Река сена на контурной карте. Река Сена — начало Парижа и всей Франции

С давних времён люди селились на речных берегах. Не стала исключением и река Сена в Париже, где ориентировочно в третьем веке до нашей эры появилось племя галлов, известное как паризеи. Следует отметить, что через нее проходил важный торговый водный путь, соединявший восток с Атлантикой.

Происхождение наименования

Существует несколько версий относительно происхождения названия этого водоема. Одна из самых распространённых заключается в том, что река Сена названа латинским словом «Sequana», что в переводе означает «священная речка». Вместе с тем, некоторые историки утверждают, что название имеет галльское происхождение. Они предполагают, что это видоизмененное наименование реки Йонн, притоком которой, по мнению галлов, была Сена. В низовьях же, на территории Нормандии, раньше этот водный поток вообще называли «Родо» - в честь одноименной равнины.

Общее описание

Река Сена протянулась на 776 километров. Своё начало она берёт в Бургундии (провинция в восточной части Франции), в районе плато Лангр, которое возвышается над уровнем моря на 471 метр. Протекает преимущественно по северофранцузской низменности, через Парижский бассейн. В непосредственной близости от Парижа она делает очень много всевозможных извилистых поворотов. Неподалёку от города Гавр впадает в одну из бухт пролива Ла-Манш. Самая крупная река-приток Сены - это Уаза. Кроме нее, справа по течению сюда впадают Марна и Об, а слева - Йонна. Общая площадь бассейна составляет почти 79 тысяч км 2 .

Как бы там ни было, пополняется Сена в основном за счёт атмосферных осадков. То же самое можно сказать и о других водных объектах, что располагаются на территории Франции. В частности, для периода с ноября по март характерен наибольший подъём уровня воды. Уклон русла Сены составляет чуть более 60 сантиметров на каждый километр. В общем, ее можно охарактеризовать как полноводную реку с устойчивым уровнем и спокойным течением.

Роль для страны

Сена сейчас является для Франции важной судоходной магистралью. Начиная от городка Труа река имеет статус транспортной, ведь с этого места вниз по течению могут курсировать суда, осадка которых составляет до 1,3 метра. Корабли с осадкой до 6,5 метров проходят до порта Руан. От последнего налажено судоходство до столицы, пройти здесь могут суда с осадкой до 3,2 метра. За счёт многочисленных искусственных каналов Сена соединена с прочими реками. Нельзя не отметить и большое количество портов, расположенных на ее берегах. Самые крупные из них сосредоточены в городах Париж, Руан и Гавр. Роль реки для всей Франции является настолько важной, что неофициально её называют 21 округом столицы (согласно официально утверждённому административному устройству, их здесь насчитывается 20).

Географическое расположение

Река Сена на карте условно разделяет французскую столицу на две части, пересекая ее с юго-востока на запад своеобразной дугой. Левый берег считается артистичным и богемным, а правый - деловым центром, где располагаются многочисленные административные здания, королевская резиденция Лувр, сады, площади и многие другие сооружения. На реке также находится исторический центр Парижа - остров Сите. Вне города эта водная артерия аккуратно огибает знаменитый и далее течёт по направлению к Ла-Маншу.

Мосты

Город на реке Сена является одним из самых популярных туристических центров во всём мире благодаря своим многочисленным культурным объектам. Вне всякого сомнения, к ним можно отнести и местные мосты. Всего в пределах Парижа через Сену их протянулось 37. Одними из самых красивых считаются такие из них, как Нотр-Дамм, Малый и Луи-Филипп, сооружённые несколько веков тому назад. Нельзя не отметить и тот факт, что на этой реке, а точнее, в ее устье, находится Мост Нормандии - одно из длиннейших на планете подвесных сооружений такого рода. Его длина составляет 2350 метров, а ширина - 23 метра.

Достопримечательности на Сене

Река Сена имеет множество архитектурных памятников на своих берегах. Двигаясь по течению на теплоходе, можно увидеть Лувр вместе с комплексом музеев, дворец Бурбонов, Дом Инвалидов, а также увековеченный Виктором сооруженный в период с двенадцатого по четырнадцатый век. У спускающихся по реке туристов появляется прекрасная возможность хорошо рассмотреть на левом берегу всемирно известный символ города - Эйфелеву Башню. Следует отметить, что движение по Сене является непрерывным. Прокатиться и полюбоваться красивым городом можно, используя как небольшие яхты, так и прогулочные круизные суда. К сожалению, это не может не сказываться на состоянии реки - вода здесь сильно загрязнена.

С Сеной связано большое количество интересных исторических фактов, легенд и поверий. В частности, считается, что пепел сожжённой в 1431 году Жанны д"Арк был развеян именно над ней. Кроме этого, река Сена была настолько любима национальным французским героем Наполеоном Бонапартом, что он мечтал быть похороненным на ее берегах. Однако его воля так и не была исполнена.

В 1910 году случилось большое парижское наводнение, в результате которого французская столица была затоплена практически полностью. Причиной катастрофы послужил подъем уровня воды в Сене в январе на целых шесть метров. Ничего подобного здесь с того времени не происходило. В 1991 году парижские берега реки были внесены ЮНЕСКО в перечень объектов мирового наследия, сосредоточенных в Европе.

Есть и неприятная статистика, связанная с Сеной. Дело в том, что она является очень популярной среди самоубийц, а также преступников, выбрасывающих в нее тела своих жертв.


РЕКА СЕНА (SEINE) - самая известная река Франции

Общая длина - 776,6 км.
Площадь водосборного бассейна - 79 000 км2
Высота над уровнем моря у истока - 446 метров над уровнем моря
Средний уклон - 0,58 м / 1 км
Средний расход воды в устье – 563 м³/с

Река Cена (Seine) - пятая по длине река Франции . Она - крупнейшая река северной Франции, полностью протекает по территории Франции и является ее рекой-символом, благодаря тому, что с ней связано множество исторических событий, особенно из жизни столицы Франции - города Парижа, который располагается на берегах Сены.

Общая длина Сены - 776,6 км. , площадь бассейна реки - 79 тыс. кв.км. Сена берет свое начало в плато Лангр, недалеко от истоков рек Маас и Марна, на высоте 446 метров над уровнем моря, на северо-западе Сен-Сен-л’Аббея. Средний уровень уклона русла Сены составляет всего 0,57м на 1 км. протяженности русла.

Название "Сена" происходит от латинского слова Sequana, которое, по распространенной версии, означает "священная река". Существует версия, что название Sicauna родственная с названием реки Сона (Франция). Некоторые ученые выдвигают гипотезу о том, что Sequana - латинизированная версия от галльского Issicauna Lower-Icauna, галльского названия реки . По их предположению, древние галлы считали Сену притоком Йонна, т.к. при впадении Йонны в Сену, первая является значительно большей.

В нижнем течении, в Нормандии, Сена была известна под названием Rodo, или Roto. Это кельтское название реки, родственное с названием реки Рона. Оба названия связаны с названием Rouen, которым у галлов называлась Rotomagos, что означало равнина Roto.

Сена имеет условное деление на пять частей (от истока вниз по течению):

- Малая Сена , от истока до Монтеро-Фол-Йонне (слияние с );
- Верхняя Сена
- Парижская Сена ;
- Нижняя Сена , от Парижа до Руана;
- Сена морская , от Руана до Ла-Манша.

Спускаясь с плато, Сена несет свои воды по территории Парижского бассейна преимущественно с юго-востока на северо-запад. Верхнее течение реки Сена пересекает плато Шатильон. Здесь спуск реки становится слабым. Затем река пересекает берег Тоннеруа, берег Барруа. Протекая в Шампани за Бар-сюр-Сен, близ Труа, Сена формирует многочисленные рукава.

Учитывая достаточно спокойный характер течения реки Сены (средний уклон составляет всего 0,58 м. на 1 км.) - это одна из наиболее удобных рек Европы для судоходства. Навигация на Сене осуществляется на протяжении последних более чем 500 км.

Сена впадает в воды пролива Ла-Манш , через крик де Руан, недалеко от г. Гавр, где имеет ширину русла около 800 метров, а расход воды Сены здесь составляет около 563 куб.м/с.

Сена является самой знаменитой рекой Франции , во многом благодаря тому, что на ее берегах располагается столица Франции - Париж, в пределах которого расположены 37 мостов через Сену. Большинство из них уходят далеко в историю Средневековой Европы. Наиболее яркими примерами таких мостов являются мост Луи-Филиппа и Пон Неф (построен в 1607 году). Кроме того, в настоящее время на территории водосборного бассейна Сены проживает около 30% населения Франции. Это самый густонаселенный район страны.

Интересные исторические факты о Сене:

Согласно легенде, после сожжения на огне Жанны д"Арк в 1431 году, ее пепел был развеян над Сеной;
- Наполеон I Бонапарт, который умер в 1821 году, желал, чтобы его похоронили на берегу Сены, но его завещание не было исполнено;
- В январе 1910 года уровень воды в Сене поднялся на 6 м выше нормы, затопив почти весь город. Согласно историческим данным, Большое Парижское наводнение 1910 года было наибольшим, которую видел город с 1658 года, когда уровень воды был на несколько сантиметров выше. Кстати до сих пор больше таких грандиозных наводнений в Париже не наблюдалось;
- Река Сена была одной из главных целей, которые ставились при достижении Операции "Оверлорд" в 1944 году;
- В 1991 году берега реки Сены в Париже - Rive Gauche и Rive Droite были добавлены ЮНЕСКО в список объектов мирового наследия в Европе;
- Сена была популярным местом для самоубийц и преступников, которые сбрасывали сюда тела своих жертв. В 2007 году из вод реки было извлечено 55 трупов; в феврале 2008 года оттуда же выловили тело супермодели Катоуча Ниан.

Подробнее о реках Франции:




Несмотря на то, что в бассейне Сены наблюдается относительно устойчивый уровень выпадения осадков в течение года - паводки здесь тоже случаются. Выход воды из берегов Сены бывает двух типов : скоротечные паводки, которые случаются после сильных ливней в "верхней части" бассейне Сены, и затяжные наводнения в долинах Сены далее вниз по течению, которые случаются после продолжительных периодов дождей.

Период паводков в бассейне Сены случается преимущественно в конце зимы, когда быстрыми темпами начинает таять выпавший снег и идут проливные дожди. В этом случае уровень Сены и ее притоков заметно повышается, а общий объем воды в ее русле увеличивается в несколько раз. Например, средний расход воды в русле Сены в районе Парижа составляет 328 м3/с, однако в период больших паводков этот показатель вырастает в несколько раз - до 1 600м3/с.


Бурные пороги в верховьях Сены

Учитывая относительно небольшой уклон реки - повышение ее уровня на несколько метров сразу же отражается на состоянии уровней воды в притоках Сены. В первую очередь это отображается на крупных притоках Сены , которые впадают в нее в нижнем и среднем течении: Уаза, Эр, Марна. В верхних притоках Сены такой закономерности не случается. Здесь наблюдается обратная зависимость, когда резкое повышение воды в притоках ( , Об и др.) влечет увеличение уровня воды в Сене.

Для регулирования уровня воды в бассейне Сены , а также для минимизации возможных неблагоприятных последствий от паводков, в период времени с 1960 по 1990 года на Сене и ее притоках были сооружены четыре больших водохранилища на Сене (озеро Орьен), на Марне (озеро Дер-Шантекок), на Обе (озеро Amance и резервуар дю Темпль), на Йонне (озеро Панасьер). Эти озера, которые в сумме имеют запасы воды в объеме более 800 миллионов кубических метров позволяют не только предотвратить резкие наводнения и паводки в бассейне Сены, но и обеспечить в этом случае минимальный низкий расход воды, что способствует управлению паводком.

Гидрологические данные расхода воды в Сене (гидрологическая станция H7900010 в Пуасси на высоте 17 м над у.м.) за период 1975-2010 г.г.


Бассейн реки Сена , площадью 79 000 км2, почти полностью находится в пределах Парижского бассейна, который геологически представляет собой накопление осадочных пород древнего моря. Рельеф на территории бассейна Сены обычно не однимается выше 300 метров над уровнем моря, за исключением его юго-восточной окраины, где вырастает массив Морван (до 900 метров). Небольшая средняя высота на всей площади водосбора Сены объясняет небольшой уклон рек (от 0,01 до 0,03 м на 100 м), которые протекают на запад через восточную часть Парижского бассейна.

Гидрографические точки, разеляющие границу водосбора Сены :

Точка на плато Лангр в коммуне Val-de-Meuse (47 ° 56 "29 северной широты, 5 ° 30 "20 восточной долготы, высота над уровнем моря: 453 м) к югу от остатков римской дороги Bourbonne-les-Bains, - отграничивает бассейн Сены от бассейна Роны (река Сона) и Мааса;

Точка в Кот-д"Ор в городе Мейи-сюр-Рувр (водонапорная башня у городской дороги Vachère (47 ° 12 "16 с.ш., 4 ° 33" 07" в.д., высота: 440 м. над уровнем моря) - отграничивает бассейн Сены от бассейна Роны и Луары.

При приближении к территории региона Иль-де-Франс, Сена сливается с притоком Об на севере Ромилли-сюр-Сена. После слияния с Сена становится большой судоходной артерией . Ниже она принимает воды таких крупных притоков как Эна (355,9 км), Марна (514 км), Уаза (341,1 км), а также нескольких десятков более мелких рек и речушек. В Париже Сена сливается с притоками Эссон, Орж, Йеррес, Марна (около Парижа).

ОСНОВНЫЕ ПРИТОКИ СЕНЫ


Верхнее течение Сены представляет собой участок реки от истока до впадения в нее реки в коммуне Монтро-Фот-Йон (Montereau-Fault-Yonne).

Расположен на территории коммуны Source-Seine, на плато Лангр, на высоте 446 метров над уровнем моря. Ранее, с 1864 года, территория источника Сены была в собственности города Парижа. В 1865 году здесь была построена искусственная пещера, через которую был направлен исток реки, а возле пещеры возведена статуя нимфы, символизирующей реку. Однако, со временем, столица потеряла интерес к данной местности, и участок был возвращен в ведение региона Бургундия.


Уже спустя 2 км от истока, на Сене, которая в этом месте преставляет собой небольшой ручеек, обустроено небольшое водохранилище - пруд Грийанд (Étang de Grillande). Такой же пруд (пруд Шато (Étang du Chateau)) с помощью дамбы оборудован еще через 7,5 км пути Сены. Здесь, в верхнем течении, Сена направляется практически строго в северном направлении. По пути до городка Шатийон-сюр-Сен (Châtillon-sur-Seine) она принимает воды нескольких небольших речушек и ручейков. Наиболее крупные из них - правые притоки Веррери, Ревенсон, Бревон. В Шатийон-сюр-Сен Сена уже приобретает черты реки. Здесь через нее перекинуты полноценные мосты, а русло в некоторых местах усилено бетонными конструкциями.

Ниже Шатийон-сюр-Сен, уклон Сены значительно падает, и река, вступив в пределы равнины Парижского бассейна, начинает периодически разделяться на несколько рукавов. Из-за равнинного рельефа с однородным основанием из осадочных пород, Сена практически не меняет направление, лишь слегка приняв на северо-запад. Возле коммуны Мерре-Сюр-Арс (Merrey-sur-Arce) Сена принимает воды первого достаточно крупного притока - реки Урс, длина которой практически достигает 100 км (99,9).

От коммуны Бургиньон (Bourguignons) Сена окончательно принимает северо-западное направление и на протяжении следующих 100 км., вплоть до города Марсийи-Сюр-Сен (Marcilly-sur-Seine) его не меняет. Здесь Сена принимает еще один крупный правый приток - реку Об (длина 248 км., площадь бассейна 3 600 км2), который практически вдвое увеличивает размер Сены и ее расход воды.


После Марсийи-Сюр-Сен Сена резко изменяет направление на западное, а потом на юго-западное. Через 70 км. своего пути в этом направлении, у городка Монтро-Фот-Йон (Montereau-Fault-Yonne), Сена встречает основной левый приток - реку (292,3 км., площадь бассейна - 10 836 км2). Слияние Сены с Йонной удваивает ее размер. иногда даже можно считать основной рекой, а Сену - ее притоком, учитывая сезонные колебания их полноводности.

Согласно общепринятой практике, при слиянии рек, поток, имеющий при слиянии наибольший годовой расход воды - дает свое название второму потоку. Согласно этому определению Сена стала бы притоком , а не наоборот, т.к. при их слиянии в Монтро-Фот-Йон у Йонны расход воды составляет 93 м3 / с с бассейном водосбора свыше 10 800 км2, в то время как Сена имеет расход воды в районе 80 м3 / с и бассейн водосбора, площадью 10 300 км2. Такая же ситуация встречается вверх по течению Сены, в месте ее слияния с рекой Об. Площадь бассейна реки Об при этом составляет 4700 км2, а расход воды в месте его впадения в Сену - 41 м3 / с, в то время как площадь бассейна Сены к этому месту не превышает 4 000 км2, при расходе воды всего в 33 м3 / с. После слияния с Сена принимает черты крупной полноводной реки с шириной русла свыше 100 метров и переходит в "среднее течение".

Еще о Сене:


Среднее течение Сены проходит на участке от города Монтро-Фот-Йон до Парижа. В этом районе Сена является судоходной рекой, способной обеспечивать навигацию небольших пассажирских и грузовых судов.

Практически сразу за городом Монтро-Фот-Йон Сена принимает северо-западное направление и через 35 км. приходит к городу Мелён (Melun). Здесь на Сене сооружены три моста, а на берегу острова оборудована пристань для обслуживания транспортных судов. Для обеспечения навигации на Сене в среднем течении оборудованы несколько шлюзов. Первый из них встречается в коммуне Мэзон Руж (Maison Rouge). Потом, ниже по течению такие же шлюзы оборудованые еще в нескольки местах (Шампань-Сюр-Сен (Champagne-sur-Seine), Ла Каве (La Cavé), Буассиз-ле-Руа (Boissise-le-Roi), Ла Деми-Люн (La Demi-Lune), Эври (Évry) и пр.).


Сена (Seine) в пригороде Парижа

В пригороде Парижа Иври-сюр-Сен (Ivry-sur-Seine) Сена принимает воды крупного правого притока - реки Марны (514 км, площадь бассейна - 12 920 км2). Здесь ширина русла Сены достигает 150-160 метров, а берега усеяны причалами для граждански судов и бетонными укреплениями, с целью предотвращения некотролируемого разлива Сены и выхода из берегов.

В районе Парижа Сена начинает петлять. Имея общий курс на северо-запад - река пробила свое русло по очень замысловатой траектории, описывая окружности диаметром до 5 км.

Участок Сены в пределах Парижа - самый судоходный из расчета количества судов, прошедших по реке за единицу времени. Кроме транспортных судов и барж здесь курсируют регулярные пассажирские суда и прогулочные корабли. Вся набережная Сены здесь - бетонный причал.

Ниже Парижа, спустя несколько километров вниз по течению, Сена принимает воды правого притока - реки Уазы (длина - 341 км., площадь бассейна 16 667 км2). После впадения Уазы в Сену, русло последней достигает ширины около 215 м., а Сена переходит в стадию "нижнего течения".

После впадения в Сену правого притока - реки Уазы, Сена входит в последний суб-водораздел и становится нижней Сеной .

Здесь Сена продолжает свое направление на северо-запад по извилистому руслу с небольшим уклоном. В этом районе Сена выступает крупной транспортной артерией с соответствующей инфраструктурой. Во многих местах на берегах нижней Сены размещаются транспортные и грузовые терминалы для приема достаточно крупных судов. Здесь же русло Сены постоянно контролируется и обеспечивается его надлежащая глубина для прохода судов с повышенным водоизмещением.

На пути к Руану Сена принимает еще один крупный правый приток - реку Эпт (длина 113 км), в результате чего у города Вернон (Vernon) ширина ее русла достигает 220 метров. Чуть ниже по течению, в Сену впадает левый приток - река Эр (длина - 228,7 км, площадь бассейна - 6 017 км).


В Руане Сена становится доступной для навигации крупных морских судов, поскольку здесь предпринимаются меры по углублению ее русла до 10 метров. Из-за этого, несмотря на постоянное прибытие новых объемов воды с притоками, ширина русла Сены здесь практически не меняется. В Руане на Сене размещается терминалы Большого морского порта, куда заходят морские суда длиной до 280 м. и водоизмещением до 150 000 тонн.

Последние 120 км. до устья - Сена проходит с очень малым уклоном. Здесь особенно ощущается влияние морских приливов и отливов. Этот участок Сены еще называется "Морской Сеной" . Морские приливы могут поднимать уровень воды в Сене вплоть до места впадения в нее реки Эр. До 1960-х годов на этом участке Сены можно было наблюдать резкое приливное повышение уровня воды, которое достигало 4 м. Однако, это явление практически исчезло в результате внесенных изменений в реку (дноуглубительные работы, сдерживание и модификация устья).

В устье Сена разливается, превращаясь в подобие узкого залива - Руанский крик (Crique de Rouen). Ширина Сены в районе Нормандского моста составляет около 1,4 км., а на выходе в море, в районе города Гавр - 6,5 км.





В службе речного судоходства Сена разбита на несколько участков :

- Малая Сена , от истока до Монтеро-Фол-Йонне (слияние с Йонной);
- Верхняя Сена , от Монтеро-Фол-Йонне до Парижа;
- Парижская Сена ;
- Нижняя Сена , от Парижа до Руана;
- Сена морская , от Руана до Ла-Манша.

Сена судоходна на значительной части своей протяженности . Ответственность за обеспечение навигации на Сене принадлежит судоходствам Voies de France до моста Boieldieu в Руане, также, навигационной службе на Сене вверх по течению от коммуны d"Amfreville-sous-les-Monts. Деятельность этой навигационной службы Сены также распространяется на основные ее притоки (Уаза, Марна, ), а иногда и на связанные каналы (канал Верхней Сены в Мери-сюр-Сен, например). С другой стороны, сюда не входят парижские каналы (Канал de l"Ourcq, Канал Saint-Denis и Канал Saint-Martin), которыми управляет город Париж.


Участок Сены морской , то есть от устья реки до моста Гийом-ле-Конкентер в Руане, доступен для навигации океанских судов (длиной до 280 м. и водоизмещением до 150 000 тонн). На этой части реки, протяженностью около 120 км, расположены только три моста (Нормандский мост, мост Танкарвилл и мост Бротонн), которые обеспечивают высоту пролетов от уровня воды в Сене свыше 50 метров. Русло реки здесь постоянно вычищается, чтобы обеспечить проход судов с осадкой до 10 метров. Портовые сооружения на этом участке Сены находятся в ведении Большого морского порта в г. Руан, который специализируется на транспортировке зерновых культур, удобрений и нефтепродуктов. Объекты инфраструктуры порта расположены вдоль реки по берегам на протяжении 120 км от агломерации Руана до Онфлёра.

Навигационный участок "Нижней Сены" от Руана до Парижа эксплуатировался уже в XIX веке . В этот период он активно обустраивался для обеспечения надлежащего уровня воды и обеспечения возможности широкой торговой навигации вплоть до г. Парижа. Семь шлюзовых дамб, расположенные в Поз-Амфревиль-су-ле-Монтс (Poses-Amfreville-sous-les-Monts), Нотр-Дам-де-ла-Гаренн (Notre-Dame-de-la-Garenne, департамент Эр), Мерикур (Méricourt), Андреси (Andrésy), Бугиваль (Bougival), Шату (департамент Ивелин) и Сюрен (Suresnes, департамент О-де-Сен) позволяют осуществлять навигацию самоходным баржам (грузоподьемностью до 350 т), "самоходным лодкам Freycinet", длиной до 38,5 метров, самоходным речным баржам грузоподьемностью от 800 до 1350 тонн грузов, длиной от 48 до 70 метров, колоннам барж (общей грузоподьемностью от 3 000 до 10 000 тонн грузов) и речных судов (грузоподьемностью до 4 000 тонн). Эти суда и баржи транспортируют, помимо всего прочего, контейнеры, автомобили, нефтепродукты, цемент и т. д.

Портовые сооружения, расположенные на Сене в регионе Иль-де-Франс, принадлежат Парижскому автономному порту , первому французскому речному порту. Основные портовые сооружения для грузовых перевозок находятся в Лимае (Limay, Ивелин) и Женневиль (Gennevilliers, О-де-Сен). В рамках проекта в городе Ашер (Achères, Ивелин) рассматривается возможность возведения мультимодального логистического комплекса с объединением водного пути, шоссе и железной дороги.


"Парижская Сена" также характеризуется широкой речной навигацией . Здесь развиты пассажирские речные перевозки, в основном туристические (лодочные). Предпринимаются попытки организации регулярных ежедневных пассажирских перевозок (Batobus). Речные автобусы курсируют регулярно между Эйфелевой башней и Садом "Jardin des Plantes"; однако эта услуга, похоже, заинтересовала больше туристов, чем парижан, создавая неудобную конкуренцию для лодок. Пассажирское сообщение также организовано между станцией Аустерлиц и коммуной Мэзон-Альфорт (Maisons-Alfort) на Марне.

На участке Верхней Сены реализован крупномасштабный проект организации речных перевозок между бассейнами Сены и Шельды. Путем расширения канала Сен-Квентин (de Saint-Quentin), построенного в 1810 г., а также канала дю Нор (Canal du Nord, 1960г), были соединены речные порты Нормандии и Иль-де-Франс с судоходной речной сетью северной Франции и стран Бенилюкса, обеспечив проход судов грузоподьемностью класса Vb (водоизмещением 3 200 - 6 000 тонн).

"Малая Сена" для навигации не пригодна.

Подробнее:

Сена - одна из самых известных в Западной Европе рек, источник вдохновения для художников и поэтов, веками воспевавших ее красоту.

География

Река берет начало на плато Лангр в Бургундии, далее течет по равнинной местности провинции Шампань между холмами Парижского бассейна, образуя широкую долину. Русло реки очень извилистое, особенно ниже города , где оно разветвляется на несколько рукавов и образует острова.
Устье реки находится между портовым городом Гавр и приморским Онфлером, в заливе Сена пролива , где образуется большой воронкообразный эстуарий длиной свыше 25 км и шириной от 2 до 10 км. В устье Сены построен Мост Нормандии - один из самых больших байтовых мостов в мире длиной 2350 м с центральным пролетом в 935 м.
Влияние морских приливов распространяется на 35 км выше Руана. Непосредственно в устье приливы достигают высоты 7,5 м. Течение реки заметное, перепад высот между истоком и устьем достигает 500 м; в целом характер реки спокойный, если бы не угроза наводнений. Паводки случаются зимой, летом - короткая межень.
Если паводки сильные, на Сене начинается наводнение. На реке и ее притоках проводятся гидротехнические работы, что существенно снизило опасность наводнений для Парижа и других городов.

История

Название реки в античные времена звучало как Секвана (Seguana), упоминания о ней встречаются еще в древнеримских источниках I в. до н, э. Предположительно, допускается образование от кельтского sog-han - «спокойная река». На ее берегах жило кельтское племя секванов. Другое местное кельтское (галльское) племя, обосновавшееся здесь в середине III в, до н. э - паризии - дало название Парижу, который римляне называли Лютеция (от lutum - «грязь, болото»).
Кельты построили на реке рыбацкие деревни и занялись сельским хозяйством на плодородных равнинах в долине Сены. Относительно спокойный характер реки привлекал к ней людей, и вскоре вся местность вдоль Сены была заселена.
Для древних римлян река была важным рубежом в завоевании земель непокорных кельтов. В Средние века Сена служила естественной границей между феодальными владениями.
Долгое время плавание торговых караванов судов по Сене было небезопасным делом из-за разбоя. Еще дольше доставляло неудобства мелководье. Первые серьезные работы по углублению русла реки были проведены лишь в 1840 г., после чего корабли с осадкой до 1,6 м смогли перемещаться по реке от устья до Парижа. Позже работы по повышению судоходности реки продолжились, и теперь до Парижа поднимаются суда с осадкой до 3,2 м, а до Руана - 6,5 м. Углубление дна Сены в 1960-х гг. помогло избавиться от такого явления, как маскаре - аномально высоких приливных волн, возникающих в устьях Сены и движущихся вверх по течению.
Резкое повышение уровня воды в Сене зимой и осенью и сегодня представляет серьезную опасность для Парижа, хотя после сильнейшего наводнения в январе 1910 г. по берегам реки были выстроены защитные дамбы. Статуя Зуава у опоры моста Альма с давних пор служит своеобразным измерителем: асе парижане знают, что, когда вода поднимается до его колен, это наводнение средней опасности, если до уровня пояса и выше - весьма серьёзное, а в 1910 г. уровень воды в Сене достиг бороды (или шеи) Зуава - 8 метров 62 сантиметра.
В 1944 г. во время Второй мировой войны была проведена стратегическая операция «Оверлорд» по высадке войск англичан и американцев на французском берегу в Нормандии: союзники прорвались сквозь немецкие укрепления на восток, форсировали Сену и 25 августа, при поддержке французских партизан, освободили Париж.
В 1991 г. ЮНЕСКО внесла парижские берега Сены - Рив-Гош и Рив-Друа - в европейский список Всемирного наследия человечества.
Пусть Сена и не самая длинная река во Франции (самая длинная - Луара), тем не менее она остается важнейшим звеном экономики Франции и всей Западной Европы, 60% реки судоходно, судоходство по реке осуществляется круглый год. Сена соединена каналами с Рейном, Маасом, Луарой, Соной, Соммой, Шельдой. Из-за высоких приливов в устье Сены суда проходят по обводному Танкарвильскому каналу. Суда поднимаются до самого города Труа - к подножию гор, где находятся истоки Сены. Океанские суда поднимаются до Руана - на расстояние свыше 120 км от устья.
Бассейн Сены - главный индустриальный и сельскохозяйственный район Франции. Именно на Сене находятся крупные промышленные компании нефтеперерабатывающей, химической и автомобильной отраслей промышленности.
Однако по той же причине к 1960-м гг. уровень загрязнения воды в Сене повысился настолько, что жизнь в реке практически исчезла. Срочные меры по ликвидации и предотвращению загрязнения реки дали неплохие результаты: в 2009 г. было даже отмечено возвращение в Сену такой чувствительной к загрязнению рыбы, как атлантический лосось.
Париж - самый большой речной порт на Сене, за ним следуют Руан и Гаар. Сена настолько важна для Парижа, что ее неофициально принято считать 21-м городским округом. Река разделила Париж надвое: на правом берегу сосредоточена торговая и деловая часть города, левый берег - это преимущественно культурные и образовательные учреждения.
На правом берегу Сены расположен Лувр - музей с мировой славой, живописные постройки в саду Тюильри, дворец Карнавале, башня Сен-Жак, кладбище Пер-Лашез, Монмартр, Булонский лес…
На левом берегу Сены стоит еще один символ Парижа, без которого уже немыслима панорама города: Эйфелева башня на Марсовом поле. Неподалеку находится Дом Инвалидов, где похоронен император Наполеон Бонапарт. Дворец Марии Медичи в Люксембургском саду - местонахождение сената страны. Рядом - Латинский квартал и знаменитый университет Сорбонна. В наше время не многие студенты могут себе позволить жить по соседству с Сорбонной, в 5-м и 6-м округах, где с начала XX в. обосновались представители парижской художественной интеллигенции - богемы: художники, писатели, театральные деятели.
Рив-Гош - левый берег Сены - понятие не только топографическое.
Стиль Рив-Гош подразумевает совершенно особый, эксцентричный образ жизни, манеры поведения и внешний вид богемы, в отличие от более консервативных буржуа с правого берега. Сегодня подобный свободный стиль, что-то между хиппи и яппи, назвали бы «бобо» (фр. bourgeois-boheme - буржуа-богема).
В пределах Парижа через Сену переброшено 37 мостов, включая самые известные: мост Луи-Филиппа и Пон-Неф, или Новый мост, постройки 1607 г. - старейший из сохранившихся мостов Парижа через реку Сену.
Руан - третий по величине порт на Сене, с развитой промышленностью и главной достопримечательностью - Руанским собором, заложенным в 1210 г. и завершенном в начале XVI в.
Гавр - второй порт после Парижа - ранее назывался Гавр-де-Грас, или «благодатная гавань». В настоящее время на Гавр приходится весь внешнеторговый оборот Франции со странами Америки и Западной Африки.
В месте, где сливаются Сена с Уазой, стоит еще один крупный центр речного пароходства - Конфлан-Сент-Онорин.

Но Сена - это еще и патриархальные деревушки и тихие провинциальные городки. На высоком берегу Сены, в местечке Фрет-сюр-Сен открывается роскошная панорама леса Сен-Жермен-ан-Лэ, в эти края приезжают в поисках вдохновения художники и писатели.


Общая информация

Местоположение: Западная Европа. Протекает по территории Франции, пересекая исторические области Бургундия, Шампань, Иль-де-Франс. Нормандия, департаменты Кот-д"Ор, Об, Сена и Марна, Париж, Ивелин, Эсонн, Уаза, Верхняя Сона, Валь-де-Марн, Сен-Сен Дени, Эр, Приморская Сена, Кальвадос.

Способ питания: преимущественно дождевой (максимум - ноябрь-март, минимум - август-сентябрь).

Бассейн: Атлантический океан.
Исток: южная часть плато Лангр (на высоте 471 м), регион Бургундия.

Устье: бухта Сена, пролив Ла-Манш.

Крупнейшие притоки: левые - Йонна, Луэн, Эр, Риль, правые - Урс, Об, Марна, Уаза, Эр.

Крупнейшие города: Париж (крупнейший континентальный порт Франции) - 2 234 105чел. (2009 г.), морские порты Руан - 110 688 чел. (2009 г.) и Гаар - 177 259 чел. (2009 г.).

Цифры

Длина: 776 км.

Ширина: в Париже - 265 м, между городами Эльбеф и Руан - 680-780 м.

Средняя глубина в районе Парижа: 6,5 м.

Площадь бассейна: 78 650 км 2 .
Средний расход воды: у Парижа - 250 м 3 /с. в устье - 450-500 м 3 /с.

Климат и погода

От морского до умеренно-континентального.

Средняя температура января: +4.2°С.

Средняя температура июля: + 19,6°С.

Среднегодовое количество осадков: 640 мм.
Относительная влажность воздуха: 70%.
Уровень воды: самый высокий - в январе, самый низкий - в сентябре.

Экономика

Портовая индустрия.

Водоснабжение: городское и сельскохозяйственное.

Сфера услуг: туризм, транспорт (речное судоходство).

Достопримечательности

Город Париж

Мосты : Александра III, Альма, Инвалидов. Менял, Мирабо, Согласия, Луи-Филиппа, Пон-Неф (Новый мост), Сен-Мишель, Искусств, Карусель.
Острова : Сите: Дворец Правосудия и замок Кон-сьержери (с VI в.), Дворцовый бульвар, собор Нотр-Дам-де- Пари (1163-1330 гг.); Сен -Луи: (застройка 1614-1664 гг.) набережные Орлеанскаяи Бурбонов:дворцы Лозен, Ламбер, Шенизо; Лебединый: (сооружён в 1825 г. в качестве дамбы): уменьшенная копия статуи Свободы (11,5 м): Гран-Жатт изображен на шедевре Жоржа-Пьера Сера «Воскресный день на острове Гранд-Жатт-. 1884-1886 гг.).
Левый берег : гора Святой Женевьевы, старые монастыри бенедиктинцев и кармелиток, набережная Латинского квартала, Сорбонна (с XIII в.), Валь-де-Грас (XIII в.), престижный университет Эколь Нормаль, церковь Сен-Жюльен-ле-Повр (с XII в.), аббатство Сен-Жермен-де-Пре [с XI-XII вв.); дворец Маза-рини (XVII а.) на набережной Конти, «Большие кафе», бульвар Монпарнас, катакомбы (длиной до 160 км), музеи Орсе и Бранли, Дом Инвалидов (1670-е гг.). и др. в Правый берег: мэрия в Отель-де-Виль (здание в Гревском порту с ХII в.). квартал Маре, дворец Карнавале (XVII в.), Лувр (с 1190 г.), Тюильри (с 1564 г.) и Ели-сейские поля (с 1616 г.). Центр Помпиду (Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду,
в Обиходе - «Бобур») и др.
Город-порт Руан : Руанский собор (1120-1200 гг.).
Город-порт Гавр : мост Нормандии (1995 г) в устье Сены между г. Гавр и г. Онфлер, послевоенная застройка по проекту Андре Перре, церконь Сен-Жозеф - памятник жертвам бомбежек 1944-1945 (1958 г,), церковь Нотр-Дам и аббатство Гравиль-Сенг-Онорин (XVI-XVIII вв).
Город Онфлер : старинная гавань, деревянная церковь св. Екатерины (XV в.).
Город Ле-Андели : старый район Большой Андели был романским городом, местом проживания франкских королей, культурным и религиозным центром: замок Шато-Гайар (XII в.) построен Ричардом Львиное сердце.
Город Труа : древнее поселение кельтов, 42 памятника культуры, большая часть сосредоточена в центральном районе, называемом «Пробка шампанского».
■ Руины аббатства Жюмьеж (основано в 654 г.).

Любопытные факты

■ При первых признаках наводнения в 2003 г боле 100 тыс. ценных предметов искусства были эвакуированы из подземных запасников музеев Парижа, что стало самой большой эвакуацией такого рода со времен Второй мировой войны.
■ Мост Нормандии - вантовый дорожный мост обшей длиной 2350 м с центральным пролетом в 935 м. высота пилонов 215 м. Строительство моста заняло почти семь лет, открыт в 1995 г. До 1999 г., когда его «Обогнал» мост в Токио, был самым длинным в мире.
■ Город Гавр был почти полностью уничтожен во время Второй мировой войны в ходе боев и бомбардировок. Впоследствии отстроен заново по проекту архитектора Андре Перре. Эти дома послужили образцом для массовой застройки в СССР при Хрущеве (известные всем «хрущевки»).

Гуляя по Парижу, любой турист однажды набредет на место, где перед ним открывается великолепный вид на реку, одну из крупнейших во Франции. Это Сена — река в Париже , ставшей сердцем и душой города. Набережные Сены на протяжении многих веков вдохновляют художников, поэтов и радуют романтичных туристов.

Длина реки составляет 776 км. Свое начало она берет в Бургундии, восточном регионе Франции, и заканчивается вблизи города Гавр, расположенном в северной части страны в Верхней Нормандии. Взгляните на карту Франции и сможете увидеть расположение на ней Сены.

Сена — река в Париже

В древние времена, согласно сохранившимся древнеримским источникам, название реки звучало как Секуана. Историки предполагают, что это название происходит от кельтского и обозначает «священная река». Еще в 3 веке до нашей эры на живописных равнинах вблизи Сены начали селиться племена кельтов. Эти места привлекали древних жителей не только своей красотой. Плодородные земли позволяли заниматься сельским хозяйством, а спокойный характер широкой реки – развивать рыбный промысел. Одно из таких племен, которым приглянулась река Сена , поселились на ее берегах- паризеи, дало название современному Парижу.

На сегодняшний день Сена является крупнейшей транспортной артерией Франции и играет весомую роль в развитии промышленности, сельского хозяйства и туризма. Именно это стало причиной загрязнения вод и привело к гибели речной фауны. Ряд мер, предпринятых французским правительством в последние десятилетия, в значительной мере повлияло на улучшение экологической ситуации и частичному восстановлению фауны, о чем свидетельствует возврат в воды Сены атлантического лосося.

Находясь в Париже, стоит обязательно совершить небольшое путешествие на речном кораблике. Такая прогулка по Сене в Париже раскроет перед вами практически весь город и подарит массу впечатлений. Вы сможете отдохнуть от городской суеты, наслаждаясь великолепными видами и прохладой, исходящей от воды. Одна из пристаней, с которой можно попасть на прогулочный кораблик, находится прямо у моста Йены.

Сена — река в Париже. Пристань у моста Йены

За такую прогулку придется заплатить несколько евро, но мы уверены, что полученные от нее впечатления того стоят. Уверены, вам понравится кораблик по Сене Париж .

А теперь, давайте познакомимся и с прекрасным городским мостом, о котором мы уже упомянули.

Сена — река в Париже. Мост Йены

Сейчас мы поговорим о мосте Йены, с которого открывается великолепнейший вид на Эйфелеву башню. Миллионы туристов побывали на этом мосту, любуясь символом Парижа. У моста непростая история, и был момент, когда его, чуть было, не разрушили.

Наполеон приказал построить мост, выходящий на Марсово поле. И в 1807 году река Сена в Париже была преграждена судоходным мостом. Было много предложений по поводу того, какое же имя он будет носить, например «Мост Марсова поля» или «Мост Военной школы». Но император отверг все названия и предложил свое: «Мост Йены», в честь блистательной победы Французской армии над Пруссией при Йене, состоявшейся в 1806 году. Великий полководец любил вспоминать день сражения и утверждал, что он был лучшим в его жизни.

Строительство моста продолжалось с 1808 по 1814 год. На его возведение государством были выделены огромные средства. К моменту окончания строительства в Париж уже вошли союзные войска под предводительством российского императора и прусского короля, которому не понравился мост, названный в честь позорной для Пруссии битвы. Генерал Блюхер, лично принимавший участие в том сражении, задумал его взорвать.

По одной легенде, в защиту моста высказался российский император Александр I, по другой – Людовик XVIII, который сказал, что если мост взорвут, то только с ним. Но как бы там ни было, мост Йены остался стоять на своем месте. Его просто переименовали, а гордых имперских орлов, которые украшали внутренние части фронтонов, заменили королевскими буквами «L».

Через небольшой период времени, в 1830 году, мосту вернули его первоначальное имя, а в 1852 году орлы вновь заняли свое место, благодаря Наполеону III, племяннику Великого полководца. Вы можете взглянуть на старый снимок моста Йены и сможете увидеть его таким, каким его видели жители города в конце 19 века.

Париж река Сена. Мост Йены 19 век

С четырех сторон от моста Йены в 1853 году на мощных пилонах были установлены четыре скульптуры спешившихся всадников. Все они выполнены разными скульпторами, а изображают – римского, греческого, галльского и арабского воинов. Выглядят скульптуры достаточно монументально. Взгляните на фотографии скульптур.

Сена Париж — скульптуры

Реки - это водные артерии, несущие жизнь во все уголки нашей планеты. Их красота и величие поражают. Рекам посвящают стихи и песни. Фотографы пытаются передать величественность рек с помощью снимков, а художники - в своих картинах. Сегодня мы отправляемся в виртуальный круиз и исследуем реки в Париже!

Сена: «священный источник»

Какую парижскую реку можно считать сердцем города и его жемчужиной? Конечно же, Сену! Если обратить внимание на этимологию названия, можно узнать, что произошло это слово от кельтского Sequana - «священный». Даже когда Парижа не было и в помине, на берегах этой реки уже жили племена паризеев. От названия этого древнего племени и произошло название города Парижа.

Географические факты

Река Сена - вторая по длине французская река. Она уступает лишь Луаре. Длина Сены 776 километров!

Начало Сена берёт в южной части плато Лангр, расположенного в Бургундии. Именно отсюда река начинает свой путь к Парижскому бассейну.

За пределами Парижа река Сена начинает петлять, становится извилистой. У города Гавр она впадает в одноимённую бухту, оттуда же - в пролив Ла-Манш.

Один из самых длинных в мире подвесных мостов возвышается именно над Сеной. Это открытый в 1995 году Мост Нормандии.

Сена - судоходная река, основные её притоки - это Йонна, Об, Марна, Уаза.

Исторические факты

Широкую известность река Сена получила ещё в дни Римской империи. В это время Париж стал важным торговым центром. А Сена - торговой артерией.

Путешественники встречают на Сене множество восхитительных мостов. Только на территории Парижа их 37! Почти все имеют многовековую историю, например Новый Мост. Его первый камень заложил ещё Генрих III в 1578 году. Самый «молодой» мост на реке Сене назван в честь первого президента республики - Шарля де Голля.

Кроме того, на берегах этой реки в Париже с середины июля до середины августа проходит традиционный фестиваль пляжей. Все пляжи работают ежедневно. Здесь можно найти развлечения на любой вкус: аттракционы и дискотеки, прогулки на каяках, бальные танцы и волейбол.

Сами парижане говорят: несмотря на то что Париж разделён на 20 округов, Сена может полноправно считаться двадцать первым.

Река, на которой стоит Париж, делит город на две части, каждая из которых - особенный мир. Правый берег - это деловой центр столицы Франции. Левый, в свою очередь, средоточие культуры города.

Левый берег Сены

Колыбель культуры, центр богемной жизни столицы - вот что такое Левый берег Сены. В его составе - шесть округов. Предпочтение им в своё время отдали Хемингуэй, Пикассо, Матисс, Фолкнер, Камю и многие другие. Но Левый берег - это не только географическое понятие. Это, скорее, особый стиль жизни и моды.

Именно на Левом берегу расположены такие достопримечательности Парижа, как Эйфелева башня, Катакомбы, Люксембургский сад, музей Орсе, Пантеон и большое количество церквей и парков.

Правый берег Сены

На правом берегу этой реки в Париже живут сливки общества. Во все времена именно Правый берег блистал своей роскошью и богатством. Если на Левом берегу царит хаос, то на Правом властвует порядок. К тому же эта часть города достаточно тесная (в её составе 14 округов), а потому всё здесь устроено рационально. На Правом берегу можно увидеть Лувр и Монмартр, Парижскую оперу и сад Тюильри, Триумфальную арку и Мулен Руж.

Остров Сите: между двух берегов

Опытные экскурсоводы советуют туристам начинать знакомство со столицей Франции с острова Сите. Именно его можно называть колыбелью Парижа - ещё в 300 году до нашей эры здесь поселились паризеи. Спустя 250 лет к городу приблизилось римское войско. Жители решили перебраться на новое место, а все свои дома и постройки сожгли. Римляне захватили территорию и решили возвести здесь город, однако выбрали для этой цели Правый берег. Выстроенный город просуществовал целых три столетия! Город разрушили варвары, жить в городе стало невозможно. Население приняло решение перебраться на остров Сите, который был защищён от непрерывных набегов. За внушительными крепостными стенами началось строительство. В шестом веке на острове появилась первая парижская христианская церковь. На её месте, кстати, позднее возвели собор Парижской Богоматери.

Остров Сите в десятом веке стал резиденцией правящих династий на триста лет. Жили монархи в роскошном дворце. В то время здесь было 40 улиц, рынок, госпиталь и кафедральный собор. В XVI веке площадь острова увеличилась на 17 гектаров. По приказу Генриха Третьего к Сите были присоединены три островка.

На этом острове немало достопримечательностей. Например, верующим стоит посетить капеллу Сент-Шапель и Нотр-Дам де Пари. Тем, кому по душе искусство, стоит обратить внимание на музей Консьерджери. Нельзя не обратить внимания на площадь Дофина, бульвар Дю-Пале, Мемориал жертвам депортации.

Бьевра: исчезнувшая река Парижа

Самый знаменитый приток Сены носит название Бьевра. Он впадает в реку прямо в Париже. Именно с этим притоком связаны невероятные легенды, касающиеся истории города и жизни его населения.

Гийом Аполлинер говорил о самой известной реке Франции: «Сена течёт под мостом Мирабо». А вот Виктор Гюго посвятил стихотворение самой загадочной реке Парижа.

Существует несколько основных версий появления названия этой реки в Париже. Название Бьевра, по утверждению некоторых исследователей, произошло от латинского наименовании бобров. Другие учёные утверждают, что происхождение названия связано с кельтским словом, означающим тёмно-коричневый цвет. Ещё один вариант гласит - корни у этого слова латинские, произошло оно от глагола, который можно перевести как «пить».

Однако в XVI веке Бьевру называли Рекой гобеленов. Связано это было с тем, что на берегах притока располагались мануфактуры, использовавшие его воды в процессе окрашивания гобеленов. Именно тогда Бьевра стала синонимом слова «нечистоты».

Такую репутацию река сохраняла вплоть до XIX века. Тогда русло Бьевры постепенно начали скрывать под городом - были возведены кирпичные своды, позднее здесь проложили трубы.

Сегодня желающие увидеть Бьевру могут сделать это в сквере Рене Ле Галь. Именно здесь на поверхности находится небольшой ручеёк. Поговаривали даже, что в этом месте русло Бьевры может быть полностью открыто.