например, при попутных ветрах). Такие паруса называют дополнительными. При плавании в штормовую погоду лавировочные паруса заменяют меньшими по размерам и более прочными штормовыми парусами.

    Совокупность всех деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов, называется рангоутом .

    Такелаж - снасти, изготовленные из растительного или стального троса, - подразделяют на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж служит для расчалки и поддержания в рабочем положении рангоута, а бегучий - для постановки и уборки парусов и рангоута, управления парусами, для подъема и спуска сигналов.


    Энциклопедия туриста . 2014 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Яхта" в других словарях:

      яхта - яхта, ы … Русский орфографический словарь

      ЯХТА - (англ.). Небольшое судно, употребляемое для увеселительных морских поездок. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЯХТА (английск.) небольшое судно, служащее для увеселительн. морских прогулок. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

      ЯХТА - ЯХТА, яхты, жен. (англ. yacht). 1. Большая парусная лодка легкой конструкции для спорта. Гоночные яхты. 2. Небольшое (парусное, паровое или моторное) судно для морских прогулок и спорта. Паровая яхта с глубокой осадкой. Морская яхта. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

      ЯХТА - (Yacht) точно установить значение этого термина не представляется возможным, т. к. Я. называют самые разнообразные суда, начиная от полупалубного бота и кончая большим трехмачтовым судном вроде Я. Sunbeam , принадлежавшим Брассею. Вообще же… … Морской словарь

      яхта - боер, тендер, буер, голландец, фаль кбот, монотип, окейдинг, торнадо, финн, швербот, швертбот, кадет, дракон, солинг Словарь русских синонимов. яхта сущ., кол во синонимов: 26 боер (2) … Словарь синонимов

      ЯХТА - (голландское jacht, от jagen гнать, преследовать), парусное, моторное или парусно моторное судно для прогулок, спорта, туризма. Наиболее распространены парусные яхты, различающиеся конструкцией корпуса, оборудованием и площадью парусов … Современная энциклопедия

      ЯХТА - (от голл. jacht) парусное, парусно моторное или моторное судно для водного спорта и прогулок. Спортивные парусные яхты различают по конструкции корпуса, площади парусов, наличию киля или шверта. Морские яхты делают с постоянными балластными… … Большой Энциклопедический словарь

      ЯХТА - ЯХТА, ы, жен. 1. Большая и лёгкая спортивная парусная лодка. Олимпийские яхты (нек рые типы шверботов, килевых яхт, катамаранов). 2. Небольшое судно для прогулок, спорта. Моторная я. | прил. яхтенный, ая, ое и яхтовый, ая, ое. Яхтенный киль.… … Толковый словарь Ожегова

      ЯХТА - жен. потешное, мореходное, небольшое судно. Яхтовая команда. Яхтное устройство. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля